Презентация на тему "художники - передвижники". Передвижники - скачать презентацию Презентация на тему передвижники 19 века
В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
ПЕРЕДВИЖНИКИ
- «Будущее светло и прекрасно …»
- Н.Г.Чернышевский
- «Они чувствовали себя представителями земли Русской. »
- И.Е.Репин о передвижниках
- В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
- Всюду жизнь.1888
- Кочегар.1878
- Не ждали. 1884-1888
- «Этот цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.»
- Н.Г.Чернышевский
- «Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.»
- В.В.Стасов в письме к Репину.
- «Люди, как реки …»
- Л.Н.Толстой
- И.Н. Крамской.1873
- Н.Н.Ге. 1884
- И.Е.Репин.1887
- И.Н. Крамской.1873
- И.Е.Репин.1887
- М.П.Мусоргский. 1881
- Протодиакон. 1877
- И.Н. Крамской. Полесовщик. 1874
- Мина Моисеев.
- Крестьянин с уздечкой.1882
- Холст, масло. 400 х 877
- «Художник – служитель истины путем красоты»
- И.Н.Крамской
- «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа.
- Я заставлю их рыдать, а не умиляться!" Н.Н.Ге
- Н.Н.Ге
- …Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать до выставок и вообще не дозволять распространяться в публике каким-либо другим способом.
- (Приказ обер-полицмейстера Москвы П.М.Третьякову)
- «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
- В.И.Суриков
- «Прошлое в настоящем - вот моя задача».
- М.П.Мусоргский
- «Я всегда только Русью и жил.»
- В.М.Васнецов
- « … учиться на живой летописи истории мира»
- В.В.Верещагин»
- Витязь на распутье. 1878
- Богатыри. 1898
- Алёнушка.1881
- Иван –Царевич на
- Сером волке.1889
- «Нет лучше страны, чем Россия!»
- И.И.Левитан
- «С природой одною он жизнью дышал.»
- Е.А.Баратынский
- Грачи прилетели.
- На севере диком.... 1891
- «Осенний день. Сокольники».
Николаева Екатерина
Презентация знакомит с наиболее знаменитыми художниками, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники), существовавшее в последней трети XIX века. Презентация будет полезна всем, кто интересуется историей культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация на тему: «Художники-передвижники» Выполнила: Николаева Екатерина 10В
Художники-передвижники - объединение художников-реалистов России конца 19 века, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. История организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок
14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.
Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Членами ТПХВ в разные периоды были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.А. Серов, В.Д, Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и многие другие. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм. Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.
Знаменитые художники-передвижники Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Христос в пустыне Портрет неизвестной
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Тройка Охотники на привале
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) Грачи прилетели Весенний день
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Утро в сосновом бору Корабельная роща
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Портрет Павла Михайловича Третьякова Бурлаки на Волге
Ге Николай Николаевич (1831-1894) Что есть истина? - Христос и Пилат
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) Московский дворик Золотая осень
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Иван царевич на сером волке Т ри богатыря
Василий Иванович Суриков (1848-1916) Боярыня Морозова Меньшиков в Березове
Федор Александрович Васильев (1850-1873) Мокрый луг Болото
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) Лунная ночь на Днепре Березовая роща
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Вечерний звон Золотая осень
Серов Валентин Александрович (1865-1911) Девушка освещенная солнцем Девочка с персиками
Слайд 1
Слайд 2
Передвижники– русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Передвижники отображали народную жизнь, природу, демонстрировали свои выставки в различных городах России. Крупнейшие художники-передвижники: Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие. Создателем товарищества был Крамской.
Слайд 3
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Слайд 4
Участики
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
Слайд 5
Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)
Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
Слайд 6
Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Репин И.Е. «Портрет Третьякова», 1883
Слайд 7
Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», 1870 -1873
Репин изображает в своих картинах народную жизнь, народные интересы, народную щемящую действительность. Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие.
Слайд 8
Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926)
Выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Слайд 9
Васнецов В.М. «Богатыри», 1881-1898
Образ Могучих богатырей, являющихся олицетворением спокойной и уверенной в себе силы русского народа, влек к себе Васнецова с начальных шагов творческого пути.
Слайд 10
Васнецов В.М. «Ковер-самолёт» 1880
Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".
Слайд 11
Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898)
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер.
Слайд 12
Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», 1889
И.И. Шишкин писал эту картину в сотрудничестве со своим другом, художником-передвижником К.А. Савицким, кисти которого принадлежит изображение медведицы с тремя резвящимися медвежатами. Сам Шишкин написал пейзажную часть – глухую лесную чащу с поваленными стволами деревьев.
Слайд 13
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911)
Русский живописец и график, мастер портрета.
Слайд 14
Серов В.А.«Девочка с персиками», 1887
На портрете изображена двенадцатилетняя дочь Мамонтовых Вера. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая кофточка с черным бантом; на столе нож и персики.
Слайд 15
Серов В.А.«Мика Морозов» , 1901
Работа полна внутреннего движения, сама композиция необыкновенно динамична - кажется, "маленький герой" вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет плоскость картины, "выпрыгивая" нам навстречу.
Слайд 16
Серов В.А.«Дети (Саша и Юра Серовы)» , 1899
Картины Серова удивительно красивы по цвету красок.
Слайд 17
Исаак Ильич Левитан (1860- 1900)
Великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».
Слайд 18
Левитан И.И. «Над вечным покоем», 1897
Философской значительностью отмечена картина «Над вечным покоем», которой сам художник придавал большое значение. В образе разверзшихся пространств грозового неба и взбудораженной водной стихии как бы сфокусировались взбаламученная российская действительность, накаленное брожение умов и готовое прорваться долготерпение российского общества.
Слайд 19
Левитан И.И. «Вечерний звон», 1892
Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...