Кукрыниксы художники карикатуры. Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры

Главная / Измена мужа

Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей - редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?

Как родился Кукрыникс?

Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.

Совместное творчество

Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.

Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.

Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве - публицистической графики.

Михаил Куприянов (1903-1991)

Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям - нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.

Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания - во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.

Порфирий Крылов (1902-1990)

В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова - теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов - портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.

«Никс»

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.

Графика Кукрыниксов

Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.

Индивидуальная живопись

Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов.
Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.
Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск-вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСЫ

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?» — спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Будучи даровитыми живописца-ми, Кукрыниксы прежде всего и бо-лее всего — виднейшие мастера со-ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со-бытие в международной жизни на-чиная с 30-х годов и кончая сегод-няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату-ры Кукрыниксов беспощадно разо-блачали заговор империалистических держав против республикан-ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про-должение последней войны» и дру-гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту-пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

ПЛАКАТЫ ВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУКРЫНИКСОВ

Еще свежи в нашей памяти мно-гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз-громим и уничтожим врага!», «Пре-вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав-шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору-жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру-довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ-лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958—1959 годах были опубликованы ка-рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по-священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто-жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из-вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря-женность момента, хорошо передан-ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими-стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав-шихся поработить нашу социали-стическую Родину.

Патриотическим чувством проник-нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы-тиям Великой Отечественной вой-ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

"Таня"

"Конец"

В последней картине в образах большой художественной силы по-казана бесславная гибель гитле-ризма, в разгроме которого Совет-ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

"Тоска"

"Шинель"

Басня "Лиса и Бобёр"

"Царь Николай рассматривает блоху"

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекали пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изобразил жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Куприянов Михаил Васильевич

Крылов Порфирий Никитич

Соколов Николай Александрович

(род. в 1903 г.) советские художники

В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Кукрыниксы начинали по-разному. Правда, каждый из них до ВХУТЕМАСа уже имел художественное образование: Крылов закончил художественную школу Г.Шегаля в Туле, Куприянов - аналогичную школу в Ташкенте, а Соколов - изостудию Пролеткульта в Рыбинске.

Во ВХУТЕМАСе они учились у таких известных художников, как А.Осмеркин, П. Митулич и А. Шевченко, а позже и в аспирантуре у П. Кончаловского.

Их творческое содружество сложилось не сразу. Первыми начали работать вместе Куприянов и Крылов. Свои рисунки они подписывали анаграммами Кукры или Крыкуп. Лишь через два года к ним присоединился Николай Соколов, работавший до этого художником в газете «На вахте».

Впервые карикатура за подписью Кукрыниксы появилась в 1923 году в журнале «Комсомолия». Журналом руководил популярный в те годы поэт-песенник А. Жаров, а членом редколлегии был знакомый художников поэт И. Уткин.

Вначале Кукрыниксы работали в жанре карикатуры, но постепенно перешли от иллюстрирования фельетонов к самостоятельным сатирическим рисункам. Они работали все вместе, каждый рисовал на своем листе, а затем передавал его другому. Так последовательно, поправляя друг друга, они доводили работу до конца.

Вместе с Б. Ефимовым Кукрыниксы явились родоначальниками публицистической графики. Их рисунки постепенно стали появляться не только в газетах, но и в разных журналах. Они часто выполняли и заказные работы. Так, по заданию руководства МХАТа нарисовали шаржи на всех работавших там актеров.

В 1928 году Кукрыниксы сделали оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной В.Мейерхольдом. Тем самым они попробовали себя в новом качестве - театральных художников.

Поворотным в судьбе художников стал 1932 год, когда они начали сотрудничать в газете «Правда». С этого времени они стали чем-то вроде официальных сатириков. Карикатуры Кукрыниксов печатались во всех центральных изданиях, их стали размножать в виде плакатов и листовок. Но художники все время стремились выйти за пределы сатирического жанра. Они писали станковые композиции, а также пейзажи или делали книжные иллюстрации.

Первой их совместной большой работой стал акварельный цикл по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Рисунки оказались настолько удачными, что украсили несколько изданий романа, а позже, в конце шестидесятых годов, Кукрыниксы повторили их, но уже в цвете, в соответствии с возросшими возможностями полиграфии. Примечательно, что для образа О. Бендера им позировал известный русский художник Ф. Богородский.

Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве коллектива. Художники занимались ею с каким-то особенным удовольствием, часто использовали технику пера. Очень удачными получились также их иллюстрации к рассказу А.Чехова «Дама с собачкой».

Известно также, что М. Горький советовал художникам расширить художественные рамки своего творчества. Он присылал им из-за границы книги и впервые поставил вопрос об издании альбома художников. Однако в тридцатые годы из этой инициативы ничего не вышло. Также ничего не получилось с попыткой Горького пригласить Кукрыниксов на Капри. О том, что Горький хлопотал об этом, они узнали лишь через пятьдесят лет. Оказалось, что часть письма, в которой он им об этом сообщал, была просто вырезана и спрятана в архиве.

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику. Одно их полотно - «Ленин в Разливе» - было показано на выставке «Сталин и люди Советской страны».

Несмотря на то, что художники много лет работали в главном партийном издании, газете «Правда», никто из Кукрыниксов так и не стал членом партии. По словам Н.Соколова, они боялись, что после этого их могут разъединить и направить в разные издания.

Во время войны Кукрыниксы в числе других советских художников стали работать над антифашистской графикой. Они создали целую серию выразительных портретов-карикатур фашистских руководителей, которые привлекли внимание И.Сталина. По его указанию в 1945 году Кукрыниксы были направлены в Берлин, где должны были собрать материал для большой картины «Подписание акта о капитуляции Германии».

Они ходили по улицам города, делали многочисленные зарисовки, портреты солдат, военачальников, а затем переехали в Нюрнберг, где в течение нескольких месяцев работали на процессе над нацистскими преступниками. В результате появилась серия графических листов под общим названием «Обвинение».

В связи с этим привлекает внимание весьма любопытный факт. Рисунки Кукрыниксов, сделанные на процессе, были настолько выразительными, что в 1946 году, сразу после окончания работы над ними, их положили «под сукно», и они были опубликованы только в конце шестидесятых годов.

По материалам поездки в Германию Кукрыниксы написали также несколько больших картин, наибольшей известностью из которых пользовалось полотно «Конец» - коллективный портрет главарей гитлеровской Германии.

В годы войны яркие, разящие рисунки мастеров распространялись не только в СССР, но и во всех странах антигитлеровской коалиции. Часто они становились наиболее наглядным свидетельством побед Красной Армии. Фактически Кукрыниксы возродили народный жанр лубка, сопровождая каждую свою карикатуру меткой стихотворной фразой, обычно принадлежавшей С. Маршаку или одному из самих художников.

В 1942 году Кукрыниксы создали большую картину «Таня», посвященную подвигу З.Космодемьянской. Эта бесстрашная девушка стала олицетворением народной борьбы с оккупантами еще и потому, что, согласно официальной версии, погибла с именем Сталина на устах.

Большую часть жизни Кукрыниксы не только работали, но и жили вместе в огромной коммунальной квартире. Только после войны они смогли получить комфортабельные квартиры и мастерские.

Четырехтомное собрание работ художников было издано лишь в конце восьмидесятых годов. И дело, наверное, заключалось в том, что они всегда стремились вырваться из рамок навязываемой им положительной сатиры.

В послевоенные годы Кукрыниксам удалось наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию и во Францию. Из поездки они привезли множество картин и рисунков. Примечательно, что в последующие годы в Италии с большим успехом проходили выставки их работ.

Постепенно выявился специфический почерк каждого из трех художников. Так, Крылову гораздо больше удавались пейзажи, а Соколову и Куприянову - портреты.

В своих работах они смогли сохранить традиции реалистической школы XIX века - четкий рисунок, проработанность деталей, прописанность фона и портретных образов. Они как бы выстояли в экспериментальных формах русского авангарда и постмодернизма, с тем чтобы впоследствии создать необычайно динамичную и в то же время (прежде всего в пейзажах и портретах) лирическую живопись.

В послевоенные годы Кукрыниксы постепенно сосредотачивают внимание на карикатуре, занимаясь остальными жанрами, за исключением иллюстрации, отдельно. И тем не менее их творческое сотрудничество не распалось и продолжало существовать до 1990 года, когда скончался один из художников.

В 1932 году москвичи увидели афиши первой выставки художника со странной фамилией – Кукрыниксы. Но, хотя выставка была первой, уже многие знали, что Кукрыниксы – это Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их творческое содружество началось в середине 1920-х гг. в стенах ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). Началось со студенческой стенгазеты, выставки изопародий на искусство тех лет, а затем продолжалось на страницах газет и журналов.


На художников обратил внимание Максим Горький. Во вступительной статье к каталогу первой выставки Кукрыниксов он назвал их «единосущной и нераздельной троицей». Знаком доверия писателя было поручение молодым художникам выполнить иллюстрации к роману «Жизнь Клима Самгина».


Максим Горький на выставке Кукрыниксов в 1932 г

Кукрыниксы – художники чрезвычайно широкого диапазона, им подвластны станковая живопись, карикатура, иллюстрация, плакатное искусство, скульптура, оформление спектаклей. Но наибольшей популярностью пользуется сатирическая графика Кукрыниксов. В 1930-е годы чрезвычайно популярными были их карикатуры и юмористические рисунки-циклы «Старая Москва», «Бытовые вредители», «Транспорт», «Горячая промывка». Обращаясь к злободневной тематике, художники завоевали любовь советских граждан.


И все же главное в творчестве Кукрыниксов – политический плакат и политическая карикатура.


С необычайной силой раскрылся публицистический талант Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах уже 24 июня 1941 года. Их плакаты и карикатуры военных лет – яркая страница советского искусства. Они звали на борьбу, пробуждали ненависть к врагу. Рисунки сопровождались лаконичным текстом или стихами. Авторами их были поэты С. Маршак, Д. Бедный.






С темой Великой Отечественной войны связаны наиболее значительные достижения Кукрыниксов в области тематической живописи. Побывав на месте гибели Зои Космодемьянской, художники пишут картину «Таня». Полотно «Бегство фашистов из Новгорода» также написано на материале, собранном при посещении тех мест. Но самой известной их картиной стала – «Конец. Последние дни ставки Гитлера».

Таня
Конец. Последние дни ставки Гитлера

После войны Кукрыниксы работали в области иллюстрации. Для многих поколений читателей созданные ими образы неотделимы от литературных героев оформленных ими книг.

Иллюстрации к повестям Гоголя

Иллюстрации к повести "Левша"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры