Леонид николаевич андреев. Биография леонида андреева Краткая биография Леонида Андреева

Главная / Измена мужа

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с биографией Л. Андреева; помочь учащимся увидеть главный объект изображения в творчестве писателя «бездны» человеческой души.
2. Дать представление о евангельских мотивах в русской литературе и в философской прозе писателя.
3. Вызвать у учащихся стремление ответить на «вечные» вопросы человеческого бытия. Определить причины оригинальной трактовки «вечной» темы в повести «Иуда Искариот».
4. Формировать исследовательские и сопоставительные навыки анализа текста.

Методы и приемы: Урок-исследование, включающий сообщения учителя и учащихся.

Форма: Слайдовая презентация. (Приложение )

Подготовительный этап

Учащиеся готовят заранее индивидуальные задания:

Сообщения о жизни и творческой деятельности Л.Андреева.
- Ответы на вопросы к повести «Иуда Искариот»:

  • В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?
  • Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л.Андреев?
  • В чем суть конфликта повести и кто такие «другие»?

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. (1 слайд )

Сегодня мы познакомимся с личностью и творчеством писателя, популярность которого в начале 20 века достигала популярности М.Горького; некоторые критики ставили его даже выше и писали, что как 1880-е годы прошли под знаком Чехова и 90-е - под знаком Горького, так 1990-е годы проходят под знаком Леонида Андреева (Р.И.Иванов-Разумник).

Во всем парадоксален. Известен и несчастен.

Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю. (П.Басинский)

Не потому ли Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее вообще людям?

Мы должны быть благодарны писателю, который за нас проделал путь - честного интеллектуального исследования зла - и показал нам «зону», где находиться опасно.

2. Сообщение ученика о жизни Л.Андреева в ранние годы (2 слайд )

Класс делает записи в виде хронологической таблицы.

Рождение, семья, учеба в Орловской гимназии, а затем в петербургском университете, исключение, перевод в Москву. Книги, прочитанные в ранние годы. Литературные подделки «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого». Женитьба, счастливое время, знакомство с М.Горьким и первые произведения. «Среда» - содружество писателей. (3, 4, 5 слайды )

3. Сообщение ученика о расцвете литературной деятельности Л. Андреева (6-7 слайды )

Поездка за границу. Обложки к произведениям Л.Андреева. Жизнь и деятельность Л.Андреева в годы революций. Взгляды, отношение писателя к происходящим событиям. Произведения, написанные в этот период творчества. Неореализм Андреева. (8-9 слайды )

4. Сообщение ученика о ранних рассказах Л.Андреева «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», в которых отразилась творческая манера писателя.

5. Сопоставительный анализ евангельского и андреевского Иуды. (10 слайд )

Слово учителя о задачах второй части урока, сформулированных выше.

6. Сообщение ученика о том, как представлен образ Иуды Новом Завете. (11-12 слайды )

Предатель в абсолюте, лишен положительных человеческих качеств, не вызывает сочувствия. Поступок Иуды страшнее, чем предательство толпы, предает ради денег.

В изобразительном искусстве трактовка образа совпадает с библейской.

7. Слово учителя - постановка проблемы.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся сначала к истории создания повести, воспоминаниям М.Горького, который был свидетелем творческого замысла этого произведения и, конечно, к воспоминаниям самого писателя.

8. Комментарии учителя к слайдам (13, 14, 15 слайды )

Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение Рославлева, натолкнувшее Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии.

Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России.

9. Проблемный вопрос.

Почему об этом произведении забыли? Представим, что Иуда - хороший человек? Страшно? Тогда кто мы? (16-17 слайд)

10. Исседование текста.

Каков Иуда у Л.Андреева? Его портрет, характер, противоречия?

Учащиеся находят в тексте доказательства. (18, 19, 20 слайды )

Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, “точно разрубленный с затылка”; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая - плоская и застывшая; разные глаза - один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. “Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”.

11. Слово учителя.

Иуда у Андреева явно отличается от традиционного образа из Нового Завета, почему? Проследим мысли и поступки Иуды у Андреева дальше.

Кого пытается спровоцировать Иуда? (21 слайд ) Пойдут ли люди защищать Иисуса? Проверить любовь людей к нему.

Знакомство с картиной Ге «Тайная Вечеря». (22 слайд ) Краткий комментарий.

Каковы возможные исходы задуманного Иудой? Рассмотрим их. (23 слайд )

Удивительно, как Иуда, казалось бы, обезопасил себя от суда, но вот выбор средства для благородной цели каков? Предательство!

Как поступили ученики? Расскажите о казни Иисуса. Чьими глазами она показана? (24 слайд )

12. Сообщение ученика на тему: «Казнь Иисуса». Вывод в сообщении: Иисус выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясение.

краткое содержание презентаций

Краткая биография Леонида Андреева

Слайдов: 12 Слов: 708 Звуков: 0 Эффектов: 0

Биография Леонида Андреева. Сын землемера. Юность. Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного. Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность. Андреев ищет новые средства выразительности. Пессимистические настроения Андреева. Вилла «Аванс». Андреев обратился к публицистике. Писатель скоропостижно скончался от паралича сердца. Яркий представитель Серебряного века. - Краткая биография Леонида Андреева.pptx

Писатель Андреев

Слайдов: 17 Слов: 2916 Звуков: 0 Эффектов: 68

Леонид Николаевич Андреев 9(21) августа 1871 – 12 сентября 1919 гг. Жизнь и творчество. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева. Семья. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". Обучение в гимназии. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Читал очень много, главным образом, беллетристику. В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Обучение в университетах. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. - Писатель Андреев.ppt

Биография Андреева

Слайдов: 23 Слов: 1294 Звуков: 0 Эффектов: 56

Леонид Николаевич Андреев. Детство. Мать. В шесть лет научился читать. Учился в Орловской классической гимназии. Гимназические годы. Первая попытка самоубийства. Цитата. Увлечение. Вторая попытка самоубийства. Церковное покаяние. Овдовевшая мать. Талантливый репортет. Андреев и Горький. Семья. Писатель уехал в Германию. Смерть. Творчество. Основные мотивы. Социально-психологические вопросы. Рассказы. Общепризнанный крупный талант. Понравилась презентация. - Биография Андреева.pptx

Жизнь и творчество Андреева

Слайдов: 15 Слов: 1403 Звуков: 0 Эффектов: 0

Леонид Николаевич Андреев. Детство. Юность. Порок сердца. Выпускные экзамены в университете. Первая русская революция. Губернатор. Андреев уезжает на Капри. Первая мировая война. Творчество. Литературный язык Андреева. Рассказы. Город. Пьесы. Романы и повести. - Жизнь и творчество Андреева.pptx

Рассказы Андреева

Слайдов: 17 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 117

Мир детей. Основные задачи реферата. Творчество Андреева. Кризис всех сторон русской жизни. Модернистские течения. Дом-музей Леонида Андреева. Эволюция творчества Л.Андреева. Реализм Леонида Андреева. Модернист. Душа детская. Герои рассказов Л.Андреева. Мир детской литературы. Баргамот и Гараська. Рассказ «Валя». Рассказ «Ангелочек». Детский неповторимый мир. Дети восприимчивее взрослых. - Рассказы Андреева.ppt

Иуда Искариот

Слайдов: 30 Слов: 2295 Звуков: 31 Эффектов: 174

Леонид Николаевич Андреев. Рембрандт Харменс ван Рейн. Каноническое представление о предательстве Иуды. Матфей. Образ Иуды в Новом Завете. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга. Иуда Искариот. У каждого человеческого дела два лица. Внутренний конфликт. Основной парадокс повествования. Основной конфликт. Что лежит в основе предательства Иуды. Что сближает Иуду и Иисуса в глазах автора. Психологический портрет. Кого пытается спровоцировать Иуда. Два варианта исхода этого эксперимента. Иуда Искариот и другие. Богоборческий конфликт. Каков основной мотив произведения. -

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле 1871 году на 2- й Пушкарной улице. Его отец, Николай Иванович, Сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только - только выбрались из нищеты: землемер - таксатор Андреев получил место в банке, приобрёл дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: « пушкари, проломленные головы « уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом Объяснял твёрдость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урождённая Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством её была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и ещё у неё была страсть к выдумкам: в рассказах её отделить быль от небылицы не мог никто.



Учился в Орловской классической гимназии () и, по собственному указанию в небольшой автобиографии (« Журнал для всех «,), учился скверно, в 7 классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не выше « 4 «, а иногда и « 3 «. Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться « под Чехова «, « под Гаршина «, « под Толстого «. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьёз занимался только ….. Рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то « всё дело ограничилось бесплодным дилетанизмом ». Читал очень много, главным образом беллетристику. « Вгрызался » в Гартмана и Шопенгауэра; последнего изучил очень обстоятельно, делая из него большие извлечения.



Лет с 15 – 16 стал мучиться « проклятыми вопросами » до такой степени, что желая испытать « судьбу », лёг на рельсы. « Судьба » оказалась благосклонна. Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку, и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда. В возрасте 17 лет Андреев сделал в своём дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Бруснянина. Будущий беллетрист обещал себе, что « своими писаниями разрушит и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию, и закончит свою жизнь всеразрушением ». В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово « увлечение » не даёт представление о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть он чувствовал тонко и остро, до болезненности. « Как для одних необходимы слова, для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь » записывал Л. Андреев в своём дневнике.


Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему был написан первый рассказ – « о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда возвращали рукопись, смеялись. » Литературный дебют - рассказ « В холоде и золоте » (ж. Звезда, 1892, 16) В 1891 – 92 бывал в Москве проездом. В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором « материально жилось лучше »: помогали товарищи и комитет ». Но « в других отношениях » он « с большим удовольствием вспоминает Петербургский университет ». При этом он, согласно правилам, обязуется « не принимать участия ни в каких сообществах, как, например землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства ». Летом 1894 года, на каникулах в Орле, начинается самая тяжёлая и продолжительная из пережитых Андреевым сердечных драм.


« 22 июля 1894 года - это второй день моего рождения » - записал он в своём дневнике; но взаимность была недолгой. Его возлюбленная отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж, и вновь он пытается покончить с собой. В 1894 году Андреев « неудачно стрелялся; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, не опасная, но упрямая и надоедливая ». Брат Леонида Андреева вспоминает: « я был мальчишка, но и тогда понимал, чувствовал, какое большое горе, какую большую тоску несёт он в себе ». Была ещё и третья попытка самоубийства. В 1895 в Москву перебралась и его овдовевшая мать с 5 младшими братьями и сёстрами Андреева, начался период нищеты и скитаний по квартирам: август 1895 – Пречистенский бульвар, 25 (дом не сохранился) ; с января 1896 – Малая Никитская улица, 2 ; весна 1896 – Спиридоньевская улица, 2 (дом не сохранился) ; осень 1896 – Малая Никитская улица, полуподвальный этаж д. 20 ; январь Гранатный переулок, 20 кв. 5 ; декабрь 1897 и январь угол Садовой – Кудринской улицы и Малой Никитской улицы, 136/41 (бельэтаж над складским помещением).


Андреев - студент давал уроки, составлял объявления о работе московских музеев для газеты « Русское слово », склонности к политической активности Андреев не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал (за что и попал под надзор полиции) : вместе с другими « стариками », приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал « реформистов », изучавших и пропагандировавших Маркса. « Золотое времяпрепровождение », которое противопоставляли политическому самообразованию орловские « старики », с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах « Дни нашей жизни » и « Старый студент », - персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором. Чтение же, в частности, философское, ещё больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству П. Н. Андреева, брата будущего писателя, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату. Попытки попасть в печать всё не удавались; зато удачно шли занятия живописью. Он « рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука. Усовершенствовавшись, стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей ».


В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете; и хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не « кандидата », а « действительного студента », этого было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры: вскоре он записался в помощники присяжного поверенного при московском адвокате Я. В. Ливенсоне Московского судебного округа, выступал защитником в суде до 1902 года и относился к этой деятельности весьма серьёзно. « Соприкосновение с печатным станком » состояло поначалу в том, что Андреев поставлял в « Отдел справок » газеты « Русское слово » копеечные материалы в несколько строк: « Палата бояр Романовых открыта по таким – то дням … ». Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортёра в газете « Московский вестник » для написания очерков « Из залы суда ». И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принёс в редакцию свой первый судебный отчёт. « Он был написан хорошим литературным языком, очень живо … Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда – то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа » - вспоминал сотрудник « Московского вестника ». Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале.


Получив признание как талантливый репортёр, буквально через 2 месяца,6 ноября 1897 года, он уже перешёл давать отчёты в только что основанную московскую газету « Курьер ». Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан рассказ « Бергамот и Гараська », который решил судьбу Андреева: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями образовали тесное литературно – аристократическое содружество. Горький помог Андрееву советами и делом и ввёл его в книгоиздательское товарищество « Знание ». Внимание большой публики Андреев обратил на себя в 1901 году рассказом « Жили – были ». За связь с оппозиционным студенчеством Московского университета в январе 1902 года Андреев обязывается полицией дать подписку о невыезде. 10 февраля 1902 года в церкви Николы Явленского состоялось венчание Андреева с А. М. Велигорской.




С января 1903 года стал членом ОЛРС, общества любителей российской словесности при Московском университете. 10 февраля 1905, в годовщину свадьбы, попадает в Таганскую тюрьму за то, что накануне предоставил свою квартиру для нелегального заседания членов ЦК РСДРП. В том же году написал рассказ « Губернатор ». 17 ноября 1905 года писатель уехал в Петербург, а затем в Германию, где от родов умерла его жена, и на Капри к Горькому. В 1907 – 10 годах начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства « Шиповник ». Печатался в « Звезде », « Орловском вестнике », « Московском вестнике », « Курьере », « Журнале для всех », « Нижегородском листке », « Жизни » и т. д. Незадолго до революции вошел в состав редакции газеты « Русская воля », где продолжал сотрудничать и после Февральской революции.


Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьёй на даче в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия). Его последнее произведение незаконченный роман – памфлет « Дневник Сатаны » опубликован в 1921 году. Умер Андреев 12 сентября 1919 ; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде.





В рассказе « Кусака » рассказывается о бездомной собаке без имени. Автор пытается этим рассказом показать нам всю жестокость и плохое отношение к животным и к другим людям. Страх и злоба, безымянная собака; обманная жалость; неожиданность и боль; недоверие и злоба на людей; наступила весна; первое знакомство; ярость и беззвучность; ночной сторож; добрые люди; Кусака; Кусачка подошла к девочке; непримиримая злоба отобрана; гордая и независимая наедине; Кусака играет; Кусака искала и просила ласк, Кусака отяжелела; загорелась осень; Кусака предчувствовала беду; потеха над дурачком Ильюшей; новая штука Кусаки, в комнатах пустота; надвигающийся мрак осенней ночи; вой как острая нота отчаяния; собака выла. 23 микротемы Тип речи – повествование с элементами описания. В этом рассказе предложения связывают союзы.


План: 1) Бездомная и безымянная собака. 2) Обманная жалость. 3) Неожиданность и обида. 4) Недоверие к людям. 5) Наступила весна. 6) Первое знакомство собаки и девушки. 7) Месть собаки людям. 8) « ревнивый сторож ». 9) « добрые люди » 10) Кусака 11) доверие людям во – второй раз 12) непримиримая злоба отобрана 13) гордая и независимая только наедине 14) Кусака играет 15) жизнь Кусаки налаживается 16) загорелась осень



Ефросиния Емельяновна Чехова. Флигель Чехова. Чехов-писатель, врач. Смерть. Талант пародиста. Детство, юность, молодые годы. Начало творчества. Ольга Леонардовна Книппер. Отец, Павел Егорович Чехов. Своеобразие пьес. Павел Егорович Чехов. Михаил Емельянович Чехов. Антон Павлович Чехов. Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам. Биография. Поздние годы. Творчество. Могила Чехова.

«Джордж Гордон Байрон» - Джордж Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне. Краткая биография. Байрон отважился подписаться собственным именем. Книги представляют творчество английского поэта. «В альбом». О писателе. В биографии Джорджа Гордона Байрона было издано несколько поэм. Джордж Гордон Байрон. George_Gordon_Byron. Джордж Ноэль Гордон Байрон.

«Творчество Брюсова» - Характеристика героя. Творческий путь. В 1919 году становиться заместителем, а позже заведующим. Нет ничего в мире, что может поддержать человека. Пробует писать стихи в духе японского и китайского стихосложения. Сборники послереволюционных лет. Основные черты произведений. Направления в поэзии. И вновь, и вновь твой дух таинственный в глухой ночи, в ночи пустой. Брюсов. Содержание. Сборники стихов.

«Антоновские яблоки» - Антоновские яблоки. В четвёртой - описывается ноябрьский день мелкопоместных людей. Одно из наиболее ранних прозаических произведений Бунина. Антоновские яблоки - повесть, написанная Иваном Алексеевичем Буниным и впервые опубликованная в 1900 году. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок». История создания. Сюжет. В третьей описывается охота его со своим шурином, Арсением Семёнычем, а также наступление зимы.

«Поэзия Великой Отечественной войны» - Музейная экспозиция. Газета. О. Бергольц. Ветераны. Лирический герой. Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка». А.Твардовский. Жанры. Тема Родины. Н.Присекин «Севастопольцы». Языковые средства. А.Сурков. Вероника Тушнова. Стихотворный эпос. Коган Павел Давыдович. Кульчицкий Михаил Валентинович. П.Корин «Северная баллада». Березы. Поэзия Великой Отечественной войны. Муса Джалиль. Характеристика бойца.

«Улицкая «Дочь Бухары»» - Отношение окружающих к Бухаре. Противоречия в рассказе. Символы. Труд. Судьба. Ключевые слова. Человек. Плакат. Тайна Бухары. Быстрота. Знаки со значением категоричности. Знаки со значением принятия. Жизнь и творчество. Знаки со значением открытости. Антитеза. Знаки со значением отрицания. Вечные ценности в рассказе. Людмила Улицкая. Пришелица. Знак.

Ефросиния Емельяновна Чехова. Флигель Чехова. Чехов-писатель, врач. Смерть. Талант пародиста. Детство, юность, молодые годы. Начало творчества. Ольга Леонардовна Книппер. Отец, Павел Егорович Чехов. Своеобразие пьес. Павел Егорович Чехов. Михаил Емельянович Чехов. Антон Павлович Чехов. Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам. Биография. Поздние годы. Творчество. Могила Чехова.

«Джордж Гордон Байрон» - Джордж Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне. Краткая биография. Байрон отважился подписаться собственным именем. Книги представляют творчество английского поэта. «В альбом». О писателе. В биографии Джорджа Гордона Байрона было издано несколько поэм. Джордж Гордон Байрон. George_Gordon_Byron. Джордж Ноэль Гордон Байрон.

«Творчество Брюсова» - Характеристика героя. Творческий путь. В 1919 году становиться заместителем, а позже заведующим. Нет ничего в мире, что может поддержать человека. Пробует писать стихи в духе японского и китайского стихосложения. Сборники послереволюционных лет. Основные черты произведений. Направления в поэзии. И вновь, и вновь твой дух таинственный в глухой ночи, в ночи пустой. Брюсов. Содержание. Сборники стихов.

«Антоновские яблоки» - Антоновские яблоки. В четвёртой - описывается ноябрьский день мелкопоместных людей. Одно из наиболее ранних прозаических произведений Бунина. Антоновские яблоки - повесть, написанная Иваном Алексеевичем Буниным и впервые опубликованная в 1900 году. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок». История создания. Сюжет. В третьей описывается охота его со своим шурином, Арсением Семёнычем, а также наступление зимы.

«Поэзия Великой Отечественной войны» - Музейная экспозиция. Газета. О. Бергольц. Ветераны. Лирический герой. Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка». А.Твардовский. Жанры. Тема Родины. Н.Присекин «Севастопольцы». Языковые средства. А.Сурков. Вероника Тушнова. Стихотворный эпос. Коган Павел Давыдович. Кульчицкий Михаил Валентинович. П.Корин «Северная баллада». Березы. Поэзия Великой Отечественной войны. Муса Джалиль. Характеристика бойца.

«Улицкая «Дочь Бухары»» - Отношение окружающих к Бухаре. Противоречия в рассказе. Символы. Труд. Судьба. Ключевые слова. Человек. Плакат. Тайна Бухары. Быстрота. Знаки со значением категоричности. Знаки со значением принятия. Жизнь и творчество. Знаки со значением открытости. Антитеза. Знаки со значением отрицания. Вечные ценности в рассказе. Людмила Улицкая. Пришелица. Знак.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры