Первые выступления машины времени на тв. Биография

Главная / Измена мужа

Часто бывает так, что имя исполнителя или музыкального коллектива становится для миллионов людей символом прожитой ими эпохи - так тесно оно вплетается в их личные воспоминания, что становится их неотъемлемой частью. Для многих нынешних россиян, а в особенности для тех, чья молодость выпала на семидесятые и восьмидесятые годы, это, безусловно, группа «Машина времени». Состав, фото и описание творческого пути легендарного коллектива и будут темой нашей статьи.

Как всё начиналось

Все началось в далеком 1968 году, когда учениками московской школы № 19 была создана рок-группа, назвавшаяся The Kids. Нынешние старички хорошо помнят, что в те времена редко можно было найти школу, в которой бы не было своего вокально-инструментального ансамбля. Эта мода была данью всеобщего увлечения песнями тогдашних западных кумиров Beatles, и прочих обитателей музыкального Олимпа.

С английского языка название группы можно было перевести по-разному - «малыши», «ребята» и даже «козлята». Так вот, в первый состав этих «ребят-козлят» входили: Андрей Макаревич, его друг Михаил Яшин и две девочки-вокалистки - Лариса Кашперо и Нина Баранова. Подражая своим кумирам, группа без особого успеха выступала с англоязычным репертуаром на различных школьных вечерах и концертах самодеятельности. Забегая вперёд, следует сказать, что состав группы «Машина времени» на протяжении лет будет многократно меняться.

Английский вариант названия группы

Судьба подарила им шанс, когда в том же году у них в школе выступал профессиональный ВИА «Атланты», и его руководитель А. Сикорский на равных общался с молодыми музыкантами и даже в перерыве помузицировал с ними. Этот вечер помог ребятам поверить в себя. Уже на следующий год ими создаётся новая команда, в которую вошли их сверстники из соседней школы № 20 - такие же фанаты Beatles, как и они сами. Начало пути было положено.

Название группы взяли, как и в первом случае, английское - Time Machines, прообраз будущей «Машины времени», но во множественном числе. Первый состав «Машины времени» был сугубо мужским. В него вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал) - он будет неизменным участником всех последующих коллективов, Игорь Мазаев (бас-гитара), (ритм-гитара), Сергей Кавагоэ (клавишные), Павел Рубин (бас-гитара) и ударник Юрий Борзов. Из них в основном и будет сформирован будущий состав «Машины времени».

Несостоявшиеся архитекторы

В том же 1969 году состоялась первая запись песен Time Machines, выступавшей главным образом с репертуаром, составленным из кавер-версий хитов американских и английских групп, дополненных англоязычными композициями собственного сочинения. Лишь спустя некоторое время начал писать тексты песен на русском языке. Несомненно, что в этот период музыканты находились под влиянием популярного среди западной и советской молодёжи движения хиппи. Это отражалось и на их песнях, и на всём стиле жизни.

Семидесятые годы начинаются для двух участников группы Андрея Макаревича и Юрия Борзова с важного события - они поступают в Московский архитектурный институт, где, постигая секреты зодчества, продолжают занятия музыкой. Там же знакомятся с Алексеем Романовым, которому вскоре предстояло войти в состав «Машины времени», а чуть позже - и с А. Кутиковым, который в 1971 году был приглашён в группу на место ушедшего в армию И. Мазаева.

Официальное появление названия группы

Вначале семидесятых коллектив продолжал оставаться самодеятельным, и его состав неоднократно менялся. В эти годы Time Machines с успехом выступает в бит-клубе, созданном тогда в Москве под патронажем Горкома комсомола. Любопытно, что годом ранее их туда не приняли из-за «низкого исполнительского уровня». Кстати, в начале карьеры группе Beatles по той же причине было отказано в записи песен.

Русскоязычное и знакомое всем название группы впервые официально появилось в 1973 году и навсегда закрепилось за коллективом. Вплоть до 1975 года он переживал тяжкий период, выступая на танцплощадках и случайных концертах. За этот период состав «Машины времени» неоднократно менялся. В этом коллективе успели побывать пятнадцать музыкантов. Проблемы возникли и в жизни лидера группы А. Макаревича. Из-за конфликта с руководством архитектурного института он был отчислен под формальным предлогом.

Признание профессионализма

Популярность группы стремительно возросла, когда после знакомства в 1976 году на Таллиннском фестивале с Борисом Гребенщиковым она получила возможность часто гастролировать в Ленинграде. В городе на Неве она пользовалась неизменным успехом. К этому же периоду относится начало экспериментов со звуком. Состав «Машины времени» в 1977 году пополняется за счёт саксофониста Е. Легусова и трубача С. Велицкого. Это придало песням в их исполнении новую выразительность.

В 1980 году, став, наконец, профессиональным коллективом, группа получает официальный статус при Росконцерте. Её художественным руководителем назначается О. Мелик-Пашаев, а музыкальным - А. Макаревич. В этот год грандиозный успех ожидал «Машину времени» на фестивале в Тбилиси, где она удостоилась главной премии, и благодаря которому появился первый альбом, выпущенный фирмой «Мелодия».

Творчество жить вне идеологических рамок

Те, чья молодость прошла при социализме, помнят, как советская идеология, лживая и лицемерная по своей сути, наполняла собой все сферы жизни, а массовое искусство томилось под её особо жестким контролем. Чтобы зрители увидели новую программу, она должна была получить утверждение в различных инстанциях и художественных советах, где её судьбу решали люди, ничего не смыслившие в искусстве и принимавшие во внимание лишь соответствие требованиям текущей линии партии.

Успех «Машины времени» на Тбилисском фестивале объясняется не только художественными достоинствами исполнения композиций. Это был, по сути, первый случай, когда на официальной советской эстраде появились музыканты, резко выделявшиеся из общей безликой, но идеологически выдержанной массы. Недаром обескураженные их феноменальным успехом организаторы концерта приняли меры к тому, чтобы музыканты-победители покинули фестиваль ещё до его завершения.

Триумф в городе на Неве

В восьмидесятые годы популярность группы в Москве и Ленинграде приняла невиданные до тех пор масштабы. По воспоминаниям очевидцев, ажиотаж на их гастрольных концертах был сопоставим лишь с безумием времён «битломании». Дворец спорта, где проходили выступления, был атакован тысячами подростков, а доставлявших музыкантов, вынуждены были прибегать к объездным манёврам, чтобы спасти от восторженной толпы состав «Машины времени». 1980 год стал началом их небывалого взлёта.

Итог двадцатилетнего пути

В начале девяностых годов наступает время подводить первые итоги. Идеологической цензуры больше не существует, и Андрей Макаревич выпускает свою книгу «Всё очень просто», в которой рассказывает обо всём, что пришлось пережить группе за прошедшие двадцать лет. «Машина времени» по-прежнему в числе самых популярных музыкальных коллективов страны. Она принимает участие во многих фестивалях и часто путешествует с гастрольными программами. За счёт того, что перестройка открыла возможность беспрепятственно выезжать за рубеж, география их поездок значительно расширилась, включив в себя многие страны мира.

Состав «Машины времени», к этому моменту в основном уже сложившийся и проверенный временем, периодически пополняется приглашёнными музыкантами, среди которых Павел Рубин, Алик Мазаев и ряд других имён, хорошо известных любителям рока. Без участия Андрея Макаревича и его команды в девяностые годы не обходится ни одна новогодняя программа и ни один сколько-нибудь заметный фестиваль.

Жизнь группы в нелёгкие девяностые

Свой двадцатипятилетний юбилей группа отметила в 1994 году грандиозным концертом на Красной площади, в котором вместе с ними на сцену поднялись многие популярнейшие музыкальные коллективы страны. Их официальное положение во многом упрочилось за счёт той поддержки, которую они оказали Борису Ельцину, участвуя в 1996 году в акции «Голосуй или проиграешь», ставшей частью его предвыборной кампании.

В начале двухтысячных годов состав группы «Машина времени» пополнился клавишником Андреем Державиным. В их истории начинается очередной этап, включивший в себя большую работу, связанную с поисками новых форм звучания и использования различных аудио-эффектов. Одновременно коллектив не прекращает концертной деятельности и выпуска дисков, как на российских студиях, так и за рубежом. В частности, их альбомы выпускаются знаменитой английской компанией Sintez Records, прославившейся производством записей группы Beatles.

События последнего десятилетия

Второе десятилетие XXI века Макаревич начинает с выпуска трёх своих новых книг, быстро ставших популярными среди меломанов всех возрастов. В 2012 году в прокате появился посвящённый им фильм, снятый М. Капитановским. Он назывался «The Таймашин: Рождение эпохи» - это буквальное повторение того, как была обозначена в 1983 году в чёрном списке идеологически ненадёжных музыкальных коллективов «Машина времени».

Состав группы за всю историю её существования многократно менялся. Не был исключением и 2012 год. В конце июня её покинул Е. Маргулис, отдавший предпочтение развитию собственного проекта. Вскоре его место занял Игорь Хомич, сотрудничавший прежде с группой «Калинов мост». В 2014 году с большим успехом прошёл юбилейный благотворительный концерт на площадке перед спортивным комплексом «Лужники», в котором выступила и группа «Машина времени». Состав 2014 года не претерпел изменений, и на своём 45-летии команда исполнила наиболее популярные хиты.

Тревоги наших дней

В начале февраля 2015 года почитатели группы были встревожены появившейся в прессе информацией о якобы произошедшем внутри коллектива расколе, связанном с различной позицией его членов относительно событий на Украине. Эта информация казалась вполне вероятной, так как за последнее время политические вопросы стали волнующей темой обсуждения для многих людей. К счастью, вскоре этому последовало опровержение.

Напоследок назовем состав группы «Машина времени» 2015 года, оставшийся неизменным и до сего дня: Андрей Макаревич (гитара, вокал), (вокал, бас-гитара), Валерий Ефимов (ударные) и Андрей Державин (клавишные, бэк-вокал).

Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал « » и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет «THE KIDS», с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски «АТЛАНТАМИ» А. Сикорского и К. Никольского побудило ею сделать «настоящую» группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 г. последнего из «ветеранов» - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» Р. Зобнина. Незадолго до этого «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алексей «Уайт» Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в « », Саульский позже играл с «АРСЕНАЛОМ» Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Mapгулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. «МАШИНА ВРЕМЕНИ» с триумфом выступила на Таллиннских «Днях популярной музыки», после чего по приглашению «МИФОВ» и «АКВАРИУМА» дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет «машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-«МИФЫ»). «МАШИНА ВРЕМЕНИ» каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает.
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия «Афоня», в котором прозвучал тогдашний ее хит «Ты или я» («Солнечный остров»). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-« »). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ «День рождения». На следующий год группа подготовила монументальную программу «Маленький принц» с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение.«МАШИНА ВРЕМЕНИ» снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали «ВОСКРЕСЕНИЕ», Воронов реорганизовал « », а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде». Так и не вышел первый альбом на «Мелодии», программа «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» побудило Макаревича искать себя в других жанрах.Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), написал музыку к кинофильмам «Скорость» и «Прорыв».
Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны «МАШИНА ВРЕМЕНИ» получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы «Реки и мосты» и «В круге света», послужившие основой для одноименных пластинок.Вышла также ретроспективная пластинка «10 лет спустя», на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивапей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их «пиратская" пластинка.
Судьбе «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы «Рок-культ», «Рок и фортуна», «Шесть писем о бите». Долгое время «МАШИНА ВРЕМЕНИ» не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами.В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество «пиратско-концертных» альбомов.
Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» опять много песен «классического» репертуара прошлых лет.
Через год группа учавствует в Международном фестивале «Музыканты мира - детям Чернобыля» в Минске, «Акция солидарности с программой "Взгляд"». Группа много гастролирует, саписывает диски, Александр Кутиков издает старые записи группы, Андрей Макаревич пишет книгу, в Италии проходит выставка графических работ. Записываются и издаются сольные проекты участников группы.
1999 год - юбилейный! Идет подготовка к турне. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ГУМ-е прошла пресс-конференция и автограф сессия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ», посвященная выходу альбома «Часы и Знаки». 19 декабря в СКК «Олимпийский» в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ». После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин. Через пол-года выходит двойной CD и видеокассета с записью юбилнйного концерта.
Наступает новый век и тысячелетие. В 2001 году выходит альбом «Место где свет». Группа активно гастролирует, активно празднует очередную дату. 30 мая 2004 на Красной площади «МАШИНА ВРЕМЕНИ» празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции «Будущее без СПИДа». Группа присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы « », Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны. В 2005-м выходит новая пластинка «Машинально». В 2006 году музыканты отправляются записывать новый диск в легендарную студию «ABBEY ROAD» в Лондоне. Презентация пластинки «Time Machine» прошла в марте 2007 года в «Олимпийском».

Евгений Маргулис уходит из группы 25 июня 2012 года, через месяц после 43-летия «МАШИНА ВРЕМЕНИ», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте группы. Причины ухода гитариста не называются. Вместе с тем некоторые СМИ предположили, что Маргулис покидает группу ради записи сольного альбома.
Маргулис не в первый раз прощается с «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ». В 1979 он ушел в другую популярную группу – « », однако через 11 лет все же вернулся в коллектив Андрея Макаревича. Кроме того, гитарист выступал в таких группах, как « », «АЭРОБУС» и «
В качестве сессионного музыканта в студии и специального гостя на концертах, в группу привлекают гитариста Игоря ХОМИЧ.

20 декабря 2017 года клавишник Андрей Державин уходит из группы спустя 17 лет сотрудничества.
В ноябре 2017 года команда отправилась в тур уже без Державина, и его место за клавишами занял бывший музыкант группы «НЮАНС» Александр Лёвочкин. Многие связывали это с политическими причинами: из-за мнения Державина насчёт Крыма его не пускали в Украину.
Андрей Макаревич опроверг слухи: «Это абсолютно временное совпадение. Это могло произойти и произошло бы в любой другой момент так или иначе.
Мы всё время работаем, сейчас был украинский тур, а до этого был тур по Германии, который закончился концертом в Лондоне. Так получилось, что время расставаться выпало на паузу между этими гастролями.»
Андрей Державин появился в группе в 2000 году, покинув собственную группу «СТАЛКЕР». В составе «МАШИНЫ» он играл на клавишах, также был вокалистом и соавтором многих песен. Неожиданную смену амплуа и дальнейшие планы музыканта раскрыл его уже бывший коллега Андрей Макаревич:
«Нам-то тогда эта странность понравилась. Мне казалось, что это выглядит крайне неожиданно, от него ведь никто не ждал такой музыки, которую играем мы, а он – пожалуйста вам. Но всё вот прошло. Он возрождает «СТАЛКЕР». Я его не осуждаю, его детище.»
Новый календарный год «МАШИНА ВРЕМЕНИ» начнёт концертом в Таллине, а в феврале 2018 выступает на Церемонии вручения премии Чартова Дюжина.

Использовались материалы:
А.Алексеев, А.Бурлака, А.Сидоров "Кто есть кто в советском роке", издательство МП "Останкино", 1991.


Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о знаменитой группе.

1. Группа начала формироваться в стенах московской школы №19 в 1968 году. Под названием The Kids на вечерах школьной самодеятельности с народными английскими песнями выступали два гитариста - Андрей Макаревич, Михаил Яшин и две вокалистки - Лариса Кашперко, Нина Баранова. Некоторые записи сохранились до сих пор и вошли в сборник «Машины времени» «Неизданное».

2. Однажды в школу №19 приехал ВИА «Атланты», а в перерыве руководитель ансамбля разрешил участникам The Kids сыграть несколько своих композиций на «профессиональной» аппаратуре и даже подыграл на своей бас-гитаре. Школьники были под огромным впечатлением от выступления и обновили состав группы. Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубен (бас-гитара) и Сергей Кавагоэ (клавишные) выступали под новым именем - Time Machines.


3. Ранее Макаревич видел бас-гитару только на фотоснимках с Маккартни и совершенно не понимал, зачем она нужна. При выступлении «Атлантов» Макаревич услышал инструмент «живьём»и загорелся идеей его освоить, но в те годы бас-гитара была редкостью, найти ее было практически невозможно. Юноша купил обычную акустическую и переставил на неё струны с виолончели. Потом он выяснил, что в когда-то Маккартни в тайне вытаскивал струны для бас-гитары из школьного пианино.

4. Time Machines после нескольких концертов выпустили свой первый магнитоальбом, в который входили 11 песен на английском языке. Запись альбома происходила в обычной квартире: в одной из комнат по центру был расположен магнитофон с подключенным к нему микрофоном. Участники группы по очереди подходили к магнитофону и исполняли свои партии.


5. Состав группы в начале 70-х годов постоянно обновлялся. Неизменными участниками были лишь Макаревич, Кутиков и Кавагоэ. Когда-то одним из участников «Машины времени» был Алексей Романов - будущий основатель группы «Воскресение». За всю историю существования группы это был единственный «освобожденный вокалист».


6. Первое официальное упоминание о группе «Машина времени» появилось в 1973 году на виниловом диске с записью вокального трио «Зодиак» в сопровождении группы. В 1973 году название было изменено на единственное число – «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.


7. В 1974 году «машинистов» пригласили на съемки фильма Георгия Данелия «Афоня». Режиссёр хотел показать обычных «уличных» музыкантов того времени. В окончательной версии фильма почти все кадры с группой вырезали. «Машина времени» мелькает в кадре всего несколько секунд, исполняя песню «Ты или я». В качестве выступающего коллектива на сцене была отснята группа «Аракс». За съемки «машинисты» получили первый официальный гонорар, который составлял 600 рублей. Его сразу потратили на покупку магнитофона.

8. Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи» в Эстонии и получив первый приз, «Машина времени» становится популярной.

9. Полулегальная запись хорошего качества большинства песен группы появилась летом 1978 года. Запись пластинки осуществлялась ночами в речевой студии ГИТИСа. Эта запись стала началом того, что творчество группы распространилось по всей стране. Альбом с этими песнями официально появился только в 1992 году и назывался «Это было давно…».


10. Первый официальный альбом «Машины времени» «В добрый час» выпустила фирма «Мелодия» в 1986 году.


11. В середине восьмидесятых коллектив отправился в совместный тур по России с группой «Наутилус Помпилиус». На одном из концертов, когда «Наутилус Помпилиус» исполняли «Скованные одной цепью», участники «Машины времени» прошлись по сцене с настоящей металлической ржавой цепью на плечах, изображая из себя бурлаков. Музыканты «Нау» от изумления перестали играть, и только Бутусов продолжал исполнять песню в полнейшей тишине (у него была привычка петь с закрытыми глазами). Спустя какое-то время инцидент подзабылся, и участники «Наутилуса» аналогично подшутили над «Машиной времени». Во время исполнения песни «Караван» на сцене неожиданно появились бедуины. Они просеменили от одной кулисы к другой, приплясывали и прихлопывали на арабский манер. Музыканты «Машины времени» находились в изумлении, а зрители сочли, что так было задумано.

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

Ансамбль, которому было суждено войти в историю как "Машина Времени", до этого вообще никак не назывался, а в состав входили 2 гитары (Андрей Макаревич и Михаил Яшин), и две девочки (Лариса Кашперко и Нина Баранова), которые пели англо-американские народные песни.

По настоящему все началось в 1968 году, когда Андрей Макаревич впервые услышал "Beatles". Затем в их класс пришли двое новеньких ребят: Юра Борзов и Игорь Мазаев, которые и влились в состав новоявленной группы "The Kids". Первый состав группы "The Kids" был приблизительно таков: Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним был друг детства Борзова, Сергей Кавагое, по настоянию которого и были уволены девочки-певуньи. Через некоторое время записывается первый альбом группы "Машина Времени"(изначально планировавшейся как "МашинЫ Времени", т.е. во множественном числе). Альбом состоял из одиннадцати песен на английском языке. Техника записи не отличалась сложностью -- в центре комнаты стоял магнитофон с микрофоном, а перед ним члены группы. Увы, ныне эта легендарная запись утеряна.

1971 год. В группе появляется Александр Кутиков, который внес в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла. Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками "Продавец счастья", "Солдат", и т.д. В это же время состоялся первый концерт "Машины Времени" на сцене ДК "Энергетик" -- колыбели московского рока.

1972 год. Начинаются первые беды. Игоря Мазаева забирают в армию, а вскоре уходит Юра Борзов, бывший в группе барабанщиком. Неунывающий Кутиков приводит в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его забирают в армию. И тогда за барабаны садится Сергей Кавагое. Позже к составу присоединяется Игорь Саульский, который такое огромное количество раз покидал группу и возвращался

вновь, что точно определить, когда он был в составе, а когда нет, просто невозможно.

1973 год. Между Кавагое и Кутиковым то и дело возникают мелкие трения. В конце концов это приводит к тому, что весной Кутиков уходит в группу "Високосное лето".

1974 год. Сергей Кавагое приводит в группу Игоря Дегтярюка, который пробыл в составе где то полгода, а затем ушел, кажется, в "Арсенал". Вернулся Кутиков из "Високосного лета", и некоторое время группа играла в составе: Макаревич -- Кутиков -- Кавагое -- Алексей Романов. Продлилось это до лета 1975 года.

1975 год. Романов покидает группу, а летом неожиданно уходит и Кутиков, причем не куда-нибудь, а в Тульскую государственную филармонию. В это же время в группе появляется Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Коля Ларин.

Лучшие дня

1976 год. "Машину Времени" приглашают в Талин на фестиваль "Таллиннские песни молодежи-76", где они с блеском выступают, и где впервые встречаются с Борисом Гребенщиковым и группой "Аквариум", бывшей в то время милым акустическим квартетом. Гребенщиков приглашает их в Питер. Их концерты имеют бешенную популярность. Скрипача Коли Ларина в составе уже не нет, и его место занимает некто Сережа Осташев, тоже долго не задержавшийся. В это же время к группе присоединяется Юра Ильиченко, солист "Мифов".

1977 год. Ильиченко, стосковавшийся по родному городу, уезжает в Питер, и "Машина Времени" ненадолго остается втроем. И тут Андрею приходит в голову ввести в состав группы духовиков.Так в группе появляется духовая секция: Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

1978 год. В составе происходит замена. Вместо Велицкого в команду приходит Сергей Кузьминок. В этом же году происходит первая студийная запись "Машины Времени". Кутиков, игравший к тому времени в "Високосном лете", устроился на работу в учебную речевую студию ГИТИСа, дабы использовать студию по назначению. Андрей Макаревич обращается к нему, Кутиков обещает все устроить, и через несколько дней начинается запись, известная нам как "Это было так давно...". Длилась она целую неделю, и в нее вошли почти все (на тот момент) песни "Машины Времени", за исключением первых ранних. Запись получилась отличная, и уже через месяц звучала повсюду. Жаль, что оригинал ее утерян, а то, что мы сегодня слушаем, копия, случайно оказавшаяся у одного из знакомых Андрея. Осенью "Машина Времени" рассталась с дудками, и в группу вошел синтезатор в лице Саши Воронова, правда, ненадолго.

1979 год. В группе происходит развал. Сергей Кавагое и Евгений Маргулис уходят в "Воскресение". В это же время в группу возвращается Кутиков, который приводит с собой Ефремова, а чуть позже в состав вливается Петя Подгородецкий. "Машина Времени" начинает репетировать в новом составе, и репертуар группы пополняется такими вещами, как "Свеча", "Кого ты хотел удивить", "Хрустальный город", "Поворот". В этом же году "Машина Времени" становится группой Московского гастрольного театра комедии при Росконцерте.

1980 год. "Машина Времени" уже очень популярна, и ее имя на афишах театра -- гарантия того, что билеты будут распроданы. Афиша театра выглядела так: очень крупно наверху -- "Ансамбль "Машина Времени", и дальше мелко, на грани разборчивости -- "В спектакле Московского театра комедии" Виндзорские насмешницы" по пьесе В. Шекспира". Проблема лишь в том, что зрители, идущие на надпись "Машина Времени", действительно могли видеть любимую группу, которая пела совершенно неизвестные песни на грани разборчивости звука. Это было не совсем то, что зрители ожидали увидеть, но это мало заботило руководство театра, получавшего огромные прибыли. Долго так продолжатся не могло. И тут Росконцерт решил, что гораздо выгоднее будет задействовать "Машину" на полную катушку. После удачно прошедшего прослушивания "Машина Времени" становится самостоятельной профессиональной рок-группой. В это же время случился знаменитый фестиваль в Тбилиси -- "Весенние ритмы-80". "Машина Времени" делит первое место с группой "Магнетик бенд"

1981 год. В газете "Московский комсомолец" появляется хит-парад, и песня "Поворот" в нем объявлена песней года. Она продержалась на первом месте общей сложностью 18 месяцев. Все это время группа не имела права исполнять ее на концертах, т.к. она не была залитована, а не залитована она была потому, что Росконцерт не посылал ее в ЛИТ, так как имел сомнения насчет того, какой поворот имеется в виду. То, что "Поворот" по пять раз в день звучал по "Radio Mosсow", никого не волновало.

1982 год. Газета "Комсомольская правда" грянула по группе статьей "Рагу из синей птицы". В ответ редакция была завалена мешками писем под общим девизом "Руки прочь от "Машины". Газете, не ожидавшей такого отпора, пришлось свести все к общей беззубой полемике -- дело, дескать, молодое, и мнения могут быть разными. "Рагу из синей птицы" совпало с очередным расколом в группе. Уходит Петя Подгородецкий. Через некоторое время сам себя предлагает Сергей Рыженко, а чуть позже в состав вливается Александр Зайцев.

1983 год. Сергей Рыженко, которому приходилось исполнять вспомогательные роли, уходит, и "Машина Времени" остается вчетвером.

Вообще, это время характеризуется самим Андреем Макарвеичем временем относительного затишья. Хотя, сказать, что группа совсем ничего не делала было бы неправдой. Пожалуй, приблизительно с этого периода она и стала оформляться. как профессиональная, устойчивая команда.

1985 год. Записан магнитоальбом "Рыбка в банке" (миниальбом), группа работает над записью музыки к кинофильму "Скорость" (реж. Д.Светозаров).

В этом же году "МВ" принимает участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Записан второй магнитоальбом акустических песен Андрея Макаревича

Группа участвует в съемках кинофильма "Начни сначала" (реж. А.Стефанович) Один момент уточнения: действительно, группа, а не один Андрей Макаревич снимался в этом фильме. Хотя. конечно же, АМ исполнил главную роль.

Кинофильм "Начни сначала" выходит на широкий экран. Готовится новая концертная программа "Реки и мосты", почти одновременно проходит запись двойного альбома "Реки и мосты" на фирме Мелодия. В этом же году начинаются положительные сдвиги по отношению к "МВ" на телевидении. Группа участвует в телепередачах "Веселые ребята" , "Песня-86" и "Что, где, когда?" (исполняются: "Посвящение корове" , "Песня, которой нет" и "Музыка под снегом") Также группа принимает участие в фестивале популярной музыки Рок-панорама-86 (Москва), после которого. весьма оперативно по тем временам, выходит диск-гигант "Рок-панорама-86" с песнями "Музыка под снегом" , "В добрый час" ("Мелодия"). Еще на одном диске гиганте "С Новым Годом!", появляется песня "Рыбка в банке" ("Мелодия"). Участие в съемках фильма "Я возвращаю Ваш портрет". И, наконец, выходит в свет диск-миньон с двумя песнями "Рыбка в банке" и "Два белых снега" (Ю.Саульский, И. Завальнюк)., последняя песня была взята в репертуар исключительно из взаимной симпатии музыкантов "МВ" и Юрия Саульского (как известно, помогавшего группе в "тяжелые" годы).

1987 год. Группа принимает участие в Новогоднем "Голубом огоньке -87" и телепрограмме "Утренняя почта" с песней "Там, где будет новый день". "МВ" еще раз приглашена на телепрограмму "Музыкальный ринг" (Ленинградское ТВ, ведущая Т.Максимова), в которой блестяще сыграла. Передача затем транслировалась и по Центральному телевидению..Проходят концерты в УСЗ "Дружба" вместе с группой "Секрет" , показ по Центральному телевидению. Внимание! В этом году на фирме "Мелодия"выходит первый диск-гигант группы "Машина Времени" " В добрый час" Большой минус этого диска в том, что формировался он, как это ни странно, без непосредственного участия музыкантов, и по этой причине считается недостаточным для такого громкого названия, как Первый Диск. И тем не менее, с дискографической точки зрения, так оно и есть. Вслед за этим, выходит уже полностью обработанный и записанный музыкантами двойной альбом "Реки и мосты" ("Мелодия"), который явлеят собой целостное упорядоченное музыкальное произведение. Попутно записываются, как ретроспектива фильма "Душа" песни "Путь" , "Костер" на диск-миньон "Костер" вместе с С.Ротару, ("Мелодия")

1988 год. "МВ" снова радует телезрителей своим участием в Новогоднем "Голубом огоньке -88" (песня "Флюгер") Ведется работа над записью музыки к кинофильмам: "Без мундира" и "Барды". Выходит в свет ретро-диск "Десять лет спустя" ("Мелодия"). Группа готовит новую концертную программу "В круге света", премьера которой и состоялась летом в ГЦКЗ "Россия". Одновременно записывается диск-гигант этой программы. На "Мелодии" выходит компакт-кассета "Реки и мосты". Там же, на "Мелодии", выходит диск-гигант "Музыкальный телетайп-3", в который вошла и песня "МВ" "Она идет по жизни смеясь", компакт-кассета "Рок-группа "Машина времени" (вместе с группой Секрет)" песни: Поворот, Наш дом, Ты или я и другие

Начинаются зарубежные гастроли: в этом году Болгария, Канада, США, Испания и Греция

На радиостанции "Юность" (программа "Мир увлечений" , ведущая Т.Бодрова) выходят две радиопередачи о творчестве "Машины".

1989 год. Выходит диск-гигант "В круге света" ("Мелодия") Зарубежные гастроли в Африке, Англии.

Также этот год ознаменован юбилейным шестичасовым концертом, посвященным 20-летию группы (Малая спортивная арена стадиона Лужники, Москва). А на "Мелодии" продолжаются одиночные записи песен, такие как: "Герои вчерашних дней" и " Дай помечтать" (музыка А.Кутиков, слова М.Пушкиной, исполнение А.Кутиков) - диск-гигант "Радиостанция Юность. Хит-парад Александра Градского", диск-гигант Радиостанция Юность. Хит-парад Александра Градского. В этом году записывается и выходит в свет первый сольный альбом Андрея Макаревича, диск-гигант "Песни под гитару"

1990 год. Становится доброй традицией принимать участие в новогоднем Голубом огоньке. Теперь это огонек -90 (песня "Новогодняя"). Год ознаменован возвращением в группу Евгения Маргулиса и Петра Подгородецкого. Полным ходом идет работа на "Синтез Рекордз" над диском-гигантом "Медленная хорошая музыка" . На фирме "Мелодия" выходит компакт-кассета "Андрей Макаревич. Песни под гитару" , а на "Сенитезе" "В круге света".

Помимо музыкальных событий - проходит Выставка "Графика Андрея Макаревича" и выходит кинофильм "Рок и фортуна. 20 лет "Машины времени" (реж. Н.Орлов)

1991 год. "МВ" принимает участие в Международном фестивале "Музыканты мира детям Чернобыля" (Минск), а также в Благотворительной акции солидарности с программой "Взгляд" (УСЗ Дружба, инициатива Андрей Макаревич). Политический момент: выступление Андрея Макаревича на баррикадах 19-22 августа перед защитниками Белого дома в дни государственного переворота. Музыкальные моменты: выход двойного альбома и компакт-кассеты "Машине времени 20 лет!" ("Мелодия"), выход диска-гиганта и компакт-диска "Медленная хорошая музыка", запись и выход диска-гиганта Андрея Макаревича "У ломбарда" ("Синтез Рекордз"). Презентация в ГЦКЗ Россия.

Проходит выставка графических работ Андрея Макаревича в Италии

1992 год Участие Андрея Макаревича в съемках фильма "Сумасшедшая любовь" в роли доктора Баркова (реж. А.Квирикашвили).Выходим в свет книга Андрея Макаревича "Все очень просто" (Рассказики из жизни группы Машина времени) На студии "Синтез Рекордз" проходит запись диска-гиганта "Внештатный командир Земли"

1993 год Как обычно - участие в Новогоднем Голубом огоньке -93 ("Рождественская песня")На "Синтез Рекордз" выходят: двойной альбом "Машина времени. Это было так давно" . (Запись 1978 года), диск-гигант "Внештатный командир Земли", ретро-диски "Машина времени. Лучшие песни. 1979-1985" (2 пластинки), выходят компакт-диски (CD) "Внештатный командир Земли" и "The Best". На фирме "Русский диск " выходит компакт-кассета "Медленная хорошая музыка", и в этом году исполняется 40 лет Андрею Макаревичу! По этому поводу в ГЦКЗ "Россия" был устроен замечательный бенефис - концерт с участием большого количества хороших музыкантов и друзей А.М.

1994 год. Год начался с участия в Новогоднем Голубом огоньке -94 (песня "Этот вечный блюз") В Московском Дворце молодежи проходит презентация диска "Внештатный командир Земли" Сольные концерты Андрея Макаревича в Москве (к/т "Октябрь" , Большой зал Олимпийской деревни). Кроме того выходит сольный диск А.М. "Я рисую тебя". Бывший барабанщик группы и звукорежиссер Максимом Капитановским написал книгу "Все очень непросто" В этом году "Машине времени" исполняется 25 лет! Что было ознаменовано грандиозным праздничным концертом на Красной Площади в Москве.

1995 год Выходит диск "Кого ты хотел удивить" - сборник уже давно и хорошо известных песен.

1996 год. Выход альбома "Картонные крылья любви".В декабре проходят совместные концерты Андрея Макаревича и Бориса Гребенщикова в ГЦКЗ "Россия", + выъодит диск "Двадцать лет спустя"

1997 год. Выход диска "Отрываясь", в ДК Горбунова состоялась презентация альбома.

1998 год В мае в ККЗ "Октябрь" состоялась презентация сольного диска Андрея Макаревича "Женский Альбом". В декабре в "Ритм-Блюз-Кафе" состоялась пресс-конференция, на которой было официально объявлено о начале мирового турне, посвященного 30-ти летию группы. На этой же пресс-конференции было объявлено о скором появлении на свет "Часов и знаков"

1999 год 29 января, первый концерт юбилейного тура - концерт в Тель-Авиве, Израиль.27 июня. Официальный день рождения "Машины времени", 30 лет. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ЦУМ-е прошла пресс-конференция "МВ", посвященная выходу альбома "Часы и Знаки". 8 декабря в СКК "Олимпийский" в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия "МВ". После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин

2000 год. В январе, в Олимпийской деревне в Москве состоялся первый концерт группы с новым клавишником - Андреем Державиным, бывшим поп-музыкантом, ранее помогавшим Кутикову в записи его "Танцах на крыше" (1989) и Маргулису в "7+1" (1997).

С февраля начался совместный тур с группой "Воскресение" под названием "50 на двоих". В Москве он состоялся в марте. Продолжился же, как "50 на двоих по заявкам слушателей" в ряде городов России и зарубежья. 17 июня "Машина времени" играет на рок-фестивале "Крылья" в Тушино.

2 сентября в Нью Йорке Андрей Макаревич принял участие в 7-ми часовом рок-марафоне. Кроме него, принимали участие: Воскресение, Чайф, Г. Сукачев и др. С августа Макаревич работает с Артуром Пилявиным, руководителем группы "Квартал", над проектом "Время напрокат".

В середине октября выходит макси-сингл Андрея Макаревича и Артура Пилявина с тремя старыми песнями "Машины времени".

9 декабря в московском ЦКД прошел финальный концерт тура МВ и Воскресения "50 лет на двоих". Телевизионная, немного усеченная, версия была показана на канале ТВЦ. В новогоднем эфире канала ТВ-6 состоялась премьера фильма "Витрина", в котором прозвучали песни Андрея Макаревича в сопровождении "Квартала".

2001 год. 27 февраля состоялась презентация нового Web проекта "Машины времени" "Странная Механика". Было заявлено, что этот новый официальный сайт будет единственным местом, где можно получить достоверную и свежую информацию о группе и ее музыкантах.

18 мая поступил в продажу концертный двойной альбом, песни которого были записаны во время тура совместно с группой "Воскресение".

1 августа вышел сингл "Звезды не ездят в метро" с четырьмя песнями из альбома "Место, где свет".

Издательство "Захаров" выпустило книгу Андрея Макаревича "Сам Овца", состоящую из трех частей: "Сам овца", ранее изданная история группы "Все очень просто" и последний раздел "Дом".

31 октября вышел альбом "Место, где свет", который был принят публикой очень тепло. Масса откровений, отличное звучание сделали свое дело. По данным опроса слушателей, новый клавишник А. Державин на этом диске вписался в звучание группы.

2002 год. 9 мая А. Макаревич выступил на Красной площади в концерте ко дню Победы, исполнив под гитару "Костер" и "Жизни больше, чем смерти".

В октябре Sintez Records выпускает два сборных альбома "The Best" А. Кутикова и Е. Маргулиса, состоящие из песен, исполнявшихся ими в составе группы. Весь 2002 год группа активно выступает с концертами в московских клубах, в КЗ Олимпийской деревни, не забывая и о выездных гастролях.

29 октября А. Макаревич концертом в московском Театре оперетты представил публике свой новый сольник "И Т.Д.", записанный с музыкантами только что созданного "Оркестра Креольского Танго".

С декабря "МВ" выступает с программой "Просто Машина", состоящей, как заявлено, лучших песен за 33 года существования группы.

19 марта в Кремлевском дворце прошел первый концерт "Russian Rock in Classic", где в исполнении симфонического оркестра прозвучала тема "МВ" "Ты или я".

2003 год.В мае на телеканале "Культура" был показан фильм-посвящение к 80-летию композитора Исаака Шварца, для которого Макаревич записал песню "Кавалергарда век не долог" на стихи Б. Окуджавы.

15 октября Андрей Макаревич представил на сцене МХАТа программу "Тонкий шрам на любимой попе" с песнями Марка Фрейдкина и участием Макса Леонидова, Евгения Маргулиса, Алены Свиридовой, Татьяны Лазаревой и Оркестра Креольского Танго. В этот же день появился в продаже и одноименный альбом.

5 декабря "Sintez records" к юбилею АМ выпускает подарочный диск "Избранное Андрея Макаревича", на 6 CD с бонусами: неизданными песнями "Я с детства склонен к перемене мест" и "Было то в притонах Сан-Франциско" (ранее записанные для кино и альбома "Пионерские блатные песни"), а также несколько песенных посвящений друзьям.

11 декабря 2003 г. - 50-летие Андрея Макаревича. В ГКЗ "Россия" был устроен праздник-концерт самого юбиляра и его друзей.

2004 год. Юбилейный год.

30 мая на Красной площади "Машина времени" празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции "Будущее без СПИДа". "Машина времени" присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы "Queen", Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны.

5 июля на первом канале состоялась премьера детектива "Танцор", снятого год назад Дмитрием Светозаровым. В создании саундтрека к "Танцору" приняли участие Андрей Макаревич и Андрей Державин. А.Макаревич выступил не только композитором и поэтом, но и генеральным продюсером и инициатором съемок фильма.

Осенью этого года происходят еще два знаменательных события. Выпуск Антологии "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет, DVD сборник из 22 клипов и масса приятных сувениров для поклонников творчества музыкантов (тираж 1200 экз.).

А 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально" (впервые в истории группы был объявлен конкурс на лучшее название альбома среди поклонников).

Кавалергарды, век не долог
Валерий 29.10.2006 09:16:36

Интересно и позновательно. Но присутствует ошибка, которая "колет" глаз. У Булата Окуджавы сихотворение называется "Кавалергарды, век не долог" а не "Кавалегарда век не долог" как в данном тексте. Что существенгно меняет смысл. В остальном, понравилось. Узнал что-то неизвестное для себя о группе "Машина времени". Ивините за дотошность, но вот только чито ещё увиднел. На это странице в строчке "Вернуться на страницу машина Времени...." опечатка во втором слове.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры