Основные даты жизни и творчества вольфганга амадея моцарта. Методическая разработка по музыкальной литературе на тему "Жизненный путь В.А.Моцарта" Хронологическая таблица вольфганг амадей моцарт кратко

Главная / Измена мужа

Цели:

Учебная :

  • Развитие интереса к познанию музыкального материала венских классиков на примере творчества В.А.Моцарта.
  • Знание основных событий творческой биографии композитора.
  • Умение учащихся дать оценку значения творчеству В.А.Моцарта – как символу идеальной красоты и гармонии в музыке.
  • Знакомство с симфонической, оперной и инструментальной музыкой В.А.Моцарта.

Воспитательная :

  • Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре XVIII века.
  • Формирование музыкального вкуса учащихся, восприятия венской классической музыки.
  • Развитие музыкального восприятия музыки, как отражения гармонической целостности картины мира.

Наглядные пособия и ТСО:

  • CD-проигрыватель.
  • DVD-плеер.
  • Телевизор.

Музыкальный материал:

  • “Маленькая ночная серенада” (Приложение 5 ).
  • Соната ля мажор для фортепиано, III часть “В турецком стиле” (Приложение 6 ).
  • Опера “Свадьба Фигаро”, увертюра (Приложение 7 ).
  • Симфония 40, I часть (Приложение 8 ).
  • “Реквием”, “Лакримоза” (Приложение 9 ).

Раздаточный материал:

  • Хронологическая таблица “Жизнь и творчество В.А.Моцарта” (Приложение 1 ).
  • Карточки-конспекты (Приложение 2 ).
  • Таблица основных произведений В.А.Моцарта (Приложение 3 ).
  • Летопись жизни В.А.Моцарта (Приложение 4 ).

Ход урока

Организационный момент
  1. Приветствие, перекличка.
  2. Эмоциональная настройка.
  3. Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  4. Обеспечение раздаточным материалом.
  5. Информация о целях и задачах урока.

Изучение нового материала

Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,–
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:
Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
П.Б.Шелли (перевод К.Бальмонта)

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Феноменальное дарование Моцарта создало вокруг его имени ореол легендарного “музыкального чуда”. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Звучит “Маленькая ночная серенада” (Приложение 5 ).

Детские годы

Вольфганг Амадей Моцарт родился 8 января 1756 года в старинном, красивом гористом городе Зальцбурге, расположенном на берегах живописной реки Зальцах. Зальцбург являлся столицей маленького княжества, властитель которого имел духовный сан архиепископа. В его капелле состоял на службе отец Вольфганга Амадея – Леопольд Моцарт.Он был серьезным и образованным музыкантом. Леопольд играл на скрипке, органе. Руководил оркестром, церковным хором. Писал музыку. Леопольд Моцарт был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта.

В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию. В четыре года он пытается сочинять концерт для клавесина! Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

За это же время, незаметно, даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребёнка.

Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжёлой и однообразной, как и его собственная. Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не имея даже средств расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспеченно. Отец решает вести мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир!

Во время поездки семья Моцартов посетила сначала Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, а на обратном пути – Амстердам, Гаагу, Женеву. Поездка, продолжавшаяся три года, превратилась в поистине триумфальное шествие. Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками. Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольфганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных королевских дворах. По обычаю тех времен Вольфганг представал перед знатной публикой в расшитом золотом костюме и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог, например, вспрыгнуть на колени к императрице.

Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал (одновременно сочинял и исполнял) на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Вольфганга называли “чудом XVIII века”.

Всё это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре, пять часов. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне – симфонии, исполнение которых придало его концертам ещё большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург.

Но долгожданный отдых длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и стал готовить его к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами.

В это время шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку. Так, венский оперный театр заказал ему комическую оперу “Мнимая простушка”, и он с успехом справился с этим новым для себя и сложным жанром. Но это первое оперное произведение Моцарта не было поставлено на венской сцене, несмотря на настойчивые хлопоты отца. Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу. Начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику. Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребёнком и превратился в серьёзного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы.

Отец решил везти Вольфганга в Италию. Он был уверен, что, покорив своим необыкновенным талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни. Моцарты, на этот раз вдвоём, отправились в Италию, на родину оперы. (Звучит Соната ля мажор для фортепиано, III часть “Рондо в турецком стиле” (Приложение 6 )

Поездка в Италию

За три года (1769–1771) отец с сыном посетили крупнейшие города этой страны – Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Концерты юного Моцарта проходили с блестящим, потрясающим успехом.

Он дирижировал своими симфониями, играл на клавесине, скрипке и органе, импровизировал сонаты и фуги на заданные темы, арии на заданные тексты, превосходно играл трудные произведения с листа и повторял их в других тональностях.

Дважды он побывал в Болонье, где некоторое время брал уроки у знаменитого педагога-теоретика и композитора падре Мартини. Блистательно выдержав трудное испытание (написав многоголосное сочинение с применением сложных полифонических приемов), четырнадцатилетний Моцарт был в виде особого исключения избран членом Болоноской филармонической академии.

Италия – великая страна не только музыки, но и изобразительного искусства и архитектуры – дала Моцарту обилие художественных впечатлений. Юноша настолько овладел итальянским оперным стилем, что за короткие сроки написал три оперы. Которые тогда же были с большим успехом поставлены в Милане. Это две оперы-сериа – “Митридат, царь Понтийский” и “Луций Сулла” – и пасторальная опера на мифологический сюжет “Асканио в Альбе”.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания Леопольда Моцарта. Вот теперь-то, наконец, он устроит судьбу сына, надёжно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии, были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребёнка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему.

Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижёром своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы больно обидеть юношу. Старый Моцарт уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг не мог этого сделать, положение слуги его оскорбляло. Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьёзной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях.

Париж

С величайшим трудом, получив отпуск, весной 1778 года Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребёнка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написаны уже около трёхсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии!

Но и в Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромном номере гостиницы и добывал средства к жизни, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. Моцарт был в отчаянии. Впереди ожидало ещё большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге. Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавира, в которых сказалась сила и зрелость таланта композитора.

Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Моцарт подал прошение об отставке, но ему отказали. Он настаивал и вновь подал прошение, тогда по приказу Колоредо его столкнули с лестницы. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Нервное потрясение вызвало болезнь, но и твёрдое решение жить независимо. Нужда, голод не пугали композитора. Не имея уверенности в постоянном заработке, Моцарт рассчитывал только на свой талант. Он был полон сил, надежд, освободившейся от оков энергии.

Вена. Последний период жизни и творчества

В 1781 году Моцарт переезжает в Вену. Лишь иногда он ненадолго покидал австрийскую столицу, например в связи с первой постановкой своей оперы “Дон-Жуан” в Праге ил во время концертных поездок по германии. В 1782 году он женился на Констанце Вебер, отличавшейся веселым нравом и музыкальностью. Один за другим рождались дети (но из шестерых четверо умерло младенцами). Заработки Моцарта от концертных выступлений в качестве исполнителя своей клавирной музыки, от издания сочинений и постановок опер были нерегулярными. К тому же Моцарт, будучи добрым, доверчивым и непрактичным человеком, не умел расчетливо вести денежные дела. Не спасло от часто испытываемой нужды в деньгах и назначение в конце 1787 года на скудно оплачивавшуюся должность придворного камерного музыканта, которому поручали сочинять только танцевальную музыку.

При всем том за десять венских лет Моцарт создал более двух с половиной сотен новых произведений. Среди них заблистали его самые яркие художественные достижения во многих жанрах. В год женитьбы Моцарта в Вене с большим успехом был поставлен его зингшпиль “Похищение из Сераля”, искрящийся юмором.

Через четыре года композитор создал еще более совершенную оперу “Свадьба Фигаро” на сюжет знаменитой комедии Бомарше “Безумный день, или женитьба Фигаро”. Ее содержание, обличающее самодурство знати, прославляющее ум, находчивость простых людей, было близко Моцарту, перенесшему столько унижений в своей жизни. Характеры героев, их столкновения раскрываются в контрастных музыкальных образах. Все арии и ансамбли очень выразительны, разнообразны и мелодичны, в них сочетается искреннее веселье и нежная грусть. “Свадьба Фигаро” особенно полюбилась в Праге. Приглашенный туда Моцарт писал своим друзьям: “Здесь ни о чем, кроме “Фигаро”, не говорят, ничего, кроме “Фигаро”, не играют, не трубят, не поют, не насвистывают. Ни на что, кроме “Фигаро”, не ходят. Вечно один лишь “Фигаро”… для меня это большая честь”. (Звучит увертюра к опере “Свадьба Фигаро”, (Приложение 7 )

Своим восторженным почитателям-пражанам композитор подарил свою следующую оперу “Дон-Жуан” (1787). Старая комедийная история о легкомысленном, эгоистичном, неверном красавце приобрела в опере драматическое звучание. Моцарт раскрыл в музыке сложность и противоречивость натуры своего героя. Осуждая безнравственные поступки Дон Жуана, композитор восхищается его жизнерадостностью, энергией, умом, его смелым вызовом ханжеству и предрассудкам. Музыка Моцарта то брызжет весельем, то волнует глубокой трагичностью. Через всю оперу в суровых музыкальных образах проходит тема рокового возмездия за зло, причиненное Дон Жуаном. (Звучит симфония 40, I часть (Приложение 8 ).
Премьера оперы прошла с невиданным успехом в Праге. Но в Вене, где среди близких ко двору музыкантов все сильнее разгоралась зависть к гениальному композитору, оперу встретили враждебно. Светская публика окончательно отвернулась от Моцарта: не было заказов, прекратились концерты. Тяжелый недуг подрывал его силы. Можно только удивляться, что в последние годы своей жизни композитор написал веселую музыкальную сказку “Волшебная флейта”, самое свое любимое и светлое творение. Тогда же была создана и известнейшая симфония соль минор. Глубокая вера в красоту жизни и человека до последних минут не оставляла этого замечательного художника.

Перед самой смертью Моцарт был занят написанием “Реквиема”. (Звучит “Реквием”, “Лакримоза” (Приложение 9 ).

Моцарт умер 5 декабря 1791 года в глубокой бедности и из-за отсутствия средств был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. Они остались лучшим памятником его светлому, лучезарному гению.

В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий. Зальцбург стал европейской музыкальной столицей. В городе Моцарта ежегодно проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.

Выдающийся австрийский композитор В. А. Моцарт является одним из представителей школы. Его дар проявился с раннего детства. В произведениях Моцарта чувствуется отражение идей движения "Буря и натиск" и немецкого Просвещения. В музыке претворен художественный опыт различных традиций и национальных школ. Самые известные список которых огромен, заняли свое место в истории музыкального искусства. Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

Краткие сведения о композиторе

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор) появился на свет 27.01.1756 года в красивом городке Зальцбурге. Помимо композиторской деятельности? он был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный шикарную память и тягу к импровизации. Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых не только своего времени, но и современности. Его гениальность отразилась в произведениях, написанных в разных формах и жанрах. Сочинения Моцарта популярны до сих пор. А это свидетельствует о том, что композитор прошел "испытание временем". Его имя наиболее часто упоминается в одном ряду с Гайдном и Бетховеном как представителя венского классицизма.

Биография и творческий путь. 1756-1780 годы жизни

Моцарт появился на свет 27 января 1756 года. Сочинять стал рано, примерно с трехлетнего возраста. Первым учителем музыки был отец. В 1762 году он отправляется с отцом и сестрой в большое артистическое путешествие по разным городам Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов. В это время создаются первые произведения Моцарта. Список их постепенно расширяется. С 1763 года проживает в Париже. Создает сонаты для скрипки и клавесина. В период 1766-1769 годов живет в Зальцбурге и Вене. С удовольствием погружается в изучение композиций великих мастеров. Среди них Гендель, Дуранте, Кариссими, Страделла и многие другие. В 1770-1774 гг. находится в основном в Италии. Знакомится с известным в то время композитором - Йозефом Мысливечеком, влияние которого прослеживается в дальнейшем творчестве Вольфганга Амадея. В 1775-1780 годах совершает поездку в Мюнхен, Париж и Мангейм. Испытывает материальные трудности. Лишается матери. В этот период написаны многие произведения Моцарта. Список их огромен. Это:

  • концерт для флейты и арфы;
  • шесть клавирных сонат;
  • несколько духовных хоров;
  • Симфония 31 в тональности Ре мажор, которая известна как Парижская;
  • двенадцать балетных номеров и многие другие композиции.

Биография и творческий путь. 1779-1791 годы жизни

В 1779 году работает в Зальцбурге придворным органистом. В 1781 году в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера его оперы "Идоменей". Это был новый поворот в судьбе творческой личности. Потом живет в Вене. В 1783 году женился на Констанце Вебер. В этот период плохо выходят оперные произведения Моцарта. Список их не так велик. Это оперы L’oca del Cairo и Lo sposo deluso, которые так и остались неоконченными. В 1786 году написана его превосходная "Свадьба Фигаро" по либретто Лоренцо да Понте. Она была поставлена в Вене и пользовалась большим успехом. Многие считали, что это лучшая опера Моцарта. В 1787 году выходит не менее удачная опера, которая также создавалась в содружестве с Лоренцо да Понте. Тогда же он получает должность "императорского и королевского камерного музыканта". За что ему платят 800 флоринов. Пишет танцы для маскарадов и комическую оперу. В мае 1791 года Моцарта взяли на должность ассистента капельмейстера Кафедрального Она не оплачивалась, но предоставляла возможность после смерти Леопольда Хофмана (который был сильно болен) занять его место. Однако этого не случилось. В декабре 1791 года гениальный композитор умер. Существует две версии причины его смерти. Первая заключается в осложнении после болезни ревматической лихорадкой. Вторая версия похожа на легенду, но поддерживается многими музыковедами. Это отравление Моцарта композитором Сальери.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера - это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: "Превращение Гиацинта", еще известна как "Аполлон и Гиацинт";
  • оперы-сериа: "Идоменей" ("Илия и Идамант"), "Милосердие Тита", "Митридат, царь Понтийский";
  • оперы-буффа: "Мнимая садовница", "Обманутый жених", "Свадьба Фигаро", "Все они таковы", "Каирский гусь", "Дон Жуан", "Притворная простушка";
  • зингшпили: "Бастьен и Бастьенна", "Заида", "Похищение из сераля";
  • большая опера: "опера Волшебная флейта";
  • балет-пантомима "Безделушки";
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория "Освобожденная Ветулия";
  • кантаты: "Кающийся Давид", "Радость каменщиков", "Тебе, душа вселенной", "Маленькая масонская кантата".

Вольфганг Амадей Моцарт. Произведения для оркестра

Произведения В. А. Моцарта для оркестра поражают своими масштабами. Это:

  • симфонии;
  • концерты и рондо для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром;
  • концерты для двух скрипок с оркестром в тональности До мажор, для скрипки и альта с оркестром, для флейты с оркестром в тональности для гобоя с оркестром, для кларнета с оркестром, для фагота, для валторны, для флейты и арфы (До мажор);
  • концерты для двух фортепиано с оркестром (Ми бемоль мажор) и трех (Фа мажор);
  • дивертисменты и серенады для симфонического оркестра, струнного, духового ансамбля.

Пьесы для оркестра и ансамбля

Много сочинил для оркестра и ансамбля Моцарт. Известные произведения:

  • Galimathias musicum (1766);
  • Maurerische Trauermusik (1785);
  • Ein musikalischer Spa (1787);
  • марши (некоторые из них присоединялись к серенадам);
  • танцы (контрдансы, лендлеры, менуэты);
  • церковные сонаты, квартеты, квинтеты, трио, дуэты, вариации.

Для клавира (фортепиано)

Музыкальные произведения Моцарта для этого инструмента очень популярны у пианистов. Это:

  • сонаты: 1774 г. - До мажор (К 279), Фа мажор (К 280), Соль мажор (К 283); 1775 г. - Ре мажор (К 284); 1777 г. - До мажор (К 309), Ре мажор (К 311); 1778 г. - ля минор (К 310), До мажор (К 330), Ля мажор (К 331), Фа мажор (К 332), Си бемоль мажор (К 333); 1784 г. - до минор (К 457); 1788 г. - Фа мажор (К 533), До мажор (К 545);
  • пятнадцать циклов вариаций (1766-1791);
  • рондо (1786, 1787);
  • фантазии (1782, 1785);
  • разные пьесы.

Симфония № 40 В. А. Моцарта

Симфонии Моцарта создавались с 1764 по 1788 г. Три последние стали наивысшим достижением этого жанра. Всего Вольфганг написал более 50 симфоний. Но по нумерации отечественного музыковедения последней считается 41-я симфония ("Юпитер").

Лучшие симфонии Моцарта (№ 39-41) являются уникальными творениями, которые не поддаются установленной в то время типизации. В каждой из них содержится принципиально новая художественная идея.

Симфония № 40 является самым популярным произведением этого жанра. Первая часть начинается взволнованной мелодией скрипок вопросо-ответной структуры. Главная партия напоминает арию Керубино из оперы "Свадьба Фигаро". Побочная партия лирична и меланхолична, составляет контраст главной. Разработка начинается небольшой мелодией фаготов. Возникают мрачные и скорбные интонации. Начинается драматическое действие. Реприза усиливает напряжение.

Во второй части преобладает спокойно-созерцательное настроение. Здесь также используется сонатная форма. Главную тему исполняют альты, затем ее подхватывают скрипки. Вторая тема словно "порхает".

Третья - спокойная, нежная и певучая. Разработка возвращает нас к взволнованному настроению, появляется тревога. Реприза - это снова светлая задумчивость. Третья часть - менуэт с чертами марша, однако в размере три четверти. Главная тема - мужественная и решительная. Она проводится скрипками и флейтой. В трио возникают прозрачные пасторальные звучания.

Стремительный финал продолжает драматическое развитие, достигая наивысшей точки - кульминации. Тревога и волнение присущи всем разделам четвертой части. И только последние такты вносят небольшое утверждение.

В. А. Моцарт был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Его превосходные произведения заняли свое место в истории музыкального искусства.

Пимперля, которого в детстве так любил Моцарт.

При погребении никто не присутствовал, так что никто и не знал, где находится могила. Когда по настоянию добряка Дайнера Констанца решила поставить на могиле скромный крест, ни один могильщик не смог вспомнить, где похоронили Моцарта. Это неизвестно и по сей день. Добрый Пухберг согласился не требовать возвращения долгов. Через несколько лет Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга фон Ниссена. Зюсмайер закончил Реквием, за которым явился доверенный графа Вальзегга. Реквием имел огромный успех.

Основные даты жизни и творчества Вольфганга Амадея Моцарта

1756, 27 января. У Леопольда и Анны Марии (в девичестве Бертель) Моцартов родился сын Вольфганг.

1760. Когда Вольфгангу исполнилось четыре года, он получает первые уроки музыки. Первые сочинения: менуэты и аллегро для клавира. Концертная поездка в Вену.

1763,6 июня. Семья Моцартов с Вольфгангом отправляется в поездку в Париж, выступая по пути с концертами, и 16 ноября въезжает во французскую столицу. Вольфганг сочиняет первые сонаты для клавира и скрипки; дает концерты, в том числе в Версале.

1764, апрель. После шести месяцев пребывания в Париже Вольфганг с семьей отправляется в Лондон, выступает с концертами, его восторженными слушателями становятся король и королева. В Лондоне написаны первые симфонии.

1767. Зальцбург: 1-я часть оратории «Долг Первой Заповеди», опера «Аполлон и Гиацинт».

1768. Вена, первые оперы: «Мнимая пастушка», «Бастьен и Бастьенна». Леопольд ведет каталог сочинений двенадцатилетнего сына, их число достигает 139. Вольфганг дирижирует своей «Торжественной мессой».

1769. Назначение Вольфганга третьим концертмейстером зальцбургской придворной капеллы.

1769–1772. Поездки в Италию: первый струнный квартет; оперы: «Митридат, царь понтийский», «Асканий в Альбе», «Луций Сулла». Папа Климент XIV награждает Моцарта орденом Золотой шпоры; избрание Вольфганга членом Филармонических академий в Болонье и в Вероне.

1772. май. Постановка «Сна Сципиона» в честь вступления в должность Зальцбургского архиепископа Иеронима графа фон Коллоредо.

1773. Струнные квартеты, симфония g-moll, 1-й клавирный концерт. 1774. Мюнхен, опера «Мнимая садовница».

1775. Премьера музыкальной драмы «Король-пастух».

1776. Зальцбург: сочинение трех клавирных концертов, четырех месс, дивертисментов, серенад, «Хаффнер-серенады». Ухудшение отношений с Коллоредо.

1777 . Прошение Моцарта об освобождении от службы у князя-архиепископа. 1777–1778. Мюнхен, Аугсбург, Маннгейм: клавирные сонаты, скрипичные сонаты,

вокальные сочинения. Знакомство с семейством Вебер, любовь к Алоизии. Отъезд с матерью в Париж. Обосноваться в столице Франции не удалось.

1779. Возвращение в Германию. Отказ Алоизии Вольфгангу, отъезд из Мюнхена, служба в Зальцбурге в качестве придворного органиста.

1780. Знакомство с Шиканедером, театральным деятелем.

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать - Мария Анна, урожденная Пертль; отец - Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 -скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга.

В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты. В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре - в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю - в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.

Из Вены Леопольд с детьми двинулся по Дунаю в Прессбург (ныне Братислава, Словакия), где они пробыли с 11 по 24 декабря, а затем к рождественскому сочельнику вернулись в Вену. В июне 1763 Леопольд, Наннерль и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как и на клавишных инструментах; во Франкфурте он исполнил свой скрипичный концерт (среди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте). Затем последовали Брюссель и Париж, в котором семья провела всю зиму 1763/1764.

Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга - четыре скрипичные сонаты.

В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.

В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю.

Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря.

В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу - Мнимая простушка (La finta semplice), однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг исполнил свою новую симфонию в бенедиктинском монастыре в Ламбахе.

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия - страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов - у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов.

Моцарт встретился с Н.Пиччини и Дж.Б.Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н.Иоммелли, Дж.Ф. и Майо и Дж.Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г.Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры.

Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством»). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» Сон Сципиона (Il sogno di Scipione). Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан (Моцарт взялся написать для этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я.Ваньхаля и Й.Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор.

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет - эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 - начале 1774, отличаются высокой драматургической цельностью.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы (La finta giardiniera) с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер.

Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта (например, соль мажор, К. 318; си-бемоль мажор, К. 319; до мажор, К. 334) и инструментальные серенады (например, ре мажор, К. 320) отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, которая поставила Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что Й. Гайдна.

В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis до мажор.

Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. Идоменей, царь Критский (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора (в Мюнхене находилась его зимняя резиденция) в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 опера Моцарта Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Летом 1783 Вольфганг и его невеста нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор, которая дошла до нас не полностью (если композитор вообще закончил сочинение). Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано. (Констанца, судя по всему, была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу ее сестры Алоизии.) Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония.

В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно.

К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и Й. Гайдна. На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда Гайдн, обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын - величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал». Гайдн и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в Волшебной флейте. В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и Гайдн), масонство культивировалось и в придворных кругах.

В результате разных оперно-театральных интриг Л.да Понте, придворный либреттист, наследник знаменитого Метастазио, решил работать с Моцартом в противовес клике придворного композитора А.Сальери и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше Женитьба Фигаро, причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет.

С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro) была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В.Мартина-и-Солера (1754-1806) Редкая вещь (Una cosa rara). Между тем в Праге Свадьба Фигаро завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями.

В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет - старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

В мае 1787 скончался отец композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф Дон Жуана в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни - нищета. Постановка Дон Жуана в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн.

Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев». Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене (сильное впечатление производят документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин (апрель - июнь 1789), где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины.

В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление состоялось 15 октября, но денег не принесло.

Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая Гайдна и Заломона. «Мы больше никогда не увидимся», - повторял он. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы Так поступают все (Cos fan tutte) всего двоих друзей - Гайдна и Пухберга.

В 1791 Э.Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (нынешний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал работать над Волшебной флейтой (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу - Милосердие Тита (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф.К.Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы.

Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение - концерт для кларнета с оркестром ля мажор.

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его.

15 ноября 1791 он закончил Маленькую масонскую кантату. Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать.

Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории Волшебная флейта. Немецкий издатель Андре приобрел права на большую часть неизданных сочинений Моцарта, включая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).



Методическая разработка урока

по предмету «Музыкальная литература»

второй год обучения ДШИ и ДМШ

по теме «Жизненный путь В.А.Моцарта».

Составила: преподаватель теоретических дисциплин

Рассохина Виктория Юрьевна

Конспект урока по предмету Музыкальная литература

Второй год обучения

Тема : Биография Вольфганга Амадея Моцарта.

Цель: Знакомство с творчеством композитора В.А. Моцарта.

ЗАДАЧИ:

образовательные:

- формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта;

- создать условия для ознакомления с биографией и особенностями творчества Моцарта.

развивающие:

- продолжить формирование культурологический и коммуникативной компетенции, помочь овладеть навыками анализа творчества композитора;

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний.

воспитывающие:

- способствовать воспитанию у учащихся более утончённого восприятия произведений искусства, помочь ощутить образ Моцарта доступным и психологически близким.

Оборудование:

- CD диски;

Музыкальный центр;

Учебники;

Портрет В.А. Моцарта, наглядный материал.

План урока:

1. Орг. момент.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока.

1. Орг. момент (приветствие).

2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Ребята, я предлагаю вам прослушать отрывок из сонаты.

Звучит музыка: Соната до мажор 1 часть

3. Изучение нового материала.

Преподаватель: Дети, сейчас мы с вами прослушали произведение великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, это была соната до мажор 1 часть. Моцарт жил в XVIII веке и основной стиль XVII - начала XIX века был классицизм. Основной задачей классицизма было обращение к образам и формам античной культуры, к идеальному эстетическому эталону. Так же музыкальный классицизм XVIII века называют «Венским классицизмом» и связывают с именами трёх композиторов, живших и творивших в вене, - Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.В.Бетховен.В. И сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.А.Моцарта. Он был гениальным и талантливым композитором, за свою недолгую жизнь, а прожил он всего 35 лет, и несмотря на непрерывную концертную деятельность, он сочинил очень много произведений: около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и множество других произведений разных жанров.

В сонатно-симфоническом творчестве он опирался на достижения Йозефа Гайдна. Так же Моцарт внёс много нового и оригинального. Огромную художественную ценность представляют и его оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта». Так же и в других жанрах он сказал своё слово, слово музыкального гения.

Поразительный талант и ранняя смерть Моцарта привлекли внимание не только его современников. Великий Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», а Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу.

В наше время его музыка звучит в концертах, оперных театрах. Его произведения обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий. О нём пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его таланте и жизни.

Детство.

Моцарт родился в старинном, красивом гористом городе Зальцбурге, расположенном на берегу живописной реки Зальцах. Его отец был образованным и серьёзным музыкантом, служившим при дворе князя, играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку и был прекрасным педагогом. Заметив талант ребёнка, отец начинает с ним заниматься. В три года ребёнок уже находил на клавесине консонирующие интервалы. В 4 года он повторял за старшей сестрой Анной-Марией маленькие пьески и запоминал их. В четыре года он пытался сочинить концерт для клавесина. К шести годам он уже исполнял сложные виртуозные произведения. Он занимался очень много и родители его уговаривали прекратить занятия, чтобы он не переутомился. Так же за это время он овладел игрой на скрипке и органе. Отец принял решение везти Моцарта с его талантливой сестрой в концертное путешествие, и шестилетний музыкант отправился завоёвывать мир.

Первое концертное путешествие.

Семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Поездка продолжалась 3 года, это было поистине триумфальное шествие. Эти концерты вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и сложностью. Он играл на клавесине, скрипке и органе, импровизировал, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Его называли «чудом XVIII века». Внешний вид Моцарта так же вызывал интерес публики, он был маленького роста, худенький и бледный, одетый в тяжёлый, расшитый золотом костюм, в завитом и напудренном парике. Он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребёнка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Проверяли его тончайший слух, ведь он улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Всё это было очень утомительно для маленького ребёнка, концерты длились по 4-5 часов, также отец продолжал образование своего сына. В 1766 году Моцарт пишет свои первые сонаты для скрипки с клавиром, симфонии. Прославленная семья Моцартов вернулась в родной Зальцбург.

Но долгожданный отдых длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить успех сына и стал готовить его к новым выступлениям. Усиленные занятия композицией, работа над концертными программами, а также занятия по общеобразовательным предметам и изучению языков. Больше его интересовала арифметика, он расписывал цифрами столы, стулья и даже стены комнат. В то время каждый композитор должен был владеть итальянским языком, впоследствии Моцарт владел им в совершенстве.

Также ему поступало много заказов на новые произведения. Венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», он с успехом справился с новым жанром. Оперу не поставили на Венской сцене. Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу. Я предлагаю вам послушать увертюру к этой опере. Давайте вспомним, что такое увертюра?

Учащиеся: Увертюра – это вступление к опере.

Преподаватель: Правильно, давайте её прослушаем.

Музыканты начали относиться к Моцарту как к чудо-ребёнку, они видели в нём соперника и боялись померкнуть в лучах его славы.

Отец увозит Моцарта в Италию, в надежде что ребёнок покорит итальянцев своим необыкновенным талантом.

Поездка в Италию.

За три года они посетили Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. И вновь его концерты проходили с блестящим успехом. Он играл на клавесине, органе, аккомпанировал, как скрипач и органист. Особенно всех изумляла необычайная подвижность левой руки. Также он выступал в качестве дирижёра и певца-импровизатора.

Миланский оперный театр заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Пантийский». Произведение было написано за пол года, опера шла 12 раз подряд !!! Послушаем увертюру к этой опере.

Напомню вам, что у Моцарта был фантастически тонкий слух и гениальная память! Дак вот, находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения «Мизере», Моцарт запомнил его, и, придя домой, записал. А произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты и переписывать их запрещалось! Но Моцарта не наказали, так как он их только запомнил.

Моцарта избрали членом Болонской академии. Его недолгие занятия с известным итальянским теоретиком и композитором падре Мартини привели к поразительным результатам. За полчаса он написал очень трудное многоголосное произведение. Впервые в истории Академии её членом стал столь юный композитор.

За время пребывания в Италии на Моцарта произвели огромное впечатление произведения итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Он тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Это отразилось в его произведениях написанных в Италии и позже.

Леопольд Моцарт был спокоен за судьбу сына, его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге.

Но этим надеждам не суждено было сбыться, все попытки найти работу в Италии были безуспешны, гениального юношу никто из важной знати не смогли оценить по-настоящему. Их настораживала самобытность дарования Моцарта, серьёзность и вдумчивость его музыки. Приходилось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил путешественников неприветливо. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо назначил Моцарта дирижёром своего оркестра. Граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому отношению, а граф, надо отметить, был человеком жестоким и властным. Колоредо всегда старался больно обидеть юношу, требовал полного подчинения. Положение слуги Моцарта оскорбляло. Ему приходилось писать мелкие развлекательные произведения, а хотелось писать оперы, серьёзную музыку.

Париж.

С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг с матерью едет в Париж. Ему 22 года, он надеется, что во Франции вспомнят чудо ребёнка.

Но и в Париже для него не нашлось места. Не получалось устроить концерт, получить заказ на оперу, он жил в скромном номере гостиницы, добывая средства к жизни, давая за гроши уроки музыки. Умерла его мать, Моцарт был в отчаянии. Впереди ожидало ещё большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.

В Париже были написаны пять замечательных сонат для клавира. Предлагаю прослушать первую часть сонаты ля минор.

Унизительное положение слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему выступать в концертах, для большего унижения заставлял его обедать со слугами, он сидел выше лакеев, но ниже поваров. А в это время в Мюнхене с блестящим успехом шла его новая опера «Идоменей, царь Крита».

Моцарт подал прошение об отставке, ему отказали. Он настаивал, и вновь подал прошение, тогда по приказу Колоредо его столкнули с лестницы. Это стало последней каплей, и он решает уйти. Его не пугают голод и нужда, он надеется только на свой талант. Он был полон сил и надежд.

Вена. Последний период жизни и творчества.

В 1781 году Моцарт поселился в Вене и прожил там до конца своих дней. Он писал отцу – «Счастье моё начинается только теперь». Начались годы наивысшего рассвета его таланта.

По заказу немецкого театра в Вене он написал комическую оперу «Похищение из Сераля». Опера была восторженно принята слушателями, только императору она показалась слишком трудной. После он сочинил ещё три оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта». Предлагаю прослушать арию Дон Жуана из оперы «Дон Жуан».

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течении одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

В области камерной инструментальной музыки особенно сильно сказалось влияние Гайдна. Знакомство двух великих композиторов состоялось в 1786 году и в знак уважения, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн оценил всю глубину таланта Моцарта.

Счастливо сложилась семейная жизнь Моцарта, его женой стала Констанция Вебер. У неё был мягкий и весёлый характер, она была мягким и чутким человеком.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. С годами интерес к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а оперы быстро сходили со сцены. При дворе он числился сочинителем танцевальной музыки, за что получал мизерную зарплату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Он был добрым и отзывчивым человеком, всегда был готов помочь товарищу, сам же впадал всё в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием – это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа произведения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казало, что музыку он пишет на свою кончину.

В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Прослушаем номер под названием Lacrimosa .

Создание оперы отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы «Волшебная флейта», которая с большим успехом исполнялась в то время в Вене. Директор театра делал большие денежные сборы, но о Моцарте он забыл.

Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Вот так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

4. Закрепление пройденного. Рефлексия.

Заключительные вопросы по биографии Моцарта:

1. Где и когда родился Моцарт?

2. Расскажите о его детских годах?

3. Какими событиями знаменательна его поездка в Италию?

5. Каковы были условия службы Моцарта в Зальцбурге?

6. Расскажите о венском периоде жизни и творчества Моцарта, о его последних произведениях.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры