Сербы — народ с древними традициями и широкой душой. Сербы и Сербия: любопытные факты (6 фото)

Главная / Измена мужа

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки - лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич ). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, - однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. - времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы - правда, еще не очень активные - общественной интеграции. Правители болгар и сербов - первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля - правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын - первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев - в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия - существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже - великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Сербы, южнославянский народ из одновременно далекой и близкой страны. Близкой, потому что все славянские языки похожи, и между их носителями волей-неволей есть нечто общее. Далекой, потому что известно о Сербии и сербах не так уж и много. История самой страны заслуживает отдельной статьи, а в этой мы постараемся раскрыть, что же представляют собой внешность и характер сербов.

Отпечаток истории

Решимость, упорство, воинственность и непоколебимая воля уже давно отпечатались и на их характере, и на внешности. Черты эти привила сама история. Все войны, которые когда-либо проходили в европейской части континента, всегда в той или иной мере затрагивали это небольшое по величине государство. Для примера, Швейцария уже на протяжении 600 лет ни с кем не воевала. Что касается Сербии - это единственное государство в Европе, к которому уже после окончания Второй мировой войны применялась вооруженная иностранная агрессия. Более того, они подвергались не простому военному вмешательству, а радиоактивной бомбежке.

Но после всего этого сербы смогли не разбежаться, куда глаза глядят по спокойным странам, а остаться в своей и защищать ее. Сплотившись, они постепенно создавали новое государство. Они уважают свою культуру, традиции, стремятся воплотить в жизнь национальную самодостаточность и гордо заявляют везде о том, что они сербы. Внешность их, в прочем, всегда говорит об этом лучше всяких слов.

История страны сделала их всех националистами, но не теми, кто, как приверженцы теорий Ницше, стремится истребить другие нации. Они горды за себя и всячески стараются не запятнать репутацию своей нации.

Сербы: внешность мужчин

Сербские мужчины отличаются воинственным Типичен высокий рост - низкорослые люди встречаются реже - плечи широкие, осанка прямая. Отдельного внимания заслуживает нос, он одновременно тонкий, прямой и при этом орлиный, им в основном и славятся сербы.

Внешность мужчины с такими характерными чертами своей статностью очень привлекает русских женщин. С одной стороны, такой человек все же является славянином, с близким русским менталитетом и тою же православной религией. С другой стороны, это южный темноволосый мужчина, как из восточных сказок.

Кстати, волосы у сербов именно темные, а не черные, в северных частях страны встречаются и светло-русые. Статную внешность дополняют большой кадык, слегка выступающие скулы и гордая осанка.

Сербы: внешность женщин

Сербки славятся своими правильными Все в их лицах гармонично, расположено именно так как надо. Как и мужчины, они отличаются высоким ростом. Когда заходит речь о том, какой народ Европы самый высокий, всегда слышится один ответ - сербы. Внешность женщины-сербки славянская, но с южным уклоном - глаза карие, волосы темные.

Есть у них черта, которая сегодня даже стала поводом для шуток, - любовь ко всему сексуальному. Агрессивный и яркий макияж, чрезмерно открытая одежда. Между сексуальностью и вульгарностью им нередко не получается найти баланса, и в итоге даже самую порядочную женщину могут принять за развратную особу.

Люди, славящиеся своей красотой

Среди каждого народа принято выделять особо красивых людей. Глядя на них, люди другого этноса могут составить представление о характерной внешности нации. В список «самые красивые сербы» входят всемирно известные спортсмены:

  1. - футболист, играющий за сборную страны в позиции атакующего полузащитника. Двадцатисемилетний молодой человек представляет собой типичную воинственную сербскую внешность. Рост - 181 см, прямой выдающийся нос и симметричные черты лица.
  2. - профессиональная теннисистка. Внимательно рассмотрев ее, можно понять, как выглядят сербы. Темные волосы, мягкие карие глаза и при этом волевая фигура.

Характер

Но характерная внешность для сербов - это один разговор, совсем другой - их характер. Основная черта, присутствующая у большинства населения, - это стремление к равноправию. Когда над ними в свое время нависло турецкое владычество, вся знать исчезла. уезжали в другие страны, перебегали на сторону исламистов, погибали в военных битвах. В итоге в стране осталось вполне равное по происхождению население.

Но, кстати, несмотря на свою любовь к свободе, они никогда не забывают о своих кровных связях - даже отдельное родство здесь ценится. Существует и так называемое побратимство.

Сербы - прирожденные проницательные психологи. Им достаточно взглянуть на одежду, прическу, аксессуары и услышать тембр голоса, чтобы понять, кто перед ними находится. Но применять эти свои навыки им под силу только в отношении своего народа.

Так сложилось, что у каждого социального слоя тут есть свои явные отличительные черты. Начальники разговаривают чуть громче, позволяют себе довольно размашисто жестикулировать и носят исключительно презентабельную дорогую одежду. Конечно же, это не обязательное правило, но тем не менее все этого придерживаются, что и позволяет идентифицировать, кто перед вами находится.

Сербы по характеру своему выносливы, мужественны и ничего не боятся. Связано это не с безрассудством, а с тем, что тяжелая история научила их быть бесстрашными. Теперь это качество передается от родителей к детям. Подобно всем южным народностям, они гостеприимны, щедро встретят гостей накрытым лучшими яствами столом, будут шутить и даже споют песни. Но в случае опасности даже дети не пострашатся встать на защиту своего дома и страны.

Традиции

По традиции, все значимые дни сопровождаются музыкой. Нередко люди поют их сами, собравшись за большим столом. Делают это на свадьбах, днях рождения и даже на похоронах.

Когда человека принимают в круг близких людей, не понять это просто невозможно. Встречи в таком случае будут сопровождаться не рукопожатием, а поцелуем в щёку, обязательно три раза. К поцелуям при встрече вообще вполне нормально относятся все сербы. Традиции эти не подразумевают под собой ничего непристойного, даже если целуются двое мужчин.

Сербы хранят старейшую традицию сборов. Люди собираются в церквях, общественных местах и обсуждают что-нибудь. Чтить православные традиции для них так же важно, как и национальные. Сербы ходят в церковь, празднуют все церковные празднования, чтят обряд венчания и соблюдают посты.

Кстати, снимать обувь у сербов не принято. Даже если вы пришли в гости зимой или с грязной улицы, можно смело заходить в дом без зазрения совести.

Интересно также, что первый человек, пришедший в гости в рождественское утро к сербу, по обычаю считается божественным гостем. В зависимости от того, кто именно придет в дом, он может понять, каким будет год. Сербы искренне верят, что если в этот день никто не придет в гости - это дурной знак.

Новых людей здесь принято лично приводить и знакомить с коллективом. Если нового человека приводит тот, кого все уважают и кому доверяют, то он автоматически начинает пользоваться таким же хорошим расположением.

Отношение к одежде

Сербы предпочитают относиться к своей одежде неофициально. В повседневной жизни ходят в свободной европейской одежде в стиле кэжуал. Однако появление в некоторых местах в спортивной одежде может вызвать не просто недопонимание, но и стать причиной отказа в посещении некоторых общественных мест. В частности, это касается ресторанов, кафе, официальных мероприятий. Также реагируют в стране на чересчур открытую одежду, пляжную. Такие наряды считают неподобающими.

Особого внимания заслуживают вечерние наряды. При их выборе сербы отталкиваются от национального костюма. К нему вообще относятся с особым трепетом и уважением. Мужской костюм состоит их рубахи с традиционным орнаментом и штанов с широким шагом. Праздничные наряды украшают серебристыми шнурами и пуговицами. Женский наряд представлен свободной белой рубахой, богато украшенной всевозможной вышивкой (в разных частях страны орнамент на одежде может отличаться), поверх которой надевают так же богато украшенную безрукавку.

Всенародная вредная привычка

У сербского народа есть одно общее негативное пристрастие - курение. В Сербии нет разделения на зоны курения и зоны, где оно запрещено, - все места, по определению, курящие. Долгое время это разрешалось делать и в купе поездов, и в магазинах. Поэтому не стоит удивляться, если вдруг с вами рядом в автобусе кто-то вдруг закурит.

Но в защиту сербов можно сказать, что пьют они крайне редко, а если и выпивают, то не буянят, как это бывает в России. Сербы крайне удивляются, когда слышат о том, что русские, напившись, устраивают дебоши, и совершенно не понимают, откуда это взялось у последних.

Молодежью можно гордиться

Как уже было упомянуто ранее, сербы чтят и свой народ, и его историю. Причем даже самые молодые. Молодежь без особого труда может провести экскурсию по своей стране и рассказать о ее истории не хуже профессионального гида.

Молодые люди вообще все поголовно чувствуют свою ответственность перед страной. Они стараются хорошо учиться, достигать спортивных успехов, отстаивать честь своей страны и поднимать ее положение в глазах мировой общественности. Спортивные площадки городов и сел забиты с самого утра и до позднего вечера.

Запретные темы

По приезду в Сербию нужно усвоить, что там не любят вспоминать о войне. В России эту тему часто любят поднимать на всеобщее обсуждение, долго вспоминать о павших героях и одержанных победах. Возможно, это связано с тем, что все уже давно позади и практически не осталось тех, кто бы лично помнил военные времена.

В Сербии еще свежи в памяти события Югославского конфликта. По этой причине братские народы бывшей Югославии все еще не могут примириться (боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы, хорваты, сербы). Внешность сербов в таких случаях без всяких слов скажет о том, что воспоминания войны еще не канули в Лету. Для разговора лучше выбрать спортивные или, например, сельскохозяйственные темы, не заставляя этих людей еще раз переживать недавно произошедшие события.

Что вы знаете о Сербии? Это страна где-то на востоке Европе, бывшая частью Югославии. Вряд ли кто-то из вас вспомнил что-то большее…В статье собраны наиболее интересные и любопытные факты об этом государстве.

Поговорим о сербах

Во-первых, в Сербии к русским очень тепло относятся – причем достаточно искренне. Однако в последнее время усилилась пропаганда интеграции с Европой, а преподавать в школах русский язык перестали. Так что количество людей, говорящих или хотя бы понимающих по-русски в последнее время становится все меньше.
Сербы в массе очень хороши собой. Познакомившись с ними, вы резко поменяете свое представление о классической славянской внешности. И вишенка на торте: высокие мужчины. Все сербы, как и прочие южане, весьма экспрессивны. Их речь построена на оттенках интонаций, а жестикуляция гораздо богаче нашей (хотя и беднее итальянской).
А в отличие от многих других южан, они очень открыты и дружелюбны. Сербы бескорыстно и охотно помогут вам в мелочах. Однако, оказывая серьезную услугу, будут ожидать от вас некоей компенсации.
Если вы приходите в гости, даже в слякоть, обувь в Сербии снимать не принято. Практически на любой праздник бутылка вина может оказаться вполне достаточным подарком. Сербы много курят: и женщины, и мужчины. Если это нигде не указано, любое место они воспринимают как курящее. У себя дома вы, конечно, можете попросить их не курить. В магазинах и поездах активно курили еще совсем недавно.
Пьют в Сербии гораздо меньше, чем в России. Хотя ракию обожают все, а в магазинах широко представлены местные недорогие и при этом качественные вина. Если же сербы все-таки напьются, они никогда не бывают агрессивными. Им удивительна такая черта в русских людях.
В Сербии не являются экзотикой раритетные машины. Местные мужчины не только отлично водят автомобили, но и превосходно разбираются в их устройстве. Аварии бывают чаще идиотские, из-за хамства или лихачества на дороге. Например, ни одному сербу вождение машины не помешает пропустить пива или вина.
Принято считать, что самый сербский алкогольный напиток – шливовица, или ракия на сливах. Однако чисто сербские фишки – это ликер на полыни «пелинковац» и бермет, производимое в Воеводине сладкое крепкое вино. Самое традиционное сербское блюдо – это роштиль, приготовленное прямо на огне мясо. Его в принципе позаимствовали у турок, однако довели до совершенства.
В Сербии в ходу два алфавита: как латиница, так и кириллица. Оба изучаются в школе. При этом в государственных органах используется кириллица, да и общество постепенно уходит к кириллице. С девятнадцатого века основным правилом в сербском языке стало: «как слышим, так и пишем». По региональным меркам сербы – очень культурный народ. После развала Югославии и ликвидации социализма оказалось, что здесь слишком много людей с гуманитарными специальностями.
Сербы женятся и рожают детей около 30 лет, до этого же времени они проживают с родителями. Местные предпочитают кошкам собак. Характерная картинка для сербской улицы: по-боевому накрашенная девушка с энтузиазмом гладит дворняжку. Или: мама с парой мелких детишек тискают и треплют довольно серьезного и, главное, чужого бультерьера. При этом сами собаки здесь совершенно не агрессивны по отношению к людям, а на велосипеды не обращают никакого внимания.

Культурные любители спорта и отдыха

Возраст дамы очень сложно оценить со спины: ей может быть буквально от пятнадцати до пятидесяти лет. Ни одежда, ни фигура этого не выдадут. Спорт очень популярен в Сербии, причем в любых проявлениях: от болельщиков у экранов телевизоров до активно занимающихся на забитых до отказа спортплощадках. Площадок очень много, но и этого не хватает. Популярность футбола – просто зашкаливающая. Слишком сильно развито фанатское движение.
Сербам очень тяжело раскачаться для какого-либо дела. Однако отдыхать и наслаждаться жизнью они умеют просто великолепно.
Не менее хорошо отточен и их навык в строительстве, особенно - домов. Рядовая деревушка в Сербии выглядит не хуже элитного поселка в России, а зачастую – намного лучше.
Сербы не приучены пить чай. По их мнению, это любой теплый напиток на травах, который употребляется в качестве лекарства. Здесь предпочитают кофе по-турецки, который принято пить везде и всюду. Любопытно, что, невзирая на царящую в стране безработицу и более чем скромные заработки, все кафешки просто забиты людьми, попивающими кофе. Причем – независимо от времени суток.

Языковые особенности

Русские могут прочесть сербский текст и понять значительную его часть. Однако с непривычки на слух его воспринимать гораздо сложнее. Дело в том, что здесь иначе произносятся ударения и звуки. А ведь еще пару лет назад русский являлся церковно-сербским языком. Около пяти веков Сербия находилась под турецким владычеством, однако культурные источники ее были в России. Интересно, что гугл-переводчик множество сербских слов понимает как записанные кириллицей английские слова.
Но и турки оставили немалый след в сербском быте и культуре. «Отуреченными» оказались костюмы, кухня и музыка. Многие слова имеют турецкие корни. Стоит отметить, что сербы вообще любят заимствовать иностранные обороты и слова, хотя и обвиняют в этом соседей – хорватов.
Вообще же национальная идентификация обусловлена спецификой исторического развития и идет не через среду обитания и язык, а через религию. Босняки в массе – мусульмане, хорваты - католики, а сербы – православные. Языки всех проживающих в этом регионе народов близки. Если вы знаете сербский язык, то отлично поймете также:
македонский;
хорватский;
словенский;
боснийский;
черногорский.
Любопытно, что расхожее словечко «лепота», произнесенное героем комедии «Иван Васильевич меняет профессию», по-сербски значит «красота». Сербы не способны произнести звук «Ы». Характерно, что в русском и сербском языках есть много слов, сходных или одинаковых по звучанию, но разных по смыслу. Например:
стул (рус) - столица (срб);
флаг (рус) – застава (срб);
внимание (рус) – позор (срб);
прямо (рус) – право (срб);
полезность (рус) – вредность (срб).
По возможности не произносите при сербах слова «курица» и «курить». В них этот народ однозначно услышит свой аналог знаменитых российских «трех букв». Прочий сербский мат очень схож с нашим. Приведем еще любопытные аналогии: буква по-сербски – «слово», слово по-сербски – «речь».
В Сербии лягушки говорят «кре-кре», а утки - «ква-ква». Цвет волос блондинок называют «плава коса», что означает «голубые волосы». У российского жаргонного словечка есть сербский аналог: «риба» (действительно, рыба). «Силиконовой долиной» местные называют наиболее тусовочный столичный район.
В языке отражена развитая культура прочного института семьи. Каждый член каждой семейной ветки имеет собственное именование. Существуют два разных обозначения для тети по матери и тети по отцу. То же самое касается и дядей. Приставки «пра» к внукам, дедушкам и бабушкам они заменили на совершенно независимые слова. И так – до десятого колена.

Немного истории

Название сербской столицы Белграда всегда означало «Белый город» - независимо от вождей, завоевателей и хозяев. Любопытно, что около десятка римских императоров родилось именно в Сербии. Самый известный среди них – Константин Великий. Белград за все время его существования завоевало сорок армий. Тридцать восемь раз его отстраивали заново.
По официальной версии, толчком к Первой мировой войне явилось убийство Гаврило Принципом, сербским революционером, Франца Фердинанда, австрийского эрцгерцога. Гитлеровская Германия в свое время подписала союзнический пакт с королевским регентом. Это событие привело к массовым белградским протестным демонстрациям, а затем и к дворцовому перевороту. Однако в Сербии одно время был даже собственный корпус СС.
Сербия является единственной в Европе страной, которую подвергали иностранной бомбежке, в числе прочего – и с радиоактивными припасами. Она также единственная пострадала по завершению Второй мировой войны от иностранной вооруженной интервенции. В наши дни в белградском военном музее выставили костюм военного американского летчика, сбитого ранее.
В наши дни Белград состоит из трех частей, сильно отличающихся друг от друга. Исторический город отделен от других районов рекой Савой. Нови Белград состоит из сохранившейся от социализма многоэтажной застройки. Земун ранее был пограничным австро-венгерским городком. Во время Первой мировой войны сербская столица обстреливалась австрияками непосредственно из Земуна.
Когда сербская государственность восстановилась, флаг ее обрел три цвета: красный, белый и синий. При этом расположения их относительно друг друга время от времени меняются.
В столице есть памятник Защитнику. Это статуя мускулистого обнаженного парня с орлом на руке и мечом. Сначала его поставили на одной из центральных городских площадей. Но женскую общественность смутила детальность анатомии статуи. Дамы добились переноса красавца в парк. Теперь он стоит у обрыва, к зрителям – спиной.
Валюта страны – динар. В 90-е годы прошлого века из-за суперинфляции в обращение пустили банкноты в 500 миллиардов динаров. В одном динаре – сотня пара. Правда «пара» не в обращении.

О еде, музыке, геях, именах и местных знаменитостях

В Сербии красное вино называется Црно вино (черное). Продукты, к названиям которых приставили слово «русский», удивят нас:
русский квас – сладкий;
русский салат – оливье;
русский хлеб – сладкий и черный, нередко с мармеладом.
Интересно, что здесь гораздо больше разных молочных продуктов. Сербы очень любят есть на завтрак свежайшую выпечку с йогуртом – не фруктовым и не сладким.
Недавно в Сербии появилась танцевальная музыка с этно-компонентом – турбофлок. Этот жанр одновременно самый популярный и наиболее ненавидимый самими же сербами. Один из ведущих праздников – Слава (день семейного святого). Сербы относятся к нему примерно как ко дню рождения.
Поезда в Сербии – самый медлительный транспорт. Ходят они вне всякого расписания. Летом в стране можно жить на «подножном корме». Здесь настоящее изобилие доступных всем ягодных кустов, орехов и фруктовых деревьев. Этим активно пользуются малоимущие.
Местная риблья чорба - рыбный суп, по сути темно-красная от перца, густая и чрезвычайно острая похлебка. Например, в Македонии аналогичная чорба уже ближе к русской ухе. Заметьте: если при водном источнике не стоит табличка «пить нельзя», значит вода годна к употреблению без обработки. Ей вы точно не отравитесь.
Вся страна – преимущественно гористая и холмистая. Дороги здесь чрезвычайно узки. Так что ездить на автомобиле за городом быстрее сотни километров в час не получится (без риска для жизни).
Сербы очень чтят и уважают своего исторического героя, физика Николу Тесла. При этом почитают также основавшего и единолично правившего социалистической Югославией Иосифа Броз Тито. Невзирая на то, что он был диктатором.
Иностранные фильмы здесь не озвучивают, перевод можно встретить лишь в виде субтитров. Голосом сопровождают только мультфильмы. Сербы недолюбливают Кустурицу, как россияне – Михалкова. Однако это не мешает властям обеих стран эксплуатировать данные личность в роли национального бренда.
Традиционный головной убор сербов – шайкача, вариант военной пилотки. Ее и сейчас носят на повседневной основе многие люди старшего возраста. Молодежь чаще надевает ее в честь праздников. Интересно, что зима в Сербию частенько приходит неожиданно – прямо в январе.
Женщин часто называют в честь тех или иных фруктов:
Дуня (айва);
Вишня;
Любеница (арбуз) и так далее.
В Сербии все националисты, даже те, кто ориентирован на Европу, причем зачастую – неосознанно. Невзирая на значительную интегрированность в Европу, в сербах очень силен этакий местечковый патриотизм. А еще сербы любят поныть на жизнь, хотя и не признают за собой этого качества. Если указать им на него, могут даже обидеться.
Гей парады они неизменно бьют – прямо в кровь. В то же время геи в стране живут, не скрываясь. Они здесь зачастую гораздо более демонстративны, нежели в других странах.
Любопытная деталь: патриарх Павле, недавно усопший, прославился среди прочего и тем, что ездил «на работу» исключительно на общественном транспорте. Знаменит факт, когда выкинутые неизвестно кем ботинки он подобрал прямо на улице, а затем носил их. Аргумент: вещь вполне годная и к употреблению подходит.
«Свети Сава», основополагающий храм страны, возводят уже более столетия. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы.
Совершенно естественные и натуральные фрукты с овощами в Сербии смотрятся, будто их натерли воском, обкололи нитратами и раздули специальными средствами в пару раз. Эта страна – самый крупный в мире экспортер малины. Однако на рынках страны эта ягода стоит по местным меркам дорого. Сербы не любят купаться в своих реках. Дело в том, что дно их рек – это муль, такая смесь из песка с илом, засасывающая довольно сильно.

И еще любопытные факты

В Липенском Вире на стоянке первобытных людей недавно нашли скульптуры – самые древние из известных на данный момент. Им около девяти тысяч лет.
В наши же дни Республика Сербская и Республика Сербия – два различных государства. Путина в Сербии очень любят, даже больше, чем на родине: здесь он является почетным гражданином шести городов.
Сербы используют не только фразу «како си», дословно означающую «как ты» и являющуюся аналогом нашего «как дела». У них широко применима и фраза «где си», означающая «где ты». Наш человек может впасть в ступор от подобного вопроса – особенно если вопрошающий стоит лицом к лицу. Одно единственное слово «что?» может заменить сербам все наши «как так, зачем, отчего и почему».
Самая же приятная для россиян деталь: Сербия не требует от нас наличия визы для въезда, достаточно загранпаспорта.

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Единичные урновые захоронения по обряду трупосожжения выявлены в нижнем течении Дрина (Дворови и Зелинье) и на Дунае севернее устья Савы (Нови Сланкамен и Челарево). В нижнем и среднем течении Дрина (Сасе и Язбине под Бошковичем) и в низовьях Тимока (Кула под Михайловцем, Дунав под Слащиной, Любичевац и Велесница) открыты поселения с лепной славянской керамикой. В Велеснице, Прахово, Петровом Селе и Нови Бановци найдены пальчатые фибулы, указывающие на антское происхождение славянского населения, осевшего в Сербском Подунавье. Нужно полагать, что этот регион был областью первоначального оседания балканских сербов (рис. 102).

Сербы, заселившие Балканы, как и сорбы на Эльбе, были частями праславянского племени, проживавшего в римское время где-то в антском регионе Северного Причерноморья. Иранское или индоарийское происхождение этнонима сербы представляется неоспоримым. Л. Нидерле в этой связи высказал догадку о том, что сербы - группа славян, расселившаяся в VI в. на среднем Дунае и получившая название от местных сарматов, которые были славянизированы. Более вероятной является мысль о появлении в славянском мире этнонима сербы в антском регионе Северного Причерноморья в условиях славяно-иранского симбиоза.

Истоки этого этнонима восходят к античным сербам, упоминаемым в трудах Птолемея и Плиния и локализуемым на Северном Кавказе. Очевидно, это было какое-то неславянское племя, ираноязычное или, как полагает О. Н. Трубачёв, индоарийское. Этот исследователь этимологически связывает этноним с древнеиндийским siras ‘голова’ и полагает миграцию этого индоарийского племени (после II в. н. э.) из Северного Кавказа через Крымский полуостров, где его пребывание фиксируется топонимикой, в пределы славянства в Северное Причерноморье с последующей его ассимиляцией. Наиболее вероятным районом вхождения неславянских сербов в славянский мир, согласно О. Н. Трубачёву, был Южный Буг.

Импульсом миграции сербов из Севернопричерноморского региона на запад стало аварское нашествие. По всей вероятности, они оказались включенными в мощные миграционные потоки, направившиеся в Среднедунайские земли. Появление сербов в Сербском Подунавье, нужно полагать, непосредственно связано с первой аварской миграционной волной. По-видимому, очень скоро из Подунавья сербы расселились в южном и юго-западном направлениях, освоив западнобалканские области центральной Сербии (Рашки), Воеводины, Боснии и Герцеговины, вплоть до побережья Адриатического моря.

Памятников археологии на этой территории, непросредственно предшествующих сербской колонизации, известно крайне мало. Одним из таковых является могильник Михалевици в Боснии, в котором в результате раскопок открыты трупоположения конца V–VI в. Некрополь принадлежит местной романизированной популяции с остатками остроготов. Очевидно, что прежнее романизированное население этих земель сильно пострадало от аварских набегов и грабежей и сохранялось лишь небольшими островками.

В сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» помещен рассказ о происхождении сербов Балканского полуострова. В основе его, как показал Г. А. Острогорский, находится информация из не дошедшей до нас «Хроники сербских правителей», составленной между 927/8 и 944 гг.

Константин Багрянородный пишет, что «сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также „белыми“ и живущих по ту сторону Туркии в местности, именуемой Войки. С ними граничит Франгия, а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также „Белой“. Там-то и живут с самого начала эти сербы. Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половину народа, попросил убежища у Ираклия, василевса ромеев». Далее рассказывается, что византийский император Ираклий (610–641 гг.) поселил сербов в «феме Фессалоники», но вскоре они решили возвратиться в прежние места проживания. Однако при переправе через Дунай сербы переменили свое намерение и вновь попросили поселить их на землях Империи. «Поскольку нынешняя Сербия, Пагания, так называемая страна захлумов, Тервуния и страна каналитов были под властью василевса ромеев, а страны эти оказались безлюдными из-за аваров (они ведь изгнали оттуда римлян, живущих в теперешней Далмации и Диррархии), то василевс и поселил означенных сербов в этих странах».

Из текста Константина Багрянородного также следует, что ранее балканские сербы жили по соседству с Франкским государством (Франгией) и Великой Хорватией. Однако надежно локализовать этот регион не представляется возможным. Тем более что в следующей главе труда «Об управлении империей» сообщается, что сербами были также захлумы, которые прибыли «… от некрещеных поселенцев на реке Висле (их называют личики) и поселились на реке, именуемой Захлума». Эта информация Константина Багрянородного послужила основой для целого ряда гипотетических построений.

Археологические материалы не позволяют согласиться ни с одной из догадок, высказанных в исторической литературе. По-видимому, можно присоединиться к Л. Нидерле, который утверждал, что каких-либо доказательств существования Великой Сербии нет и, скорее всего, «Константин создал северную Великую Сербию лишь как folii к традиции о Великой Хорватии».

На основании цитированного выше отрывка из труда Константина Багрянородного освоение сербами западных земель Балканского полуострова следует датировать вторым - третьим десятилетиями VII в. Весьма вероятно участие в этом процессе византийской администрации, заинтересованной в охране своих территорий от посягательств со стороны Аварского каганата.

Павел Диакон сообщает о крупном походе славян Адриатики в 662 г. против лангобардов Южной Италии. На «множестве кораблей» славяне пересекли Адриатическое море и достигли города Сипонта. В этой связи историки полагают, что во второй трети VII в. в прибрежной части сербского ареала возникло крупное сербское племенное образование. Очевидно, оно имело провизантийскую направленность и военная операция 662 г. была организована Византией. По словам Константина Багрянородного, сербы приняли христианство уже при императоре Ираклии.

Древности периода первоначального освоения Балкан сербскими племенами очень трудно улавливаются археологическими методами.

Несомненный интерес в этом отношении представляет недавняя работа Д. Янковича, в которой собраны данные о специфических погребальных памятниках, именуемых «громилами». Это могильники, состоящие из небольшого числа невысоких курганообразных насыпей, сооруженных из грунта с многочисленными камнями. При раскопках ряда таких насыпей обнаружить остатки погребений обычно не удается, среди камней отдельных «громил» встречены разрозненные кости животных и фрагменты керамики. Лишь в единичных «громилах» зафиксированы слабые следы остатков захоронений. При раскопках в некоторых могильниках были найдены отдельные вещи, которые наряду с керамическими находками позволяют датировать памятники в целом второй половиной I тыс. н. э. Д. Янкович полагает, что «громилы» были этнографически сербскими погребальными памятниками, и на основании их распространения очерчивает территорию проживания сербов в IX в.

В VIII–IX вв. на всей территории расселения сербского этноса складывается довольно однородная культура, известная в основном по погребальным памятникам. Это грунтовые некрополи, обычно состоящие из многих десятков, а иногда и сотен могил с захоронениями по обряду трупоположения с широтной ориентацией. Предполагается, что господство ингумации в Сербии было обусловлено воздействием христианской религии. Это действительно так, но вместе с тем следует иметь в виду, что ритуал трупоположения был привнесен сербскими племенами из своих прежних мест проживания в антской среде. Раннесредневековые сербские могильники функционировали продолжительное время, некоторые - до XIV–XV вв. включительно. На части их имелись церкви, но погребения содержат вещевые находки, отражая языческое наследие.

Обзор этих сербских кладбищ сделан в двух работах Г. Марьянович-Вуевич. Есть и публикации отдельных исследованных раскопками памятников.

Наиболее ранние могильники с захоронениями VIII–IX вв. выявлены преимущественно в Подунавье. Так, в некрополе у с. Грабовица в местности Позаймиште раскопано 26 захоронений, в том числе с гроздевидными серьгами. Разрушенное кладбище, из которого происходят вещи VIII–XII вв., зафиксировано в Брестовике в районе Белграда.

Более многочисленную группу составляют некрополи, основанные в IX–X вв. Они известны уже на всей территории расселения сербских племён. Погребальный обряд в этих памятниках однообразен - умерших погребали в прямоугольные ямы с несколько закруглёнными углами, на спине, головами на запад (с сезонными отклонениями). Нередко погребенные обставлялись крупными каменными плитами. В некоторых могильниках открыты и каменные саркофаги с двускатными перекрытиями, явно отражающие позднеантичное наследие. В похоронном ритуале сербских некрополей отмечены и некоторые особенности, восходящие к славянскому язычеству. Обстоятельная характеристика обрядности сербов по материалам могильников X–XII вв. дана в специальной работе Г. Марьянович-Вуевич.

В захоронениях рассматриваемых некрополей обнаружено большое число различных вещевых находок. В женских захоронениях обычны разнообразные украшения (рис. 104). Для IX–X вв. весьма характерны бронзовые и серебряные серьги с четырьмя биконическими или ягодообразными утолщениями, из которых два находятся на проволочном стержне, а два других выступают за его пределы; гроздевидные гранулированные и серповидные серьги с привесками; перстни простейших типов и шейные ожерелья из разноцветных пастовых бус.

Рис. 104. Серьги из памятников сербов.

1 - Браничево;

2, 3, 7 - Трняне;

4 - Мачванска Митровица;

5, 6 - Винча.

Большинство украшений XI–XII вв. принадлежат к изделиям массового ремесленного производства. В это время широкое распространение получили проволочные височные кольца небольшого диаметра. Большая часть их имеет сомкнутые концы. Широко бытуют и проволочные однобусинные серьги. Бусы чаще имеют биконическую форму, реже ягодообразную. Они обычно орнаментированы зернью или псевдозернью. Шейные ожерелья состояли из разнообразных бус, иногда дополненных привесками - бубенчиками или крестиками. В некоторых захоронениях встречены и браслеты из цветных металлов - пластинчатые или витые из трёх - четырёх проволок. Довольно частыми находками являются бронзовые перстни - проволочные, пластинчатые и печатные. Во многих мужских могилах вещевых находок не встречено, в других обнаружены железные ножи, кресала, бронзовые и железные пряжки. Как мужские, так и женские погребения иногда сопровождались глиняными сосудами.

Ювелирное ремесло сербов развивалось на базе позднеантичного наследия в условиях влияния со стороны византийских мастеров. Византийское влияние сказывалось и в других элементах раннесредневековой сербской культуры, в том числе и в керамическом производстве.

Поселениями сербов в VII–XI вв. были преимущественно открытые селища с наземными (изредка с опущенным в грунт полом) постройками срубной и каркасно-столбовой техники. Нередко сербы селились и на сохранившихся или разрушенных поселениях местного романизированного населения, при этом ими использовались прежние постройки. Наследием античного и византийского времени были города и крепости, которые постепенно пополнялись славянским населением. Такие античные города, как Сремска Митровица, Белград, Гамзиград и другие, к последним векам I тыс. н. э. стали славянскими. Согласно изысканиям П. Мийовича, в регионе Дукля первый этап славянского освоения этих земель не оставил никаких следов в городской культуре. Только начиная с IX в. в городах появляется славянский этнический компонент, который со временем становится доминирующим. Становление Белграда как славянского города определяется IX–X вв. Культурные напластования IX в. зафиксированы в «Верхнем городе», где в то время имелась уже деревянная крепость. В X в. возникает городской посад в «Нижнем городе». Накануне возникновения города в округе наблюдается концентрация поселений VII–X вв.

Расселившаяся на Балканах часть праславянского племени сербов, очевидно, была единой. Древних племенных образований в ее составе не выявляется. Известные по письменным памятникам X в. подразделения внутри балканских сербов были территориальными новообразованиями. Таковы дукляне - жители Дукли, захлумляне - жители Захлумья, травуняне - жители Травунии, мораване, тимочане, названные по рекам, на которых они поселились. В ареале сербов имелась еще Пагания, то есть земля язычников, названная так потому, что поселенцы её «не приняли крещения в то время, когда были крещены все сербы». Завершение христианизации сербов относится к периоду правления императора Василия I (867–886 гг.), который, по сообщению Константина Багрянородного, обратил сербов в христианство и назначил им князей. В Пагании в среде крестьянства язычество господствовало ещё в X в.

Во «Франкских анналах» в информации о событиях начала IX в. сербы фигурируют как особая народность, занимавшая значительную часть Далмации (в античном понимании - от побережья Адриатического моря до реки Савы). Сербы к этому времени, нужно полагать, ассимилировали остатки местного романизированного населения и включили в свой состав мелкие славянские группы несербского происхождения, если таковые были на их территории.

В IX–X вв. в сербских землях имелось пять - шесть раннефеодальных княжеств, подвластных Византии. Только в 1034–1042 гг. образовалось самостоятельное Сербское государство, покончившее с зависимостью от Византии. Завершающая стадия формирования сербской народности относится уже ко времени Неманичей.

В языковом отношении сербы и хорваты составляют единство. Они пользуются общим сербохорватским языком. Различия между сербским и хорватским вариантами этого языка носят второстепенный характер, сербы пользуются кириллицей, а хорваты - латинской графикой. На территории сербохорватского языка ныне выделяется три диалектные области. Наибольшее распространение получило штокавское наречие, занимающее все области расселения сербов и черногорцев, а также значительные смежные земли хорватов. Кайкавское наречие локализуется в северо-западной части хорватской территории, включая регион Загреба. Чакавские говоры концентрируются в западных местностях Хорватии, в Истрии, на побережье и островах Адриатики. Языковая общность сербов и хорватов и их диалектная нерасчлененность дают основание полагать, что в праславянский период их предки составляли близкородственные племенные образования на антской территории Северного Причерноморья.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры