План конспект по живописи натюрморт ультразвуковой сканер. План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме."

Главная / Измена мужа

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:
а) Обучающая : закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Студенческие творческие работы II-х курсов Лениногорского педучилища;
3. Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Казанского художественного училища;
4. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
5. Работы преподавателя Жуковой Г.В, паоказывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.
6.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для студентов:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; полиэтиленовые пакеты; подготовительный рисунок (форматА3).

Структура урока :
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (12мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).

Источник информации :
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.

Ход урока :

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов
по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.

II-х курсов ЛХМПУ.

Рассматриваем работы по живописи студентов I- II-х курсов Казанского художественного
училища
Так же здесь представлены фотографии студенческих работ I-II-х курсов Казанского
Художественного училища. Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок,
положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий,
сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- нанесение маскирующей жидкости;
- применение пленки;
- соскребание краски пластиковой карточкой и концом черенка кисти;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.

Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Сособ №1

В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со
световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому
темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по
цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):

Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Способ №2 выполнения работ в цвете.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую
использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по
цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого
насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

Демонстрирую схему № II

Схема II

Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической
вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.

Записываю на месте бумаги:

  1. Красный чайник

предметы средней тональности:

  1. зеленая драпировка; 3. виноград; 4. бутылочка; 5. перец; 6. вазочка; 7. вертикальная плоскость; 8. горизонтальная плоскость – самый светлый предмет в натюрморте.

Работу ведем по следующей схеме:

Демонстрирую схему № II(а)

Схема II(а)

5. Свет на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а):
Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет
матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока :
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Итог урока.

Тема урока «Живопись».

Цели урока:

Дидактическая: Содействовать формированию знаний о живописи, о её видах, подразделениях.

Развивающая: познакомить с творчеством А. А. Пластова. Способствовать развитию творческого мышления, эмоциональной отзывчивости, умения описывать картины.

Воспитательная: содействовать формированию эстетического вкуса; потребности в самостоятельном общении с изобразительным искусством; способствовать развитию коммуникативной культуры (умению общаться, развитию монологической речи); чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы урока: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формирование общих компетенций: 3.Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 6.Разработать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

План урока:

1. Сообщение цели урока(2 мин.)

II.Основная часть (40 мин.)

1.Обобщение и систематизация знаний (терминологическая разминка (4 мин.)

2.Изучение нового материала.

А) «Живопись», подразделения живописи, виды (10 мин.)

Б) Советское искусство, доклад про А.А. Пластова (8 мин.)

В) Описание репродукций (10 мин.)

3.Закрепление материала.

А) описание репродукции обучающимися, по памятке - подсказке (8 мин.)

III. Заключительная часть- (3 мин.)

1.Сообщение о достижении цели урока.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание.

Ход урока.

I.Организация начала занятия.

1. Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач,(2 мин.)

II.Основная часть.

1.Терминологическая разминка, (4 мин).

На доске расположены основные понятия курса. Обучающиеся дают их определение.

1. Скульптура, 2. эстетика,3. перечислите виды киноискусства, 4.музыка, 5.архитектура.

1. В переводе с греч. строитель. Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы) создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

2.Наука о прекрасном, о закономерностях возникновения, функционирования и оценки выразительных форм в природе, обществе, искусстве.

3. игровое кино, короткометражное кино, документальное кино.

4.В переводе с греческого «искусство муз». Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определённым образом организованные музыкальные звуки.

5.Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

2.Изучение нового материала.

а) Преподаватель раскрывает содержание понятия «живопись». Подразделения живописи, виды живописи.(10 мин.)

Живопись (от рус. живо и писать) - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

Живопись является одним из самых старых и потому интересных видов искусства. С годами появлялись новые техники, материалы и приемы, но живопись по прошествии столетий остается главным инструментом передачи незабываемых, вполне естественных или причудливых зрительных образов. Живопись может выполнять воспитательную или документальную функции, но, прежде всего, она позволяет восторгаться эстетическими возможностями и особенностями любого стиля, уникальностью работы мастера, каждой запечатленной им сцены. Живопись всегда самодостаточна – качественная рамка лишь говорит о бережном отношении к работе, но именно запоминающаяся картина может стать настоящей изюминкой любого интерьера.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись» (слайд). А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись (слайд ) - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика (слайд ) и витраж (слайд ), которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная (слайд), - одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества, темперная (слайд) - краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов. Темперные краски - одни из древнейших. До XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками, восковая (слайд)- вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск, произведения сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя, эмаль (слайд) - основу эмали составляет стекловидный сплав - «плавень» - пережженные олово и свинец, смешанные с толченым стеклом, добавками поташа, натрия, серы. Цвет эмали придают различные окислы металлов, клеевая (слайд)- вид живописной техники, при котором связующим пигмента служит клей. При большом содержании клея в краске поверхность приобретает блеск, краски - повышенную интенсивность, фреска (слайд)- техника живописи красками на чистой или известковой воде по свежей, сырой штукатурке. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике. Графика (слайд) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного чёрного) в редких случаях – два.

б) Советское искусство, доклад А.А.Пластова.(8 мин.)

Советское искусство может гордиться выдающимися художниками, определившими лицо советской художественной культуры. Такими как:

Шишкин Иван Иванович, Суриков Василий Иванович, Васнецов Виктор Михайлович, Рерих Николай Константинович (слайды портретов художников и репродукций) .

Знакомство с творчеством А.А. Пластова. (слайды картин художника на интерактивной доске).

Это великолепный мастер сложной картины и беглого этюда, прекрасный иллюстратор, художник чрезвычайно разносторонний по своим творческим устремлениям. Вместе с тем его искусство отличается удивительной цельностью. Это объясняется тем, что с первых шагов его искусство глубоко и непосредственно связано с борьбой, думами и чувствами родного народа и в первую очередь с людьми, которых он великолепно знает, - с крестьянством.

Доклад биографии.

Аркадий Александрович Пластов

(1893-1972)

Родился и вырос в деревне Прислониха Ульяновской области. Здесь, уже окончив Московское училище живописи, он крестьянствовал в первые годы после революции. Здесь в 1930-х годах он всецело посвятил себя любимому искусству. В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества.

Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать родную Прислониху. Не стремился перебраться в Москву, где некогда в Строгановском художественно-промышленном училище он получил художественное образование. Оставался, верен себе и выбранному некогда пути.

Жизнь родной деревни - неизменная тема картин Пластова, хотя в них порой мы и не найдем конкретных примет именно этой деревни и ее обитателей. Как и всякий большой художник, Пластов - мастер художественного отбора и обобщения, умеющий в конкретном видеть общее, присущее времени. Непосредственное участие в ней позволило этому прекрасному живописцу в его многочисленных работах избежать декларативности и прямолинейности. Его произведения проникнуты живым и трепетным ощущением действительности. Зритель никогда не сомневается в реальном существовании героев Пластова. Его глубоко волнуют те чувства, которые выражает художник, - чувство гордости силой простых людей, восхищение их самозабвенным трудом на родных полях.

Искусство Пластова яркое, смелое, жизнеутверждающее. Это объясняется склонностью художника к изображению таких сторон жизни, в которых раскрывается оптимизм русского человека. В сцене деревенского труда или шумного праздника, в эпизоде из жизни деревенских ребятишек или портрете молодой колхозницы - везде чувствуется уверенность в духовной стойкости русских людей, наших современников, исполненных чувства собственного достоинства и внутренней силы.

в) Описание репродукций А.А.Пластова.(10 мин.)

На интерактивной доске поочерёдно расположены репродукции «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Первый снег».

… 1942 год, страшное время войны, когда тень поражения еще не скрылась за горизонтом истории. Тогда Пластов создал картину, прославившую его. "Фашист пролетел" - страшное откровение ужаса и смерти войны. Слепая жестокость войны в обрамление неуместно красивой природы. Кровь невинных, бьющая по глазам, режущая по сердцу. Крик души художника, в котором идеалы христианской любви и милосердия были взращены с раннего детства. Ибо Пластов, как не парадоксально, живя в стране воинствующего атеизма и будучи художником признанным, чьи произведения регулярно показывались на всесоюзных выставках, оставался человеком глубоко религиозным.

«Фашист пролетел»(1942)

Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок...

Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолет...

Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело.

Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве.

Художник чувствовал потребность рассказать о зверстве фашистов, об их бессмысленной жестокости, об убийстве ни в чем не повинных детей и стариков. Так родился замысел картины. Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности ранее Пластов не достигал.

На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.

Преподаватель: В этой картине не было ничего случайного, лишнего. Предельно проста и вместе с тем необычайно выразительна каждая деталь. Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый, чуть грустный, но такой близкий сердцу национальный пейзаж. В эти тоненькие, кажется, колеблющиеся на ветру молоденькие березки, в это серое небо и далекие поля - и вы почувствуете щемящее чувство боли и возмущения, обиды и гнева за так рано оборвавшуюся жизнь мальчонки, за поруганную землю.

Обучающийся даёт характеристику репродукции.

«Ужин трактористов»(1951)

На землю спускаются сумерки, вспаханное поле потемнело, и свет заходящего солнца окрасил все в жгучие красновато-золотистые тона. Около трактора расположились на ужин тракторист и мальчик - его подручный, которым в поле принесла хлеб и молоко девочка в аккуратном белом халате. Сейчас для трактористов наступила блаженная минута недолгого отдыха (ведь им предстоит работать и ночью): старший режет хлеб, парнишка следит за густой струей парного молока, которое наливает девочка.

Художник посвящает свое произведение изображению труда простого советского человека, хотя сам трудовой процесс и не показан. Перед зрителем предстают люди, немало и успешно поработавшие за долгий день. Ему ясно, что труд этот нелегкий, что он потребовал и от тракториста и от парнишки больших усилий.

Пластов расположил фигуры компактной группой, и это сообщило ей большую цельность. Группа людей расположилась на земле, заросшей густой травой и дикими полевыми цветами. А за ними расстилается необозримый простор свежевспаханного поля. Это уходящее к далекому горизонту пространство, над которым раскинулось небо, затянутое белесыми вечерними облаками, производит величественное впечатление. Оно рождает чувство торжественного покоя, сообщая картине эпическое звучание. Тишина полей отвечает состоянию задумчивости, в которое погружен тракторист, и молчанию девушки и парня. Природа, подобно людям, наслаждается покоем после солнечного дня.

Преподаватель: «Ужин трактористов» - одна из самых поэтичных картин Пластова. Но нелегко ответить на вопрос, в чем секрет этой поэтичности. Быть может, в волшебном вечернем освещении, придающем мягкость очертаниям фигур, пейзажу, предметам. Может быть, в удивительном слиянии человека и природы. А вернее всего, в величайшей простоте и сюжетного мотива, и облика людей, и пейзажа, простоте, которая является высоким проявлением жизненной правды. В этом полотне Пластов избегает всего, что может усложнить повествование, нарушить мерный, неторопливый и проникновенный ритм рассказа. Проста сама композиция картины, плоскость которой делится на две почти равных части: внизу крупные фигуры людей, вверху вспаханное поле и высокое небо. Просты линейные ритмы. Прост, непритязателен облик изображенных людей. Просты в своей неиссякаемой силе окрашенные заходящим солнцем тяжелые пласты земли и буйная поросль трав.

В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег».

Обучающийся даёт характеристику репродукции.

«Первый снег»(1931)

На этой картине художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.

Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.

Преподаватель: Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега.

3.Закрепление материала.

а) На интерактивной доске расположена репродукция « Лето ». Обучающиеся устно описывают картину, опираясь на памятку – подсказку. (8 мин.)

Памятка – подсказка:

1.Внимательно рассмотрите картину.

2.Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник.

3.Какое время года изображено на картине?

4.Действующие лица картины: первый план, второй план.

5.Какие предметы изображены на картине?

“Летом”(1953-1954)

Любимые герои художника – дети. На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под берёзкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.

На втором плане изображена уставшая бабушка в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.

На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды. Можно сделать вывод, что женщина и девочка ходили в лес по грибы и по ягоды.

Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

Яркие краски поднимают настроение, глядя на картину, вспоминается жаркое лето, вдыхается запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что мы находимся на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники.

III.Заключительная часть:

1.Подведение итогов урока.

2.Преподаватель выставляет оценки.

3.Домашнее задание: Подготовить описание картины любимого художника.


ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга

План-конспект урока по дисциплине «Живопись»

Тема: «Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности. »

Тема занятия: «Рисунок натюрморта под живопись»

Группа 319 Н

Преподаватель:

Сапрыкин В.Г.

Тема урока : «Рисунок натюрморта под живопись»

Цели урока :

Образовательная:

Обучить основным принципам линейного построения предметов;

Применять полученные знания при выполнении рисунка под живопись с натуры.

Развивающая:

Развить аналитические способности, логическое и конструктивное мышление;

Содействовать развитию творческих способностей, эстетическому мироощущению.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательная:

Научиться осуществлять самооценку выполненных работ;

Уметь находить ответы на заданные вопросы;

Привить вкус к графике.

Задачи урока:

Применить знания перспективы при выполнении рисунка;

Определить пропорции и выявить пластику предметов в натюрморте.

Дидактические средства обучения:

Материал по методике ведения рисунка.

Материальное обеспечение занятия:

Мольберты, стулья, планшеты, бумага, карандаши различной мягкости, стирательная резинка.

Тип урока: практическое занятие

Структура урока:

1. Организационный момент - 5 минут.

2. Вводная часть (постановка целей и задач, краткий опрос по выполненной работе) - 10 минут.

3. Индивидуальная работа со студентами - 10 минут.

4. Самостоятельная (практическая) работа студентов - 15 минут.

5. Заключительная часть (анализ выполненной работы, подведение итогов занятия) - 5 минут.

Ход урока:

Этап урока

Приемы, методы

Что делают студенты

Что делает преподаватель

Организационный

1. Проверить наличие присутствия студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятию.

Словесный

Самоорганизация и самоуправление студентов

Приветствуют преподавателя.

Староста группы докладывает об отсутствующих.

Готовят рабочее место.

Приветствует студентов. Проверяет присутствующих. Назначает дежурных. Выясняет готовность к уроку.

Актуализация знаний

1. Сообщить тему урока.

2. Сообщить учебные цели и задачи.

3. Краткий опрос по выполненной работе.

Информационный (рассказ, беседа)

Воспроизведение знаний студентов

Знакомятся с планом урока.

Включаются в рабочий ритм урока.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Объявляет тему урока.

Рассказывает о целях и задачах.

Рассказывает о значении данной работы.

Задает вопросы по пройденному материалу.

Индивидуальная работа со студентами

Практическое и наглядное объяснение

Комментарии и словесное объяснение

Отвечают на вопросы. Наблюдают за исправлением допущенных ошибок.

Исправляет ошибки допущенные студентом при выполнении задания, рассказывает о них.

Объясняет как избежать этих ошибок.

Практическая (самостоятельная) работа

Приобретение знаний, умений и навыков.

Выполняют рисунок натюрморта под живопись. Проводят самоконтроль.

Проверяет ведение самоконтроля.

Закрепление

Подведение итогов

Сравнительный анализ

Объяснение результатов

Демонстрируют работы.

Комментируют полученный результат.

Проверяет качество выполненного задания.

Разбирает наиболее существенные ошибки и недочеты в работе.

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры

Технологическая карта

(План проведения учебного занятия)

Учебная дисциплина: «Живопись»

Тема (раздел): «Натюрморт из предметов простых по форме.»

Количество часов на тему: 36 часов

Порядковый номер занятия по плану: № 25-28

Преподаватель: Сапрыкин В.Г.

1. План темы:

2.Компоновка в листе.

3.Поиск хар-ра предметов.

4.Решение живописных отношений.

5.Работа над деталями.

6.Завершение.

Дидактические цели:

Обеспечить усвоение студентами

Правил и принципов построения, композиционных законов изображения объектов в формате,

Живописных навыков.

Чувство цвета и колорита.

Средства обучения:

Наглядный материал (книги, рисунки);

Материал по методике ведения живописи.

Способы деятельности:

1. Выполнение рисунка и живописного решения натюрморта.

2. Изучение и анализ наглядного материала

3. Самостоятельное выполнение несложного этюда натюрморта.

Формы обучения

Занятия 21-24,25-28,29-32,33-36,37-40,41-44,45-48,49-52 - практическая работа

Занятие 53-56 - комбинированный.

Система обобщения материала

Выполнение живописного решения натюрморта.

Литература

1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику оформителю). - М., Панорама, 1990.

2. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1997.

3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник. - М., Эксмо, 2010.

Виды контроля

1. Текущий

2. Тематический

Формы контроля

1. Индивидуальный

2. Фронтальный

Методы контроля

2. Практический

3. Самостоятельный

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.

Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20 Возраст детей и их количество: 6 класс (1213 лет), 29 человек Время: 45 минут Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства Цель: Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения. Выполнить натюрморт с натуры.

Цели: обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять натюрморты; обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. развивающие: развивать творческий потенциал; расширить кругозор учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление. воспитательные: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.

Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование для учителя: Изобразительный ряд: репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский - Времена года. Осень. Оборудование для учащихся: бумага (формат А 4), карандаш, ластик, краски акварельные, кисть, палитра баночка для воды тряпочка Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать натюрморт» , слайд-презентация с работами художников

Ключевые слова: натюрморт – в переводе с французского "мёртвая натура", т. е. изображение неодушевлённых предметов. эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе. композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано. контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий.

Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева

II. Актуализация знаний. Метод - беседа Проводится в игровой форме, вопросы кладутся в коробку, и учащиеся достают их и отвечают. Педагог: Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке? ? Сейчас я проведу игру – поверку знаний. - Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика, живопись, композиция). - Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, зарисовка, эскиз, этюд). - Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе). - Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство). - Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения). - Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

III. Мотивационная и целевая установка на урок. Метод – практический. Формулирую задание в технике «натюрморт» Педагог: - Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, овощи, фрукты. - К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт). - Попробуйте дать название каждой картине.

М. А. Врубель "Роза"

Педагог: Послушайте стихотворение – загадку. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит нарисовать натюрморт с натуры.

IV. Формирование новых знаний. 1. Из истории натюрморта. Педагог: «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда» , «Завтрак с ветчиной»).

Виллем Клас Хеда "Ветчина и серебряна я посуда. »

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки» . Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Грабарь Игорь Эммануилович

Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др. Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы» . Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

V. Закрепление изученного материала. Форма коллективная; метод – практический. - А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизоголубых и розовых).

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога) Педагог: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т. к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.

3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.

4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.

Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение») Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения. (Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях) - Мама не пускает тебя на прогулку; - Папа подарил тебе большую, красивую игрушку; - Старший брат не дает мяч; - Внезапно на дорогу выбежала собака; - Ты поймал крупную рыбу и т. п.

VI. Практическая часть. Проверка готовности учащегося. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)

VII. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. - Что нового о натюрморте вы сегодня узнали? - Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? - Понравилась ли вам работать над натюрмортом? - Что было самым сложным и самым интересным на уроке? Выставка работ учащихся. Оценивание работ. VIII. Домашнее задание: Нарисовать осенний натюрморт Заключительное слово педагога. Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу. До свидания.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры