Николай кудрин - ноты для голоса, фортепиано, баяна. Кудрин николай михайлович Кудрин николай михайлович биография

Главная / Измена мужа

Музыкальное творчество

,
специалист отдела информации и
издательской деятельности
областного Дома народного творчества

Песни со вкусом хлеба
Завершился

На протяжении десяти лет Новосибирский государственный областной Дом народного творчества устраивает певческий конкурс на соискание творческой премии имени Николая Михайловича Кудрина, чьё имя сегодня стало олицетворением исконно русской лирической песни. За эти годы конкурс среди самодеятельных, в основном сельских, коллективов, солистов и самодеятельных авторов превратился в форум песенного творчества, охвативший все без исключения районы нашей области и многие прилегающие территории Сибири.
На пороге второго десятилетия с уверенностью можно сказать, что сегодня конкурсная основа лишь придаёт статусность соревнованию среди равных творческих коллективов. Конкурс вырос в один из известнейших и любимейших фестивалей русской песни, участвовать в котором престижно и почётно. Кудринский фестиваль как лакмусовая бумажка ярко высвечивает состояние, текущий уровень и степень развития самодеятельного творчества жителей области и других регионов.
«Общий уровень фестиваля и программ, представленных на конкурс, в целом стал стабильнее, выше и чище по качеству звучания, заметно улучшились аккомпанемент, обработки песен, сделанные руководителями, многие из которых сами пишут довольно хорошие песни, - высказал своё мнение член жюри X кудринского фестиваля, хормейстер, самодеятельный композитор Виктор Васильевич Коровин. – Ярких новых имён мы, к сожалению, не увидели, но состав известных коллективов обновился, гармонично влились молодые голоса, что заметно улучшило качество исполнения. Как всегда прекрасно себя показали коллективы из Бердска – женский вокальный ансамбль „Россияночка” и народный хор русской и казачьей песни „Потомки Ермака” , народный ансамбль русской песни „Матаня” из Коченёво, хозяева сегодняшнего конкурса - криводановские коллективы – народный семейный ансамбль „Весёлая беседушка” , народный ансамбль русской песни „Родники” . Конечно, молодцы ордынцы, куйбышевцы, черепановцы и многие, многие другие».
Всего в нынешнем фестивале приняли участие около 700 человек: 87 самодеятельных коллективов - вокальные ансамбли, солисты, хоры, ансамбли песни и танца – из 29 районов Новосибирской области. Это был самый массовый праздник за всю десятилетнюю историю фестиваля. Несомненно, эта творческая акция внесла свой посильный вклад в возрождение и стабилизацию культуры на селе: ведь в 1998 году, на первый конкурс, смогли приехать лишь около 20 коллективов. Юбилейный же фестиваль показал, что культура, в том числе и певческая, на селе не только не иссякла, а возродилась на новом, более качественном витке. В эти дни (20–21 июня 2008 года) организаторы, члены жюри и участники ещё раз воочию убедились, какой огромной объединяющей силой обладают песни, написанные народным самородком – Николаем Кудриным.
«Я не являюсь участником художественной самодеятельности, но всегда пою во время праздников в кругу друзей, в том числе и кудринские песни. Они берут за душу, пробирают до слёз, потому что написал их русский человек, родившийся и выросший на земле. Моя позиция, как администратора, состоит в том, что если сегодня не уделять внимания развитию культуры на селе, не поддерживать народные традиции, то можно потерять душу молодёжи. А без духовно развитых молодых людей сегодня невозможно представить будущее, - сказал во время церемонии открытия кудринского фестиваля глава Криводановского сельского совета Новосибирского района Владимир Иванович Чернов. – Привлечение односельчан к занятию творчеством – это одно из основных средств закрепления людей на земле. Одна треть бюджета нашего сельского совета, а это примерно 10 миллионов рублей, тратится на организацию и развитие культурного досуга жителей. Восстановлен клуб в Марусино, в Доме культуры на центральной усадьбе столько желающих заниматься в 17 коллективах народного творчества и кружках, что бывают такие моменты, когда яблоку, в буквальном смысле, негде упасть. Мы от всей души рады принимать на своей территории участников и гостей этого замечательного фестиваля русской песни! Будьте как дома, пусть сбудутся все ваши надежды и мечты, реализуются все планы».
И действительно, коллектив Дома культуры с. Криводановка во главе с Натальей Павловной Ефимцевой сделал всё возможное, чтобы участники фестиваля чувствовали себя комфортно, свободно, уютно, как это уже бывало ни раз, когда на базе этого учреждения культуры проводилось ответственное областное мероприятие. Доказательством этого служит один яркий эпизод.
Во время конкурсного прослушивания солистов вдруг оборвалась музыкальная фонограмма песни «Перепёлка» на стихи Н. Палькина. Молодая певица, старательно выводившая «Не жалей ты меня, молодую…», растерялась и замолчала, но в тот же миг сильный звучный голос из зала, подхватив мелодию, продолжил: «…мои чувства тебе не понять». И вскоре, постепенно присоединяясь к нему, один за другим, в зале зазвучал красивый стройный хор голосов. Осмелела и конкурсантка, продолжила петь без музыкального сопровождения. Когда же фонограмма включилась, оказалось, что и солистка, и хор зрителей точно попали в ноту.
Фестиваль - это, прежде всего, общение: новые знакомства, обмен мнениями, встречи старых друзей с воспоминаниями о былом и планами на будущее.
«Пожалуй, никто так тонко не чувствовал женскую душу, как Николай Михайлович, - говорит Татьяна Владимировна Меньщикова, руководитель народного семейного ансамбля „Весёлая беседушка” МУ СКО с. Криводановка Новосибирского района. – Например, сколько нежности, тепла, женской самоотверженности заложено в мелодии песни „Ты скажи, скажи, калина” на стихи А. Смирнова: „…мне не жаль, что он покинул, не кляну свою судьбу, жаль, что люди есть такие в нашем солнечном краю”. Сколько женской грациозности раскрыто в песне „Русские сапожки” на слова Ф. Карбушева: „Идёт красавица, плывёт лебёдушкой, и все любуются её красой”.
Мне довелось лично знать Николая Михайловича, работали вместе в Коченёво. Песни его полюбила ещё в молодости. Когда начинаешь разучивать новую песню с коллективом или солистами, они нередко удивляются, что, например, „Деревенька моя” на слова В. Гундарева авторская, а не народная песня. Композитор очень хорошо знал глубину русской души, очень бережно относился к народным традициям - отсюда и появилась „Перепёлка”. И если тебя, как автора, признаёт народ, принимая сочинения за подлинно народную песню, то это и есть высшая награда композитору».
Ансамбль «Весёлая беседушка» впервые участвовал в кудринском фестивале, однако каждый год выставлял своих солистов: Ольгу Косачёву, Настю Сигаеву, Светлану Васькину и других, которые ни раз становились лауреатами конкурса. Благодаря таким песням, как кудринские, одна из солисток ансамбля - Юлия Стрепилова – стала профессиональной певицей.
Уже 30 лет идёт с песней по жизни Мария Дмитриевна Мыльникова, директор районного Дома культуры села Баган: «Задушевная простая мелодия песни Н. Кудрина „Не цвети, черёмуха, у дома” на стихи Н. Созиновой, которую я исполняла сегодня, никак не выходит у меня из головы… Она часть моей жизни. Всего в моём репертуаре, как солистки и участницы народного вокального ансамбля „Раздолье”, более десяти кудринских песен. Любовь к ним привил наш музыкальный руководитель - Сергей Михайлович Абашин, прекрасный баянист, ученик Кудрина в тот период, когда последний преподавал в Новосибирском областном культурно-просветительном училище».
Татьяна Павловна Боева, солистка народного вокального ансамбля «Калинка» Дома культуры «Сибтекстильмаш» Новосибирска (руководитель О. Ташланова), поёт с 14 лет. О Николае Михайловиче говорит просто: «Он наш, и в то же время - человек высокого полёта». Каким глубоким лиризмом наполнена песня «Бабье лето» на стихи Т. Пьянковой: «Долюблю и доцелую то, что в небыль уплыло. Пей мою любовь хмельную, пей, пока не рассвело», которую она проникновенно исполнила на конкурсе.
«Песни Кудрина обожаю, постоянно пою. В них много действия, как, например, в песне „Коля-Коленька, играй” на слова В. Ржанникова: „…не унять в душе огонь, всё равно под вечер выманит на свидание гармонь”. Пою и не могу удержаться, ноги сами идут в пляс, - поделилась своим видением песен Н. М. Кудрина Людмила Анатольевна Гущина, специалист Болотнинского районного Дома культуры, победительница кудринского фестиваля среди солистов. – Практически все песни Кудрина, которые прозвучали сегодня со сцены, у меня на слуху, но одну, две всё-таки услышала впервые. Отрадно, что певческие коллективы стараются донести до слушателей редко исполняемые песни Николая Михайловича, они раскрывают новые грани таланта этого чудесного композитора. Мой девиз и моя судьба, как и его, – по жизни петь во весь голос!»
На кудринском фестивале рядом с опытными коллективами и солистами всегда выступают новички. Среди них - вокальная студия «Камертон» районного Дома культуры г. Черепаново. «Коллектив наш молодой, ему всего четыре года, по составу – чисто молодёжный, – рассказал нам руководитель Валерий Афанасьевич Сидякин. – Задача состояла в том, как исполнить знакомую всем песню так, чтобы увлечь слушателей и зрителей, да ещё и самим было интересно, чтобы песня зазвучала по-новому, современно». Поставленная цель была достигнута – песня на слова А. Смирнова «Наша гармошка – верное дело» сразу привлекла внимание зрителей и жюри, так как была исполнена весело, динамично, в движении, с солистом-танцором в ярко-красной рубашке на авансцене.
Много молодых лиц было замечено и среди участников зрелых коллективов - постоянных участников кудринского форума.
«Участие в фестивале для меня и членов нашего коллектива - дело святое, – поделился своими мыслями Николай Александрович Кузьмин, заслуженный работник культуры РФ, руководитель народного ансамбля песни и танца „Сибирские зори” РДК Ордынского района. - Я хорошо знал Николая Михайловича, много с ним общался, когда он заезжал к нам в Ордынку, колеся со своей концертной бригадой по районам области. Его песни близки моему сердцу: сам я из села, и в моей жизни случилось так, что два села, с которыми было много связано, ушли в небытие. „Почему умирают деревни России?” – поётся в одной из песен Кудрина. Его песни – песни-откровения, песни-признания в любви родным сёлам».
Именно эту песню - «О, деревни России» на слова И. Тарана – блестяще исполнил народный женский вокальный ансамбль «Россияночка» Дома культуры «Родина» г. Бердска под руководством Юрия Киселёва. В кудринском фестивале коллектив активно участвует с 2004 года. «Лично с Николаем Михайловичем Кудриным мы знакомы не были, – вспоминает Юрий Алексеевич, – но я всегда следил за его творчеством. Одна из песен – „Шли сыны на войну” на слова Г. Бодрова – особенно запала мне в душу: „Только мамам не спится – на дорогу глядят…” Сделал свою аранжировку песни таким образом, чтобы ярче показать её патриотическое содержание и не утратить авторского лица. С тех пор эта и ещё десяток кудринских песен в нашем концертном багаже. Исполняют их наши женщины с любовью, а слушатели воспринимают их благозвучие с открытой душой».
«А нам дороги как патриотические песни, написанные Николаем Михайловичем, например, „Седые мужчины” на стихи В. Бута, так и песни, наполненные народным юмором и смекалкой, - включился в разговор старейший участник хора ветеранов „Колывань” , самодеятельный поэт Борис Николаевич Руднев. - Возраст участников хора – от 60 до 80 лет, многие из нас помнят, как приезжал в Колывань и по-простому общался с народом Кудрин. В репертуаре нашего коллектива, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Валерий Филимонович Денисов, около 20 песен, написанных маэстро в разные годы. Он творил, чтобы уйти в бессмертие, его песни будут петь вечно, пока жива земля русская. Жаль, что рано ушёл, много прекрасных произведений мог бы ещё написать…»
Многие песни, которые исполняет хор сегодня, написаны на стихи Бориса Николаевича. А стихотворение «Мы вспоминаем» он посвятил памяти Николая Михайловича Кудрина:

Мы сегодня опять вспоминаем
Друга нашего и земляка.
Снова песни его напеваем -
В наших душах они на века.
Будто он, как тогда, вместе с нами
У костра свою песню поёт,
И она, не спеша, над лугами,
Словно облако жизни плывёт.
Музой, духом, талантом задумана,
Восхищается ею земля.
Мы горды композитором Кудриным.
Нескончаема песня твоя.
Тебя нет, но напевы чудесные
В каждом сердце бессмертно живут.
И как будто бы псалмы небесные,
Их российские люди поют!

С истинно русским деревенским юмором мужской вокальный ансамбль хора ветеранов исполнил песню «Охотник и рыбак» на слова В. Бокова: «Разобраться трудновато, кто приврать из них мастак. В общем, славные ребята - и охотник, и рыбак!»
Не менее интересно, играючи исполнили песню «Ёлки-палки, лес густой» на слова В. Дюнина вокалисты из села Ярки Черепановского района (руководитель В. Суров), а Яков Гаусс из села Баган всё сокрушался, что он «милкою обижен» и вряд ли «виноват, что родился рыжим», ведь «в холостых не век ходить» (слова Б. Голованова), и, наверняка, всё закончилось свадьбой, потому что Тома всем подружкам заявила: «До чего же хороши у него веснушки!»
Искромётные, зажигательные песни сменялись лирическими, и опять возвращались песни, наполненные огромной любовью к России, родной стороне, матери.
«Как часто невниманьем обижаем мы в юности отцов и матерей…» - эти строчки одной из самых проникновенных песен Н. Кудрина на стихи Л. Татьяничевой всегда заставляют затихнуть зрительные залы, а когда её исполняет народный коллектив «Гармония» Мошковского района, прислушиваться начинают особенно… Начинают они необычно, например, со стихов поэта .
Хору уже более 30 лет, в составе 22 человека. Самые преданные участники до сих пор в строю. За время существования коллектива самодеятельные артисты спели очень много кудринских песен: они мелодичны, задушевны, легко запоминаются, доступны для исполнения и восприятия. И хотя хор поёт ближе к академической манере, народные интонации, благодаря песням Кудрина, слышатся и в их интерпретации.
«Мне довелось учиться вместе с Николаем Михайловичем в филиале московского института культуры, - вспоминает руководитель хора Любовь Ивановна Демченко. – До последних дней в нём оставалась юношеская застенчивость, скромность, свойственная настоящим талантам».
Песни Николая Кудрина - это своеобразная терапия для души. Они поднимают настроение, будоражат, вызывают желание жить. И это не просто красивые слова – среди достаточного количества ветеранских коллективов, принимавших участие в фестивале, ни зрители, ни члены жюри не замечали возраста поющих: в глазах – блеск, в голосе – удаль!
«Гуляй, балалайка, звени, балалайка, певунья России моей…» Песня на слова Б. Дворного звучала со сцены в конкурсные дни не один раз, однако, никому не надоела, каждый коллектив привносил в неё что-то своё. Например, хор ветеранов «Судьба» из Барабинска (руководитель С. В. Омельченко) выпустил на авансцену солиста с балалайкой, который, несмотря на годы, лихо танцевал в присядку. А ведущая хора ветеранов «Красная гвоздика» из Бердского городского Центра досуга так настроила хористов задорным стихом, что песня прозвучала как лихой казацкий напев, с подголосками и свистом.
Настоящим украшением кудринского фестиваля стало участие в нём второго коллектива этого же культурно-досугового учреждения - народного хора русской и казачьей песни «Потомки Ермака». Со свойственной этому коллективу эмоциональной точностью была исполнена «Песня под тальянку» на стихи Сергея Есенина: «За былую силу, гордость и осанку только и осталась песня под тальянку…»
«В кудринском фестивале наши коллективы участвуют уже пятый раз, - поделился своим впечатлением руководитель коллективов Виталий Викторович Молчалов, – были лауреатами. Для участия в кудринском фестивале мы специально разучиваем новые песни Николая Михайловича, мы уважаем его за народность. Он настоящий сибиряк! Мы любим эти песни и будем участвовать в фестивале, пока живы!
На будущее, для расширения рамок фестиваля, предлагаю включить в конкурсную программу другие песни, например, казачьи или авторские, близкие к народной манере, например, песни М. Бондаренко, Г. Лукашова, В. Коровина, и организовать фестиваль сибирской песни».
«Мы также поддерживаем идею расширения границ кудринского фестиваля до фестиваля сибирской песни, - присоединился к разговору Юрий Панфилович Шадёркин, руководитель народного хора „Русская песня” , хормейстер, баянист и музыкальный руководитель оркестра русских народных инструментов МУК „Культурно-досуговый центр Куйбышеского района”. - В 2008 году нашему хору исполнилось 60 лет со дня основания и 30 лет, как впервые было присвоено звание „народный”. В репертуаре нашего коллектива, кроме всеми любимых песен Николая Михайловича, с которым, кстати, был хорошо знаком мой отец, есть песни местных композиторов – Николая Томина, Олега Тарасова и других. Однако самой любимой песней из нашего репертуара остаётся „Хлеб – всему голова” на слова В. Балачана – это песня не только о хлеборобах, любви к родной земле, она гимн патриотизму, преемственности поколений. Ведь эти слова отец произносил „тихим говором сыну, провожая его в первый раз на поля”…»
«То, что народ поёт в своё свободное время - вызывает огромное уважение и восхищение,– поделилась своими впечатлениями от фестиваля член жюри, солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный работник культуры РФ Лариса Гергиевна Ладынская, – и это будет вечно. Ничто его с этого пути не свернёт, как Вселенную. И он выстоит, как бы не пытались им управлять сверху, потому что в русском народе сильно духовное начало. Низко ему кланяюсь. Народное хоровое пение – это основа нашей культуры, вокальной (певческой) культуры в частности, ведь классический вокал тоже вышел из народа. „Хлеб – всему голова” – очень энергетически заряженная песня, вернее гимн, в ней раскрывается вся мощь и мудрость народа. Для меня – это песня-потрясение, она звучит в сердце каждого из нас».
Среди приглашённых гостей фестиваля была и верный друг Николая Михайловича, человек, который посвятил более десяти лет своей жизни пропаганде его песенного творчества - Нина Степановна Павлова.
Впервые с творчеством Николая Михайловича она соприкоснулась, будучи ещё школьницей, услышала по радио, как прекрасно пела Людмила Зыкина «Перепёлку». С этой песней Нина Павлова поступала в музыкально-педагогическое училище, пела её, уже работая в Государственном академическом Сибирском русском народном хоре, руководил которым в то время народный артист России Вячеслав Мочалов, пела по просьбам сельчан, приходивших на её сольные выступления, которые организовывались в последние годы жизни Николая Михайловича. Но дороже всего для Нины Степановны, как и для многих сибиряков, песня «Хлеб - всему голова». Интересна история создания этой песни, которую он лично поведал ей.
В 1975 году Виктор Захарченко, ныне художественный руководитель Кубанского казачьего хора, познакомил молодого поэта, воспевающего село, Владимира Балачана с уже известным композитором Николаем Кудриным, который подал идею написать песню о хлеборобах к обычно широко отмечаемому Празднику урожая. Балачан согласился, но предупредил, что, возможно, у него ничего не получится. Прошло два года. Кудрин приехал на гастроли в Куйбышев (Каинск) и пригласил поэта на встречу. По дороге в гостиницу, чтобы извиниться за отсутствие материала, буквально за двадцать минут В. Балачан сочинил стихи, которые были опубликованы впоследствии под названием «Золотые слова». А прежде чем песня была разучена Сибирским хором, Николай Кудрин вместе с дуэтом в составе Антонины Кудриной и Валентины Колесниковой показали известную теперь всем песню «Хлеб - всему голова» работникам хлебокомбината имени Якушева (ныне АО «Новосибхлеб»). Хлебопёкам песня понравилась с первой ноты, и они тут же, в цехе, разучили её «с голоса». Когда же песня была впервые озвучена многоголосным хором, она в одночасье стала гимном не только хлебу, но и всей земле русской, русским людям.
В дни, когда случилось несчастье, заседала комиссия по увековечиванию памяти Н. М. Кудрина, и было принято решение - выйти на руководство хлебопекарного объединения с просьбой разработать рецептуру нового хлеба под названием «Кудринский», что и было сделано. Зная вкус Николая Михайловича, а он любил настоящий крестьянский хлеб, в состав которого его мама, как многие другие русские женщины, добавляла ржаную муку. Технологи комбината «Новосибхлеб» разработали рецептуру хлеба «Кудринский». К 70-летию композитора, до которого тот не дожил совсем немного, хлеб уже появился на прилавках Новосибирска.
В этот же период композитор Геннадий Лукашов на стихи Валерия Ржанникова написал песню «Кудринский хлеб», которая впервые была исполнена Ниной Павловой в 1998 году на вечере памяти Николая Кудрина и Александра Плитченко, безвременно ушедших в 1997 году. Организаторами этого вечера выступила общественная организация, гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу» (президент Иван Иванович Индинок), а аккомпанировал Русский академический оркестр ГТРК «Новосибирск» под управлением Владимира Поликарповича Гусева, который сам сделал обработку для оркестра.
Именно эту песню, в которой говорится, что «…на земле он пахарем не был, просто жил делами земными и оставил памятник хлебу, и достойное хлебу имя» и песню самого Н. Кудрина на слова В. Реутова «Лучше молодца в деревне не найдёшь» исполнила Нина Павлова во время гала-концерта, который завершил X межрегиональный конкурс на соискание творческой премии имени Н. М. Кудрина.
Как будет развиваться дальше фестивальное движение, вдохновлённое кудринскими песнями, зависит от каждого из нас, людей, в сердцах которых живёт память и знание прекрасных песен, сочинённых истинно русским человеком, композитором-мелодистом от Бога Николаем Михайловичем Кудриным. Но всем нам ясно одно - необходимо и далее делать всё возможное, чтобы люди знали, чтили и не забывали его доброе имя, его песни.

1898-1977

Летчик-испытатель 1 класса (1940), старший лейтенант.
Родился 23 (11 — ст.ст.) января 1898 года в городе Тамбов. Окончил гимназию, институт иностранных языков, в 1915 году – курсы переводчиков факультета особого назначения Московского государственного университета.
В 1916 году окончил Николаевское военно-инженерное училище и теоретические курсы Н.Е.Жуковского при Московском высшем техническом училище, Гатчинскую военную авиационную школу (1917), Высшую военную авиационную школу в Одессе (1917).
В 1917 году прапорщик Кудрин принимал участие в Первой мировой войны в качестве военного лётчика.
С февраля 1918 года – в Красной Армии, был красвоенлётом, затем командовал 14-м истребительным отрядом.
В 1918-1919 гг. работал лётчиком-инструктором Московской военной авиационной школы лётчиков.
Участник Гражданской войны в 1919-1921 гг. Осенью 1919 года в составе особой авиационной группы он систематически подвергал белогвардейцев бомбо-штурмовым ударам, выводил из строя целые кавалерийские части мамонтовцев. В 1920 году на Западном и Южном фронтах сражался против белополяков и войск барона Врангеля. Затем служил в Закавказье. В 1921 году совершил выдающийся по тем временам перелёт через Караклисский перевал, доставив частям Красной Армии директивы командования и золото. Этот перелёт ЦИК Армении оценил как «исключительный подвиг перед трудящимися». Боевые заслуги Б.Н.Кудрина отмечены орденом Красного Знамени.
С 1922 г. работал лётчиком-инструктором Серпуховской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Поднял в небо (19.09.1924 г.) и провёл испытания планера БИЧ-2 «Парабола», участвовал в испытаниях самолёта БИЧ-3 (1926 г.).
С 1925 г. – начальник лётной части Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.
С 1926 г. служил в строевых частях ВВС. С 1927 года – в резерве.
С 1927 г. работал пилотом в Гражданском Воздушном Флоте, летал на трассе Архангельск — Сыктывкар. Принимал участие в испытаниях БИЧ-7 (1929).
С 1932 года по октябрь 1936 года был лётчиком-испытателем КБ Харьковского авиационного института. Поднял в небо и провёл испытания самолётов «Омега» (1932), ХАИ-1 (8.10.1932), ХАИ-4 (лето 1934), УПБ (11.05.1935), АНТ-26 в планерном варианте (7.05.1935), ХАИ-6 (15.06.1935). С октября 1936 года старший лейтенант Кудрин – в запасе.
С октября 1936 года работал лётчиком-испытателем авиазавода №22 (Москва). Поднял в небо и провёл испытания самолётов «С» (лето 1939) и СПБ (18.02.1940). Испытывал ВИТ-1, ВИТ-2, И-153 с турбокомпрессором (1939), серийные ТБ-3 (1936-1938), СБ (1936-1941), Ар-2 (1941), Пе-2 (1941) и их модификации.
В июне 1943 года – лётчик-испытатель авиазавода №293. Провёл испытания самолёта БИ-1 в планерном варианте (сентябрь-октябрь 1941), БИ-2 (январь-март 1945).
До февраля 1952 года работал лётчиком-испытателем, заместителем начальника ЛИС авиазавода № 51. Испытывал ЖРД конструкции В.Н.Челомея.
Последние годы жил в Москве. Умер 9 ноября 1977 года. Похоронен в селе Полушкино Одинцовского района Московской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (1921), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944), медалями.

Источники информации:

  • Кудрин Борис Николаевич / Красные соколы нашей Родины /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • Оренбургское летное. / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Кудрин, Н. Е.

Псевдоним писателя H. С. Русанова (см.).

{Брокгауз}

Кудрин, Н. Е.

псевд. публициста Н. С. Русанова.

{Венгеров}


. 2009 .

Смотреть что такое "Кудрин, Н. Е." в других словарях:

    Кудрин фамилия. Известные носители: Кудрин, Александр Николаевич: Кудрин, Александр Николаевич (1911 1973) мастер спорта СССР (1940), заслуженный тренер СССР (1957) по боксу. Кудрин, Александр Николаевич (1918 1999) профессор фармаколог,… … Википедия

    Алексей Леонидович Кудрин … Википедия

    КУДРЕВАТОВ КУДРЕВАТЫЙ КУДРИН КУДРЯВЦЕВ КУДРЯВЧИКОВ КУДРЯВЫЙ КУДРЯШОВ КУРЛЯЕВ КУДРАШКИН Слово кудри раньше имело и единственное число кудря; так называли не только завиток волос, локон, но и кудрявого человека, кудрявца, кудряша. Над кудрявым,… … Русские фамилии

    Владимир Сергеевич Кудрин (1834, Кострома 1908) русский врач. Главный медицинский инспектор флота, с 1880 почётный лейб хирург; закончил Московский университет в 1854, был старшим врачом морских сил на Дунае в русско турецкую войну. В 1880 был… … Википедия

    Авт. брош. "Не имей 100 рублей, а имей сто друзей" (1898). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Журналист, † 1888. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    - (настоящая фамилия; псевдоним Абагинский) Архип Георгиевич , якутский советский поэт. Учился в Иркутском педагогическом институте (1930 32). Печатался с… … Большая советская энциклопедия

    Псевдоним писателя H. С. Русанова (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Галерея современных Фрацузских знаменитостей , Кудрин Н. Е.. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1906 год. Книгоиздательство «Русское богатство». С приложениями 12 портретов. Новодельный переплет. Сохранность хорошая. Название «Галерея современных…
  • Технологические процессы производства стали. Учебник , Кудрин Виктор Александрович, Шишимиров Владимир Александрович. В учебнике в кратком изложении рассмотрены характеристики материалов, используемых при производстве стали, и технологии их подготовки, в том числе современные технологии прямого…

(1914 - 2008 г.г.)

Николай Михайлович Кудрин родился в 1914 году в Великом Устюге. Коля Кудрин в школе с упоением внимал уроки преподавателя географии В.В.Кукановой. Его одноклассником и лучшим другом был внук В.П.Шляпина, первого директора Северо-Двинского губернского архива. Николай считался своим человеком в их семье и очень гордился этой дружбой. В августе 1928 года Н.М.Кудрин знакомится с художником А.А.Борисовым (позднее Кудрин стал его биографом), академиком Б.А.Серебренниковым, профессором М.М. Маловым. После школы - учеба в Воронежском машиностроительном техникуме. По окончании Николай Михайлович работает техником-конструктором на Лимендском заводе. В июне 1936 года возвращается в Великий Устюг - работает в конструкторском бюро судоремонтного завода.

В 1960 году инженера-конструктора Н.М.Кудрина назначают руководителем службы изобретательства и рационализации. Были награждения и почетное звание "Заслуженный рационализатор РСФСР". В 1970 году Н.М.Кудрин возглавил отдел технической информации своего родного завода. В те же годы Николай Михайлович стал известен и как литератор, журналист. Краевед - это его второе призвание. Николай Михайлович месяцами засиживался в архивах Великого Устюга, Вологды, Петербурга и Москвы, занимался историей родного города. На это ушли десятилетия. Им написано и опубликовано в газетах и журналах свыше 215 исследовательских статей, 10 книг, 10 брошюр, 6 буклетов, 14 плакатов, сценарии 3 фильмов: "На заводе векового возраста", "Двинские сказы"(полнометражный), "Первый скоростной пассажирский"(находится в архиве - не показывался). С 1986 года Николай Михайлович Кудрин "Почетный гражданин Великого Устюга". Его по праву можно назвать летописцем истории Великого Устюга.

Книги Н.М. Кудрина:

  • Кудрин Н. М Запечатленная память: Записки краеведа.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986.
  • Кудрин Н. М. Великоустюгские судостроители: Краткая история завода.- Вологда: Изд-во "Красный Север", 1981.
  • Кудрин Н. М. Литературные и театральные страницы Великого Устюга: (Исторические заметки).- Великий Устюг, 1991.
  • Кудрин Н.М. Устюгской земли Михайло Булдаков и другие.- Великий Устюг, 1993.
  • Кудрин Н.М. Великий Устюг в XX веке.- Великий Устюг, 1995.
  • Кудрин Н. М. Поклон земле моих предков.- Великий Устюг, 1998.
  • Кудрин Н. М. На реке лесной стороны.- Великий Устюг, 2001.

Свежесть родниковая…

Кудрин Николай Михайлович (1927-1997)

новосибирский композитор, автор таких песен как «Хлеб всему голова», «Перепелка», «Деревня моя», «Сапожки русские», «Певуньи России» и др. «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный деятель искусств России», лауреат премии мэра Новосибирска «Человек года», «Человек XX века Новосибирской области».

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I . С. 247-257.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

Мне представляется, что эта ночь для Людмилы Зыкиной была неспокойной. Может быть, во сне звучала новая для нее мелодия, которую напевал красивый могутный кудрявый сибиряк…. А, может, ей вообще было не до сна: собрала по тревоге свою музыкальную группу, положила на стол листки с нотами и сказала: «Давайте поработаем».

В 1964 году певица «Москонцерта», еще не народная, еще не лауреат, но уже знаменитая и любимая, приехала в Новосибирск. В течение нескольких дней большой зал театра оперы и балета был заполнен до отказа, и, казалось, люстры вздрагивали от грома оваций. Однажды в ее гостиничном номере раздался телефонный звонок. Приятный баритон из местной филармонии напрашивался на встречу, чтобы показать сочиненную им песню. О, сколько графоманов и непризнанных гениев стремятся попасть на глаза великим, протолкнуть с их помощью свои опусы, вирши, а потом при случае в компании бросить будничным голосом: вот когда мы беседовали с таким-то или такой-то… Артистка почувствовала, что баритон не из таких. Когда гость, высокий, ладно скроенный, с шапкой черных кудрей, попытался передать листки с нотами, она попросила :

– Ты лучше спой.

Потом послушала песню еще один раз, сказала:

– Оставь.

На следующий день в филармонии шла обычная работа. Готовился к выступлению и Николай Кудрин. Ему сообщили, что из вечерней программы его номер снимают.

– Почему?

– Тебя приглашает на концерт Людмила Зыкина. Лично!

С удовольствием слушал уникальный, богатый оттенками, чарующий голос, который и в антракте звенел в его душе. Начало второго отделения было оглушительным. Певица открыла его песней «Перепелка», притом сообщила, что это произведение автор только вчера подарил ей и что он находится в зале. Пригласила Кудрина на сцену. Он шел по залу, его сопровождали аплодисменты, которые набирали силу. Когда артистка поцеловала композитора, они перешли в бурную овацию, которая долго не смолкала. Уже объявили следующий номер, а зал все не мог успокоиться.

Сибирякам «Перепелка» уже была известна. Ее проникновенно, задевая самые глубокие, сокровенные струны сердец, исполняла солистка Сибирского народного хора Галина Меркулова. Волшебный голос приезжей примадонны выманил «Перепелку» из гнезда, поднял ее высоко над громадной страной, и она зазвенела в каждом городе, селе.

Залетела она и в безвестное село Вассино, что в Тогучинском районе. Здесь находится родовое гнездо Кудриных. Здесь кудрявый мальчишка вместе с оравой сверстников целыми днями пропадал за околицей, разыскивая у березовых колков лук-слизун, саранки, щавель, собирая черемуху или калину. Или просто лежал часами в духмяной траве, прислушиваясь к ее шелесту, к стрекоту кузнечиков, пению жаворонков и ждал той вечерней сказочной минуты, когда перепелка сонным голосом оповестит, что спать пора. Или с черемуховым удилищем и леской из конского волоса ловил пескарей то в Изылах, то в Курундусе. Эти две речки, протекающие параллельно друг дружке, придавали особую прелесть селению, их поросшие кустарником берега живописно окаймляли деревенские улицы.

– А зимой в ясные дни ребятня любила взбираться на Мурлыткину гору, – вспоминает Лидия Степановна Куприянова, которая детство провела в Вассино, а затем всю жизнь работала учительницей в Новосибирске, – не только самим покататься, а больше затем, чтобы посмотреть, как веселятся взрослые. Мужики и женщины уже в годах, даже престарелые и, конечно, парни и девчата затаскивали наверх конские сани, устраивали на них кучу малу и мчались к речке. Хохотали, радостно визжали, словно дети. Ребятишек с собой не брали, видимо, боялись поранить. Так что мы спускались с горы кто как может – на какой-нибудь доске, на льдинке, а то просто на собственных ягодицах.

Как-то семилетнему Коле крупно повезло. Родители взяли его на ярмарку в Тогучин. Там он впервые увидел гармонь. Вернее, сначала услышал.

Пьяненький мужичок, почему-то сердито нахмурясь, выделывал самые разные диковинные штуки. То заставлял меха изгибаться, то вскидывал гармошку над головой, то растягивал, казалось, до предела, на столько, на сколько хватало его рук. А она одинаково деловито и четко выдавала то скороговорку, то плавную мелодию, приглашая к соучастию собравшихся людей. Они смеялись, подпевали, притоптывали… Чудесный инструмент ошеломил, околдовал мальчонку. Надо было собираться в обратный путь, но родители не могли уговорить его идти к месту сбора сельчан, где их ждали лошади. Он твердил: «Хочу такую же гармошку! Купите гармошку!». Ему объясняли: дорого, нету таких денег. И только после того, как пообещали накопить нужную сумму, мальчик успокоился. Думали, что поблажит и забудет. Не тут-то было. Пришлось отдать за тальянку полмешка муки. С той поры Коля стал реже бывать на улице. Изучал клавиши, звуки, подбирал мелодии знакомых песен, плясовые наигрыши. Получалось так ловко, что его стали звать с гармошкой на семейные торжества. О нотах не имел представления, так как в деревне не было учителя музыки, не было и специальной литературы. И только в десять лет, когда семья переехала в Новосибирск, он стал изучать музыкальную грамоту в школе народного творчества, полюбил баян. Полностью отдавшись музыке, после окончания семилетки он находил время только для посещения подготовительных курсов воинов-десантников, прыгал с парашютом.

Война ворвалась в быт, перечеркнула все семейные планы. Отец ушел на фронт. Но воевать ему пришлось недолго. После двух ранений и контузии в сорок втором он был демобилизован. Шестнадцатилетний Николай, устроившись учеником киномеханика, показывал фильмы в кинотеатре «Пионер». Профессия нравилась: во-первых, кино и музыка неотделимы друг от друга, во-вторых, он смотрел все документальные ленты о войне, о героизме советских воинов, о зверствах фашистов. Вместе с бывшими соклассниками осаждал военкомат, требовал отправки на фронт. Им отвечали:

– Эх, ребятки, не спешите, ваше время придет…

Оно пришло очень быстро. Еще не исполнилось семнадцати, как принесли повестку.

– Поедешь во Владивосток, на торговый флот.

– Почему на торговый!? – возмутился юноша. – Я хочу на боевой корабль!

– Ты еще молод. Осмотришься, привыкнешь к морю, к флотской жизни. А там, глядишь, и восемнадцать стукнет. Тебя, богатырь, с большим удовольствием возьмут на крейсер…

– Не хотим на торговый! – протестовали ребята.

– Прекратить разговоры! – приказал офицер с забинтованной головой. – Вам тут не базар. Вы представляете, что такое торговый флот в годы войны? Что он перевозит? Он доставляет для наших воинов боевую технику, боеприпасы, одежду, продовольствие… Для фронта! И, кроме того – неужели вы не понимаете, что для немецких и японских подводных лодок и самолетов, для фашистских торпед и бомб все равно, какое перед ними судно – боевое или торговое! Считайте, что едете на фронт.

Долгая и неуютная дорога в теплушках. Краткие курсы, распределение. Сибиряка зачислили в команду океанского корабля «Сухона». Добродушный, сильный, он сразу пришелся ребятам по душе. Конечно, имело значение и то, что он замечательно играл на баяне. Поэтому где Кудрин – там песни, пляски, хорошее настроение. С нетерпением ожидали выхода в море. Последний контроль таможенников – и поднять якоря! Корабль ушел, на берегу из команды остался один матрос – Николай Кудрин. Оказывается, писаря в списки внесли не Кудрина, а Курдина… Сделать исправление уже не было времени.

Николай Дедов, тоже юнга военных лет, на «гражданке» – журналист, один из самых близких друзей композитора, вспоминал:

– Коля от обиды плакал…. А через некоторое время в Дальневосточное морское пароходство пришла черная весть. «Сухона» благополучно добралась до Америки, загрузилась канадской пшеницей и уже направлялось домой северным морским путем. Там ее перехватила немецкая подлодка… Вся команда погибла…

Так распорядилась судьба…

На теплоход «КИМ» Николай Кудрин пришел другим человеком. Повзрослел, стал угрюмым, замкнутым. Душевная боль долго не отпускала. Он не мог играть веселые мелодии. Задумчивый баян грустил. Новые товарищи, зная о его беде, не тревожили, старались делом отвлечь моряка от мрачных мыслей. Через много-много лет знаменитый композитор Николай Кудрин и председатель Сибирского регионального совета юнг – участников огненных рейсов Николай Дедов создадут песню о тех суровых днях.

Плывут в океане рассветы, закаты,

А юнга на вахте стоит у руля…

И волны, вздымаясь, все катят и катят,

Далеко осталась родная земля.

Нас море крестило соленой волною.

Со штормом суровым мы стали дружить.

Дороги тех рейсов военных конвоев,

Тех огненных лет нам вовек не забыть…

На «КИМе» рулевой Кудрин ходил до конца войны. Теплоход несколько раз пересек Тихий океан, доставил из Портленда тысячи тонн необходимых для страны грузов. У берегов Америки команда праздновала День Победы. Вот уж когда развеселился баян, вот где счастьем сияли глаза моряков. Радовался и баянист, но время от времени краснели веки и на ресницах сверкали слезинки.

И еще три года служил сибиряк на этом корабле. Мог бы остаться надолго, может быть, навсегда. А что еще надо? Работа нравится, полюбил море, ребята тут сильные, верные, отважные. Регулярные выезды в заморские края. Побывал в США, Канаде, Корее. Заработок приличный. Музыкой занимайся, сколько угодно. О такой жизни многие мечтают. И все-таки он остаться не мог. Отец так и не оправился от ран, очень плох. Маму парализовало. Так что прощай, Тихий океан! Прощай, флот! Курс – в родную гавань.

В Новосибирске увидел объявление: Сибирскому русскому народному хору требуются музыканты. Художественный руководитель Андрей Порфирьевич Новиков, талантливый артист и педагог, послушал игру моряка и сказал, что не боги горшки обжигают, что было бы желание, а мастерство придет. Много пота пролил, шлифуя технику. С хором и концертными бригадами проехал область вдоль и поперек, побывал в десятках районов и сотнях сел и понял: только здесь, в родном краю – в кулундинских степях и солонцовой Барабе, на просторах Приобья и салаирских предгорьях, где все реки и речушки наполнены родниковой водой, – он может дышать полной грудью. Именно тут, у березовых и осиновых колков, в сосновых борах и на пшеничных полях, в душе рождается песня. Видно, правду говорят в народе: где родился, там и пригодился. Он возмужал как профессионал-музыкант, окреп духовно. В пятьдесят первом году при филармонии создал группу «Встреча с песней» и стал ее художественным руководителем. Тогда Николаю Кудрину исполнилось всего лишь двадцать четыре года, а ему казалось, что прожил долгую жизнь. И кое-что упустил. Заочно учился и окончил Московский институт культуры, получив специальность дирижера самодеятельного оркестра народных инструментов.

А музыка уже рождалась в его душе, просилась наружу, прорезался его, кудринский песенный голос. Он писал тайком, не показывая произведения даже близким друзьям. Наконец, когда был объявлен областной конкурс, он под девизом направил песню «Лучше молодца в деревне не сыскать». Работы рассматривались анонимно. Его «Молодец» оказался в числе лучших. А следующая песня на очередном конкурсе стала лауреатом. Затем выпорхнула счастливая «Перепелка», и Кудрин стал знаменитым.

Песня не могла не залететь в далекое село Ульянино, что в Краснозерском районе, в избу, где жила девочка Нина. Семья была певучая, сильные красивые голоса имели дедушка, бабушка, родители. Песни не умолкали – дома, на пашне, в огороде. Переселенцы с берегов Днепра спивали, в основном, украинские песни. Но в их репертуар все чаще входили и русские. Однажды Нина готовилась к занятиям в школе. Радио передавало концерт. Одна из песен ошеломила, защемило сердце. Выскочила на подворье, крикнула:

– Мама! Какая песня!

– Какая же? Чья? О чем? – спросила Лукерья Моисеевна, копавшаяся в огороде.

– Не знаю, начало не слышала…

– Но ведь что-то слышала. Что-то тебя поразило.

– Запомнила две строчки…

Спела:

Спой мне песню свою, перепелка,

Только спать ты меня не зови…

– Да, мабуть, хороша писня. Ты не хвылюйся. Гарну писню ще не раз передадут.

Договорились ждать следующего раза. Подготовились, на столе положили бумагу и два карандаша. И вскоре на самом деле поймали ожидаемую мелодию. Записывали в две руки: Нина – первую строчку, мама – вторую… И так до конца. Тут же и запели. Вечером к ним присоединилась вся семья.

После окончания школы Нина поехала в Новосибирск поступать в музыкально-педагогическое училище. Члены приемной комиссии доброжелательно слушали девушку из «глубинки», которая на вопросы выпавшего билета отвечала с сильным украинским акцентом.

В заключение попросили что-нибудь спеть. Нина исполнила «Перепелку». Члены комиссии удивились – при пении влияния украинского языка совсем не ощущалось.

Нина не знала. Ей объяснили, успокоили:

– Ничего, ты еще много не знаешь. Потому-то и учиться идешь. А Кудрина, может быть, даже увидешь… Может, судьба сведет…

Судьба свела. После окончания училища, после долгих бытовых мытарств Нина Павлова попала в Сибирский хор и, конечно, встретилась со своим кумиром. Они подружились, понимали друг друга с полуслова, с полуноты. Ездили вместе с концертами, солистка с неизменным успехом исполняла около двадцати кудринских произведений. Пришла беда – Николай Михайлович похоронил супругу Людмилу, тоже талантливую артистку. И через много лет его женой стала Нина Степановна.

– Хороша ты, лапушка, – говорил Кудрин, – да больно маленькая и молодая.

– Ничего, маэстро, – в тон ему отвечала Нина, – этот недостаток со временем устраняется. А в чем-то я и сейчас старше и опытнее тебя…

Намекала на то, что в житейских делах Кудрин оставался несмышленым ребенком.

А слава сибирского самородка росла.

Концертная бригада не признавала усталости и преград. Районные ответработники иногда сетовали:

– Куда же вы торопитесь! Мороз трещит! Кабы не было беды…

Или – «пурга поднялась – в трех метрах ничего не видно», «дороги развезло – недолго и перевернуться»…

Артисты отвечали:

– Вьюгу перепоем, морозюку перепляшем!

И – вперед!

Иногда в переполненном клубе сквозь пар и туман невозможно было рассмотреть лица зрителей, укутанных в шубы и тулупы. А каково артистам, легко одетым, которым «по должности» надо сверкать жизнерадостными улыбками, быть озорными, беспечными, веселыми! Случалось, что программы завершена, артисты валятся с ног от усталости и мечтают прижаться к теплой печке, но в зале слышались призывы:

– Спойте еще! Поиграйте! Просим!

И снова звучит баян. Молодки сбрасывают шубы и тулупы, выбегают на сцену, пускаются в пляс. Звенят частушки. И, кажется, всем становится теплее.

В Кыштовке, на краю света, в самом северном районе области, за которым ничего нет, кроме болот Васюганья, Николаю Михайловичу попала на глаза местная газета. В ней – несколько четверостиший и подпись: Владимир Гундорев. Композитор встрепенулся, загорелся. Неизвестный поэт бесхитростно и откровенно выражал чувства, которые жили в его, кудринской, душе в виде музыкальных заготовок, рвущихся на свет. И появилась «Деревенька моя». Перед публикацией текста и нот в «Советской Сибири» я, будучи ответственным секретарем газеты, позвонил Кудрину:

– Николай Михайлович, одна строка мне кажется не очень точной. Может быть, заменим?

– Какая?

Я сказал, что это строчка, в которой лирический герой песни стоит, «прикрывшись рукой», так как рукой прикрывают разные места. Кудрин помолчал. Сказал жестковато:

Ольга Воронец, тогдашняя всесоюзная звезда эстрады, выглядела не очень решительной и довольной, принимая песню, считая текст несколько «провинциальным», в котором нет и капли оптимизма. Через некоторое время, проверив «номер» на публике, она прислала телеграмму, в которой выражала сердечную благодарность за прекрасное произведение.

Да, он был требовательным и неуступчивым, когда работал над песней. Поэт Владимир Балачан, когда мы беседовали на встрече Барабинского землячества в Новосибирске, сказал:

– Николай Михайлович прекрасный человек и талантливый композитор, но работать с ним трудно. Ох, как трудно…

Бывало, что тексты шлифовались, дорабатывались месяцами, а то и годами. Композитор внимательно прислушивался к замечаниям коллег. Особенно дорожил мнением сына Владимира, с которым много раз выступал на сцене.

Николай Кудрин и Владимир Балачан создали песню «Хлеб – всему голова». Это, по-существу, гимн землепашцев России, что и подтверждено в октябре 2002 года при проведении торжеств по случаю Дня работников сельского хозяйства. Концерт в Кремлевском дворце, в котором приняли участие самые именитые, по нынешней градации, исполнители, открыл сводный хор многих творческих коллективов России именно этой песней.

Невольно возникает вопрос: почему самые значительные эстрадные произведения, посвященные русскому крестьянству и принятые всеми народами России, родились в Сибири, в одной из ее областей? Николай Кудрин, Геннадий Заволокин, Владимир Балачан… Может быть, потому, что в наших краях, отнесенных учеными к зоне рискованного земледелия, хлеб достается большим трудом? Или потому, что эти талантливые люди вышли из «глубинки», с малых лет знают цену пашни и убеждены, что мощь России подпитывается из такого вечного родника как деревня?

Песни Кудрина звучали и звучат по всей стране – в городах, селах, кишлаках, аулах, в каждой семье. Видимо, трудно найти человека, который бы не знал «Перепелку» или «Деревеньку». Его творения перешагнули границы. Нина Пантелеева его огневой песней «Сапожки русские» открывала и закрывала в Японии советскую торгово-промышленную выставку, и жители страны восходящего солнца восторженно приветствовали певицу. Директор Дома народного творчества Людмила Жиганова, сопровождавшая самодеятельный Ордынский народный хор на фестиваль в Пиренеях, рассказывала, как она волновалась: воспримут ли, поймут ли французы бесхитростную, сугубо русскую «Перепелку»? Поняли. Почувствовали. Слушали, затаив дыхание. В едином порыве встали и долго, горячо аплодировали.

Ленинградцы, родители которых пережили (а очень многие не пережили) фашистскую блокаду, получая тогда по двести граммов эрзац-хлеба, стоя, со слезами на глазах слушали песню «Хлеб – всему голова» в исполнении сибиряков. Плакали и артисты…

Слава и любовь окружали творца. Его песни, а создано их более ста, звучали повсеместно и каждый день. Ему присвоено звание заслуженного работника культуры СССР, звание заслуженного деятеля искусств России. Он награжден орденом Дружбы народов, а ранее - орденом Отечественной войны и медалью «За освоение целинных земель». А генералы от искусства все ломали головы: Кудрин – это кто, самодеятельный или профессиональный? И государство, и народ признали Кудрина талантливым, выдающимся композитором. А вот академики и профессора робели – как бы не переоценить? Похоже на историю с Владимиром Высоцким. Поэты, поставившие себе памятники при жизни, пили-ели с бардом, похлопывали по плечу, но как только дело доходило до приема в Союз писателей, морщились: тут что-то с рифмой не того… А когда умер, они выползли и разродились воспоминаниями о большой дружбе с «Володей». Где они теперь? Что-то не слышно. А хрипловатый голос Высоцкого до сих пор звучит.

На склоне лет Кудрину довелось работать для детей, чему он был очень рад.

Еще в годы войны две старые актрисы-ленинградки, эвакуированные в Новосибирск, подарили маленькому Вите Кукошу несколько страничек с текстом Самуила Маршака. Это было либретто музыкального спектакля по русской сказке «Гуси -лебеди». Мальчик вырос, стал художественным руководителем театра «Куклы смеются», заслуженным артистом Российской Федерации. Виктор Кукош решил создать русскую кукольную оперу, предложил композитору написать музыку. Николай Михайлович с воодушевлением взялся за дело, для каждого персонажа придумал музыкальную тему, сочинил песенки. Первое в России произведение такого рода было готово. Оставалась единственная проблема – запись фонограммы оркестра. Сделать это оказалось невозможно – не было денег. Друзья композитора все-таки поставили спектакль, но автор его уже не увидел, не услышал.

Всем, кто общался с Кудриным во время работы, он казался человеком отменного здоровья, жизнерадостным, с юношеским задором. И только самые близкие знали, что у него пошаливают сердце и почки. В середине августа 1997 года подлечился в госпитале для участников войны. Вышел бодрым, сказал Нине Степановне:

– Лет пять еще поживу. А там видно будет…

Позвонила Лидия Куприянова, призналась, что всю жизнь пишет стихи, но не решалась ему показать.

– Нехорошо ведешь себя, землячка. Немедленно приноси свою заветную тетрадку.

Почитала стихи о родном селе, о разрухе, которая пришла в деревню в последние годы. Поговорили о телевидении, которое с малых лет разлагает души детей, молодых людей.

Прощаясь, Николай Михайлович сказал:

– Оставь стихи, Лидия Степановна. Буду делать песню.

Через несколько дней, 28 августа, он умер. За рабочим столом, на котором лежали страницы с нотами.

Четыре месяца он не дожил до своего семидесятилетия. Но 19 декабря земляки широко, торжественно отметили юбилей народного композитора. В зале собрались представители интеллигенции, заводов, сел, молодежь. Звучали его песни. Комбинат имени Якушева, где впервые исполнялась песня «Хлеб – всему голова», выпустил новое изделие – хлеб «Кудринский», который полюбился новосибирцам.

Впоследствии одной из улиц города присвоили имя композитора. Кудрин назван Гражданином ХХ века Новосибирской области.

А в тот юбилейный вечер присутствующие в зале услыхали голос своего кумира. Организаторы торжества включили одну из кассет, на которой записано интервью с Кудриным.

– Николай Михайлович, вы чувствовали себя когда-нибудь счастливым?

– Конечно. Как только взял в руки гармонь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры