Происхождение калмыков. Ойраты – предки калмыцкого народа

Главная / Измена мужа

Архив фамилий Калмыков. Происхождение фамилии Калмыков. Откуда появилась фамилия Калмыков? Какое имеет значение фамилия Калмыков. История происхождения фамилии Калмыков. Какую информацию хранит фамилия Калмыков о предках.

Значение и происхождение фамилии Калмыков

Обладатель фамилии Калмыков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Значение фамилии Калмыков

Фамилия Калмыков относится к пласту фамилий, которые произошли от прозвищ, данных на основании национального происхождения человека.

Так, фамилия Калмыков образована от прозвища Калмык, которое в разных говорах звучало по-разному. Колмык, к прмеру, – фонетический вариант прозвища Калмык или Колмак. Калмыками называли ранее жителей Камчатки.

Кроме того, калмыки – народ, живущий главным образом в Калмыцкой АР, а также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и в Ставропольском крае России.

В основном все калмыки говорили на калмыцком языке и исповедовали ламаизм (одна из форм буддизма). Основу хозяйства большинства калмыков в прошлом составляло кочевое и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды). Отдельные группы калмыков занимались рыболовством.

Происхождение фамилии Калмыков

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: "Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом".

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Калмыков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Калмыков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Республика Калмыкия с древних веков до XVII в.

В древности территория Калмыкии была заселена представителями многочисленных племен и народов. Здесь был центр одного из ранних государственных образований Восточной Европы - Хазарии, оказавшей глубокое влияние на историю Европы и Азии.
На территории Калмыкии представлены едва ли не все культуры степной полосы восточной Европы: киммерийцы, скифы, сарматы сменяли друг друга в прошлых тысячелетиях. Затем были гунны, хазары, печенеги, половцы. В XIII в. вся территория оказалась под властью Золотой Орды, а после ее распада здесь кочевали ногаи.
Калмыки или западные монголы (ойраты) - выходцы из Джунгарии начали заселять пространства между Доном и Волгой, начиная с 50-х гг. XVII в. и основали Калмыцкое ханство.
Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюка-хан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар. В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. Кроме того, Аюка-хан вел войны с казахами, покорил мангышлакских туркмен, совершал неоднократно победоносные походы против горцев Северного Кавказа.

Республика Калмыкия в XVIII-XIX вв.

Период русской колонизации в середине XVIII в. знаменуется устройством укрепленной Царицынской линии в районе основных кочевий калмыков: здесь стали селиться тысячи семей донских казаков, по всей Нижней Волге строиться города и крепости. Официальное вхождение части калмыцкого народа в состав донского казачества и подписание договора с войском Донским состоялось в 1642 г. С тех пор казаки-калмыки участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Особенно отличились калмыки на полях сражений с Наполеоном под командованием атамана Платова. В авангарде русской армии калмыцкие полки на своих косматых низкорослых лошадях и боевых верблюдах даже вошли в поверженный Париж.
В 1771 году из-за притеснений царской администрации большая " часть калмыков (около 33 тыс. кибиток иле около 170 тысяч человек) -откочевала в Китай. Калмыцкое ханство прекратило свое существование. Оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления инородцами. Основная часть их проживала в Калмыцкой степи. Небольшие группы калмыков входили в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.
Как инородцы и иноверцы калмыки не призывались на регулярную службу, но в Отечественной войне 1812 года они сформировали три полка (Первый и второй калмыцкие и Ставропольский калмыцкий), которые с боями дошли до Парижа. Калмыки-казаки Дона сражались в казачьих подразделениях под командованием легендарного атамана Платова.
10 марта 1825 года царское правительство России издает Правила для управления калмыцким народом, согласно которым калмыцкие дела передавались из ведения Министерства Иностранных Дел в ведение Министерства Внутренних Дел. То есть 10 марта 1825 года произошла окончательная аннексия Калмыкии Российской Империей.
Длительное проживание народа в среде с иным образом жизни и отличающейся религией привели к серьезным изменениям калмыцкого общества. В 1892 г. были отменены обязательные отношения крестьян и феодалов. Значительные изменения вызвала и колонизация Калмыцкой степи русскими поселенцами.

Республика Калмыкия в первой половине XX в.

После Октябрьской революции 1917 года калмыки получили автономию. Советская власть установлена в феврале-марте 1918.
В годы Гражданской войны часть калмыков, воевавших на стороне белой армии, вместе с беженцами покинула Россию и образовала диаспоры, существующие до сих пор в Югославии, Германии, Франции, США и других странах.
После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России 4 ноября 1920, была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября 1935 в АССР.
В 20-30 гг. XX в. Калмыкия достигла значительных успехов в экономической и культурной областях. Но все-таки развитие республики шло очень медленно. В этот период политика Советского правительства способствовала превращению Калмыкии в сырьевую базу с животноводческой специализацией.

Республика Калмыкия в годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. летом 1942 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, но уже к январю следующего года Советская Армия освободила территорию республики.
Воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах в степях Калмыкии, в Белоруссии, на Украине, Брянщине и др. В боях за Дон и Северный Кавказ отличилась 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия.
Первое, что сделали немецкие войска, войдя в Элисту — собрали все еврейское население (несколько десятков человек), вывезли за город и расстреляли. После освобождения калмыки были обвинены в предательстве, и в декабре 1943 года Калмыцкая АССР была ликвидирована, а все калмыки в одночасье депортированы в Сибирь и Казахстан. Точные данные о количестве погибших в ссылке отсутствуют, но, по оценкам, это примерно треть всего калмыцкого народа.
Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены звания Героев Советского Союза.

Республика Калмыкия в послевоенные годы

28 декабря 1943 г. в соответствие с тщательно запланированной операцией под кодовым названием "Улусы", утвержденной генеральным комиссаром государственной безопасности Л.П. Берией, одновременно во всех хуторах, селах, поселках и г.Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД-НКГБ и объявили, что по указу президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется, а все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь. Началась депортация. Нечеловеческие условия жизни и труда унесли жизни многих представителей калмыцкого народа, а годы ссылки до сих пор остались в памяти калмыков временем печали и скорби.
Калмыцкая АССР была упразднена. Потери калмыцкого населения при из-за жестокого отношения военных и тягот пути только по приблизительным подсчетам составили около половины его численности. Главным образом, эти потери приходятся на первые месяцы депортации - во время следования по маршруту и прибытия на места ссылки.
Верховный Совет СССР в феврале 1957 г. утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР". Калмыцкая автономная область была образована в составе Ставропольского края. После этого калмыки начали возвращаться на свою территорию.
Поскольку процесс становления автономии калмыцкого народа невозможно было дальше задерживать, Президиум Верховного Совета СССР 29 июля 1958 г. принял решение о преобразовании автономной области в Калмыцкую автономную республику. Таким образом, статус республики был восстановлен. В республике интенсивно стали развиваться промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, культура и искусство.
После социального и политического кризиса советского общества 1980-х гг. были найдены новые способы совершенствования национальных отношений. Для Калмыкии особое значение имел октябрь 1991 г., когда Калмыцкая АССР была провозглашена Калмыцкой ССР в составе РСФСР, позже, в феврале 1992 г., она стала Республикой Калмыкия.
Из-за сложной политической и экономической ситуации как в целом по стране, так и в регионах, в Калмыкии было введено президентство.

Калмыки (халъмг) живут компактно в Калмыцкой АССР, здесь их насчитывается 65 тыс.; всего калмыков в CCLP 106,1 тыс. человек (по данным переписи 1959 г.). За пределами республики отдельные группы калмыков встречаются в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, Ставропольском крае, а также в Казахстане, республиках Средней Азии и в ряде областей Западной Сибири.

За пределами СССР компактные группы калмыков живут в США (около 1 тыс. человек), Болгарии, Югославии, Франции и других странах.

Калмыцкий язык относится к западной ветви монгольских языков. В прошлом он подразделялся на ряд говоров (дербетский, торгоутский, донской - «бузав»). В основу литературного языка лег дербетский говор.

Калмыцкая АССР расположена на правом берегу Волги и северо- западном побережье Каспийского моря, занимая преимущественно область полупустыни, известной под названием Калмыцкой степи. Территория республики составляет около 776 тыс. км 2 . Средняя плотность населения - 2,4 человека на 1 км 2 . Столица Калмыцкой АССР - город Элиста.

Калмыцкая степь по рельефу делится на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность (Эргин тирэ) и Кумо-Маныч- скую впадину. В Прикаспийской низменности, понижающейся от Ер- генинской возвышенности к побережью Каспийского моря, бесчисленное множество озер. В ее южной части находятся так называемые Черные земли (Хар казр), зимой почти не покрывающиеся снегом. На северо- западе - сухая степь резко обрывается крутыми восточными склонами Ергенинской возвышенности, изрезанными многочисленными речками и балками.

Климат Калмыцкой степи континентальный: жаркое лето и холодная зима (средняя температура в июле+25,5°, в январе - 8-5,8°); почти в течение всего года дуют сильные ветры, летом - губительные суховеи.

В Калмыцкой АССР, кроме калмыков, живут русские, украинцы, казахи и другие народы.

Первые скудные данные о предках калмыков относятся примерно к X в. н. э. В исторической хронике монголов «Сокровенное сказание»

Краткий исторический очерк

(XIII в.) они упоминаются под общим названием ойратов 1 . Племена ойратов обитали к западу от Байкала. В начале XIII в. они были подчинены Джучи, сыном Чингис-хана, и включены в состав империи монголов. В XVI-XVII вв. среди ойратов насчитывают обычно четыре основных племени: дербеты, торгоуты, хошоуты и элеты. Как показали последние исследования, это не названия племен, а термины, отражающие военную организацию феодального монгольского общества.

История ойратов изучена еще недостаточно. Известно, что они принимали участие в походах Чингизидов и уже к XV в. прочно заняли земли северо-западной части Монголии. В последующий период ойраты вели войны с восточными монголами (так называемые ойрато-халхаские войны).

В конце XVI - начале XVII в. ойраты начали подвергаться военному давлению со стороны халха-монголов и Китая - с востока, казахских ханств - с запада. Ойратские племена вынуждены были передвигаться с мест своего прежнего обитания на новые земли. Одна из этих групп, в которую входили дербеты, торгоуты и хошеуты, двинулась на северо-запад. В 1594-1597 гг. появились первые группы ойратов на подвластных России землях Сибири. Движение их на запад возглавлялось Хо-Орлюком, представителем родовитой феодальной знати.

В русских документах ойратов, переселившихся на русские земли, называют калмыками. Это название стало и их самоназванием. Полагают, что впервые этноним «калмык» по отношению к каким-то группам ойратов, стал употребляться тюркскими народами Средней Азии, а от них он проник и к русским. Но точных данных о значении слова «калмык» и о времени его появления в исторических источниках пока не обнаружено. Различными исследователями (П. С. Паллас, В. Э. Бергманн, В. В. Бартольд, Ц. Д. Номинханов и др.) эти вопросы трактуются по-разному.

К началу XVII в. калмыки продвинулись на запад вплоть до Дона. В 1608-1609 гг. было оформлено их добровольное вступление в подданство России. Однако процесс вхождения калмыков в состав Русского государства не был единовременным актом, а длился вплоть до 50-60-х годов XVII в. К этому времени калмыки расселились не только на приволжских степях, но и по обоим берегам Дона. Их пастбища простирались от Урала на востоке и до северной части Ставропольского плато, р. Кумы и северо-западного побережья Каспийского моря на юго-западе. В то время вся эта территория была заселена очень слабо. Немногочисленное местное население состояло в основном из тюркоязычных ногайцев, туркмен, казахов, татар.

На Нижней Волге и в предкавказских степях калмыки не были изолированы от местного населения; они вступали в контакт с различными тюркоязычными группами - татарами, ногайцами, туркменами и др. Многие представители этих народов в процессе совместной жизни и в результате смешанных браков сливались с калмыками, о чем свидетельствуют встречающиеся в различных районах Калмыкии названия: мацкд терл- му,д - татарские (монгольские) роды, туркмен тврлмуд - туркменские роды. Непосредственная географическая близость с Северным Кавказом привела к взаимосвязи с горскими народами, в результате чего среди калмыков появились родовые группы, именовавшиеся шеркш терлмуд - горские роды. Интересно отметить, что, в составе калмыцкого населения встречались орс тврлмуд - русские роды.

Таким образом, калмыцкий народ сложился из первоначальных переселенцев - ойратов, постепенно слившихся с различными группами местного населения.

В общественном строе ойратов к моменту их переселения в Россию утвердился феодализм, но еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Это нашло отражение в административно-территориальном устройстве образовавшегося к 60-м годам XVII в. Калмыцкого ханства, которое состояло из улусов: Дербетовского, Торгоутовского и Хошеутов- ского.

Ханство приволжских калмыков особенно укрепилось при Аюка- хане - современнике Петра Первого, которому Аюка-хан оказал помощь в персидском походе калмыцкой конницей. Калмыки принимали участие почти во всех войнах России. Так, в Отечественную войну 1812 г. в русской армии участвовало три полка калмыков, которые вместе с русскими войсками вступили в Париж. Калмыки участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.

После смерти Аюка-хана царское правительство стало оказывать более сильное влияние на внутренние дела Калмыцкого ханства. Оно поручило русскому духовенству насаждать здесь православие (был крещен даже сын Аюка-хана, получивший имя Петра Тайшина) и не препятствовало заселению земель, отведенных ханству, русскими крестьянами. Это вызывало конфликты между калмыками и русскими поселенцами. Недовольством калмыков воспользовались представители их феодальной верхушки во главе с Убуши-ханом, который в 1771 г. увел большинство торгоутов и хошеутов из пределов России в Центральную Азию.

Калмыков осталось немногим более 50 тыс. человек - 13 тыс. кибиток. Они были подчинены астраханскому губернатору, а Калмыцкое ханство было ликвидировано. Донские калмыки, получившие название «бузава», были приравнены в правах к казачеству.

Во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.) в районе Царицына (ныне Волгоград) в рядах повстанцев сражалось более 3 тыс. калмыков; происходили волнения и среди калмыков, обитавших по левой стороне Волги. Калмыки оставались верными Пугачеву вплоть до самых последних дней крестьянской войны.

В XVIII-XIX вв. много русских крестьян и казаков переселилось из других губерний России в Астраханский край, занимая калмыцкие земли. В дальнейшем царское правительство продолжало урезать территории, ранее отведенные калмыкам. Так, в Болыпедербетовском улусе более чем из 2 млн. десятин земли, бывшей в пользовании калмыков в 1873 г., к 1898 г. осталось только 500 тыс. десятин.

В начале XX в. большинство калмыков жило на территории Астраханской губ. Астраханский губернатор, назначавшийся одновременно и «попечителем калмыцкого народа», управлял калмыками через заместителя по калмыцким делам, называвшегося «заведующим калмыцким народом». К этому времени прежние улусы раздробились на более мелкие; в Астраханской губ. было уже восемь улусов, которые приблизительно соответствовали русским волостям. Всеми хозяйственными, административными и судебными делами калмыков ведали русские чиновники.

В расселении калмыков еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Так, на севере и западе продолжали жить потомки дербе- тов, прибрежные (юго-восточные) районы занимали торгоуты, левый берег Волги - хошеуты. Все они подразделялись на более мелкие, родственные по происхождению группы.

У калмыков не было частной собственности на землю. Номинально землевладение было общинным, но фактически землей, лучшими ее пастбищами распоряжалась и пользовалась эксплуататорская верхушка калмыцкого общества, состоящая из нескольких прослоек. На верхней ступени социальной лестницы стояли нойоны - потомственная местная аристократия, которая до положения 1892 г. об отмене в Калмыкии феодальной зависимости простолюдинов, наследственно владела и правила улусами.

Нойоны, лишенные в конце XIX в. царской администрацией власти, вплоть до Великой Октябрьской революции сохраняли большое влияние среди калмыков.

Улусы подразделялись на более мелкие административные единицы - аймаки; во главе их стояли зайсанги, власть которых наследовали сыновья, и аймаки дробились. Но с середины XIX в. по постановлению царского правительства управление аймаком могло передаваться только старшему сыну. В результате появилось много безаймачных зайсангов, которые нередко становились бедняками. К феодальной верхушке принадлежала и большая часть буддийского духовенства, жившая при монастырях (хурулах), которые владели лучшими пастбищами и огромными стадами. Остальная масса калмыков состояла из рядовых скотоводов, большинство их имело мало скота, а часть и совсем его не имела. Бедняки были вынуждены либо наниматься в батраки к богатым скотоводам, либо идти работать на рыбные промыслы к русским купцам. На предприятиях астраханских рыбопромышленников Сапожниковых и Хлебниковых к концу XIX в. калмыки составляли, например, около 70% рабочих.

Калмыки исповедовали ламаизм (северная ветвь буддизма), еще в XVI в. проникший из Тибета в Монголию и воспринятый ойратами. Ламаизм играл большую роль в жизни калмыков. Ни одно событие в семье не обходилось без вмешательства представителей духовенства-гелюнгов. Гелюнг давал имя новорожденному. Он определял, может ли состояться брак, сопоставляя годы рождения жениха и невесты по животному циклу календаря. Считалось, например, что если жених родился в год дракона, а невеста - в год зайца, брак будет удачным, а если, наоборот, то брак не может быть заключен, так как «дракон сожрет зайца», т. е. мужчина не будет главой в доме. Гелюнг указывал и счастливый день свадьбы. К больному звали только гелюнга; в похоронах тоже участвовал гелюнг.

В Калмыкии было много ламаистских монастырей (хурулов). Так, в 1886 г. в Калмыцкой степи насчитывалось 62 хурула. Они составляли целые поселки, включавшие буддийские храмы, жилища гелюнгов, их учеников и помощников, а часто и хозяйственные постройки. В хуруле сосредоточивались предметы буддийского культа: статуи Будды, буддийских божеств, иконы, религиозные книги, в том числе священные книги буддистов «Ганджур» и «Данджур», написанные на непонятном для большинства калмыков языке. В хуруле будущие священники изучали тибетскую медицину, буддийскую мистическую философию. По обычаю калмык обязан был посвятить в монахи одного из сыновей с семилетнего возраста. Содержание хурулов и многочисленных монахов ложилось тяжелым бременем на население. В качестве приношений и вознаграждений за богослужения в хурулы поступали большие средства. Хурулы имели огромные стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей, которые паслись на общинной территории. Их обслуживало множество полукрепостных батраков. Буддийские ламы, бакши (священники высших степеней) и гелюнги воспитывали в калмыках пассивность, непротивление злу, покорность. Ламаизм в Калмыкии был важнейшей опорой эксплуататорских классов.

Наряду с ламаистским в Калмыкии действовало и христианское духовенство, пытавшееся обратить калмыков в православие. Если калмык крестился, ему давали русские имя и фамилию. Крещеному предоставлялись незначительные льготы, выдавалось единовременное пособие на обзаведение хозяйством. Поэтому часть калмыков крестилась, вынуждаемая к этому необходимостью. Однако крещение было для них формальным обрядом и ничего не меняло в их сложившемся ранее мировоззрении.

В конце XIX - начале XX в. калмыцкие хозяйства довольно интенсивно втягивались в систему общерусской экономики, воздействие которой возрастало с каждым годом. Калмыкия становилась источником сырья для легкой промышленности России. Капитализм постепенно проникал и в сельское хозяйство калмыков, что резко ускорило процесс социального расслоения скотоводов. Наряду с патриархально-феодальной верхушкой (нойонами и зайсангами) в калмыцком обществе появились капиталистические элементы - крупные скотопромышленники, разводившие сотни и тысячи голов товарного скота, и кулаки, применявшие труд наемных рабочих. Именно они были главными поставщиками мяса на внутренние и заграничные рынки.

В селениях, расположенных на Ергенинской возвышенности, особенно в Малодербетовском улусе, начало развиваться товарное земледелие. Присваивая земли, богатеи получали доходы с пашен и стада. Накануне первой мировой войны в центральные губернии России отправлялись сотни вагонов хлеба, арбузов и дынь. Обедневшие скотоводы уходили на заработки за пределы своих аймаков, на рыбные промыслы и солеломни озер Баскунчак и Эльтон. По официальным данным, из улусов ежегодно уходило 10-12 тыс. человек, из них не менее 6 тыс. стали кадровыми рабочими астраханских рыбопромышленных предприятий. Так начался процесс формирования рабочего класса среди калмыков. Наем калмыков был очень выгоден рыбопромышленникам," так как их труд оплачивался дешевле, а рабочий день длился с восхода до захода солнца. Русские рабочие помогали калмыкам осознавать свои классовые интересы и вовлекали их в совместную борьбу против общего врага - царизма, русских помещиков, капиталистов, калмыцких феодалов и скотопромышленников.

Под влиянием калмыцких рабочих возникали революционные волнения среди скотоводов в Калмыцкой степи. Они протестовали против колониального режима и произвола местной администрации. В 1903 г. произошло волнение калмыцкой молодежи, обучавшейся в астраханских гимназиях и училищах, о котором сообщалось в ленинской газете «Искра». В ряде улусов состоялись выступления крестьян-калмыков.

Накануне Октябрьской социалистической революции положение трудовой массы калмыков было чрезвычайно тяжелым. В 1915 г. около 75% калмыков имели очень мало или вовсе не имели скота. Кулаки и феодальная знать, составлявшие всего 6% общего числа калмыков, владели более 50% поголовья скота. Нойоны, зайсанги, духовенство, скотопромышленники, торговцы и царские чиновники хозяйничали бесконтрольно. Калмыцкий народ был административно разделен по различным губерниям Российской империи. Восемь улусов входили в состав Астраханской губ. Еще в 1860 г. Болыпедербетский улус был присоединен к Ставропольской губ., со второй половины XVII в. около 36 тыс. калмыков жили на территории Области Войска Донского и несли казачью службу вплоть до 1917 г., часть калмыков обитала в Оренбургской губ., в северных предгорьях Кавказа, по рекам Кума и Терек. Пришедшее к власти в феврале 1917 г. буржуазное Временное правительство не облегчило положения калмыков. В Калмыкии оставался прежний чиновничий аппарат.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила калмыков от национально-колониального гнета.

В годы гражданской войны калмыки внесли свой вклад в освобождение страны от белогвардейцев. В ответ на обращение «К братьям калмыкам», в котором В. И. Ленин призывал их к борьбе против Деникина, калмыки стали вступать в Красную Армию. Были организованы специальные полки калмыцкой конницы. Их командирами стали В. Хомутликов, X. Кануков. На фронтах гражданской войны прославился сын калмыцкого народа О. И. Городовиков. Эти имена, так же как и имя женщины-бойца Нармы Шапшуковой, широко известны в Калмыкии.

Еще в годы гражданской войны была образована Калмыцкая Автономная область в составе РСФСР (декрет Советского правительства от 4 ноября 1920 г., подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым).

В 1935 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лучшие.сыны калмыцкого народа сражались против немецко-фашистских захватчиков на многих фронтах в составе различных частей и в калмыцкой кавалерийской дивизии, а также в партизанских отрядах, действовавших в Крыму, в брянских и белорусских лесах, на Украине, в Польше и Югославии. На средства трудящихся Калмыцкой АССР была создана танковая колонна «Советская Калмыкия». Однако в 1943 г., в период культа личности Сталина, Калмыцкая республика была ликвидирована, калмыки были выселены в различные области и края Сибири. Это было решительно осуждено XX съездом КПСС. В январе 1957 г. была вновь создана Калмыцкая автономная область, а в июле 1958 г. она была преобразована в Калмыцкую АССР.

В 1959 г. за успехи, достигнутые калмыками в хозяйственном и культурном строительстве, Калмыцкая АССР в связи с 350-летием добровольного вхождения калмыков в состав России была награждена орденом Ленина.


Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков - Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, ко гда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа - калмыки.

Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч - в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком - воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип - «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип - «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.

Три века назад английский историк Гиббон уверял, что именно калмыки остановили продвижение Александра Македонского по Центральной Азии. Версия эта яркая, но путаная и малообоснованная.

Реально подтвержденная история калмыков начинается с 13-го века. В частности, биографы Тамерлана отмечают, что юность знаменитого полководца прошла в насыщенной приключениями борьбе с оккупировавшими его Родину калмыками.

Немудрено, что, разобравшись с «оккупантами», натренированный Тамерлан разгулялся по всей Средней Азии не на шутку…

В конце 16-го – начале 17-го века калмыкам стало и скучно, и тесно (по степным понятиях), а потому они начали мощную экспансию по направлению к Европе. Они небыстро, но верно перемещались через южную Сибирь, Урал и Среднюю Азию к Волге и Дону. К середине 17-го века экспансивные кочевники занимали поистине огромную территорию: от Енисея до Дона (с востока на запад) и от Урала до Индии (с севера на юг). В 1640 году на съезде калмыцких ханов было принято Великое Степное Уложение – общекалмыцкий свод законов, который устанавливал единое правовое пространство. Величайшая империя кочевников была именована Джунгарским ханством.

Но время единой империи было недолгим: от Джунгарского ханства откололась самая западная его часть – поволжская. Она и была названа Калмыцким ханством. В настоящее время поволжских калмыков принято именовать именно калмыками, а прочих калмыков – ойратами.

Перед вами карта Джунгарии, датированная 1720 годом:

Как видно, Калмыцкое ханство в Джунгарию не вошло, больше того, оно и в районе Поволжья никак не обозначено. Казус? Нисколько: признание российских властей эта автономия получила несколько позднее, во времена императрицы Елизаветы Петровны.

Поволжские калмыки… Вскоре после своего признания они стали исправно служить русским самодержцам и защищать южные границы России – от турок и прочих горячих парней. Однако несмотря на все свои достойные дела, взаимности московских властей они не снискали, размеры же «налогов» неотступно увеличивались. В результате к 1771 году возникла ситуация, весьма напоминавшая обстановку перед исходом евреев из Египта.

Обиды – обидами, но выживать-то как-то надо… И, попрятав свою гордость по кисетам и карманам, большая часть калмыков (без резни младенцев и прочей противной буддизму мсти) двинулась по направлению к остаткам Джунгарии.

Вот как об этом написал Сергей Есенин:

Вам не снился тележный свист?
Нынче ночью на заре жидкой
Тридцать тысяч калмыцких кибиток
От Самары проползло на Иргис.
От российской чиновничьей неволи,
Оттого, что как куропаток их щипали
На наших лугах,
Потянулись они в свою Монголию
Стадом деревянных черепах.

Замечу, что «своей Монголией» Есенин по ошибке назвал Джунгарию (территория современного северного Китая).

Но калмыки ушли далеко не все. Часть из них осталась, о чем свидетельствуют, например, показания других поэтов (в данном случае современников): Александра Пушкина, проговорившегося фразой «И друг степей калмык» и Федора Глинки: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык» – это о событиях 1813 года.

Европейская калмыцкая автономия была возрождена в 1920 году. Сделано это было, понятно, Советской властью. Но та же Советская власть устроила и повторный калмыцкий исход, точнее насильственный увоз: 27 декабря 1943 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой СССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»:

Из текста указа:

Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, – Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…

Председатель Президиума Верховного Совета СССР – (М.Калинин).
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР – (А.Горкин).

Подоплека указа такова: 11 февраля 1943 года на заседании ГКО товарищ Берия доложил, что будто бы летом 1942 года бойцы 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в массовом порядке переходили на сторону немцев.

Это было сознательной неправдой. Факты перехода калмыцких кавалеристов на сторону немцев, безусловно, были. Но в целом эта дивизия сражалась достойно.

Самопожертвенный героизм калмыков признавали даже фашисты. Цитата из книги американской писательницы Анны-Луизы Стронг: «По странной иронии судьбы первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за сумасшедший героизм, были не русские, а калмыки. Нацистская высшая раса должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей» расы вышли герои войны».

К национальной дивизии и без того отмечалось особое отношение, а после бериевского навета ее и вовсе расформировали… Это переполнило чашу терпения недовольных Советской властью, и, как следствие, мнение какой-то части калмыков о Советах стало сугубо негативным. И, тем не менее, на оккупированной территории не прекращали действовать калмыцкие партизанские отряды, тысячи калмыцких воинов продолжали самозабвенно сражаться в рядах Красной Армии.

А в это время фашисты занялись активным формированием одной из своих антисоветских надежд и опор – Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. В корпус удалось привлечь более шести тысяч солдат и офицеров. И он начал заинтересованно воевать. Нет, в настоящих боевых действиях он участвовал лишь дважды. Этот корпус «воевал» с населением захваченных немцами Украины и юга России – ему поставили задачу поддерживать порядок в тылу.

Есть сотни свидетельских показаний о бесчинствах калмыков-предателей. В отместку Советская власть без разбору наказала весь этнос. Операция называлась "Улусы"…

Через несколько недель после издания указа – зимой 1944 года – все калмыцкие города, хотоны и поселки опустели. Кроме мирного населения в Сибирь были сосланы и многие калмыки-красноармейцы – их массово отзывали из воюющих частей. В этих случаях сердитым Советам приходилось быть безжалостно-циничными, например вот этот человек был отозван с руководящей должности в СМЕРШ с формулировкой: "За несоответствие занимаемой должности в связи с умственной неполноценностью":

Также она рассказала о том, как депортированных встречали местные жители ("людоедов, людоедов везут!"), о том, как, вскоре разобравшись, омичи, новосибирцы и красноярцы помогали растерянным и неприспособленным к холодам южанам элементарно выживать, о том, что, несмотря на такое участие, при депортации и во время сибирских тягот (тяжелая работа, недоедание, проживание в бараках и помещениях для скота) погибла большая часть сосланных.

Экспозиция "О калмыцком сибирском быте":

Подписка переселенки:

Но мы никого не виним, – говорит эта мудрая женщина. Такое было время, такие порядки. А о сибиряках у нас вообще очень хорошие воспоминания. И сейчас мы особенно чутко ценим добрые отношения с народами, рядом с которыми живем.

В 1957 году, во времена хрущевской оттепели, калмыкам разрешили-таки вернуться на южную Волгу. Знакомая доктор, которая с 51 по 57 годы жила в селе Садовом и работала терапевтом и дерматовенерологом, рассказывала, что возвращались калмыки хоть и окрыленными надеждами, но изможденными и болезненными, например, более чем у половины из них были кожные заболевания, в частности, чесотка. Селились возвращенцы в свободные дома, зачастую не в те, которые покинули (там жили русские), а где-нибудь по соседству, что не могло не сказаться на межэтнических отношениях.

И Александра Федоровна с мужем, как и многие русские, уехала – "пора пришла".

Долгие годы ситуация в республике не могла прийти в норму: не было полноценной реабилитации. А в 60-80-х Советская власть вдруг вздумала проводить пропагандистскую кампанию с целью вызвать у калмыков стойкое чувство вины – за бесчинства Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. Ведь виноватый – он послушный и хорошо управляемый.

С началом перестройки Стране Советов стало не до национальной политики. А потому Калмыкию оставили в покое. Затем в Москве появился Ельцин на броневике, и вскоре кто-то из них (то ли Ельцин, то ли броневик) пророкотал: "Берите независимости столько, сколько заходите!".

Фраза была обращена к национальным образованиям.

Понятно, что тут же развернулось соревнование "кто возьмет больше, что возьмет лучше". Понятно, что самым ухватистым образованием оказалась Чечня. Но Калмыкия отставала ненамного: вместе с Татарстаном она входила в призовую тройку.

В 1992 году Калмыцкая АССР была названа Республикой Калмыкия . Через год в РК прошли выборы президента, на которых убедительно победил обаятельный молодой человек с сомнительной предпринимательской репутацией – Кирсан Илюмжинов.

С этого события пошел отсчет параллельного взросления – президента и молодой республики.

Калмыцкая пресса представляла Илюмжинова новым Джангаром – легендарным народным героем. Простые люди рассказывали о том, какой он могущественный, проницательный и заботливый.

Помню, как в 98-м году хозяйка элистинского ресторанчика уверяла меня, что батыр-Кирсан через пару лет построит в Калмыкии настоящую Джунгарию, что он мудр, как Будда, и справедлив, как Солнце, что в этом мире извечных реинкарнаций он не забывает ни о ком.

Апофеозом сложного этапа взросления Кирсана стало объявление о вероятности выхода Калмыкии из России и установление памятника Великому комбинатору, то есть, что понятно и без подстрочника – себе любимому, точнее – своей важной ипостаси.

И тут федеральная власть рассердилась, ох рассердилась…

Хан Кирсан оказался очень догадливым и потому буффонаду свою оперативно уменьшил до приемлемого уровня.

Москва не менее оперативно заметила положительные перемены и наградила Илюмжинова возможностью благоустройства республики, Калмыкии было позволено активничать в роли свободной экономической зоны (уже закрыта), а кроме этого – жить в большой-пребольшой кредит (нынешний долг – 13,5 миллиардов рублей).

Неприятные Кирсану уголовные дела были успешно развалены, патронированием шахмат ему разрешили заниматься настолько, насколько организаторских способностей хватит.

Приветствовались и буддийские начинания, в результате то здесь, то там засияли крыши хурулов и ротонд.
Республика стала взрослее и увереннее в себе, таким же стал и ее харизматичный глава. Верится, понимается и чувствуется, что людям калмыцким сейчас живется вольготнее, честнее и лучше, нежели несколько лет назад.

Им, последние несколько веков культивирующим дружелюбие и симпатию ко всему живому, бояться почти нечего: уровень преступности – один из самых низких в Южном федеральном округе. В центре вечерней Элисты курящего или пьющего пиво подростка сыскать довольно сложно – подобной картины я не видел ни в одном из российских и прочих европейских городов.

Национальные и буддийские традиции возобновляются не столько для внешнего эффекта (что для большинства калмыков противоестественно), сколько для себя, для семьи, для будущего.

Зеленая, навеки золотистая и пурпурная Элиста радует и хозяев, и все более многочисленных приезжих, на ровных и чистых улицах множество цветов, памятников и улыбок. История Калмыкии вышла из своего последнего виража и начала вращение вперед.

Степь, в степи люди, у людей спокойная радость. Она зовет, а ей навстречу степь, в степи люди, у людей спокойная радость…

В следующей части я расскажу о буддизме и его европейском анклаве.

Фото и текст: Олег Горбунов, 2006

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры