Призраки спектакль. Спектакль призраки

Главная / Измена мужа

Версия для печати

Премьера спектакля "Призраки" | Фото: Тюменское концертно-театральное объединение, Екатерина Христозова

Впервые спектакль по пьесе итальянца Эдуардо де Филиппо "Призраки" был представлен на сцене Тюменского драматического театра 3 ноября. На предпоказ премьеры были приглашены труппа театра и журналисты.

Идея создания постановки принадлежит режиссеру из Москвы Татьяне Михайлюк.

Любовь к Италии и небольшая обида за пьесу, за которую мало кто берется, натолкнули на решение ставить ее в Тюмени. Об этом столичный режиссер сказала в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия".

"Она очень сложная, многослойная и мносмысловая пьеса и мне захотелось ее поставить. Удалось заразить этой идеей постановочную компанию, - делится Татьяна Михайлюк. - Мне безумно повезло с художником, потому что Алексей Паненков, художник спектакля, эту идею понял, прочитал, загорелся, усердно работал. Язык спектакля сложный, и тут от актеров очень много зависит, каждые полутона важны. Я надеюсь, что этот спектакль будет нравиться зрителям".


Сюжет комедии знаменитого итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо заключается в том, что неисправимому романтику Паскуале, трогательно влюбленному в свою молодую жену, после ряда дешевых съемных квартир удается снять огромный старинный дом, причем, совершенно даром. Дело в том, что за домом закрепилась дурная слава: много лет назад его владелец, испанский гранд, застал жену с любовником и велел замуровать их живыми. Этот слух о призраках, населяющих дом, и должен развеять Паскуале.

Призраки на сцене тюменской драмы появляются с первых секунд. Декорации, костюмы, музыка, свет - все это захватывает зрителя целиком и полностью, погружает в мир другой реальности. К слову, без фокусов в спектакле не обошлось. Один из персонажей - Гастоне искусно из салфетки создает цветок, а в пустом кейсе появляются доллары и другое.


| Фото: Тюменское концертно-театральное объединение

К слову, воплотить пьесу "Призраки" на тюменской сцене режиссеру Татьяне Михайлюк удалось благодаря гранту Министерства культуры РФ в размере 2 млн рублей.

"Грант министерства культуры РФ мы получаем второй раз, а также мы получали грант правительства Тюменской области два раза, - поделился директор Тюменского Большого драматического театра Сергей Осинцев. - Некоторые актеры получали гранты СТД и даже СТД российского масштаба. Такая политика ведется по привлечению дополнительных средств, они необходимы". По словам директора театра, общая сумма расходов на постановку комедии "Призраки" составила 4 млн рублей.


| Фото: Тюменское концертно-театральное объединение

Окунуться в мир иллюзий и понять глубокий жизненный смысл премьерного спектакля "Призраки" тюменцы смогут во время Всероссийской акции "Ночь искусств" 4 ноября, начало в 20 часов. Также он будет представлен 5 ноября в 18 часов.

Московский режиссер Татьяна Михайлюк выразила надежду, что "Призраки" придутся тюменскому зрителю по душе и спектакль "встанет на рельсы".

Я начал открывать для себя московские театры. Первым стал МХТ имени Чехова. И сразу с премьеры. Спектакль «Призраки» Эдуардо Де Фелиппо в постановке Евгения Писарева. Комедиям в театре отношусь хорошо, особенно после трёх очень серьезных спектаклей, заставивших задумать. Хотелось чего-то лёгкого, потому что очень сложные с многолинейными сюжетами, с замысловатыми текстами и сверх глубоким смыслом смотрю тяжело. Мой предел - «Мария Стюард». Комедия неаполитанца Де Филиппов как то, что надо. Состав главных действующих лиц: муж Паскуале (Игорь Хрипунов), жена Мария (Анастасия Городецкая), любовник жены Альфредо (Виталий Егоров), хитрый привратник Рафаэль(Станислав Дружинников, хотя эту роль играет и Александр Семчёв), а также родственники главных героев, среди которых тесть Альфредо - Саверио (его роль играет Василий Немирович-Данченко — известный театральный музыкант и артист) и сестра Рафаэля — Армида (Мария Сокова). Типичная ситуация. У жены есть любовник, муж не догадывается, привратник знает, но молчит. Банально вроде. Но это только кажется. Действие происходит на этаже дома с приведениями! В него въезжает единственные постояльцы — Паскуале с женой. Хозяин дома предложил им квартиру бесплатно, лишь бы они развеяли нехорошую славу дома. Сначала Паскуале не верит в сверхъестественные чудеса, творящиеся в доме, но вскоре происходит череда мистических явлений, а еще и привратник нагоняет страху. А раз в доме есть призраки, значит можно и живым изобразить их шалости. Куда делась дыня? Призраки стащили. И шляпа? Тоже они. И обещанные 2000 лир? И это они. Паскуале чувствует, что не все дело в приведениях, что и сам Рафаэль подворовывает. Но он включается в игру и тоже вполне успешно морочит голову привратнику, ссылаясь на проделки призраков. А тут еще любовник неожиданно появляется и исчезает. Может и он призрак? Точно он! Иначе и быть не может. Так решает муж.

Хорошо поработали переводчики. Все таки итальянский юмор близок нам.

Рафаэль;« Раньше по карнизу ходил призрак воина, одетого в средневековую одежду! Он как часовой ходил по карнизам. Но уже два месяца его не видели. »

Паскуале: « Может его отправлении в запас?»

*****

Рафаэль Паскуалю «Будьте осторожны. Как-то сюда зашла моя сестра. Она была черноволосая, стройная, веселая. А вышла из комнаты седой, толстой и помешанной» .

Вообще диалоги мужа и привратника как стержень всего произведения. Очень комичная пара, невысокий худенький наивный муж и огромный, полный, расчётливый привратник. И какие песни поют! Пели на итальянском, но настолько в тему, что и без перевода понятно. А уж когда Паскуале и Рафаэль запели дуэтом и начали зажигательно танцевать, зрители не удержались и захлопали в такт весёлой песне!

Но кроме комедийных моментов, есть и очень серьезные. Ближе к концу Паскуале открывает свою душу одному из «призраков»: «Деньги делают нас уверенными в себе, без ни ты чувствуешь себя тряпкой». Еще понравилась мысль высказанная им, что прощание это всегда не только грустно. Но и страшно. Человек уходит за дверь. А ты не знаешь, вернется ли он? Вдруг ты видишь его в последний раз? Кроме людей в спектакле есть невидимый герой - профессор. Его не видно со сцены, не слышно его голоса, но он постоянно рядом. Они говорят с ним. Он будто призрак в начале. Но под конец появляется ощущение, что как раз он единственный человек. А все остальные призраки или души: невинные, заблудшие, страждущие, потерянные, проклятые и обреченные каждый на своё

«Приют комедианта»
Спектакль «Призраки»
Режиссер Григорий Дитятковский

Тени


Спектакль «Призраки» по произведению Эдуардо де Филиппо - это комедия характеров, комедия положений, в которой герои попадают в разнообразные курьезные и непредвиденные ситуации.
Так, главный герой Паскуале Лойяконе (Степан Пивкин) поселяется в старом доме с призраками для того, чтобы в городе забыли о слухе, что дом полон злых духов. Паскуалю Лойяконе платят жалование, чтобы он каждый день выходил на балкон с чашечкой кофе и радостно общался с соседями, демонстрируя жителям, что призраков в доме не существует.
Перед переездом в дом, героя запугивает привратник Раффаэле (Михаил Самочко).
Он рассказывает будущему постояльцу легенду о том, как в этом доме несколько сотен лет назад муж заподозрил свою жену в неверности и замуровал ее с любовником в одной из 365-ти комнат здания. И с тех пор души умерших не могут найти себе покоя. Он учтиво предупредил мужчину о том, что в доме иногда пропадают предметы, перед своим уходом стащив еду постояльца.

Сценография спектакля состоит из длинного железного балкона и лестницы, ведущей на «второй» этаж. Балкон служит и предбанником, и выходом «на улицу». Весь первый акт половина сцены завешана пыльно-серым тюлем, напоминающим лёгкую сетку. Она может крутится вокруг своей оси, удаляться в глубину сцены или находится прямо у ее основания, и актеры играют с занавесом так, как им угодно. В определенный момент действия на тюле появляются тени - так обыгрываются «призраки» этого дома.
Сценография выполнена в темных тонах, на сцене присутствует много железных конструкций (лестница, «второй этаж», приставной балкончик). В центре стоит стол, покрытый белой скатертью, по левую сторону разместились шкафы, полочки, чайник и небольшая плиточка. Между шкафами создан небольшой подступ, уводящий в кулисы, но ощущение будто там расположена спальня новоиспеченного постояльца.
В этом спектакле хочется особенно отметить актерскую игру.
Михаил Самочко в роли привратника Раффаэле околдовывает своим голосом, прекрасной дикцией и искренностью. Его Раффаэле настоящий плут и хитрец, способный урвать свой кусок хлеба у кого угодно. Он и учтив, и нагл одновременно. Как хозяин он представляет будущие покои, заставляя относиться к себе с уважением и особым вниманием. Его Раффаэле многое знает и многое скрывает для своего же блага. Он всегда имеет козырную карту в своем рукаве, чтобы при случае выложить ее, выйдя победителем практически из любой ситуации.
И лишь единственный раз Раффаэля сумел облапошить Паскуале Лойяконе, который оказался на много наглее пожилого пройдохи. Раффаэле не ожидал такого поворота событий и оказался в удивлении от случившегося. Как такое возможно? Его обманули и забрали «кровно заработанные» денежки! А вот так, ведь Паскуале Лойяконе оказался еще более пронырливым, а точнее - алчным, чем Раффаэле.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Лойяконе наивно полагал, что деньги, которые он неожиданно находит в разных местах, оставляет ему привидение. Он пребывал почти в детской эйфории от этой мысли, желая скорее разбогатеть и открыть в доме пансионат. Но деньги он находил не благодаря доброму духу, а благодаря любовнику свой жены Марии.
Мария (Соня Горелик) тайно встречалась с Альфредо Марильяно (Дмитрий Луговкин), и тот решил помогать непутевому мужу своей возлюбленной. Он снял комнату этажом выше, чтобы встречаться с любимой. О, как играл своего героя Дмитрий Луговкин! Можно было удалить со сцены всех, оставив лишь его одного и бутафорию! Его герой - тонкий, чуткий, активный аристократ с пылким нравом и неуемным нутром. Он страстно и горячо переживает все свои чувства к Марии, активно проявляя их. Его Альфредо Марильяно приносит цветы, накрывает стол скатертью, сервирует его, разливает по бокалам вино… Всегда в белом костюме, накрахмаленной рубашке и с истинно итальянским темпераментом! По сцене он не ходит, а буквально танцует от одного угла к другому, от Марии до шкафа, в котором прячется от мужа. И привозят Альфредо, такого высокого, в дом тоже в шкафу! Но как он выходит оттуда: будто распахнув дверцы не шкафа, а дворца; поправляет прическу, стряхивает пыль с пиджака. Настоящий аристократ! Чувствуется, как люба эта роль Дмитрию Луговкину.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Мария же, ради которой рыцарь в белом костюме готов практически на все, радостная наивная дурочка, глупая-глупая, с пухлыми губками и широко раскрытыми глазами. Настоящая девочка-ромашка, не понимающая ни того, что она творит, ни того, для чего это творит. Ей по-детски весело с горячим Альфредо и, конечно, очень скучно со «слепым» Паскуале, который старше ее на много лет. Марии хочется праздника, феерии, конфет, сладкой ваты и воздушного шарика в руке! Что и доставляет ей пылкий Альфредо.


Фото: с сайта театра «Приют комедианта»

Весь спектакль проходит очень задорно и активно. Декорации меняются прямо на глазах зрителей, и Раффаэле самостоятельно объявляет антракт.
Второй акт более драматичный, между супругами происходят частые конфликты, влюбленный Альфредо не может быть со своей возлюбленной, от чего впадает в сильнейшую депрессию. Зритель знакомится с супругой пылкого Альфредо, которая посещает этот каламбурный дом с призраками.
Местами кажется, что вот-вот действие перейдет в драматическое или трагическое направление, что в скором времени все-таки появятся обещанные призраки, но все они, как и положено хорошей комедии, остаются лишь в воображении героев и зрителей.

Спектакль «Призраки» Григория Дитятковского - это технически сложенная точная конструкция со всеми основными комедийными приемами и маневрами. В этом спектакле кроме наличия режиссерского слова, есть и само произведение Эдуардо де Филиппо - доступное, веселое, красивое и понятное.
Этот спектакль именно тот случай, когда в театре расслабляешься и отдыхаешь, наблюдая за действительно безупречной игрой актеров и общего сочинения постановки.

Эмилия Деменцова отзывы: 135 оценок: 140 рейтинг: 194

«Призраки»: обыкновенное чудо

Чудес не бывает. Это правда жизни, а точнее суровый приговор действительности. Есть, конечно, семь чудес света, но они материальны. А чудесам так не идет материальность. Чудо – это ощущение. Его, если повезет, можно испытать в театре. Но даже там, в мире, созданном на один вечер, чудеса редки. Сегодня все больше чудят, чем чудодействуют. Одна надежда на сказки. Там без чудес никак нельзя. Только на то она и сказка, что поверить в нее трудно. Все в ней призрачно, иллюзорно. Но если реальность далека от сказки, а сказочник весьма убедителен, то можно и ввериться ему. Только важно не позабыть, что не у всех сказок счастливый финал…

Дрожащий огонек свечи отбрасывает тень на стены, угадываемого на сцене дома. Дрожащий потому, что человек, несущий подсвечник, хотя по комплекции и не должен быть из пугливых, явно встревожен посещением этого таинственного особняка. Так с игры теней и видений начинается эта сказка для взрослых. Сказка, по своей кажущейся невероятности, ничуть не оторванная от жизни. В МХТ им. Чехова режиссер Евгений Писарев поставил спектакль «Призраки» по пьесе Эдуардо де Филиппо.

Истории Эд. де Филиппо из жизни неаполитанцев, принципиально не отождествляющих себя с прочими итальянцами, нам известны в основном по фильмам с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Знание это весьма скудно. Актера, режиссера, сценариста, драматурга и родоначальника новой страницы театральной истории Италии, сценические подмостки сегодня незаслуженно подзабыли. Впрочем, если вспомнить отдельные опыты его постановок в России последних лет, то понимаешь, что иногда лучше забыть, чем осквернить память пошлым воспоминанием.

Прочувствовать и выдержать стиль автора, переносящего порой фарсовые сюжеты в повседневный быт обычных людей, сталкивающего комизм и отголоски неаполитанской комедии масок с трагизмом и подлинными переживаниями, под силу немногим. Евгений Писарев – мастер комедий, не лишенных подтекста. Он не боится надоесть или заставить зрителей заскучать, рассказывая им истории о мечтателях и фантазерах, будь то английский мистер Пиквик или нашенский Иванушка-дурак. Теперь к ним присоединился и неаполитанец Паскуале Лояконо.

Героям, с которыми работает Е.Писарев, жизнь могла бы вынести приблизительно один диагноз – эскапизм, безусловную открытость для чуда: они и чу/дны, и чудны/ одновременно. Однако это не делает спектакли режиссера однотипными. Разве что одинаково стильными. И в этом авторский штрих. От Неаполя в спектакле - голубое небо и решетчатые балконы, на которых главный герой воспаряет в прямом и переносном смысле. И, конечно, невозможно помыслить себе Италию без канцон: песен, исполняемых в живую, под аккомпанемент настоящего оркестрика, в спектакле хоть отбавляй, впрочем, убавлять не хочется совершенно ни «Чучареллу», ни отрывки из «Травиаты». А разве могли бы быть «Призраки» без оперы?

На голубом прозрачном фоне (художник З.Марголин) развернется не призрачная история о человеке, переехавшем в дом, как говорят, с привидениями, взявший с собой жену, шкаф с ее любовником, и призраков (на сцене не появляются, впрочем, как знать). Небо со временем посереет, но ведь и жизнь небезоблачна.

Спектакль сделан с душой и для души. Кстати, герои у автора обозначены как души – страждущие или заблудшие, мятущиеся или бесполезные. В общем, определений на душу населения хватает вполне. Каждый герой – типаж: это отсылка к комедии масок. Любопытно, но есть версия, что само слово «маска» происходит от позднелатинского masca, т.е. «призрак». Спектакль сделан со знанием и уважением итальянской традиции площадного театра. Здесь помост, на котором и происходит действие, дзанни (слуги) – два грузчика «одинаковых с лица» (А. и В. Панчики), манера игры с обращением в зал, с пластикой, подкрепляющей слово. Здесь есть свои Тартальи, Скарамуччи и Пульчинеллы. Каждый из героев имеет свой фирменный «дефект» – кто-то не в меру полон, кто-то слишком высок, кто-то картавит, а кто-то и вовсе с трудом произносит слова. В окружении этих «нескладных» людей маленькому человеку Паскуале (И.Хрипунов) трудно даже в восемнадцати комнатах уместить свои бесплотные мечтания. Не вмещает старинный дворец воздушные замки героя. Все время кто-то врывается и мешает выпить свои желанные полчашки кофе: то покинутая неверным Альфредо (В.Егоров) Армида (К.Бабушкина) с душой и голосом Травиаты, со всем семейством в придачу, то крупный привратник (А.Семчев) с душой мелкого жулика, а то и просто новый день с новыми счетами и долгами залетает во все 68 балконных дверей.

Спектакль очень точно жанрово выстроен. Истории с сильным игровым началом противопоказан натурализм и реалистическое изложение. Впрочем, «игра» не лишает ее психологизма, и, когда нужно, маски отбрасывают и напоминают о русском драматическом театре и искусстве переживания. Здесь, как и задумывал автор, встретились комедия и драма, проза и поэзия жизни. Не позабыли и про иронию, но не язвительную, не едкую. Не осталось места только для злобы и пошлости, это, конечно, отрывает от дня сегодняшнего, но за это можно только поблагодарить.

Историю о человеке, укрывшемся от гроз жизни в собственном мире грез, играют не насмешливо, не осуждая и не вынося приговора. Если для вас герой Паскуале – бездельник, неудачник и просто никчемный человек, то вам предложат взглянуть на него с менее категоричной точки зрения: посмеяться и взгрустнуть над его судьбой. Но грусть будет светлой, не лишенной надежды. «Будем надеяться!» крикнет герой, не извлекший из всей этой фантасмагории никакого урока, и будет прав. Надеяться надо. Хотя бы и на призраков.

P.S. Работа над спектаклем продолжится, кое-что еще нуждается в оттачивании. Но можно быть уверенным, что спектакль станет только лучше. Причин не выходить на поклоны ни для артистов, ни для режиссера нет.

La commedia è finite, декорации скрываются за занавесом, и реальность снова властвует над зрителями, но светлые улыбки и мягкая грусть еще долго не покинут их. На этом спектакле не было душно, но задушевно.

Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/4912.html

KoshkO отзывы: 52 оценок: 69 рейтинг: 101

Честно говоря, шла на этот спектакль, ничего не ожидая, так как творчество Писарева не по мне. Помню как разочарованно уходила с "Примадонн", в "Пиквинском клубе" мне понравилась, наверное, только идея с автобусом, ну, а "Конеу-Горбунок", если бы не была мей любимой сказкой в детстве и обалденных декораций, наверное, вообще бы в памяти не осталось.
Не нравится мне эта легкость в театре, ее и по телеку достаточно, другое дело, когда надо задуматься...
Так вот в "Призраках" надо задуматься. В "Призраках" есть этот глубокий смысл. Почему многие из нас принимают желаемое за действительное или наоборот, почему мы стараемся не замечать того, чего мы не хотим видеть?
Этот спектакль не фарс, не дурацкая комедия, в этом спектакле есть все, что нужно...
А как поет Семчев, какой голос... Да, и артисты все очень сильные...
Обилие отрицательных отзывов объясняется лишь тем, что люди не хотят смеяться над собой, не хотят видеть в этих героях себя.
Честно говоря, я смотрела во МХАТе практически все, и этот спектакль очень по мне =)

Павел Лягин отзывы: 100 оценок: 185 рейтинг: 245

Плохо и очень плохо...жаль...

Неужели по мнению уважаемого художественного руководителя - Иванов Бутусова - это неудача сезона, а Призраки Писарева - успех? Я очень надеюсь, что орден первой степени и возраст не сыграли злую шутку с Великом Человеком...

Как правильно было зачено в одном отзыве - на Призраков будут ходить, будут смеяться и покупать дорогие билеты, делая кассу. А на Иванова, только занимать основную сцену, эстетически наслаждаясь, но не принося рубля в бюджет театра...
Но главный Художественный Театр страны не должен идти на поводу у масс, а должен подтягивать и брать планку чуть выше зрителя, чтобы тот самый зритель камергерского, задирая голову вверх, тянулся, осознавал и думал!!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры