Национальная галерея старинного искусства рим. Римская национальная галерея

Главная / Измена мужа

Galleria Nazionale d"Arte Antica in Palazzo Barberini

Национальная Римская галерея - самая молодая художественная коллекция Рима.

Занимает два исторических здания — палаццо Барберини и палаццо Корсини .

Палаццо Барберини было задумано как монаршая резиденция, поскольку предполагалось, что после 1625 года там разместится семейство папы Урбана VIII (Барберини).

Здание возводилось на территории прежнего виноградника семейства Сфорца - там некогда располагался небольшой дворец, в свою очередь сооруженный на месте античных построек. Новому дворцу, воздвигнутому с истинно барочным великолепием, надлежало прославить семейство Барберини.

Первоначально работами руководил Карло Мадерно , которого сменил Франческо Борромини , однако и ему пришлось уступить это место Джанлоренцо Бернини , завершившему строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона .

Громадное здание включало главный корпус и два боковых крыла, повторяющих очертания Квиринальского холма, позади палаццо раскинулся обширный парк.

Кардинал Франческо Барберини сделал все, чтобы дворец был завершен в срок.

Строительство шло стремительно. Сначала по проекту Борромини созданы окна, винтовая лестница и задний фасад. Затем по идее Бернини в левом крыле возвели большую лестницу, заключенную в квадратный колодец. Бернини оформил главный фасад, выходящий на виа делле Кватро Фонтане. Сейчас с этой стороны находится главный вход и железная ограда XIX века (архитектор Франческо Адзурри) с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов.

Резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, стала местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози.

Хотя меценатство и составляло предмет гордости Барберини, в основном они использовали художников для возвеличивания самих себя. Особенно ярко это воплотилось в оформлении дворца, в частности его левого крыла, залы которого расписал (1633-1639) великолепными фресками Пьетро да Кортона .

Среди них выделяется гигантский плафон центрального салона второго этажа - «Триумф Божественного Провидения» - барочный апофеоз семейства Барберини. На это указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини.

Еще один зал украшен роскошным плафоном Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости» : эта фреска не только прославляет Барберини, но и призвана засвидетельствовать триумф гелиоцентрической теории, о которой Урбан VIII имел частые беседы с Галилео Галилеем.

Правое крыло дворца отделано не менее роскошно, о чем свидетельствует зал Мраморов, или зал Статуй, в котором были выставлены великолепные образцы классической скульптуры, которую Барберини коллекционировали. Этот зал пользовался особой известностью, демонстрируя бесспорное превосходство Барберини над остальным римским патрициатом.
От коллекции уцелело немногое, например, «Велата» Антонио Коррадини.

С 1627 по 1683 год во дворце работала мастерская по изготовлению гобеленов. Из ее стен вышли так называемые фламандские ткани, украсившие барочные залы: они изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини выписал из Фландрии, по рисункам и картонам Пьетро да Кортона.

В истории дворца отразились все перипетии судьбы владевшего им семейства, которое не однажды прибегало к продаже своих художественных сокровищ, дабы изыскать средства для содержания роскошной резиденции.

Следует упомянуть работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок. В тот же период Франческо Адзурри устроил фонтан в саду, расположенном напротив дворца со стороны виа делле Куаттро Фонтане.
Фонтан, воздвигнутый над восьмигранным бассейном и украшенный четырьмя маскаронами и тремя пчелами, бесспорно, последняя роскошь, которую позволили себе Барберини.

В 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также мебель, созданная Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики.

Отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их кризис.

В 1935 году судоходная компания Финмаре приобрела старое крыло дворца, которое затем было полностью перестроено. В 1949 году государство выкупило весь комплекс, а спустя три года Барберини распродали все принадлежавшие им картины и произведения искусства.

В левом крыле расположилась Национальная галерея старинного искусства , которая сохраняет его великолепные интерьеры; правое же было передано вооруженным силам, разместившим здесь Офицерское собрание.

Гарантией сохранения архитектурных и художественных сокровищ дворца может быть лишь его полное превращение в музейный комплекс. Лишь тогда дворец сумеет вновь обрести прежнее великолепие.

Художественные собрания галереи возникли из слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу его легло собрание кардинала Неро Корсини, дворец которого является второй частью Римской национальной галереи.

Этот дворец кардинал купил в 1737 году. Для убранства его залов и комнат приобретались самые лучшие произведения, и уже к 1740 году коллекция Корсини насчитывала 600 полотен.

Спустя полтора столетия князья Томмазо и Андреа Корсини подарили коллекцию итальянскому государству. Позже она пополнилась собранием герцога Дж. Торлониа, сюда же поступили 187 картин из Галереи дель Монте ди Пьета.

Таким образом, в палаццо Корсини собрались несколько больших коллекций, поэтому встал вопрос об их объединении в одно собрание. Так в 1895 году была образована Национальная галерея античного искусства. Позже она вошла в состав Национальной Римской галереи.

В палаццо Барберини сейчас находится собрание картин до XVII века, а в палаццо Корсини экспонируется более поздняя живопись.

Сокровища коллекции:
Рафаэль - Форнарина, Пьеро ди Козимо - Мария Магдалина, 1490, Ганс Гольбейн - Портрет Генриха VIII. 1540,Тинторетто - Христос и грешница,1550, Тициан - Венера и Адонис, 1550, Эль Греко - Крещение Христа,1596-1600, Эль Греко - Поклонение младенцу,1596-1600, Рубенс - Мучения Святого Себастьяна, 1608, Никола Пуссен -Вакханалия путт, 1626, Гвидо Рени - Мария Магдалина, 1633, Гвидо Рени - Спящий путто, 1627, полотна Филиппо Липпи, Перуджино

Юдифь и Олоферн, 1598

Караваджо познакомился с генуэзским банкиром Оттавио Коста. Истый поклонник искусства был потрясён полотнами Джорджоне и загорелся желанием иметь «Юдифь» в своей коллекции в знак памяти о закончившемся кровопролитии неподалёку от его родной Генуи.

— Вы могли бы повторить «Юдифь» Джорджоне? — спросил генуэзец при первом знакомстве.

— Любой повтор есть копия, а меня такая работа никак не интересует, — сухо ответил Караваджо. — Но если вам угодно иметь оригинал, то это другой разговор.

Банкир Коста не стал торговаться и предложил художнику крупный гонорар, лишь бы он поскорее взялся за работу. Но вниманию Караваджо пришлось переключиться с героической Юдифи на событие, взбудоражившее Рим.

Это казнь семьи Ченчи (в том числе и Беатриче Ченчи).
Многие стали сравнивать Беатриче за её мужественное поведение на эшафоте и брошенное папе проклятие с библейской Юдифью, убившей злейшего врага своего народа.

Образ Юдифи часто встречается в итальянском искусстве.
Достаточно вспомнить изваяние Донателло на площади Синьории во Флоренции или картины Мантеньи, Боттичелли, Джорджоне, на которых героиня показана, как правило, после совершённого ею подвига.
В отличие от эрмитажного Джорджоне, чья женственная Юдифь с мечом в руке попирает ногой отрубленную голову врага на фоне безмятежного типично венецианского пейзажа, Караваджо в своей работе «Юдифь и Олоферн» даёт полную динамизма сцену убийства тирана, не жалея красок для изображения леденящих душу кровавых подробностей.

Каждый персонаж наделён яркой индивидуальностью.

Всё построено на светотеневых контрастах с выделением трёх ярко освещённых участков картины, представленных особенно выразительно на непроницаемом тёмном фоне, из глубины которого вырастают фигуры и детали переднего плана. Над этой напряжённой динамичной сценой нависает тяжёлое полотнище кровавого цвета, олицетворяющее триумф Юдифи.

Нарцисс, 1599

Сидя в мастерской, Караваджо задумался над новыми сюжетами в стремлении создать нечто необычное, чтобы вызвать к себе интерес не одних только частных коллекционеров, у которых его работы мало кто видит. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Смотря из окна на лужи с отражёнными в них плывущими по небу облаками, он решил вместо зеркала как верного подспорья в работе попробовать на сей раз использовать водную гладь и показать отражённым в ней окружающий мир, неожиданно предстающий в перевёрнутом виде.

Нужно было посоветоваться с кем-нибудь, но Марио разгуливал где-то, несмотря на непогоду. В последнее время его молодой друг заметно возмужал. Караваджо нередко замечал, как Марио подолгу разглядывает себя в зеркале, как он рядится в яркие одежды, оставаясь по-прежнему немногословен и замкнут. Как всегда, мир его мыслей и чувств был недоступен даже лучшему другу.

Возникла идея написать образ вступающего в жизнь молодого человека, занятого только собой и, кроме собственной персоны, не замечающего никого вокруг и не проявляющего сочувствия к страданиям ближнего. А за душевную чёрствость такому человеку придётся дорого расплачиваться полным одиночеством. Таким и появился на свет «Нарцисс». Чисто внешне возмужавший Марио мало подходил для образа Нарцисса, поэтому пришлось искать натурщика среди молодых дворцовых слуг. Сама тема была ему подсказана бронзовой статуей обнажённого мальчика у фонтана во внутреннем дворике дворца Мадама.

Караваджо меньше всего интересовал мифологический герой, которого он облачил в современные одежды по тогдашней моде.

Разделив полотно надвое по вертикали, Караваджо показал мир реальный и его перевёрнутое зеркальное отражение, помогающее глубже понять всё, что нас окружает. При прямом и привычном взгляде на вещи мы часто не видим их особенности, а перевёрнутое отражение заставляет напрячь зрение и способно раскрыть перед нами всё многообразие наблюдаемого объекта. Главное достоинство картины в передаче состояния внутреннего напряжения между низко пригнувшимся к воде героем и его перевёрнутым отражением, а стало быть, между творцом и творением, о чём столь выразительно повествуется в мифологическом сюжете.

Св. Иоанн Креститель в пустыне, 1604

Молитва Св. Франциска, 1606

Одной из наиболее посещаемых и достопримечательностей Рима является Национальная Галерея античного искусства. Здесь собраны богатейшие коллекции произведений искусств. Галерея занимает Дворец Барберини, расположенный на одноименной площади и Дворец Корсини, который находится на противоположном берегу реки Тибр, пересекающей Рим.
Здесь можно познакомиться с произведениями Филиппо Липпи, который является представителем итальянской живописи 15 века, а также с работами Рафаэля, Тинторетто, Тициана, Бронзино, Андреа дель Сарто и других итальянских художников, как знаменитых, так и неизвестных.

История возникновения

Дворец Барберини, в котором расположена часть Галереи, был построен еще в начале 17 века (1633 год). Точнее сказать он был перестроен из Дворца, купленного Барберини у герцога Сфорца.
В 1930 году здание Дворца Барберини перешло государству, которое открыло на его втором этаже Национальную галерею.
Второй дворец, который является местом размещения Галереи, является Дворец Корсини. Он был построен в 15 веке и принадлежал кардиналу Риарио. В 18 веке здание было перестроено. Экспозиция, представленная здесь, по-другому называется также Галереей Корсини. Сам Дворец был построен еще в начале 14 века (1519 год).
Основой коллекции Национальной Галереи античного искусства стало множество произведений художников, которые состояли из частных коллекций. Их объединил воедино Кардинал Неро Корсини. Он украсил ими купленный в начале 18 века дворец, названный его именем. Потомки Корсини, князья Андреа и Томмазо, передали дворец Корсини во владения государства вместе с коллекцией произведений искусств, украшающих его.
Официальным годом образования Национальной галереи античного искусства, является 1895 год, когда она объединила в себе коллекции, собранные в обоих Дворцах.

Архитектура

Дворец Барберини является творением зодчего Карло Мадерно и его племянника Франческо Борромини, а также великого итальянского скульптора и художника Джованни Лоренцо Бернини.
Он выполнен в стиле барокко. Экспозиция его первого этажа состоит из большой коллекции картин 13-14 веков, авторами которых являются Тициан, Эль Греко и другие.
Потолок и стены Большого салона Дворца Барберини, где располагается часть экспозиции Национальной галереи античного искусства, расписан Пьетро да Кортоны. Здесь представлено его художественное произведение под названием «Аллегория Божественного Провидения», выполненное еще в начале 17 века.
В этой части Галереи можно увидеть «улитковидную» лестницу, которая создана Борромини, а также часть Палестринской мозаики, возраст которой датируется, некоторыми учеными, первым веком до нашей эры.
Дворец Корсини выполнен в неоклассическом стиле. Его украшают балюстрады и пилястры, а также скульптуры и парадная лестница, которые являются работами архитектора Фердинандо Фуга.

Туристу на заметку

Посетить Национальную Галерею античного искусства можно ежедневно с 08:30 до 19:30. Понедельник считается выходным днем.
Доехать сюда можно автобусами №36, №38, №40, №90, №105 и другими, а также метро линий «А» и «В».

Окрестности

Недалеко от Дворца Барберини, в котором расположена часть Национальной галереи античного искусства, находится еще одна Национальная галерея, в которой собраны предметы старинного искусства. Она была открыта Карло Мадерно в начале семнадцатого века.
В этом же районе расположена церковь Сан-Карло алле Куаттро-Фонтане, которая является ярким архитектурным памятником.

Показать больше

32,749 просмотрели

В любой туристической поездке, особенно в Италию, настает такой момент, когда необходимо прикоснуться к высокому искусству, а не только . Здесь вам поможет наша подборка десяти лучших музеев и галерей Рима.

(Musei Capitolini) располагаются в трёх Капитолийских дворцах – Сенаторов, Консерваторов и палаццо Нуово. Начало музейной коллекции положил папа Сикст IV, подарив в 1417 году римскому народу античные статуи из бронзы. Ныне в палаццо Консерваторов хранится богатое собрание античных экспонатов, самый ценный из которых – оригинал . Новый дворец может похвалиться уникальными мозаиками с виллы императора Адриана.


Национальная галерея античного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica) находится во дворцах Барберини и Корсини. В первом хранятся такие шедевры, как рафаэлевская “Форнарина” и “Юдифь и Олоферн” работы , также много полотен Тициана и Эль Греко. Во втором – тот же Караваджо, Рубенс и Брейгель.

На территории Виллы Джулия (Villa Giulia) находится музей этрусского искусства с интересными экспонатами материальной культуры исчезнувшей цивилизации. Особенно велика экспозиция, посвящённая заупокойному культу этрусков. Само здание ранее было летней резиденцией римских пап.

  • Советуем почитать про

Галерея Дориа Памфили (Galleria Doria Pamphilj) – это частная галерея с богатым собранием предметов искусства. Наилучшим образом представлена итальянская живопись XVII столетия – картины , . Также впечатляет коллекция мраморных рельефов работы Дюкенуа.

В частную коллекцию галереи Спада (Palazzo e Galleria Spada), относящуюся к XVII веку, включены работы Тициана, Гвидо Рени, Рубенса и других выдающихся мастеров Ренессанса. Интересная достопримечательность дворца – Перспектива , представляющая собой постепенно сужающийся коридор. Шестидесятисантиметровая фигура всадника, помещённая в узкий конец коридора, выглядит так, словно достигает среднего человеческого роста!

Рим не знает недостатка в образцах античного искусства. Но настала пора как-то представить и современное! Для этой цели рядом со знаменитой был построен выставочный зал, где в 1915 году открыли (Galleria Nazionale d’Arte Moderno). Здесь выставлялись итальянские футуристы и реалисты (Ренато Гуттузо), скульптура XIX столетия представлена работами Кановы и Хименеса. В середине XX века галерея пополнилась работами иностранных художников: Моне, Ван Гога, Сезанна, Пикассо.


Galleria Comunale d’Arte Moderno) разместилась в здании пивоваренного завода, официальное открытие состоялось в 2002 году. Здесь выставлены работы самых известных мастеров итальянской арт-сцены. В музее имеется библиотека, книжный магазин и многоуровневая терраса с открытым кафе на крыше.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Палаццо Барберини (итал. Palazzo Barberini) - исторический дворец, семейная резиденция влиятельного рода Барберини. Сегодня во дворце находится художественная галерея, в которой экспонируются полотна таких известных мастеров живописи как Эль Греко, Рафаэль, Караваджо, Тициан, Гольбейн, Рени и многих других. В административном плане галерея в Палаццо Барберини является частью Национальной галереи старинного искусства.

Содержание
содержание:

История рода Барберини

В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. Один из представителей этой фамилии - Рафаэль Барберини - в 1564 году в качестве частного визита посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, с предложением о содействии в установке коммерческих связей. По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Папа Урбан VIII

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , Папа Римский под именем Урбан VIII . Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а ещё один - Таддео - получил титул принца Палестрина, назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини пришлось скрываться во Франции, пока заступничество кардинала Мазарини не помогло вернуться в Рим, где они получили обратно всё своё конфискованное имущество. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

В 1625 году папа Урбан VIII приобрёл участок земли на холме Квиринал, и задумал там строительство своей резиденции. Палаццо Барберини было построено на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорцо. В античные времена здесь же располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Строительство палаццо началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Модерна, который вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, согласованном с понтификом, им был одобрен проект здания сложной конструкции, с крыльями по обе стороны, которые повторяют очертания холма Квиринале. В 1629 году, после смерти Карло Модерна работами по возведению палаццо стал заниматься архитектор Джованни Бернини при участии Пьетро да Кортона. В строительстве также принимал участие внук Карло - молодой Франческо Борромини , который, разработал, помимо одной винтовой лестницы, задний фасад здания и его окна. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году .

Понтифик Урбан VIII был воспитан в духе гуманистических идей, царивших в то время в искусстве. Это проявлялось в его меценатской деятельности, которую он особенно щедро продолжил во время пребывания на папском престоле (1623–1644). В это время резиденция Барберини стала своего рода салоном, где собирались известные и талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Несколько лет в стенах палаццо просуществовала мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якопо делла Ривьера. Последний этаж сооружения был отдан под обширную библиотеку Франческо Барберини, где находилось около 60 тысяч печатных томов и 10 тысяч рукописей.

Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane), оформил Бернини; в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда XIX века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри.

Внутри палаццо можно увидеть две прекрасные винтовые лестницы работы Бернини и Борромини соответственно. Изначально на территории палаццо существовало ещё несколько построек, которые не сохранились до нашего времени (большие конюшни, театр и манежный двор были снесены при строительстве улицы Барберини).

История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Например, в 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также антикварная мебель Бернини, были куплены Ватиканом. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Одна из самых молодых художественных коллекций столицы разместилась в восточной её части в палаццо Барберини. Творения итальянских живописцев периода XVI – XIX веков, великолепная коллекция фарфора, майолика и антикварная мебель производят неизгладимое впечатление на каждого посетителя Национальной галереи старинного искусства.

Огромное здание дворца, величественная смесь барокко и маньеризма расположилось на улице Четырёх фонтанов на востоке Рима. Палаццо, в котором нынче разместилась Нацональная галерея старинного искусства, призвано было стать папской резиденцией и ещё одним символом величия католической церкви.

Страницы истории

С самого начала дворец Барберини проектировался, чуть ли не как монаршая резиденция, поскольку именно в нём собирался с семьёй проживать понтифик Урбан VIII. Принимать высокопоставленных гостей тоже должны были здесь, а поэтому здание обязано было быть величественным и прославлять всё семейство Барберини.

В средневековье территория, на которой сегодня находится палаццо, принадлежала зажиточному семейству Сфорца. Именно они возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Но в 1625 году финансовые трудности вынудили кардинала Алессандро Сфорца продать земли Маффео Барберини, тогда уже избранному на должность Папы Римского. Урбан VIII сразу же начал перестраивать дворец, работы длились с 1627 по 1634 года. Изначально руководство проектом было поручено Карло Мадерно, на смену ему пришёл Франческо Борромини, а завершал строительство Джанлоренцо Бернини при содействии Пьетро да Кортона.

Большое здание дворца состояло из главного корпуса, к которому примыкали два боковых крыла. Впервые в истории папской столицы вокруг дворца Барберини был разбит большой парк, со временем, правда, он был уничтожен. Чтобы возведение новой папской резиденции, которым занимался кардинал Франческо Барберини, было закончено в срок, Урбан VIII даже ввёл новые налоги по всей стране.


Строительные работы проходили быстро. По проекту Борромини сначала в жизнь воплотили задний фасад, окна и винтовую лестницу. Далее в левом крыле появилась большая лестница Бернини, заключённая в квадратный колодец. Бернини занимался и оформлением парадного фасада, выходящего на улицу Четырёх фонтанов. Теперь с этой стороны располагается главный вход и металлическая ограда с восемью столбами, изображающими атлантов XIXвека, Франческо Адзурри.

Сегодняшняя улица Сан-Николо да Толентино стала местом для конюшен, а с современной улицы Бернини располагался театр с Манежным двором. К сожалению, все строения слева от площади Барберини были уничтожены во время прокладывания виа Барберини.

На протяжении десятилетий семейство Барберини славилось своей меценатской деятельностью, а теперешняя галерея Барберини в XVII веке стала центром притяжения для многих представителей сферы искусства. Джованни Чамполи и Габриэелло Кьябрера посещали салон Барберини, частым гостем был здесь и автор поэмы «Гнев богов» Франческо Браччолини и, естественно, Лоренцо Бернини, оказавшийся ещё и неплохим театральным постановщиком, регулярно бывал в палаццо.

С высоты дня теперешнего меценатство Барберини выглядит как использование художников в целях украшения резиденции и возвеличивания самих себя. Это очень хорошо чувствуется в левом крыле дворца, залы которого были расписаны Пьетро да Кортона. Особого внимания достоин огромный плафон в центральном салоне на втором этаже, названный «Триумфом божественного Провидения». О том, что гигантская картина посвящена «святому семейству», весьма недвусмысленно свидетельствуют ключи Урбан VIII, папская тиара и геральдические символы Барберини пчёлы. Другой роскошный плафон, расписанный Андреа Саки, называется «Триумфом божественной Мудрости». Конечно, посвящается он также Урбану VIII.

Не менее роскошным декором может похвастаться и правое крыло дворца. Лучшим доказательством того является Мраморный зал или зал статуй, представлявший превосходные образцы классической скульптуры, коллекционируемые Барберини. Зал статуй был известен в Италии, поскольку лишний раз демонстрировал превосходство семьи понтифика над простыми смертными.

В 1627 – 1683 годах в стенах дворца действовала мастерская по изготовлению гобеленов. Именно из её стен вышли первые фламандские ткани, украсившие стены многих барочных зданий. Это были самые настоящие произведения искусства: гобелены изготавливались по эскизам да Кортона под руководством Джакоппо делле Ривере, специально приглашённым из Фландрии Франческо Барберини.

На последнем этаже дворца располагалась библиотека племянника папы кардинала Франческо, состоявшая из 10 000 рукописей и 60 000 томов.

Смерть понтифика в 1644 году привела к конфискации дворца, распоряжение о которой отдал следующий папа Иннокентий. Наследников Урбана VIII подозревали в банальной растрате. Однако уже в 1653 году величественный палаццо вновь стал собственностью семейства Барберини.

Экономический кризис начала XX века вынудил наследников отказаться от «семейного гнёздышка». В 1935 году старое крыло было приобретено судоходной компанией Финмаре и полностью перестроено. Весь архитектурный комплекс был выкуплен государством в 1949 году, а в 1952 Барберини распродали все, принадлежавшие семейству картины и скульптуры. Чуть позже в левом крыле расположилась римская галерея, а в правом проводились офицерское собрания вооружённых сил.

Немного о коллекции Национальной галереи старинного искусства

Современная галерея античного искусства размещается сразу в двух дворцах: палаццо Барберини и палаццо Корсини. Она образована путём слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу легло собрание произведений искусства Неро Корсини, кардинала, родовое «гнездо» которого, дало приют второй части коллекции. Неро Корсини приобрёл дворец в 1737 году, а все скульптуры, картины и гобелены покупались с целью украсить это здание. Уже в 1740 году его коллекция предметов искусства насчитывала более 600 произведений. Спустя полтора века великолепное собрание произведений изобразительного и прикладного искусства было подарено государству Андреа и Томмазо Корсини. Несколько позже коллекцию пополнили собрание герцога Торлониа и 187 полотен из галереи Монте ди Пьета. Эти частные коллекции были объединены в одно собрание, и в 1895 году в палаццо Корсини разместилась Национальная галерея античного искусства, со временем вошедшая в состав Национальной Римской галереи.

На данном этапе дворец Корсини предлагает вниманию публики живопись периода XVII – XVIII веков, а палаццо Барберини – работы мастеров, творивших в эпоху Возрождения. Предметом особой гордости галереи Барберини являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Кроме них, здесь можно насладиться творениями Тинторетто, Пуссена, Тициана, Гвидо Рени, Мурильо, Рубенса, Гарофало и других мастеров кисти.

Палаццо Барберини располагается по адресу: Via delle Quattro Fontane, 13, 00186 Roma, Италия и принимает посетителей с 8.30 до 19.00, выходной день – понедельник.

Похожие материалы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры