Отдыхает после боя. О художнике юрии непринцеве

Главная / Измена мужа

Известный советский художник Юрий Михайлович Непринцев прошел всю Великую Отечественную войну. Первые дни страшнейшего события в жизни страны он участвовал в маскировке одного из заводов Ленинграда. После он был командиром взвода пехоты, который охранял одну из дивизий артиллерии. Но вот принять участие хотя бы в одном сражении ему не удалось, он даже ни разу не стрелял из оружия. Такое стечение обстоятельств позволило ему сохранить свою жизнь и свой талант. Судьба даровала ему возможность не только встретиться с настоящими героями, но и сохранить их образы, чтобы позже, уже в мирное время, всем рассказать об их подвигах.

Когда Непринцев прочитал поэму Твардовского «Василий Тёркин», то был восхищен образом главного героя. Теркин напомнил ему простых солдат, каждый день совершавших большие и маленькие подвиги и совершенно невидящие в этом ничего особенного. Для них это обычное дело. Вскоре после прочтения у художника возникла идея создания полотна, на котором был бы изображен Василий Теркин среди своих сослуживцев.

Такой картиной в итоге стала работа под названием «Отдых после боя», написанная в 1951 году. Работа над полотном продолжалась с 1949 по 1951 год и сделала автора необычайно популярным в итоге. Ее показали на главной художественной выставке Советского Союза, проходящей в столице. Она получила высокую оценку зрителей и критиков. Через год после создания Непринцев получил за эту картину Сталинскую премию. С полотна сделали сотни репродукций, которые разъехались по всей огромной стране. Эта картина стала одним из самых известных художественных полотен Советского Союза.

На картине изображен привал солдат в лесу. Бойцы, показанные на первом плане, ведут оживленную беседу, все улыбаются, кто-то смеется. Очевидно, что совсем недавно они нанесли поражение своему врагу и теперь с чувством выполненного долга и, пребывая в хорошем расположении духа, отдыхают.

Все солдаты одеты в теплые полушубки. В таких не страшная русская зима. У всех за спинами автоматы. Несмотря на то, что сейчас все отдыхают, они на самом деле находятся начеку и готовы постаять за себя и товарища в любую минуту. На войне нельзя расслабляться ни на минуту. Рядом в лесу виднеются танки.

В центре толпы показан балагур роты, под которым художник подразумевал Василия Тёркина. Он что-то оживленно рассказывает, жестикулирует. А солдаты вокруг готовы катиться со смеху. В руке он держит красный кисет. Наверное, это подарок возлюбленной. Такие вещи присылали девушки и жены своим солдатам на войну, доказывая свою преданность и любовь, говоря тем самым, что ждут их возвращения.

Главный цвет, использованный в работе, белый. Он создает позитивный настрой, чувство радости и веселья, несмотря на то, что картина описывает страшное военное время. Эта картина смогла передать важный момент, некий лучик света в темном и жестоком мире войны, позволяющий солдатам вновь и вновь после небольшой передышки поверить в свои силы и идти вперед на защиту Родины. Эта картина напоминает всем зрителям, что Победа была достигнута силами, здоровьем, жизнями простых людей, которым свойственна была и радость, и страдание, и героизм и страх. Поэтому цена той Победы ни с чем не сравнима.

Я узнал, что в основе картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» - поэма Твардовского «Василий Теркин». Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную тему. В своей работе Непринцев показал солдат, которые расположились на опушке зимнего, заснеженного леса. Каждый из них занят своим делом, но, в то же время, они держатся все вместе. Кто-то из них обедает, кто-то курит, кто-то слушает рассказы своих друзей-однополчан.

Судя по всему, беседа идет не на грустные темы, потому что лица героев картины радостны, они с удовольствием смеются. Смотрятся они достаточно беззаботно. Думаю, что художник специально нарисовал их такими, ведь невозможно все время находиться в напряжении. По-возможности, люди старались отвлекаться от фронтовых будней, хотя бы на несколько часов и снова рвались в бой, добиваясь новых военных высот. С трудом можно поверить, что эти люди не один раз смотрели в глаза смерти, совершали подвиги, защищали друг друга и нашу Родину. Сейчас они бодры, веселы и набираются новых сил, чтобы продолжить свои боевые подвиги.

Не смог художник обойти стороной и тему красоты русской природы. Солдаты показаны на поляне между великолепными соснами. Герои картины отстаивают не только свободу своих близких, право на жизнь, но и возможность любоваться местной неповторимой природой.

Хотелось бы отметить оттенок белого цвета, который использовал художник. Снег показан идеально белоснежным, далеко не в каждой картине можно встретить такой тон, независимо от того, на какую тему рисует автор. Я думаю, это сделано не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть благополучный исход сражения и всей войны в целом. Я считаю, что картина получилась очень жизнеутверждающей и светлой, а темные краски мы наблюдаем лишь при изображении шинелей солдат.

Сочинение по картине: Ю. М. Непринцева "Отдых после боя".
Непринцев прошел войну, но ничего его не могло удивить. Ему казалось, что все пережито. Вдруг ему на глаза попалась поэма Твардовского, которая живо передавала жизнь простого солдата. Произведение было настолько реалистично, что перед глазами художника Василий Теркин предстал, как живой.
На своем полотне Непринцев изобразил солдат, которые расположились на отдых. Один солдат что-то говорит, другой - курит. В общем, каждый занят своими делами, но всех их объединяет любовь к Родине. Они спокойны, веселы, так что даже не верится, что эти люди только что смотрели смерти в глаза.
За спиной солдат возвышается величественный город, который поражает воображение своим размахом. Этот город манит к себе, призывает людей к победе. Сразу становится ясно, что люди сражаются за свою свободу, за свободу родной земли. Люди показаны такими веселыми, почти беззаботными не случайно. Они отстаивают правду, которая врагу кажется недоступной.
Для придания торжественности картине автор использовал белые краски, которые дают надежду на счастливый исход боя. Эта картина мне понравилась оптимизмом и жизнерадостностью. Хотя на полотне есть и темные краски, но побеждает чистота и вера в светлое будущее.

Картина Ю. М. Непринцева "Отдых после боя".
В искусстве часто бывает, что темы, взятые в основу произведений разными авторами, пересекаются, взаимно обогащаются, создавая в синтезе новое прекрасное творение. Так произошло со стихотворением Н. За&олоцкого "Портрет" ("Люби-те живопись, поэты") и с живописным полотном Рокотова "Портрет Струйской", оперой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Катерина Измайлова", написанной по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", картиной Непринцева "Отдых после боя", перекликающейся с поэмой "Василий Теркин" А. Т. Твардовского. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин. Центр картины, занятый бойцами, выделяет ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Вспоминаются "политбеседы" Теркина-"не унывай", когда он балагурил, поднимая дух бойцов. Серьезный рассказчик веселит окружающих шуткой. Это прекрасно видно на картине Непринцева. Вероятно, солдаты только что вышли из боя: один проголодался и что-то ест, другие курят или просто молча слушают, думая о своем. Война - страшная вещь, но постоянно горевать нельзя и на фронте, слишком тяжело на сердце. Драматичные события, ежедневные потери трудно переживались людьми. И когда выпадали недолгие минуты отдыха, люди могли успокоиться, порадоваться тому, что остались живы, вернули очередную пядь своей земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше. Они спешат на запад отвоевывать отданное с кровью и так же трудно отбиваемое обратно. Впрочем, что там думать, братцы, Надо немца бить спешить. Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить... То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек. По духу картины, по настрою бойцов видно, что это время стремительного наступления Красной Армии. Сложно терять друзей и близких, но в людях было страстное желание скорее освободить родную землю от врагов, бесцеремонно вторгшихся в Россию. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое. Сейчас это полотно имеет познавательное, историческое значение: открытые лица бойцов ъ недолгие минуты отдыха, умение радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю.

Ю. М. Непринцев "Отдых после боя".
Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского "Василий Теркин". Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.
В чем же огромная сила воздействия поэмы? Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже тогда задумался художник.
Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в том, что ее герой вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским людям.
Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и мужество. Таких живых "Теркиных" на дорогах войны можно было встретить повсюду.
В большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния. Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.
Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с ним расстаться.
"Он жил в моем сознании, - писал впоследствии художник, - накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины".
Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины "Отдых после боя".
В 1947 году Непринцев пишет картину "Здравствуй, Ленинград!", посвященную героям-подводникам, возвращающимся в родной город. Героической обороне Севастополя посвящена его следующая картина - "Последняя граната". В 1949 году на выставке появилась еще одно полотно Непринцева - "Лиза Чайкина".
Все эти картины были подчинены одной цели, объединены одной идеей - прославить замечательные черты советского человека. Но требовательный к себе, художник не был удовлетворен созданным. Хотелось найти какое-то новое, жизненно-правдивое решение в характеристике душевных качеств советских людей, обобщить и свои впечатления от богатых событиями военных лет, создать такое произведение, которое ярко раскрывало бы величие героического подвига советского народа в Отечественной войне.
"Мне хотелось, - писал художник, - изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха".
Так зарождается мысль о картине. Воспоминания военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась полукругом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12-13 человек. Фигура Теркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам ог него фигуры формально уравновешивали композицию.
В этом решении было много надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей.
Поэтому в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается пространство, намечается его глубина.
Зритель перестает быть только свидетелем этой сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в круг бойцов, слушающих Теркина.
Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине, Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.
Много и долго работал художник над фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену девушке-санитарке, перевязывающей бойца.
Но самым главным для художника была работа над изображением внутреннего мира героев. "Хотелось, - писал Непринцев, - чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей".
Художник понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев, когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе говоря, начал "вживаться" в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей. Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо индивидуальным и типичным.
"В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины - это русский народ".
Каждый герой в представлении художника имеет свою интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая мельчайшие подробности их жизни и судьбы.
Так, например, Непринцев рассказывает, что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе так: парень недавно пришел в армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему, естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл о своем страхе.
За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой набекрень шапке. "Он, - писал художник, - слушает Теркина несколько снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек". Много мог бы поведать художник об усатом старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком и о веселом солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах...
Самой трудной задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу, без подписи.
Непринцев постоянно помнил строки поэмы Твардовского:
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем парень хоть куда.
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Долгое время Непринцев искал "живого" Теркина. Искал всюду, где бывал. Искал и не находил. Видел его отдельные черты у различных людей, но найти своего героя таким, каким он представлялся художнику, не удавалось.
Теркин должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его образ - это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица, жестом рук.
В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем - ему недоставало житейского опыта, жизненной школы.
От рисунка к рисунку шли поиски, уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты - пока художник нашел то, что его удовлетворило.
Образ Теркина в картине стал значительным, убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет. Ему хотелось передать национальный русский пейзаж.
Картина "Отдых после боя" - результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим героям, большого уважения к ним.
Каждый образ в картине - это целая биография. И перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально неповторимых образов.
Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева воскрешает трудные, полньге героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.

В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин ». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

Позади героев этой картины, виден пушистый лес, одевшийся в снежный наряд. Возможно, это была зима последнего года войны перед Великой Победой. На этом холсте художник показывает военных расположившихся на засыпанной снегом, зимней опушке на фоне зимнего леса. Солдаты придерживаются все вместе, но любой из них занимается своим делом – кушают, курят, слушают, как кто-то из них рассказывает интересные истории своих товарищей.

Глядя на лица героев понимаешь, что разговор идет о чем-то веселом, так как они радостные и смеются. Выглядят они спокойными, расслабленными, потому что нельзя постоянно быть в напряжении. Эти люди хоть пару часов пытались не думать о войне, а по истечении этого времени, опять шли в бой и достигали новых побед. Глядя на этих людей не верится, что они много раз были со смертью один на один. Защищали не только себя, но и свою Родину. Но это было где-то там, а сейчас это совсем другие люди. Они в данный момент веселы, полны сил и положительных эмоций.

Видимо художник нарисовал главных героев улыбающимися и беззаботными, так как хотел изобразить то, что как бы не было тяжело и жестоко в бою, но им присущи обыкновенные человеческие чувства, которые противнику не понять.

Этот холст, служит напоминанием о той жестокой и страшной, забравшей не одну сотню человеческих жизней, войне. Однако глядя на этот холст нет чувства жалости, а вопреки, появляется гордость за таких воинов, как те люди, что нарисованы на холсте. Хотелось бы верить, что все герои, изображенные на картине, остались живы.

Для пышности холста художник применяет светлые, белые краски, при помощи которых возникает чувство успешного завершения боя. Этот холст передает оптимистичность и жизнелюбие. Несмотря на то, что на холсте присутствуют темные цветовые гаммы, однако победу одерживает уверенность, в прозрачное грядущее.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети Тургенева

    Отца Евгения Базарова зовут Василий Иванович. Он когда-то был лекарем. Наверное, после этой профессии он сохранил высокую подвижность и трудолюбие. На момент повествования ему шестьдесят лет. Лечил он деревенский людей на дому до сих пор.

  • Рюхин в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

  • Анализ сказки Жуковского О царе Берендее

    Эта сказка напомнила фильм «Варвара-краса…». Снят он как раз по мотивам произведения Жуковского. У сказки, на самом деле, очень длинное название, из которого практически можно понять сюжет

  • Герои рассказа Хорь и Калиныч Тургенева

    Герои произведения «Хорь и Калиныч» простые люди из крестьянского сословия. Раскрывая образ каждого, автор погружает читателя в своеобразный мир, где мировоззрение отдельной личности отличается уникальностью.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отдых после работы (По Милле) художника Винсента ван Гога на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Винсента ван Гога Отдых после работы (По Милле): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Винсента ван Гога на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Винсента Ван Гога. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Винсента Ван Гога на натуральном холсте.

Ван Гог родился в Голландии в семье служителя церкви. Братья отца занимались торговлей картин, и 16-летний Ван Гог тоже устраивается на работу продавцом в парижскую художественную фирму, но в 23 года решает стать проповедником Библии, как и его отец. В шахтерском поселке на юге Бельгии преподает Закон Божий. Наблюдая полное безразличие церковных властей, через 4 года навсегда порывает с официальной религией.

В 27-лет Винсент Ван Гог окончательно осознает свое призвание художника, желая служить народу с помощью искусства.

Судьба отпустила ему 10 лет для плодотворного творчества.

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он бросает учебу и продолжает художественное образование самоучкой. Ван Гог уезжает в Париж, считая что только там имеет смысл жить и творить.

В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, но его бескомпромиссная позиция часто вовлекает его во всевозможные распри. Знакомство с Поль Гогеном также заканчивается ссорой, после которой Ван Гог отрезал себе мочку левого уха. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Возможно, прогрессирующий нервный недуг был следствием злоупотребления спиртными напитками. Психическое расстройство привело его добровольно в специализированную лечебницу, но внутренний конфликт постоянно сопровождал его до конца жизни. 27 июля 1990 года Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Ван Гог выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добирается до номера гостиницы, но через два дня умирает.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Винсента Ван Гога не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры