Презентация на тему культура руси 16 века. Презентация «Русская культура XVI века

Главная / Измена мужа

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

Декоративная отделка церкви – узорочье

церковь Вознесения в Коломенском

архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

фрески мозаика

Четырехчастная икона, 1547 г.

Андрей Рублев Троица

Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

Миниатюра

Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com


Л.А. Кацва, 2010

Общие условия развития культуры

?
В чем состояли условия развития русской культуры
в XVI в. по сравнению с более ранними эпохами?
В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве,
главной задачей которого была централизация.
Решающее значение для развития культуры имел
единый государственный центр – Москва.
Здесь использовались культурные достижения
других районов страны.
Государственная власть значительно усилилась
и во второй половине XVI в. приобрела откровенно
деспотический характер.
Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

Литература

Четьи-минеи. XVI в.
В Средние века люди
читали исключительно
религиозные книги:
труды святых отцов,
поучения, жития святых.
В 1542 г. в Новгороде
по повелению
архиепископа Макария
(с 1542 г. митрополит)
началось составление
Великих Четьих-Миней.
Минеи – книги, предназначенные для церковной службы
или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения,
а исключительно для чтения.

Литература

Макарий ставил задачу собрать «все книги четьи,
яже в Русской земле обретаются».
Великие Четьи-Минеи создавались более 20 лет.
В 12 больших томов (свыше 27 тыс. страниц) вошли
сгруппированные по месяцам жития святых
и вся литература, связанная с этими святыми:
сочинения отцов церкви, труды русских церковных писателей,
послания митрополитов, церковные уставы и грамоты,
различные «душеполезные» повести.
Многие произведения, читавшиеся на Руси в XV–XVI вв.,
сохранились только благодаря тому, что вошли в Минеи.
?
С появлением Великих Четьих-Миней
круг чтения всех русских людей стал одинаковым.
Какое это имело значение?

Литература

«Сказание вкратце

Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Популярный в XVI в. жанр
– воинская повесть.
О взятии Казани рассказывает
«Сказание вкратце от начала
царства Казанского».
Автор идеализирует Ивана IV:
«Быть велми премудр, и храбр,
и усерд, и крепко силен телом,
и легок ногами аки пардус, и
подобен во всем деду своему».
Русские воины «вси на Казань
дыхающе дерзостию брани и
гневом, аки огонь».

Литература

«Сказание вкратце
от начала царства Казанского».
Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Несмотря на торжественное
прославление царя и русского
войска, автор Сказания
не скрывает уважения,
к казанцам, которые храбро
бились с превосходящими
силами врага: каждый из них
«бився со сто русинов,
и два же со двема сты».
В Сказании повествуется
и о том, что женщины Казани
обучались стрельбе из лука
и «копейному бою»
и сражались рядом
с мужчинами.

Литература

В «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков»,
написанной уже после смерти Ивана Грозного,
рассказывается об осаде Пскова польским войском в 1581 г.
Автор придерживается традиционной манеры:
польский король изображен «лютым зверем»,
он «высокогорделив», а Литва «»гордонапорна»,
в то время как русское воинство «христолюбиво».
Автору «Повести» неважно, каков реальный Стефан Баторий.
Традиция велит изображать врага сугубо отрицательно –
таким и выглядит Баторий в «Повести».
?
В чем состоят сходство и различия «Казанской истории» и
«Сказания о прихождении Стефана Батория на град Псков»?

Письменность

Евангелие рукописное XVI в.
Полуустав.
Мордовский краеведческий музей,
Саранск.
В XVI в., как и прежде,
книги писали гусиным
пером, используя
чернила и киноварь,
а также растворенное
золото и серебро
для украшения текстов.
Но если раньше книги
писали преимущественно
на пергамене, то в XVI в. –
в основном на бумаге
(итальянской, французской
и немецкой).

Письменность

В связи с развитием
делопроизводства и обилием
текстов потребовалась
упрощенная беглая
манера письма.
На смену полууставу
пришла скоропись.
Буквы скорописи имели
удлиннения.
Сначала буквы состояли
в основном из прямых линий,
но со 2-й половины XVI в. стали
преобладать полукруглые штрихи.
Вкладная грамота 1592 г.
Слова часто сокращались,
Образец скорописи конца XVI в.
вводились различные
надстрочные значки.

Начало книгопечатания

Каждая рукописная книга была произведением искусства.
Книги стоили целое состояние.
Но главный недостаток рукописных книг был не в этом.
?
Как вы думаете, будут ли полностью идентичны
три экземпляра рукописного Евангелия?
Нет, не будут: каждый из них изготовлялся вручную,
почерк писца мог отличаться, но главное –
в тексте появлялись ошибки, которых было тем больше,
чем более срочной была работа.
В обычной книге для чтения ошибки – не беда,
но в богослужебной – кощунство.
К тому же в разных частях страны
накопились разные ошибки в священных текстах.

Начало книгопечатания

?
.
Каким образом можно было преодолеть различия в книгах?
Добиться унификации книг можно было
только путем введения книгопечатания.
Первая типография была создана в Москве по инициативе
Ивана IV и митрополита Макария в 1553 г.
?
Какое важное для жизни церкви и страны мероприятие
осуществил Макарий незадолго до этого?
Стоглавый собор 1551 г., на котором был установлен
единый канон иконописания, а все местночтимые святые
объявлены общечтимыми.

Начало книгопечатания

?
Что общего между решениями Стоглавого собора
и решением открыть в Москве типографию?
Книгопечатание позволяло избавиться от разночтений
в богослужебных книгах, которые в едином государстве
были совершенно нетерпимы.
Таким образом, книгопечатание являлось
важной централизаторской мерой,
как и установление единого канона иконописания
и единого списка общечтимых святых.
Первые русские книги были изданы без выходных данных
(места и года издания) и без имени издателя.
Поэтому первую типографию называют анонимной.

Начало книгопечатания

«Апостол»
Ивана Федорова.
Москва, 1564 г.
В 1563 г. на средства казны в Москве
была основана новая типография.
Во главе ее встал дьякон одной из
кремлевских церквей Иван Фёдоров,
скорее всего, уроженец Белоруссии
или Южной Польши, учившийся
в Краковском университете.
Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол»,
в 1565 г. – «Часословец».
Издания Ивана Фёдорова отличались
высочайшим уровнем полиграфии.
В настоящее время в мире известны
около 70 экз. «Апостола» 1564 г.
Треть из них – в России.

Начало книгопечатания

Букварь, изданный Иваном Федоровым
во Львове в 1574 г.
?
Как Иван Федоров
оказался во Львове?
Вскоре после издания
«Часослова»
Иван Федоров
и Петр Мстиславец
перебрались в Литву,
а затем во Львов.
По одной версии причиной
его отъезда из Москвы
стал поджог, устроенный
переписчиками, по другой
– обвинение в ереси,
вызванное тем, что
первопечатник вносил
в тексты изменения,
заменяя старославянские
слова русскими.

Начало книгопечатания

Псалтырь. Москва, 1568 г.
Издание Невежи Тимофеева
и Никифора Тарасиева.
После отъезда
Ивана Федорова
книгопечатание в Москве
продолжалось.
В 1568 г. Невежа Тимофеев
и Никифор Тарасиев
напечатали «Псалтырь».
В 70-х гг. XVI в. Тимофеев
руководил типографией
в Александровой слободе.
Всего в XVI в. русские
печатники издали ок. 20 книг.
Тираж «Апостола» 1597 г.
достиг 1500 экземпляров.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
В архитектуре XVI в.
как никогда раньше проявилось
стремление ввысь, к вертикали.
Самым ярким его выражением
стала первый на Руси
каменный шатровый храм –
церковь Вознесения в Коломенском,
построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении
говорилось, что шатровые церкви
строили «на деревянное дело»,
т.е. по образцу традиционных
деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало
сочетание красного и белого цветов.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском
– шатровый бесстолпный храм
высотой 58 м.
Почти половина высоты храма –
восьмигранный шатер.
Здание не имеет алтарных апсид,
благодаря чему зрительно
полностью подчинено осевому
движению по вертикали.
Внутри храм невелик,
т.к. сложная задача
поддержания каменного шатра
решена за счет утолщения стен
в нижней части здания
(2/3 площади).

Архитектура

Неподалеку от Коломенского,
за оврагом, в селе Дьякове,
в 1547 г. по приказу Ивана IV
был построен
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи.
Вокруг центрального столпа,
имеющего вид многоярусной башни,
расположены четыре
восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие
сочетается здесь с приемами
башенного, столпообразного
и шатрового зодчества.
Церковь Усекновения главы
Звонница напоминает
Иоанна Предтечи в Дьякове.
о псковском зодчестве.

Архитектура

Церковь Усекновения
главы Иоанна Предтечи
в Дьякове.
Дьяковский храм выглядит
гораздо более пышным, мощным
и тяжеловесным по сравнению
с церковью Вознесения.
Большинство историков считает,
что Дьяковский храм явился
предшественником
собора Покрова, что на Рву,
и даже полагает, что его строили
те же мастера.
Но есть и иная версия, относящая
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи к 50-м гг. XVI в.
и считающая его упрощенной версией
Покровского собора.

Архитектура

Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).
Собор Покрова что на Рву
был построен в честь взятия Казани
в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек –
псковский мастер Постник Яковлев
по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра
расположены восемь приделов:
четыре больших расположены
по концам креста,
еще четыре меньших –
по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое
целое девять церквей.

Архитектура

Первоначально собор был белым,
купола были покрыты
побеленным железом.
Нынешний пестрый («восточный»)
облик храм приобрел в XVII в.,
тогда же изменилось покрытие глав.
Ныне ни один из десяти куполов
(над шатром, восемью приделами
и колокольней) не повторяет другой.
В 1588 г. пристроен придел в честь
Василия Блаженного (1460–1552),
давший храму обиходное название.
Колокольня пристроена в 1670-х гг.
Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).

Архитектура

Софийский собор в Вологде.
Во второй половине XVI в.
строились и традиционные
пятиглавые храмы.
Софийский собор в Вологде
возведен в 1568–1570 гг.
по распоряжению Ивана IV
в подражание Успенскому
собору Московского Кремля.
Первоначально он тоже
именовался Успенским,
а Софийским стал в 1612 г.
Собор долго стоял недостроенным из-за отъезда Ивана IV
из Вологды (якобы на него со сводов собора упал камень).
Достроен собор в 1687 г. при Федоре Ивановиче.

Архитектура

Вологодский Софийский собор –
кирпичный прямоугольный,
шестистолпный пятикупольный
храм с тремя высокими, сильно
выступающими апсидами.
Хотя вологодский Успенский собор
строился в подражание
московскому, по плану и декору
он ближе к новгородским
и ростовским храмам.
Софийский собор
в Вологде.

Архитектура

Успенский собор Троице-Сергиева
монастыря был построен
в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему
каноническим Успенскому собору
Московского Кремля,
но отличается от него
тяжеловесной массивностью.
Отделка собора совершалась
при Федоре Ивановиче.
Успенский собор
Троице-Сергиевого
монастыря.

Архитектура

В XVI в. сооружались
не только храмы, но и
крепостные укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене
Глинской были выстроены
укрепления Китай-города:
2,6 км, 12 башен.
Спасские (Водяные) ворота
Китай-города.
Худ. А.М. Васнецов.
Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» –
связки жердей, использовавшихся
при строительстве.

Архитектура

В 1585–1593 г.
знаменитый мастер
Федор Савельев (Конь)
возвел укрепления
Белого города:
9 км стен, 29 башен,
11 проездных ворот.
Белокаменные стены
были обложены кирпичом
и оштукатурены.
Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.
?
Почему Белый город
так назывался?

Архитектура

В 1591 г. выстроена
деревянно-земляная
крепость Скородом:
15 км стен, 50 башен,
в т.ч. 34 проездные.
Серпуховская и
Калужская башни
были каменными.
Так сложилась кольцевая
планировка Москвы.
План Москвы, составленный
Маттеусом Мерианом (1638 г.).
Жёлтым цветом выделен Белый город.
Он окружает Кремль и Китай-город.
Вокруг него – Земляной город.

Архитектура

Смоленский Кремль.
Угловая башня.
Арх. Федор Конь.
В 1596–1600 гг.
Федор Конь
построил
укрепления Смоленска:
6,5 км стен, 38 башен
на расстоянии 150–160 м
друг от друга.
Современники считали
крепость неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск
более двух лет отбивал
атаки польских войск,
а в последний раз крепость
оборонялась против штурма
в 1812 г.

Живопись

Апокалипсис.
Снятие пятой печати.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Монументальное искусство XVI в.
представлено, в частности, фресками
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Стенопись собора
выполнена в середине XVI в.,
после московского пожара 1547 г.
Расположение композиций,
особенно евангельского цикла,
рисунок, передача ритма, фон,
колорит – все это связывает фрески
Благовещенского собора
с живописью начала XVI в.,
с эпохой Дионисия.

Живопись

Апокалипсис.
Блаженство праведных в раю.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
В то же время фрески
Благовещенского собора
заметно отличаются от стенописи
эпохи Дионисия.
Они перегружены деталями,
их композиции многослойны,
архитектурные формы дробны.
На фресках много русских святых
– князей и деятелей церкви.
Так воплощалась идея
богоизбранности Московского
государства и происхождения
московских государей
от римских кесарей.

Живопись

Икона «Церковь воинствующая».
Середина XVI в. Третьяковская галерея.
Икона написана в ознаменование взятия Казани.
Воины направляются от горящего города к «Горнему Сиону».
Две крайние колонны – небесное воинство (в нимбах).
Впереди (в кругу небесной сферы) – Архангел Михаил.

Живопись

Впереди средней (земной) колонны изображен царь.
В центре колонны – предположительно Владимир Мономах,
или император Константин Мономах.
Сзади – три всадника, предположительно
Владимир Святой с сыновьями Борисом и Глебом.

Живопись

?
В чем особенности иконы «Церковь воинствующая»?
Икона посвящена актуальному политическому событию.
Она прославляет государство и монарха,
но истолковывает их победу как победу православия.
На иконе изображены неканонизированные
исторические персонажи и даже живые люди
(Разрешение писать их на иконах
принял Стоглавы собор в 1551 г.).
Икона крайне перегружена персонажами и деталями.
?
С каким литературным произведением идейно
перекликается икона «Церковь воинствующая»?
Со «Сказанием о князьях Владимирских».

Живопись

Во второй половине XVI в.
в иконографии становится
популярен мотив Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос
будет судить живых и мертвых,
причем праведные будут
удостоены райского блаженства,
а грешные окончательно
ввергнуты в ад.
?
Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова.
ГТГ.
Почему именно во второй
половине XVI в. иконописцы
особенно часто обращались
к этому сюжету?

Живопись

Никита-воин.
Икона Строгановской
школы.
Прокопий Чирин.
В конце XVI в. сложилось особое
направление иконописи,
сосредоточившее внимание
на живописной технике.
Оно именуется «строгановской
школой» по имени купцов
Строгановых, которые ему
покровительствовали.
Главной задачей мастеров
строгановской школы
стало изображение
утонченной внешней красоты,
изящества фигур и облачений.
Внутренний мир персонажей
уходит на второй план.

Живопись

На развитии русской живописи в XVI в. отрицательно
сказалась жесткая регламентация, установленная церковью.
Стоглавый собор 1551 г. ввел лицевые иконописные
трафареты для изображения святых и целых композиций.
За соблюдением канонов должны были следить
особые старосты из числа «нарочитых мастеров».
Иконописцам предписывалось писать
«с древних образцов, а от самомышления бы
своими догадками Божества не описывали».
Собор 1554 г. разделил живопись на «письмо бытейное»
(библейские и евангельские сюжеты) и «письмо притчам»
(композиции на темы притч, житий, литургии).
Иные сюжеты не допускались.
И все же полностью остановить развитие
изобразительного искусства было невозможно.

Прикладное искусство

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.
Вопреки известному
заблуждению
Царь-пушка могла стрелять!
В XVI в. получило новое
развитие оружейное дело.
Русские мастера научились
отливать огромные пушки
(«затинные пищали»).
Им давали имена:
Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер
Андрей Чохов отлил
Царь-пушку весом 40 т,
с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная
голова и богатый орнамент,
а также фигура царя Федора
на коне.

Прикладное искусство

Высокого мастерства достигло в XVI в.
художественное шитье, особенно
изготовление церковных облачений.
Мастера искусно подбирали цвета,
создавали сложные орнаменты
и композиции.
К концу XVI в. шитье стали украшать
драгоценными камнями.
Оплечье фелони.
Фрагмент.
Вклад кн. П. Щенятева
в Троице-Сергиев
монастырь.

Источники иллюстраций

Слайд №3.
http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=663&pagefile=663-0006
Слайд №5-6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012721
Слайд №8. http://www.mrkm.ru/?cat=part1&sub=9
Слайд №9. http://molod.eduhmao.ru/info/1/3790/34553/
Слайд №13. http://prav-kniga2010.narod.ru/apostol-1564.htm
Слайд №14. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st019.shtml
Слайд №15.
http://www.protoart.ru/ru/main/news/antic/news_current.shtml?2006/02/200602139642.html
Слайд №16. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=11599
Слайд №17. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/523.htm
Слайд №18. http://www.shults.ru/okrainy_files/p0000162.jpg.htm
Слайд №19. http://www.petrovskij.com/photo/index.php?razdel_id=17
Слайд №20. http://www.rusiz.ru/journals/rizniza5/24
Слайд №21. http://www.foto-decor.ru/next_165p0f356.html
Слайд №22. http://www.temples.ru/private/f000040/vol_usp_2b.jpg

Источники иллюстраций

Слайд №23. http://img-fotki.yandex.ru/get/3112/prodg.9a/0_33ce8_ffdd5766_XL
Слайд №24. http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=11169
Слайд №25.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.
BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B9.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0
Слайд №26.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasnetsov_u_Myasnit
skih_vorot_Belogo_goroda_1926.jpg
Слайд №27.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%
D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4

Источники иллюстраций

Слайд №28. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/SmolenskKreml.jpg
Слайды №29–30. http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-32/--3
Слайды №31–32.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ChurchMilitant.jpg
Слайд №34. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/sud/others/sud_tr.htm
Слайд №35. http://svet-nesu.ru/l_036.htm
Слайд №37.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roi_des_canons_Kremlin_Moscou.JPG
Слайд №38. http://www.emc.komi.com/04/003/06/001.htm

Слайд 2

www.сайт

Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

Слайд 3

Архитектура

В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.

Слайд 4

  • Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:
  • Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.
  • Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.
  • Слайд 5

    Другие известные постройки на Руси этого времени:

    • Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.
    • Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.
  • Слайд 6

    • Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.
    • Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.
  • Слайд 7

    Живопись

    Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

    Слайд 8

    Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:

    • «Рождественский собор Ферапонтова монастыря»
    • «Собор Богородицы»
    • «Покров Богородицы».
  • Слайд 9

    Литература

    Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки.

    Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:

    Повести (« Повесть о Дракуле»)

    Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)

    Рассказы.

    Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

    Слайд 10

    Книгопечатание

    • XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол».
    • Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.
  • Слайд 11

    Известные труды, напечатанные в XVI в.:

    • « Апостол»
    • «Букварь с грамматикой»
    • Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.
    • Домострой и др.
  • Слайд 12

    Музыка

    В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Презентацию на тему "Культура и быт в 16 веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Культура и быт в 16 в.

    История Отечества

    Слайд 2

    План урока

    1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль. 7.Быт.

    Слайд 3

    Задание на урок.

    Какие новые черты появились в культуре и быте русского народа в 16 веке? С чем это было связано?

    Слайд 4

    1.Новый облик столицы.

    Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал адми-нистративным и культурным центром страны.Здесь появились представительства иностранных госу- дарств, и государственные учреждения.

    Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Дитография 19 в.

    Слайд 5

    Архитектура 16 века отлича-лась разнообразием сти-лей, особенно в церков-ном зодчестве. Классичес кие соборы соседствова-ли с шатровыми. В 1555-60 гг.на Красной пло-щади воздвигнут храм Василия Блаженного, по-священный взятию рус-скими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.

    В.Васнецов.Соборы Московского кремля.

    Слайд 6

    2.Крепостное и церковное строительство.

    По границам русского госу-дарства развернулось кру пное крепостное строите-льство.В Поволжье,в Цен-тральном районе и в Си-бири появилось несколь-ко мощных крепостей.В Смоленске под руководст-вом Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп-лекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Ка-зань неприступными.

    Церковь Вознесения в Коломенском.

    Слайд 7

    3.Живопись.

    Русская живопись развива-лась в рамках иконописи. Самым известным иконопи-сцем стал Дионисий рас-писавший часть Успенско-го собора Московского Кремля.Его работы отли-чают праздничность и све тлая радость. На его иконах святые изоб-ражаются в обрамлении жанровых сцен, описыва-ющих эпизоды их жизни. В период правления Грозно- го в иконы стали включа-ться исторические сюже-ты.

    Дионисий.Митрополит Алексий с житием.

    Слайд 8

    В сер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала по-беду православия над «неверными басурманами».

    Церковь воинствующая. Икона 16 в.

    Слайд 9

    4.Просвещение.

    С образованием единого государства возросла потреб-ность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «неду-ховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ пот-ребовало издания учебников.

    Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.

    Слайд 10

    В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Пе-чатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамо-те. И.Федоров был не только издателем,но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».

    «Апостол»-первая русская книга.

    Слайд 11

    5.Литература.

    В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержа-вший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.

    Слайд 12

    6.Общественная мысль.

    В 16 в. В литературе появля-ется жанр публицистики. Иван Пересветов в пись-мах Грозному предложил царю ряд проектов ре-форм.В переписке Грозно-го с Иваном Курбским рас-сматриваются проблемы взаимоотношения государ ства и общества.Курбский предлагал сословно-пред-ставительскую монархию, а царь отстаивал идею са-модержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому во-просу.

    «Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе.

    Слайд 13

    Он доказывал, что богатство государства создается кре стьянским трудом,и что то лько благодаря народу мо гут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказа-ние о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и воз-вратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится боль-шое количество сведений об истории Казани, опира-ющихся на различные ис-точники.

    «Колокольня Ивана Великого в Москве.

    Слайд 14

    Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитае-мым праздником была Пасха посвященная Воскреше-нию Иисуса Христа.Наряду с церковными сохрани-лись и языческие традиции - на святки народ устраи-вал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся.

    А.Корзухин. Девичник.

    Слайд 15

    Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природны-ми условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды,тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

    «Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

    «Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

    «Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

    «Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

    «Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры