Проблема совести: аргументы. Тема совести в русской литературе Проблема отсутствие совести у человека аргументы

Главная / Измена мужа

Нарцова Александра

работа была представлена на муниципальном уровне НПК "В мир творчества, мир поиска, мир науки"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Районная научно-практическая конференция школьников

«В мир поиска, мир творчества, мир науки»

Секция «Русский язык, литература»

Тема совести в русской литературе

Адрес учреждения: 666397, Иркутская, Балаганский, Кумарейка, Школьная, 1

Контакты: тел.89247092853, эл. адрес [email protected]

Руководитель : Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ

Кумарейка, 2018

  1. Введение……………………………………………………………..с.3
  2. Понятие совести…………………………………………………….с.6

2.1.Что такое совесть?.................................................................с.6

  1. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века…с.8
  1. Повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»………………………………................................с.8
  2. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»…..с.10
  1. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века…...с.13

4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»…………....с.13

4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»……………………с.15

4.3. Рассказ Е. Карпова «Меня зовут Иваном»…………………….с.17

4.4. Рассказ Л. Петрушевской «За стеной»…………………...……с.19

  1. Заключение………………………………………………………...с.22
  2. Библиографический список……………………………………....с.23
  3. Приложение………………………………………………………..с.24
  1. Введение

В жизни каждого человека бывают минуты, когда незаметно для себя что-нибудь теряешь. Эту потерю всегда пропускаешь через себя и сильно огорчаешься, думаешь об этом.

А что это значит – терять совесть? Она же не вещь?
Терять совесть – значит становиться бессовестным, нахальным, не следить за своим поведением, позволять себе бесчеловечные поступки.

Тема данной работы

Тема совести не является новой для нашей сегодняшней литературы. Она всегда волновала писателей-классиков, каждый из которых стремился по-своему ответить на этот вопрос. Обращение к этой теме писателей говорит нам о том, что они пытались осознать степень своей ответственности за всё происходящее в обществе. В своих произведениях писатели размышляли о времени и человеке, попавшем в круговорот событий, о нравственных законах, соблюдение которых формирует суть и смысл личности каждого из нас.

Актуальность данного проекта очевидна: я хочу проследить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.

Ведь совесть всегда воспринималась как центр нравственной жизни человека. Может ли современный человек отличить правду ото лжи, совестливость от бессовестности.

Объект исследования: произведения художественной литературы.

Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.

Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.

Методы исследования:

1. метод сплошной выборки;

2. наблюдения;

3. аналитический;

4. описательный;

5. сравнительно-сопоставительный;

6. интерпретации художественного текста.

7. обобщение;

8. систематизация.

Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.

То есть, в качестве основной цели необходимо провести некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

  1. изучение литературы по данному вопросу;
  2. определение понятия «совесть» в литературе XIX века и в современной литературе;
  3. показать существование понятия «совесть» и « муки совести» в русской литературе;
  4. определить своё отношение к этому нравственному понятию.

гипотеза :

Основная часть работы «совесть»

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития чувства совести учащимся через изучение, анализ художественных произведений.

2. Понятие совести

2.1.Что такое совесть?

Сейчас, в наше время погони за материальными ценностями, когда человечество тонет в потоке бессмысленной информации и мозг людской заменяют компьютеры, когда вокруг реклама и блеск заманчивых вывесок, мы все реже и реже произносим слово «совесть». Похоже, сейчас для нас это всего лишь символ, набор звуков. Как никогда остро назрел вопрос о пробуждении совести в нашем обществе. Место совести - в душе человека.

Что такое совесть? «Это стыд перед самим собой, - так сказал древнегреческий философ Демокрит.

Совесть – это переживание или одобрение собственного поступка, даже если он только задуман. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести, так как она самый суровый и неугомонный из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Где же живёт совесть? В душе человека, в его глазах. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”.

По словарю В.И. Даля «Совесть - это тайник души человека, в котором располагается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла ; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

Если внимательно посмотреть на слово СОВЕСТЬ, то можно выделить в нём две части «со» и «весть». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой (сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, сосуществование совместное существование), сопереживание (переживание вместе с кем-то), то есть совместное действие с другими людьми. Слово ВЕСТЬ - это послание, сообщение. В соединении СО-ВЕСТЬ получается совместное послание от одного человека другому, это своеобразное сотрудничество, обмен с кем-то плохим или хорошим, сообщение о чём-то, что не должно омрачать жизнь людей. Совесть - весть сердца. Совесть в жизни человека занимает центральное место.

Это закон жизни каждого человека, регулирующий его поведение. Он является нашим внутренним законом, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого нашего поступка. Человеческая совесть помогает нам порой отказываться от привычного в пользу нового, часто требующего отступления от каких-то норм нравственности.

3. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века

3.1. Повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно заставляет человека говорить себе правду. Совесть - это наш внутренний судья.

Рассмотрим, как ведут себя литературные герои, слышат ли они голос совести.

Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» показывает нам, как важно иметь совесть и проявлять милосердие. Это помогает сохранить свою честь в глазах других людей.

В первую встречу Гринева с Пугачевым, Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит проводнику деньги и свой заячий тулуп. Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, и нельзя проходить мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Пугачев это почувствовал и был благодарен.

Поэтому, Пугачев в следующей их встрече отвечает милосердием на милосердие. Он не боится уронить достоинство атамана в глазах соратников, и следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Но, получается, что услуга и воздаяние несоразмерны: заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру царского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как это значило бы поступить не по совести.
Петру Гриневу, в облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. За эгоизм Швабрин в повести наказан. Но Гринев не отворачивается от поверженного врага, не торжествует - и в этом тоже милосердие совестливого человека.

Счастливый конец «Капитанской дочки» показывает нам, что мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие.

В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня, дочь станционного смотрителя, оставила отца и без разрешения, и без благословения бежала из дома. Из-за переживаний, одиночества, тоски отец заболел и умер, так и не увидев дочь. Прошло время, и Дуня возвращается в родные места. «…и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала. …Она легла здесь и лежала долго». Дуня плачет на могиле отца, понимая, что он умер из-за неё.

Дуня, в отличие от блудного сына, не успела искупить свою вину и попросить прощения у отца.

В этой повести совесть - это вина перед отцом , муки совести - от невыполненного дочернего долга.

3.2. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, с болью в сердце пишет в сказке «Пропала совесть» о своих соотечественниках, бегущих от совести. «Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Мудрые мира поняли, что они… освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение». Люди остервенились. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека».

«А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя, всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие». Её называют «надоедливой приживалкой», «последним игом», «негодной ветошью», «бедной изгнанницей», «несчастной находкой». Тяжело пришлось людям, в руках которых оказалась совесть. Человек изменялся под влиянием совести (словно электрическая струя пронзила пропойцу, возвратилось горькое осознание действительности, освобождение от винных паров, страх поселяется в его сердце). Люди не захотели жить с совестью? «И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; «с ней (совестью) пропадешь, как собака!» Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд".

Особенно тяжко пришлось финансисту Самуилу Давыдычу Бржоцкому. Когда он получил конверт с совестью, его стало корёжить. «Едва взял Самуил Давыдыч в руки конверт, как заметался во все стороны, словно угорь на угольях. Но всё-таки он оказался самым стойким среди других владельцев совести: как настоящий герой, он ей не поддался. «Я не стану описывать здесь мучения, - читаем мы дальше, - которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился».

Люди не захотели жить с совестью? «И долго, таким образом, шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук» .

Выброшенная, оплёванная, измятая, никому не нужная совесть переходила из рук в руки, перебывала у многих тысяч людей. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!» Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть.
«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»?

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть, в его чистом сердце». Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин. Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу . Только один вопрос возникает: «Когда же это русское дитя вырастет?». Сколько ещё-то можно ждать?

Что же хотел нам сказать М.Салтыков-Щедрин своей сказкой? Как легче жить – с совестью или без совести?

Сказка - крик души автора. Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло. Совесть, в первую очередь, нужна каждому человеку для развития его души, и, если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление. Да, совесть в душе растить нелегко. В народе говорят: «Наглому и жить легко». Но мне кажется, не всегда это так. Встретишь на своём пути «человека совести», и что-то начинает тревожиться в груди. Это совесть просыпается и начинает расти. Но чаще всего совесть «тухнет».

4. Тема совести в произведениях русской литературы ХХ века

4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство - это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было.

«Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть»…

« я заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету... Даже дед не выдержал моего полного раскаянья».

Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.

Совесть героя – это чувство вины перед бабушкой за обман . Он пережил муки совести – от сознания, что совершил непоправимое и бабушка не простит его. Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести .

4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали.
Н. М. Рубцов

Произведения Константина Георгиевича Паустовского интересны сюжетом, психологической разработкой образа и удивительным лаконизмом. Несколькими фразами автор умеет нарисовать словесный портрет, передать мысли и переживания героя, окружающую обстановку.

Рассказ писателя «Телеграмма» наполнен пронзительной грустью и совестливостью, почти притчевой лаконичностью. Только большой художник и гуманист мог так правдиво и доходчиво показать трагедию одинокой старости и черствость, казалось бы, родной души. «Октябрь был на редкость холодный, ненастный... Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта - портрет ее отца, а вот эта - маленькая, в золотой раме - подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной"».

Доживает старая женщина свой век в одиночестве, мечтая о встрече с любимой дочерью, которой и невдомек, что надо бы мать приласкать, приголубить, ведь роднее нет у нее на свете существа.
Но Насте все некогда, занята она устройством «конкурсов, выставок». У нее другие планы и интересы - три года не может вырваться к матери в деревню. При чтении письма от Катерины Петровны «ненаглядная Настя» вспоминает не тепло и нежность матери, а ее неизбежные слезы и «ничем не скрашенную скуку сельских дней». А когда после городской суеты дочь вспоминает об одинокой Катерине Петровне, то эта запоздалая забота оказывается уже ненужной. Мать похоронена чужими людьми, а в душе Насти - теперь уже вечная и неизгладимая вина перед ее памятью. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь... Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!"» .

Как часто мы стараемся заменить душевность профессионализмом, уделяя внимание посторонним, забывая о близких, нуждающихся в нас. Так и живем в суете и сутолоке, бросив своих стариков, некогда подаривших нам тепло и заботу, теперь же нуждающихся в нашем уходе и тепле.
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» учит быть человечными, заботиться о слабых и нуждающихся в защите, пока они еще живы. Потом, потеряв близких, поздно плакать и каяться.
В холодной темной комнате матери «Настя проплакала всю ночь... Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Катерина Петровна страдает от одиночества, но не упрекает дочь; только временами тихонько плачет, Настя не видела мать три года, даже письмо матери некогда прочитать. А когда Настя получает телеграмму: «Катя помирает». Она скомкала её и нахмурилась. Ей опять некогда.

Настя испытывает болезненное чувство тяжести от своих поступков, иначе говоря, муки совести.

Совесть проснулась в нее поздно. Ушел из жизни тот, кто мог простить. Она опоздала попросить прощение за свои поступки.

  1. Рассказ Е. Карпова «Меня зовут Иваном»

Об отсутствии внутренней чести повествует рассказ Е.Карпова «Меня зовут Иваном». Именно внутренней чести не оказалось у героя нашей сегодняшней литературы Семёна Авдеева, который достойно прошел по дорогам войны, а в самом ее конце немцы подожгли танк, в котором солдат был башенным стрелком. Товарищи по экипажу спаслись, а как вылез из танка Семен, никто не видел. Какой силой воли надо обладать человеку, чтобы ослепшему, обожженному, с перебитой ногой двое суток выбираться из огромной ямы. От боли Семен часто терял сознание, а приходя в себя, вновь полз. И в госпитале боец Авдеев терпел все: и операцию, когда ему отняли ногу, и свою слепоту. С твердостью и какой-то ожесточенностью он боролся за жизнь. Но как изменился Семен Авдеев после выхода из госпиталя: растерялся слепой солдат, не знал, куда идти. Если бы не Лешка Куприянов, тоже выписавшийся из госпиталя воин-инвалид, может, Авдеев и поехал домой, в родную деревню. Там под присмотром матери и родных по-другому сложилась бы его жизнь. Но Лешка перебил все, потащил Семена в ресторан, где несчастные жертвы войны заливали свое горе водкой. С той поры пропал мужественный боец Авдеев. Он словно плыл по течению мутной воды: пьянки, жизнь в притоне никого не сделают лучше и чище. Потихоньку бывший танкист превращался в пьяницу и попрошайку.

Однажды в вагоне поезда, где он пел свои песни, его узнала мать. Узнала по голосу, а потом по остреньким шишечкам на плечах сына. Не веря собственному счастью (Анна Филипповна считала сына погибшим на войне), мать слабо позвала его по имени… Конечно, Семен узнал родной голос! Но стыд заставили его оттолкнуть мать и назваться чужим именем. Слабость перечеркнула все хорошее, что было в Авдееве! В одно мгновение Семен перечеркнул свое счастливое детство, боевой путь, а грубоватой фразой убил мать!

Видели пассажиры, как женщина смотрела вслед нищему и шептала: «Он, он». В ее глазах не было слез, а только мольба и страдание. Потом и они исчезли, остался гнев. Страшный гнев оскорбленной матери...

Может быть, ошиблась?- нерешительно спросил кто-то.

Мать не ошибется,- ответила седая женщина,

Так почему же он не признался?

А как же такому признаться?

Глупый...
Через несколько минут вошел Семен и спросил:

Где моя мать?

У вас уже нет матери,- ответил врач.

Стучали колеса. На минуту Семен, будто прозрел, увидел людей, испугался их и стал пятиться. Из рук выпала пилотка; рассыпалась, раскатилась по полу мелочь, холодно и никчемно звякая...

Она здесь же, в поезде, умрет. Анна Филипповна не вынесла отречения сына Поздним будет раскаяние слепого попрошайки!

Это убийство не физическое, а моральное. Одним словом Семён Авдеев убил человека, подарившего ему когда-то жизнь. Автор не даёт ответа на вопрос. Что же будет дальше героем? Испытает ли он «по полной» раскаяние, или жизнь покатится по накатанным рельсам. Но ясно одно: не сможет жить на свете человек с такой ношей на сердце. Муки совести постоянно будут преследовать его.

  1. Рассказ Л. Петрушевской «За стеной»

Тему совести продолжает писательница Людмила Петрушевская. Это имя – одно из значительных из числа современных писателей России. Какие бы невероятные вещи она ни рассказывала, голос ее никогда не лгал. Людмила Петрушевская черпает сюжеты, где приходится, подчас просто на улице, “там, где у человека есть пока еще время”.

Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а условия существования притупляют их чувства. Ее герои живут рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий. Она пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно. За ее простенькими на первый взгляд маленькими рассказиками стоят глубокие и вечные вещи. Ее “житейские” рассказы – настоящие притчи. Именно таким рассказом-притчей является произведение Людмилы Петрушевской «За стеной».

Писательница дала необычное название своему произведению. У её героев в начале сказки нет имен. Больше всего отрицательных местоимений, наречий: «кто-то», «ни днем, ни ночью», «никто, никогда…» Действие происходит в больнице. Душевное состояние героя передается словами: «летал», «чувствовал ещё себя плоховато», «мешал спать разговор за стеной», «выходил из палаты», «сидел, читал газеты», «думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей».

Но однажды разговор прекратился. «Теперь за стеной полная тишина, но спать все равно невозможно». За прошедшие недели он как-то уже привык к этому долгому, спокойному разговору двух любящих людей за стеной, видимо, мужа и жены - было приятно, оказывается, слышать мягкий, ласковый женский голос, похожий на голос мамы, когда она гладила его в детстве, заплаканного, по голове».

Уже утром, после ухода медсестры, он услышал в соседней палате два резких, крикливых голоса и узнал о том, что обманули женщину из соседней палаты. « Этот травник, он ей вроде много наобещал, если она отдаст ему все, что у них есть, что санитарки ограбили эту незнакомую женщину, скупив по дешёвке много чего. Женщина даже цены не назначала: сколько дадите, столько и возьму. Она верила колдуну, верила в целительную силу его трав, и ничего, кроме жизни мужа, ее не волновало, что будет, то будет. Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила». Но всё сложилось иначе. Ничего в жизни неизвестной женщины не осталось. Ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все.

Герою сказки от этой женщины передаются вера, бескорыстие, а главное совестливость.

И мир для героя изменился. «Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне». Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.

Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины. «Защемило сердце», «он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку».

«Что Александр потом предпринимал, как искал и нашел, как старался не испугать, не оттолкнуть свою любимую, как находил обходные дороги, как познакомился со всеми подругами своей будущей жены, прежде чем смог завоевать ее доверие - все это наука, которая становится известной лишь некоторым любящим».

Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде « Я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.

Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова: «Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы оставляем себе кое-что. Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо.

А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.

Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь своей совести в этой жизни.

Совесть приводит человека к очищению. Чтобы сохранить её, нужно постоянно работать над собой, преодолевая душевную боль, причиняемую стыдом. Поэтому совестливый человек отличается мужеством и внутренней силой и никогда не станет слепым исполнителем чужой воли. Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходит в себя, скрывать свои мысли и поступки. Ведь не щадит Совесть и санитарку, укравшую деньги: «Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде »я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно. Совесть - это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести - правда жизни, смысл жизни.

«Стена» Л. Петрушевской разделяет мир зла, где за смертью отца наступает рождение сына, где норма – «отдать всё» для спасения любимого.

5.Заключение

Исследование показало, что темы, которыми «болела» русская литература живы и в нашей современной литературе. И в 21 веке люди способны на высокие поступки, могут взять на себя ответственность за происходящее. Писатели понимают эти проблемы и в своих произведениях говорят правду о тех недостойных людях, которые нас порой окружают. Они учат нас различать правду от неправды, совестливость от бессовестности. А мы должны прислушиваться к писателям и делать правильные выводы.

Хорошо, что писатели говорят открыто о том зле, что нас окружает. Книги должны открывать нам глаза на мир, исцелять, врачевать раны, возвращать надежду. Книга учит понимать, к чему может привести равнодушие окружающих людей.

Я думаю, что в жизни важно, прежде всего, взаимопонимание между людьми. Наверное, об этом заставила нас задуматься и Людмила Петрушевская. Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы, на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские. Своими книгами писатели напоминают, что надо любить людей, быть внимательным к своим одноклассникам, близким, чтобы ничто не лишило бы нас радости, свободы, счастья. Мы стали свидетелями совести, построенной на самоосуждении, самообмане, раскаивающейся совести, увидели людей, которым прекрасно живётся без совести, столкнулись с людьми, которые отбросили свою совесть как «негодную тряпицу», и пришли к выводу, что если миром будут править люди «без совести» это грозит гибелью цивилизации и духовности.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, мы приходим к выводу, что совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.

6.Библиографический список

  1. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой. И.: В.-С. Книжное издательство, 1989
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.:Эскимо;Форум, 2007 г.
  3. Карпов Е. Рассказы. М.: АЙР-пресс, 2005, с.-54
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азбуковник,1999, с.-741
  5. Паустовский К.Г. Рассказы. М.: Просвещение, 1985, с.-69.
  6. Петрушевская Людмила. Собрание сочинений в пяти томах. Издательство: АСТ. Серия: Настоящее.1/1/1996 г.
  7. Пушкин А.С. Повести. М.: Слово, 2012, с.-56-168.
  8. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Просвещение, 1987, с.-98-105

Рецензия

на исследовательскую работу русскому языку

Нарцовой Александры Сергеевны, обучающуюся 8 класса

МБОУ Кумарейская СОШ

Работа написана в полном соответствии с требованиями к написанию исследовательских научно-практических работ. Имеется правильно оформленный титульный лист, все страницы пронумерованы, в конце работы имеется библиографический список, а также приложение.

«Тема совести в русской литературе» - это исследование-размышление, рассуждение о том, что определяет поступки человека, тесно ли они связаны с тем, слушает ли он свою совесть.

Актуальность состоит в том, чтобы определить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.

Объект исследования: произведения художественной литературы.

Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.

Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.

Методы исследования: метод сплошной выборки; наблюдения; аналитический; описательный; сравнительно-сопоставительный; интерпретации художественного текста; обобщение; систематизация.

Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.

В ходе работы был проведен некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза : совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 8 наименований.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.

Основная часть работы посвящена изучению и определению понятия «совесть» . При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию через интерпретацию текста. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.

В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.

Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях и классных часах.

Руководитель: ___________/Москалева Е.Ю./

Борьба добра и зла, лихорадочное стремление обрести смысл жизни, решить для себя, в чем нравственные принципы поведения человека, на что должна опираться совесть человека, содержится ли истина в религиозной вере или атеистическом безверии - таков круг вопросов, которые ставят многие писатели, поэты, философы.

Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. Это чутко воспринял и точно выразил Н.А.Бердяев: "В русской литературе у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных сво их произведениях она проникнута религиозной мыслью. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры".

Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время - "добро и зло" очень ярко выражена в произведении Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". С этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести "Майская ночь, или Утопленница" - самой красивой и поэтической.

Действие в повести происходит вечером, в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического. Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие злых сил совсем рядом. Что это? Здесь произошло дикое зло, зло, от которого даже дом внешне изменился.

Отец под влиянием мачехи выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство.

Но зло не только в страшном предании.

Оказывается, у Левко есть сильный соперник. Его родной отец. Человек жесткий, злобный, который, будучи Головой, обливает на морозе людей холодной водой. Левко не может добиться у отца согласия на брак с Галей. На помощь ему приходит Чудо: панночка, утопленница, обещает любую награду, если Левко поможет ей избавиться от ведьмы.

Панночка обращается именно к Левко за помощью, так как он добр, отзывчив на чужую беду, с сердечным волнением слушает он печальный рассказ панночки.

Левко нашел ведьму. Он узнал ее, так как "внутри у ней виделось что-то черное, а у других светилось".

И сейчас, в наше время, у нас живы эти выражения: "черный человек", "черное нутро", "черные мысли, дела".

Когда ведьма бросается на девушку, на лице ее сверкает злобная радость, злорадство. И как бы ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать.

Идея дьявола, как олицетворенное воплощение злого начала, волнует умы людей с незапамятных времен. Она нашла отражение во многих сферах человеческого бытия: в искусстве, религии, суевериях и так далее. В литературе эта тема тоже имеет давние традиции. Образ Люцифера - падшего, но не раскаявшегося ангела света - словно магической силой притягивает к себе неудержимую писательскую фантазию, каждый раз открываясь с новой стороны.

Например, Демон Лермонтова - образ человечный и возвышенный. Он вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление.

Демон у Лермонтова - это воплощение абсолютного одиночества. Однако он не сам добивался его, добивался безграничной свободы. Напротив, он одинок поневоле, он страдает от своего тяжелого, как проклятие, одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Низвергнутый с небес и объявленный врагом небожителей, он не смог стать своим в преисподней и не сблизился с людьми.

Демон находится как бы на грани разных миров, и поэтому Тамара представляет его следующим образом:

То был не ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венок из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик - о нет!

Он был похож на ветер ясный:

Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..

Демон тоскует по гармонии, но она недоступна для него, и не потому, что в его душе гордыня борется с желанием примирения. В понимании Лермонтова гармония вообще недоступна, ибо мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Даже древний миф свидетельствует об этом: при создании мира были разъединены и противопоставлены свет и тьма, небо и земля, твердь и вода, ангелы и демоны.

Демон страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Они отражаются в его душе. Он всемогущ - почти как Бог, но им обоим не под силу примирить добро и зло, любовь и ненависть, свет и мрак, ложь и правду

Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, мир, основанный на борьбе противоположностей, не может быть справедливым. Утверждение справедливости для одной стороны всегда оказывается несправедливостью с точки зрения другой стороны В этой разъединенности, рождающей ожесточенность и все остальное зло, заключена всеобщая трагедия. Такой Демон не похож на своих литературных предшественников у Байрона, Пушкина, Мильтона, Гёте.

Образ Мефистофеля в "Фаусте" Гёте сложен и многосторонен. Это Сатана - образ из народной легенды. Гёте придал ему черты конкретной живой индивидуальности. Перед нами циник и скептик, существо остроумное, но лишенное всего святого, презирающее человека и человечество. Выступая как конкретная личность, Мефистофель в то же время является сложным символом. В социальном плане Мефистофель есть воплощение злого, человеконенавистнического начала.

Однако Мефистофель - символ не только социальный, но и философский. Мефистофель - воплощение отрицания. Он говорит о себе: "Я отрицаю все - //Ив этом моя суть"

Образ Мефистофеля необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст - воплощение созидательных сил человечества, то Мефистофель представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить

В "Единой физической теории" Сергея Белых (Миасс, 1992) можно найти слова об этом: "Добро - это статика, покой - это потенциальная составляющая энергии... Зло - это движение, динамика - кинематическая составляющая энергии".

Господь именно так определяет функцию Мефистофеля в "Прологе на небесах":

Слаб человек: покорствуя уделу,

Он рад искать покоя, - потому

Дам беспокойного я путника ему:

Как бес, дразнит его, пусть возбуждает к делу.

Комментируя "Пролог на небесах", Н.Г.Чернышевский в своих примечаниях к "Фаусту" писал: "Отрицания ведут только к новым, более чистым и верным убеждениям... С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен, напротив, скептицизм служит его целям..."

Таким образом, отрицание - это лишь один из витков прогрессивного развития.

Отрицание, "зло", воплощением которого и является Мефистофель, становится толчком движения, направленного против зла

Я часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо -

так сказал о себе Мефистофель. И эти слова М.А.Булгаков взял эпиграфом к своему роману "Мастер и Маргарита".

Романом "Мастер и Маргарита" Булгаков говорит читателю о смысле и ценностях вневременных. В объяснении невероятной жестокости прокуратора Пилата по отношению к Иешуа автор следует за Гоголем.

Спор римского прокуратора Иудеи и бродячего философа по поводу того, будет ли царство истины или нет, порой обнаруживает если не равенство, то какое-то интеллектуальное сходство палача и жертвы. Минутами даже кажется, что первый не совершит злодеяние над беззащитным упрямцем.

Образ Пилата демонстрирует борение личности. В человеке сталкиваются неравные начала: личная воля и власть обстоятельств.

Иешуа духовно преодолел последнюю. Пилату этого не дано, Иешуа казнен.

Но автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.

Предпосылками для такой веры были, убежден автор, поступки самого римского прокуратора. Ведь именно он, обрекший на смерть несчастного преступника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иешуа.

В сатанинском прячется человеческое и совершается, пусть и трусливое, возмездие за предательство.

Теперь, спустя многие столетия, носители дьявольского зла, чтобы окончательно искупить свою вину перед вечными странниками и духовными подвижниками, всегда шедшими на костер за свои идеи, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости.

Распространившееся в мире зло приобрело такой размах, хочет сказать Булгаков, что сам Сатана вынужден вмешаться, потому что не осталось никакой другой силы, способной это сделать. Так появляется в "Мастере и Маргарите" Воланд. Все скверное в той московской суете чиновников и элементарных обывателей испытывает на себе сокрушительные удары Воланда.

Воланд - это зло, тень.

Иешуа - это добро, свет.

В романе постоянно идет противопоставление света и тени. Даже солнце и луна становятся почти участниками событий.

Солнце - символ жизни, радости, подлинного света - сопровождает Иешуа, а Луна - фантастический мир теней, загадок и призрачности - царство Воланда и его гостей.

Булгаков изображает силу света через силу тьмы. И наоборот, Воланд, как князь тьмы, может почувствовать свою силу только тогда, когда есть хоть какой-то свет, с которым нужно бороться, хотя сам признает, что у света, как у символа добра, есть одно неоспоримое преимущество - созидательная сила.

М.А.Булгаков изображает свет через Иешуа. Иешуа Булгакова - это не совсем евангельский Иисус. Он просто бродячий философ, немного странный и совершенно не злой.

"Се - человек!" Не Бог, не в божественном ореоле, а просто человек, но какой человек!

Все его истинное божественное достоинство - внутри его, в его душе.

Левий Матвей не видит в Иешуа ни одного недостатка, поэтому не в силах даже пересказать простые слова своего Учителя. Несчастье его в том, что он так и не понял, что свет описать нельзя.

Левий Матвей не может ничего возразить на слова Воланда: "Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени? Ведь тени получаются от предметов и людей... Не хочешь ли ты ободрать все живое из-за твоей фантазии насладиться полным светом? Ты глуп".

Иешуа бы ответил примерно так: "Чтобы были тени, мессир, нужны не только предметы и люди. Прежде всего нужен свет, который и во тьме светит".

И тут вспоминается рассказ Пришвина "Свет и тень" (Дневник писателя): "Если цветы, дерево всюду поднимаются на свет, то и человек с этой же биологической точки зрения особенно стремится ввысь, к свету, и конечно, он это самое движение свое ввысь, к свету называет прогрессом... Свет приходит от Солнца, тень - от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в обычной борьбе двух этих начал: света и тени.

Солнце, вставая и уходя, приближаясь и удаляясь, определяет на земле наш порядок: наше место и наше время. И вся красота на земле, распределение света и тени, линий и красок, звука, очертаний неба и горизонта - все, все есть явления этого порядка. Но где границы солнечного порядка и человеческого?

Леса, поля, вода своими парами и вся жизнь на земле стремится к свету, но если бы не было тени, не могло бы и жизни быть на земле, на солнечном свету все бы сгорело... Мы живем благодаря теням, но тени мы не благодарим и все дурное называем теневой стороной жизни, а все лучшее: разум, добро, красоту - стороной светлой.

Все стремится к свету, но если бы всем сразу - свет, жизни бы не было: облака облегают тенью своей, она от нас самих, мы ею защищаем детей своих от непосильного света.

Тепло нам или холодно - какое дело Солнцу до нас, оно жарит и жарит, не считаясь с жизнью, но так устроена жизнь, что все живое тянется к свету.

Если бы не было света, все погрузилось бы в ночь".

Необходимость зла в мире равна физическому закону света и теней, но подобно тому как источник света находится вовне, а тень отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует в мире лишь вследствие наличия в нем "непрозрачных душ", которые не пропускают через себя божественный свет.

Добра и зла не было в первозданном мире, добро и зло явились потом. То, что мы называем добром и злом, есть результат несовершенства сознания.

Зло начало появляться в мире тогда, когда появилось сердце, способное чувствовать злобное, то, что не есть зло по существу.

В тот момент, когда сердце впервые допускает, что зло есть, зло рождается в этом сердце, и в нем начинают бороться два начала.

"Человеку задана задача поиска истинной меры в себе, поэтому среди "да" и "нет", среди "добра" и "зла" он борется с тенью.

Злое начало - злые мысли, лживые поступки, неправедные слова, охота, война.

Подобно тому как для отдельного человека отсутствие душевного мира является источником беспокойства и многих несчастий, так для целого народа отсутствие добродетелей ведет к голоду, к войнам, мировым язвам, пожарам и всяческим бедствиям.

Своими помыслами, чувствами и поступками человек преображает окружающий мир, делает его адом или раем, в зависимости от своего внутреннего уровня" (Ю.Терапиано, "Маздеизм").

Кроме борьбы света и тени, в романе "Мастер и Маргарита" рассматривается еще одна важная проблема - проблема человека и веры.

Слово "вера" неоднократно звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: "...веришь ли ты в каких-нибудь богов?" "Бог один" - ответил Иешуа, - в него я верю", но и в гораздо более широком смысле: "Каждому будет дано по его вере".

В сущности, вера в последнем, более широком смысле, как величайшая нравственная ценность, идеал, цель жизни, является одним из осколков, на котором поверяется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше - это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь - смысл жизни Маргариты. Вера в доброту - главное, определяющее качество Иешуа. Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениальный угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному.

За веру в мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести.

Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.

В истории отечественной словесности за А.П.Чеховым прочно закрепилась репутация писателя если не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Это заблуждение. Быть безразличным к религиозной истине он не мог. Воспитанный в жестких религиозных правилах, Чехов в юности пытался обрести свободу и независимость от того, что деспотически навязывалось ему ранее. Он знал так же, как и многие, сомнения, и те высказывания его, которые выражают эти сомнения, позже абсолютизировались писавшими о нем. Любое, даже и не вполне определенное, высказывание истолковывалось во вполне определенном смысле. С Чеховым это было совершать тем более просто, что сомнения свои он высказывал ясно, результаты же раздумий своих, напряженного духовного поиска не спешил выставлять на суд людской.

С.Н.Булгаков первым указал на мировое значение идей и художественного мышления писателя: "По силе религиозного искания Чехов оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому, не имеющему здесь себе равных". Чехов своеобразен в своем творчестве тем, что искания правды, Бога, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности, то есть ставил перед собой сложные художественные задачи. "Чехову близка была краеугольная идея христианской морали, являющейся истинным этическим фундаментом всяческого демократизма, что всяческая живая душа, всяческое человеческое существование представляет собой самостоятельную, неизменную, абсолютную ценность, которая не может и не должна быть рассматриваема как средство, но которая имеет право на милостыню человеческого внимания".

Но подобная позиция, подобная постановка вопроса требует от человека и крайнего религиозного напряжения, ибо таит в себе опасность, трагичную для духа, - опасность впасть в безысходность пессимистического разочарования во многих жизненных ценностях.

Только вера, истинная вера, которая подвергается при чеховской постановке "загадки о человеке" серьезному испытанию, может уберечь человека от безысходности и уныния - но иначе и не обнаружить истинной ценности самой веры.

В небольшом произведении - "Рассказ старшего садовника" - Чехов утверждает, что тот духовный уровень, на котором зиждется вера, неизменно выше уровня рассудочных, логических доводов, на которых пребывает безверие.

Вспомним содержание рассказа. В некоем городке жил праведник доктор, посвятивший свою жизнь без остатка служению людям. Однажды он был найден убитым, причем улики бесспорно обличали "известного своею развратною жизнью" шалопая, который, однако, отрицал все обвинения, хотя и не мог представить убедительных доказательств своей невиновности. И вот на суде, когда главный судья уже готов был огласить смертельный приговор, он неожиданно для всех и для самого себя закричал: "Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга, доктора! Человек не способен пасть так глубоко! - Да, нет такого человека, - согласились прочие судьи. - Нет! - откликнулась толпа. - Отпустите его!" Суд над убийцей - это экзамен не только для жителей городка, но и для читателей: чему они поверят - "фактам" или человеку, отрицающему эти факты?

Жизнь часто требует от нас сделать подобный же выбор, и от такого выбора зависит порой и наша судьба, и судьба других людей.

В этом выборе всегда испытание: сохранит ли человек веру в людей, а значит, и в себя, и в смысл своей жизни?..

Сохранение веры утверждается Чеховым как высшая ценность в сравнении со стремлением к отмщению. В рассказе жители городка предпочли веру в человека. И Бог за такую веру в человека простил грехи всем жителям городка. Он радуется, когда веруют, что человек - Его образ и подобие, и скорбит, если забывают о человеческом достоинстве, о людях судят хуже, чем о собаках.

Нетрудно заметить, что в рассказе вовсе не отрицается бытие Божие. Вера в человека становится у Чехова проявлением веры в Бога.

"Судите сами, господа! Если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? Веровать в Бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа".

Чехов напоминает о неразрывном единстве заповеди Христа: о любви к Богу и к человеку.

Как уже было сказано ранее, Достоевский не имеет себе равных по силе религиозного искания.

Путь достижения истинного счастья у Достоевского - это приобщение к всеобщему чувству любви и равенству. Здесь его взгляды смыкаются с христианским учением. Но религиозность Достоевского далеко выходила за рамки церковной догматики. Христианский идеал писателя был воплощением мечты о свободе, гармонии человеческих отношений. И когда Достоевский говорил: "Смирись, гордый человек!" - он имел в виду не покорность как таковую, а необходимость отказа каждого от эгоистических соблазнов личности, жестокости и агрессивности.

Произведением, которое принесло писателю всемирную известность, в котором Достоевский призывает к преодолению эгоизма, к смирению, к христианской любви к ближнему, к очистительному страданию, является роман "Преступление и наказание".

Достоевский считает, что только страданием человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью.

В центре внимания многих исследователей, изучающих "Преступление и наказание", находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. Что же толкнуло Раскольникова на это преступление? Он видит, как безобразен Петербург с его улицами, безобразны вечно пьяные люди, отвратительна старуха-процентщица. Все это безобразие отталкивает от себя умного и красивого Раскольникова и вызывает в его душе "чувство глубочайшего омерзения и злобного презрения". Из этих чувств и рождается "безобразная мечта". Здесь Достоевский с необычайной силой раскрывает двойственность души человека, показывает, как в его душе идет борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким, верой и безверием.

Призыв "Смирись, гордый человек!" как нельзя более подходит Катерине Ивановне. Подтолкнув Соню на улицу, она фактически поступает по теории Раскольникова. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога. Только жалостью и состраданием Катерина Ивановна могла спасти Мармеладова, и тогда он спас бы ее и детей.

В отличие от Катерины Ивановны и Раскольникова в Соне совсем нет гордости, а только кротость и смирение. Соня много страдала. "Страдание... великая вещь. В страдании есть идея", - утверждает Порфирий Петрович. Мысль об очистительном страдании настойчиво внушает Раскольникову Соня Мармеладова, сама безропотно несущая свой крест. "Страдание принять и искупить себя им, вот что надо", - говорит она.

В финале Раскольников бросается к ногам Сони: человек пришел в согласие с самим собой, отбросив прочь эгоистические дерзновения и страсти. Достоевский говорит, что Раскольникова ожидают "постепенное перерождение", возвращение к людям, к жизни. И помогла Раскольникову вера Сони. Соня не озлобилась, не ожесточилась под ударами несправедливой судьбы. Она сохранила веру в Бога, в счастье, любовь к людям, помогая другим.

Вопрос Бога, человека и веры еще больше затрагивается в романе Достоевского "Братья Карамазовы". В "Братьях Карамазовых" писатель подводит итоги своих многолетних исканий, размышлений о человеке. О судьбе своей Родины и всего человечества.

Достоевский находит в религии истину и утешение. Христос для него - высший критерий нравственности.

Митя Карамазов был невиновен в убийстве отца, вопреки всем очевидным фактам и неопровержимым доказательствам. Но здесь судьи, в отличие от чеховских, предпочли поверить фактам. Неверие их в человека заставило судей признать Митю виновным.

Центральным вопросом романа является вопрос о вырождении личности, оторванной от народа и труда, попирающей принципы человеколюбия, добра, совести.

Для Достоевского нравственные критерии и законы совести есть основа основ человеческого поведения. Утеря нравственных принципов или забвение совести есть высшее несчастье, оно влечет обесчеловечивание человека, оно иссушает отдельную человеческую личность, оно приводит к хаосу и разрушению жизни общества. Если нет критерия добра и зла, то все дозволено, как говорит Иван Карамазов. Иван Карамазов подвергает многократном сомнениям и испытаниям веру, ту христианскую веру, веру не просто в некое сверхмогущественное существо, а еще и духовную уверенность в то, что все совершаемое Творцом есть высшая Правда и Справедливость и совершается только во благо человека. "Праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем" (Псалом 91, 16). Он твердыня: совершенны дела его, и все пути его праведны, Бог верен, и нет неправды в нем. Он праведен и истинен... Много людей сломалось на вопросе: "Как же может существовать Бог, если в мире столько несправедливости и неправды?" Сколь многие приходят к логическому выводу: "Если так, то или Бога нет, или Он не всесилен". Именно по этой накатанной колее двигался и "бунтующий" ум Ивана Карамазова.

Бунт его сводится к отрицанию гармонии Божьего мира, ибо он отказывает Создателю в справедливости, именно так проявляя свое неверие: "Я убежден, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом человеческого эвклидов-ского ума, что, наконец, в мировом финале, в момент вечной гармонии случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утопление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, - пусть, пусть все это будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять!"

Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящего в мире. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, совершавшееся в мире. Взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым.

Веру, истину и смысл жизни, понимание "вечных" вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени!

А безверие становится причиной всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.

Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.

В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.

Критерии оценивания части С

Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 - Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 - Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 - Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 - Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 - Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 - Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 - Орфография (3 балла).
  • К8 - Пунктуация (3 балла).
  • К9 - Языковые нормы (2 балла).
  • К10 - Речевые нормы (2 балла).
  • К11 - Этические нормы (1 балл)
  • К12 - Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого - 24 балла за часть С.

План сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.

  1. Введение. Небольшой абзац, состоящий из 3-5 предложений.
  2. Определение проблемы.
  3. Комментарий экзаменуемого по данной проблеме.
  4. Описание позиции автора.
  5. Точка зрения выпускника.
  6. Аргументы из художественной литературы. В случае, если экзаменуемый не смог привести второй аргумент из литературы, допускается пример из собственного опыта.
  7. Заключение.

Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.

Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.

Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.

А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов - самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.

Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века - роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.

Заключение

Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В. Быков. Повесть «Сотников».
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
  • В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.

Совесть — важнейшая проблема, которую затрагивают практически все писатели в своих книгах. Поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке вы найдете примеры из литературы, которые иллюстрируют ту или иную грань этой проблемы. А в конце работы располагается ссылка на скачивание таблицы с аргументами.

  1. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен. Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот – лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости.
  2. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу. Девушка не любила его тогда, да и была слишком юна для брака. Но ее семья не поспешила на выручку. Для них похищение женщины – обычное дело. Национальные предрассудки мешают им услышать голос совести, который говорит о том, что Бэла достойна лучшей жизни, что она может сама выбирать свой путь. Но ею распорядились как вещью, как лошадью, как будто у нее нет чувств и разума. Поэтому понятен трагический финал главы: жертву подстерегает еще один охотник за женщинами и убивает ее. Увы, там, где нет уважения к личности, нет и возможности нормально жить. Бессовестные порядки позволяют людям лишать тех, кто слабее, прав и свобод, и это не может кончиться хорошо.

Проблема угрызения совести

  1. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петруша Гринев в первый вечер взрослой жизни проиграл в карты сумму в размере ста рублей. Ему необходимо было вернуть долг. Тогда он попросил своего воспитателя, крепостного крестьянина Савельича, дать ему сумму, необходимую для возвращения долга. Тот, в свою очередь, отказал в просьбе. Петруша после этого начал требовать, повышая на него голос, тогда уже старику пришлось выдать юноше деньги. После этого Петруша чувствовал угрызения совести, стыд, ведь старик был прав: его действительно обманули, а он, не видя собственной глупости, обрушил гнев на преданного слугу. Тогда герой понял, что он не имеет морального права унижать кого-либо из-за своей же непрактичности. Он извинился и помирился с Савельичем, ведь совесть терзала его душу.
  2. В. Быков, «Сотников». Партизан Сотников находится в плену у фашистов. В одну ночь к нему приходят воспоминания о детстве, когда он без спроса взял отцовский маузер, случайно выстреливший. После, по совету матери, он признался ему в содеянном, так как его грызла совесть. Случившаяся история оставила сильный след в его дальнейшей жизни. После этого Сотников не обманывал отца, ничего не брал без спроса, поступал только так, как велит нравственный долг. Не жалея жизни, он защищает родину до последнего рубежа. Претерпевая страшные муки пыток, он не сдал своих товарищей, взял всю вину на себя, спасая других пленников. Это и называется «жить по совести».

Проблема совести и ответственности

  1. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». В этом рассказе главному герою тяжело далось признание в своей ошибке. Витя решился обмануть бабушку и на дно корзины с земляникой, которую надо было продавать, положил много травы. Он заигрался с мальчишками и не успел собрать достаточное количество ягод. После подлого поступка его начинает мучить совесть. Утром он решает признаться в содеянном, но пожилая женщина уже направилась в город. Там ее подняли на смех, упрекнули в нечестной торговле. После возвращения бабушки домой, Витя начинает искренне раскаиваться, осознав свою неправоту. Он ответил за свой обман, не скрыл его, а признался. Именно совесть является гарантом ответственности: без нее личность не осознает, что у нее есть нравственный долг перед обществом, семьей и собой.
  2. А. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении рассказывается о Желткове, который без памяти влюблен в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он продолжает писать ей любовные письма, зная, что она не ответит. Для героини это был приятный жест, который потом надоел, и она попросила его не писать ей больше. В конце рассказа мужчина не выдерживает и совершает самоубийство, потому что не может разлюбить даму сердца. Вера только после его смерти понимает, что, возможно, утратила настоящую и чистую любовь. Как видно из этого примера, именно совесть обеспечила герою понимание ответственности перед возлюбленной. Он не пытался разрушить семью, не компрометировал женщину, не досаждал своим вниманием. Он понимал, что узы брака священны, что он не имеет морального права вмешиваться в супружескую жизнь Шеиных. Поэтому он довольствовался малым, а когда и это стало в тягость Вере, просто погиб, понимая, что его долг – отпустить замужнюю даму и оставить ее в покое. Но по-другому ее оставить он не мог.
  3. Проблема отсутствия совести

    1. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
    2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.
    3. Проблема проявления совести

      1. В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
      2. А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры