Монигетти Иван Андреевич (Monighetti Ivan Andreevich). Иван Монигетти: Виолончель переживает еще один ренессанс Прикосновение и звук

Главная / Измена мужа

Иван Монигетти — по словам Кшиштофа Пендерецкого, «феноменальный виолончелист», — блестящий виртуоз, разносторонний глубокий музыкант, один из лучших учеников М.Ростроповича в Московской консерватории, унаследовавший от учителя многие творческие принципы. После победы на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского он пережил трудные годы запрета на выезд в западноевропейские страны, а с конца 80-х годов начал успешно гастролировать в Европе, Америке и Японии. И.Монигетти сотрудничает с такими оркестрами, как Берлинская филармония, Гевандхауз, Санкт-Петербургская филармония, с дирижерами К.Мазуром, Г.Рождественским, М.Ростроповичем. В разное время его партнерами в камерных ансамблях были М.Аргерих, М.Плетнев, А.Любимов , П.Гилилов, Р.Олег, Л.Исакадзе, С.Стандейдж, А.Манзе, А.Бильсма, А.Рудин, Б.Пергаменщиков. Признанный авторитет в исполнительстве современной музыки, Монигетти первым познакомил русскую публику с виолончельными произведениями Ксенакиса, Лигети, Пендерецкого, Кагеля. Творческая дружба связывала его с А.Шнитке, Э.Денисовым, С.Губайдулиной. Ему посвящены произведения А.Кнайфеля, Б.Тищенко, В.Сильвестрова, Ф.Али-Заде, К.Мейера. Его компакт-диск «Музыка ХХ века для виолончели соло» получил престижный приз «Золотой камертон».
Другое важное направление деятельности Монигетти — исполнение музыки XVIII-XIX вв. на инструментах эпохи. Его первая запись сюит Баха на барочной виолончели получила высокий отзыв Г.Леонхардта, а последняя (2002 г.) отмечена призом «Фредерик». Его компакт-диски с концертами Гайдна, Боккерини, Плейеля (с Берлинской академией старинной музыки), с сонатами Ж.Б.Барьера были удостоены высокой оценки международной критики. Иван Монигетти в течение нескольких лет руководил Международным фестивалем старинной музыки в Москве и ансамблем «Камерата Боккерини».
После дирижерского дебюта на фестивале Гайдна в Англии И.Монигетти все чаще выступает и как дирижер, сотрудничая с различными камерными и симфоническими оркестрами.
Педагогическая карьера Монигетти началась в Московской консерватории и Краковской музыкальной академии. В 90-е годы он становится профессором Высшей музыкальной школы в Мадриде и Базельской музыкальной академии, регулярно приглашается в жюри международных конкурсов. Среди его учеников — известные молодые музыканты, лауреаты международных конкурсов, ведущие интенсивную концертную деятельность.

«Иван Монигетти — один из самых любимых моих учеников. Он еще в студенческие годы искал свой подход к интерпретации произведений. Его исполнение от Баха до ультрасовременных композиторов всегда поражает глубиной познания стиля и формы. Дирижируя концертами Тищенко и Чайковского для этой записи, я испытывал чувство гордости за моего замечательного ученика.»

Мстислав Ростропович

Имя Ивана Монигетти хорошо знакомо поклонникам классической музыки по всему миру, он один из известнейших учеников Мстислава Ростроповича. В последние годы музыкант работает в Базельской музыкальной академии в Швейцарии, но нашел возможность приехать на родину для участия в единственном в России виолончельном фестивале Vivacello. Во время визита в Москву Иван Монигетти поделился мыслями о современной жизни виолончельной музыки, музыкальном воспитании детей и «русской школе».

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

- Если изучить публикации последних лет о виолончельном искусстве, то создается впечатление, что Ростропович задал новую волну этому направлению, а остальные на этой волне до сих пор существуют. Что на самом деле происходит сегодня с виолончельным мастерством?

Действительно, Ростропович дал невероятный импульс, создал школу, которая в свое время вышла за пределы России. Его ученики - по всему миру. Его влиянию подвержены даже те, кто у него не учился. Это фигура музыканта-деятеля: он и исполнитель, и дирижер, и организатор фестивалей, и глава фондов.

Если говорить о виолончели, то она как «живое дерево», на котором появляются новые побеги. Композиторов-виолончелистов сегодня, на мой взгляд, больше, чем в любой другой специальности. Это музыканты, которые не только играют традиционный репертуар, но и сочиняют музыку для своего инструмента. Появляются ансамбли виолончелей, музыка для них - не обработки, а именно авторские произведения, написанные для восьми инструментов, для оркестра. И я играл, кстати, под управлением Ростроповича концерт Бориса Тищенко для 48 виолончелей и 12 контрабасов. Это тоже примета времени, когда виолончель играет доминирующую роль или одну из доминирующих ролей в музыкальном мире.

- Девять лет назад в одном из интервью вы, напротив, говорили, что есть проблема репертуара, и виолончельное исполнительство немного замедлилось в развитии. Тенденции переменились?

Да, сейчас я бы так не сказал. Сегодня появляются интересные новые произведения: и в России, и за ее пределами, и в Европе, и в Америке. Виолончель переживает еще один ренессанс, и для нее пишут. Выросло новое поколение композиторов-виолончелистов, так что это «живое дерево» продолжает расти, цвести и внушает самые радужные надежды.

- Какую роль в этом процессе играют виолончельные фестивали?

Разумеется, фестиваль - это что-то особенное. И публика ждет необычных концертов, и исполнители понимают, что их выступление больше, чем рядовое. На фестивале собираются, как правило, лучшие силы, и каждый хочет предстать в самом достойном виде. Часто именно на фестивали композиторам заказывают новые произведения. Это вершина, кульминация исполнительской работы.

ВКУС К МУЗЫКЕ

- Какие последние события в классической музыке вы могли бы отметить для себя как особенно важные?

Если говорить о будущем и о том, что мы делаем для молодого поколения, то сразу вспоминается невероятный проект, который создал не так давно Саймон Рэттл, главный дирижер оркестра Берлинской филармонии. Это пример совершенно бескорыстного отношения к тому, как можно прививать вкус людям, которые, скажем, в силу социального положения, редко сталкиваются с искусством. Саймон пошел в самые бедные районы Берлина, нашел простых школьников из проблемных кварталов и предложил им участвовать в совместном проекте оркестра Берлинской филармонии и балетной группы. В результате был поставлен балет на музыку «Весны священной» при участии школьников с улицы. Это, конечно, адски сложная работа, но увенчалась она большим успехом.

Было много выступлений, о работе Саймона снимали фильм, но, главное, это изменило жизнь тех подростков, которые участвовали в постановке. Невероятно трогательный и волнующий момент в фильме – когда ребята в первый раз входят в здание филармонии на репетицию оркестра. Они никогда не были в подобном месте раньше и вообще не попали бы туда, если бы не проект. Их глаза, их лица… Ради этого стоит жить.

- Что вы думаете о нынешнем поколении детей? Согласитесь с тем, что они «другие»?

Может быть, они быстрее овладевают техникой: младенцы уже знают, как пользоваться мобильными телефонами и так далее. Но, конечно, они все те же дети, такие же, как и всегда. Самый большой мой педагогический успех был тогда, когда я начинал работать с ребенком и мог его довести до окончания консерватории. У меня учились два таких студента, и оба они стали очень известными музыкантами. Каждый ребенок - талант, и педагогика заключается в том, чтобы просто этот талант в нем разбудить и сделать так, чтобы ребенку самому стало интересно. Детям нельзя ничего навязать, и сейчас в гораздо большей степени, чем прежде. Они очень рано взрослеют, они самостоятельные, они отрицают то, что их не трогает. И важно их заинтересовать. А заинтересовать можно только любовью - любовью к музыке, к своему делу.

- Есть мнение, что интерес к классике вытесняют активно продвигаемые массовые проекты. Нуждается ли классическая музыка в современном мире в особой поддержке?

- Серьезная классическая музыка всегда существовала при поддержке меценатов, королей, императоров - людей, которые понимали, насколько она важна. Потребность в этой поддержке никуда не исчезла. Есть такое понятие - «некоммерческое искусство»: некоммерческий театр, некоммерческое кино, некоммерческая литература. Классической музыке в принципе противопоказана мысль о деньгах. Когда эта мысль выходит на передний план, музыка теряет самое важное. А ведь это искусство, направленное в будущее. Оно для наших детей. Если вы хотите воспитать художественный вкус у ребенка, вы должны с ним пойти на симфонический концерт, а не на выступление поп-певца или рок-группы. Я ничего не имею против развлекательной музыки, там тоже есть образцы настоящего искусства. Но это не то, с чего стоит начинать эстетическое воспитание.

- Существует немало экспериментальных проектов на грани классики и поп-музыки. Некоторые из них созданы, чтобы как раз привлечь как можно более широкую аудиторию к классике. Насколько опасен этот путь?

Ну, безопасных путей нет в принципе. Всегда есть риск и впасть в рутину, и стать консерватором, и хранить верность отжившим традициям. Мне кажется, очень важно сейчас работать именно с молодежью, с подростками, с детьми, всеми силами стараться им передать то, что нам было дано в свое время. И можно идти на компромиссы, можно искать какие-то новые пути, соединять жанры. Это было во все эпохи. И Бетховен, и Моцарт писали развлекательную музыку, которая сейчас для нас - такая же классика, как их симфонии и оперы. У них есть композиции, под которые можно было танцевать, и музыка «на случай», которая писалась к парадным событиям и для исполнения на улицах перед толпой. Если это создается со знанием дела и честно, то я - за такие эксперименты.

ПРИКОСНОВЕНИЕ И ЗВУК

- Сегодня жизнь классической музыки в России чем-нибудь отличается от ситуации в других странах?

Я не очень хорошо знаю, что происходит в России, к сожалению. Но я думаю, что тенденции - общие. Наверное, и Россия не стоит здесь особняком. Во всяком случае, в Москве и Петербурге на афишах я вижу те же имена гастролеров, которые встречаю в Европе. Если что-то здесь и изменилось, то только в сторону открытости. И, наверное, в России немного меньше плановости, потому что обычно европейские и американские оркестры знают на 2−3 сезона вперед, что с ними будет происходить. И залы тоже запланированы.

- Когда говорят о виолончели, всегда упоминают особую «русскую школу» исполнительства. Можете назвать ее главные черты?

Я бы не говорил только о виолончели. Это и фортепианная школа, и скрипичная, и виолончельная. В чисто профессиональном отношении - это внимание к звуку. Звучание. Эту школу можно узнать по прикосновению пальцев к клавишам, по прикосновению смычка к струне.

- Это прикосновение более аккуратное?

Оно поющее. Рояль, например, может быть ударным инструментом, по нему ведь можно ударять. По струне можно скрести смычком, царапать. Об этом важно говорить детям в самом начале знакомства с музыкой. Если ребенку не показать, что инструмент поет, сделать это потом будет почти невозможно.

Еще одна из особенностей русской школы - в очень серьезном подходе. В России долгое время относились к музыкальным занятиям исключительно профессионально - из любого ребенка сразу начинали делать будущего абитуриента консерватории. И это не всегда здорово, потому что не все дети станут профессионалами. Но, с другой стороны, если ты хочешь, чтобы вырос мастер, нужно с самого начала работать профессионально.

(1948-08-03 ) (71 год)

Иван Андреевич Монигетти (род. 3 августа 1948 года) - российский виолончелист.

Монигетти известен своим постоянным сотрудничеством с новейшими композиторами. В частности, для него написаны и им впервые исполнены Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром Эдисона Денисова (), Соната для виолончели и фортепиано Валентина Сильвестрова (), «A kaleidoscope for M.C.E.» Павла Шиманьского (), Концерт для виолончели с оркестром Франгиз Ализаде (), произведения Александра Кнайфеля , Бориса Тищенко , Кшиштофа Мейера и др.; наряду со своим учителем Ростроповичем Монигетти был первым исполнителем Концерта № 2 для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого . С другой стороны, Монигетти много исполняет произведения Луиджи Боккерини и Йозефа Гайдна , тяготея к аутентистским трактовкам.

В последние годы Монигетти живёт преимущественно в Швейцарии, где преподаёт в Базельской музыкальной академии .

Семья

Жена - Татьяна Борисовна (урожденная Баранова).

Напишите отзыв о статье "Монигетти, Иван Андреевич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монигетти, Иван Андреевич

В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Монигетти Иван Андреевич.

Окончил Московскую консерваторию, ученик Мстислава Ростроповича. В 1974 г. удостоен второй премии на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

Монигетти известен своим постоянным сотрудничеством с новейшими композиторами. В частности, для него написаны и им впервые исполнены Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром Эдисона Денисова (1982), Соната для виолончели и фортепиано Валентина Сильвестрова (1983), «A kaleidoscope for M.C.E.» Павла Шиманьского (1989), Концерт для виолончели с оркестром Франгиз Ализаде (2002), произведения Александра Кнайфеля, Бориса Тищенко, Кшиштофа Мейера и др.; наряду со своим учителем Ростроповичем Монигетти был первым исполнителем Концерта № 2 для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого. С другой стороны, Монигетти много исполняет произведения Луиджи Боккерини и Йозефа Гайдна, тяготея к аутентистским трактовкам.

В последние годы Монигетти живёт преимущественно в Швейцарии, где преподаёт в Базельской музыкальной академии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры