«Певец мира» Екатерина Щербаченко: жизнь после триумфа. «Певец мира» Екатерина Щербаченко: жизнь после триумфа Екатерина щербаченко личная жизнь

Главная / Измена мужа

Екатерина Щербаченко родилась в городе Чернобыле 31 января 1977 года. Вскоре семья переехала в Москву, а затем и в Рязань, где прочно обосновалась. В Рязани Екатерина и начала свою творческую жизнь - в шесть лет поступила в музыкальную школу в класс скрипки. Летом 1992 года, окончив 9 класс, Екатерина поступает в Рязанское музыкальное училище имени Пироговых на отделение хорового дирижирования.

После училища певица поступает в Рязанский филиал Московского государственного института культуры и искусств и через полтора года - в Московскую консерваторию в класс профессора Марины Сергеевны Алексеевой. Трепетное отношение к сцене и актерскому мастерству воспитывал профессор Борис Александрович Персиянов. Благодаря этому, уже на пятом курсе консерватории Екатерина получает свой первый зарубежный контракт на главную партию в оперетте «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича в Лионе (Франция).

После окончания консерватории в 2005 году певица поступает в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь она исполняет партии Лидочки в опере «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича и Фьордилиджи в опере «Так поступают все» В. А. Моцарта.

В этом же году Екатерина Щербаченко с большим успехом поет Наташу Ростову на премьере спектакля «Война и мир» С. С. Прокофьева в Большом театре. Эта роль стала для Екатерины счастливой - она получает приглашение войти в труппу Большого театра и выдвигается на соискание престижной театральной премии «Золотая маска».

В сезоне 2005-2006 Екатерина Щербаченко становится лауреатом престижных международных конкурсов - в городе Шизуока (Япония) и в Барселоне.

Работа певицы в качестве солистки Большого театра начинается с участия в знаковом спектакле «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова. В партии Татьяны в этом спектакле Екатерина Щербаченко выходила на сцены ведущих театров мира - Ла Скала, Ковент Гарден, Парижской национальной оперы, Королевского театра Реал в Мадриде и других.

Успешно выступает певица и в других спектаклях Большого театра - партии Лю в «Турандот» и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе, Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, а также гастролирует за рубежом.

В 2009 году Екатерина Щербаченко одерживает блистательную победу на самом престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания). Она стала единственной русской победительницей на этом конкурсе за последние двадцать лет. В 1989 году с победы на этом конкурсе началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского.

После получения титула Певица мира Екатерина Щербаченко заключила контракт с ведущим мировым музыкальным агентством IMG Artists. Приняты предложения от крупнейших оперных домов мира - Ла Скала, Баварской национальной оперы, театра Метрополитен в Нью-Йорке и многих других.

Сегодня мы расскажем, кто такая Екатерина Щербаченко. Биография ее будет подробно рассмотрена ниже. Речь идет о российской оперной певице, солистке Большого театра. Ее голос - сопрано.

Биография

Певица Екатерина Щербаченко появилась на свет в 1977 году, 31 января, в Чернобыле. Семья вскоре отправилась в Москву. После этого родители вместе с девочкой переехали в Рязань и там прочно обосновались. Именно в этом городе Екатерина Щербаченко начала творческую жизнь. С шести лет она стала посещать музыкальную школу, выбрав класс скрипки. В 1992 году она окончила 9-й класс. После этого стала студенткой Рязанского музыкального училища имени Пироговых. Выбирает отделение хорового дирижирования.

Обучение

Екатерина Щербаченко оканчивает училище. Поступает в Московский государственный институт культуры и искусств. Становится студенткой Рязанского филиала этого вуза. Спустя полгода начинает учиться в Московской консерватории. Попадает в класс профессора Алексеевой Марины Сергеевны. Вскоре нашей героиней овладело трепетное отношение к актерскому мастерству и сцене. Воспитывал его в молодой душе профессор Персиянов Борис Александрович. Благодаря этому во время учебы на пятом курсе наша героиня получает зарубежный контракт. Ей предлагают в оперетте Д. Д. Шостаковича «Москва. Черемушки» главную партию. Представление проходит во Франции, в Лионе.

Певица оканчивает консерваторию. Становится студенткой имени В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского. Здесь наша героиня исполняет партии Лидочки из оперы Д. Д. Шостаковича «Москва. Черемушки», а также Фьордилиджи из произведения В. А. Моцарта «Так поступают все».

Творчество

Екатерина Щербаченко вскоре встречает свой первый большой успех на сцене Большого театра. Там она исполняет партию Наташи Ростовой в рамках премьеры спектакля С. С. Прокофьева «Война и мир». Для нашей героини эта роль становится счастливой. Ее приглашают стать участницей труппы Большого театра. Также ее кандидатуру выдвигают на престижную премию «Золотая маска». Вскоре слава артистки выходит за пределы страны. Она становится лауреатом международных конкурсов в Барселоне и японском городе Шизуока.

Работа певицы как солистки Большого театра началась участием в спектакле П. И. Чайковского «Евгений Онегин», который стал знаковым для нашей героини. Постановщиком выступил С партией Татьяны из этого спектакля наша героиня появлялась на сценах крупнейших театров мира: Реала, Парижской Ковент Гардена, Ла Скалы.

Артистка успешно выступает в других постановках, проходящих на сцене Большого театра. Ей досталась партия Лю из «Турандот» и Мими из «Богемы» Дж. Пуччини. Она сыграла Микаэлу в «Кармен» Бизе. Артистка также воплотила образ Иоланты из одноименной оперы Чайковского. Была Эльвирой в «Дон Жуане» Моцарта.

С успехом проходят гастроли нашей героини за рубежом. В 2009 г. артистка одержала блистательную победу в рамках самого престижного вокального конкурса «Певец мира», который проходит в Великобритании, в Кардиффе. Она стала первым русским призером на этом мероприятии за последние 20 лет. В 1989 г. на этом же конкурсе победил Дмитрий Хворостовский, с чего и началась его звездная карьера.

После получения указанного титула наша героиня подписала контракт с музыкальным агентством под названием IMG Artists. Ей поступили предложения от оперных домов - театра Метрополитен, Ла Скала и других.

Екатерина Щербаченко всегда исполняет свои партии с невероятным эмоциональным напряжением. При этом она отмечает, что никогда не планирует этого заранее, просто пытается быть максимально честной. По словам нашей героини, оперные исполнители нуждаются в крепких нервах, ведь им приходится справляться как со стрессами, так и с собой во время выхода на сцену.

О своей первой специальности она говорит, что пыталась приблизиться к вокалу, а ничего более подходящего по духу, чем дирижер хора, в рязанском училище не было.

Различные мифы об оперных певцах артистку не раздражают, однако она пытается их опровергнуть на личном примере.

Щербаченко Екатерина: личная жизнь

Наша героиня отмечает, что при таком напряженном графике остается очень мало времени для семьи, однако она всегда пытается его отыскать. Ее муж поет в «Геликон-опера». Однако они не исполняют песен дуэтом вне сцены. Артистка отмечает, что для них обоих это прежде всего работа, от которой хочется отдохнуть вне стен театра. Однако она с мужем регулярно обменивается профессиональными советами.

В повседневной жизни артистка слушает не только оперу, она предпочитает спокойную музыку, классику, а также джаз. По словам нашей героини, в детстве у нее никогда не было кумиров. Сейчас артистку иногда просят спеть знакомые. Иногда она на это соглашается, однако только если настроение в данный момент подходящее.

В конференции участвуют: Щербаченко Екатерина

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко завоевала звание лучшей певицы мира 2009 г. на конкурсе оперных певцов «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе
Она блестяще исполнила композиции на французском («Фауст»), итальянском («Турандот») и английском (арию из оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского). Наградой россиянке стали буря оваций и чек на 15 тыс. фунтов стерлингов. Последний раз на этом конкурсе Россия выигрывала 20 лет назад - в 1989 году Дмитрия Хворостовского признали в Кардиффе лучшим певцом мира.

19 июня с 16.00 до 17.00 на ваши вопросы ответила артистка Большого театра, победительница престижного конкурса «Певец мира», который проводится корпорацией BBC.

Вопрос: Мария, Оттава 12:34 19/06/2009

Здравствуйте, Катя!! Вы просто замечательно пели, поздравляю с победой! Скажите, пожалуйста, какая из трех композиций далась вам проще?

Ответы:

Имеется в виду, наверное, финальная программа. Проще, наверное, далась Лю. Это уже петая на сцене в театре ария. Сложнее всего психологически была, конечно, Энн, потому что это было выучено специально для конкурса, не пето почти нигде до этого, первый раз с оркестром. Это было волнительно.

сайт Ведущий конференций 17:19 19/06/2009

Почему вы выбрали именно эти арии?

Щербаченко Екатерина 17:19 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:21 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 17:21 19/06/2009

Вопрос: Константин, Москва 12:36 19/06/2009

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:28 19/06/2009

Сейчас только жаловалась журналистам, что три дня беспрестанных интервью, по-моему, мой голос подкосили. Ничего, я завтра лечу в Японию, думаю, после 9 часов сна в самолете все будет нормально. У оперных исполнителей и у любых исполнителей должны быть довольно крепкие нервы, чтобы справляться не только со стрессом, но прежде всего с собой перед выходом на сцену. То есть устойчивая нервная система – это необходимое условие профессии. Все, что сейчас говорят обо мне – лучшая певица мира – это некорректная формулировка. Конкурс называется «Певец мира», я выиграла этот конкурс, но это не значит, что я становлюсь лучшей певицей мира. Это смешно. Потому как это конкурс начинающих певцов. И выиграть в этом конкурсе очень почетно, открывает большие перспективы в дальнейшей карьере, которая только начинается. Вообще, искать лучшего певца мира – это, по-моему, задача непосильная, потому что певцов и певиц прекрасных много. Не один – точно. Перспективы в карьере после выигранного конкурса я уже почувствовала на себе. Предвосхищать не люблю, поэтому просто скажу, что почувствовала. Надо работать, учить новое, совершенствоваться. В любой деятельности без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Вопрос: Дарья, Москва 12:39 19/06/2009

Здравствуйте, Катерина. Простите за нескромный вопрос, а при таком напряженом графике остается место для личной жизни?

Ответы:

Остается. Немного, но остается.

сайт Ведущий конференций 17:29 19/06/2009

Ваш муж поет в «Геликон-опера». Вечером вы тоже поете на пару?

Щербаченко Екатерина 17:29 19/06/2009

Нет. Это профессия. Вечером хочется отдохнуть. Профессиональными советами мы делимся, конечно.

Вопрос: Алена, Москва 12:40 19/06/2009

Как вы считаете, почему российские оперные исполнители на Западе популярнее, чем у нас? Менталитет другой, музыкальные вкусы?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:31 19/06/2009

Не знаю. Хороший певец, мне кажется, везде востребован и интересен. Просто, может быть, там поле деятельности более обширное, больше оперных театров на душу населения, поэтому там больше работы. Я лично пока про востребованность попытаюсь промолчать. Пусть оно идет все своим чередом, пусть будет хорошо.

Вопрос: Антон, Питер 12:49 19/06/2009

Здравствуйте! Скажите, а какую музыку вы слушаете в дороге, машине, вообще в свободное время. Не только ведь оперу?

Ответы:

Совсем не только оперную. В машине часто играет радио «Джаз» или радио «Классик», или «Релакс-FM». Фоном люблю такую спокойную музыку.

сайт Ведущий конференций 17:33 19/06/2009

В детстве у вас были музыкальные кумиры?

Щербаченко Екатерина 17:33 19/06/2009

Нет, чтобы так болеть из-за которого поп-певца – бог миловал.

Вопрос: Слава, Москва 12:51 19/06/2009

Здравствуйте, Екатерина. А как вообще становятся оперными исполнителями, этому могут научить в музыкальной школе или еще где-то?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:35 19/06/2009

Учиться, естественно, надо. Мне кажется, должно быть изначально внутреннее желание и какие-то способности, а потом это все надо обрабатывать. Про оперу нужно задумываться уже ближе к совершеннолетию. Пусть есть голос, хорошо, надо петь, в детских хорах, в ансамблях, сольно. Все равно меняется голос в подростковом возрасте. Мне кажется, это должно быть уже осознанное желание довольно взрослого, осознающего себя человека. Как и любая профессия.

Вопрос: Гарик, Александров 13:46 19/06/2009

Если не ошибаюсь, ваша первая специальность - дирижер хора. Что заставило вас запеть?

Ответы:

Щербаченко Екатерина 17:36 19/06/2009

Дирижер хора – эта специальность была выбрана только из-за того, что это близко к вокалу. Так как вокального отделения просто не было в рязанском училище. Все, что было самое близкое к пению, - дирижерско-хоровое отделение.

Вопрос: Евгения, Москва 13:47 19/06/2009

Какие стереотипы об оперных певцах вас больше всего раздражают?

Ответы:

сайт Ведущий конференций 17:37 19/06/2009

Например, есть стереотип, что оперные певцы должны быть очень крепкие...

Щербаченко Екатерина 17:37 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:38 19/06/2009

Бывает, что знакомые просят спеть?

Щербаченко Екатерина 17:38 19/06/2009

Да. Это из той же серии, что не поете ли вы дома после работы. Как какой-нибудь человек работает токарем на заводе, его приглашают в гости и говорят: вот обточи нам детальку, вместо того чтобы чаем угостить. Это зависит от настроения. Есть настроение – можно и спеть. Это от конкретного момента зависит.

сайт Ведущий конференций 17:45 19/06/2009

Наши читатели интересуются, пересекались ли вы с Дмитрием Хворостовским или другими оперными звездами, повлияли ли они на ваше становление как певицы?

Щербаченко Екатерина 17:45 19/06/2009

С Дмитрием Хворостовским, это было безумно приятно, буквально на днях мы встретились, и он поздравил меня с победой. Это было отлично, фантастическое ощущение, большое ему спасибо за это. Большое внимание к этому конкурсу случилось уже постфактум. Выходя на сцену, особенно большого груза ответственности я не чувствовала. Волнение было, пойти на конкурс было моим личным решением. Я все это воспринимала, до приезда в Москву, как закономерный результат большого труда. А тут, оказывается… Это очень приятно. Но если бы я не выиграла, никто бы меня публично не ругал, как сейчас все публично хвалят. Это просто прошло бы незамеченным. Так что никакой ужасной ответственности я не чувствовала. Это не Олимпиада. Я узнала о прослушивании совершенно случайно. Когда мне предложили участвовать (я знала про этот конкурс, все в оперном мире про него знают, это самый главный оперный конкурс в мире), я, естественно, согласилась. Прослушивание в Москве было довольно будничным, просто старалась делать как можно лучше. Когда через 2 месяца пришел ответ, что меня отобрали от России, вот тогда стало страшновато. Объем работы весь представился. Было волнительно. Потом, как говорится, глаза боятся – руки делают. Когда начался весь процесс, вовлеклась.

сайт Ведущий конференций 17:46 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 17:46 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 17:47 19/06/2009

Кто ваш любимый классический композитор?

Щербаченко Екатерина 17:47 19/06/2009

Мне очень нравится петь музыку Чайковского, Татьяна – моя счастливая партия.

Остается время на какие-то развлечения?

Сейчас нет времени на развлечения. Сейчас сделать бы все, что нужно, и хорошо спеть на гастролях. А когда более-менее свободное состояние, когда я в поездке какой-то, тогда стараешься посмотреть место, новый город, тогда интересно очень.

сайт Ведущий конференций 17:48 19/06/2009

Мир театра полон интриг. Вы с этим сталкивались?

Щербаченко Екатерина 17:48 19/06/2009

Нет, я как-то не сталкивалась. Просто приходишь, стараешься сделать как можно лучше свое дело и все. Не знаю, какие интриги.

сайт Ведущий конференций 17:53 19/06/2009

Читатели спрашвивают, как вы считаете, почему опера сейчас стала менее популярной?

Щербаченко Екатерина 17:53 19/06/2009

Это, наверное, обоюдное движение. Может быть, больше сейчас акцент в СМИ на какое-то развлекательное искусство. Мне рассказывали бабушка и дедушка, что звучали какие-то серьезные музыкальные и литературные произведения по радио и телевидению, люди просто знали наизусть оперы. Это было все очень популярно. Мне кажется, это обоюдное должно быть движение. Мне всегда везло с дирижерами, с режиссерами. У нас замечательные музыканты, очень интересные люди.

Щербаченко Екатерина 17:57 19/06/2009

Понятно было, что музыка, с детства музыкальная школа, потом думаешь, куда пойти, музыкальное училище. Глупо утверждать, что с детства хотела стать оперной певицей. Нет, не было такого. Переломным моментом стала поездка на конкурс в Петербург, еще ничего не умея, послали от рязанского института. И там я увидела, как это все происходит. Не можешь желать того, чего не знаешь. Там я увидела и узнала это, и после этого поняла: вот оно то, чем я хочу заниматься. Появилось собственное желание это делать. Когда есть собственное желание, этот двигатель, многое получается.

сайт Ведущий конференций 17:57 19/06/2009

Почему вы решили пойти в оперу?

сайт Ведущий конференций 18:00 19/06/2009

Ради воплощения этого желание приходилось чем-то жертвовать?

Щербаченко Екатерина 18:00 19/06/2009

Конечно, всегда приходится чем-то жертвовать. Мне пока не многим приходилось жертвовать. Просто стараешься, чтобы генеральная линия соблюдалась, и все.

сайт Ведущий конференций 18:01 19/06/2009

Щербаченко Екатерина 18:01 19/06/2009

сайт Ведущий конференций 18:03 19/06/2009

Читатели интересуются, как оперным певцам удается сохранять голос дольше, чем эстрадным?

Щербаченко Екатерина 18:03 19/06/2009

Думаю, дело в специальной постановке голоса, которая наиболее щадящим образом голос эксплуатирует. Эстрадным певцам часто приходится ради краски в какой-то определенной песне немного свою природу изменять. А оперный певец имеет задачу петь своей природй. Может быть, поэтому.

сайт Ведущий конференций 18:06 19/06/2009

Как вы относитесь, что некоторые оперные певцы пытаются выйти на эстраду?

Щербаченко Екатерина 18:06 19/06/2009

Это личное дело каждого. Жизнь у человека одна, каждый строит ее так, как считает нужным, если он строит ее вообще, а не плывет по течению. Значит, это нужно. Почему нет? Выступать на корпоративах мне пока не предлагали. Соглашаться или нет – это опять личное дело каждого. Это приносит ему удовольствие, вероятно. И прекрасно.

сайт Ведущий конференций 18:08 19/06/2009

вызывает положительную реакцию слушателей. Для первого тура я выбрала «Письмо Татьяны» и постаралась выкинуть из головы мысль о том, как будут оценивать мой выбор.
GRAZIA: Неужели не прикладывали усилий, чтобы понравиться публике?
Е.Щ.: На сцене бесполезно пытаться понравиться. Это будет выглядеть неискренне. Не стоит и стремиться подстроиться под публику, потому что в зале сидит тысяча человек с разными вкусами. Исполнитель должен предложить что-то свое, убедительное, тогда у него будет шанс найти отклик у слушателей.
GRAZIA: Какие комплименты в свой адрес вы услышали после победы?
Е.Щ.: Много приятных слов было сказано, даже неудобно перечислять… Меня очень обрадовало то, что люди подходили ко мне и говорили, что у них слезы наворачивались. Выступление тронуло их за душу — вот что главное.
GRAZIA: Когда вы поняли, что хотите стать оперной певицей?
Е.Щ.: Занимаясь в рязанском музыкальном училище, я сомневалась, что могу быть оперной певицей. После его окончания какое-то время преподавала детям вокал и руководила хором в музыкальной школе. Тогда я с тоской смотрела в будущее, потому что чувствовала, что все это не совсем мое. А потом поступила в рязанский филиал Московского государственного университета культуры и искусств и меня послали на конкурс Образцовой в Петербурге. Там я с открытым ртом слушала выступления участников и вернулась домой с пониманием того, чем хочу заниматься в жизни. Начала ежедневно работать с педагогом и через год поступила в Московскую консерваторию.
GRAZIA: А в 2005 году пришли в труппу Большого. Какой вам показалась атмосфера на новом месте работы?
Е.Щ.: Оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева мы начинали репетировать в легендарном старом здании театра. Я гуляла по этажу, расположенному под сценой, и видела знаменитых кошек, живущих в Большом театре. До этого только слышала байки про них: как, например, на одном из спектаклей из-за кулисы вышел кот, продефилировал к суфлерской будке, мяукнул дирижеру и элегантно уплыл за другую кулису. Я была очарована обстановкой. Старые лифты, классы, сцена… А что касается людей, то все служащие театра — рабочие сцены, гримеры, режиссеры, их помощники — очень тепло отнеслись к нам, новичкам.
GRAZIA: Вы симпатизируете кому-нибудь из представителей шоу-бизнеса?
Е.Щ.: Если говорить о нашей эстраде, то мне очень нравится Алла Пугачева. Каждая ее песня — это маленький спектакль.
GRAZIA: А оперный певец может вам понравиться как мужчина?
Е.Щ.: У меня муж оперный певец. Мы вместе полтора года. Самовлюбленные нарциссы есть и среди артистов, и среди офисных работников. Это зависит не от профессии, а от человека. Мне кажется, чем успешнее человек, тем он проще и приятнее в общении. Конечно, трудно жить с оперным певцом: постоянные разъезды… Но в этом есть и своя прелесть, ведь встреч не было бы без расставаний.
GRAZIA: За победу в конкурсе вы получили 15 тысяч фунтов. Они как-то изменили вашу жизнь?
Е.Щ.: Еще не успели изменить, я жду их банковским переводом. Думаю, они очень быстро закончатся.
GRAZIA: В Ла Скала оперная труппа Большого театра не выступала 20 лет. И вот вы едете туда с главной женской партией «Евгения Онегина», причем впервые будете петь на этой сцене…
Е.Щ.: Это знаковые гастроли и для Большого театра, и для меня. Надеюсь, нас ждет такой же громкий успех, как в Париже, когда мы открывали сезон в сентябре. А в ноябре-декабре буду петь во Франции, на лионской сцене, в комической опере «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича.
GRAZIA: После съемки для нашего журнала вы подошли к зеркалу, чтобы сделать свою прическу менее эффектной. В вас скромность говорит?
Е.Щ.: Да нет, просто такая прическа не очень подходит к летнему платью. Эффектно нужно выглядеть в ответственные моменты, а в повседневной жизни лучше быть естественной.
Интервью: Ирина Виноградова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры