Советы по рисованию быстрых набросков с натуры от бренды ходдинотт. Уроки скетчинга, курсы скетчинга для начинающих, скетч Как делать скетчи

Главная / Измена мужа

Если вы хотите научиться хорошо рисовать, без наброска не обойтись. И даже если вы уже научились рисовать, без наброска все равно не обойтись!

Быстрый набросок помогает натренировать умение создавать «живую» линию, научиться вычленять главное в натуре, быстро передавая на бумаге суть, а также научиться делать удачную композицию листа. Кроме того, набросок позволяет зафиксировать пришедшую в голову идею будущей картины, чтобы вернуться к ней позднее.

Наброски можно делать чем угодно, но начинать лучше с карандаша или пастели. Освоившись, вы сможете делать изящные зарисовки ручками и маркерами, тушью или вовсе в смешанной технике - выбор материалов довольно велик. Но даже если вы предпочитаете карандаш, помните: набросок не терпит многочисленных стираний и исправлений. Если вам не нравится, что получилось - просто приступайте к новому, ведь ваша цель - тренировка, а не моментальный шедевр. Хотя через пару месяцев быстрые рисунки сами станут получаться все удачнее.

Больше практики!

Начинать лучше с неживой или хотя бы малоподвижной натуры, потому что поначалу очень трудно «ухватить» позу движущегося объекта. А начинать рисовать движущиеся объекты и дорисовывать их по памяти можете приступать уже через неделю-другую.

Набросок нужно делать довольно быстро - не более 10-15 минут. Если же вы не располагаете натурой, и рисуете по фото, тут и вовсе нужно заканчивать через 2-3 минуты, успев лишь захватить позу или основные очертания, поскольку привычка тщательно срисовывать с фотографии сильно вредит начинающему художнику, не давая возможности научиться чувствовать объем изображаемых объектов.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Первые шаги в рисовании, пожалуй, удобнее всего начинать со . Делать скетчи достаточно просто и с их помощью можно научиться избегать серьезных при более детальном рисовании.

Скетч, как заметки художника

Для создания скетча подойдет любая бумага, ручка или карандаш - выбор за вами. Небольшие по размерам скетчи - это как своеобразные записки, сделанные художником, наброски будущей картины. Они делаются без исправлений, на лету.

Скетчи - помощники и инструменты рисования

Наброски карандашом могут служит помощникам памяти. С помощью скетчей вы можете быстро очертить главные особенности предмета или сделать быстрый набросок картины в целом. Также зачастую художники используют скетчи для общего планирования последующей картины. Не заморачиваясь на деталях, в скетчах вы можете быстро манипулировать объектами, горизонтом и прочими частями эскиза, создавая будущую форму или указывая движение.

Как рисовать скетчи

Представьте ваш объект практически лишенным деталей, как будто вы смотрите искоса или при слабом освещении. Все, что остается от вашего "героя" - только грубые линии и некоторые формы. теперь сделайте грубый небольшой набросок. Сохраняйте пропорции и делайте расстановку предметов (или ориентацию) как для будущего большого рисунка. Четко очерчивайте ключевые формы и используйте штриховку для обозначения темных областей. И еще одно: в скетче нет понятия "правильно / неправильно" - это полностью индивидуальная работа.

Добавление цвета

Скетчи удобно использовать для обозначения цветовых пятен будущего рисунка. В ход идут карандаши, маркеры, акварель. Вам не обязательно закрашивать всю поверхность. Достаточно сделать лишь определенные наброски, четко показывающие расцветку, но не отвлекающие от основных деталей.

Делайте пометки и рабочие наброски

Создав набросок, возможно, вам захочется сделать и еще некоторые пометки рядом с ним. Например, о положении солнца, игре цветов или сделать еще пару совсем мелких набросков конкретных предметов. Также вы можете сделать рабочий набросок. Он может быть по размеру, как и законченная работа. С помощью таких набросков вы можете заранее проработать проблемные места или более точно изобразить некоторые моменты картины.


Наброски
(они же скетчи ) – это кратковременные рисунки, которые делаются бегло, свободно, для фиксации небольшого числа признаков натуры или идеи.

Наброски бывают разных видов, решают разные задачи и могут делаться разными материалами.

Но прежде чем перейти непосредственно к тому, как и чем лучше всего рисовать наброски, хочется уделить внимание и тому для чего это все вообще нужно.

Для чего нужно рисовать наброски

Функции у наброска на самом деле всего две.

1. Учебная

В рамках этой функции мы решаем следующие типы задач:

  • учимся видеть пропорции, добиваться схожести;
  • верно отображать размеры и взаимное расположение пятен;
  • работать с тоном и цветом;
  • передавать динамику движения, пластический характер и фактуру объектов;
  • добиваемся живой, свободной, выразительной линии;
  • учимся вести работу целиком и в правильной последовательности
  • тренируем компоновку в лист и учимся чувствовать композицию.

Я специально выделила каждый из пунктов отдельно, потому что даже с учетом их взаимосвязи, тренировать эти навыки при помощи набросков нужно четко понимая, что и зачем делаешь. Но не буду забегать вперед.

2. Творческая

Делая наброски мы невольно схватываем общее впечатление от увиденного, атмосферу, характер предметов, их суть. Обращаем внимание на детали и особенности, которых раньше могли не замечать.

Все это отлично стимулирует наше воображение и творческое начало. А это для художника очень важно, да и не только для художника.

Также, наброски — отличный способ сбора материала для большой и длительной работы. Например, серии работ на конкретную тему.

С «зачем» определились, поэтому переходим к тому, как же начать делать наброски и что учесть, чтобы это мероприятие приносило и пользу, и удовольствие.

Принципы выполнения наброска

Делать наброски с натуры

Желательно всегда. Делать наброски с фотографии малоэффективно, а зачастую и вредно. Да, рисовать с фото проще, но и прогресс в рисовании в этом случае будет минимальный.

Говорю по своему опыту, самый большой и ощутимый прогресс, увеличение скорости рисунка, легкость, удовольствие от рисования, вот это вот все, я получила только после регулярного рисования с натуры.

И теперь я уже не боюсь пейзажей, архитектуры и многих других вещей в реальном трехмерном мире, а наоборот чувствую вызов и задор 🙂

К тому же рисование с натуры отличный способ сохранить в памяти личные впечатления. Всегда приятно, к примеру, осенью и зимой полистать свои летние зарисовки и погреться их теплом и атмосферой.

Длительность и количество


Ограничение по времени
. Целесообразно отводить не более 5 минут на набросок, время можно увеличить до 10 минут в случае, если рисуются объекты сложной конструкции, либо люди.

Важно! Не смотря на то, что существует рекомендованная длительность быстрого наброска, не стоит подменять точность исполнения скоростью. Выбор всегда должен быть в пользу точности в наброске.

Количество набросков. Наброски делаются от 10 за раз. При этом нужно понимать, что первые наброски всегда будут хуже, чем последующие. Где-то к 5-му наброску человек как правило разрисовывается и дальше качество идет по нарастающей. Можно дробить рисование набросков в течение дня, допустим 5 утром, 5 днем или вечером. Тут важна регулярность. 4 раза в неделю по 15-20 минут лучше, чем 1 раз в неделю 3 часа. Для достижения заметных результатов, в неделю оптимально рисовать от 30 набросков.

Постановка задачи

Очень важно четко ставить задачу,которую хочешь решить делая наброски.

Например, есть желание улучшить глазомер, то есть видение пропорций. Тогда, делая 1-2 минутные наброски, нужно сосредоточиться именно на этой задаче. С возрастанием навыков задачи можно расширять и комбинировать.

Делая наброски по такому принципу каждый день, допустим по 10-15 за подход, в конце недели мы можем разложить перед собой всю имеющуюся красоту и оценить получившийся результат и прогресс по понятным и внятным критериям.

Если у набросков нет целей, то результаты работы и прогресс по ним оценить очень сложно, а значит и мотивация скорее всего довольно быстро сойдет на нет.

Поэтому, прежде чем приступить к наброскам, имеет смысл ответить на вопрос, какой результат я хочу, какой навык хочу приобрести/улучшить , например:

  • конструктивно верно рисовать натюрморт,
  • пропорционально верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд),
  • конструктивно верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд),
  • улучшить работу с тоном в пейзажах,
  • получить более живую линию,
  • улучшить работу с цветом в рамках рисования натюрморта, пейзажа, либо человека,
  • разнообразить варианты передачи текстур карандашом,
  • освоить основные приемы композиции и компоновку в листе,
  • сделать акварель более легкой и т д.

Это, конечно же, только небольшая часть вариантов, которые могут быть в личном списке задач. Главное не браться за все сразу, а трезво оценивать свои возможности и количество часов в сутках, которые реально без надрыва можно посвятить обучению. Как только с задачей определились, можно выбирать материалы, натуру и приступать к действиям.

Материалы

Наиболее подходящие для набросков материалы: акварель, тушь, линеры, маркеры, брашпены, пастель, уголь, сангина, сепия, пастельные карандаши, цветные карандаши, мягкие графитные карандаши 6В-10В.

То есть лучше всего брать материалы, которыми можно быстро набрать тон, сделать линию разной толщины, и которые проблематично стереть и исправить, тогда эффективность обучения будет гораздо выше.

Можно комбинировать материалы — карандаш + маркер, к примеру. Цветные карандаши и акварель. Брашпены/маркеры и линеры. Линеры и акварель.

Очень способствуют рисованию продуманные наборы, которые удобно и ненапряжно носить с собой. На фото мой очень легкий наборчик для акварели, который себя прекрасно зарекомендовал в деле этим летом. Пришлось потратить время на его создание, но оно того однозначно стоило. В статье я рассказывала об этом подробнее.

Методы ведения работы в наброске

В зависимости от материала, задач и времени мы можем выбирать на чем сконцентрировать свое внимание:

Линия

Обращаем внимание на конструкцию и осевые линии, контур объекта, линии движения, если объект движется, текстуру и фактуру.

Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию.

В этих моих набросках и зарисовках черным спиртовым маркером, я как раз работала над линией и передачей фактуры в рамках городского скетчинга.

Пятно

В данном случае мы обращаем наибольшее внимание на силуэт, основные массы и тон.

Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач.

В качестве примера показаны мои наброски пастельными карандашами. Делала я их в скетчбуке с маленькими листами где-то 15х10 см, что позволило считывать с натуры общие массы объемов и не закапываться в деталях.

Форма

Обращаем внимание на конструкцию и объем. А лучше всего проявляет объем и форму конечно же свет, поэтому этот аспект обязательно нужно учитывать при выборе натуры.

То есть нужно помнить, что в течение дня освещение меняется, направление света тоже, соответственно форма объектов будет читаться по-разному.

Мой рисунок выполнен черным брашпеном и голубым карандашом, который я добавила фоном как раз для того, чтобы форма и объем дерева лучше проявились.

Самый простой путь

Начать с небольших предметов, которые есть в ближайшем доступе дома или в помещении, где вы находитесь, они должны быть простой формы, с читающейся материальностью и фактурой (дерево, стекло, гипс, керамика, металл, ткань и т д), без сильных декоративных изысков, усложняющих считывание формы. Например, это могут быть:

  • кружки, стаканы, кувшины, графины, солонки
  • лампы, торшеры, ночники
  • ботинки, сумки, пеналы, книги
  • предметы интерьера, драпировки
  • коробочки и емкости разных форм и размеров
  • батарейки, наушники, плейер, телефон, планшет
  • ручки, карандаши, кисти, мелки и другие графические материалы
  • пуговицы, нитки, ножницы, наперстки
  • тюбики разных видов и форм,
  • овощи и фрукты
  • природные материалы (шишки, желуди, каштаны, листья, веточки, цветы и др)
  • и т д.

Если составить свой такой список и повесить где-то на видном месте, периодически пополняя, то, при появлении кусочка свободного времени, не придется долго думать, что же порисовать, достаточно будет пройтись по списку взглядом и то, что откликнется больше всего, тому и повезло 🙂

  • Целенаправленно выбирать важное и второстепенное в натуре , расставлять акценты. Не зарываться в деталях.
  • Вначале лучше выбирать для набросков контрастные предметы (контрастные к фону и между собой), освещенные сбоку, чтобы более четко читалась форма, дальше можно переходить к более сближенным вариантам.
  • Если рисовать на улице , то первое время для набросков предпочтительнее брать небольшие формы: стволы, отдельные фрагменты деревьев, веток, цветов и т д.
  • В рисовании пейзажа в первую очередь нужно обращать внимание на большие формы, их соотношение, пропорции и тон.
  • Людей удобно рисовать в кафе, парке, общественном транспорте. Очень хорошее освещение для рисования человека в метро + временной ресурс ограничен, что для быстрого наброска только плюс. А если совсем туго с натурой, всегда можно воспользоваться зеркалом и нарисовать себя.

Книги по теме

  • Кэти Джонсон. Скетчбук художника. Отличная вдохновляющая книжка с действительно интересными примерами набросков и зарисовок в разных техниках. Также могу порекомендовать и другие книги этого автора, одну я купила, остальные нашла в свободном доступе, часть на английском языке.
  • Pencil sketching. Thomas Wang . Очень понравились книжки этого автора, их тоже несколько, посвящены скетчингу карандашом, на английском языке. Тоже можно найти на просторах интернета.
  • Скетчи. Как делать зарисовки повседневной жизни. Франс Бельвиль-Ван Стоун . Классная книжка с хорошими пояснениями и рисунками. Используемые материалы: линер и акварель. Рекомендую.
  • Академическое обучение изобразительному искусству. В. С. Шаров . Это большая такая увесистая книжка, которая мне очень нравится, потому что там материал преподносится подробно, поэтапно и системно, в том числе и по наброскам. Также я скачивала и изучала отдельные методички худ вузов по теме, тоже могу рекомендовать, очень много полезной информации.

Резюмируя

Для того, чтобы получить от быстрых набросков максимум пользы, не забываем

  1. Поставить четкую, понятную цель , которую хочется достичь
  2. В зависимости от цели выбираем материалы и натуру. Материалы можно и нужно менять, комбинировать, экспериментировать с техниками.
  3. Ограничиваем длительность рисования, оптимально 1-5 минут на набросок , но не больше 10-15. Помним о точности.
  4. Рисуем от 5-10 набросков за раз
  5. Рисуем регулярно распределяя нагрузку по дням, в сумме в неделю здорово рисовать от 30 набросков
  6. После этапа набросков можно переходить к более длительным видам рисунка: зарисовкам и этюдам, наброски можно использовать также как разминку перед основной работой. Часто при рисовании человека в студиях используется этот метод постепенного увеличения времени работы.
  7. Не забываем, что наброски это не только учеба, но и творчество, поэтому расслабляемся и получаем удовольствие от процесса , не зацикливаемся на результатах, их будем оценивать потом, в конце недели/месяца.
  8. Почитали, отдохнули, а теперь все дружно идем рисовать . Я так точно пойду 🙂

P.S.: Все наброски и зарисовки в статье нарисованы мною.

Соберите правильные материалы. Как и в любой форме искусства, трудно делать набросок, имея материалы плохого качества (или неподходящие материалы). Все необходимо можно найти без труда в местных магазинах художественных товаров и товаров для рукоделия. Потратьте немного денег и соберите все необходимое, включая:

  • Карандаши H. Это самые твердые карандаши, которые используются для набрасывания тонких прямых, не растушевываемых линий. Они в основном используются в архитектурных и деловых набросках. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6H, 4H и 2H (6 – самый твердый, 2 – самый мягкий из них).
  • Карандаши B. Это самые мягкие карандаши, которые используются для создания смазываемых и растушевываемых линий и для наложения теней. Их предпочитает использовать большинство художников. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6B, 4B и 2B (6 – самый мягкий, 2 – самый твердый из них).
  • Бумага для рисования карандашом. Выполнение наброска карандашом на обычной бумаге для принтеров возможно, но такая бумага очень тонкая и не очень хорошо держит на себе карандаш. Используйте специальную бумагу для рисования, которая обладает текстурой и лучше всего подходит для набросков, а также хорошо смотрится в готовом виде.

Выберите объект рисования. Для начинающих легче всего рисовать с натуры или с изображения, чем прибегать к воображению, чтобы создать свой рисунок. Найдите изображение того, что вам нравится, либо поищите предмет или человека, которого вы будете рисовать. Потратьте несколько минут на изучение объекта, прежде чем приступать к выполнению наброска. Обратите внимание на следующие вещи:

  • Найдите источник света. Определение основного источника света позволит вам понять, где набросок должен быть самым светлым, а где – самым темным.
  • Обратите внимание на движение. Будь то движения живой модели или движения на изображении, определение направления движения позволит вам определить направление движения и форму ваших штрихов в наброске.
  • Обратите внимание на основные формы. Все предметы строятся из комбинации основных форм (квадратов, кругов, треугольников и т.п.). Посмотрите, какие формы лежат в основе вашего объекта, и в первую очередь набросайте именно их.
  • Не давите слишком сильно на карандаш. Набросок является лишь заготовкой рисунка. Поэтому вы должны выполнять его легкой рукой и большим количеством коротких быстрых штрихов. Это позволит более легко протестировать различные способы рисования конкретного объекта, а также даст вам возможность без труда стирать ошибки.

  • Попробуйте рисовать жестами. Рисование жестами является формой выполнения наброска, когда вы используете длинные движения и соединенные линии при рисовании объекта, даже несмотря на бумагу. Хотя это кажется сложным, такая техника может помочь в определении основных форм объекта и стать хорошей основой для итогового рисунка. Для рисования жестами просто смотрите на объект и соответствующим образом передвигайте карандаш по бумаге. По возможности избегайте отрывания карандаша от листа и используйте накладывающиеся друг на друга линии. Потом вы вернетесь к своему листу и сотрете лишние линии, чтобы сделать набросок идеальным.

    • Это отличная практика для выполнения наброска наподобие эскиза.
  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры