Музей палаццо питти. Палаццо Питти (Palazzo Pitti)

Главная / Измена мужа

Впервые упоминания о садах Боболе можно встретить в архивных хрониках, относящихся к концу 16 века. Именно тогда герцог Козимо І Медичи обзавелся новой недвижимостью в виде Дворца Питти. При осмотре приобретения было обнаружено, что за дворцом начинается большой холм с незастроенной территорией. А с вершины холма открывался отличный панорамный вид. Тогда жене герцога Элеоноре Толедской пришла в голову идея создать на холме величественный парк, который подчеркнет влиятельность и богатство семьи Медичи.

У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г.

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli). Это уникальный парк, расположенный сразу за Дворцом Питти, служивший резиденцией семье Медичи. Там вы сможете насладиться отличным видом на Флоренцию, полюбоваться скульптурными композициями, освежиться у роскошных фонтанов, отдохнуть в тени вековых деревьев. Ведь сегодня, как и раньше, парк является отличным местом для отдыха, независимо от времени года.

Вход в сады Боболи осуществялется через прилегающий к ним Дворец Питти. Дворец Питти воплощает в себе видение архитектора в стиле ренессанс. Он представляет собой куб, равный по высоте и глубине, а снаружи покрытый грубым рустовым камнем. Здание имеет три этажа. На первом размещены три больших входных двери, а на втором и третьем по семь окон. Окна фасада соединены длинным балконом, а под крышей построена лоджия. Палаццо Питти не просто один из самых больших флорентийских дворцов, но и самый впечатляющий из них. Использование грубых отделочных материалов при облицовке жилого дома, а не общественного здания, которое впервые было использовано архитектором Микелоццо в Палаццо Медичи-Риккарди, здесь возведено в высшую степень. Каждый из трех этажей высотой более 10 метров. Это возносит здание на небывалую для тех времен высоту, увеличенную еще и естественным возвышением. Большие грубые камни золотистого цвета, используемые при облицовке, и окна, похожие больше на округлые дверные проемы, завершали первоначальный внешний облик сооружения.

История строительства Palazzo Pitti весьма занимательна, причем в этой истории больше выдумок и слухов, чем фактов и документальных подтверждений. Когда к власти пришел герцог Козимо Медичи по прозвищу Старый, то он получил наставление от отца – не выставлять напоказ перед народом своего величия и богатства, дабы не раздражать народные массы.

Именно поэтому Медичи отказался от роскошного проекта Филиппо Брунеллески в пользу более скромного проекта архитектора Микелоццо – внутри его дворец был отделан со всей мыслимой роскошью и богатством, но внешне все приличия были соблюдены. Но проект Брунеллески не пропал даром – на него обратил внимание богатейший банкир Лука Питти. Вид из окон дворца - см. ниже.

В настоящее время Палаццо Питти – не только выдающаяся достопримечательность Флоренции, но и крупнейший музейный и историко-архитектурный комплекс, который располагает ценными коллекциями произведений итальянского искусства. Музейный комплекс объединяет между собой крупные галереи и тематические залы.

Музей серебра. Здесь собрана коллекция изделий из серебра – украшения, предметы быта (столовые приборы, аксессуары). Кроме серебряных украшений в музее можно увидеть коллекции изделий из золота, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней, а также коллекцию ваз, начало которой положил еще Лоренцо Медичи (Великолепный). Здесь можно увидеть и вазы древнеримской эпохи, вазы из Византии и Венеции (14 век). Изюминка коллекции этого музея – миниатюрная копия площади Сеньории, отделанная золотом и серебром.

Палатинская галерея. В роскошных интерьерах стиля барокко находятся залы, посвященные героям римской мифологии. Пышные интерьеры создают великолепный фон для античных статуй богов – Марса, Аполлона, Венеры, которые были расписаны мастером Пьетро да Кортоном. В Палатинской галерее хранятся уникальные работы Рафаэля и Тициана (в галерее находится 11 работ Рафаэля – больше, чем в любом музее мира), Караваджо и Рубенса, а также полотна знаменитых представителей венецианской школы Тинторетто и Джорджоне. Примечательно, что некоторые работы расположены на тех местах, куда их определили первые владельцы – члены семейства Медичи.

Музей костюма. Роскошные наряды и изысканные дамские туалеты 15-18 веков представлены в этой галерее (всего насчитывается около 6000 костюмов и элементов гардероба). Кроме этого, ряд экспозиций посвящен аксессуарам и предметам интерьера. Экспозиции в музее меняются всего дважды за год.

Музей фарфора. Знаменитые столовые сервизы из фарфора, принадлежавшие династии Медичи (севрский фарфор, мейсенский фарфор, античные керамические коллекции), а также статуэтки из фарфора. Галерея современного искусства. В этой галерее собраны работы представителей современных итальянских школ живописи.

Дела банкира Лука Питти шли хорошо, он был вхож во многие знаменитые и богатые дома Флоренции. И вот однажды пришла ему в голову мысль построить дворец, который бы размерами и великолепием превосходил palazzo самого Герцога Тосканского – Козимо Медичи (Старого). Автором проекта дворца Палаццо Питти предположительно выступал архитектор Филиппо Брунеллески, а помощником его – Лука Франчелли, на ту пору приходившийся Брунеллески учеником.

Но специалисты по истории архитектуры в последние годы сходятся во мнении, что автором проекта стал как раз Лука Франчелли, который использовал наработки и технологии своего учителя, Филиппо Брунеллески. Эту версию подтверждает и тот факт, что Брунеллески к моменту начала строительства палаццо Питти уже не было в живых.

Строительство было начато в 1457-1458 годах. Планы Луки Питти на постройку были весьма грандиозными: он пожелал, чтобы окна по высоте превосходили окна дворца Медичи, а сад был намного больше, чем вся территория палаццо Медичи-Рикарди. Но строительство шло не так быстро, как того хотел владелец. Несмотря на то, что к строительству не стеснялись привлекать даже каторжан и беглых преступников (для того, чтобы дворец был выстроен как можно скорее), финансовые трудности стали значительным препятствием на пути к торжеству банкира Питти. Парадокс состоит в том, что Palazzo Pitti все-таки оказался в собственности семейства Медичи. Это произошло уже после смерти и самого Луки Питти (1472 год), который не дожил до окончания строительства своего дворца (1487 год). Новым владельцем, а точнее – владелицей, стала жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, которая в 1549 году приобрела палаццо у разорившегося потомка банкира Питти – Бонакоссро Питти.

Перед тем, как переехать со всем многочисленным семейством в новое палаццо, герцог Тосканский приказал расширить границы дворца за счет пристроек, добавив два боковых крыла здания, из-за чего площадь постройки увеличилась чуть ли не в два раза. Перепланировкой palazzo занялся архитектор Аманнати, а также мастер Джорджио Вазари, который дополнительно к проекту построил Коридор Вазари – крытый переход из Палаццо Веккьо (Старого дворца) во дворец Питти. Поначалу дом служил для размещения иностранных послов и именитых гостей города, а уже при властвовании Фердинанда Первого семейство Медичи окончательно переехало в бывший дом банкира Питти.

За площадью Питти и дворцом была выкуплена земля на холме Боболи – там под руководством декоратора садов Никколо Триболо развернулась грандиозная работа по создания паркового комплекса – садов Боболи. В 1737 году род Медичи прервался, и власть перешла к представителям другого семейства – герцогам Лотарингским. После них Palazzo Pitti становился пристанищем и для Бурбонов, и для династии Габсбургов. В период итальянского национально-освободительного движения (Рисорджименто) Флоренция на какое-то время стала столицей государства, и король Виктор-Эммануил III выбрал палаццо Питти в качестве королевской резиденции. В 1919 году итальянские власти объявили дворец муниципальной собственностью.

Дома напротив дворца - см. ниже. Дворец Питти находится на площади Питти недалеко от Дворца Веккьо. Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Добраться можно с помощью автобусов №11,36 (остановка San Felice).

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Позже амфитеатр перестал функционировать как место для представлений, в его центре установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Вверх от амфитеатра идет подъем, в начале которого расположена статуя Цереры – богини плодородия. Далее вверх по ступенькам установлены статуи известных римлян и императора.

Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati).

Если вы подниметесь вверх по холму до самой высокой точки, откроется потрясающий вид на сад, Дворец Питти и Флоренцию в целом.

В верхней части садов Боболи располагается второй амфитеатр, в котором находится один из самых красивейших фонтанов в саду – фонтан Нептуна. Это пруд неправильной формы с бронзовой статуей Нептуна по центру. Его окружают наяды и тритоны. В народе у Флорентийцев этот фонтан зовется «фонтаном с вилкой».

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой. Скульптура была создана Стольдо Лоренци в 1571 г., а сам фонтан был сделан лишь в 1777-78 гг. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Следуя от кофейного домика вниз по дорожке, вы придете в «сельскохозяйственную зону» садов Боболи с дрожками, усыпанными гравием, невысокими стрижеными изгородями и молодыми высадками виноградных кустов.

В нижней части этой зоны находится круглый фонтан Ганимед. Он представляет собой чашу, в центре которой находятся скульптуры юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который был перенесен орлом Зевса на олимп из-за своей вечной молодости и красоты.

После посещения садов и виллы Медичи нас отвезли на площадь Микеланджело. Она расположена она на холмистой местности, окруженной по бокам садами Бардини и Боболи. С площади можно рассмотреть весь исторический центр Флоренции, увидеть раскинувшую свои воды речку Арно, а также купол главного кафедрального собора города.

Площадь берет свое начало в конце XIX века. Она была построена итальянским зодчим Поджи и была его завершающей работой по обустройству левобережья Арно. По задумке автора, тут должны были быть произведения великого итальянца Микеланджело, которые бы восхваляли его достижения в веках. Архитектором была задумана неоклассическая Лоджия, где должны были храниться творения Буонаротти. Однако задумкам не суждено было сбыться. Ныне, вместо музея – ресторация с красивым обзором на город. В конце XIX века по площади проходил маршрут трамвайчика. В центре Пьяццале Микеланджело в 1873 году была установлена копия самого выдающееся творения скульптура - великолепной статуи «Давид». У подножия высокого беломраморного постамента стоят еще четыре копии лучших скульптур знаменитого художника - аллегории из мемориальной часовни Медичи во флорентийской базилике Сан-Лоренцо. Стоит отметить, что в отличие от оригиналов все двойники, установленные на площади, полностью сделаны из бронзы.

По завершении самой площади Джузеппе Поджи также успел построить лоджию, где планировал устроить музей, посвященный работам знаменитого мастера, однако этот проект архитектора так и остался незавершенным. Сегодня в этом помещении находится довольно популярный ресторан под названием La Loggia.

К площади можно добраться, воспользовавшись автобусами под номерами 12 и 13, которые едут с центра города. Также по Флоренции ездят в большом количестве экскурсионные автобусы. Можно еще совершить пешую прогулку по лестнице, ведущей от другой площади - Поджи. Прогулка займет не более 10 минут спокойным шагом вдоль старинной городской стены.

Топ достопримечательностей Флоренции: дворец Питти.

Приехав в сказочную Флоренцию, туристы с нетерпением ожидают насыщенную прогулку по ее незаурядным достопримечательностям. Городской баптистерий, дворец Баджелло, галерея Уффици, собор Санта Мария дель Фьоре, дворец Питти – эти и другие объекты порадуют своих гостей необычайной красотой и «обрушат» на них множество новой интересной информации. Дворец Питти во Флоренции – одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. Именно о нем мы расскажем в нашей статье.

История достопримечательности

В 1458 году городской банкир Лука Питти затеял строительство собственного жилого здания, которое планировалось назвать палаццо Питти. Флоренция в тот момент принадлежала Козимо Медичи – близкому другу Луки. Расторопный Питти захотел превзойти своего покровителя, и приказал строителям сделать оконные проемы своего немалого жилища больше, чем двери во дворце Медичи. Один из современников Питти – Николо Макиавелли, утверждал, что многие преступники, изгнанные из Флоренции, находили приют в строящемся дворце, и помогали возводить это неприветливое и строгое здание.

В середине XV века Европа была поражена успешной экспансией Османской Империи, которая благополучно разорила многих дальновидных и влиятельных торговцев материка. В 1464 году умер Козимо Медичи, и вместе с этим событием у Луки Питти появились финансовые сложности. Сам банкир умер в 1472 году, так и не достроив свой дворец.

Палаццо Питти простоял в запустении вплоть до 1549 года, после чего разорившийся Бонаккосро Питти продал его жене Козимо I Медичи – Элеоноре Толедской. Новые владельцы значительно видоизменили облик здания. Козимо I нанял архитектора Вазари, и приказал ему расширить дворец. В связи с этим с тыльной стороны сооружения появилась габаритная пристройка, увеличившая площадь дворца в 2 раза. Также Вазари создал надземный переход, который соединял дворец Питти, дворец Веккьо, мост Понте Веккьо и галерею Уффици. При помощи такого коридора члены властвующей семьи могли быстро и безопасно перемещаться из одного здания в другое.

Достроенный дворец Питти стал основным местом размещения приезжих официальных гостей. Семейство Медичи предпочло остаться в своей фамильной резиденции – палаццо Веккьо. Пришедший к власти сын Элеоноры Толедской – Фердинанде I Медичи, стал использовать Питти как место размещения фамильных произведений искусства.

Рядом с дворцом Питти расположен холм Боболи, который был выкуплен вместе с палаццо Элеонорой Толедской. Новая хозяйка имения поручила садовнику-декоратору Николо Тримболо заняться их обустройством. Спустя год, в 1550 году, садовник скончался, и обустройство парка перешло в руки Бартоломео Амманати. Согласно проекту, сады должны были окружать амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли не только в Италии, но и всем мире. Впоследствии в садах Боболи появились живописные террасы, клумбы, фонтаны, гроты, скульптуры и другие декоративные ландшафтные элементы.

Расширенный, модернизированный и обустроенный дворец Питти являлся собственностью династии Медичи до 1737 года. После смерти последнего представителя семьи – Джана Гастоне Медичи, палаццо стала использовать его сестра – Анна Мария. Она не оставила после себя наследников, поэтому с приходом ее смерти род Медичи полностью угас. Следующими владельцами шикарного дворца стали герцоги Лотаринские – австрийский род, представителем которой являлся император Германской Империи Франц I Стефан. В их владениях уже находились земли Тосканы. После них дворец занимал Наполеон Бонапарт, осуществлявший контроль над Италией. После свержения французского полководца Питти снова перешел в руки австрийцев, и был в их владении до 1865 года. Тогда же Флоренция получила новый статус – столицы Италии, а в пышный дворец переехал новоиспеченный итальянский король Виктор-Эммануил II, и жил в нем до 1871 года. Его внук – Виктор-Эммануил III, в 1919 году даровал палаццо Питти государству. В 20-х годах прошлого века дворец и прилегающие к нему сады Боболи были поделены на несколько галерей и музеев. С тех пор здесь можно увидеть многочисленные произведения искусства семейства Медичи, и другие ценные артефакты, приобретенные государством.

Архитектура объекта

Как и сама Флоренция, палаццо Питти поражает посетителей великолепием своей архитектуры. Создателем этого монументального здания считается Лука Франчелли. Архитектор возвел дворец в лучших традициях эпохи Возрождения, и придал ему характерный внешний вид ренессансной постройки. Здание имело форму равностороннего куба, материалом для облицовки внешних стен послужил грубый рустовый камень.

Палаццо Питти состоит из 3 этажей, каждый из которых имеет высоту около 10 метров. Высота здания увеличивалась за счет естественного возвышения, что делало дворец необычайно величественным и монументальным. На первом этаже имелось 3 входа, 2 других этажа размещали в себе по 7 окон. Под крышей достопримечательности имелась лоджия, а окна фасада соединялись красивым длинным балконом.

Оказавшись во владении Медичи, дворец Питти изменил свой внешний облик. Здание обзавелось 2 пристройками, боковые двери были переделаны в огромные окна, в помещения 2 этажа можно было попасть по широкой лестнице. Главный архитектором, внесшим изменения в облик дворца, стал знаменитый Амманати. По его решению в Питти был оборудован внутренний двор, который по сей день считается самым красивым объектом подобного типа в стиле Ренессанс. Стены входа во двор облицованы 2 разными материалами, имеющими грубую и гладкую поверхность. Внутри дворика стоят 2 колонны, внешне напоминающие узловатые стволы деревьев. С их помощью архитектор хотел подчеркнуть неделимость двух противоположных объектов — искусства и природы.

Следующий важный этап в существовании дворца наступил при властвовании герцогов Лоранских. Архитекторы австрийской династии пристроили к Питти 2 боковых полукруглых крыла, из-за чего центральная площадь палаццо была защищена стенами с трех сторон. У каждого крыла имеется свое название: левое именуется Рондо Бахуса, правое – Каретное рондо. В тех же веках в Питти изменились некоторые внутренние интерьеры. Большую часть комнат владельцы пожелали переделать в неоклассический стиль.

Также дворец сохранил в себе изменения, проведенные французскими владельцами. Например, гости объекта могут полюбоваться вестибюлем и комнатой Марии Бурбон, а также ванной самого Наполеона. Работами по изменению интерьеров занимался Джузеппе Чачиалли.

Музеи и коллекции дворца Питти

Палаццо Питти – это не только ценный памятник архитектуры эпохи кватроченто, но и один из самых крупных музейных комплексов во всей Флоренции. В историческом здании размещаются следующие заведения:

  • галерея современного искусства;
  • Палатинская галерея;
  • галерея костюма;
  • музей фарфора;
  • музей серебра;
  • музей карет.

О каждом из них мы расскажем более подробно.

  1. Галерея современного искусства . Заведение открылось во дворце Питти в 1928 году. Коллекции галереи распространяются на 30 залов, и охватывают промежуток с XVIII до начала XX века. Основная коллекция картин представлена творениями флорентийской группы художников «Маккьяйоли. Мастера этой «школы» писали картины в свободной манере при помощи ярких цветных пятен.
  2. Палатинская галерея . Главным заведением палаццо Питти считается именно Палатинская галерея, открытая для публики в 1828 году. Ее помещения оформлены в барочном стиле, и предлагают гостям осмотреть более 500 картин, большая часть которых была написана в эпоху Возрождения. В залах заведения представлены личные коллекции предметов искусства династии Медичи. В необъятных коллекциях галереи вы увидите детища Рубенса, Рафаэля, Пьетро де Кортона, Тинторетто, Караваджио, Перуджино, Тициана, Понтормо, Ван Дейка, Веласкеса и др. Галерея Палатина занимает 28 комнат, где представлены не только картины, но и роскошные интерьеры, старинная мебель, фрески, позолоченные бронзовые изделия, китайские и японские вазы.
  3. Галерея костюма . Это заведение может похвастаться крупнейшим собранием артефактов, посвященных итальянской моде. Галерея костюма занимает Малый дворец – крыло, пристроенное к Питти в XVIII веке. Посетители заведения увидят множество интересных экспонатов (примерно 6 тысяч), охватывающие период с XVI века до наших дней. Экспозиция галереи меняется каждые 2 года. В залах находятся старинные театральные костюмы, повседневная одежда флорентийских жителей, похоронные одеяния Козимо I Медичи, Элеоноры Толедо и ее наследника Гарции. Кроме того, в галерее костюма выставлена коллекция бижутерии, созданной в середине прошлого века.
  4. Музей фарфора . Заведение размещено в садах Боболи, в здании Казино дель Кавальери. Оно было открыто в 1973 году. Коллекции музея предлагают ознакомиться с изящными фарфоровыми изделиями знаменитых европейских фабрик: Мейсен, Севр и др. Некоторые представленные экспонаты были подарены европейскими монархами для флорентийских правителей, другие были изготовлены для великого герцога по его приказу. Также гости музея фарфора увидят древние образцы античной керамики.
  5. Музей серебра . Это заведение имеет другое название — «Сокровищница Медичи». Оно расположено в личных королевских покоях, декорированных фресками работы Джованни да Сан-Джованни. В музее серебра вы увидите великолепные экспонаты, представленные серебряными, хрустальными и золотыми изделиями, старинными вазами, драгоценными и полудрагоценными камнями, древнеримскими амфорами, предметами, изготовленными из слоновой кости. Особого внимания заслуживает миниатюрная копия площади Синьории, созданная из золота и украшенная драгоценными камнями.
  6. Музей карет . На первом этаже дворца Питти выставлена коллекция средств передвижения XVIII-XIX веков. Кареты великого герцога сами по себе являются предметами искусства. Многие из них обшивались позолотой, на их поверхность наносились живописные пейзажи. Кареты для важных случаев украшались позолоченными коронами, которые считались символом знатности владельца конного транспорта. Также в экспозиции представлены кареты флорентийских официальных лиц, архиепископов, Короля обеих Сицилий и пр.

Не стоит забывать о неотъемлемой части дворца Питти – садах Боболи. Они представляют собой музей садово-паркового искусства, который занимает площадь 4,5 га. Первых гостей Боболи приняли в 1766 году. Масштабный парк вмещает в себя амфитеатр, озеро с искусственным островом, кофейный домик, несколько фонтанов, гротов, тематических садов, оранжерей, большое количество скульптур (с античного периода до XVII века), аллей, клумб и др. Стоит отметить, что сады Боболи расположены на одноименном холме, с которого открывается чудесный вид на Флоренцию.

Как видите, на посещение палаццо Питти и прилегающие к нему сады Боболи, необходимо отвести достаточное количество времени, чтобы успеть осмотреть не только интерьеры, но и представленные в отдельных заведениях экспозиции и коллекции.

Режим работы и стоимость билетов

Палаццо Питти – популярная достопримечательность Флоренции, осмотреть которую стремятся все туристы, приехавшие в итальянский город. Намечая свой туристический маршрут, не забывайте принимать во внимание режим работы выбранных заведений.

Посещение дворца Питти можно осуществить в каждый день недели за исключением понедельника. Известнейшее заведение работает с 8:15 утра до 18:50 вечера. Купить билеты нужно до 17:30, после этого времени вход закрывается.

Сады Боболи также можно осмотреть в течение всего года. Они открываются в 8:15, но в каждом сезоне устанавливаются определенные временные рамки закрытия достопримечательности. С ноября по февраль Боболи работают до 16:30, в марте – до 17:30, с апреля по май и с сентября по октябрь – до 18:30, а в летние месяцы наслаждаться чарующим обликом объекта можно до 19:30.

Теперь расскажем о стоимости билетов

Для посещения Палатинской галереи и галереи современного искусства необходимо заплатить 8,5 евро. Билет в музей серебра и фарфора стоит 7 евро, столько же стоит посещение садов Боболи и единый билет для музея костюма и галереи современного искусства. Оптимальным вариантом для туристов, располагающих достаточным количеством свободного времени, станет приобретение комплексного билета для всех заведений дворца. За него придется отдать 11,5 евро. Кстати, такой билет дает право осматривать все объекты знаменитого флорентийского палаццо в течение 3 дней.

Не забывайте о том, что у кассы дворца ежедневно образуются большие очереди. Если вы не желаете простаивать в толпе людей и терять драгоценное время, то приобретите билеты на официальном сайте. Имейте в виду, что в его стоимость будет входить услуга бронирования, за которую придется отдать дополнительные 3 евро. После оплаты на указанный электронный адрес придет письмо с ваучером, который необходимо распечатать и при посещении дворца предъявить кассиру.

На заметку: некоторые категории населения имеют право на приобретение льготных билетов. Например, граждане стран Евросоюза: от 18 до 26 лет и старше 65 лет, могут получить существенную скидку на покупку билета при предъявлении удостоверения личности. Также Питти предоставляет бесплатный вход для детей младше 18 лет, учителям некоторых ведомств, журналистам на национальном регистре, инвалидам и их помощникам, членам ИКОМОС и ИКОМ, и др.

  • Самым большим городским дворцом является Питти. Флоренция располагает еще несколькими историческими палаццо, которые заслуживают внимания приезжих туристов.
  • При строительстве палаццо Питти мастера брали за основу облицовку дворца Медичи. Архитектор знатных правителей Флоренции Микелоццо стал первым мастером, который использовал грубые отделочные материалы для украшения жилого дома.
  • До сих пор доподлинно неизвестно настоящее имя архитектора монументальной флорентийской достопримечательности. Большинство историков полагает, что им является Лука Франчелли – ученик Филиппо Брунеллески. Однако историк XVI века Джорджо Вазари предполагал, что творцом величественного Питти являлся именно Брунеллески.
  • На одной из стен дворца можно увидеть интересную фреску, на которой изображен Питти до того, как была проведена реконструкция XVI века. На этом образце средневекового искусства палаццо имеет сходство и с городским дворцом, и загородной резиденцией. Автором фрески является Джусто Утенса.
  • Галерея современного искусства во дворце Питти имеет явные расхождения с общепринятыми нормами временного периода. Например, в других музеях современное искусство представлено работами художников XX века, а в Питти выставлены картины XVIII- начала XX века. Коллекции, написанные в прошлом веке, относят к позднему периоду, который называется «Arte contemporanea». Творчество художников этого периода можно посмотреть в городе Прато (15 км от Флоренции), в центре современного искусства Луиджи Печчи.

Приятные прогулки, культурный досуг и насыщенный отдых — все это приготовила для вас очаровательная Флоренция. Дворец Питти со своим величественным видом, ошеломляющей историей и множеством музеев и галерей подарит незабываемые впечатления о городе, и поможет обогатить ваши знания исчерпывающей и полезной информацией о культуре и истории Италии.

, Тоскана

Тип здания резиденция банкира Архитектурный стиль архитектура Возрождения Основатель Лука Питти Дата основания Строительство - годы Состояние художественная галерея Сайт palazzopitti.it

История и нынешнее назначение здания

Ранняя история

Строительство этого строгого и неприветливого здания было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти , главным сторонником и близким другом Козимо Медичи . Ранняя история дворца представляет собой смесь фактов и выдумок. Как утверждают, чтобы превзойти своего покровителя, Питти приказал рабочим сделать окна своего дворца ещё больше, чем вход во дворец Медичи . Современник Питти Никколо Макиавелли сообщает, что все изгнанные из Флоренции, к тому же и преступники, подлежащие преследованию, находили убежище во дворце, если могли быть полезны строительству . Строительные работы были приостановлены, когда со смертью Козимо Медичи в 1464 году у Питти начались финансовые трудности. Хозяин дворца умер в 1472 году , так и не доведя своё предприятие до конца.

Земля на холме Боболи была выкуплена для создания на ней парка и садов, ныне известных как сады Боболи . Их устройством занялся состоявший при дворе Медичи садовник-декоратор Никколо Триболо , который умер в следующем году; практически сразу его заменил архитектор Бартоломео Амманати . Исходный план садов был сосредоточен вокруг амфитеатра . Первое представление прошло там в 1476 году ; там была показана «Девушка с острова Андрос » Публия Теренция Афра . За ней последовали многие пьесы флорентийских писателей, таких как Джован Баттиста Чини . Исполняемые для развлечения культурного двора Медичи, в них использовались сложные образы придворного сценографа Бальдассаре Ланчи .

Дома Лотарингии и Савойи

Дворец оставался главной резиденцией Медичи вплоть до 1737 года , когда умер последний представитель рода Медичи по прямой мужской линии - Джан Гастоне Медичи . Затем он недолго находился в руках его сестры Анны Марии ; с её смертью прямая линия рода Медичи угасла и дворец перешёл к новым Великим герцогам тосканским - Лотарингскому дому из Австрии в лице императора Священной Германской Империи Франца I Стефана . Австрийская аренда была ненадолго прервана Наполеоном , пользовавшегося дворцом в период своего контроля над Италией. В 1860 году Тоскана перешла из рук Лотарингского дома к представителям Савойской династии ; то же случилось и с Палаццо Питти.

Национализация и наше время

Архитектурные особенности

Галерея современного искусства

В Галерее современного искусства в основном представлены произведения итальянских живописцев XIX в. Большое влияние на всю итальянскую живопись в конце того века оказала флорентийская группа художников под названием «Маккьяйоли » (итал. macchia - пятно). Такое название она получила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами.

Музей серебра

Галерея

Фасад дворца

Внутренний дворик

Одежда в Галерее костюма

Вид на дворец с юго-востока

Музей фарфора в садах Боболи

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт (итал.)
Академия дель Чименто

Академия дель Чименто или Академия опыта (эксперимента; опытов) (лат. Accademia del Cimento; итал. Accademia dell"esperimento) - во Флоренции учёное общество (по-итальянски «академия»), учреждённое в 1657 году на средства Леопольда де Медичи и использовавшее, впервые в Европе, экспериментальные методы Галилея в естествознании.

Первоначально академия располагалась во флорентийском Палаццо Питти, по соседству с великим герцогом Фердинандо II, участвовавшим в создании некоторых инструментов, затем перенесена во дворец Кастеллани, ныне флорентийский музей истории науки или музей Галилео (итал. Museo Galileo).

Амманнати, Бартоломео

Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati; 18 июня 1511 - 13 апреля 1592) - один из самых плодовитых флорентийских скульпторов и архитекторов эпохи маньеризма. Муж поэтессы Лауры Баттиферри.

Учился у Баччо Бандинелли и Якопо Сансовино (которому ассистировал при постройке библиотеки Сан-Марко). Как скульптор подражал Микеланджело. Его статуи производят впечатление не столько величественности, сколько массивности. На флорентийской площади Синьории возвышается самая известная из них - фонтан Нептуна. Он работал над ней десять лет вместе с учениками, среди которых был Джамболонья.

В истории Амманнати остался прежде всего как зодчий. Во Флоренции он построил мост Санта-Тринита через Арно и довёл до конца крупнейший строительный проект чинквеченто - палаццо Питти. Именно ему довелось воплотить в жизнь предложенный Микеланджело проект лестницы в Лауренциане. Слава Амманнати достигла папы Юлия III, который пригласил его строить свою римскую виллу вместе с Джорджо Вазари и Джакомо да Виньолой.

В 1528-1534 годах по заказу кардиналов Лоренцо и Роберто Пуччи построил палаццо Пуччи на одноимённой улице. В 1577-1590 годах по заказу Франческо Пуччи перестроил фасад флорентийской церкви Сан-Микеле.

В последние десятилетия жизни Амманнати, став религиозным, заклеймил воспроизведение в камне нагих тел как преступление против нравственности. В связи с этим его продуктивность пошла на убыль. Он умер во Флоренции и завещал своё состояние иезуитам. Похоронен вместе с женой в церкви Сан Джованини дельи Сколопи во Флоренции.

Брунеллески, Филиппо

Филиппо Брунелле́ски (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Габбиани, Антон Доменико

Антон (Антонио) Доменико Габбиани (итал. Anton Domenico Gabbiani; 13 февраля 1652, Флоренция - 22 ноября 1726, там же) - итальянский живописец периода позднего барокко.

Дольчи, Карло

Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci; 25 мая 1616, Флоренция - 17 января 1686, там же) - итальянский художник флорентинской школы барокко.

Донна Велата

«Донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata - «женщина под покрывалом») - один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.

Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля, изображенная на полотне Форнарина. Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин.

Предполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Киджи фрески «Три грации» и «Галатея».

Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал её Форнарина (от итал. fornaro - пекарь).

Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году.

Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца родом из Кремоны Маттео Боттего, а в 1615 году перешла в собственность Козимо II. Долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции.

Коридор Вазари

Коридор Вазари (итал. Corridoio Vasariano) во Флоренции - крытая галерея, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Часть коридора открыта для осмотра, но только в составе группы и в сопровождении экскурсовода.

Коридор Вазари был построен в течение пяти месяцев 1565 году по заказу великого герцога Тосканы Козимо I. Причиной строительства послужило бракосочетание сына великого герцога, Франческо I Медичи, с Иоанной Австрийской. Архитектором сооружения выступил Джорджо Вазари.

Участок Коридора Вазари над мостом Понте Веккьо обустроен рядом больших панорамных окон. Из них открывается великолепный вид на реку Арно до моста Понте Санта-Тринита. Размер окон был увеличен в 1939 году по приказу Бенито Муссолини.

Коридор Вазари хранит около 700 картин XVI-XVII веков римских и неаполитанских мастеров, а также уникальную коллекцию автопортретов известных и великих художников Италии и мира вплоть до начала XX века.

В коллекции содержится около 1400 картин, в том числе автопортреты Рафаэля, Джорджо Вазари, Рубенса, Диего Веласкеса, Кустодиева, Кипренского. Об уровне коллекции говорит тот факт, что там представлены исключительно авторские подлинники, за редким исключением (средневековая копия автопортрета Дюрера).

В самом начале экспозиции выставлены неотреставрированные картины, пострадавшие от взрыва около галереи «Уффици» начинённого взрывчаткой автомобиля 27 мая 1993 года. Некоторые картины были разрезаны на лоскутки разлетевшимися стеклами. Сохранившиеся кусочки были собраны и наклеены на чёрный фон без дорисовок.

Курдонёр

Курдонёр (фр. cour d"honneur «почётный двор») - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре.

Мадонна Грандука

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca, что переводится как «великогерцогская мадонна») - картина Рафаэля с изображением Марии, держащей на руках младенца Христа и как бы представляющей его зрителю. Она выставлена в Палатинской галерее палаццо Питти (Флоренция). Высота доски, на которой написана картина, составляет 84 см, ширина - 56 см.

Предполагается, что картина была написана Рафаэлем вскоре после переезда из Перуджи во Флоренцию (1504) под влиянием знакомства с работами Леонардо да Винчи. На влияние Леонардо указывают использование техники сфумато и композиция с окном в сад, позднее закрашенная чёрным цветом. Принадлежит ли чёрный фон кисти самого Рафаэля, доподлинно неизвестно.

Мария изображена стоящей с задумчивым выражением лица в традиционном красном платье (цвет пролитой на кресте крови) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность). Её фигура слегка развёрнута вправо, однако движение уравновешено движением младенца в противоположном направлении.

Своё нынешнее название картина получила в честь великого герцога Фердинанда III, который приобрёл её у наследников художника Карло Дольчи и привозил в Вену, чтобы похвалиться приобретением перед родственниками из рода Габсбургов. Со времени первого упоминания о картине в 1799 году она хранится во флорентийском палаццо Питти.

Мадонна в кресле

«Мадонна в кресле» - картина Рафаэля, написанная около 1513-1514 годов, в течение римского периода художника. В настоящее время хранится в Палатинской галерее Палаццо Питти (Флоренция).

На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. Строгой геометрической формы и линейной перспективы, свойственных ранним Мадоннам Рафаэля флорентийского периода, «Мадонна в кресле» не имеет. Использование более тёплых красок позволяет предположить о влиянии на работу Тициана и соперника Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо.

«Мадонну в кресле» высоко ценил Энгр, разместивший её на нескольких своих картинах - «Генрих IV принимает испанского посла», «Рафаэль и Форнарина», «Портрет месье Ривьера» и «Портрет Наполеона на императорском троне» (в ковровой вышивке у ног императора). Иоганн Цоффани также изобразил «Мадонну в кресле» среди прочих картин на полотне «Трибуна Уффици», написанном в 70-е годы XVIII века.

Мадонны Рафаэля

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства - чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства - основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.


Рубрика: Флоренция

Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров.

Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Сегодня хотим познакомить вас с одним таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti).

История, окутанная ореолом тайны

Прошлое Палаццо Питти содержит немало интересных фактов и свидетельств. Многие из них доказаны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Другие, наоборот, по сей день остаются предметом спора. Исследователи пытаются окончательно разобраться в интригующем прошлом этого дворца, которое окутано ореолом тайны. Мы же со своей стороны поведаем читателям о том, что уже известно.

Жил в XV веке банкир Лука Питти. По одним источникам он был другом известного флорентийского политика Козимо Медичи Старого (он же купец и банкир, и владелец крупнейшего в Европе состояния). По другим – Лука Питти соперничал с покровительствовавшим ему Козимо Медичи. Что из этого правда сказать трудно, но именно Питти распорядился построить огромный дворец, которому надлежало превзойти дворец Медичи по всем параметрам. Окна нового палаццо банкир желал видеть большими, чем вход в резиденцию Козимо, а двор предлагалось сделать размерами с весь дворец Медичи. При строительстве все пожелания банкира были учтены. Работы по возведению дворца стартовали в 1458 году. Завершились они в 1487 году.

В строительстве использовался труд городских изгнанников и находящихся в розыске нарушителей закона – так утверждал Николло Макиавелли, современник хозяина палаццо. Поэтому желанным гостем здесь мог быть даже отъявленный преступник, если он мог принести пользу строительству. Во-вторых, в 1464 году у Луки Питти вследствие кончины Козимо Медичи возникли денежные затруднения, и строительные работы пришлось заморозить. Сам инициатор грандиозного проекта так и не дождался завершения строительства: в 1472 году банкир умер.

Кто был автором проекта Палаццо Питти точно неизвестно. Возможно, им являлся архитектор Филиппо Брунеллески. С этой версией в целом соглашался историк Джорджо Вазари (1511-1574), полагая, что ему помогал ученик Лука Франчелли. Современные историки придерживаются мнения, что автор проекта – Франчелли, а Брунеллески тут якобы ни при чем. Чем обосновывают такую точку зрения? Тем, что ученик имел свой стиль, явственно отличавшийся от стиля учителя. И второе: считается, что Брунеллески никак не могло принадлежать авторство проекта, поскольку он ушел из жизни задолго до начала работ.

Каменный фасад особняка был отделан рустами. Это говорит о том, что автор проекта – кто бы им ни был – решился на невероятное, то есть вопреки модным тенденциям своего времени. В результате Палаццо Питти обрел строгий и даже сурово-угрюмый вид. Дворец действительно впечатлял своими масштабами, однако до размахов резиденций Медичи все же не дотягивал.

В 1549 году владелицей дворца стала супруга Козимо I Медичи, Великого герцога Тосканы. Герцогиня Элеонора Толедская приобрела его у Бонаккосро Питти, потомка банкира Луки. Правящая чета, переезжая в новую резиденцию, распорядилась расширить здание за счет пристройки (работами руководил Амманнати). Ее возвели с тыльной стороны. В результате площадь палаццо увеличилась в два с лишним раза. Герцог, неравнодушный ко всему величественному и масштабному, остался доволен. Также появился новый надземный коридор, соединивший Палаццо Питти с резиденцией правительства – Палаццо Веккьо. Коридор позволил герцогу и членам его семьи перемещаться из одного дворца в другой в условиях большей безопасности.

Козимо поначалу размещал во дворце официальных лиц, сохраняя в качестве главной своей резиденции Палаццо Веккьо. В период же правления Фердинанда I (сына герцогини Элеоноры) в Палаццо Питти на постоянной основе стала находиться коллекция произведений искусства августейшего семейства. Впоследствии особняк стал главной резиденцией семейства Медичи и сохранял свой статус до 1737 года. То есть до кончины Джана Гастоне Медичи – последнего представителя рода по мужской линии. Затем дворцом некоторое время владела Анна-Мария, его сестра. Когда и она умерла, то Палаццо Питти стал собственностью следующей династии Великих герцогов Тосканских в лице священного римского императора Франца I Стефана, представлявшего Лотарингский дом (Австрия).

Знаменитым Палаццо Питти пользовался даже Наполеон Бонапарт – правда, недолго – во время своей итальянской кампании. И город Тоскана, и дворец, соответственно, тоже в 1860 году перешли от Лотарингской династии в собственность итальянской монаршей фамилии – Савойской династии.

Архитектурные особенности дворца

Внешний облик особняка являет собой воплощение амбиций его первого владельца, банкира Луки. Один только рустованный каменный фасад чего стоит: подобная облицовка олицетворяет стремление к самовозвеличению и желание властвовать. Из элементов украшения имеются только головы львов с коронами, находящиеся под окнами нижнего этажа. Между тем рустика, то есть облицовка, весь фасад покрывающая большими каменными блоками, впервые была использована Козимо Медичи Старшим при возведении своей личной резиденции (ныне дворец Медичи-Риккарди). Банкир ни в коей мере не хотел отставать от своего покровителя и соперника, вот и пошел в строительстве собственного дворца по тому же пути.

Современный Палаццо Питти (с учетом вышеупомянутой пристройки времен герцога и герцогини Тосканских) представляет собой один из величественных дворцов Флоренции с фасадом. Расположен особняк на покатой площади с тем же названием – Питти. Он простирается в длину на 205 метров, а в высоту на 38 метров. В его архитектуре представлены полукруглые арки и явственно выделяющиеся пилястры. Благодаря им дворец можно четко подразделить на две части: основную и выходящую во внутренний двор. За особняком находятся сады Боболи, получившие широкое признание как один из лучших парковых ансамблей не только Флоренции, но и всего итальянского Ренессанса. Сады расположились на склонах одноименного холма и были разбиты по указанию герцогини Элеоноры Толедской.

…Но вернемся к нашему палаццо. Даже самых искушенных туристов и ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели.

Крупный музейный комплекс Флоренции

Палаццо Питти сегодня – это одна из самых прославленных флорентийских достопримечательностей. Представляет собой крупный музейный комплекс. И в рамках нашей статьи мы совершим сейчас небольшую виртуальную экскурсию по его галереям и залам.

Палатинская галерея. Ее помещения отличает роскошный интерьер в барочном стиле. Они словно изначально были созданы для того, чтобы размещать бесценные произведения искусства. Здесь находятся так называемые мифологические залы, названные в честь античных богов – Марса и Аполлона, Юпитера, Венеры и Сатурна. Расписывал их Пьетро да Кортон. Уникальное собрание картин начало пополняться еще со времен династии Медичи. Герцоги Лотарингские со своей стороны дополнили коллекцию, предпочитая размещать произведения живописи в залах на свое усмотрение и в декоративных целях. Однако спустя такое количество лет их месторасположение осталось прежним.

Флорентинцы могут гордиться, что именно их Палаццо Питти располагает такой обширной коллекцией картин Рафаэля: их собрано одиннадцать. В Палатинской галерее можно также увидеть известные работы Тициана и произведения венецианских художников Джорджоне и Тинторетто. Будет что посмотреть и поклонникам Рубенса и Караваджо, Ван Дейка и Мурильо. Представлены в залах галереи и флорентийские маньеристы Понтормо, Фьорентино, Бартоломео, дель Сарто, Бронзино.

Музей серебра. Кроме изделий из названного драгметалла в этом музее собрана бесценная коллекция золотых украшений, драгоценных камней, изделий из слоновой кости. Представлена восхитительная коллекция ваз, собранная еще главой Флорентийской республики эпохи Возрождения Лоренцо Великолепным. Чего тут только нет: древнеримские, венецианские и византийские амфоры и вазы, а также вазы империи Сасанидов. Многообразие представленных в собрании образцов просто потрясает воображение. Музей серебра – настоящая сокровищница, будто воплотившаяся из сказки.

Изделия мастеров золота, которым попросту нет цены, рассредоточены по многим музейным залам. Причем не все они итальянского происхождения, есть образцы и из других стран. В числе известных экспонатов можно назвать выполненную в миниатюре площадь Синьории (есть такая во Флоренции, находится перед Палаццо Веккьо). Уменьшенная копия площади украшена золотом и инкрустирована драгоценными камнями.

Галерея современного искусства. Хотите поближе познакомиться с работами итальянских художников XIX столетия? Тогда вам сюда. Здесь, в частности, выставлены картины группы художников из Флоренции, объединенных названием «Маккьяйоли» («maccia» переводится с итальянского как «пятно»). Названные мастера кисти отличались свободной манерой живописи посредством ярких цветовых пятен. Они же оказали заметное влияние на развитие итальянской живописи того периода.

  • В период Рисорджименто – национально-освободительного движения в Италии – Флоренция на некоторое время была столицей государства. Тогдашний король Виктор Эммануил II избрал Палаццо Питти в качестве своей резиденции и жил в нем до 1871 года.
  • В 1919 году дворец был объявлен итальянскими властями во главе с монархом Виктором Эммануилом III собственностью государства. C того времени там начали хранить бесценные произведения искусства, которые приобрело государство.
  • Кроме Палатинской галереи, Музея серебра и Галереи современного искусства в Палаццо Питти также находятся Музей костюма, Музей фарфора, Музей карет.
  • Первоначальный вид Палаццо Питти (до расширения и появления садов Боболи) запечатлен в люнете 1599 года кисти Джусто Утенса.
  • В 2005 году в особняке случайно обнаружены ванные комнаты периода XVIII столетия, к которым подведены соответствующие коммуникации. И ванные, и тогдашний водопровод почти не отличаются от современных образцов.
  • Люксембургский дворец в Париже начали строить в 1615 году и завершили спустя шестнадцать лет. Его построили для Марии Медичи. По задумке Ее Величества, это сооружение должно было напоминать ей о дворце Питти, находившимся на родине вдовствующей королевы, во Флоренции.

Адрес Палаццо Питти: Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Отправляясь во Флоренцию – на родину Возрождения и величайших мастеров этой эпохи: Да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и Данте, – нужно непременно остановиться в этом городе хотя бы на неделю: за меньший срок вам просто не удастся обойти все достопримечательности: дворцы и храмы, музеи и площади… За каждым новым поворотом старинных улочек будут открываться все новые и новые чудеса, например, палаццо Питти. Палаццо Питти во Флоренции – это самое большое палаццо в городе и одно из самых больших и величественных в Италии, история его насчитывает уже 560 лет, и сегодня это – целый кладезь музейных экспозиций, которые будут интересны каждому любознательному туристу.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

История строительства

Первый камень нового дворца был заложен в 1458 году, само строительство продлилось шесть лет – довольно немного по тем временам. Но даже этого хватило, чтобы история возведения палаццо была окутана целым ворохом легенд и предположений. К сожалению, сегодня историки уже не могут наверняка сказать, где правда, а где – вымысел?

Лука Питти – богатейший флорентийский банкир, соперничавший по влиятельности и богатству с самим Козимо Медичи, – был и другом последнего, и соперником одновременно. Известно, что Питти даже устраивал против Медичи заговор – не для того, чтобы свергнуть того или убить, а чтобы заставить прислушаться к своему мнению в делах политических.

И Медичи вынужден был прислушаться: именно под влиянием Питти в середине 15 века во Флоренции была временно восстановлена демократическая система власти, а выборы снова стали организовываться по жребию, а не по праву родства и наследования. В то же время, в последние годы жизни Медичи одаривал Питти щедрыми дарами.

Строительство нового дворца было для Питти делом чести: говорят, что он хотел «перещеголять» дворцы своего друга размерами и величественностью. С размерами – однозначно получилось: палаццо Питти даже спустя пять с половиной веков – самое большое в городе и одно из самых больших в стране. С величественностью – фифти-фифти: здание хоть и выглядит величественным и монументальным, но его всегда обвиняли и до сих пор обвиняют в серости и громоздкости, и что «перегнать» Медичи таки не удалось. На вкус и цвет, как говорится…

Легенды рассказывают, что Питти повелел сделать окна своего нового палаццо больше ворот во дворцах Медичи, а еще – что все шесть лет, пока велось строительство, здесь укрывались беглые преступники: Питти и его люди покрывали мошенников, воров и даже убийц в обмен на то, что те будут работать на стройке, а сама стройка, якобы, велась днем и ночью, без перерывов и выходных. Правда все это или нет – сейчас уже сказать невозможно.

В 1464 году строительство было вынужденно остановлено. Большая часть дворца к тому времени была готова, но еще требовались какие-то доработки, оформление фасада и внутреннего убранства. Но Питти не мог больше вкладываться в дело своей жизни: его друг и покровитель Козимо Медичи скончался, к власти пришел Джироламо Савонарола, известный в истории как беспощадный диктатор, к тому же рьяно осуждавший богатство и роскошь, и у бывшего банкира начались серьезные финансовые проблемы. Справиться с ними он не смог, и в 1472 году, заметно порастеряв свое состояние, умер, оставив незавершенный дворец своим потомкам.

Но и потомки Луки удержать постройку в семейном наследии не смогли: в 1549 году окончательно разорившийся Бонаккосро Питти – достоверно не известно, кем он приходился Луке: сыном, внуком или иным родственником, – был вынужден продать палаццо. Новой его владелицей стала Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи – другого, – и именно под их покровительством здание было достроено и расширено.

Кто был архитектором первоначального варианта палаццо, неизвестно. Есть предположения, что это были Брунеллески и его подмастерье Франчелли, но современные историки соглашаются только со вторым именем: сам Брунеллески скончался еще за несколько лет до закладки первого камня будущего дворца. Во времена же Козимо и Элеоноры строительство велось под руководством самих Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Самым примечательным фактом можно назвать то, что между палаццо Питти и палаццо Веккьо, предыдущей резиденцией Медичи, был построен огромный коридор, позволявший перемещаться между дворцами, не выходя на улицу.

При сыне Козимо и Элеоноры, Фердинанде Первом Медичи, здесь хранились все основные богатства и огромная коллекция украшений знаменитой династии. Еще позже здание принадлежало семействам Лотарингов и Савойев. В начале 20 столетия палаццо было национализировано, то есть передано государству, здесь открыли несколько музеев и художественные галереи. На сегодняшний день палаццо Питти – одно из самых посещаемых туристических мест Флоренции, здесь ежедневно проводятся различные экскурсии.

Архитектура

Стилистически палаццо Питти относится к кватроченто (этот термин, кстати, тоже родился во Флоренции): в нем соединились образность Средневековья, нормы христианской культуры и веяния Проторенессанса. Мощное и величественное здание палаццо как будто давит сверху, заставляя покорно опустить взгляды. Но Лука Питти этого и добивался: та же облицовка фасада рустом – грубо отесанным камнем, – намекает на то, что дворец в его понимании должен был производить грозное и жесткое впечатление.

В здании три этажа, причем каждый верхний этаж меньше предыдущего, таким образом, дворец как бы уходит ввысь, подобно египетской пирамиде. Также это четкое деление заметно благодаря полукруглым аркам и пилястрам, которые были сделаны уже во времена Элеоноры Толедской. Впрочем, считается, что Вазари и Амманати следовали первоначальному замыслу и планам, сделанным еще при жизни Питти.

Галерея Палатина

Галерея Палатина – или Палатинская, – сама по себе, даже без выставленных там шедевров живописи, очень красива и самобытна. Некоторые залы, расписанные итальянцем Пьетро да Кортона, представляют собой общий мифологический рисунок и даже названы именами древнеримских и древнегреческих богов: Венеры – богини красоты и плодородия, – Аполлона – бога света и покровителя искусств, – Марса – бога войны и сельского хозяйства, – Юпитера – верховного бога, – и Сатурна – бога земледелия и времени.

Что касается картин галереи, то их начали собирать еще Медичи, затем дело было продолжено и Лотарингами. Именно здесь, во дворце Питти, самая большая в мире коллекция шедевров Рафаэля: целых одиннадцать картин! Есть здесь и работы таких известнейших мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк и Караваджо.

Галерея современного искусства

Кроме шедевров времен Возрождения славится палаццо Питти и галереей современного искусства, где выставлены картины живописцев 19 века. Большинство из них писали в технике маккьяйоли (еще одно флорентийское слово!) – особом стиле, отличающемся свободной манерой и ярко выраженными «пятнами». Вполне возможно, что именно из маккьяйоли вырос импрессионизм.

Сокровища великих герцогов

Второе название – Музей серебра. Музей довольно внушительный: почти тридцать залов, и один роскошнее и богаче другого. Эта коллекция также собрана семейством Медичи: здесь и виртуозно отлитое, резное, изящное столовое серебро, и ювелирные украшения легендарной династии, и коралловые и жемчужные сувениры, и миниатюрные фигурки, вырезанные из вишневых косточек и слоновой кости, и византийские вазы, и амфоры из восточных стран, и шедевры венецианского ювелирного дела, и драгоценные и полудрагоценные камни, и восхитительный прозрачный янтарь… Похожие роскошные и богатые коллекции можно встретить разве что в залах Лувра и Эрмитажа.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

Королевские и императорские апартаменты

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры