Памятник марка аврелия. Школьная энциклопедия

Главная / Измена мужа

Дальше на втором этаже возле " Апартаментов Консерваторов " располагаются три зала Кастеллани (Castellani). Экспонаты хранящиеся в трех залах были подарены музею известным ювелиром и коллекционером А.Кастеллани в 1867 году, работающий тогда в качестве директора Капитолийских музеев. Он принимал активное участие в культурной жизни города и старался пополнять музейные коллекции за счет собственных средств.

В настоящее время в залах Кастеллани насчитывают около 700 экспонатов, найденные в многочисленных некрополях древней Этрурии, Лацио и Великой Греции (VIII/IV вв.до н.э.). В витринах первых двух залах хранится керамика сделанная из серовато-чёрной глины - импасто и керамика буккеро – специфический этрусский вид.


В третьем зале находится Тенза Капитолина (Tensa Capitolina) - парадная колесница покрытая бронзовой отделкой, на которой изображены сцены из жизни Ахилла,

статуя сидящего предка, найденная при раскопках в Черветери, барельеф собаки от гробницы Некрополя Собак (Tomba dei Cani) из Тольфа (VI в.до н.э.),

и много других уникальных экспонатов.

В залах Horti Lamiani хранятся экспонаты, найденные в усадьбе римского консула Луция Элия Ламия. Сады консула эпохи Тиберия, находились на Эсквилинском холме Рима (теперь - площадь ).

Усадьбы Рима отличались великолепными формами и оформлением. В тени деревьев устанавливались беседки, расписные фонтаны, скульптуры и храмы. Раскошенные стены зданий покрывались позолоченной медью и драгоценными камнями.

Украшения римской среды изображены на найденных фресках усадьбы консула Луция Элия Ламия (как например встречаются на некоторых фресках и Оплонтис).

При раскопках усадьбы в 1875 году, археолог Р. Ланчани, нашел подземный туннель длинной 80 метров, пол которого был покрыт мозаикой из качественного минерала - кальцитовый алебастр. Только часть пола сохранилась по сей день.

До нас дошли другие великолепные образцы тех времен - Эсквилинская Венера и редчайший торс Бахуса - бога вина и виноделия.


Торс Бахуса

Большой известностью пользуется портрет императора Коммода в образе Геркулеса . Культ Геркулеса, греческого Геракла, считавшегося покровителем династии Антонинов, получил особенно широкое распространение в Риме при Коммоде, который называл себя «новым Геркулесом». Коммод изображен в накинутой на плечи львиной шкуре, лапы которой завязаны узлом на его груди. Голову покрывает львиная морда. Правой рукой Коммод держит положенную на плечо дубинку, в левой - яблоки Гесперид. Лицо, обрамленное пышной шапкой волос и короткой вьющейся бородой, напоминает портреты императора Марка Аврелия.

«Он имел пропорциональное телосложение, но выражение лица было тупое, как у пьяниц, и речь беспорядочна. Его волосы были всегда выкрашены и припудрены золотым порошком. Он заставлял подпаливать себе волосы и бороду, так как боялся бритвы» (Лампридий, Коммод, 17).

Подставка представляет собой шар - символ Вселенной, - на котором лежат два перекрещивающихся рога изобилия - символ Фортуны. Между ними - щит с рельефной головой Горгоны. По сторонам шара находились две фигуры коленопреклоненных амазонок, из которых сохранилась лишь левая. Геркулес хранится в музее в сопровождении двух тритонов


Голова Кентавра времен императора Тиберия. (I в.н.э.)

В залах Horti Tauriani-Vettiani выставлены находки найденные в усадьбе Тита Статилия Тавра (консул 44 г.н.э.), политического деятеля эпохи ранней Римской империи. Он был обвинен в вымогательстве и сношениями с магами Агриппиной Младшей, супругой императора Клавдия, которая потом присвоила себе усадьбу Статилия Тавра. Позже императорское имущество было разбито и передано вольноотпущенникам императора Клавдия и потом Нерона (Epaphrodito e Pallante), а затем в IV в.н.э. часть усадьбы стало резиденцией римского философа Веттия Агория Претекстата. Претекстат был одним из последних политических деятелей, поддерживавших римскую религию поздней Античности. Как и его жена, он был особенно предан культу Весты. Претекстат был дружен со многими представителями римской языческой аристократии.

При раскопках были найдены: статуя « Тёлка », возможно, часть скульптурной группы, и вероятно, римская мраморная копия с бронзового древнегреческого оригинала, скульптора Мирона из Елевфера. Мирон изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во (palazzo Massimо) в Риме,

три рельефа; один с изображением священного пейзажа и святилища,

два других представляют две квадриги, напротив друг друга, Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны).

Мраморная статуя женщины, вероятно, копия статуи Артемиды скульптора Кефисодота Старшего (IV до н.э.).

Статуя богини Гигиея (Igea I в.н.э.). Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене.

В залах Horti Maecenatis хранятся экспонаты, найденные при раскопках в усадьбе Гайя Цильния Мецената, влиятельного советника и друга императора Октавиана Августа. Меценат был страстным ценителем искусства. При раскопках в его роскошном дворце, было найдено немало художественных ценностей.

Среди экспонатов наиболее известные: Победитель Геркулес (от оригинала IV в.до н.э.) - почитался как воинственный бог, «победитель», «непобедимый»,

голова Амазонки (от оригинала V в.до н.э) - образ женщины воина и девы-воительницы,

статуя Эрота (от оригинала IV в.до н.э.) - божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле,

статуя Марсия (от оригинала II в.н.э.) - в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание и победил, и тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.


И еще...Статуя собаки из зеленого египетского мрамора в александрийском стиле, некоторые кариатиды, статуя музы Мельпомены и статуя сидящей музы, типа музы Каллиопы.

Кариатиды

Статуи Муз

фонтан в виде рога - сосуда, и легенда гласит, что такой рог «потеряла» в кустах коза Амалтея, кормилица самого Зевса. Предприимчивые нимфы добро подобрали, обернули листьями, наполнили плодами и принесли Зевсу. Расчувствовавшийся и даже всплакнувший Зевс вернул рог честным нимфам и обещал, что всё, что бы они теперь не пожелали, сбудется им теперь прямо из этого рога.
Рог изобилия в виде фонтана дарили тем, кому желали славы Зевса, фонтана идей, много детей, долголетия и просто жизненного спокойствия. Последнее (спокойствие) приходит во время созерцания струящейся воды, журчащей о том, что ко всему в этом мире надо относиться с олимпийским спокойствием и оптимизмом. Фонтан времен Августа и подписан автором Понтиос (Pontios).

Рельеф танцующей Менады (вакханка) - в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По его имени у римлян - Вакх, они назывались вакханками,

Мозаика с изображением Ореста и Ифигении . История Ореста была весьма популярна в "античности". Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл, Павсаний, Сервий.

Галерея degli Horti - это коридор, который связывает между собой все предыдущие залы с экспонатами, найденные в разные усадьбы. В коридоре среди многочисленных шедевров времен античности можно увидеть: две большие мраморные вазы (I в.н.э.) , на одной изображен брак между Парисом и Еленой,

На второй вазе изображен ритуал посвящения в культ Диониса.

В конце Галереи degli Horti, перед посетителями музея открывается новый зал Капитолийских музеев, названный греческим термином «экседра», который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный архитектором Carlo Aymomino, в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Зал торжественно открыли в 2005 году. Здесь хранится оригинал конной статуи (копия на ) римского императора Марка Аврелия и другие бронзовые шедевры.

Статуя Марка Аврелия была создана в 160-180-е годах.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».
В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолий по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

В Экседре, которая заняла место так называемого Римского Сада, хранятся также другие экспонаты. Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II в.до н.э.) - найдена на . Скульптура имеет в высоту 241 см. В правой руке Геркулес держит палицу, в левой - три яблока Гесперид.

Фрагменты бронзового колосса императора Константина(IV в.н.э.) - голова, часть руки и ноги. Статуя первоначально была в положении стоя и достигала 12 м. высоты. Высота головы 177 см, руки 150 см.

Скульптура Льва, кусающего лошадь времен эллинской эпохи, была реставрирована и дополнена во времена Возрождения, учеником Микеланджело - Ruggero Bascapè. Лошади добавили - голову,хвост и ноги, и льву - задние ноги.

В конце Эседры можно увидеть фундамент Храма Юпитера, Юноны и Минервы (Капитолийской Триады).

Строительство началось в период правления царя Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.

Капитолийский храм был разделён на 3 предела, средняя посвящалась Юпитеру, где стояла его статуя сидящего на троне из золота и слоновой кости, был одет в тунику, украшенную пальмовыми веточками и пурпурную тогу, вышитую золотом. Предел справа был посвящен Минерве, а слева - Юноне, у каждого божества имелся свой алтарь. Крышу украшала терракотовая (позднее бронзовая) скульптура Юпитера на квадриге.

Капитолийский храм являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима, имел также большое значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистры, там располагался архив. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима


Храм Юпитера в архаическую эпоху

Возле фундамента храма Юпитера можно увидеть экспонаты, найденные в археологической зоне у подножия Капитолия - Сант’Омобоно. Храм Юпитера не был единственным святилищем, сооруженным в Риме. В 1964 г. во время раскопок участка вокруг церквушки Сант’Омобоно в самом центре Рима были обнаружены остатки храма Фортуны и Матер Матуты . Античные авторы говорили о храмах двух этих богинь. Раскопки же показали, что в древнейшую эпоху существовало единое храмовое сооружение, покоившееся на одном подии, но с двумя целлами для каждой из родственных богинь.


Реконструкция фронтона храма

Фронтон храма был украшен фигурами двух сидящих животных (львов или пантер), обращенных мордами друг к другу. Их головы занимали верхнюю часть треугольника, задняя часть туловища и хвосты располагались в правом и левом углах. Такие же обращенные друг к другу фигуры зверей характерны для изображений на этрусских гробницах.

В храме Фортуны и Матер Матуты была обнаружена фигурка льва из слоновой кости с надписью на этрусском языке. Это самый интересный из этрусских текстов найденных в архаическом Риме.

В двух залах dei Fasti Moderni (современные фаст-надписи), выставлены на стенах для хранения фаст-надписи высеченные в камне, содержащие список римских магистров с 1640-1870 гг.

Кроме фаст-надписей в залах хранятся и другие экспонаты. Две статуи спортсменов(от оригиналов IV в.до н.э.), найденные при раскопках в Веллетри.


Мраморный саркофаг, найденный в Виковаро, увенчан скульптурами супружеской пары, украшенный барельефами, изображающие охоту величайшего охотника всех времен Мелеагра. Резная усыпальница свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

Последний зал этого этажа, находящийся рядом с парадной лестницей, посвящен Средневековью . В этом зале в шестнадцатом веке хранили капитолийский архив. Сейчас, выставлены экспонаты средневековья.

Среди них хранится мраморная сидячая статуя Карла Анжуйского - король Сицилии и сенатор Рима в XIII в., возможно, изваянная мастером Арнольфо ди Камбио, который до 1277 года жил в Риме, а впоследствии прославился как выдающийся архитектор и скульптор во Флоренции. Статуя Карла Анжуйского создана явно под влиянием античных скульптурных изображений римских императоров.

Другой важный экспонат средневекового зала - столешница украшенная барельефами, изображающие главные события из жизни Аххила (IV в.), и мозаикой в стиле косматески, работа братьев Jacopo и Lorenzo di Tebaldo (XIII в.).

, Рим

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев . Была создана в 160-180-е годах.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума . Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Цоколь для статуи сделал Микеланджело ; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum ) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Напишите отзыв о статье "Конная статуя Марка Аврелия"

Литература

  • Siebler M. Römische Kunst. - Köln: Taschen GmbH, 2005. - С. 72. - ISBN 978-3-8228-5451-8 .

См. также

Ссылки

  • ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=667
  • www.turim.ru/approfondimento_campidoglio.htm

Отрывок, характеризующий Конная статуя Марка Аврелия

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
«Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 14.07.2016 13:11 Просмотров: 2969

Это единственная сохранившаяся до наших дней римская конная статуя.

Такие статуи воздвигались в честь императоров и военачальников. Хотя император изображён без оружия, выражение лица и поза его явно свидетельствуют о том, что всадник – победитель. Это подтверждают и непропорционально большие размеры всадника по сравнению с размерами коня.

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (121-180) – римский император из династии Антонинов, философ, последователь Эпиктета (древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу).
Марк Аврелий был последним из пяти хороших императоров. Пять хороших императоров – пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. За время их правления, отличавшегося стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Марк Аврелий получил прекрасное образование. В 25 лет он начал заниматься философией под руководством Квинта Юния Рустика. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия, который всегда подчеркивал своё уважение к Сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.
Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. В Афинах он учредил четыре кафедры философии для каждого из господствовавших в его время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же, как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование алиментарных учреждений.
Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось участвовать в военных действиях.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил успешный поход против германцев, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г. Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Статуя Марка Аврелия

Бронзовая древнеримская статуя находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160-180-е годы, а найдена в эпоху Возрождения.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности. В Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». Именно это и спасло памятник, т.к. скульптуры дохристианских правителей считались языческими идолами и подлежали уничтожению.
Первоначально конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Римский форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел дополнительно политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни.
В XII в. статуя была перенесена на площадь Латерана. В XV в. ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника – им был Марк Аврелий. В 1538 г. по распоряжению папы Павла III её поместили на Капитолии. Цоколь для статуи сделал Микеланджело – в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти началась реконструкция Капитолийской площади, длившаяся более 120 лет и превратившаяся в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима.
Статуя проста по замыслу и композиции. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники, но без оружия. Правая рука с жестом оратора, обращающегося к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы. Однако этот жест можно понимать как великодущие по отношению к побеждённым.
Одновременно Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах сандалии. Лицо Марка Аврелия индивидуально, что было характерно для римской скульптуры того времени, хотя и несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода выполнены глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты.
Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара – символ поверженного врага.

Статуя Марка Аврелия (итал. Statua equestre di Marco Aurelio) из позолоченной бронзы была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной скульптурой, уцелевшей с античных времён. Император Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара, символизирующая поверженного врага, а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили все скульптуры дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать.

В XII веке конную статую Марка Аврелия установили перед Ларетанским дворцом, являвшимся резиденцией римских пап вплоть до XIV века. В 1538 году по распоряжению папы Павла III её перенесли на Капитолийскую площадь, реконструкция которой началась в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти. Длившиеся более 120 лет строительные работы превратили площадь с тремя дворцами в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима .

В конце XIX века для статуи построили специальный выставочный зал в Палаццо Консерватори , а на Капитолийской площади установили копию.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры