Психологический тест моя семья расшифровка. Тест «Моя семья»

Главная / Измена мужа

Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке - вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».

Назначение и суть теста «Рисунок семьи»

Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:

  • проанализировать нарисованное изображение;
  • оценить ответы на вопросы и сделать соответствующие выводы о реальном положении внутри семьи.

Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.

Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:

  • манеру рисования испытуемого;
  • последовательность добавления членов семьи и их расположение на бумаге;
  • паузы в рисовании того или иного персонажа;
  • комментарии при создании образов;
  • время начала и окончания работы над заданием;
  • реакции в виде вскрикиваний, вздохов и так далее.

Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.

Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.

Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом

Порядок проведения диагностики

Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов).

Учитывая уровень развития и возраст испытуемого, нужно выбрать наиболее подходящие рекомендации:

  1. Нарисуй свою семью.
  2. Нарисуй всех членов семьи за их обычными занятиями.
  3. Нарисуй свою семью, как ты её представляешь.
  4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи - фантастическое существо.
  5. Нарисуй свою семью в виде образа или символа, подходящего для вас.

Первый вариант не предполагает никаких дополнительных ориентиров для малыша, и если в силу возраста или психологических проблем у него не сложилось понятие «семья», то ребёнку будет очень трудно справиться с поставленной задачей.

Индивидуально-дифференцированный подход обязателен при формулировке задания. Например, пятая инструкция никак не подойдёт для детей дошкольного возраста, так как им ещё может быть незнакомо само понятие образа или символа.

Стандартное время проведения теста не выходит за рамки получаса. Обычно около 15–30 минут достаточно испытуемому, чтобы изобразить всё то, что он подразумевает под понятием своей семьи.

После окончания рисования необходимо предложить ребёнку подписать или назвать всех изображённых персонажей и ответить на приготовленные заранее вопросы:

  • Чью семью изобразил «художник» (свою, друга, вымышленного персонажа)?
  • Где находятся её члены, чем они занимаются?
  • Как можно описать каждого изображённого на бумаге, какова его роль в семье?
  • Кто в семье хороший? Почему?
  • Кто часто грустит? Почему?
  • Кто самый счастливый? По какой причине?
  • Кто самый несчастный? По какой причине?
  • Кто тебе нравится больше всех и почему?
  • Какие наказания за плохое поведение есть в этой семье?

Во время обсуждения рисунка нужно внимательно анализировать слова и эмоции испытуемого

Человек, проводящий тест, должен понять, какие чувства двигали ребёнком, когда он рисовал, почему некоторые члены семьи изображены так, а не иначе, по какой причине кто-то отсутствует. Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость - характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам. Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

В беседе лучше всего пользоваться не прямыми вопросами, а проективными. Например, не спрашивать: «Кого ты не нарисовал?». Вместо этого узнать: «Если вместо кошечки ты нарисовал бы человека, то кто это мог бы быть?».

Решение ребёнком предложенных заданий поможет педагогу или психологу определить негативное или положительное отношение к разным членам семьи:

Примеры ситуаций
Для определения позитивного отношения Для распознавания негативных чувств
У тебя есть 2 билета в кино, один из них твой. Кому из членов семьи ты предложишь второй? У тебя есть … билетов в цирк (на один меньше количества людей в семье). Кто не пойдёт с вами и останется дома?
Ты делаешь поделку, но у тебя что-то не получается. Кого позовёшь на помощь? Если ты будешь жить на необитаемом острове, то кого бы ты захотел взять с собой?
Вся семья собралась идти в гости, но один из вас заболел… Кто останется дома? Если вы всей семьёй сядете играть в настольную игру, но для одного из вас не хватит карточек, как ты думаешь, кто это будет?

Обработка и интерпретация результатов

Рассмотрение изображения

Последовательность

Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье - цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей - сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.

Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.

Сюжет

Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.

К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик - в такой семье всё благополучно

Стандартная «привязка» сюжета - домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.

Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них - признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.

Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.

Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.

Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.

Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом - положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей - признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.

Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.

Размеры и расположение

Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.

Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.

Размер нарисованного члена семьи может быть незначительным, но если он помещён на листе выше других, это знак особой власти домочадца.

Параметры персонажа на рисунке показывают ту роль, которую играет близкий в жизни ребёнка. Нередко дети, большую часть времени проводящие с бабушками, могут нарисовать именно её самой крупной. Члены семьи, не играющие особой роли в жизни автора, оказываются зачёркнутыми или стёртыми ластиком.

По расположению родственников на рисунке можно определить семейную иерархию: главенствующие роли принадлежат бабушке и маме

Очень показательно рисование ребёнком самого себя. Большой размер, центральное расположение на листе, изображения родителей гораздо меньше и по краям - можно быть уверенным, что дитя – «пуп семьи», забирающий всё внимание других обитателей семейного гнезда. Размещение в углу или нижней части рисунка - тревожный сигнал, такие «художники» чувствуют себя ненужными, лишними.

Расстояние между фигурами

Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.

Ребёнок нарисовал себя рядом с папой - он близок с ним, если держит за руку маму - на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.

Отсутствие изображения

Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.

Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке - это своеобразная «месть» малыша обидчику.

Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.

Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.

Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.

Прорисовка деталей

Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом - такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.

Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» - отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.

Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.

Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.

Цвет

Использование цветных карандашей - это не только позитивно, но и информативно

  • Выбор ярких, насыщенных тонов - показатель оптимистического настроя ребёнка, его положительного отношения к жизни и семье.
  • Наличие страхов можно «прочитать» при закрашивании деталей рисунка серым или чёрным цветом.
  • Особая симпатия к персонажу или к самому себе - использование карандаша одного оттенка во всех деталях какой-либо фигуры.
  • Предпочтение красному тону отдают дети с эмоциональной напряжённостью.

Анализ манеры рисования

Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный - о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности - очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.

Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии - уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность - гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.

Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.

Пример анализа

Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.

Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье

По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.

Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.

Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье - отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы - видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.

Ирина - личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке - толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.

В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.

Тест «Рисунок семьи» - хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.

Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».

Назначение и суть теста «Рисунок семьи»

Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:

  • проанализировать нарисованное изображение;
  • оценить ответы на вопросы и сделать соответствующие выводы о реальном положении внутри семьи.

Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.

Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:

  • манеру рисования испытуемого;
  • последовательность добавления членов семьи и их расположение на бумаге;
  • паузы в рисовании того или иного персонажа;
  • комментарии при создании образов;
  • время начала и окончания работы над заданием;
  • реакции в виде вскрикиваний, вздохов и так далее.

Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.

Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.

Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом

Порядок проведения диагностики

Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов).

Учитывая уровень развития и возраст испытуемого, нужно выбрать наиболее подходящие рекомендации:

  1. Нарисуй свою семью.
  2. Нарисуй всех членов семьи за их обычными занятиями.
  3. Нарисуй свою семью, как ты её представляешь.
  4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи - фантастическое существо.
  5. Нарисуй свою семью в виде образа или символа, подходящего для вас.

Первый вариант не предполагает никаких дополнительных ориентиров для малыша, и если в силу возраста или психологических проблем у него не сложилось понятие «семья», то ребёнку будет очень трудно справиться с поставленной задачей.

Индивидуально-дифференцированный подход обязателен при формулировке задания. Например, пятая инструкция никак не подойдёт для детей дошкольного возраста, так как им ещё может быть незнакомо само понятие образа или символа.

Стандартное время проведения теста не выходит за рамки получаса. Обычно около 15–30 минут достаточно испытуемому, чтобы изобразить всё то, что он подразумевает под понятием своей семьи.

После окончания рисования необходимо предложить ребёнку подписать или назвать всех изображённых персонажей и ответить на приготовленные заранее вопросы:

  • Чью семью изобразил «художник» (свою, друга, вымышленного персонажа)?
  • Где находятся её члены, чем они занимаются?
  • Как можно описать каждого изображённого на бумаге, какова его роль в семье?
  • Кто в семье хороший? Почему?
  • Кто часто грустит? Почему?
  • Кто самый счастливый? По какой причине?
  • Кто самый несчастный? По какой причине?
  • Кто тебе нравится больше всех и почему?
  • Какие наказания за плохое поведение есть в этой семье?

Во время обсуждения рисунка нужно внимательно анализировать слова и эмоции испытуемого

Человек, проводящий тест, должен понять, какие чувства двигали ребёнком, когда он рисовал, почему некоторые члены семьи изображены так, а не иначе, по какой причине кто-то отсутствует. Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость - характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам. Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

В беседе лучше всего пользоваться не прямыми вопросами, а проективными. Например, не спрашивать: «Кого ты не нарисовал?». Вместо этого узнать: «Если вместо кошечки ты нарисовал бы человека, то кто это мог бы быть?».

Решение ребёнком предложенных заданий поможет педагогу или психологу определить негативное или положительное отношение к разным членам семьи:

Примеры ситуаций
Для определения позитивного отношения Для распознавания негативных чувств
У тебя есть 2 билета в кино, один из них твой. Кому из членов семьи ты предложишь второй? У тебя есть … билетов в цирк (на один меньше количества людей в семье). Кто не пойдёт с вами и останется дома?
Ты делаешь поделку, но у тебя что-то не получается. Кого позовёшь на помощь? Если ты будешь жить на необитаемом острове, то кого бы ты захотел взять с собой?
Вся семья собралась идти в гости, но один из вас заболел… Кто останется дома? Если вы всей семьёй сядете играть в настольную игру, но для одного из вас не хватит карточек, как ты думаешь, кто это будет?

Обработка и интерпретация результатов

Рассмотрение изображения

Последовательность

Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье - цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей - сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.

Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.

Сюжет

Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.

К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик - в такой семье всё благополучно

Стандартная «привязка» сюжета - домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.

Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них - признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.

Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.

Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.

Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.

Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом - положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей - признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.

Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.

Размеры и расположение

Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.

Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.

Размер нарисованного члена семьи может быть незначительным, но если он помещён на листе выше других, это знак особой власти домочадца.

Параметры персонажа на рисунке показывают ту роль, которую играет близкий в жизни ребёнка. Нередко дети, большую часть времени проводящие с бабушками, могут нарисовать именно её самой крупной. Члены семьи, не играющие особой роли в жизни автора, оказываются зачёркнутыми или стёртыми ластиком.

По расположению родственников на рисунке можно определить семейную иерархию: главенствующие роли принадлежат бабушке и маме

Очень показательно рисование ребёнком самого себя. Большой размер, центральное расположение на листе, изображения родителей гораздо меньше и по краям - можно быть уверенным, что дитя – «пуп семьи», забирающий всё внимание других обитателей семейного гнезда. Размещение в углу или нижней части рисунка - тревожный сигнал, такие «художники» чувствуют себя ненужными, лишними.

Расстояние между фигурами

Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.

Ребёнок нарисовал себя рядом с папой - он близок с ним, если держит за руку маму - на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.

Отсутствие изображения

Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.

Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке - это своеобразная «месть» малыша обидчику.

Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.

Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.

Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.

Прорисовка деталей

Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом - такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.

Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» - отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.

Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.

Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.

Цвет

Использование цветных карандашей - это не только позитивно, но и информативно

  • Выбор ярких, насыщенных тонов - показатель оптимистического настроя ребёнка, его положительного отношения к жизни и семье.
  • Наличие страхов можно «прочитать» при закрашивании деталей рисунка серым или чёрным цветом.
  • Особая симпатия к персонажу или к самому себе - использование карандаша одного оттенка во всех деталях какой-либо фигуры.
  • Предпочтение красному тону отдают дети с эмоциональной напряжённостью.

Анализ манеры рисования

Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный - о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности - очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.

Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии - уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность - гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.

Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.

Пример анализа

Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.

Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье

По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.

Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.

Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье - отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы - видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.

Ирина - личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке - толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.

В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.

Тест «Рисунок семьи» - хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.

Шкалы: взаимоотношения в семье, отношение к членам своей семьи, отношение к близким родственникам

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Тест

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

Порядок заполнения свободного пространства.
. Порядок появления персонажей рисунка.
. Время начала и окончания работы.
. Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
. Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
. Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
. Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
. Кто в семье самый хороший и почему?
. Кто самый счастливый и почему?
. Кто самый грустный и почему?
. Кто больше всех нравится ребенку и почему?
. Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
. Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Обработка и интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки , то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
. Если два человека изображены близко друг к другу , то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
. Если какой-то персонаж отдален от других фигур , это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
. Помещая одного из членов семьи выше остальных , ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
. Ниже остальных ребенок склонен помещать того , чье влияние в семье минимально.
. Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата , то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

Он изображается первым и помещается на переднем плане;
. он выше и крупнее остальных персонажей;
. выполнен с большей любовью и тщательностью;
. остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок , какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи - один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру , рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей , оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных - кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи , которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе , отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет , это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных , то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга , может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом , например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом , независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи . В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи , то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке , то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках - отказ рисовать младшего сиблинга . Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи , таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Источники

Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

РИСУНОК СЕМЬИ Диагностика межличностных отношений детей в семье

Ольга БАРАНОВА, аспирантка кафедры детской психологии МПГУ

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе школьного психолога. Ее необыкновенная популярность, вероятно, объясняется удобством и быстротой в применении, доступностью для детей начиная с младшего дошкольного возраста, высокой информативностью и разнообразными возможностями проведения повторных испытаний, снятия напряжения у испытуемого в ситуации обследования, а также получения богатого материала для беседы с родителями.

По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса, эта методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи. Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до десяти лет - рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает смысл изображенного.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

Это «высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье» (Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений). Там же: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу».

«Рисунок семьи» - также излюбленное средство психологов-исследователей . Так, эта методика применялась для исследования семейного портрета (В.Н. Дружинин).

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.

Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням . На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.

При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.

В нашей работе мы использовали вариант «Кинетический рисунок семьи». Мы считаем, вслед за Р. Бернсом и С. Кауфманом, что этот вариант методики дает более значимую информацию о взаимодействиях членов семьи, чем статические рисунки. На практике мы убедились, что при рисовании статического рисунка семьи дети чаще всего рисуют стоящие рядом фигуры («портрет», «фотографию» семьи). Здесь никак не отражаются особенности коммуникаций. Поэтому мы просили испытуемых нарисовать всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом.

В работе использовались стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши. Все дети, выслушав инструкцию, сразу принимались за работу. По окончании рисования мы выясняли, кого ребенок нарисовал, что делают нарисованные люди, а также где они находятся. Перед нами стояла задача: найти характерные признаки рисунка, показывающие наличие конкурентных отношений между сиблингами. Как известно, огромное влияние на взаимоотношения детей в семье оказывают родители. Поэтому мы считаем рисование всей семьи более оправданным, чем если бы дети рисовали только своих братьев и сестер. Полная семейная картина дает больше информации о межличностных отношениях в семье. Ребенку необходимо представить весь круг семейных отношений и найти в нем место для себя, выразить свое восприятие близких родственников. Анализируя интерпретационные схемы В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса, Р. Бернса и С. Кауфмана, Дж. Остера и П. Гоулда, мы выделили следующие признаки конкурентных отношений сиблингов: - отсутствие на рисунке автора или сиблинга; - присутствие на рисунке только автора или сиблинга; - особенности размера фигур автора и сиблинга; - особенности расположения на листе фигур автора и сиблинга; - взаимное расположение фигур автора и сиблинга; - отличительные особенности в рисовании фигур автора и сиблинга; - специальные признаки конкуренции. Рассмотрим их подробнее. ОТСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА Как известно, неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.

Сиблинг на рисунке может отсутствовать по разным причинам. Во-первых, автор может испытывать к нему бессознательные негативные чувства, которые он не может или не хочет открыто показывать (например, сильная ревность). Пропуская фигуру брата или сестры, отрицая его присутствие, ребенок как бы пытается исключить соперничество. Во-вторых, пропуск фигуры сиблинга может наблюдаться и в тех случаях, когда между детьми полностью отсутствует эмоциональный контакт. Второй случай, естественно, не будет рассматриваться как признак конкуренции.

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Такие конфликтные пессимистические настроения не могут считаться признаком конкуренции. Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.

Отсутствие на рисунке всех детей в нашей практике не наблюдалось.

ПРИСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ ТОЛЬКО АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это - самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним. В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Единственная на рисунке фигура автора может быть и, наоборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

РАЗМЕР ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА Если автор рисует всех членов своей семьи (в первую очередь мы обращали внимание на присутствие родителей и обоих детей), то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье. Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.

Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР НА ЛИСТЕ На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого. В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (левым). А.И. Захаров замечает, что в норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доминирующую позицию. Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о том, что автор ревнует к нему родителей.

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

По словам В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса и других, линейная дистанция между фигурами (не только людьми, но и вещами) представляет собой дистанцию психологическую. Речь идет о перцептивной линейной дистанции на плоскости.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если сиблинги стоят близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположении всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РИСОВАНИИ ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА

Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок может выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тщательно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисовывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде.

Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фантастические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.

С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНЦИИ НА РИСУНКЕ О конкуренции может говорить изображение сиблинга между солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.

В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.

Прямым символом конкуренции является изоляция сиблинга от остальных членов семьи, заключение его в замкнутое пространство (кровать, коляска), изображение опасных для его жизни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.

Бывает, что графически обособлены оба ребенка. Нередко отношения здесь амбивалентны. С одной стороны, по замыслу автора они выступают единой группой, а с другой - между ними существует напряжение и соперничество.

А.И. Захаров отмечает, что с известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность выражаются в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, пересекающихся линий. Пять признаков Итак, в специальной литературе выделяется семь признаков конкуренции братьев и сестер. Мы сопоставили эти данные с результатами нашего экспериментального исследования. Рисунки семьи были обработаны с учетом вышеназванных критериев, также учитывались результаты методики «Сказки Дюсса (Десперт)» (см. Школьный психолог, № 25, 2001 г.). Мы получили пять часто встречающихся признаков конкуренции между сиблингами: - различный размер фигур детей; - расположение фигур детей не на одной линии; - изоляция одной или обеих фигур детей; - выделение фигур автора или сиблинга с помощью штриховки, темных тонов, прерывистой линии; - разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством.Рассмотрим конкретно каждый из них. Различный размер фигур детей Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Различие в высоте на рисунке чаще всего определяется без особых затруднений. Если один ребенок нарисован стоя, а другой сидя или не в полный рост, то рассматривается нарисованный линейный размер. При затруднении определить на глаз различия в размерах, этот признак не засчитывается. Заметим, что реальный рост детей в данном случае не влияет на интерпретацию (рис. 1). Расположение фигур детей не на одной линии Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Дети могут находиться как в одной части листа (верхней или нижней), так и в разных. В последнем варианте данный признак засчитывается всегда. При расположении фигур в ряд признак засчитывается, если разница видна невооруженным глазом. Изоляция одной или обеих фигур детей Это очень характерный признак, подчеркивающий конфликтные отношения между детьми. Он регистрируется во всех вариантах, независимо от того, все ли дети нарисованы, изолирован один из них или оба. В одних случаях ребенок просто обводит себя или брата/сестру замкнутой линией. В других - «сажает на диван» или «укладывает на кровать». В третьих - ограничивает пространство с помощью стула, стола, лестницы и т.п. В четвертых - рисует только кроватку, коляску или высокий стул, за которым не видно человека. Этот признак редко встречается в статических рисунках семьи, а вот в кинетических - проявляется особенно четко. Выделение фигуры сиблинга или автора штриховкой, темными тонами Данный признак может быть выделен при сопоставлении стиля рисования всех фигур на рисунке. Если все они нарисованы в одном стиле, то признак не засчитывается.

Штриховка, темные тона, а также прерывистая линия, сильный нажим, стирания являются, по мнению Р.Ф. Беляускайте, проявлением симптомокомплекса тревожности. И это согласуется с мнением других авторов: такие характеристики рисунка сиблинга показывают, что он вызывает у автора тревожные чувства, которые непременно сопутствуют конкуренции, ревности детей. В дальнейшем, думается, будет получена более четкая формулировка этого признака. На данном этапе можно лишь сказать, что чаще всего в рисунках встречается именно штриховка и темные тона.

Разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством Эти признаки рисунка так же, как и изоляция, свидетельствуют о конфликтных отношениях между сиблингами. В отличие от изоляции, фигуры разделяются не просто линией, а конкретными предметами: столом, шкафом, доской или людьми. Причем это могут быть предметы как достигающие размера нарисованной фигуры человека, так и меньше ее (мяч, корзинка и др.) (рис. 4). В некоторых случаях фигуры сиблингов разделены относительно большим пространством, что также является показательной характеристикой отношений. . НЕТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ Следует отметить, что в нашей практике встретились также другие признаки конкурентных отношений между сиблингами. Эти признаки присутствуют в единичных случаях, однако являются настолько яркими, что их невозможно не заметить. О конкурентно-отвергающих отношениях сиблингов говорят отвернувшиеся друг от друга фигуры детей. Они могут быть нарисованы в профиль, смотрящими в разные стороны, или одна фигура - анфас, а другая - в профиль. Этот признак встречается чаще у детей младшего школьного и подросткового возраста. По нашим данным, именно в этой возрастной группе (особенно у девочек) наблюдается усиление конфликтных отношений с братьями и сестрами В отдельных случаях можно считать отношения сиблингов агрессивно-конкурентными. На рисунке семьи об этом говорит доминантно-агрессивная поза автора и униженно-подчиненная поза «отвернувшегося» сиблинга.

При определении уровня конкуренции эти признаки учитываются в совокупности с основными.

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ Несмотря на достоинства методики «Рисунок семьи», ее использование требует практического опыта применения и критического осмысления интерпретации рисунков. Не нужно забывать, что данные проективной методики нуждаются в проверке и подтверждении другими методами. Поэтому полезно помнить некоторые принципы применения рисунка в психологической диагностике, предложенные Й. Шванцарой. 1. Для детей дошкольного возраста и для части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста. 2. Следует применять единый формат бумаги одинаковой зернистости и одинаковый рисовальный материал, например, всегда карандаш 2М, цветные карандаши одинаковых оттенков и т. п. 3. Записывать все важные обстоятельства: дату, время, освещение, степень адаптации, словесное сопровождение, выражение степени привязанности, держание карандаша, поворот рисовальной плоскости и т. п. В индивидуальной диагностике следует прежде всего исходить из рисунков, за процессом создания которых имелась возможность наблюдать. 4. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии классифицировать рисунок с точки зрения уровня развития ребенка и с точки зрения необычных признаков. 5. Рисунок следует рассматривать как результат деятельности, которая может (однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний. 6. Ошибки в психологической диагностике чаще вызываются преувеличением проективной значимости рисунка, чем недостатками схемы интерпретации. 7. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации. Его надо сопоставить с результатами дальнейших испытаний, с разговором с родителями и т. п. 8. Рисунок может явиться индикатором творческих способностей, а также и патологических процессов (функциональных и органических). Наиболее продуктивно эта методика может применяться в тех случаях, когда необходимо только понять «образ окружающего мира» ребенка, построить гипотезу, которая затем будет проверяться и изменяться. Особенно значимы результаты применения рисунка семьи при работе с дошкольниками и младшими школьниками, считают многие исследователи, например

К. Барт, Л. и Й. Шванцара. В этом возрасте, используя графические знаки, ребенок передает больше информации, чем через речь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры