Презентация на тему "художники - передвижники". Передвижники - скачать презентацию Презентация на тему передвижники 19 века

Главная / Измена мужа

В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.

ПЕРЕДВИЖНИКИ

  • «Будущее светло и прекрасно …»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Они чувствовали себя представителями земли Русской. »
  • И.Е.Репин о передвижниках
  • В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Проводы покойника.1865 «Тройка»1866 Последний кабак у заставы. 1868 Николай Александрович Ярошенко.1846-1898
  • Всюду жизнь.1888
  • Кочегар.1878
Илья Ефимович Репин. 1844-1930.
  • Не ждали. 1884-1888
Бурлаки на Волге. 1870-1873 Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883
  • «Этот цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.»
  • В.В.Стасов в письме к Репину.
  • «Люди, как реки …»
  • Л.Н.Толстой
В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского. 1871 Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 Портреты Льва Николаевича Толстого. 1873
  • И.Н. Крамской.1873
  • Н.Н.Ге. 1884
  • И.Е.Репин.1887
Портреты Павла Михайловича Третьякова
  • И.Н. Крамской.1873
  • И.Е.Репин.1887
Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881 И.Е.Репин
  • М.П.Мусоргский. 1881
  • Протодиакон. 1877
  • И.Н. Крамской. Полесовщик. 1874
  • Мина Моисеев.
  • Крестьянин с уздечкой.1882
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. 1903.
  • Холст, масло. 400 х 877
К.П. Победоносцев. С.Ю.Витте.
  • «Художник – служитель истины путем красоты»
  • И.Н.Крамской
  • «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа.
  • Я заставлю их рыдать, а не умиляться!" Н.Н.Ге
И.Н. Крамской.Христос в пустыне, 1872 Николай Николаевич Ге.1831-1894 Тайная вечеря .1863 Что есть истина? Христос и Пилат 1890
  • Н.Н.Ге
Ах, жизнь, жизнь! Что это художники её обходят? (Репин. Письмо к Стасову)
  • …Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать до выставок и вообще не дозволять распространяться в публике каким-либо другим способом.
  • (Приказ обер-полицмейстера Москвы П.М.Третьякову)
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871 «Иван Грозный и сын его Иван.16 ноября 1581г.» 1885
  • «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
  • В.И.Суриков
  • «Прошлое в настоящем - вот моя задача».
  • М.П.Мусоргский
Василий Иванович Суриков(1848-1916) Утро стрелецкой казни , 1881 Боярыня Морозова. 1887. Меньшиков в Берёзове .1888 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 Взятие снежного городка. 1891.
  • «Я всегда только Русью и жил.»
  • В.М.Васнецов
  • « … учиться на живой летописи истории мира»
  • В.В.Верещагин»
Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880г.
  • Витязь на распутье. 1878
  • Богатыри. 1898
  • Алёнушка.1881
  • Иван –Царевич на
  • Сером волке.1889
Василий Васильевич Верещагин(1842-1904) Побежденные. Панихида по павшим воинам. 1878 Апофеоз войны. 1871 « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.»
  • «Нет лучше страны, чем Россия!»
  • И.И.Левитан
  • «С природой одною он жизнью дышал.»
  • Е.А.Баратынский
А.К.Саврасов 1830-1897
  • Грачи прилетели.
А.К.Саврасов. Рожь.1881 Ф.А.Васильев. 1850-1873 Оттепель.1871 Ф.А.Васильев. Мокрый луг.1872 И.И.Шишкин.(1832-1898). Рожь. 1778 «Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных сюжетов» Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.1872
  • На севере диком.... 1891
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий.1889 Корабельная роща. 1898 А.И.Куинджи. (1842-1910) На острове Валааме. 1873 Вечер на Украине. 1878 Березовая роща. 1879 Лунная ночь на Днепре. 1880 В.Д.Поленов.(1844-1927) Заросший пруд. 1879 Московский дворик.1878. Исаак Ильич Левитан. (1860 - 1900)
  • «Осенний день. Сокольники».
Березовая роща. 1885 Вечерний звон. 1892 Март. 1895 Золотая осень. 1895 Владимирка. 1892 Над вечным покоем. 1897 Озеро. Русь. 1900 «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы». И.Е.Репин

Николаева Екатерина

Презентация знакомит с наиболее знаменитыми художниками, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники), существовавшее в последней трети XIX века. Презентация будет полезна всем, кто интересуется историей культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Художники-передвижники» Выполнила: Николаева Екатерина 10В

Художники-передвижники - объединение художников-реалистов России конца 19 века, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. История организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Членами ТПХВ в разные периоды были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.А. Серов, В.Д, Поленов, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и многие другие. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Устав новой организации был утвержден в 1870 году. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В целом передвижники ориентировались на современность, создавая большое количество жанрово-бытовых сюжетов. Искусство должно быть связано с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, поэтому основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм. Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.

Знаменитые художники-передвижники Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Христос в пустыне Портрет неизвестной

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Тройка Охотники на привале

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) Грачи прилетели Весенний день

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Утро в сосновом бору Корабельная роща

Илья Ефимович Репин (1844-1930) Портрет Павла Михайловича Третьякова Бурлаки на Волге

Ге Николай Николаевич (1831-1894) Что есть истина? - Христос и Пилат

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) Московский дворик Золотая осень

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Иван царевич на сером волке Т ри богатыря

Василий Иванович Суриков (1848-1916) Боярыня Морозова Меньшиков в Березове

Федор Александрович Васильев (1850-1873) Мокрый луг Болото

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) Лунная ночь на Днепре Березовая роща

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Вечерний звон Золотая осень

Серов Валентин Александрович (1865-1911) Девушка освещенная солнцем Девочка с персиками

Слайд 1

Слайд 2

Передвижники– русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Передвижники отображали народную жизнь, природу, демонстрировали свои выставки в различных городах России. Крупнейшие художники-передвижники: Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие. Создателем товарищества был Крамской.

Слайд 3

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Слайд 4

Участики

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.

Слайд 5

Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)

Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Слайд 6

Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Репин И.Е. «Портрет Третьякова», 1883

Слайд 7

Репин И.Е. «Бурлаки на Волге», 1870 -1873

Репин изображает в своих картинах народную жизнь, народные интересы, народную щемящую действительность. Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие.

Слайд 8

Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926)

Выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.

Слайд 9

Васнецов В.М. «Богатыри», 1881-1898

Образ Могучих богатырей, являющихся олицетворением спокойной и уверенной в себе силы русского народа, влек к себе Васнецова с начальных шагов творческого пути.

Слайд 10

Васнецов В.М. «Ковер-самолёт» 1880

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

Слайд 11

Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898)

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер.

Слайд 12

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», 1889

И.И. Шишкин писал эту картину в сотрудничестве со своим другом, художником-передвижником К.А. Савицким, кисти которого принадлежит изображение медведицы с тремя резвящимися медвежатами. Сам Шишкин написал пейзажную часть – глухую лесную чащу с поваленными стволами деревьев.

Слайд 13

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911)

Русский живописец и график, мастер портрета.

Слайд 14

Серов В.А.«Девочка с персиками», 1887

На портрете изображена двенадцатилетняя дочь Мамонтовых Вера. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая кофточка с черным бантом; на столе нож и персики.

Слайд 15

Серов В.А.«Мика Морозов» , 1901

Работа полна внутреннего движения, сама композиция необыкновенно динамична - кажется, "маленький герой" вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет плоскость картины, "выпрыгивая" нам навстречу.

Слайд 16

Серов В.А.«Дети (Саша и Юра Серовы)» , 1899

Картины Серова удивительно красивы по цвету красок.

Слайд 17

Исаак Ильич Левитан (1860- 1900)

Великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Слайд 18

Левитан И.И. «Над вечным покоем», 1897

Философской значительностью отмечена картина «Над вечным покоем», которой сам художник придавал большое значение. В образе разверзшихся пространств грозового неба и взбудораженной водной стихии как бы сфокусировались взбаламученная российская действительность, накаленное брожение умов и готовое прорваться долготерпение российского общества.

Слайд 19

Левитан И.И. «Вечерний звон», 1892

Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры