Ребенка выгоняют из школы: что делать родителям? Что делать, если ребёнка отчисляют из школы.

Главная / Измена мужа

Добрый день, уважаемые родители! Согласитесь, дети все абсолютно разные. А в переходном младшем и подростковом возрасте – это вообще гремучая смесь. Наши домашние воспитанники вдруг , начинают конфликтовать, многие бунтуют и «забивают» на учёбу.

Иногда родители и педагоги сообща не могут справиться, настолько «достают» нерадивые ученики, тянущие вниз весь класс. Некоторые мамы и папы периодически в свой адрес слышат от желающих скинуть ненужный груз с педагогических плеч: «Исключим вашего ребёнка из школы!», радея за престиж школы.

А имеют ли право педагоги показать на школьную дверь и за что могут отчислить из школы? Сегодня материал «и нашим, и вашим», так как с одной стороны это может быть как последний действенный способ против «отрицательных элементов», когда уже ничего не помогает, и одновременно как мера противостояния для родителей, когда превышают полномочия учителя.

План урока:

Мы тобой недовольны, пошёл вон!

Как часто мы сталкиваемся с тем, что педагоги в гонке за успех настоятельно «просят» родителей нерадивых учеников поменять школу. И при этом с улыбкой требовательно объясняют, что по закону об образовании они имеют на то полное право, намерено не договаривая, при каких условиях и по каким причинам это можно воплотить в жизнь. Наивные законопослушные родители во избежание позора и огласки идут на перевод ребёнка. А надо ли?

Гарантированное нашим детям бесплатное основное общее образование, являющееся обязательным с 1 по 9 класс, создаёт своего рода щит, который не позволяет просто так отчислить школьника, пока он не перешагнул этот обязательный порог и ещё учится в 9 классе. Как правило, не принимая во внимание второгодников, при переходе в 10-й класс всем детям исполняется 15 лет.

Именно поэтому российский законодатель установил этот возрастной ценз, до которого отчислить ну никак нельзя.

Последние законодательные нововведения касательно приписки по месту проживания к определённому учебному заведению – тоже не повод прекратить все учебные взаимоотношения по инициативе администрации школы в связи с переездом семьи. Если ученик оказался в 1 классе именно в этой школе, то и учиться он будет именно здесь, пока сами родители не решат, что ему будет лучше в другой.

Это наши с вами права, как родителей. Участь педагогов, как бы им не хотелось нас выставить за дверь, – терпеть и учить дальше. Но что же делать учителям, когда безнаказанность учеников ставит под вопрос благополучное пребывание в стенах школы всех остальных? На это у закона об образовании есть свои нормы, которые дают не только право учиться, но и оговаривают, как надо учиться, то есть устанавливают и обязанности тоже.

Имеешь право, когда исполняешь обязанности

Основные обязанности школьников, в том числе учиться добросовестно, посещать все школьные занятия, следовать нормам устава школы, уважать окружающих и беречь школьное имущество, закреплены в Федеральном законе «Об образовании», а если быть точнее, то в его 43-й статье.

Но как можно требовать исполнения обязанностей, если не будет установлена ответственность за их неисполнение?! Потому та же самая статья содержит нормы о привлечении нерадивых учеников и их родителей к мерам дисциплинарного взыскания.

Не будем переписывать «букву закона», а простыми словами объединим скучные тезисы в доступные для понимания правила. Итак, если ваш либо соседский юный отпрыск, который уже учится в 5 классе (а стоит отметить, что для младших детишек начальной школы взыскания запрещены в принципе) решил поссориться со школьным коллективом, пренебрегая школьным уставом, что его может ожидать?

Неоднократное, а это значит – более одного раза, нарушение дисциплины может на усмотрение руководства школы закончиться замечанием или выговором. На этом меры для не достигших 15 лет заканчиваются. Такой порядок установлен Приказом Минобрнауки от 2013 года.

Что может послужить причиной для наказания? Тут учебное заведение свободно в действиях. Принятый педагогическим коллективом вместе с родительским комитетом школьный устав может наказывать за всякие проступки: за пропуски и систематические опоздания, за и недостойное поведение, даже за отказ ходить в .

А вот если непослушному школьнику уже перевалило за вышеуказанный возрастной предел, тут родителям стоит переживать. Именно с 15 лет после того, как все предыдущие меры были приняты, но не призвали к совести ученика и не поставили на путь истинный, педагоги могут задуматься об отчислении.

Принять такое кардинальное решение директор в одном лице не может. Как правило, для этого собирается педсовет школы, а если в свои 15 ребёнок не получил ещё аттестата об образовании, то выносят «приговор» обязательно с учётом мнения родителей.

Есть ли исключения из правил?

Законодатели к применению мер наказания к несовершеннолетним детям подходят очень аккуратно, и случай с отчислением из школы – не исключение.


Кроме того, исключить из школы можно только тогда, когда школьник действительно представляет опасность для окружающих, оказывая на них отрицательное влияние.

Иначе родители могут доказать обратное и ребёнка в составе учащихся восстановить. Ведь всё-таки это крайняя мера, применяемая только к трудновоспитуемым.

И даже если так произошло, это вовсе не значит, что ребёнок остаётся на улице. Исключённый из школы, он становится объектом внимания местных органов в области образования, чтобы обеспечить ему дальнейшее обучение либо трудоустроить.

Очень хочется, чтобы вашей семье не пришлось столкнуться с такой проблемой ни лично, ни опосредованно принимать участие в таких процедурах в отношении других. И чем чаще мы будем задумываться не только об имеющихся у нас правах, но и о существующих обязанностях, тем реже нам придётся искать буквы закона, чтобы исправлять сложившиеся ситуации.

На сегодня все! Хотелось бы услышать ваши мнения, друзья, или жизненные истории по рассматриваемой теме. Жду комментариев.

Так же жду вас в числе своих подписчиков, которые всегда получают расписание выхода статей на следующую неделю и никогда не пропускают ничего важного)

Желаю вам учебы без проблем!

Ваша, Евгения Климкович!

Отчисление учащихся из общеобразовательного учреждения

Практика работы с общеобразовательными учреждениями позволяет сделать вывод, что во многих из них до сих пор происходит нарушение рос­сийского законодательства, связанного с отчислением учащихся.

Правовые основания отчисления обучающихся из школы

Обращаясь к вопросу отчисления учащегося из общеобразовательного учреждения, следует признать, что законодателем данный вопрос до сих пор не урегулирован, что порождает самые различные подходы к его решению.

Подпункт "г" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" содержит требование, что в уставе образовательного учреждения должны в обязательном порядке указываться порядок и основания отчисления обучаю­щихся, воспитанников. При этом ни данный закон, ни какие-либо иные норма­тивно-правовые акты в области образования не раскрывают самого понятия "отчисление", что, на наш взгляд, и является основной недоработкой законо­дателя в этом вопросе.

Понятие "отчисление"

Словарь русского языка СИ. Ожегова под отчислением понимает "то же, что и увольнение". В свою очередь, под увольнением понимается "отстранение от исполнения служебных обязанностей, снятие с работы". Следовательно, отчисление в качестве юридической нормы, применительно к Закону РФ "Об образовании", обладает следующими квалифицирующими признаками:

    во-первых, отчисление должно рассматриваться как действие;

    во-вторых, данное действие должно исходить от лица, уполномочен­ного на принятие решения об отчислении;

    в-третьих, отчисление предполагает полное оставление учащимся образовательного учреждения, после которого данный учащийся уже не вправе указывать на свою принадлежность к этому учреждению, что позволяет провести аналогию понятий "отчисление" и "исключе­ние". Последнее упоминается в ст. 19 Закона РФ "Об образовании" и по сравнению с "отчислением" чуть более конкретизировано.

Нормативные документы, регламентирующие отчисление учащихся

Единственной нормой, предусматривающей обязательное отчисление уча­щегося, помимо Закона РФ "Об образовании", является на сегодняшний день п. 2.8.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпиде­миологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования Сан-ПиН 2.4.3.1186-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.01.03. Вышеназванный пункт предусматривает отчисление учащихся из образователь­ного учреждения начального профессионального образования при выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности.

В остальном вопросы, связанные с отчислением обучающихся из обра­зовательных учреждений, регулируются Законом РФ "Об образовании".

Принимая во внимание, что ранее нами уже установлена аналогия поня­тий "отчисление" и "исключение", что позволяет рассматривать их как слова-синонимы, обратимся к п. 7 ст. 19 указанного закона, который, в частности, предусматривает следующее:

"По решению органа управления образовательного учреждения за со­вершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учре­ждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применя­ется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отри­цательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права ра­ботников образовательного учреждения, а также нормальное функциониро­вание образовательного учреждения".

Порядок отчисления учащихся из школы

Проанализируем положения указанной нормы:

1. Отчисление или исключение (далее - отчисление) должно производить­ся только по решению органа управления образовательного учреждения. В соответствии со ст. 35 Закона РФ "Об образовании" данный орган в обяза­тельном порядке должен быть представлен директором школы, который, яв­ляясь высшим должностным лицом образовательного учреждения, наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представ­ляющим органы управления школы, относятся так называемые органы само­управления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т. д. При этом в ус­таве и (или) локальных актах школы должны быть специально предусмотрены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

2. Отчисление производится только за грубые нарушения устава школы. Действующее законодательство не содержит определение понятия "грубое нарушение устава", поэтому данный вопрос каждое общеобразовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав школы должен со­держать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений. К таковым, в частности, можно отнести:

    непосещение в течение определенного времени занятий без уважи­тельных причин (прогулы);

    оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах);

    неправомерное поведение, приводящее к нарушению образователь­ного процесса (так называемый срыв уроков);

    применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса;

    употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, нар­котических и психотропных веществ.

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен или пересмотрен конкретным общеобразовательным учреждением самостоятельно.

3. Для того чтобы отчислить учащихся, указанные в предыдущем пункте грубые нарушения устава школы обязательно должны быть совер­шены неоднократно. Категория неоднократности применительно к отноше­ниям, связанным с отчислением учащегося из образовательного учреждения, законодательством также не определена.

По общему правилу любое действие (бездействие) признается совершен­ным неоднократно в случае совершения его более одного раза. Однако каждое образовательное учреждение вправе выработать собственные признаки неод­нократности совершаемых правонарушений, а также порядок аннулирования (погашения) наложенных ранее взысканий за нарушение устава школы.

4. Даже при наличии объективных оснований, указанных выше, отчисле­ние учащегося из школы допускается, т. е. данную меру необходимо рассмат­ривать как право, а не обязанность общеобразовательного учреждения. Во всех случаях школа вправе применить иные меры наказания (и профилактики), не связанные с исключением учащегося.

5. Отчисленными могут быть только учащиеся, достигшие 15-летнего воз­раста. Данная норма является императивной и расширительному толкованию не подлежит. К ученику, которому не исполнилось 15 лет, школа может применять любые меры наказаний, кроме отчисления (исключения).

6. Отчисление применяется только в том случае, если меры воспитательно­го характера не дали результата. Следовательно, при принятии решения об от­числении руководящий орган школы обязан принимать во внимание не только все совершенные учащимся грубые нарушения устава и вынесенные по ним наказа­ния, но и представленные администрацией школы доказательства проводимой с данным учащимся воспитательной работы и ее негативных результатов.

7. Отчисление применяется только тогда, когда дальнейшее пребыва­ние обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нор­мальное функционирование школы.

В том случае, если ученик неоднократно и грубо нарушил устав школы, но дальнейшее его поведение не подпадает под указанные выше основания (т. е. ученик осознал свою вину, раскаялся, и у администрации школы нет объективных причин рассматривать его в качестве потенциального наруши­теля в будущем), отчисление недопустимо.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным подп. "г" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании" устав школы должен детально регламентировать поря­док отчисления учащихся.

Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление уче­ника из общеобразовательного учреждения должно быть признано неправо­мерным. При этом виновные должностные лица могут понести предусмотрен­ную законом ответственность.

Основные вопросы, связанные с темой отчисления

В связи с отчислением обучающихся из школы возникает много вопросов, как у родителей, так и у педагогов. Ответим на самые распространенные.

Можно ли отчислить учащегося из школы за неуспеваемость?

Отчислить ребенка из школы по причине неуспеваемости можно в двух случаях.

    Когда учащемуся, не освоившему по причине неуспеваемости (регулярные остав­ления на второй год и т. д.) программу основ­ного общего образования (9 кл.) исполняется 18 лет, поскольку, согласно части 5 ст. 19 Закона РФ "Об образовании", предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразова­тельном учреждении по очной форме обуче­ния - 18 лет.

    Когда ученик 10-11-го класса системати­чески не успевает по предметам. Критерии такой неуспеваемости должны быть определе­ны в уставе. В уставе также должны быть пре­дусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.

Возможно ли отчисление ученика за драки с одноклассниками, если при этом у администрации школы нет претензий к его успеваемости?

Во-первых , в соответствии с п. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" отчислить (ис­ключить) из школы можно только ученика, достигшего возраста 15 лет.

Во-вторых , отчисление (исключение) за дра­ки возможно только тогда, когда данные дейст­вия квалифицируются как грубые нарушения устава. Отнесение нарушений к категории гру­бых производится на основании устава школы или принятого в соответствии с ним локального акта, являющегося его неотъемлемой частью.

В-третьих , для того, чтобы отчислить уча­щегося, данные нарушения (драки) должны быть неоднократными. Категория неоднократ­ности также определяется уставом школы. По общему правилу, для отнесения нарушения к неоднократному оно должно быть совершено более одного раза. Причем каждый раз дан­ное нарушение должно быть грубым.

В-четвертых , исключение применяется только в том случае, если меры воспитатель­ного характера не дали результата и даль­нейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функ­ционирование школы.

В-пятых , если на момент принятия реше­ния об отчислении (исключении) учащийся не успел закончить 9 классов, такое решение принимается только с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершенно­летних и защите их прав.

Если не будет соблюдено хотя бы одно из указанных выше требований, исключение (отчисление) учащегося из школы недопус­тимо.

Каков порядок отчисления из школы детей-сирот и детей, чьи роди­тели лишены родительских прав?

В соответствии с п. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав и органа опеки и попечительст­ва. То же самое относится и к детям, чьи родители лишены родительских прав.

В остальном при отчислении (исключении) данной категории детей соблюдается общий порядок, установленный законом и уставом школы.

Существуют ли особенности отчисления из школы детей, чьи родители являются гражданами другой страны или лицами без гражданства?

Российское законодательство определя­ет единый подход к обеспечению прав гра­ждан на получение общего образования. Поэтому каких-либо особенностей отчисле­ния (исключения) из школы для указанных категорий детей не предусмотрено.

Как можно отчислить из школы "трудного" подростка?

В данном случае возможны два варианта:

1. Принудительный.

В случае постоянных нарушений "труд­ным" подростком устава школы (напомним, что данные нарушения должны быть неод­нократными и грубыми) допускается отчис­ление (исключение) данного подростка из школы в порядке, предусмотренном Зако­ном РФ "Об образовании" (ст. 19) и уставом школы (см. ответ на вопрос 2).

При этом школа незамедлительно обязана проинформировать об исключении подростка его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) "трудного" подростка, исклю­ченного из школы, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого подростка и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

2. Добровольный.

В этом случае по согласию родителей (закон­ных представителей), комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием "трудный" подросток, достигший возраста 15 лет, может оставить школу до получения основного обще­го образования, т. е. до окончания 9 классов.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (за­конными представителями) подростка, оста­вившего школу до получения основного об­щего образования, и органом местного само­управления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого под­ростка и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного об­щего образования по иной форме обучения.

Каков порядок отчисления учащихся вечерней формы обучения?

В соответствии с п. 37 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные наруше­ния устава вечерней школы по решению ор­гана управления этой школы допускается исключение обучающихся, достигших 14 лет, в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании".

Однако положения указанного пункта не приведены в соответствие с Законом РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 16.03.06 № 42-ФЗ), поэтому должны при­меняться в части, не противоречащей ст. 19 данного закона (в указанной редакции).

Следовательно, отчисление (исключение) учащихся вечерней формы обучения должно производиться на общих основаниях.

Что такое "скрытое" отчисление ученика из школы и насколько оно правомерно?

"Скрытым" называют отчисление, которое, с точки зрения закона, не имеет под собой никаких правовых оснований и при должном испол­нении родителями (законными представителями) ребенка, а также школой своих обязанно­стей является недопустимым.

Наиболее распространенной формой "скры­того" отчисления являются случаи, когда ро­дителей (законных представителей) ученика приглашают к директору (завучу) школы и под предлогом плохой успеваемости или ненад­лежащего поведения ребенка предлагают перевести его в другую школу либо вообще поменять форму обучения (например, пере­вестись в вечернюю школу, ПУ и т. д.), а ро­дители (законные представители) соглаша­ются.

Еще одним примером "скрытого" отчисле­ния являются ситуации, когда сами родители по наущению администрации школы обраща­ются в органы управления образованием с просьбой разрешить перевод их ребенка из обычной школы в вечернюю или решить во­прос о дальнейшем трудоустройстве данного ребенка. "Скрытность" в данном случае вы­ражается не в том, что процесс отчисления завуалирован под конкретные претензии к ученику, а в том, что ни администрация шко­лы, ни родители ребенка не применяют к нему никаких воспитательных мер с целью стиму­лирования его успеваемости. Таким образом, зачастую происходит отчисление тех детей, о которых принято говорить "запущенные".

Несмотря на разнообразие форм и, самое главное, мотивов "скрытого" отчисления, ни одна из этих форм не является законной и может повлечь за собой дисциплинарную, административную и даже уголовную ответ­ственность для руководства школы и родите­лей (законных представителей) ученика.

Является ли перевод учащегося из обычной школы в вечернюю от­числением?

В соответствии с п. 19 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное уч­реждение, реализующее образовательную про­грамму соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Поэтому, если вечерняя школа реализует такую же общеобразовательную программу, как и обычная школа, которую посещает ребенок, перевод производится в общем порядке, т. е. родителями подается заявление на имя дирек­тора вечерней школы о зачислении и при нали­чии положительного ответа ученик отчисляется из посещаемой им школы и принимается в ве­чернюю. Туда же направляется и его личное дело.

Если же речь все же идет о фактах прину­дительного отчисления (перевода) из обычной школы в вечернюю, то такое отчисление не­допустимо.

Только когда после законного и обоснован­ного исключения подростка из школы комис­сия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного само­управления и родителями (законными пред­ставителями) подростка в целях принятия мер, обеспечивающих продолжение его обу­чения в другом образовательном учреждении, предлагает поступление в вечернюю школу, ситуация может считаться правомерной.

А отчисление (исключение) под предло­гом перехода в вечернюю школу необхо­димо квалифицировать как "скрытое" от­числение, которое, как уже говорилось выше, не является законным и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Возможно ли отчисление ребенка из школы за прогулы ?

Возможно только в следующих случаях:

    Если прогулы, согласно уставу школы, являются грубыми нарушениями данного ус­тава и совершены неоднократно, без уважи­тельных причин. При этом меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося (достигшего 15-летнего возрас­та) в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.

    Если в связи с прогулами ученик, дос­тигший 15-летнего возраста, не успевает по двум и более предметам. При этом после отчисления ученик должен продолжать учебу в форме семейного образования.

    Если в связи с прогулами ученик, дос­тигший 18-летнего возраста, не закончил основную школу по очной форме обучения (оставлен на повторное обучение и т. д.).

    В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" предельный возраст обучающихся для получения основного об­щего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения -18 лет.

В каких случаях производится отчисление из школы ребенка в связи с заболеванием?

Отчисление по состоянию здоровья произ­водится только тогда, когда согласно заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии, ребенок по причине заболевания (умственная отсталость, существенные фи­зиологические недостатки и отклонения в развитии и т. д.) не может осваивать програм­му общего образования, реализуемую шко­лой. В случае если ребенок способен обучать­ся по указанной программе, но в силу заболевания не имеет физической возможности посещать занятий, школа обеспечивает ему обучение на дому (индивидуальное обуче­ние).

При этом родители (законные представи­тели) на основании ст. 10 Закона РФ "Об образовании" вправе выбрать для ребенка иную форму обучения, не связанную с посе­щением школы (самообразование, семейное образование, экстернат).

Можно ли назвать отчислением переход учащегося на домашнее обучение?

Закон РФ "Об образовании" не содержит понятия "домашнее обучение". Речь, по-ви­димому, идет о семейном образовании.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 27.06.94 № 225 "Об ут­верждении примерных положений о получе­нии общего образования в форме экстерната и получении образования в семье" при пере­воде ребенка на семейное образование от­числение его из образовательного учрежде­ния не производится.

При этом получение образования обеспе­чивается родителями (законными представителями) ребенка, а на школу возлагаются обязанности ведения личного дела данного ученика, предоставления ему бесплатных учебников и литературы, а также проведения промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, школа обязана обеспечить такого ре­бенка услугами отдельных педагогических работников по выбору родителей (законных представителей) на основании договора.

Таким образом, любой ребенок, переве­денный на семейное (домашнее) образова­ние, все равно остается учеником той школы, в которой он ранее обучался.

Допускается ли отчисление детей из школы в связи с тяжелым ма­териальным положением родителей?

Отчисление детей в связи с тяжелым ма­териальным положением родителей допуска­ется только в тех образовательных учрежде­ниях, которые в соответствии с уставом занимаются оказанием платных образова­тельных услуг в качестве основного вида деятельности. Как правило, это так называемые альтернативные школы, т. е. существую­щие помимо обычных общеобразовательных, которые создаются в целях осуществления предпринимательской деятельности в облас­ти образования.

Отчисление детей из общеобразовательных школ, созданных в целях реализации общеобразовательных программ (не связанных с предпринимательской деятельностью и полу­чением дохода) и финансируемых учредите­лем, по причине тяжелого материального положения родителей не допускается и должно рассматриваться как нарушение конституци­онных прав граждан на получение общедос­тупного и бесплатного общего образования.

Вправе ли администрация школы отчислить учащегося 11-го класса по причине непосещения им уроков по субботам, если в эти дни данный ученик посещает подготовительные курсы института, о чем он своевременно представил справку установленной формы?

Соблюдение режима занятий и регулярное их посещение наряду с соблюдением устава школы - обязанность ученика, непосредст­венно связанная с получением им общего образования и дальнейшим прохождением итоговой аттестации. Данная обязанность, скорее всего, прописана в уставе школы, обратите на это внимание. В таком случае регулярное непосещение занятий, являющее­ся нарушением режима, может быть квалифицировано как грубое нарушение устава при условии соблюдения вышеназванных требо­ваний.

Поэтому для решения данной проблемы необходимо соглашение с администрацией школы об установлении ребенку индивиду­ального режима обучения. Без данного согла­шения он может быть не аттестован за чет­верть и за год, что не позволит ему быть до­пущенным к итоговой аттестации.

Нормативные документы

Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".

Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях началь­ного профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.01.03 (с изм. и доп.).

Для конкретного ответа на Ваш вопрос нужно знать подробные обстоятельства сложившейся у Вас ситуации. А вот что об исключении из школы говорит законодательство. Материалы прессы. НОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ШКОЛ

В Государственной думе началась процедура принятия поправок к закону “Об образовании”, посвященных новому порядку исключения учеников из образовательных учреждений. По мнению их разработчиков (это члены комитета по образованию и науке, а также комитета по делам женщин), несовершенство действующих нормативных документов в этой сфере ведет к усугублению криминогенной ситуации в стране.

В этом смысле причина бить тревогу по поводу “изгнания” учеников из образовательных учреждений действительно серьезная. Так, в 2003 г. за преступления осуждены 96 809 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет. Причем от 35 до 45% малолетних преступников на момент совершения преступления были вполне трудоспособны, но нигде не работали и не учились.

Именно последнее обстоятельство не на шутку обеспокоило представителей депутатского корпуса. По их коллективному мнению, сложившееся положение во многом связано с многочисленными случаями исключения из школ. По словам председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерины Лаховой, сегодня школы предпочитают от “проблемных” учеников попросту избавляться, а закон “Об образовании” дает им такое право.

Согласно действующей редакции Федерального закона “Об образовании”, обучающийся в общеобразовательном учреждении несовершеннолетний может, достигнув 15-летнего возраста, добровольно оставить его с согласия родителей и местного органа управления образования. Однако многих просто исключают из школ за “совершение противоправных действий”, например “грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения”. За такие проступки допускается исключение из школ с 14 лет.

Четко вроде бы прописанная процедура добровольно-принудительного оставления школьной скамьи показала свою неприглядную изнанку: огромное количество детей бросило школу или было исключено по воле ее руководителей при полном равнодушии собственных родителей и чиновников. А требование того же закона, предписывающее органам местного самоуправления совместно с родителями в месячный срок принять меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного ребенка (или продолжение его обучения в другом образовательном учреждении), не выполняется.

Как выяснил корреспондент “ПЖ”, на деле подобрать за месяц школу, готовую принять исключенного, невозможно – такие поиски растягиваются на гораздо более долгий срок. Однако с момента достижения неблагополучным учеником 15-летнего возраста вступает в силу еще один пункт закона: “Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее”.

Получается, что выгнать ребенка из школы можно после 14 лет, а по достижении 15 никто не обязан его обучать. Успеют ли за это время устроить неблагополучного ребенка в какую-нибудь школу – никого не волнует.

Как дальше сложится судьба 15-летнего российского гражданина без аттестата об общем образовании, догадаться несложно. Как отмечают специалисты, отсутствие такого образования – это весьма серьезное препятствие на пути к получению профессионального образования.

Кстати, эксперты в области детской и подростковой психики отмечают, что в 14 лет дети еще не слишком сознательны, чтобы гарантированно определить линию своего дальнейшего поведения. Между тем в 17–18 лет у подростка, даже если он и был в прошлом хулиганом, может проявиться интерес к учебе.

Как объяснили корреспонденту “ПЖ” в комитете ГД по образованию и науке, если поправки к закону будут приняты, школьному начальству придется запрашивать для исключения ученика согласие комиссии по делам несовершеннолетних. Сами директора оценивают это нововведение так. “С комиссиями по делам несовершеннолетних мы и раньше всегда согласовывали все наши действия. От того, что нас законодательно обяжут получать согласие этих органов на исключение, существенно ничего не изменится – у нас и так очень хорошие деловые отношения с этими органами, – сказала корреспонденту “ПЖ” директор муниципальной школы №11 подмосковного города Павловский Посад Наталья Шивыкина. – Вопреки сложившемуся мнению о том, что школы просто избавляются от “трудных детей”, могу сказать, что, по крайней мере, в нашем городе выгнать школьника по собственной прихоти невозможно. Решение судьбы каждого ребенка обсуждается на всех уровнях: от школьного педсовета до городского управления по образованию”.

Член комитета ГД по образованию и науке Михаил Заполев выразил уверенность, что проблем с прохождением поправок не возникнет: “Этим документом мы усиливаем защиту права детей на получение общего образования. Что касается комиссий по делам несовершеннолетних, то за свою сорокалетнюю историю они не раз подтвердили свою эффективность”.

Впрочем, не все разделяют оптимизм народных избранников. Поправками, в частности, предлагается дополнить закон нормой о получении согласия родителей при исключении обучающихся, не получивших основного общего образования, за совершение противоправных действий, дезорганизующих работу школы, и неоднократные умышленные, грубые нарушения устава образовательного учреждения.

“Подобное требование, – сообщили “ПЖ” в пресс-службе Минобразования, – противоречит смыслу применяемой меры. Кроме того, законопроектом не предлагается механизм решения данного вопроса в случае, если родители не дают согласия на исключение обучающегося”.

В принципе логика законопроекта состоит в том, что государство в лице комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав берет на себя ответственность за судьбу своих малолетних граждан. И, как пояснили “ПЖ” в комитете по делам женщин, семьи и детей, речь идет не о недоверии к директорам школ, родителям детей или чиновникам районных управлений образования, а о совместной координации усилий, направленных на предотвращение негативных последствий исключения из школ.

Между тем основания для постановки вопроса о доверии школьному руководству и местным чиновникам в вопросах исключения есть. Так, еще в 2003 г. из школ Красноярского края ушло более 3 тыс. учащихся, многие из которых не закончили даже 9 классов. Например, в Галанинской средней школе Казачинского района одним приказом тогда было исключено 28 учащихся. В другом случае первоклассник, судя по документам, покинул школу “в связи с выходом на пенсию”. Ну, а верхом абсурда явилось исключение шестиклассника за то, что он якобы женился.

Из инструкции:

“Временное исключение из школы на срок не свыше двух недель применяется за такие тяжелые проступки, как оскорбление учащего персонала, неоднократное нарушение распоряжений администрации школы и преподавателей, за отдельные факты грубо-непристойного поведения в общественных местах и на улице.

Исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом являются крайними мерами наказания, применяемыми в случае грубого оскорбления кого-либо из учащего персонала, систематического нарушения распоряжений администрации, за употребление спиртных напитков, за бесчинство, за факты грубо-непристойного поведения на улице и в общественных местах, выражающиеся в нарушении общественного порядка, за злостную порчу или хищение общественного и личного имущества”./Политический журнал, 18 июля /

Отчисление - крайняя мера, на которую может пойти школа.

Материалы по теме:

Столичный закон гарантирует всеобщее среднее полное (т.е. 11-летнее) обучение, Федеральный закон «Об образовании» гарантирует только основное общее 9-летнее обучение. В соответствии с этими законами существует очень мало законных оснований для отчисления (исключения) школьника из учебного заведения.

В каком случае учащегося могут отчислить из школы?

Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:

  1. По инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу.
  2. По инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания
  3. В случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию
  4. По обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ни при каких условиях не могут отчислить из школы

Учащихся, не достигших возраста 15 лет и учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья - к ним школа (гимназия и пр.) может применять любые наказания, за исключением отчисления.

Учащихся с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости - к ним меры дисциплинарного воздействия не применяются вовсе.

С ограничениями

Поскольку закон гарантирует россиянам основное общее 9-летнее образование, то согласно пункту 9 статьи 43 «Об образовании в РФ», решение об отчислении несовершеннолетнего школьника, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Что может послужить основанием для отчисления?

Статья 61 ФЗ «Об образовании в РФ» уточняет, что отчисление, как мера дисциплинарного взыскания применяется «в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 43 вышеуказанного ФЗ применить эту меру взыскания могут за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

При этом, согласно пункту 8 статьи 43, отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. Злостное уклонение от учебы (т.е. систематические прогулы либо непосещение школы вообще).
  2. Неоднократное — более одного раза — грубое нарушение устава школы (т.е. не просто плохое поведение).
  3. Неуспеваемость, т.е. регулярные оставления на второй год до тех пор, пока подросток не освоит программу основного общего образования (окончит 9-й класс), либо пока ему не исполнится 18 лет при условии, что 9-й класс он так и не окончил. Критерии для случаев, когда ученики 10-11-го классов постоянно не успевают по предметам, должны быть определены в уставе образовательного учреждения.
  4. Школьник отрицательно влияет на других учащихся, нарушает их права, права и других работников школы, мешает нормальной работе школы (употребление и распространение спиртных и наркотических средств, применение физического и психического насилия, срыв уроков и т.п.).

В платных образовательных учреждениях ребенка могут отчислить в связи с тяжелым материальным положением его родителей, т.е. из-за невнесения ими платы за обучение.

В уставе образовательного учреждения обязательно должны указываться причины, порядок и основания для отчисления ученика.

При этом сначала с «нарушителем» должна быть проведена воспитательная работа, и только в случае, если эти меры не дали результата, ребенка могут отчислить. Если же ученик грубо и неоднократно нарушал устав школы, но потом осознал свою вину и исправился, отчисление недопустимо.

Отчислить не могут вдруг за один проступок. Условие неоднократности означает, что если за последний год у учащегося не было ни замечаний, ни выговоров - отчислить его не могут.

Не являются поводами для исключения:

  • условная судимость или отсрочка исполнения приговора;
  • ранняя беременность ученицы;
  • мелкое хулиганство;
  • неприемлемый, по мнению преподавателей, внешний вид школьника или школьницы (т.е. макияж в стиле «боевая раскраска» или волосы, выкрашенные во все цвета радуги и т.д.) - если это прямо не запрещено в уставе школы.

Процедура отчисления

В случае, когда ребенок уже подошел к черте и стоит вопрос о его исключении, сразу неблагополучное чадо все же не отчислят. Для начала школа должна провести работу с учеником (администрация школы должна предоставить доказательства, что такая работа была проведена, но положительных результатов не принесла) и его родителями, обсудить его поведение на педсовете, на школьном совете, пригласить его на комиссию по делам несовершеннолетних при управах района города.

Если после принятых мер по вразумлению учащегося и попыток сгладить ситуацию, ребенок продолжает делать что-либо, что является основанием для отчисления, должен собраться школьный совет (или другой, но обязательно высший орган управления образовательного учреждения, возглавляемый директором (см. ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ»), на который будет вынесен вопрос об исключении хулигана.

Конечно, к обсуждению вопроса об отчислении должны быть приглашены родители (законные представители) школьника.

При принятии решения об отчислении администрации школы придется доказать, что она применяла все необходимые дисциплинарные меры, что нарушения были неоднократными (имеются замечания и выговоры в течение последнего года) и что педагогические меры воздействия не дают результата.

В «мягком» варианте родителей могут просто попросить написать заявление о переводе «трудного» подростка в другую школу. Однако если нет реальных оснований для отчисления, такое предложение незаконно (по причине того, что не были приняты воспитательные меры).

После отчисления ученика образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, который совместно с родителями (законными представителями) отчисленного подростка не позднее чем в месячный срок обязан принять меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним дальнейшего образования.

Родители (законные представители) ученика могут обжаловать любое решение школы в Департаменте образования округа и в Департаменте образования города Москвы.

В случае неправомерного исключения родители могут обращаться письменно или устно в окружное управление образования, либо в городскую инспекцию при Департаменте образования, либо прямо в Департамент образования города Москвы, либо написать заявление в прокуратуру.

Если не все гладко...

Учителя грозятся отчислить ребенка из школы? Выясните причины: поговорите с учителями, директором школы и самим ребенком. Прочитайте школьный устав.

Если ребенка отстранили от занятий, письменно и аргументировано обратитесь к директору школы с соответствующим вопросом и потребуйте письменного обоснования недопуска. В случае необоснованного отстранения от занятий, пишите заявление в органы опеки, прокуратуру, Департамент образования... учиться!

Марина, мама Алины (7 лет):

Я всегда считала, что хулиганами в классе обычно бывают мальчики. Но, видимо, времена меняются. В нашем первом классе никому не дает покоя девочка. С ней не может справиться ни учитель, ни воспитатель продленки, которую она ежедневно доводит до предынфарктного состояния. Дети приходят побитые – то на голени синяк, то на руке. Девочка очень агрессивная и малоуправляемая.

Она может просто подойти и начать кого-то лупить, бить по спине, по лицу, не говоря уже про то, чтобы забрать игрушку, порвать тетрадку или книжку – это уже и вовсе в порядке вещей. Весь класс в страхе. В том числе и родители. Никто не знает, чего ждать от нее в следующую минуту.

Об отчислении из начальной школы и думать нечего – такое нашей гуманной образовательной системой не допускается.

Отправить ее к психологу тоже нельзя, потому что на это обязательно требуется согласие родителей, а они его не дают – считают, что у них замечательный ребенок и все к ней просто придираются.

Ни завуч, ни директор ничего не добились. Родители в панике. Все прекрасно понимают, что она может кого-то покалечить или и того хуже. Не говоря уже о том, что качество учебного процесса в такой обстановке резко снижается.

Получается, что пока не случиться трагедия, угрозу убрать нельзя. Абсурд? Суровая реальность, с которой мы боремся уже несколько месяцев.

Источник фото: guilhermemiller.com.br

Всеобуч становится фактически гарантией неприкосновенности...

Проблема гораздо шире отдельно взятой истории.

Рано или поздно родители все равно возьмут штурмом кабинет директора, оборвут «горячую линию» с жалобами и вынудят руководство пойти на крайние меры. Но даже в этом случае это будет скорее исключением из правил.

Если говорить о приличной гимназии, то родителей неуправляемого ребенка могут вынудить забрать его ребенка в школу по прописке.

А что делать, если «террорист» приписан к этой школе на все 11 лет? Всеобуч становится фактически гарантией неприкосновенности. Его должны воспитывать, его обязаны чему-то научить даже вопреки его желанию. А сколько при этом пострадает других детей и учителей (морально и даже физически) – никого не интересует.


Источник фото: yazikalir.com

Нормальные дети становятся заложниками проблемных. Не говоря уже об учителе, который вплоть до выпускного класса должен терпеть хамство и не имеет права даже выгнать ребенка с урока, потому что он «неизвестно где будет болтаться», тогда как во время урока за его жизнь и здоровье отвечает учитель. И получается, что «жизнь и здоровье» хулигана важнее жизни и здоровья учителя или одноклассников.

Это и есть обратная сторона всеобщего базового образования – не «ради», а «вопреки».

А как вы считаете, можно ли исключать детей в начальной школе из-за плохого поведения?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры