Описание картины «Всадница» К.Брюллова. Карл Брюллов "Всадница": описание картины Картина девочка на лошади с собакой

Главная / Измена мужа

В 1893 г. картина «Всадница» Брюллова попала в Третьяковскую галерею.

Еще до того, как на свет появилась картина "Всадница", Брюллов уже имел всеобщее признание. Образ прекрасной наездницы художник решает воплотить в жизнь под конец своего пребывания в Италии, когда графиня Самойлова заказывает у него портрет приемных дочерей. Недолго думая, художник принимает смелое решение - изобразить старшую воспитанницу, Джованину, верхом на коне, как до этого решались изображать только полководцев и титулованных особ. Младшая же, Амалиция, стоит в стороне, наблюдая завершение конной прогулки.


В 1896 году "Всадница" была приобретена для Третьяковской галереи. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так. На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини - воспитанницы графини Юлии Самойловой. Художник назвал свою картину "Джованин на лошади". В Италии есть гравюры этой картины, которые считаются портретом певицы Малибран, которая достаточно знаменита и приходится сестрой Полине Виардо


Картина передает сцену прогулки. Запечатлен момент возвращения домой, когда Джованин подъезжает к крыльцу верхом на вороном коне. Композиция Брюллова "Всадница" наполнена динамизмом - все в ней находится в движении, замер буквально на секунду, для того, чтоб художник смог запечатлеть. Конь вороной бьет копытом, разгоряченный после прогулки, а собака, с именным ошейником, бросается ему под копыта, радостно встречая Джованин.



На полотне также изображена маленькая сводная сестра Джованин - Амалиция. Одета она в розовое платьице и зеленые туфельки. Но больше всего привлекает внимание ее восторженный взгляд, каким она смотрит на свою сводную сестру Джованин.





Готовая работа была представлена на всеобщее обозрение в 1832 году, и вызвала неоднозначную реакцию критиков. Многие осуждали картину, указывая на застывшее, безжизненное лицо всадницы. Также, некоторые критики указывали на слишком свободную позу наездницы, из-за чего терялось ощущение скорости и динамики. Один из них сказал: "Она либо не замечает бешеной скорости езды, либо слишком самоуверенная, чтобы натянуть поводья и пригнуться, как это сделал бы умелый всадник".


Но, несмотря на критику, основная часть публики приняла картину положительно, назвав ее шедевром. После того, как общественности была представлена картина "Всадница", Брюллов занял место рядом с такими легендами, как Рубенс и Ван Дейк. (ну это вряд ли - мое примеч.) Зрителей просто покорил масштаб картины и мастерство кисти художника. Что же касается выражения лица Джованины - сам творец объяснял это особой задачей, которую он в то время ставил перед искусством. Сначала картина была отдана в коллекцию Самойловой, но когда графская семья разорилась, полотно сменило владельца. В 1896 году ее выкупили для галереи имени Третьякова.


Что же видит зритель, рассматривающий полотно? В первую очередь это скорость, движение, оживленность, которые художник передал как нельзя лучше. Эти черты заметны практически во всех персонажах: взмыленной лошади, которая явно не хочет останавливаться, восторженной девочке на балконе, и лохматой собачке, оживленно лающей на всадницу. Кажется, что даже спрятавшаяся за девочкой собака сейчас сорвется с места и устремится за лошадью. Может быть, она это и сделала бы, если бы всадница не остановила коня. И только сама наездница сохраняет спокойствие: кажется, ее совершенно не заботит окружающий мир, в мыслях она где-то далеко…



Самое интересное, что можно увидеть на картине - это, пожалуй, именно маленькая Амалиция. В каждом движении, оживленном лице и восторженных глазах малышки, можно прочитать восторг, смешивающийся с ожиданием. Девочка ждет, когда станет такой же взрослой, как сестра, сможет оседлать вороного коня, и так же величаво пронестись на нем перед восторженными родственниками.






Картина полна радости от встречи после недолгого, но все-таки отсутствия. От наблюдения за ней, замирает дух и зритель будто сам окунается в эту радостную атмосферу, изображенную на полотне русского художника Карла Брюллова, который смог так искренне и честно передать атмосферу, царившую на тот момент в поместье графини.

«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством... Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее – гениального живописца».

Такой и другие, не менее лестные, отзывы появлялись в итальянских газетах в 1832 году. Интерес и восхищение любителей искусства вызвала картина «Всадница. Портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой».

Сейчас полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее и по-прежнему собирает перед собой зрителей. В замысле художника счастливо соединились величавость парадного портрета и простота, поэтическая одухотворенность живых, непосредственных характеров двух героинь.

Немногие знают историю создания и судьбу произведения. «Всадница» была написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Живописец писал двух сестер на вилле под Миланом.

В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина Пачини. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки-балкон, на который выбежала ее младшая сестра, в глубине – тенистый парк.

Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника – устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо. Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность.

Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами.

Картина была выставлена в Милане, а затем ее могли видеть среди других произведений искусства гости Ю. П. Самойловой. В 1838 году любовался портретом известный русский поэт и переводчик В. А. Жуковский.

В дальнейшем следы полотна надолго теряются. Ю. П. Самойлова обеднела, из Италии переехала в Париж и увезла с собой портрет воспитанниц. Она рассталась с ним в самом конце жизни, в 1875 году. Репин, находясь летом 1874 года в Париже, писал П. М. Третьякову о том, что «у какой-то графини Самойловой здесь продается несколько вещей К. П. Брюллова...». Но он не успел купить картину.

Вторично произведение попало в поле зрения русских собирателей живописи в конце XIX века. Французский торговец картинами выставил «Всадницу», или «Амазонку», как ее еще называли, в Академии художеств в Петербурге. В 1893 году П. М. Третьяков приобрел ее для своего знаменитого собрания русской живописи. С тех пор «Всадница» украшает залы галереи.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете нет.

Когда была создана «Всадница», Карлу Брюллову исполнилось тридцать три года. Впереди был триумф «Помпеи», серия знаменитых портретов современников, дружба с Пушкиным, Глинкой. Впереди была целая жизнь...

Описание картины Брюллова «Всадница»

Хочу начать с информации об авторе картины.
Карл Павлович Брюллов жил в начале XIX века.
Этому величайшему российскому художнику были подвластны глубокие знания в живописи, он мастерски овладел рисунком и акварелью.
Все творчество Карла Петровича можно разделить на два направления: огромные исторические полотна и не очень большие картины, сочетающие великолепное исполнение и непосредственность.
Но самое главное, самое ценное в творчестве русского художника - это его грандиозные портреты, одним из которых и является картина «Всадница».

На картине я вижу девушку, которая одета в современный (по тем меркам), богатый и роскошный костюм наездницы.
Из деталей одежды я заметил и парчовую блузку, и кружевной воротник, и юбку, которая очень длинная и свисает с лошади.
Это мне говорит о изящном вкусе героини картины.
Нельзя не обратить внимание на роскошные, аккуратные локоны волос, нежные черта лица.
Легкая вуаль тянется вдоль за ветром, как бы делая картину более плавной.

Я хочу сказать пару слов о лошади.
Я вижу, как её передние ноги оторваны от земли, как бы становясь на дыбы или готовясь к мощному старту.
Я прямо слышу лай собаки справа.
Нельзя упустить из виду и маленькую девочку с другой собакой, стоящие на парапете с аркой, и которые провожают или же наоборот встречают наездницу.
Но статичность и массивность арки вместе с парапетом не передается всей картине, так как я не могу не увидеть клочья земли, вылетающие из под копыт лошади.
Вся картина, как я понимаю, отражает бурлящий внутренний мир всадницы, но скованная дворянскими условностями он не показывает этого на своём лице.

Очень удивляют цвета, подобранные к картине.
Красный цвет сочетается с коричневым, почти черный цвет - с голубовато-лунным, а серый цвет - желтовато-голубым.
Я считаю, что автор очень грамотно подобрал эти цвета, их сочетания, что напрямую повлияло на мое восприятие этой картины.

Великие шедевры искусства всегда таят в себе великие загадки. Даже, казалось бы, самый обычный портрет известной особы, а хранит в себе столько тайн и загадок, что даёт пищу для размышлений ни одному поколению искусствоведов. К числу таких полотен принадлежит картина знаменитого русского художника Карла Брюллова «Всадница».

На первый взгляд, картина не представляет собой ничего особенного. По жанру это портрет молодой девушки, верхом на лошади возвращающейся с прогулки, и маленькой девочки, восторженно встречающей старшую сестру. Сцена разворачивается в поместье графини в окрестностях Милана. Полотно полно жизни и радости. Динамику создает конь, которого едва сдерживает поводьями молодая девушка. Щеки её раскраснелись и придают живости фигуре. Маленькая девочка с неподдельным интересом смотрит на нее. Рядом прыгает от радости лохматый пес. На ошейнике его можно разглядеть надпись «Samoilova», которая в своё время ввела в заблуждение любителей искусства, считающих, что портрет всадницы был написан с самой графини.

Однако исследователи, сравнив парадные портреты графини и черты лица девушки на портрете, пришли к выводу, что это все-таки портрет старшей воспитанницы, Джованины Паччини. В пользу этого факта говорит и то, в своих записях Брюллов называет этот портрет «Жованин на лошади». Это полотно было написано художником по заказу его подруги и любимой музы графини Юлии Самойловой для её галереи. Считается, что это портреты юных воспитанниц Самойловой Джованины и Амацилии Паччини. Однако дотошные любители искусства, сравнив черты лица девочек на этом портрете и других, где они изображены со своей приемной матерью, пришли к выводу, что они отличаются.

Это может показаться невероятным, но для подобного предположения есть основания. Примерно в это же время в Италии появились гравюры этой картины и считались портретом одной из известнейших и любимых певиц того времени Марии Малибран, которая приходилась сестрой Полине Виардо.

Итак, что же это за загадочная фигура, Мария Малибран?

Девушка родилась в музыкальной семье, что и определило её дальнейшую судьбу. Отец её был известным испанским композитором, певцом и педагогом; мать, сестра и брат пели ведущие партии на главных оперных сценах Европы. С шести лет Мария обучалась музыке и пению, карьера оперной певицы стала всей её жизнью. Красивая, хрупкая, нежная, обладающая волшебным сильным голосом, она была любимицей публики. Выступая на сцене она всю себя отдавала искусству, не жалея собственной жизни. Пела как жила. Это и стало впоследствии причиной её трагической смерти. Мария Малибран скончалась в возрасте 28 лет практически на сцене.

Незадолго до трагедии Мария получила серьёзные травмы, упав в лошади: молодая женщина любила верховую езду и разные опасные трюки. Спустя всего несколько дней после падения, она стояла на сцене, едва держась на ногах от невыносимой боли, и пела так отчаянно и проникновенно, что публика аплодировала стоя и ещё много раз вызывала любимицу на бис. После выступления. едва дойдя до гримерной, Малибран практически упала без чувств и скончалась. Эта история породила множество романтических баллад о певице, жившей своим искусством и погибшей на самом пике славы под аплодисменты публики.

Так, если столько жизненных совпадений, может быть героиней Брюллова действительно была экзальтированная испанская прима, любимица публики, и великий художник сохранил для нас её образ.

К. Брюллов. «Всадница». Масло. 1832.

«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством... Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее - гениального живописца».
Такой и другие, не менее лестные, отзывы появлялись в итальянских газетах в 1832 году. Интерес и восхищение любителей искусства вызвала картина «Всадница. Портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой».

Сейчас полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее и по-прежнему собирает перед собой зрителей. В замысле художника счастливо соединились величавость парадного портрета и простота, поэтическая одухотворенность живых, непосредственных характеров двух героинь.

Немногие знают историю создания и судьбу произведения. «Всадница» была написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Живописец писал двух сестер на вилле под Миланом.

В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина Пачини. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки-балкон, на который выбежала ее младшая сестра, в глубине - тенистый парк.

Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника - устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо. Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность.

Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами.

Картина была выставлена в Милане, а затем ее могли видеть среди других произведений искусства гости Ю. П. Самойловой. В 1838 году любовался портретом известный русский поэт и переводчик В. А. Жуковский.

В дальнейшем следы полотна надолго теряются. Ю. П. Самойлова обеднела, из Италии переехала в Париж и увезла с собой портрет воспитанниц. Она рассталась с ним в самом конце жизни, в 1875 году. Репин, находясь летом 1874 года в Париже, писал П. М. Третьякову о том, что «у какой-то графини Самойловой здесь продается несколько вещей К. П. Брюллова...». Но он не успел купить картину.

Вторично произведение попало в поле зрения русских собирателей живописи в конце XIX века. Французский торговец картинами выставил «Всадницу», или «Амазонку», как ее еще называли, в Академии художеств в Петербурге. В 1893 году П. М. Третьяков приобрел ее для своего знаменитого собрания русской живописи. С тех пор «Всадница» украшает залы галереи.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете нет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры