Лопе де Вега - Великие любовные истории. Испанский соблазнитель Лопе де Вега: биография и произведения Кто такой лопе де вега

Главная / Измена мужа

Феликс Лопе де Вега и Карпио [Félix Lope de Vega y Carpio , традиционно называют Лопе де Вега, Лопе; 25.11.1562, Мадрид — 27.08.1635, Мадрид] — испанский драматург, поэт, прозаик, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании, современник У. Шекспира.

Он родился в Мадриде, в семье со скромным достатком (что приучило его к упорству в труде и способности выживать в трудных жизненных обстоятельствах). Лопе получил хорошее образование в университете Алкала де Энарес (в городе, где родился Сервантес ) и в Королевской академии математических наук. Очень рано Лопе проявил выдающиеся способности к поэзии и драме, с 11 лет он уже сочинял комедии. В конце 1580-х гг. он уже профессиональный драматург, о его творчестве с похвалой отозвался Сервантес, впоследствии пустивший в оборот определение Лопе де Вега как «чудо природы». Лопе провел довольно бурную молодость, у него уже были дети (всего их было 14), он имел проблемы с законом и, скрываясь от них, оказался участником военного похода «Непобедимой армады» (1588). Если вспомнить, что Сервантес участвовал в снаряжении этого испанского флота в его походе на Англию, Кристофер Марло , видимо, в качестве английского разведчика занимался сбором разведывательных данных об Армаде, а Уильям Шекспир , примерно в это время переехавший в Лондон, был свидетелем колоссального энтузиазма англичан, разгромивших этот флот и испытавших взлет национального самосознания, что отразилось в шекспировских исторических хрониках, можно утверждать, что величайшие драматурги того времени оказались исторически связанными друг с другом, хотя и принадлежали к враждующим государствам.

Хотя он был крупным поэтом и прозаиком, мировую славу он снискал как драматург, основоположник испанской национальной драмы. Следует учесть, что хотя Сервантес в 1580-х гг., как он сам позже отмечал, написал «двадцать-тридцать драм, представленных в театрах Мадрида без свистков и скандалов», в том числе дошедшие драмы «Алжирские нравы» (El Trato de Argel ) и «Нумансия» (La Numancia ), а в 1615 г. опубликовал сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (Ocho Comedias y ocho entremeses nuevos , 1615), и несомненно был выдающимся драматургом, но ему не довелось получить этот титул. Лопе, безусловно, превзошел и Сервантеса, и других своих современников, в превращении довольно скромных драматических опусов, каковыми были испанские пьесы до него (включая комедии наиболее успешного предшественника — Лопе де Руэда ), в подлинные шедевры мировой драматургии, какими стали его «Учитель танцев» (El maestro de danzar , 1593), «Фуэнте Овехуна» (Fuente Ovejuna , ок. 1612-1613, опубл. 1619), «Собака на сене» (El perro del hortelano , написана между 1613 и 1618, опубл. 1618), «Звезда Севильи» (La estrella de Sevilla , 1623), «Девушка с кувшином» (La moza de cántaro , написана до 1627, опубл. 1646) и др. Среди его произведений для нас особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император» (El gran duque de Moscovia y emperador perseguido , 1617), которая посвящена событиям в России «Смутного времени». Его работе не мешало то, что в 1590-е годы он выполнял обременительные обязанности секретаря у аристократов — его нанимателями были Франсиско де Рибера Баррозо , позже второй маркиз Мальпика , а некоторое время спустя — дон Антонио де Толедо и Беамонте , пятый герцог Альба.

Манифестом национальной драмы стал поэтический трактат Лопе де Вега «Новое руководство к сочинению комедий» (El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo , 1609). В нем, в отличие от трактатов по поэтике того времени, автор ориентируется не на некие абсолютные правила искусства, а на зрительское восприятие, «приказ черни». Исходным для концепции Лопе становится принцип правдоподобия: «Необходимо избегать всего // Невероятного: предмет искусства — // Правдоподобное». Особенностями зрительского восприятия объясняет Лопе и отказ от следования законам «ученой комедии», на которых настаивали представители испанского академизма: «Порой особенно бывает любо // То, что законы нарушает грубо». Писатель отрицает пресловутых три единства, предлагает свободно смешивать в одном произведении комическое и трагическое (слово «комедия» для него обозначает лишь пьесу со счастливым финалом). Лопе страстно отстаивал необходимость разделения пьес не на 5 (как требовали академисты), а на 3 акта (по-испански — хорнады): ведь испанские зрители привыкли именно к такой форме представления. Особое значение он придавал построению искусной интриги (т. е. действия с непредсказуемыми поворотами событий), так как только сюжет, основанный на интриге, может удержать внимание зрителей.

Чтобы удовлетворить запросы зрителя, Лопе, считавший, что пьеса интересна только при первом посещении спектакля, написал около 2000 пьес, из которых сохранилось около 500. В этом немыслимом изобилии трудно разобраться, и до сих пор приходится пользоваться весьма условной типологией произведений Лопе, согласно которой выделяются исторические комедии (например, «Фуэнте Овехуна»), комедии чести (например, «Звезда Севильи»), а также комедии плаща и шпаги, комедии интриги и некоторые другие.

Одно из изобретений Лопе — мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве).

Одна из лучших пьес Лопе — «Фуэнте Овехуна» (ок. 1612-1613), которая только условно может быть отнесена к жанру комедии. Владеющий селением Фуэнте Овехуна (в переводе — Овечий источник) тиран Командор притесняет крестьян, пытается овладеть дочерью алькальда Эстебана Лауренсией накануне ее свадьбы с крестьянином Фрондосо. После страстной речи Лауренсии крестьяне поднимают восстание и убивают Командора. Король дон Фернандо (историческое лицо, правил в XV веке), под чью защиту отдали себя жители селения, отправляет туда судью, который даже пытками не может добиться, кто же был убийцей. Ответ у всех был один: «Фуэнте Овехуна!». Королю приходится простить жителей. Вот его слова, завершающие пьесу (мнимо счастливый финал): «…Село за мною остается, // Пока, быть может, не найдется, // Чтоб вами править, командор».

Такой же мнимо счастливый финал и в комедии чести «Звезда Севильи». Лопе де Вега — мастер интриги, но особым его достижением следует считать те моменты, когда механизм интриги связан не с внешней событийностью, а с противоречивостью внутреннего мира героев. Так, например, построена интрига в «Собаке на сене». Лопе де Вега внес выдающийся вклад в развитие принципа психологизма в драматургии.

«Персональная модель» Лопе оказалась очень плодотворной, и по его пути пошли многочисленные последователи еще при жизни драматурга. Однако это было не простое подражание. В творчестве представителей школы Лопе де Вега обнаруживается проникновение в испанскую национальную драму религиозных мотивов, принципов искусства барокко и одновременно формирование классицизма. Наиболее близок учителю Гильен де Кастро (1569-1631), автор многочисленных пьес, среди которых выделяется только двухчастная хроника «Юность Сида» (1618), давшая сюжет Пьеру Корнелю для «Сида» — первой великой классицистической трагедии. Сближение с классицизмом отмечается у Аларкона , с барокко — у Тирсо де Молина .

Лопе де Вега прославился и как поэт. Он написал более 20 поэм, среди которых есть поэма-памфлет «Песнь о драконе» (La dragontea , 1598), поэмы на мифологические сюжеты: «Андромеда» (De Andrómeda , 1621); «Цирцея» (La Circe , 1624); ироикомическая поэма «Война котов» (La gatomaquía , 1634) и множество других. Он был автором около 10 тысяч сонетов. В прозаических жанрах Лопе де Вега также оставил яркий след, написав пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia , 1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrino en su patria , 1604), роман в диалогах «Доротея» (La Dorotea , 1632) и др.

В 1614 г. под влиянием трагических событий (умерла вторая жена, утонул сын) — Лопе де Вега принимает сан священника. Но он продолжает жить полной страстей жизнью и писать. Даже когда накануне смерти Лопе пережил несколько катастроф (умер еще один сын, дочь Марсела ушла в монастырь, другая дочь, Антония-Клара, была похищена распутником-дворянином, умерла последняя его любовь — Марта де Неварес , ослепшая и обезумевшая), он пишет поэму «Золотой век» (El siglo de oro , 1635), отстаивающую идеалы гуманистов. Хотя еще в 1625 г. Совет Кастилии запретил печатать пьесы Лопе де Вега, он по-прежнему воспринимался испанскими и итальянскими литераторами как вождь самой авторитетной драматургической школы. Не случайно на смерть Лопе де Вега отозвались в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.

Шекспир и Лопе де Вега сближались в пространстве в 1588 г. во время военного похода «Непобедимой Армады» к берегам Англии, но ничто не свидетельствует о том, что они читали или хотя бы слышали имена друг друга. Тем не менее типологическая близость их произведений может быть выявлена — прежде всего в том, что оба, живя в разных концах Европы, исповедовали принципы ренессансного гуманизма, причем воплощали его в принципах, в формах, определяемых как гуманистический протореализм.

Соч. : Obras. T. 1-13. Madrid: Tip. de la "Rev. de arch., bibl. y museos", 1916-1930; Obras escogidas. T. 1-3. Madrid: Aguilar, 1955-1958; Fuente Ovejuna. Madrid: Clasicos Castalia, 1985; в рус. пер. — Собр. соч. : В 2 т. М. : Искусство, 1954; Собр. соч. : В 6 т. М. : Искусство, 1962-1965.

Лит. : Плавскин З. И. Лопе де Вега, 1562-1635. М. ; Л. : Искусство, 1960; Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1735-1961. М. : Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1962; Плавскин З. И. Лопе де Вега и Шекспир. (Две пьесы о Ромео и Джульетте) // Шекспир в мировой литературе. М. ; Л. : Художественная литература, 1964. С. 42-61; Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М. : Наука, 1983; Завьялова А. А. Лопе де Вега // Зарубежные писатели: : Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской . М. : Дрофа, 2003. Ч. 1: А-Л; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2009; Montesinos J. F. Estudios sobre Lope de Vega. Salamanca: Anaya, 1967; Alonso D. En torno a Lope. Madrid: Gredos, 1972; Lope de Vega y los origenes del teatro espaňol: Actas del I Congreso Internacional sobre Lope de Vega / dirección M. C. de Val. Madrid: EDI-6, 1981; "El castigo sin venganza" y el teatro de Lope de Vega. Madrid: Cátedra ; Teatro Español, 1987; Lope de Vega: el teatro / ed. de A. S. Romeralo. Madrid: Taurus, 1987; Rozas J. M. Estudios sobre Lope de Vega. Madrid: Cátedra, 1990; Huerta Calvo J. Historia del Teatro Español. Madrid: Gredos, 2003; Pedraza Jiménez F. B. El universo poético de Lope de Vega. Madrid: Laberinto, 2004.

Библиограф. описание : Луков Вл. А. Лопе де Вега, испанский современник Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание». URL: (архивировано в WebCite) .

См. также :


Который был старше его пятнадцатью годами. Правда, детство он провел в бедности, но скоро приобрел благосостояние. Он происходил из знатного рода, имевшего свой фамильный замок Вегу в долине Коррьедо (в Старой Кастилии). Родители его были очень небогаты; отец его жил в Мадриде. Там он и родился 25 ноября 1562 г. Полное имя его было Лопе Фелис де Вега Карпио.

Талант его развился очень рано; будучи 12-летним мальчиком, он написал пасторальную драму. Сильное желание странствовать по свету, видеть разнообразие жизни, проявилось у Лопе де Веги еще в школе: он убежал их дома с одним из своих товарищей, его поймали, привели назад. В очень молодых летах он поступил в военную службу, участвовал в тунисской экспедиции. Бедность заставила его принять приют, который предложил ему в своем доме Херонимо Манрике, епископ авильский (сделавшийся впоследствии великим инквизитором ). Благодаря денежному пособию этого прелата, Лопе де Вега отправился учиться в Алькалу, потом учился в Саламанке; он хотел поступить в духовное звание, но отбросил это намерение, влюбившись. По окончании курса, он возвратился в Мадрид; там завязал другую любовную интригу. Он написал тогда рассказ в разговорной форме, содержащий в себе, как полагают, многие черты его жизни; эта новелла называется «Доротея». В начале 1580-х годов он поступил в службу к дону Антонио де Толедо, герцогу Альбе (кажется, внуку знаменитого полководца ). По желанию своего покровителя он написал пасторальный роман «Аркадию». Эта книга написана прозой, в которую вставлено по тогдашнему обычаю много стихотворений (манеру перемешивать прозу со стихами ввели в моду Монтемайор и Саннадзаро; написал такой роман и Сервантес). Содержание «Аркадии» аллегорическое: под вымышленными именами в ней изображаются действительные лица и под формой вымысла рассказываются в приукрашенном виде факты.

Около того времени Лопе де Вега женился на донье Исабели де Урбина, милой женщине, довольно знатной фамилии; он воспевал ее в прекрасных романсах под именем Велисы (Belisa). Но его спокойная семейная жизнь была непродолжительна. Написав сатиру на клеветника Лопе де Вега имел дуэль с ним, нанес ему смертельную рану, был за это посажен в темницу. При содействии своего друга Клавдио Конде он бежал в Валенсию и должен был долго оставаться там, как будто в ссылке. Он очень тяготился этим, но жизнь в Валенсии была благоприятна развитию его таланта, потому что Валенсия имела хороших драматургов. Там была академия поэзии, знаменитейшим членом которой был Гильен де Кастро, прославившийся драмами, заимствованными из народных преданий. Одна из этих драм была «Сид ». Кроме Гильена де Кастро валенсийская академия имела и других хороших поэтов; из них очень известны были Таррега, Акивар, Артьега.

Возвратившись через несколько лет в Мадрид, Лопе де Вега нашел свою жену умирающей. Он написал во славу её памяти эклогу, посвящённую герцогу Альбе; но скоро влюбился в другую красавицу; любовь его была отвергнута ею. Чтобы забыть эту печаль он снова поступил в военную службу, отправился со своим другом Конде в Лиссабон, где снаряжалась Непобедимая Армада . Один из его братьев, также служивших на этом флоте, был смертельно ранен в сражении с голландцами и умер на его руках. Во время этой экспедиции Лопе де Вега написал большую часть своей поэмы «Красота Ангелики». По возвращении в Испанию он дописал эту поэму, в которой очень удачно подражал Ариосто . Она была напечатана в 1602 году.

Наши сведения о его жизни, по возвращении из неудачной экспедиции Великой Армады отрывочны и разноречивы. Кажется, он провел несколько времени в Кадисе, в Толедо, путешествовал по Италии, но в Риме не был. В конце 1590-х гг. мы видим его секретарём маркиза Мальпики, потом в службе графа Лемоса, (который был покровителем Сервантеса и впоследствии, будучи вице-королем неаполитанским, покровительствовал Архенсоле, подражателю Горация , и его брату, писавшему тоже во вкусе Горация). Находясь на службе Лемоса, Лопе де Вега женился на знатной даме. Имя этой второй жены его было Хуана де Гуардо. С того времени жизнь его шла спокойно. Он редко уезжал из Мадрида. В послании к Поррасу он восторженно описывает свое семейное счастье. У него родился сын Карлос, но через семь лет умер; отец был очень опечален смертью сына и с глубоким чувством описал в одной из своих од борьбу между отцовской любовью и христианской преданностью воле Божией (кроме Карлоса был у Лопе де Веги ещё один сын, погибший в молодости при кораблекрушении). Вскоре после смерти Карлоса, Лопе де Вега подвергся еще более тяжелому удару: жена его умерла, родив дочь (впоследствии эта дочь, Фелисиана вышла за дона Луиса де Усатеги). Потеряв вторую жену, Лопе де Вега стал жить с актрисой Микаэлой де Лухан; от этой связи была у него дочь Марсела, поступившая в монахини.

В старости Лопе де Вега стал религиозным человеком, каким был его отец. Он занимался делами благотворительности, посещал больницы, каждый день ходил к литургии, участвовал во всех религиозных процессиях и наконец в 1609 году был рукоположен в священнический сан. Через несколько лет после того он поступил во францисканский орден и был причислен к так называемым помощникам инквизиции (familiar del Santo), но это вовсе не значит, что он отказался от поэтической деятельности: духовное звание считалось тогда в Испании самым лучшим для людей, желающих спокойно заниматься литературой и науками. Те годы, которые Лопе де Вега прожил в монашестве, были периодом его самой неутомимой литературной деятельности. Он пересмотрел и исправил прежние свои произведения, написал много новых. Он работал чрезвычайно легко и быстро, и количество его произведений громадно. В эклоге, посвященной Клавдио, он говорил, что больше ста раз случалось ему за одни сутки писать и отдать на сцену пьесу. «Не происходило ни одного важного события, по поводу которого он не написал бы оду, – говорит его биограф Монтальван. – Он писал эпиталамы для каждой свадьбы, поздравительную песню при каждом рождении; элегию при каждой смерти в вельможеском кругу, писал гимны каждому святому, день которого праздновался в Испании. При всякой победе, при всяком другом общественном торжестве появлялась его ода; во всяком литературном состязании он был или соискателем или судьей». Плодовитость Лопе де Веги вошла в пословицу; говорят, что его литературные произведения составляли 133.225 листов; его лирические и эпические стихотворения составляют 20 томов. Он слагал стихи так легко, что писец не успевал записывать их под его диктовку. (Испанцы по примеру мавров приучили себя импровизировать стихи, это дело довольно легкое по характеру испанского языка).

Постоянно занимаясь поэзией, Лопе де Вега настойчиво исполнял и обязанности своего духовного звания. В старости настроение души его становилось все мрачнее; под конец жизни он писал почти исключительно религиозные произведения. Говорят, что однажды он был распорядителем на аутодафе (осужденный на сожжение за ересь был, как говорят, францисканский монах). В начале августа 1635 Лопе де Вега чувствовал себя очень слабым, но продолжал поститься, истязать себя бичеванием; однажды, как говорят, он бичевал себя с такой жестокостью, что стены комнаты были забрызганы кровью. От этого самоистязания он уже не оправился: в следующую ночь он занемог и 25 августа 1635 умер в конце 73 года жизни, сожалея о том, что писал не одни только религиозные произведения. Это чувство выражал он и прежде. В одном из сонетов он говорит: «Любознательность завлекла меня в продолжительное служение наукам и возвышенным искусствам; но какой плод принесло мне это? Вместо истины я находил вымыслы, вместо света – туман; сердце мое оставалось пустым, бедным верой и любовью. О, тщета любознательности! Господи, дай мне силу обратить взор на твой крест; на нем я вижу высочайшую мудрость». Лопе де Вега был любимцем всей нации, «фениксом Испании»; смерть его опечалила испанцев так, как едва ли печалились они о смерти королей.

Подпись:

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия »
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

  • - «Учитель танцев »
  • - «Собака на сене »
  • - «Дурочка »

Биография драматурга

  • - «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель »
  • 2-я серия 1-го сезона испанского фантастического сериала "Министерство времени " посвящена Лопе де Вега

Наследие

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М .: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-03135-7 .

Напишите отзыв о статье "Вега, Лопе де"

Примечания

Ссылки

  • Луков Вл. А. (2013). Проверено 2 августа 2013. .

Отрывок, характеризующий Вега, Лопе де

– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.

Лопе де Вега (исп. Lope de Vega; полное имя - Феликс Лопе де Вега и Карпио, исп. Félix Lope de Vega y Carpio). Родился 25 ноября 1562 года в Мадриде - умер 27 августа 1635 года в Мадриде. Испанский драматург, поэт и прозаик. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней и около 3000 сонетов.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в университете в Алькале, начал писать стихи.

Университет закончить ему, однако, не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней.

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Лопе де Вега состоял секретарём у герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.

В 1609 году Лопе де Вега получил звание familiar del Santo oficio de la Inquisición (добровольного слуги инквизиции), а в 1614-м принял сан священника.

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии: он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой, подчас несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, - остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, - большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. К двадцати двум годам заявил о себе как поэт и драматург. После разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) распространял стихотворения, порочащие ее саму и ее семью, в 1588 был судим за клевету и изгнан из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его на шедевр – повествование Доротея (La Dorotea, 1632). В изгнание Лопе прихватил с собой юную Исабель де Урбина (Белиса в его стихах), чья семья начала против него судебный процесс, прекращенный после женитьбы. Оставив жену в Валенсии, служил на галеоне «Сан Хуан» в походе «Непобедимой Армады». По возвращении поселился с женой в Валенсии, в 1595 вернулся в Толедо секретарем герцога Альбы. Овдовев (обе дочери от этого брака умерли в младенчестве), в 1596 Лопе переехал в Мадрид секретарем маркиза де Малпика, а затем графа де Лемоса. С 1605 и до смерти состоял на службе у герцога де Сессы.

В 1598 Лопе вступил во второй брак с Хуаной де Гуардо. Сын от этого брака умер в детстве, дочь не пережила отца, сама Хуана умерла в 1613, ее последние годы были омрачены связью Лопе с актрисой, родившей ему двоих детей. В 1614 Лопе принял духовный сан, через два года вступил в связь с замужней женщиной Мартой де Неварес (Марсия Леонарда, или Амарилида в его стихах), чей муж начал против него судебный процесс, но умер, не успев довести его до конца. Лопе жил с Мартой до ее смерти в 1632. Через два года после смерти Марты дочь, рожденная от этой связи, убежала с мужчиной, который так и не женился на ней, а единственный оставшийся в живых сын Лопе погиб в море. Эти семейные горести, последовавшие за ранней смертью почти всех его детей, представлялись ему возмездием за грехи, и в последние месяцы жизни его мучили угрызения совести. Умер Лопе в Мадриде 27 августа 1635. Том панегириков, опубликованный через год после его смерти, составили произведения 153 авторов. Знаком международного признания стало присвоение ему папой Урбаном VIII, которому он посвятил эпическую поэму о Марии Стюарт Трагический венец (La corona trgica), степени почетного доктора теологии и награждение крестом ордена Иоаннитов.

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф доводил их число до 1800. Эти цифры почти наверняка завышены. Известны названия около 800 пьес Лопе, сохранились тексты 470. Его недраматические произведения, при первой публикации составившие 21 том, складываются из Доротеи (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, трех больших дидактических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений и огромного массива лирической поэзии.

В его творчестве выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная манера, своей непосрественностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями «на случай», вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями. В целом различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие «искусства». При этом он постоянно подчеркивал превосходство естественного над условным, динамического над статическим: драматическая поэзия, будучи живым делом, а не доктриной, обращается прежде всего к воображению и чувствам, а не к разуму. Созидательная энергия Лопе дала ему силы вопреки рассудочности века утвердить неклассицистический тип пьесы, «новую комедию», как стали ее называть (новая комедия охватывает и трагедию, и комедию, и граница между ними часто размыта). Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.

Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи. По этой причине драму Лопе называют «национальной», однако речь идет преимущественно о внешних приметах, и несправедливо по отношению к Лопе считать, что в его драме не находят выражения общечеловеческие истины. Во многих его драмах наличествует исторический сюжет, в иных он вымышленный, однако, сравнительно с предшественниками, все они у Лопе исполнены социальной напряженности. Любовь, например, в соответствии с традициями литературы 16 в. поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, как в Средстве от несчастий (El remedio en la desdicha, ок. 1599), но затем она предстает источником социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации. У Лопе есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как Изобретательнаявлюбленная (La discreta enamorada, ок. 1606), в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать любимого. Более оригинальную комедию представляет собой Собака насене (El perro del hortelano, ок. 1613), в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики: классовые различия искусственны и должны отступить перед уравнивающей всех силой природы, проявляющей себя в любви. Оригинальна и группа пьес, в которой подобная тема трактуется со всей серьезностью, присущей трагедии, как в Девушке скувшином (La moza de cntaro, ок. 1624).

Наиболее своеобразный тип испанской трагедии представлен «драмами чести», в которых муж убивает жену, дабы отомстить за ее реальную или предполагаемую измену. В ранний период творчества «драмы чести» у Лопе мелодраматичны в своей жестокости, как Командоры Кордовы (Loscomendadores de Crdoba, ок. 1597), в конце творческого пути он умел с трагической иронией вскрыть неоднозначность подобного конфликта. В Наказание – не мщение (El castigo sin venganza, ок. 1631) изменницу-жену убивает муж, чье собственное безнравственное поведение заставило ее отплатить ему той же монетой; и поступок, который, как он воображает, смыл пятно с его чести, на деле привел егок полному краху. Тем более неоднозначна тема чести у Лопе на фоне социального противостояния. В широко известных пьесах Овечий источник (FuenteOvejuna, ок. 1613), Лучший алькальд –король (El mejor alcalde el Rey, ок. 1621) и Перибаньес (Peribez, ок. 1621) Лопе отстаивал равенство простых людей и знати в праве на собственное достоинство.

Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Его религиозные пьесы в большинстве своем либо носят библейский характер и иллюстрируют эпизоды Ветхого Завета, либо представляют собой «комедии о святых» («comedias de santos»), т.е. повествуют о жизни исторических и легендарных святых.

Лирика Лопе ставит его в первый ряд испанских поэтов. В основном его стихи рождены непосредственными переживаниями, что придает жизненность и свежесть любовной поэзии, ставшей к тому времени условным и отвлеченным искусством.

Пасторальный роман Аркадия (La Arcadia, 1598) и религиозно-буколическое повествование Вифлеемские пастухи (Pastores de Beln, 1612) стоят далеко в стороне от мощного развития испанского романа. Эпические поэмы длинны, искусственны и скучны. И только обратившись в старости к воспоминаниям о своей бурной юности в Доротее (1632), он создал произведение, стоящее в одном ряду с шедеврами испанской прозы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры