Сергей маковецкий гастроли. Сергей маковецкий

Главная / Измена мужа

Сергей Маковецкий организация выступлений на официальном сайте агентства. Заказ ведущего или гастролей, а также приглашения на праздник. Звоните по телефонам +7-499-343-53-23, +7-964-647-20-40

Добро пожаловать на официальный сайт агента Сергея Маковецкого – одного из самых востребованных и, несмотря на солидный возраст, привлекательных российских актеров. Артист родился в Киеве 13 июня 58-го года. Сергей рос без отца, а мать, фамилию которой он носит, с утра до ночи работала на заводе «Вулкан». В школе Маковецкий был отличником, в свободное от занятий время посещал спортивные секции водного поло, легкой атлетики, фигурного катания.

Творческие достижения

До 15 лет будущий актер думал, что будет педиатром. Мечты о сцене появились после того, как юноша, по настоянию учительницы английского языка, сыграл Аркашу Счастливцева в школьном спектакле «Лес». После окончания школы Сергей подал документы в театральный вуз Киева. Не поступив в институт имени Карпенко-Карого, парень устроился монтировщиком в Театр русской драмы.

Спустя год Маковецкий отправился в Москву, где дважды пробовал поступить в ГИТИС. Ни Райкин, ни Табаков, набирающие тогда курс, талант абитуриента не распознали. В конечном итоге юноша стал студентом Щукинского училища, где его наставницей была Алла Казанская. Первое выступление Сергея Маковецкого на профессиональной сцене состоялось в Вахтанговском театре. В постановке «Старинные водевили» начинающий артист сыграл простодушного провинциального режиссера Карпа Полуду.

Среди критиков бытует мнение, что Маковецкий – универсальный актер, обладающий потрясающим талантом перевоплощения. За 35-летнюю театральную карьеру он сыграл на сцене несколько десятков абсолютно разноплановых ролей. В 94-м году Сергей Васильевич был признан в Европе лучшим драматическим актером.

В кино артист дебютировал в 1981, снявшись в короткометражке «Ожидаются похолодание и снег». Сейчас в фильмографии Маковецкий более 70 ролей, лучшие из которых: банкир Белкин в «Брате 2», владелец фотостудии Иоган («Про уродов и людей»), криминальный авторитет («Жмурки»), священник Александр («Поп»), офицер Швабрин («Русский бунт»).

В наши дни

Заказ на творчество Маковецкого неуклонно растет: ежегодно артист снимается в 3–4 картинах. В 2015 он предстал перед зрителями в образе коренного казака Пантелея Мелехова («Тихий Дон») и аналитика Вольского («Родина»). Актер по-прежнему служит в Театре им. Вахтангова, периодически сотрудничает с театральной организацией Романа Виктюка. Больше сведений о Сергее Маковецком содержится на официальном сайте артиста.

Заказ ONLINE

Сергей Маковецкий заказ ведущего, контакты. Организация выступлений, участие артиста на вашем празднике, корпоративе. С заявкой вы можете обратиться к нам по телефонам в Москве +7-499-343-53-23, +7-964-647-20-40, на официальный сайт агента, пишите на почту, в меню контакты.

ВНИМАНИЕ!!! БИЛЕТ НА ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ОТМЕНЫ ИЛИ ПЕРЕНОСА!


В ролях: Народный артист России Сергей Маковецкий

Продюсер: Леонид Роберман

Сергей Маковецкий - Народный артист Российской Федерации, актёр театра и кино.

Актёр, которого в нашей стране знает почти каждый. И это не только Народный артист России, лауреат премий РФ, «Ника», «Золотой орел», «Чайка», «Хрустальная Турандот», но и один из самых любимых артистов, имя которого всегда собирает полные театральные залы и повышает телевизионные рейтинги во время трансляции фильмов с его участием.

На сегодняшний день Сергей Маковецкий - один из сильнейших российских актёров, которому подвластны любые жанры. Почти все фильмы, как, впрочем, и спектакли помимо высочайшего исполнительского мастерства демонстрируют уникальную способность к перевоплощению, абсолютное несходство предыдущего фильма с последующим, с полным изменением не только темы, но стиля, настроения.

Сергей Маковецкий - самобытный, гибкий и, тем не менее, всегда узнаваемый актёр, который входит в первую когорту российского кино и театра.

Моноспектакль «Неслучайная встреча» - его откровение, попытка явить себя зрителю во всём многообразии образов и, вместе с тем, вне какой бы то ни было роли.

Рассуждения о кино и театре, об артистической кухне изнутри, воспоминания о встречах с интересными людьми, вдохновлявшими и впечатлявшими Сергея Маковецкого, - лишь часть программы моноспектакля.

Зрители смогут увидеть сценические миниатюры - стихи и отрывки из прозы в исполнении гениального актёра, а также редкие кадры из короткометражек, в которых он был задействован.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Театральные премии
1994 - Приз «Лучший драматический актёр Европы»
1996 - Гран-при Международного театрального фестиваля «Золотой Лев» во Львове (спектакль «Рогатка»)
2002 - Премия «Кумир» (спектакли «Отелло», «Чёрный Монах»)
2002 - Премия РФ за лучший актёрский дуэт с И. Ясуловичем (спектакль «Черный Монах»)

Актёр Сергей Маковецкий был награждён орденом святителя Иннокентия, метрополита Московского и Коломенского. Маковецкий удостоился церковной награды за «вклад в становление православного киноискусства». Предполагается роль отца Александра Ионина, которую актёр исполнил в фильме Владимира Хотиненко «Поп». Картина была снята при поддержке Московской Патриархии и вышла в прокат в апреле 2010 года. Речь в фильме идет о православном священнике из Прибалтики, который в годы ВОВ налаживал церковную жизнь на оккупированной немцами территории.

Орден был вручен 24 ноября в Москве на заседании наблюдательного, попечительского и общественного советов по изданию «Православной энциклопедии». Маковецкий был удостоен награды из рук патриарха Московский и всея Руси Кирилла. Актёр выразил желание и дальше принимать участие в проектах православной направленности и работать «во благо нашей Православной церкви и нашей культуры».

Кинопремии:

1993 - Приз «За талантливую и оригинальную трактовку образа русского интеллигента» на КФ «Созвездие» (фильм «Патриотическая комедия»)
1993 - Премия «Золотой Овен» (Лучшему актёру года, фильм «Макаров»)
1993 - Премия «Ника» (Лучшему актёру года, фильм «Макаров»)
1993 - Приз «Зелёное яблоко - золотой листок» (За лучшую мужскую роль, фильмы: «Макаров», «Наш американский Боря», «Ребёнок к ноябрю»)
1993 - Приз кинопрессы (Лучшему актёру года, фильм «Макаров»)
1994 - Приз за лучшую мужскую роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (фильм «Хоровод»)
1995 - Приз за лучшую мужскую роль на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (фильм «Пьеса для пассажира»)
1995 - Приз кинопрессы (Лучшему актёру года, фильмы «Летние люди», «Пьеса для пассажира», «Трофимъ»)
1996 - Премия «Ника» (Лучшему актёру года, фильм «Пьеса для пассажира»)
1998 - Приз лучшему актеру на КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Он не завязывал шнурки»)
1998 - Приз лучшему актеру на КФ русских фильмов в Онфлере (фильм «Три истории»)
1998 - Премия «Золотой Овен» (Лучшему актёру года, фильм «Про уродов и людей»)
1998 - Премия «Ника» (Лучшему актёру года, фильм «Про уродов и людей»)
2000 - Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ в Сочи (фильм «Русский бунт»)
2001 - Спец. приз жюри РКФ «Литература и кино» в Гатчине (фильм «Русский бунт»)
2001 - Премия «Ника» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Русский бунт»)
2001 - Премия деловых кругов «Кумир» (фильм «Русский бунт»)
2003 - Премия «Ника» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Ключ от спальни»)
2007 - Приз им. Ст. и А. Ростоцких КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Искушение»)
2007 - Приз им. Ст. и А. Ростоцких КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Русская игра»)
2007 - Премия «Золотой Орёл» (Лучшему актёру года, фильм «12»)
2010 - Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (III степени) за роль в картине «Поп»

Народный артист Российской Федерации Сергей Маковецкий – один из немногих российских актеров, снискавших признание и за рубежом: в 1994 году получил звание лучшего драматического актера Европы. Кинокритиками и зрителями артист «вписан» в знаменитый квартет под кодовым названием «ММММ»: Миронов – Машков – Меньшиков – Маковецкий. Этого актера называют гуттаперчевым мальчиком, мягким и податливым, как пластилин. Ему по силам роли в любых жанрах, он естественен во всех амплуа. В образе рафинированного интеллигента Сергей Маковецкий смотрится так, словно вырос в семье потомственных аристократов. А в роли бандита он – дитя подворотен и трущоб. Любой замысел режиссера Маковецкий воплощает настолько филигранно, что поневоле возникает вопрос – кто этот талантливый лицедей? Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года на окраине Киева – в дачном поселке Дарница на берегу Днепра. Сына воспитала мама – отец оставил семью, когда до рождения Сережи оставалось пару месяцев. В 16 лет, получая паспорт, Сергей взял мамину фамилию, оставив в память об отце разве что отчество. Мама Сергея Маковецкого, Анна Григорьевна, с утра до ночи трудилась на заводе «Вулкан», производившем кожезаменители. Маленький сын оставался на попечении добрых соседей, а летом отправлялся в деревню к родне. Мама позаботилась, чтобы Сережа получил все, что имели ровесники. Мальчик рос разносторонне развитым: пел в хоре, играл на ударных инструментах, катался на коньках, ходил в бассейн. Подростком он увлекся водным поло и метил во взрослую сборную, но мама идею сына уйти в большой спорт отвергла. К актерству Маковецкого подтолкнула рука судьбы. Рука принадлежала учительнице английского: женщина приобщила ученика к миру театрального искусства в принудительном порядке. В 8 классе по настоянию учительницы Сергей сыграл Несчастливцева в спектакле «Лес». Первое впечатление от выхода на школьную сцену – дикий страх, второе – счастье и упоение от игры. Парень забыл о зрителях. Желание выучиться после школы на земского врача улетучилось. Сергей Маковецкий, едва получив аттестат зрелости, отправился в Киевский театральный институт. По одной информации парень «засыпался» на сочинении, по другой – не оказалось мест. Сергей Маковецкий устроился в театре имени Леси Украинки на техническую должность, но через год поехал покорять Москву. Столица встретила юношу враждебно: на вокзале цыгане выудили у доверчивого украинца 50 рублей. Маковецкий ночевал в подъездах и на вокзальной скамье. В ГИТИСе будущая звезда слишком выразительно прочитал Константину Райкину стихи Константина Симонова, но мэтр громогласного киевлянина не дослушал, вынеся уничижительный вердикт и совет не тешить себя напрасными надеждами. Сергей Маковецкий Райкина не узнал и не понял, что получил отказ. Переспросил секретаря комиссии и получил подтверждение: не прошел. На вопрос - как зовут отказавшего человека, и услышав удивленное «Райкин!», Маковецкий удивил секретаря еще больше:«Причем здесь Райкин, я ведь к Табакову поступаю! Ты сделай так, чтобы меня сам Табаков прослушал». Но и Олег Табаков не оправдал надежд киевлянина. Нет, Олегу Павловичу монолог булгаковского Лариосика в исполнении юноши понравился, но ближняя перспектива армейской службы, на которую Сергей Маковецкий вот-вот отправится, заставила мэтра сказать «нет». Не верится, но в начале творческого пути Сергей Васильевич получил отказ от мэтров Олега Табакова и Константина Райкина. Другой развернулся бы и ушел, но Маковецкий мэтрам не поверил и стал тем, кем есть – лучшим из лучших. Да» Маковецкий услышал в Щукинском училище. Сергея приняли на курс Аллы Казанской. От армии талантливый притворщик успешно «откосил»: призывная комиссия увидела в исполнении артиста спектакль под названием «Мигрень». Аплодисментов не последовало, но «белый билет» вручили. После окончания училища в 1980 году Сергей Маковецкий по распределению попал в театр имени Евгения Вахтангова. Дебютировал в постановке «Старинные водевили», но главные роли его обходили: актеру до конца 80-х доверяли эпизоды. Перелом в творческой биографии случился в 1989 году: за роль китайца Херувима в постановке «Зойкина квартира» Маковецкому вручили премию фестиваля «Московская театральная весна». В 1990 году актер познакомился с Романом Виктюком, который ставил пьесу в Театре имени Вахтангова. Молодой талант сразу же приглянулся режиссеру, и хотя тогда Маковецкого в постановке не задействовали, Роман Виктюк пригласил Сергея играть в собственном театре. На семь лет Сергей Маковецкий стал ведущим актером в театре Виктюка, играя там главные роли Шостаковича в пьесе «Уроки мастера», Ильи в «Рогатке», Валерио в эксцентричной постановке «Любовь с придурком». По некоторым сведениям режиссер и актер рассорились, и их сотрудничество прекратилось. Название последнего спектакля Виктюка, в котором Маковецкому досталась роль – «Я тебя больше не знаю, милый» – оказалось пророческим. В «виктюковский» период родились слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Сергея Маковецкого. Но похожие слухи возникали обо всех артистах, задействованных в спектаклях эпатажного режиссера. После ухода от Виктюка Сергей Маковецкий разъезжает по стране с антрепризами, задействован в спектаклях Гарольда Пинтера «Коллекция» и «Любовник», а на вахтанговских подмостках играет Яго, Тригорина и Городничего. В дальнейшем актер сотрудничал с другими столичными театрами и режиссерами, продолжая при этом работать в Театре имени Вахтангова. В 2014 году ходили слухи, что из-за новой роли в кино актер собирается со скандалом уходить из родного театра. Сергей Маковецкий опроверг ложь, успокоив почитателей, что не оставит коллектив, с которым сотрудничает 35 лет. На сцене Театра имени Вахтангова Маковецкий сыграл в двух десятках спектаклей. Зрители с упоением наблюдали за игрой артиста в постановках «Мистерия-Буфф», «Роза и Крест», «Государь ты наш, батюшка…», «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин». В качестве приглашенной звезды Сергей Маковецкий вышел на сцену «Современника», сыграв Генри Хиггинса в «Пигмалионе», а в столичном ТЮЗе он появился в образе Коврина в спектакле «Черный монах».

Имя: Сергей Маковецкий (Sergey Makovetskiy)

Возраст: 60 лет

Рост: 180

Деятельность: актер, Народный артист РФ

Семейное положение: женат

Сергей Маковецкий: биография

Народный артист Российской Федерации Сергей Маковецкий – один из немногих российских актеров, снискавших признание и за рубежом: в 1994 году получил звание лучшего драматического актера Европы. Кинокритиками и зрителями артист «вписан» в знаменитый квартет под кодовым названием «ММММ»: – – – Маковецкий.


Этого актера называют «гуттаперчевым мальчиком», мягким и податливым, как пластилин. Ему по силам роли в любых жанрах, он естественен во всех амплуа. В образе рафинированного интеллигента Сергей Маковецкий смотрится так, словно вырос в семье потомственных аристократов. А в роли бандита он – дитя подворотен и трущоб. Не верится, но в начале творческого пути Сергей Васильевич получил отказ от мэтров и .

Детство и юность

Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года на окраине Киева – в дачном поселке Дарница на берегу Днепра. Сына воспитала мама – отец оставил семью, когда до рождения Сережи оставалось пару месяцев. В 16 лет, получая паспорт, Сергей взял мамину фамилию, оставив в память об отце разве что отчество.

Мама позаботилась, чтобы Сережа получил все, что имели ровесники. Мальчик рос разносторонне развитым: пел в хоре, играл на ударных инструментах, катался на коньках, ходил в бассейн. Подростком он увлекся водным поло и метил во взрослую сборную, но мама идею сына уйти в большой спорт отвергла.


актерству Маковецкого подтолкнула рука судьбы, в лице которой выступила учительница английского: женщина приобщила ученика к миру театрального искусства в принудительном порядке. В 8 классе по настоянию учительницы Сергей сыграл Несчастливцева в спектакле «Лес». Первое впечатление от выхода на школьную сцену – дикий страх, второе – счастье и упоение от игры. Парень забыл о зрителях.

Желание выучиться после школы на земского врача улетучилось. Сергей Маковецкий, едва получив аттестат зрелости, отправился в Киевский театральный институт. По одной информации, парень «засыпался» на сочинении, по другой – не оказалось мест.


Сергей Маковецкий устроился в театре имени на техническую должность, но через год поехал покорять Москву. В ГИТИСе будущая звезда слишком выразительно прочитал Константину Райкину стихи , но мэтр громогласного киевлянина не дослушал, вынеся уничижительный вердикт и совет не тешить себя напрасными надеждами. Не в характере Сергея было сдаваться после первой неудачи. Абитуриент отправился в другие театральные вузы.


Надежд киевлянина не оправдал и Олег Табаков, к которому тот вскоре попал на экзамен. Нет, Олегу Павловичу монолог булгаковского Лариосика в исполнении юноши понравился, но скорая перспектива армейской службы, на которую Сергей Маковецкий вот-вот отправится, заставила мэтра сказать «нет».

«Да» Маковецкий услышал в Щукинском училище. Сергея приняли на курс Аллы Казанской. От армии талантливый притворщик успешно «откосил»: призывная комиссия увидела в исполнении артиста спектакль под названием «Мигрень». Аплодисментов не последовало, но «белый билет» вручили.

Театр

После окончания училища в 1980 году Сергей Маковецкий по распределению попал в театр имени . Дебютировал в постановке «Старинные водевили», но главные роли его обходили: актеру до конца 80-х доверяли эпизоды.

Перелом в творческой биографии случился в 1989 году: за роль китайца Херувима в постановке «Зойкина квартира» Маковецкому вручили премию фестиваля «Московская театральная весна».


В 1990 году актер познакомился с , который ставил пьесу в театре имени Вахтангова. Молодой талант сразу же приглянулся режиссеру, и хотя тогда Маковецкого в постановке не задействовали, Роман Виктюк пригласил Сергея играть в собственном театре.

На 7 лет Сергей Маковецкий стал ведущим актером в театре Виктюка, играя там главные роли Шостаковича в пьесе «Уроки мастера», Ильи в «Рогатке», Валерио в эксцентричной постановке «Любовь с придурком». Благодаря гастролям театра о таланте российского артиста узнали за рубежом.


По некоторым сведениям, режиссер и актер рассорились, и их сотрудничество прекратилось. Название последнего спектакля Виктюка, в котором Маковецкому досталась роль – «Я тебя больше не знаю, милый», оказалось пророческим.

После ухода от Романа Григорьевича Сергей Маковецкий разъезжает по стране с антрепризами, задействован в спектаклях Гарольда Пинтера «Коллекция» и «Любовник», а на вахтанговских подмостках играет Яго, Тригорина и Городничего.


В дальнейшем актер сотрудничал с другими столичными театрами и режиссерами, продолжая при этом работать в театре имени Вахтангова.

На этой сцене Маковецкий сыграл в двух десятках спектаклей. Зрители с упоением наблюдали за игрой артиста в постановках «Мистерия-Буфф», «Роза и Крест», «Государь ты наш, батюшка…», «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин».


Сергей Маковецкий в спектакле "Черный монах"

В качестве приглашенной звезды Сергей Маковецкий вышел на сцену «Современника», сыграв Генри Хиггинса в «Пигмалионе», а в столичном ТЮЗе он появился в образе Коврина в спектакле «Черный монах». С моноспектаклем «Неслучайная встреча» артист побывал во многих городах России.

Фильмы

Кинематографическая биография Сергея Маковецкого стартовала в конце 80-х. До этого, по словам актера, он «приходил к «Мосфильму» и стоял с голодными глазами». Первые роли в кино ему предложили на Одесской киностудии. Сергей Васильевич снялся в фильме «Экипаж машины боевой».

Ощутимый успех в киноиндустрии пришел к Сергею Маковецкому в 1987 году: он появился на экране в картине «Жизнь Клима Самгина». Работы актера в лентах Олега Тепцова «Посвященный» и «Мать» заметили кинокритики и зрители: мастерство Маковецкого бросалось в глаза.


Сергей Маковецкий в фильме "Жизнь Клима Самгина"

Первый громкий успех обрушился на Маковецкого в начале 90-х. «Крестным отцом» актера стал режиссер . В 1992 году Сергей Маковецкий снялся в его фильме «Патриотическая комедия» в роли интеллигента-отшельника Ильина. В следующем году Хотиненко доверил талантливому киевлянину главную роль в философской притче «Макаров». Актер блестяще перевоплотился в провинциального поэта Макарова, по случаю купившего пистолет-«тезку». Оружие стало частью человека, вытеснив из жизни все остальное.

За работу в криминальной мелодраме Сергея Маковецкого отметили призами киноакадемия «Ника», кинофестивали «Киношок» и «Золотой овен». Артист появился на экране в компании , и . «Макаров» превратил Маковецкого в звезду российского кинематографа. Неожиданно для себя он стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кино.


Сергей Маковецкий в фильме "Макаров"

Режиссеры и кинокритики вдруг заметили, что за обычной внешностью артиста просматривается некая ирреальность, завораживающая странность. Эти характеристики подтолкнули режиссера Вадима Абдрашитова дать Маковецкому главную роль в кино-притче «Пьеса для пассажира». Сергей Маковецкий создал психологический образ бывшего судьи, ставшего проводником скорого поезда. В поездке герой Маковецкого встречает когда-то осужденного им пассажира.

1995 год оказался щедрым для актера. На экраны вышли эротическая мелодрама «Черная вуаль», драма Александра Прошкина «Трофим» и картина «Летние люди». За эти работы Сергей Маковецкий удостоился от кинопрессы приза «Лучший актер года».


Сергей Маковецкий в фильме "Пьеса для пассажира"

Типаж артиста не раз подталкивал режиссеров использовать Маковецкого в ролях злодеев. «Линию зла» Сергей Васильевич начал в мелодраме Ивана Дыховичного «Прорва» и продолжил в трагифарсе «Три истории», где перевоплотился в опереточно-нелепого убийцу, притащившего в котельную труп красавицы-соседки. Компанию ему составили и Олег Табаков.

Настоящим апофеозом в карьере стала драма Алексея Балабанова «Про уродов и людей». В ней Сергей Маковецкий виртуозно сыграл владельца ателье, специализирующегося на порнографических снимках. Мастерство перевоплощения актера оказалось настолько высоким, что его герой вызвал у зрителей испуг и отвращение.


Сергей Маковецкий в картине "Про уродов и людей"

Однако не всех предлагаемых персонажей Сергей Васильевич готов воплощать на съемочной площадке. Сценарий про Маковецкий выбросил из дома: артиста, глубоко погружавшегося в психологию героя, испугала перспектива заглянуть в подсознание монстра и примерить его психическую болезнь на себя.

В новом веке Сергей Васильевич не потерялся. У него непререкаемый авторитет звезды российского кинематографа. Неожиданно актеру помог в раскрутке клип «Зимний сон», ставший маленькой кинодрамой. Третью-лишнюю в нем сыграла , юной Алсу досталась роль набоковской , а Сергею Маковецкому – Гумберта. Клип сняли в загородном доме и крутили по всем каналам ТВ каждый день.

Сергей Маковецкий в клипе Алсу

Укрепиться на кино-Олимпе Маковецкому помогли культовый боевик « » Алексея Балабанова и исторический проект Александра Прошкина «Русский бунт». Обе роли – отрицательные, за последнюю Сергей Маковецкий в 2000-м получил главный приз «Кинотавра».

Звездный статус и несомненный талант превратили артиста в самого высокооплачиваемого среди коллег, но не испортили. Звезда готов сниматься бесплатно, если роль ему интересна. Маковецкий появился в короткометражной ленте Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой» потому, что в сценарии «узнал» судьбу двоюродного брата Юрия. В картине Маковецкий сыграл в тандеме с .


Сергей Маковецкий в фильме "Брат-2"

В 2004 году зрители увидели фильм-катастрофу Владимира Хотиненко «72 метра», рассказывающую об аварии на подводной лодке. Драма вышла на экраны спустя 2 года после трагедии подлодки «Курск» и не оставила равнодушными никого. «Звездный букет» из , и говорит за себя сам.


Сергей Маковецкий в фильме "72 метра"

Сергею Маковецкому посчастливилось сниматься у . Мэтр задействовал актера в двух комедиях – «Ключ от спальни» и «Карнавальная ночь-2». Герой Маковецкого – Кабачков – последователь Огурцова из первой «Карнавальной ночи», перестраховщик, бюрократ и хамелеон новой формации.

Главную роль физрука Яр-Саныча Сергей Маковецкий воплощает в драме о солдатах-афганцах «Ненастье». Также в скором времени репертуар киноактера пополнится военной картиной «На Париж», ретро-драмой «Подкидыш», экранизацией «Зулейха открывает глаза».

Фильмография

  • 1990 – «Сукины дети»
  • 1992 – «Патриотическая комедия»
  • 1998 – «Ретро втроем»
  • 1998 – «Про уродов и людей»
  • 2000 – «Брат-2»
  • 2005 – «Гибель империи»
  • 2005 – «Жмурки»
  • 2007 – «Ликвидация»
  • 2007 – «12»
  • 2008 – «Живи и помни»
  • 2009 – «Поп»
  • 2012 – «Девушка и смерть»
  • 2015 – «Тихий Дон»
  • 2017 – «Трасса смерти»
  • 2018 – «День до...»
  • 2018 – «Ненастье»
  • 2018 – «Подкидыш»
  • 2018 – Зулейха открывает глаза

Известный российский актер Сергей Маковецкий родился в украинском городке Дарницы. Его мать работала на заводе, и маленький Сережа нередко оставался наедине с собой. Одноклассники помнят Сергея застенчивым, спокойным и прилежным мальчиком. Особую страсть Маковецкий проявлял к спорту - в списке его увлечений фигурное катание, легкая атлетика и водное поло. В последнем Маковецкому удалось добиться небывалых высот, и тогда талантливому спортсмену предложили присоединиться к сборной страны, однако этого не произошло. Мать Сергея была против, и тогда мальчик переключился со спорта на театр. Дебютом юного актера на школьных подмостках стала роль Несчастливцева в Островском «Лесу». Единственное, что запомнилось Сергею из театральных опытов тех лет - это жуткий страх и полное отстранение, позволившее ему забыть о публике и обратиться внутрь себя, к своим собственным эмоциям и чувствам. С тех самых пор Маковецкий твердо знал, что театр - это его судьба.

Сергей решил поступить в Киевское театральное училище, но на экзаменах провалился. Тогда, ровно год проработав в театре Леси Украинки монтировщиком сцены, Маковецкий отправился брать штурмом Москву, но и тут удача улыбнулась таланту не сразу. В ГИТИСе ему предстояло прослушивание у Табакова и Райкина, которые не решились взять Сергея на курс, но Щукинское училище с радостью открыло двери для юного актера. После Щуки Маковецкого позвали в труппу Театра Вахтангова, но ни одной яркой роли в стенах этого театра им сыграно не было. Настоящее признание пришло к Маковецкому в кино, после ролей в фильмах Глеба Панфилова и Олега Тепцова. В 1990 году Маковецкий начал сотрудничать с Романом Виктюком, радикально изменившим положение актера в театре. Ошеломительный успех принесли Маковецкому роли в фильмах Владимира Хотиненко «Патриотическая комедия» и «Макаров». Они открыли потенциал актера как драматического и многопланового, принесли ему колоссальное число наград и признание критиков. Через некоторое время имя Маковецкого стало прочной ассоциацией с постсоветским кинематографом, главным режиссером которого стал удивительный Алексей Балабанов. Маковецкий снялся в череде его неоднозначных картин, среди которых «Жмурки», «Про уродов и людей», «Брат-2» и «Мне не больно». В скандальном фильме «Груз 200» Маковецкий сниматься отказался наотрез. Сценарий этого фильма показался актеру настолько пугающим, что он попросил Балабанова вовсе отказаться от замысла снимать эту картину. После переговоров, Маковецкий дал согласие лишь на озвучание героя Артема - профессора научного атеизма. Актер не раз озвучивал и мультфильмы о подвигах богатырей, такие как «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и другие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры