Сочинение-описание по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева

Главная / Измена мужа

Описание картины «Портрет мальчика Челищева» художника Ореста Кипренского.

Орест Адамович (1782-1836) - великий русский художник. Считается одним из самых даровитых мастеров портретного жанра в живописи. За свою творческую жизнь он успел написать портреты известных представителей своего времени. Картина, о которой здесь говорится, считается одной из самых известных в творчестве русского художника.

«Портрет мальчика А. А. Челищева» — картина, которая была написана в 1808-1809 гг. Портрет написан маслом по дереву. Размеры: 48 × 38 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина сразу покорила зрителя, и остаётся одним из самых важных произведений в творчестве живописца. Притягивает внимание эта картина самим образом мальчика, который совмещает в себе как детские, так и взрослые черты. Александру Челищеву* здесь всего 10-12 лет, однако на картине у него задумчивые глаза и образ, который характерен для изображения портретов взрослых людей.

Для своего времени картина оказалась достаточно оригинальной. Дело в том, что художники того времени изображали детей, как миниатюрные копии взрослых, то есть без той детской наивности, смешливости, желания подурачиться и повеселиться, порой даже без характерных черт внешности, которые присущи ребёнку. Особенности такого изображения характерны и для этого портрета, однако здесь художник изобразил мальчика с характерными для ребёнка чертами. Такое сочетание вызывает ощущение, что мальчик Челищев пытается выглядеть взрослым, однако остаётся ребёнком, и это подкупает зрителя, трогает его за самое живое в сердце.

Ещё одной отличительной чертой портрета являются необычайно глубокие, задумчивые глаза. В больших и чёрных глазах можно увидеть первые зачатки мудрости, первые признаки человека, который может сделать в жизни что-то, что оставит его имя в истории навсегда. Мальчик ещё не тронут всеми тяготами жизни, пороками и соблазнами, потому его взгляд чистый и откровенный, без тени лукавства или попытки придать себе больший статус. Мальчик смотрит нам мир открыто. Несмотря на то, что мальчику на картине ещё немного лет, и многие его сверстники в наше время ещё играют в игрушки и зачастую не задумываются о чём-то большем и глобальном, по глазам и выражению лица Челищева можно увидеть, что мальчик уже не ребёнок. В этой картине Кипренский будто сумел запечатлеть тот момент, когда ребёнок становится юношей.

По всему видно, что А. А. Челищев имеет высокое происхождение. У мальчика красивая причёска, которую не носили обычные дети, дорогая одежда, бледный цвет кожи с румянцем, ровная осанка, особенная посадка головы, взгляд, исполненный гордости и достоинства.

* На картине изображён Александр Александрович Челищев (1797-1881). Являлся штабс-капитаном, членом Союза Благоденствия, участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Молодой, но уже известный художник Кипренский пишет прекрасный портрет «Мальчик Челищев» Это был один из первых детских портретов в России и первый портрет который возвестил рождение нового направления в живописи - романтизм.
Как смог художник в двенадцатилетнем мальчике угадать будущую незаурядную личность? Сейчас это двенадцатилетний мальчик, но уже через три года он уйдет на Отечественную войну, воевать с Наполеоном. Челищев станет участником восстания декабристов.
Мальчик смотрит спокойно и прямо. Его черные глаза пытливо вглядываются в зрителя. Овальное лицо еще не потеряло детской припухлости, но уже виден незаурядный характер. Картина написана на противопоставлении и единстве черного, красного и белого цветов.
Мальчик как будто всматривается в будущее, где он должен отыскать свой путь. Его ждет Пажеский корпус, куда принимали только родовитых юношей и из стен которого вышло большое количество замечательных, известных людей. Выпущен прапорщиком в 49 егерский полк, принял участие в заграничных походах в составе Силезской армии. Дослужился до штабс-капитана в лейб-гвардии Его Императорского высочества полку. Переведен в егерский полк в чине майора. Участие в Союз благоденствия по Высочайшему повелению «оставлено без внимания»
После этих событий, он вышел в отставку и удалился в своё Медынское поместье.
Такой путь проделал юноша, изображенный на одном из первых детских портретов Кипренского.

Орест Адамович Кипренский - гениальный новатор-портретист и один из основоположников русского романтизма, написал «Портрет мальчика Челищева» в 1809 году. Полотно стало в некотором роде прорывом в изобразительном искусстве того времени, так как до Кипренского живописцы не принимались за работу над детскими портретами.

На момент написания полотна, будущему герою Отечественной войны 1812 года, участнику тайного декабристского общества, Александру Челищеву едва исполнилось двенадцать лет. Благодаря сочетанию алого и белого цветов в центральной части композиции картины, портрет не кажется чересчур мрачным и затемненным. Первые веяния романтизма находят свое отражение в огромных черных глазах-маслинах и пухлых алых губах курсанта Пажеского корпуса.

Несмотря на юность, взгляд мальчишки задумчив явно не по годам, возможно, из-за проблем, связанных со сложной социальной и политической ситуацией того времени. Взор удивительно прям и открыт, юный парень еще не подозревает об уготованной ему судьбе, о нелегком военном будущем. Мальчик явно мечтает о героических подвигах и невероятных приключениях.

Изящные крылья точеного носа и здоровая белизна кожи говорят о благородном происхождении мальчишки. Пока его сверстники вовсю играют и развлекаются, юный Александр Челищев серьезно размышляет о будущей карьере и своей роли в жизни стремительно меняющегося общества. Спустя каких-то промелькнувших три года, этому парнишке с будто удивленно приподнятыми, тонкими бровями, придется стать героем множества сражений.

Темные, курчавые, аккуратно причесанные волосы красиво обрамляют еще по-детски мягкий и круглый овал личика, заметно, что мальчик только в самом начале своего превращения в сильного мужчину, однако взгляд его уже полон смелости, ума, мужества и отваги, которыми мог похвастаться далеко не каждый взрослый человек его времени.

Мальчик Челищев написан Орестом Адамовичем Кипренским с теплым и светлым чувством, каждый волосок выписан удивительно четкими и изящными мазками. Кажется, что вместо масляного портрета перед зрителем представлен особо удачный, будто оживающий фотоснимок красивого подростка. Кажется, что этот не по годам взрослый мальчик вот-вот повернется, взмахнет длинными черными ресницами, вздохнет неожиданно глубоко и расскажет только начавшим ломаться, еще по-детски звенящим голосом нечто бесконечно важное, то, что многие взрослые в силу разных обстоятельств, быть может, давно уже позабыли.

Темный породистый кафтан с высоким воротничком-стойкой и снежно-белый, накрахмаленный воротничок свежей рубашки тоже придают обаятельному, видному мальчишке изрядной солидности и пару-тройку лет к его двенадцати годам.

«Портрет мальчика Челищева» кисти Ореста Адамовича Кипренского - это еще одно художественное напоминание о пытливости, чистоте, силе и нестандартности мышления детского ума, воплощение открытости и наивности, которые, как это часто бывает, бесследно исчезает с годами.

Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю.
Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя.
О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем?

Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали.
Садились рядом и беседовали на разные темы.
Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением.
Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами.
Получается, что ему было тогда пятнадцать лет.
Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны.
Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников.
Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми.
Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов.
Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.

На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд.
Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они.
Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу.
Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?

Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм.

Работа над картиной началась еще в 1808 году. Молодой, но уже довольно известный портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Готовая картина представляется на суд публике в начале 1809 года, и почти сразу же становится культовой.

Конечно, портреты детей были и раньше. Но если кто-то из художников решался изобразить ребенка, он пытался максимально «состарить» его, сделать образ как можно ближе к образу взрослого человека. Детство не воспринималось как особый возраст, никто не видел в ребенке тот внутренний мир, который восхваляют поклонники романтизма. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет.

Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позже судьба занесет его в Союз благоденствия, он войдет в Северное общество, позднее организовавшее восстание декабристов… Но это все в будущем. На полотне мы видим не мужчину, испытавшего тяготы и лишения войны. Изображает Кипренский портрет Челищева, который только начинает взрослеть. В его голову только начинают проскальзывать взрослые мысли, он даже не догадывается об уготованных судьбой испытаниях.

Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Довершают образ круглое лицо мальчика и слегка растрепанные волосы. При взгляде на портрет в голове так и возникает картина: уставший от позирования парень срывается с места и бежит во двор, а художник остается в мастерской, чтобы доработать детали.

Но время детства уже проходит. Задержав взгляд, зритель может заметить, что глаза ребенка отражают еще что-то. Они все так же мечтательны, но мы видим, что это уже не детские мечты. Мальчик не такой уж наивный, как это может казаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Отличным завершением образа является сочетание цветов, выбранных художником. Темная куртка, едва видимый ворот белой рубашки, и жилет алого цвета придают личности Челищева нотки загадочности.

Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи.

Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковой галерее, ее размер 48*38 сантиметров.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры