Сообщение о певцах русской старины. Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян

Главная / Измена мужа

Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

«Приходите в гости к нам

(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

4 четверть
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига


Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Задачи урока:

    познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;

    через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;

    формировать интерес к инструментальной музыке;

    развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Дорога добра» Минкова

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Вход в класс под «Утро» Грига

Приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте.


II . Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали? (Да. В мультфильмах и сказках).

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал? (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребята? (Узнать как называется эта музыка и кто её создал, а также историю ее создания.)


III этап (основной) – погружение в тему урока

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро , ребята? (С пробуждения природы, с восхода солнца)

1.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию . Норвегия находится на севере Скандинавского полуострова, совсем рядом с Северным Ледовитым океаном. Берега этой страны омываются Норвежским морем. Норвегия имеет большую протяженность береговой линии. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид, и представляют собой удивительную и

незабываемую картину. Из-за движения ледников несколько тысяч лет назад образовался уникальный ландшафт. Имя этому явлению – фьорды. Это не просто участки океана, врезающиеся в сушу, это душа Норвегии, её достояние, каждый из них по-своему неповторим. Нетронутая скандинавская природа, чистейшая вода живописнейших норвежских фьордов привлекают к себе внимание. Клубящиеся водопады – вот что заставляет застыть в удивительном восхищении. Сказать, что их в стране много, значит, ничего не сказать. Их очень много! Они повсюду, где есть хоть какой - то рельеф. Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды.

А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки).

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию.

Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». Да, действительно, напевы Грига отражают жизнь людей среди прекрасной природы Норвегии, природы своенравной, одолеть которую и подчинить людям далось нелегко. Норвежцы год за годом переживают тягостное томление северных осенних и зимних ночей, разгул бури, стужу и холодный свет северного сияния.

2.Сообщение высказываний композитора и о композиторе .

3.История создания и краткое содержание .

У: Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать

Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Что же такое сюита? (Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

4.Пер Гюнт – главный герой драмы.

У: Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью ).



У: Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро? Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой) .

Какое развитие? (Выразительное и изобразительное )

5. Разучивание отрывка песни «Утро».

Текст отрывка песни.

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».

6. «Песня Сольвейг»

У: Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.

Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.

Зима пройдет, и весна промелькнет

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

У: Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…

( Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Какое настроение у Сольвейг было?

Всегда такое? Музыка менялась?

А какой она стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.


Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Еще какая стала? (быстрая).

Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был…? (медленный).

А когда думала о хорошем…? (быстрый ).

Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Динамика изменялась?

У: Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке ? (Динамическое, темповое).

7. «В пещере горного короля»



У: Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

У: Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

У гномов такая музыка может быть ?(гномы веселые, добрые).

А у нас музыка добрая? (Злая).

А в пустыне? ( В пустыне жара, зной. Тоже нет).

У: Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля » ( слушание)

У: Опишите внешность троллей по музыке.


Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

Что стали делать тролли?

Покажите жестами.

А почему подкрадываются?

Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

Слушайте музыку и покажите жестами

Что произошло?

Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)

А тролли сейчас приближались или удалялись?

Что это изменилось в музыке? (темп и динамика )

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

У: Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли? (танцевать)

Танец какой? ( быстрый, стремительный, дикий, страшный )

Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?) (стала очень громкая и быстрая)

Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)

У: Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.


У: Как много нам музыка рассказала.

Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

Какое? (динамическое развитие ).

У: Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

У: А сейчас мы сделаем упражнения, которые закаливают наш организм и помогают нам петь.

Дыхательная гимнастика:

Греем ладошки.

Одна рука на живот, другая за спину – дышим.

В том же положении дышим часто (дышит собачка)

Надуваем шарик.

Сдуваем шарик (на букву – с)

Шум леса (на слог – ши – руки вверх)

Нюхаем цветок.

Задуваем свечу.

Встаньте, пожалуйста.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

1.Ушки (наклоны головой вправо, влево)

2. Ладошки (сжать-разжать)

3. Плечи (руки на уровне плеч, резкие движения сжать-разжать).

4. Насос (спина полукругом).

5. Кошка (повороты туловища).

6. Перекаты (качаться на ногах)

7. Рок-н-ролл (полуприседания, как танец)

Садитесь, пожалуйста.

8. «Дорога добра»



У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо) .

Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. А что такое для вас счастье?

Д/з : Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке расскажете.

У: Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было? Чуть-чуть или много? Покажите сколько.

У: А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся. А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило. Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит, чтобы они тоже стали счастливыми.

У: Спасибо, ребята, что вы такие великодушные. Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

У: Каждый счастье понимает по- своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. Какие? (Ну, хотя бы музыка ).

У: Музыка помогает быть счастливым.

А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню «Дорога добра ».



В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

У: Если один человек всегда старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы? Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Исполнение песни «Дорога добра»

IV . Подведение итогов занятия

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?


Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси , который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».
-Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо , глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Это один из главных героев оперы , у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3.Слушание третьей песни Леля

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки , имитирующие пение птиц.

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

Музыкальное приветствие.

    Здравствуйте. (Здравствуйте.)

    Добрый день, добрый день, добрый день вам! (Добрый день, добрый день, добрый день вам!)

    В каком классе учитесь? (В третьем классе учимся.)

    В какой школе учитесь? (Учимся в тринадцатой.)

    На какой урок пришли? (Мы на музыку пришли.)

    За оценками пришли? (За оценками пришли.)

    За какими вы пришли? (За пятёрками пришли.)

    Исполнение песни «Сейчас музыкальный начнётся урок!»

    Исполнение песни «Жили – были дед да баба».

    Исполнение песни «Ты кума любезная, где живешь?»

Какой жанр музыки вы исполняли? (Что вы сейчас делали).

Объясните свой ответ.

Сколько в музыке жанров.

Чем песня отличается от танца и марша, что самое главное в ней имеется? (Слова)

Зачем нам нужны песни, что мы от них получаем.

Вы любите петь, почему?

Посмотрите на эти две картины, что между ними общего и почему.

Давайте определим нашу тему урока, опираясь на эти картины.

Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке и почему.

Что нам надо сделать, чтобы познакомиться с темой «Певцы русской старины».

Что может означать «Певцы русской старины».

Так в старину называли гусляров, которые очень часто под звучание гуслей сказывали былины.

Что такое былина?

Были́ны ( стáрины ) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

На каком музыкальном инструменте играли певцы – сказители.

Почему они струнно – щипковые.

Образы сказителей былин нашли своё отражение в творчестве русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевич Римского – Корсакова.

Правильно, прослушать произведения этих композиторов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков в своей опере «Садко» создал образ легендарного певца – сказителя. Как его звали?

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?

Сейчас мы прослушаем песню Садко из оперы и вам предстоит выполнить задания в группах. (раздать задания на 4-х).

Внимательно прочтите задание, на его выполнение 5-ть минут. Затем каждая команда, выбрав главного, отвечает на поставленный вопрос.

СЛУШАНИЕ Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Выступление учащихся.

Предлагаю разучит фрагмент песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Что за песню мы с вами разучили.

Из какого произведения.

Назовите ее особенности.

Давайте подведём итог.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на уроке. (Садко)

В каком музыкальном произведении рассказывается о Садко.

На каком музыкальном инструменте играл Садко.

Что такое опера.

Кто написал оперу «Садко».

Не только Римский – Корсаков изображал певцов – сказителей.

Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» создал образ народного сказителя, дав ему имя Баян.

Как вы думаете на каком инструменте играл это Баян.

Почему вы пришли к такому мнению.

Баян, как и Садко играл на гуслях.

Прослушайте песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки и сравните её с песней Садко «Ой. Ты тёмная дубравушка». Найдите сходство и различие.

СЛУШАНИЕ Песня Баяна «Дела давно минувших дней!»

- Понравилось и почему.

Какой музыкальный инструмент имитирует игру на гуслях. (Арфа)

Давайте сравним прозвучавшие произведения на уроке.

2. Музыкальный образ в прозвучавшем произведении.

3. Музыкальный жанр: песня, танец, марш.

4. Мелодия: плавная, протяжная, певучая.

5. Лад: мажор (светлая тональность), минор (тёмная тональность).

6. Настроение и чувства: радость, печаль, тоска, нежность.

7. Тембр (окраска звука): светлый, яркий, тёплый, тёмный, суровый, массивный, мрачный.

8. Темп (скорость исполнения): медленно, умеренно, быстро.

9. Динамические оттенки (сила звука): тихо, громко.

10. Кто исполнял: хор, солист, ансамбль.

На доске вывешиваем сходство и различие.

Подведём итог.

Что нового вы узнали сегодня на уроке.

Из каких опер прозвучали сегодня фрагменты.

Назовите имена певцов - сказителей из этих опер.

Что объединяет Садко и Баяна.

На каком музыкальном инструменте они играли.

К какому виду музыкальных инструментов относятся гусли.

Почему их называли певцами - сказителями.

Как называют низкий мужской.

Презентация к уроку музыки «Певцы русской старины» 3 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области

Путешествие

в музыкальный мир

Древней Руси

1.Баян в живописи

2. Баян в музыке

4. Характер музыки запева

Запев Баяна из оперы

5. Песни гусляра Садко

6. «Ой ты, темная дубравушка!»

7. «Высота ли, высота поднебесная»

8. Игра «Задай вопрос!»

В.М. Васнецов «Баян»

Картина посвящена периоду становления Русского государства. Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками.

М.И. Глинка

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог!

Природу вместе созидали

Белбог и мрачный Чернобог!

Запев Баяна из оперы

М.И. Глинки

«Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней»

Что представляете, слушая эту музыку?

Какой у неё характер?

Песни гусляра Садко

из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

Ой ты, темная дубравушка!

Ой ты, темная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку: Сквозь туман – слезу горючую Я не вижу света белого. Всколыхнися ты, трость-дерево, Разбуди-ка Ильмень-озеро! Людям стали уж не надобны Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая, Ты, раздольице широкое, Про мою ли участь горькую Да про думушку заветную.

Высота ли, высота поднебесная!

САДКО (на корабле запевает).

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота – окиан-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские.

Как из-за моря, моря синего Выбегали тридцать кораблей, А и тридцать кораблей и един корабль Молода Соловья Будимировича. Хорошо корабли изукрашены, А Сокол-то корабль да покраше всех. Как на том корабле, на беседе сидит Молодой Соловей Будимирович. Корабли изукрашены, А Сокол-то корабль покраше всех.

Беседа – место под навесом на корабле.

Соловей Будимирович – былинный герой, который, как и Садко, плавал по далеким морям.

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

«Высота ли, высота поднебесная!»

Запев Баяна из какой оперы?

Из какой оперы эти песни? Кто их исполнитель?

Игра «Задай вопрос!»

Источники

  • Рамка http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/26/12841421.png
  • Скрипичный ключ и ноты http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/28/11308945.png
  • Цветок http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/6Mp/xTg6Mpnbc.png
  • Васнецов В.М. «Баян» https://otvet.imgsmail.ru/download/u_057f4811707de380c054dfece0f39fb1_800.jpg
  • М.И. Глинка портрет https://otvet.imgsmail.ru/download/233411100_48cfec46e09a4140e553d8029d8bbc87_800.jpg
  • Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=312x10000:format=jpg/path/s9d2dfce0d87a6c57/image/i3a23e9f8320643ee/version/1361218107/image.jpg
  • Дела давно минувших дней http://музыкальная-фантазия.рф/files/pictures/lesson-dela-davno-minuvshih-dney.jpg
  • Ноты https://studfiles.net/html/2706/520/html_iuHTkKBTB2.ubZX/img-AXWOqS.jpg
  • Текст первой песни Баяна http://webkind.ru/text/596747346_6879p656415493_text_pesni_dela_davno_minuvshih_dnej.html
  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова http://free-classic.ru/pics/posters/rimsky-korsakov.jpg
  • Ноты песни Садко https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0e52/00008381-b04211ca/img7.jpg
  • Садко http://unpictures.ru/images/1777842_sadko-v-kartinkah.jpg
  • Гусляр http://cs314221.vk.me/v314221754/5e82/v7vyPCIfAV8.jpg
  • Пергамент http://boombob.ru/img/picture/May/12/cbdb0cf2fe3656351a1f8126b91720b8/mini_2.jpg
  • Сказитель http://cyberlik.pro/image/cache/catalog/Russ-muz/89/14-700x700.jpg
  • Ой, ты темная дубравушка «Садко» http://s0.cn.ru/data/images/imgs/2009/11/22/2167/2167630.jpg
  • Текст песни «Ой ты, темная дубравушка» http://www.tekstipesen.ru/song.php?id=7023472
  • Садко 2 http://www.museikino.ru/upload/resize_cache/iblock/20b/1000_360_0/20b9e7cec66ab04107c50bcaa9801160.jpg
Источники
  • Критская Е.Д Учебник «Музыка 3 класс» – Москва «Просвещение» 2014
  • Петухова А.А. «Технологические карты уроков» - Волгоград «Учитель» 2017
  • Баян http://www.stihi.ru/pics/2015/08/09/5760.jpg
  • Садко с гуслями http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51515_12ec1c6a1ec2f1d059c2e3ead308c2e0.jpg.jpg
  • Текст песни «Высота ли…» https://iomedia.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE/4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/
  • Аудиозапись «Высота ли, высота…» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BB%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F/
  • Аудиозапись «Ой ты темная дубравушка!» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D1%8B+%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/
  • Запев Баяна «Дела давно минувших дней» https://muzofond.org/search/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0
  • Садко https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/26/s_58d775fe2c540/img40.jpg
Источник ресурса Шаблон создан на основе клипарта рамки
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/39663434.959/0_b1585_831d808f_M.png
  • И возможностей программ Microsoft PowerPoint 2016, Picture Manager Автор шаблона учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры