Кто же Чацкий: победитель или побежденный? Сочинение: Кто же Чацкий: победитель или побежденный Образ чацкого кто он победитель или побежденный.

Главная / Измена мужа

»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ли, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем.
А. С. Пушкин
В основе пьесы “Горе от ума” заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий – победитель или побежденный?
“В сонную тишину” фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его “порывистое дыхание”, “бурные радости”, “громкий и неудержимый смех”, “искренняя нежность”, и “пылкое негодование” неуместны здесь. В доме,

Где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои “шалости” с Лизой от дочери, искренность Чацкого – “незванная гостья”. В обществе, “где тот и славится, чья гнулась шея”, независимость Чацкого делает его “опасным человеком”. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий “властей не признает”, так же как не признает чинов и богатства “отцов отечества”, которые “грабительством богаты”. И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его “дичатся как чужого”.
Но зачем он здесь?
Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.
Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, “какою ворожбою умел к ней в сердце влезть” этот услужливый человек, который “на цыпочках и небогат словами”. В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом “пустого, рабского, слепого подражанья”, он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. “Да, мочи нет: мильон терзаний… ” – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. “Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких”. И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: “С ума сошел!”. Этот поединок – не новый, но и не стареющий.
Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.
И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их “идеал свободной жизни” определен: “это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”, это свобода “служить или прислуживаться”, “жить в деревне или путешествовать”. И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что “Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей”. У Гончарова Чацкий – вечный обличитель лжи: Один в поле не воин”. Нет, воин, если он – Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: “Трудно согласиться с Гончаровым в том, что “количество силы старой” сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей “смертельный удар качеством силы свежей”.
И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.


Сочинения по литературе: Кто же чацкий победитель или побежденный В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.

Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство: Где время то? где возраст тот невинный, Когда, бывало, в вечер длинный Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, Играем и шумим по стульям и столам. А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом; Мы в темном уголке, и кажется, что в этом! Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь...

Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз "спала пелена". Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: "На что вы мне?". Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.

Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше. На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые: ...А он в ответ: "Недаром, Лиза, плачу: Кому известно, что найду я воротясъ? И сколько, может быть, утрачу!" Бедняжка будто знал, что года через три...

Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим.

Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь: ...

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! "Горе от ума" - сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века. Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство - Чацкий и его единомышленники - и консервативное дворянство - фамусовское общество.

Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина. Александр Андреевич Чацкий - главный герой пьесы "Горе от ума". Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает "вон из Москвы". Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких.

Павел Афанасьевич Фамусов в своей реплике говорил: Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. Мы, читатели, прислушиваемся к речам Чацкого, его советам и поступкам. Ведь в его образе сконцентрировано все то, что хочет сказать нам автор. Чацкий возвращается в Москву полный мыслей, новых идей, любви.

Но здесь его ожидают сюрпризы. Он узнает, что его любимая София изменила ему. Насчет этого Чацкий с жаром сообщает: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов!

А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекали! Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех?! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Развязка конфликта в комедии - объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие.

Но он просто попадает в общество, где: Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков. Дряхлеющих над выдумками, вздором... Но Чацкий находит выход из создавшейся ситуации и уже обвиняет фамусовское общество в том, что он, якобы, сошел с ума: Вы. правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет...

На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство. Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого. Основная мысль этой пьесы - энергичный протест против гнусной тогдашней действительности.

"Горе от ума" актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.

В комедии Грибоедова перед каждым читателем рано или поздно встает вопрос о том кем же является Чацкий в данном произведении? И, правда, кто он? Мужчина «лишенный» любимой женщины и побежденный общественными домыслами, или независимый герой, до конца отстаивающий свою правду и избежавший дальнейшего унижения?

Однозначно на этот вопрос нельзя ответить. Грибоедов показывает героя в лучшем свете, с самыми «правильными» на его взгляд суждениями. Однако Александр сам становится инициатором своего «запятнанной» репутации, когда вступает в спор сначала с , а позже дает не лестные «отзывы» об окружении в присутствии своей «избраннице» Софьи.

Девушке не понравилась излишняя агрессивность Чацкого. Она упрекает мужчину в несдержанности и словах порочащих «честь» других людей, и в отместку присваивает ему «титул» сумасшедшего. Молва тут же разнесла новость о «душевной» болезни Александра. Сам же мужчина до самого конца комедии оставался в неведенье.

В комедии действительно становится «заложником» собственных амбиций, радикальных взглядов и бессмысленной борьбой с не совершенностью человечества. Он выбрал тактику нападения, вместо того, чтобы правильно рассчитать все возможные ходы. Чрезмерная открытость сыграла в этой войне, против него же самого.

Если судить героя с морально-этических взглядов, то можно считать его истинным победителем. Его поведение очень достойно, а жизненные принципы – непременно заслуживают уважения. Мужчина умен, образован, не пасует перед сложностями и всегда говорит только правду. Единственным его недостатком становится бестактность и бесцеремонность по отношению к другим.

Если же рассматривать Чацкого исходя из случившегося, то непременно он побежденный. Его предает любимая девушка, с которой он дружил с самого детства - она предпочла выбрать Молчалина, сочтя его более чутким, уступчивым и обходительным. Александра нагло оговорили, назвав сумасшедшим. Он не имеет ни чина, ни должности, ни огромного состояния – поэтому не представляет особого интереса в обществе. Для фамусовского окружения он непонятен, поэтому они насмехаются над ним, считая его «ненормальным» во всех отношениях.

Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Грибоедов «вершит» правосудие над Софьей, раскрывая ей тайные желания Молчалина. Девушка узнает о его равнодушии к себе и страстной любви к служанке Лизе. Обман и предательство «возлюбленного» практически разбивают ей сердце. Фамусова, вспоминая слова Чацкого, с горечью осознает, что тот был абсолютно прав, на счет Молчалина. Она полностью раскаивается за свою злую «шутку», которая стала для мужчины «роковым приговором» в обществе.

Но Александр, узнав правду, не прощает Софью. Более того, он желает девушке непременно помириться с секретарем отца, считая, что именно этот человек для нее самая подходящая кандидатура. Тем самым Грибоедов показывает, что самолюбие Чацкого раздавлено, он унижен, оскорблен, но все же старается с достоинством выйти из ситуации.

Урок по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Класс: 9

Учитель : Черепова Ольга Андреевна

Оборудование: ручки, текст комедии, презентация, раздаточный материал, схема «рыбий скелет» на ватмане для каждой группы и общий на доске.

Тема: Чацкий: победитель или побежденный? (Урок-исследование по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) Слайд №1

Цели урока:

Образовательная : сформировать личное мнение учащихся о главном герое комедии А. Грибоедова «Горе от ума» А.А.Чацком путём исследования с опорой на текст и высказывания известных писателей и литературных критиков.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательная: прививать навыки демократического стиля общения, формировать умение воздействовать в коллективе

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом окружающим.

А.С.Грибоедов

«Горе от ума» …до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент – 2 мин

Эмоциональный настрой на работу.

Тема нашего урока «Чацкий: победитель или побежденный?

- Как вы объясните её?

ЭПИГРАФ №1- СЛОВА а.Грибоедова. Слайд №2

Чацкий вступает в противоборство с фамусовским обществом – это основной конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество не просто разные, их взгляды противопоставлены.

2. Целеполагание.

Как вы определите цель нашего урока? (Проанализировать поведение Чацкого, обращаясь к тексту комедии и высказываниям писателей и критиков о герое).

- А вы можете сейчас сказать, победитель или побеждённый Чацкий?

- Как мы можем достичь её?

2. Актуализация знаний .

Обратите внимание на 2-й эпиграф. Слайд №2

Оценивая комедию А. Грибоедова как «неразгаданное…и величайшее творение», А.Блок имел в виду прежде всего её главного героя – Чацкого. Прошло уже около двухсот лет с момента её создания, а споры по поводу героев этого произведения не умолкают и по сей день.

Самые жаркие споры ведутся по образу Чацкого. Я предлагаю вам прочитать высказывания писателей и критиков и определить, о победе или поражении героя говорят они .

Что значит победить? Что такое победа? Слайд №4

Победить – 1. Кого-что. Одержать победу над чем-нибудь, кем-нибудь.

2. Перен. Преодолеть, превозмочь, побороть.

Победа – успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.

4.Исследование по теме с использованием стратегии «Фишбоун»

(работа в группах)

Мы проведём исследование с помощью приёма «Фишбоун» - «рыбий скелет»

Напоминаю о правилах работы. СЛАЙД №5

Записываем проблему в «голове рыбы».

Беседа по вопросам:

Начнём исследование с оценки эмоционального состояния Чацкого. Соответствует ли оно настроению победителя? Записываем - НАСТРОЕНИЕ

Каково эмоциональное состояние Чацкого в 1 действии? (д.1, явл.7) У вас есть помощник - ЛЕКСИКА для оценки эмоц. состояния.

Каково в 3-м действии? (Д.3, явл.22)

- … в четвертом? (д. 4, явл. 3, явл. 14)

Как и почему меняется настроение?

ЗАПИСЫВАЕМ –радость, возбуждение меняется на страдание, оскорбление, горе.

Чем вызвана такая смена эмоций? – Любовной драмой.

Записываем – ЛЮБОВЬ.

Как развивается любовная интрига в пьесе?

Каким предстает Чацкий в своем чувстве к Софье? (Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»)

- Как от действия к действию меняется интонация реплик Чацкого, посвященных этому чувству? (Д.2,явл.8, Д.3. явл.1)

Как происходит прозрение героя? (Д.4 явл10, 13).

Что его огорчает: знание того, что он отвергнут, или того, из-за кого он отвергнут? (Д.4 явл. 14).

Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.

ЗАПИШИТЕ (мечта о взаимной любви, о сватовстве сменяется разочарованием, подозрительностью, горьким прозрением)

О каком конфликте мы сейчас вели речь? А какой конфликт ещё изображён А.Грибоедовым? Давайте посмотрим, как ведет себя Чацкий в столкновении с фамусовским обществом.

Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..», явл 4«А судьи кто?...»

Д.3 явл 3,5,6,8, 22

Д.4 явл 14

Служит ли Чацкий? ЗАПИСЫВАЕМ - СЛУЖБА (КАРЬЕРА). Почему? ЗАПИШИТЕ ВЫВОД

(не служит, т.к. хочет служить на благо отечества, «делу, а не лицам»)

Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы? ЗАПИШЕМ – ОТНОШЕНИЕ К ФАМУСОВСКОМУ ОБЩЕСТВУ – ВЫВОД

К кому обращены монологи Чацкого?

Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? - - Чем объясняется эта эволюция?

ЗАПИШИТЕ ВЫВОД (отрицает законы «века минувшего», непримирим к ним, противопоставляет им передовые идеи «века нынешнего»)

Как фамусовское общество реагирует на открытое противостояние ему?Как вы оцените такой метод борьбы с противником? А Чацкий как борется? ЗАПИШЕМ - МЕТОДЫ БОРЬБЫ и ВЫВОД.

Какая самая слабая сторона в образе Чацкого? – ОДИНОЧЕСТВО – ЗАПИШЕМ. Прокомментируйте эту причину.

Что изменяется в доме Фамусова с приездом Чацкого?

А сам Чацкий изменился? Почему он говорит: «Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена»? Что он имеет в виду?

Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?

ЗАПИШЕМ - ВЗГЛЯДЫ - комментарий

ИТАК, мы исследовали, по-моему, все аспекты проблемы. Или у вас есть ещё предложения?

Тогда пора делать вывод и записать его в «хвосте рыбы». А потом от каждой группы ученик представит результат совместной работы и общую точку зрения.

5. Подведение итогов исследования.

-Сломили ли неудачи Чацкого? Чацкий – победитель или побеждённый?

Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе.

«Мильон терзаний» - это не пустая фраза. Свой «мильон терзаний» получает главный герой пьесы Грибоедова. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности. СЛАЙД №6

«Мильон терзаний» - так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Критик очень точно сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь сокрушительный удар качеством силы свежей Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.». Интересно, что критик глубоко и чутко усвоил общечеловеческое содержание образа: это воин, выступающий на рубеже старого и нового.

Чацкий одерживает нравственную победу: представители фамусовского общества его боятся, а он их нет.

Чацкому снова остается в утешение только дорога.

С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на этот вопрос:

С одной стороны, Чацкий – побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим;

Победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комнате ).

И хотя на сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета – так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоевдова в грядущей победе Чацкого ) .

Слово учителя . В комедии – открытый финал. Смысл его заключается в том, что

Грибоедов сознательно не дает однозначного ответа на вопрос – победитель Чацкий или побежденный. Он разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в уста героя то, что мог бы сказать человек декабристского толка.

Но он видит и слабость позиции своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний. Все это своеобразное воплощение авторского взгляда на мир, события, в нем происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.

6. Домашнее задание. Написать развёрнутый ответ на вопрос урока.Слайд№

7. Рефлексия . Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

- Поставленную цель достигли?

- Помог ли вам в этом приём «фишбоун»?

- Изменилось ли у вас мнение о Чацком после исследования?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? В группе?

Оценки

Я благодарю вас за сотрудничество. Мне было интересно с вами общаться.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры