Создал балет жизель. Жизель, или вилисы

Главная / Измена мужа

Балет «Жизель»

Недавно мы с мамой перебирали книги в шкафу. У нас есть новые книжки, есть старые, которые еще бабушка покупала маме, когда она была маленькой. И вдруг, среди всех книг я заметила одну - такую тоненькую, буквально в несколько страниц. Я спросила у мамы, а что это за книжечка. Оказалось, что это программка, их обычно продают в театрах. Мама рассказала, что когда она училась в школе, в старших классах, она с классом ездила в Санкт-Петербург, и там она ходила на балет «Жизель» . Самое необыкновенное, что даже билет на балет сохранился. И маме удалось вспомнить, где она находилась в этот день 15 ноября 19 лет назад!


Она рассказала, что балет ей очень понравился, понравился Мариинский театр, где состоялось представление. Балет состоял из двух актов. В первом акте наряды актеров были очень красочные, яркие. Они изображали крестьян, какой-то праздник, на фоне этого девушка по имени Жизель влюбляется в парня, но в конце-концов умирает. На этом первый акт заканчивается. Во втором акте были в основном одни девушки. Они были одеты во все белое. Подразумевалось, что все они когда-то умерли, но ночью поднимаются из могил, чтобы танцевать, и, если кто-то в это время оказывается на кладбище, они затанцовывают его до смерти. В программке был вкладыш, в котором рассказывалось о балете. Ниже я привожу полный текст этого вкладыша, если интересно, можете почитать.

Балет «Жизель» впервые увидел свет рампы почти сто пятьдесят лет назад. Премьера состоялась в 1841 году в Париже в Гранд Опера, через год балет увидели зрители Петербурга, а еще через год - москвичи.
Россия стала второй родиной «Жизели». Менялись вкусы и моды, но шедевр романтической хореографии постоянно сохранялся в репертуаре. Он жил на русской сцене и в период полного упадка западно-европейского балетного театра, наступившего в последней четверти XIX века. В октябре 1868 года состоялось последнее представление «Жизели» в Париже, а вскоре спектакль исчез и с других европейских сцен. Лишь в 1910 году, спустя 42 года, «Жизель» вновь появилась в Париже. Ее исполняли русские артисты труппы С. П. Дягилева. В главных ролях выступила Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский - звезды петербургского театра. А двумя годами раньше зрители Стокгольма, Копенгагена, Берлина и Праги познакомились с «Жизелью» в исполнении группы артистов того же театра во главе с Анной Павловой. В 1910 году русскую «Жизель» увидели зрители Нью-Йорка, в 1911 году - жители Лондона, и наконец, в 1925 году спектакль был возобновлен в Париже для гастролей петроградской балерины Ольги Спесивцевой. После долгих скитаний «Жизель» вернулась на родную сцену, а в ближайшие десятилетия прочно утвердилась па сцепах Европы и Америки, снискав мировую славу.
Деятели русского балетного театра не просто спасли «Жизель» от забвения. Они сберегли и приумножили поэтические достоинства хореографии, углубив идейное содержание балета.
Старинный балет и сегодня волнует и восхищает зрителей. В чем же секрет его сценического долголетия? Кому он обязан своим художественным совершенством, поразительной гармонией музыки и танца, правдивостью и поэтической возвышенностью образов?
Замысел «Жизели» принадлежал известному французскому поэту, прозаику и театральному критику Теофилю Готье (1811 -1872). Читая книгу Генриха Гейне «О Германии», Готье, по его словам, «наткнулся на очаровательное место», где говорилось об «эльфах в белых платьях, подол которых всегда влажен (…), о вилисах с белоснежной кожей, обуреваемых беспощадной жаждой вальса». В народных легендах славянского происхождения вилисы - невесты, умершие до свадьбы. По ночам они встают из могил и пляшут при свете месяца. И горе тому, кто встретится им на пути. «Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво», - пишет Гейне.
Вместе с Готье над сценарием будущего балета работал опытный либреттист Жюль-Анри Сен-Жорж (1801 -1875). Он сочинил первое действие спектакля и уточнил сюжетную линию второго акта. Сценарный проект Готье и Сен-Жоржа, вобрав в себя достижения балетной драматургии прошлого, учитывал и завоевания новейшей, романтической хореографии (в частности, «Сильфиды»), но вместе с тем обладал подлинной оригинальностью.
По видимости «Жизель» повторяет схему романтического балета, - антитеза действительности и идеала, выраженная через противопоставление реального и фантастического миров. Однако по своему содержанию балет вырывается далеко за пределы излюбленного мотива романтиков о недостижимости мечты, призрачности счастья, благодаря поэтически обобщенному утверждению бессмертной силы любви.
В своей конструкции балета, в системе его образов претворились слова Гейне: «Никакое заклинание не устоит против любви. Любовь ведь есть высшее волшебство, всякое иное заклятье уступает ей».
Воплотить мысль поэта в сценические образы помогла музыка Адольфа Адана (1803-1856) - популярного французского композитора середины прошлого столетия, автора множества опер и балетов. Академик Б. В. Асафьев писал о музыке «Жизели»: «Как мастерски выпуклы характеры, как лаконичны ситуации, как гибки в своей простоте и незатейливы напевы танцев и, вместе с тем, как они упруги, давая опору движениям, как искренне чувствительны лирические моменты, но с каким чувством меры они формируются и как строг рисунок этих мелодий при их нежной отзывчивости!» Искренняя, мелодичная, лирически взволнованная музыка «Жизели» обладает ясной драматической направленностью. По-настоящему балетная, она предопределила богатство танцевальных форм, повела за собой фантазию балетмейстеров.
Авторами хореографии и постановщиками парижского спектакля были Жан Коралл и Жюль Перро. И хотя долгое время на афишах значилось лишь имя Коралли, подлинным создателем хореографии «Жизели» (как это установлено исследователями, в частности, советским историком балета Ю. И. Слонимским) является Перро - последний великий танцовщик Франции XIX века, выдающийся балетный драматург и хореограф. Он консультировал Готье и Сен-Жоржа, вместе с Аданом проектировал музыкально-сценическое действие, он сочинил сцены и танцы, в которых участвует Жизель. Коралли поставил пантомимные сцены, а также массовые танцы обоих актов, но именно они впоследствии подверглись наибольшим переделкам. Через год после премьеры балет шел на лондонской сцене полностью в постановке Перро, а спустя несколько лет балетмейстер продолжил работу над
спектаклем в Петербурге, где в течение десяти лет руководил балетной труппой (1848-1858). Русские балерины, приезжая на гастроли за границу, репетировали партию Жизели с Перро, внося затем поправки в петербургскую редакцию балета.
Особенности индивидуальности Перро, его мироощущения и взглядов на искусство явственно ощутимы в хореографии балета. Продолжая и развивая традиции Новерра и Дидло, Перро боролся за балетный спектакль большого содержания, раскрывающегося в драматически напряженном действии, в многообразии танцевальных форм. В отличие от предшественников Перро сглаживал резкое разделение хореографии на танец и пантомиму. «Ему первому принадлежит мысль ввести в самые танцы, обыкновенно составляющие только рамку балета, цель, содержание, мимику», - отмечал современник балетмейстера.
Добиваясь максимальной выразительности сценического действия, Перро воплощал его узловые моменты в танце, органично сплавленном с элементами пантомимы. Непревзойденные образцы такого «действенного» танца - эпизоды встречи героев в начале балета, сцена безумия Жизели. Драматургическое искусство Перро проявляется и в его умении обнаружить за внешнесюжетной линией второй - главный план, несущий центральную идею произведения.
Новую встречу героев в царстве вилис балетмейстер рисует средствами классического танца в его сложных развитых формах. Очищенный от жанрово-бытовых подробностей, этот танец звучит как исповедь героев, обнажает их сокровенные помыслы. Хореография приобретает глубокий внутренний смысл благодаря продуманной системе пластических лейтмотивов, характеризующих Жизель, Альберта и вилис. Сопоставление, взаимодействие и развитие этих пластических тем определяет содержательную значимость самой танцевальной ткани.
Музыкально-хореографическую драматургию спектакля сохранил М. И. Петипа в двух своих редакциях «Жизели» для сцены нового Мариинского театра (1884-1887 и 1899 гг.). Отреставрировав и подновив танцевальный текст, Петипа укрепил симфонические принципы хореографии второго акта, придал спектаклю стилистическое единство. В таком виде (лишь с незначительными изменениями) «Жизель» и в наши дни идет на сцене театра.
Сценическая история «Жизели» неотделима от творчества выдающихся танцовщиц разных эпох, выступавших в заглавной роли.
Создательницей образа Жизели была танцовщица-итальянка Карлотта Гризи - воспитанница и муза Перро. В ее искусстве счастливо сочетались изящество и мягкость французской школы танца с виртуозностью и блеском школы итальянской. Жизель Гризи подкупала очарованием юности, непосредственностью и чистотой чувств.
На русской сцене первой исполнительницей Жизели была петербургская танцовщица Елена Андреянова. Всемирная слава «Жизели» в XX веке началась с выступления в этом балете таких мастеров русской хореографической школы, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский.
В советское время, как и прежде, хранителем оригинального текста «Жизели» оказался ленинградский Театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
По-своему прочитали образы старинного балета, открыв в нем новые грани, замечательные ленинградские балерины и танцовщики - Елена Люком, Галина Уланова, Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Борис Шавров, Константин Сергеев и другие.
Ольга РОЗАНОВА

Балет "Жизель" - краткое содержание. Либретто Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне. Как создавался бессмертный шедевр

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье. Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова. В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком. Либретто балета «Жизель» В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах – девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись. Т. Готье – основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию. Персонажи постановки Главная героиня – девушка-крестьянка Жизель, Альберт – её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта – мать Жизели. Невеста Альберта – Батильда. Вильфрид – оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским. 1 действие Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать. 2 действие Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

В лучших образцах французской балетной музыки всегда особенно радуют слух три природных качества: мелодичность, наделенная ясностью очертаний и грацией оборотов, — все в меру, все образно, все пластично; ритмика — с одной стороны, гибко отвечающая человеческой поступи, обнаруживающая характеры и движения, а с другой — корнями глубоко уходящую в народную французскую танцевальную культуру с ее реалистическим отражением многовековой жизни—быта, нравов и обычаев; третье свойство — колоритность, красочность музыки, уменье дать движениям оркестра впечатление живой смены явлений в их цвете и свете.

Три-четыре композитора Франции прошлого века с особенной поэтичностью чувства и изысканностью мастерства сочетали в своих досугах, отдаваемых балетному музыкальному театру (все трое не являлись композиторами только балетов), острое понимание законов сочетаний пластики и весомости звучаний с законами человеческого танца. Им удалось создать непререкаемо убедительные образы музыкально-хореографических произведений различных жанров, но главным образом в области романтической легенды и опоэтизированной бытовой комедии.
Разумею, конечно, композитора «Жизели» и «Корсара» — Адольфа Адана (1803—1856), особенно отличного мастера в области французской комической оперы, затем Лео Делиба (1836—1891), композитора тончайшего вкуса и поэтического чувства человека, как пластического явления, автора лирических опер (в их числе «Лакме») и непревзойденных балетов: «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876), а также выдающегося французского симфониста Камилла Сен-Санса (1835— 1921) с его колоритнейшей жизнерадостной «Жавоттой» (1896) и, наконец, Жоржа Визе (1838—1875), так чутко ощутившего жизненный нерв народного танца в музыке к «Арлезианке» и в мелодике и ритмике «Кармен».
Среди всех упомянутых выше балетов старше веех «Жизель» Адана, и все вышеперечисленные качества ощущаются в этой неувядаемой партитуре при каждом возобновлении балета с прежней живостью и смелостью. И в первой бытово-драматической стадии легенды, и во второй — ее романтической стадии, в столь трогательном, еще и еще одном варианте народных сказаний о «любви сильнее смерти» — композитор достигает простейшими, но в том-то и дело, с глубоким продуманным отбором, словно отточенными средствами, ярких, сильнейших впечатлений (например, драма Жизели в финале первого акта). Как мастерски выпуклы характеры, как лаконичны ситуации, как гибки в своей простоте и незатейливости напевы танцев и вместе с тем, как они упруги, давая опору движениям, как искренне чувствительны лирические моменты, но с каким чувством меры они формируются, и как строг рисунок этих мелодий при всей их нежной отзывчивости!..
Впрочем, лучшую похвалу, какую можно сейчас высказать мастерству композитора «Жизели» и музыке, это напомнить об одной примечательной записи в дневниках П. И. Чайковского. В самый разгар своей работы над сочинением балета «Спящая красавица» в мае 1889 г. он под 24-м числом находит нужным отметить: «Усердно читал партитуру балета «Жизель» Адана...». А Чайковский был одним из тончайших знатоков и ценителей французской музыкальной культуры и балета.
Б. Асафьев

О содержании балета

В основу балета «Жизель» положена старинная поэтическая легенда о «виллисах» — невестах, умерших до свадьбы, пересказанная Генрихом Гейне.
В полночь, рассказывает легенда, виллисы выходят из своих могил и танцуют, словно стремясь продлить свои девичьи пляски и игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, который встретится им, — одержимые мстительным чувством, виллисы вовлекают его в свой хоровод и до изнеможения кружат в танцах, пока он не упадет замертво.
Тема этой легенды послужила основой для либретто балета «Жизель», сочиненного Т. Готье и Ж. Сен-Жоржем. Премьера балета "Жизель, или Виллисы" состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера.

"Жизель, или Виллисы"

Балет в двух действиях

Либретто Ж.-А.-В. Сен-Жоржа и Т. Готье. Балет поставлен Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа

Действующие лица

Герцог (Принц) Силезии Альберт, в одежде крестьянина
Князь Курляндский
Вильфрид, оруженосец Альберта
Иларион, лесничий
Старый крестьянин
Батильда, невеста герцога
Жизель, крестьянская девушка
Берта, мать Жизели
Мирта, повелительнца Виллис
Зюльма и Монна - подруги Мирты
Свита, охотники, крестьне, крестьянки, Виллисы

Действие первое. Сцена изображает одну из солнечных долин Германии. Вдали, по холмам, виноградники. Гористая дорога ведет в долину.
Сцена первая. На холмах Тюрингии идет сбор винограда. Светает. Крестьяне направляются на виноградники.
Сцена вторая. Входит Иларион, оглядывается, словно ища кого-то. С любовью смотрит он в сторону хижины Жизели, потом гневно - на хижину Лойса. Там живет его соперник. Если бы можно было ему отомстить, вот было бы счастье! Дверь хижины Лойса таинственно открывается. Иларион прячется, чтобы наблюдать. Что будет?
Сцена третья. Молодой герцог Альберт Силезский, скрывающийся в одежде крестьянина под именем Лойса, выходит из хижины в сопровождении оруженосца Вильфрида. Видно, что Вильфрид уговаривает герцога отказаться от его тайных планов, но тот противится. Он указывает на хижину Жизели; под этой соломенной кровлей живет та, которую он любит, которой принадлежит вся его нежность. Он приказывает Вильфриду оставить его одного. Вильфрид медлит, но повелительный жест герцога - и он, почтительно кланяясь, удаляется.
Иларион поражен, видя, что нарядный дворянин так почтителен перед простым крестьянином, его соперником. В голове Илариона зарождаются подозрения, которые он и постарается выяснить.
Сцена четвертая. Лойс - герцог Альберт - подходит к хижине Жизели и тихонько стучит в дверь. Иларион все еще подсматривает. Жизель тотчас выходит и спешит обнять возлюбленного. Восторг, счастье обоих влюбленных. Жизель рассказывает Лойсу свой сон: ее мучила ревность к прекрасной даме, которую Лойс полюбил и предпочел ей. Смущенный Лойс успокаивает Жизель: только ее он любит, только ее будет любить вечно.
- Если бы ты обманул меня, - говорит девушка, - я умерла бы, я чувствую. - И она прикладывает руку к сердцу, словно говоря, что сердце ее часто болит.
Лойс снова успокаивает ее горячими ласками.
Жизель срывает ромашки, гадает по ним о любви Лойса. Гадание счастливо, и она снова в объятиях любимого.
Иларион не выдерживает - подбегает к Жизели и упрекает ее за подобное поведение. Он был тут и все видел.
- Какое мне дело, - весело отвечает Жизель, - я за себя не краснею: люблю его и буду любить вечно... - Она смеется Илариону в лицо и отворачивается от него.
Лойс же отталкивает лесничего и угрожает ему, запрещая преследовать Жизель своей любовью.
- Ну ладно, - говорит Иларион, - мы еще посмотрим, чья возьмет...
Сцена пятая. Девушки, направляясь на виноградники, зовут на работу Жизель. Совсем рассвело, пора идти. Но Жизель бредит лишь пляской, весельем и удерживает подруг. Больше всего на свете, после Лойса, она любит танцы. Жизель предлагает девушкам повеселиться, вместо того чтобы идти работать. Она начинает танцевать. Ее веселость, живость, увлекательный и ловкий танец, вперемежку с ласками Лойсу, неотразимы. Вскоре девушки присоединяются к Жизели. Они побросали свои корзины, и танец их быстро переходит в безудержное шумное веселье. Берта, мать Жизели, выходит из хижины.
Сцена шестая.
- Ты что же, вечно будешь танцевать? - говорит она Жизели. - Утром... Вечером... Это просто напасть какая-то... Вместо того чтобы работать, подумать о хозяйстве...
- Она так хорошо танцует! - говорит Лойс Берте.
- Это моя единственная радость, - отвечает Жизель, - а он, - добавляет она, указывая на Лойса, - мое единственное счастье!
- Вот! - говорит Берта. - Я уверена, что если бы эта девочка умерла, она стала бы вилисой и продолжала бы танцевать даже после смерти.
- Что вы хотите сказать? - восклицают в ужасе девушки и жмутся одна к другой.
Тогда под звуки мрачной музыки Берта начинает изображать появление покойниц, вставших из гроба и затеявших общую пляску. Ужас девушек достигает предела, одна Жизель смеется. Она весело говорит матери, что исправить ее невозможно, - живая или мертвая, она вечно будет танцевать.
- А ведь это очень вредно для тебя, - говорит Берта. - Не только твое здоровье, может быть и жизнь от того зависит!.. Она очень слабенькая, - обращается Берта к Лойсу. - Усталость, волнения ей очень вредны; доктор говорил, что они могут быть гибельны.
Лойс смущен словами Берты, но успокаивает добрую мать. А Жизель берет руку Лойса и прижимает к своему сердцу, словно говоря, что с ним никакие опасности ей не страшны.
Вдали трубит охотничий рог. Лойс обеспокоен этим и живо подает знак - пора уходить на виноградники. Он увлекает за собой девушек, в то время как Жизель по настоянию матери идет домой. Она посылает воздушный поцелуй Лойсу, который уходит вместе со всеми.
Сцена седьмая. Оставшись один, Иларион обдумывает свои намерения. Во что бы то ни стало лесничий хочет разгадать тайну соперника, узнать, кто он... Убедившись, что его никто не видит, Иларион тайком прокрадывается в хижину Лойса. В этот момент звук рога приближается, и на холме появляются егеря и загонщики.
Сцена восьмая. Вскоре верхом, в сопровождении многочисленной свиты дам, кавалеров и охотников, с соколами на левой руке, появляется и князь с дочерью Батильдой. Жаркий день утомил их, они ищут удобного места для отдыха. Егерь указывает князю на хижину Берты; он стучит в дверь, и на пороге появляется Жизель в сопровождении матери. Князь весело просит приюта; Берта предлагает войти в свою хижину, хотя она и слишком убога для такого вельможи.
Тем временем Батильда подзывает Жизель; она рассматривает ее и находит очаровательной. Жизель всеми силами старается быть радушной хозяйкой; она приглашает Батильду присесть, предлагает ей молока и плодов; Батильда покорена ее миловидностью, снимает с шеи золотую цепь и подает ее девушке, совершенно сконфуженной, но гордящейся таким подарком.
Батильда расспрашивает Жизель о ее работе, развлечениях. О, Жизель счастлива! У нее ни горя, ни забот; утром работа, вечером танцы.
- Да, - говорит Берта Батильде, - особенно танцы, она на них помешана.
Батильда улыбается и спрашивает Жизель, заговорило ли ее сердце, любит ли она кого-нибудь.
- О да, - восклицает девушка, указывая на хижину Лойса, - того, кто живет тут! Он мой возлюбленный, мой жених! Я умру, если он разлюбит!
Батильда живо заинтересована девушкой... Их судьба одинакова: она тоже выходит замуж, за молодого и прекрасного дворянина! Она обещает дать Жизели приданое: девушка ей все больше и больше нравится... Батильда хочет видеть жениха Жизели и идет с ней в хижину в сопровождении отца и Берты, а Жизель бежит искать Лойса.
Князь дает знак своей свите и просит продолжать охоту; он устал и хочет немного отдохнуть. Когда он пожелает, чтобы все вернулись, то затрубит в рог.
Иларион появляется в дверях хижины Лойса, видит князя и слышит его приказания. Князь с дочерью уходят в хижину Берты.
Сцена девятая. Пока Жизель смотрит на дорогу и ищет своего возлюбленного, Иларион выходит из хижины Лойса, держа в руках шпагу и рыцарский плащ; наконец он узнал, кто его соперник! Вельможа! Теперь-то уж он убедился - это переодетый соблазнитель! Иларион держит шпагу в руках и хочет разоблачить соперника в присутствии Жизели и всей деревни. Затем он прячет шпагу Лойса в кусты, ожидая прихода поселян на праздник.
Сцена десятая. Вдали показывается Лойс. Осторожно озираясь, он удостоверяется, что охотники ушли.
Жизель замечает его и бежит к нему. В эту минуту раздается веселая музыка.
Сцена одиннадцатая. Начинается шествие. Сбор винограда закончен. Медленно движется повозка, украшенная виноградной лозой и цветами. За ней - крестьяне и крестьянки всей долины; в их руках - корзины, полные винограда. По старому обычаю, торжественно несут верхом на бочонке маленького Вакха. Все окружают Жизель. Ее избирают царицей праздника и надевают венок из виноградных листьев и цветов. Лойс восхищен красотой девушки еще больше. Безумное веселье вскоре овладевает всеми.
Праздник сбора винограда. Жизель увлекает Лойса в середину толпы и упоенно танцует с ним. Все кружатся в танце. В финале Лойс целует Жизель. При виде этого поцелуя бешенство и ревность завистливого Илариона достигают предела. Лесничий бросается в центр круга и объявляет Жизели, что Лойс - обманщик, соблазнитель. Переодетый вельможа! Испуганная Жизель отвечает Илариону, что ему все это приснилось и он не знает, что говорит.
- Ах, приснилось?! - продолжает лесничий. - Так смотрите сами! - И он показывает окружающим шпагу и плащ Лойса. - Вот что я нашел в его хижине... Надеюсь, это убедительное доказательство.
Альберт в бешенстве бросается на Илариона; тот прячется за крестьян.
Внезапное известие страшным ударом сразило Жизель. Шатаясь от горя, готовая упасть, она прислоняется к дереву.
Крестьяне замерли в изумлении. Лойс бежит к Жизели, думая, что еще сможет опровергнуть обвинение, и старается ее успокоить, заверяя в своей любви. Ее обманывают, утверждает он, для нее он всегда будет Лойсом, простым крестьянином, ее возлюбленным, ее женихом.
Бедная девушка так рада поверить... Надежда возвращается в ее сердце; доверчивая и счастливая, она позволяет коварному Альберту обнять себя. Но тут Иларион вспоминает приказание князя, данное свите, вернуться по звуку рога. Он хватает висящий на дереве рог одного из приближенных князя и громко трубит. Услышав условный сигнал, сбегаются все охотники, а князь выходит из хижины Берты. Иларион указывает им на Альберта, стоящего коленопреклоненным перед Жизелью.
Свита, узнав молодого герцога, почтительно приветствует его. Видя это, Жизель уже не может сомневаться в истине и понимает, какое горе ее постигло.
Сцена двенадцатая. Князь приближается к Альберту и, тотчас узнав его, спрашивает, что означает странное поведение и необычный наряд герцога.
Альберт встает с колен, пораженный и пристыженный внезапной встречей.
Жизель все видела! У нее уже нет сомнений в предательстве любимого. Горю ее нет предела. Она делает над собой усилие и с ужасом отступает от Альберта. Потом, окончательно уничтоженная обрушившимся ударом, Жизель бежит к хижине и падает на руки матери, которая выходит из двери вместе с юной Батильдой.
Сцена тринадцатая. Батильда, тронутая и сочувствующая, живо подходит к Жизели и спрашивает о причине ее волнения. Та вместо ответа указывает ей на Альберта, смущенного и убитого.
- Что я вижу? Герцог в подобном наряде! Это мой жених! - говорит Батильда, указывая на свое обручальное кольцо.
Альберт подходит к Батильде и тщетно пытается задержать роковое признание; но Жизель все слышала, все поняла. Невероятный ужас отражается на лице бедной девочки; в голове ее все мутится, ужасный и мрачный бред овладевает ею - обманута, погибла, обесчещена! Девушка теряет рассудок, из глаз ее текут слезы... Она смеется неестественным смехом. Потом берет руку Альберта, прикладывает к своему сердцу, но тут же в ужасе отталкивает ее. Схватив лежащую на земле шпагу Ройса, сначала машинально играет ею, потом хочет упасть на острый клинок, но мать вырывает оружие. Все, за что может еще держаться ее душа, - это танец; ей слышится напев, под который она танцевала с Альбертом... Она начинает танцевать с жаром, со страстью... Но неожиданное горе, жестокие потрясения исчерпали угасающие силы девушки... Жизнь покидает ее... Мать склоняется над ней...
Последний вздох вырывается из уст бедной Жизели... Она бросает печальный взгляд на потрясенного Альберта, и ее глаза закрываются навек!
Батильда, великодушная и добрая, заливается слезами. Позабывший обо всех Альберт хочет оживить Жизель горячими ласками... Он кладет руку на сердце девушки и с ужасом чувствует, что сердце больше не бьется.
Он хватает шпагу и хочет поразить себя. Князь удерживает и обезоруживает Альберта. Берта поддерживает тело своей несчастной дочери. Альберта, обезумевшего от горя и любви, уводят.
Крестьяне, свита князя и охотники толпятся вокруг мертвой девушки.
Действие второе. Сцена изображает лес и берег озера. Среди сырости и прохлады растут камыш, осока, лесные цветы и водяные растения; кругом березы, осины и плакучие ивы, склонившие к земле бледную листву. Слева, под кипарисом, белый мраморный крест, на котором начертано имя Жизели. Могила тонет в густой траве и цветах. Голубой свет яркой луны освещает эту холодную и туманную картину.
Сцена первая. Несколько лесничих сходятся по глухим тропинкам; они ищут удобное место, где бы подстеречь дичь, и направляются к берегу, когда прибегает Иларион.
Сцена вторая. Иларион в ужасе.
- Это проклятое место, - говорит он товарищам, - оно в круге танцев вилис.
Иларион показывает им на могилу Жизели... Жизели, которая вечно танцевала. Он называет ее имя, показывая на венок из виноградных листьев, который надели девушке во время праздника и который висит теперь на кресте.
В эту минуту вдали бьет полночь - зловещий час, когда вилисы, согласно народным преданиям, собираются на свои ночные пляски.
Иларион и его товарищи с ужасом слушают бой часов; дрожа, озираются и ждут появления призраков.
- Бежим! - говорит Иларион. - Вилисы беспощадны; они хватают путника и заставляют его танцевать, пока тот не умрет от усталости или не будет поглощен этим озером.
Звучит фантастическая музыка; лесничие бледнеют, шатаются и, охваченные паническим страхом, разбегаются во все стороны. Их преследуют появившиеся вдруг блуждающие огоньки.
Сцена третья. Камыш медленно раздвигается, и из влажных растений выпархивает легкая Мирта, царица вилис, - прозрачная и бледная тень.
С ее появлением повсюду разливается таинственный свет, который внезапно освещает лес, разгоняя ночные тени. Так бывает всегда, как только появляются вилисы. На белоснежных плечах Мирты дрожат два прозрачных крыла, которыми вилиса может укрыться, как газовым покрывалом.
Призрачное видение ни минуты не остается на месте, взлетая то на кусты, то на ветви ивы, порхая тут и там, пробегая и осматривая свое царство, которым каждую ночь завладевает вновь. Она купается в водах озера, потом висит на ветвях ивы и качается на них.
После па, исполненного ею, Мирта срывает ветку розмарина и касается ею каждого куста, дерева.
Сцена четвертая. От прикосновения цветущего жезла вилисы все цветы, кусты, травы раскрываются, и из них поочередно вылетают вилисы, окружающие Мирту, словно пчелы свою царицу. Мирта простирает лазурные крылья над своими подданными и тем дает им сигнал к танцу. Несколько вилис поочередно исполняют танцы перед своей повелительницей.
Сначала Монна, одалиска, танцует восточную пляску; за ней Зюльма, баядерка, исполняет медленный индусский танец; потом две француженки танцуют менуэт; за ними вальсируют две немки...
В финале танцуют две вилисы - девушки, умершие слишком рано, не успев утолить свою страсть к танцу. Они неистово предаются ей и в новом, столь грациозном своем облике.
Сцена пятая. Яркий луч падает на могилу Жизели; растущие на ней цветы выпрямляют стебли и подымают головки, словно открывают путь белой тени, которую они стерегли.
Жизель появляется, укутанная в легкий саван. Она направляется к Мирте; та прикасается к ней веткой розмарина; саван падает... Жизель превращается в вилису. Появляются и растут ее крылья... Ноги скользят по земле, она танцует, или, вернее, порхает, по воздуху, как и ее сестры, вспоминая и с радостью повторяя танцы, которые исполняла прежде (в первом акте), перед смертью.
Слышен какой-то шум. Все вилисы разбегаются и прячутся в камыши.
Сцена шестая. Несколько молодых крестьян возвращаются с праздника в соседней деревушке. С ними старик. Они все весело проходят по сцене.
Уже почти все ушли, когда раздается странная музыка - музыка танца вилис; крестьян против воли охватывает непреодолимое желание потанцевать. Вилисы тотчас окружают их и пленяют негой поз. Каждая из них, желая удержать, очаровать, танцует свой национальный танец... Плененные крестьяне уже поддаются очарованию, готовы танцевать до смерти, когда старик бросается посреди них и с ужасом предупреждает о грозящей опасности. Крестьяне разбегаются. Их преследуют вилисы, с озлоблением наблюдающие исчезновение своих жертв.
Сцена седьмая. Выходит Альберт в сопровождении Вильфрида, верного оруженосца. Герцог печален и бледен; одежда его в беспорядке; он почти потерял рассудок после смерти Жизели. Альберт медленно подходит к кресту, словно сосредоточивая ускользающие мысли. Вильфрид умоляет Альберта уйти, не останавливаться у роковой могилы, с которой связано столько горя... Альберт просит его удалиться. Вильфрид пробует спорить, но Альберт так твердо приказывает ему уйти, что оруженосцу остается лишь повиноваться. Он удаляется, но с твердым намерением снова попытаться увести своего господина из этих злосчастных мест.
Сцена восьмая. Оставшись один, Альберт предается отчаянию; сердце его разрывается от горя; он заливается горькими слезами. Вдруг он бледнеет; внимание его привлечено представшим перед ним странным видением... Альберт поражен, узнав Жизель, которая смотрит на него с любовью.
Сцена девятая. Охваченный безумием, в сильнейшей тревоге, он еще сомневается, не смея верить глазам. Перед ним не прежняя милая Жизель, но Жизель-вилиса, девушка в новом, страшном облике.
Жизель-вилиса стоит перед ним неподвижно и взглядом манит его... Уверенный, что это лишь обман воображения, тихо, осторожно приближается к ней Альберт, словно ребенок, желающий поймать на цветке бабочку. Но едва он протягивает руку, Жизель отбегает от него. Словно пугливая голубка, она улетает и, опустившись на землю, снова смотрит на Альберта взглядом, полным любви.
Эти переходы, или, вернее, перелеты, повторяются несколько раз. Альберт в отчаянии; он тщетно старается поймать вилису, которая порою проносится над ним, подобно легкому облачку.
Иногда она посылает ему ласковый привет, бросает ему цветок, сорванный с ветки, посылает воздушный поцелуй. Когда же он думает, что уже держит ее, - исчезает и тает, как туман.
Полный отчаяния, Альберт опускается на колени около креста и начинает молиться. Словно притягиваемая этим безмолвным горем, дышащим такой любовью к ней, вилиса летит к своему возлюбленному. Он коснулся ее; опьяненный любовью, счастливый, он готов ее обнять, но она ускользает и исчезает среди роз; в объятиях Альберта лишь могильный крест.
Крайнее отчаяние овладевает юношей; он поднимается и хочет уйти из этих печальных мест, но тут странное зрелище приковывает его взгляд. Будучи не в состоянии оторваться от него, Альберт вынужден быть свидетелем страшной сцены.
Сцена десятая. Спрятавшись за плакучую иву, Альберт видит появление несчастного, преследуемого вилисами Илариона.
Бледный, дрожащий, полумертвый от страха, падает лесничий под деревом и молит обезумевших преследовательниц о пощаде. Но царица вилис, прикоснувшись к нему своим жезлом, принуждает его подняться и повторить танец, который начинает исполнять. Иларион под влиянием волшебных чар против своей воли танцует с прекрасной вилисой, пока та не передает его одной из своих подруг, которая передает его по очереди всем остальным. Едва несчастный думает, что мученье кончено и партнерша его устала, как ее тотчас сменяет полная сил другая, и ему приходится делать новые нечеловеческие усилия, чтобы танцевать в такт ускоряющейся музыке. Под конец он шатается и чувствует полное изнеможение от усталости и боли. Собрав последние силы, Иларион стремится вырваться и убежать; но вилисы окружают его широким хороводом, который затем постепенно сужается, и кружатся в быстром вальсе. Волшебная сила заставляет Илариона танцевать. И снова одна партнерша сменяет другую.
Ноги несчастной жертвы, заключенной в эти тонкие смертельные сети, начинают слабеть и подгибаться. Глаза Илариона закрываются, он ничего больше не видит... но продолжает бешено танцевать. Царица вилис хватает его и кружит в вальсе в последний раз; несчастный снова поочередно вальсирует со всеми и, дойдя до берега озера и думая, что протягивает руки новой партнерше, летит в бездну. Вилисы, предводительствуемые Миртой, начинают радостную вакханалию. Но тут одна из вилис обнаруживает Альберта и ведет его, ошеломленного виденным, в середину волшебного хоровода.
Сцена одиннадцатая. При виде новой жертвы вилисы приходят в восторг; они уже заметались вокруг своей добычи, но в минуту, когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, выбегает Жизель и удерживает руку царицы, поднятую над ее возлюбленным.
Сцена двенадцатая. - Беги, - говорит Жизель тому, кого так любит, - беги или умрешь, - умрешь, как Иларион, - добавляет она, указывая на озеро.
При мысли о предстоящей гибели Альберт застывает от ужаса. Воспользовавшись его нерешительностью, Жизель берет его за руку; движимые волшебной силой, они направляются к кресту, и вилиса указывает на священный символ как на единственное спасение.
Мирта и вилисы преследуют их, но Альберт под защитой Жизели достигает креста и хватается за него. В момент, когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, ветка розмарина ломается в ее руке. В ужасе и она, и ее подруги замирают.
Озлобленные неудачей, вилисы кружатся вокруг Альберта, пытаясь на него напасть, но каждый раз их отбрасывает неведомая сила. Царица желает отомстить той, что похитила ее добычу. Она простирает руку над Жизелью. Крылья той раскрываются, и она начинает грациозно и страстно танцевать. Стоя неподвижно, Альберт смотрит на нее, однако скоро прелесть и очарование танца вилисы невольно привлекают его, а этого-то и хотела Мирта. Альберт покидает крест - спасение от смерти - и подходит к Жизели; та в ужасе останавливается и умоляет его вернуться, но царица касается ее рукой, и Жизель вынуждена продолжать свой завлекающий танец. Это повторяется несколько раз. Наконец, увлекаемый страстью, Альберт покидает крест и бросается к Жизели... Он хватает волшебную ветку розмарина и обрекает себя на смерть, чтобы соединиться с вилисой и никогда не покидать ее!
Словно крылья выросли у Альберта; он скользит по земле, порхает вокруг вилисы, которая порой старается еще остановить его.
Однако вскоре новая сущность Жизели побеждает, и вилиса присоединяется к своему возлюбленному. Они начинают быстрый воздушный танец; партнеры словно состязаются в легкости и ловкости; порой они останавливаются, обнимают друг друга, но фантастическая музыка придает им новые силы и новую страсть.
Вилисы присоединяются к их танцам и окружают их группами, источающими негу.
Смертельная усталость начинает овладевать Альбертом. Он еще борется, но силы постепенно покидают его. Жизель подходит к нему, ее глаза полны слез; однако по жесту царицы она снова вынуждена упорхнуть. Еще несколько мгновений - и Альберт погибнет от усталости и изнеможения... И вдруг начинает светать. Первые лучи солнца освещают серебристые воды озера.
Исчезает ночь, и бурный, фантастический хоровод вилис стихает. Видя это, Жизель снова полна надежды на спасение Альберта.
Под ясными лучами солнца весь хоровод вилис словно тает, никнет; то та, то другая клонится у куста или цветка, из которого появилась вначале. Так с рассветом дня вянут ночные цветы.
Жизель, подобно своим сестрам, испытывает пагубное действие дня. Она тихонько склоняется на ослабевшие руки Альберта и, увлекаемая неотвратимым роком, приближается к своей могиле.
Альберт, поняв, что ждет Жизель, несет ее прочь от могилы. Он опускает ее на холмик, покрытый цветами. Альберт становится на колени и целует Жизель, словно желая отдать той душу и вернуть ее к жизни.
Но Жизель указывает ему на сияющее уже ярко солнце, говоря тем, что надо покориться своей участи и расстаться навеки.
В это время в лесу раздаются громкие звуки рога. Альберт прислушивается к ним с опасением, а Жизель - с тихой радостью.
Сцена тринадцатая. Вбегает Вильфрид. Верный оруженосец ведет князя, Батильду и многочисленную свиту. Он привел их к Альберту в надежде, что им удастся увести герцога.
Увидя Альберта, все замирают. Тот бросается к своему оруженосцу и останавливает его. Но мгновения жизни вилисы истекают. Уже цветы и травы поднялись вокруг нее и почти закрыли ее легкими стебельками...
Альберт возвращается и стоит, пораженный удивлением и горем, - он видит, что Жизель все глубже и глубже медленно опускается в свою могилу. Жизель указывает Альберту на Батильду, склонившуюся на колени и с мольбой протягивающую к нему руки.
Жизель словно просит возлюбленного отдать его любовь и верность этой кроткой девушке... Вот ее последнее желание, ее просьба.
С последним печальным «прости» Жизель исчезает среди цветов и трав, которые окончательно ее скрывают.
Альберт сражен горем. Но приказание вилисы для него священно... Он срывает несколько цветков, только что скрывших Жизель, с любовью подносит их к губам, прижимает к сердцу и, слабея, падает на руки свиты, протягивая руку Батильде.

«Жизе́ль, или Вили́сы » (фр. Giselle, ou les Wilis ) - «фантастический балет » в двух актах композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа , Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне . Хореография Жана Коралли с участием Жюля Перро , декорации Пьера Сисери , костюмы Поля Лормье .

Дальнейшие редакции

В Париже

  • - возобновление Жана Коралли (декорации Эдуарда Деплешена , Антуана Камбона и Жозефа Тьерри , костюмы Альбера).
  • - постановка Жозефа Хансена (Жизель - Карлотта Замбелли).
  • - спектакль «Русского балета Дягилева » (постановка Михаил Фокина , сценография Александра Бенуа , Жизель - Тамара Карсавина , граф Альберт - Вацлав Нижинский).
  • - постановка Николая Сергеева по записям спектакля Мариинского театра, декорации и костюмы Александра Бенуа (специально для Ольги Спесивцевой).
  • - возобновление версии 1924 года в редакции Сержа Лифаря . В этом спектакле вместе с ним в 1935-1936 годах выступала Марина Семёнова . Новые декорации и костюмы - Léon Leyritz (1939), Жан Карзу (1954).
  • - редакция Альберто Алонсо (декорации и костюмы Тьерри Боске).
  • 25 апреля - редакция Патриса Бара и Евгения Полякова , приуроченная к 150-летию спектакля, оформление - Лоик ле Грумеллек (Жизель - Моник Лудьер , граф Альберт - Патрик Дюпон).
  • - возобновление балета в оформлении Александра Бенуа .

В Лондоне

  • - редакция Михаила Мордкина для Анны Павловой .
  • - спектакль «Русского балета Дягилева » (постановка Михаила Фокина , сценография Александра Бенуа , Жизель - Тамара Карсавина , граф Альберт - Вацлав Нижинский).
  • - редакция Ивана Хлюстина , балетная труппа Анны Павловой .

На российской сцене

  • - Большой театр , редакция Леонида Лавровского .
  • - Горьковский оперный театр ; 1984 год - возобновление (дирижёр-постановщик Владимир Бойков , художник-постановщик Василий Баженов).
  • - Большой театр , редакция Владимира Васильева .
  • - Ростовский музыкальный театр , Ростов-на-Дону (музыкальный руководитель Андрей Галанов, балетмейстеры-постановщики Елена Иванова и Олег Корзенков , художник-постановщик Сергей Бархин ).
  • - Михайловский театр , Санкт-Петербург (балетмейстер-постановщик Никита Долгушин)
  • 2007 - Краснодарский музыкальный театр (хореограф-постановщик - Юрий Григорович , художник -постановщик - Симон Вирсаладзе)
  • - Самарский театр оперы и балета (дирижёр-постановщик Владимир Коваленко, балетмейстер-постановщик Кирилл Шморгонер , художник-постановщик Вячеслав Окунев .
  • - Московский областной государственный театр "Русский балет"

В других странах

  • - Римская опера , редакция Владимира Васильева .
  • 2019 - Национальный академический театр оперы и балета Украины им.Т. Г. Шевченка, Киев

Оригинальные версии

  • - «Жизель », хореография Матса Эка (Жизель - Ана Лагуна , граф Альберт - Люк Боуи). Действие II акта перенесено в психиатрическую лечебницу. В том же году экранизирован самим постановщиком с тем же составом.
  • - «Креольская Жизель », хореография Фредерика Франклина , Танцевальный театр Гарлема .

Выдающиеся исполнители

На русской сцене в партии Жизели выступали Надежда Богданова , Прасковья Лебедева , Екатерина Вазем . 30 апреля года в Мариинском театре в этой партии дебютировала Анна Павлова . В году Агриппина Ваганова подготовила роль Жизели с Ольгой Спесивцевой : по существующему мнению, эта партия стала роковой для душевного здоровья балерины. В году в этой партии дебютировала одна из наиболее проникновенных и лиричных создательниц образа Жизели в XX веке Галина Уланова , в году - Марина Семёнова , в 1961 году -- Малика Сабирова .

«Этим мне давали понять, что Франция признаёт мою Жизель, как одну из лучших» - считала балерина .

В Великобритании выдающейся исполнительницей партии считалась Алисия Маркова . Алисия Алонсо , заменившая Маркову в Нью-Йорке 2 ноября года, начала с этого спектакля свою балетную карьеру. Во Франции эталонной исполнительницей считается Иветт Шовире , дебютировавшая в «Жизели» в году. Во время гастролей Парижской оперы в СССР зрители и критики были впечатлены интерпретацией другой французской балерины,

Действие I
Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь.

Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт — не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее.
Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение.

В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей.
Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.

Действие II

Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы - невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне).
Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви - любви, которая сильнее смерти.

Распечатать

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры