Кто виновен в смерти екатерины. Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Главная / Измена мужа

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.


Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.


Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.


Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.



Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

Катерина - "Светлый луч в тёмном царстве",говорил Добролюбов,но почему?Катерина совершила страшный грех и ей не может быть оправдания!Но не зря Островский использовал выражение "тёмное царство" - не всё так просто,как может показаться на первый взгляд.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду").

В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается...Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя.Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Смерть Катерины неслучайна.Она вынужденная и мучительная.Решение Катерины было осознанным,тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

Тема урока : «Кто виноват в гибели Катерины?» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

Выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

Выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

Учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

    Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

    Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.

    Задания: «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)

Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него

    Вопрос домашнего задания: Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? (Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

    Новый материал .

1) Черты характера Катерины.

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить, прямота.

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу: Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.(читает учащийся)

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

    Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

Чем объясняется раскаяние Катерины?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)

(Чтение отрывка)

Звучит романс «А на последок я скажу»

Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства».

Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

    Работа по учебник (Резерв)

Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа

« Исполнительницы ролей Катерины»

1- Косицкая

2-Федотова

3-Стрепетова

4-Ермолова

5-Тарасова

6-Козырева

Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина – это «полоумная мечтательница

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

Она постоянно кидается из одной крайности в другую

Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

Увидел в Катерине поэзию народной жизни

Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Т естовое задание.

    Итог урока .

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. Сдетства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно-я выбежала на Волгу, селав лодку, да и отпихнула ее от берега. Надругое утро уж нашли, верст задесять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное оттого, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю другу друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видновдиалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до Тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без- зтрацна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой дна сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

Все драматические события в пьесе «Гроза» протекают в небольшом провинциальном городке Калинове, что находится на берегу могучей русской реки Волги. Поэтически возвышенно начало пьесы. Перед нами — волжский пейзаж. Крутой обрывистый берег, бескрайние сельские просторы и русская раздольная песня «Среди долины ровные, на гладкой высоте…». И рождается в душе ощущение необъятных возможностей русской жизни.

Заканчивается пьеса. И вновь мы на берегу Волги. Тот же высокий крутой обрыв. Только ощущение иное. Наступает развязка, завершаются нравственные муки Катерины. С одной стороны, величественный, светлый волжский вид, а с другой – волжский омут, в пучине которого должна найти свой конец Катерина. Уже это парадоксальное соединение поэтического и прозаического, светлого и мрачного наводит нас на мысль о том, что жизнь в условиях этого города доводит людей до отчаяния, что конфликт неизбежен.

В этих условиях живет и мучается Катерина; жизнь ее оказалась настолько невыносимой, что единственным выходом из жизненного тупика для нее стала смерть. Неизбежна ли гибель Катерины? Был ли у нее путь спасения? Кого винить в гибели героини? – вот вопросы, встающие перед нами. И ответить на эти вопросы, понять причины трагической развязки мы не сможем правильно, если не будем иметь представления о характере ее, воспитании, образе жизни до ее замужества. Как самые счастливые воспоминания хранит Катерина в памяти воспоминания своего детства. Маменька души в ней не чаяла, наряжала, как куклу. Жила Катенька, как птичка на воле, ни о чем не тужила. Слушала недосужие рассказы странниц, которые «по немощи» своей далеко не ходили, но слышать слыхивали, вышивала золотом по бархату, поливала цветы.

А главное, как вспоминает Катерина, «…до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… Молиться любила до самозабвения: …все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается». Церковная обстановка, церковное пение, служба погружали ее в какой-то поэтический мир сказочных образов. Катерина религиозна. Ее вера в Бога искренна, глубока, органична; это переживание чего- то доброго, величественного, духовного.

Катерина – натура поэтически – восторженная. Ей иногда кажется, что она птица: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но в этой поэтически восторженной натуре рано сказалась сила характера: «Такая я уж зародилась, горячая! Я еще лет шести была… Обидели меня чем –то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять?» В исследовании причины гибели Катерины нужно помнить и то обстоятельство, что она – дочь своего времени. Времени, когда девушки не выходили (как говорят сейчас) замуж, их выдавали, замуж. Приходило время (лет 16 – 17), им родители говорили, что пора замуж, засылались сваты, и девушки выполняли волю родителей. Катерина хочет быть вольной, как птица, свободной. Но понятие «свобода» у нее олицетворяется с понятием любви. Любви по зову сердца. Для неё любовь становится формой освобождения, возможностью отстоять свое право на жизнь.

Но Катерину выдали замуж за Тихона в дом Марфы Игнатьевны Кабановой. Вольная птица сразу оказалась в «железной клетке». В доме Кабановых все было по- другому. Домостроевские порядки, установленные Кабанихой, требовали полного подчинения старшим. Не искренние чувства, не от сердца идущие порывы, а лишь внешние выражения каких – то благочинных правил, суть которых состояла в покорности и страхе. Это унизительно для Катерины, ей стыдно за Тихона, который безропотно выносит все укоры «маменьки». «Да здесь как будто из-под неволи. Да и на воле словно связанный», — признается Катерина Варваре.

В порыве нежности, провожая мужа в дорогу, она кидается ему на шею. Таковы ее искренние чувства, идущие от сердца. Но в ответ слышит властное: «Чего на шею – то виснешь, бесстыдница! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». «Порядок» Кабанихи требует, чтобы жена, проводив мужа, еще час – полтора «выла». Катерина пока терпит, но чувствуется, что столкновение неизбежно. На обиду Кабанихи она ответит: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» «Эка важная птица», — произнесет свекровь в ответ с издевкой, намекая, что засадит в скором эту «птицу» в клетку. Но не таков характер непокорной Катерины. Она как раз стремится к воле, желая освободиться от клетки. Положение Катерины усложняется еще той жизненной ситуацией, в которой она окажется. Она полюбила Бориса, племянника Дикого.

С одной стороны, Катерина, искренне впервые полюбив, понимает, что она имеет право на свое женское счастье. Но Катерина – мужняя жена, а «ведь это страшный грех, что я другого люблю». Она потому и боится грозы. Ей не то страшно, что убить сможет, «а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Для Катерины не только «деяния», помыслы лукавые греховны. Внутренняя борьба между чувством и долгом (она ведь и Тихона обманывает), между чувством и страхом греха низводят Катерину нравственными терзаниями. Она не может жить по нравственным правилам «темного царства» — живи, как хочешь, делай, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто» было. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Суд собственной совести не дает ей покоя, поэтому Катерина предчувствует в душе какую-то беду; пророческие слова барыни: «Все в огне гореть будете неугасимом», — она принимает на себя. Нравственные терзания обостряются, загоняют Катерину в тупик. С одной стороны, о своей любви к Борису она скажет: «Точно я снова жить начинаю…». С другой, страшась греха, она испытывает нравственные терзания.

Трагедия Катерины в том и состоит, что любовь свою к Борису она считает страшным грехом, за который ей в «гиене огненной» кипеть, когда придет час божьего суда. Не помог ей освободиться и Тихон.«Тиша, голубчик, кабы остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила… Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…». Но Тихон, занятый только своими мыслями о том, что две недели над ним никакой грозы не будет, полная свобода впереди, не мог по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Отрежет ей путь спасения, и Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…». Душевно мягкий и деликатный, образованный… Он-то как раз все понимал, что творилось в душе Кати. Знал… А спасти – силы характера не достало. Как скажет Добролюбов: «Образование не позволило ему делать пакости, но и не научило противиться им». Остается только сожалеть, что волевой Катерине довелось встретить на своем пути характер безвольного, человека, который не только подчиняется капризам своего дядюшки, но и сознательно терпит их. И полюбила его Катерина скорее на безлюдье, не похожего на других калиновцев.

Произнесет Катерина одну фразу: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их». А детки не спасли был Катерину от трагической развязки? Не знаю, но наверняка жизненная судьба ее сложилась бы иначе. Детки для нее, мне кажется, могли бы стать и смыслом жизни и той возвышенной, но материнской любовью, которой так недоставало ей.

А пока… Свободно любить Катерине нельзя. Встречаться с любимым тайно… Природная правдивость не позволяет ей жить обманом. Самым напряженным моментом внутренней борьбы Катерины между чувством и долгом станет сцена с ключом. Побеждает чувство: «Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу!…» Но как мучительны для Катерины эти свидания. Муки совести («ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!») по-прежнему терзают ее.

Но чувство Катерины глубоко, жажда любви настолько велика, что она решилась, пойти против самой себя, своих нравственных устоев, которые считала для себя святыми. На осторожное слово Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!», — Катерина решительно окажет: «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Кажется, что Катерина преодолела страх греха, не страшен ей теперь и людской суд. Самым страшным теперь для Катерины становится мысль: «как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться». Но что же победит – чувство или голос совести?

И вот кульминационный момент…Неожиданно возвращается Тихон. Как жить ей дальше? Обманывать она не сможет. Как быть ей с собственной совестью? Жизненные тиски сошлись, кажется, со всех сторон. Все восстало против нее. Зловеще нависло предгрозовое небо («Ровно шапкой так и накрыло). Катерина услышит случайно оброненную фразу: «… помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…». За ней появится полусумасшедшая барыня со своими предсказаниями. Пытаясь молитвой облегчить, нравственные муки свои, Катерина подойдет к стене и, опустившись на колени, подняв голову, увидит «гиену огненную». Внутреннее состояние ее не выдерживает психологического напряжения, и она тут же прилюдно, «на миру», кается в своем грехе. Нет, не смогла жить обманом, суд совести оказался выше.

Сценой покаяния Катерина освобождает себя от нравственных терзаний, но тем самым осложняет и без того тягостное свое существование. Путь к спасению отрезан. Борис оказался слаб душой. Можно вернуться в дом Марфы Игнатьевны, покаяться, попросить прощения. Но для Катерины, «что домой, что в могилу – все равно. Опять жить? Нет, нет, не надо… И люди мне противны, и дом мне противен… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Нет, непокорная Катерина находит выход из тупика. Финальная гроза – это символ той грозы, которая нависла над Калиновым. Неслучайно пьеса заканчивается народной сценой, узел семейных событий распутывается «на миру». У всех на виду обнажились бесчеловечные основы «темного царства»! Безропотный Тихон трезвеет и произнесет свои веские слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Общественное отношение к семейной драме Кабановых выскажет в открытом упреке и Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Смерть Катерины взметнула стоячий мир Калинова. В самой ее смерти, как заметил еще Добролюбов, есть что-то «освежающее и ободряющее».

Но кого же винить в гибели Катерины? Она нашла выход из «тупика». Но кто ее к нему довел? Можно согласиться с Тихоном, который бросит: «Маменька, вы ее погубили».

Можно обвинить Бориса, отказавшегося взять Катерину с собой.

Но мне ближе другое исследование: «Невыносим для Катерины собственный суд над собой. Потрясены ее нравственные устои. Это не просто «семейный обман», произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины нравственные установления». Действительно, «Гроза» – это не трагедия любви (не отказ Бориса убивает Катерину). Это скорее всего – трагедия совести. Так и не смогла Катерина преодолеть греховность своей любви к Борису. Вот это безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к нему и непримиримость, отвращение к домашней тюрьме, к неволе и является причиной ее гибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, ее нравственных представлениях и высокой моральной требовательности и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

Назвать конкретного персонажа, который повинен в гибели Катерины нельзя. На мой взгляд, в ее смерти виновато большое количество героев драмы «Гроза».

Муж не защищал ее от нападок матери, не захотел взять ее с собой в поездку. Если бы он был более смелым, поставил мать на место, стал жить своим домом, Кабаниха бы не гнобила так сильно Катерину.

Кабаниха тоже виновна в ее смерти. Она пыталась «сломать» невестку. Она хотела, чтобы ее дети жили по домостроевским правилам, что было невозможно в новое время.

Варя тоже отчасти виновна в смерти невестки. Если бы она не уговорила Катерину ночевать в саду и не пригласила туда Бориса, не было бы измены.

Борис тоже несет ответственность за эту смерть. Он мог бороться со своим чувством, он понимал, что Катерина замужем. Он знал, какая у нее свекровь.

Родители Катерины тоже несут часть вины. У них состоятельная семья, но они не защитили свою дочь.

Поэтому почти каждый герой пьесы несет на себе часть вины за гибель Катерины.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры