Суд царя соломона николай ге. Суд царя Соломона

Главная / Измена мужа

1854. Холст, масло. 147 x 185.
Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову, и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.

Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.

В основу картины положена библейская притча:

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28).

Соломон - сын Давида и Вирсавии, третий царь объединенного Израиля, многими исследователями считается исторической личностью. Указываются даже годы его правления (ок. 970 - 931 до н. э.). Именно в царствование Соломона строился Иерусалимский храм (иногда Соломон изображается наблюдающим за строительством). Двор царя Соломона ставился великолепием и роскошью. Но множество его жен-чужестранок и наложниц принесли с собой языческие культы, что стало причиной идолопоклонства самого Соломона и в конечном счете привело к упадку и разделению его царства.

Для христианских теологов Соломон, подобно своему отцу Давиду, являлся прообразом Христа.

В изобразительном искусстве наиболее распространенными были три сюжетных линии о Соломоне:

- Суд Соломона;
- Соломон и царица Савская;
- Илолопоклонство Соломона.

"Соломон"
(Гюстав Доре)


1. Сюжет "Суд Соломона" (1 Цар., 3: 16 - 28)


Царь Соломон был призван рассудить притязания двух блудниц, которые жили в одном доме и почти одновременно родили. Один ребенок умер, и каждая из женщин утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Чтобы установить истину, царь приказал подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой".
В этот момент истинная мать обнаружила себя тем, что отказалась от притязаний на младенца, лишь бы его жизнь была сохранена. Младенец был передан именно ей.

Эта сцена, широко распространенная в христианском искусстве, демонстрирует Соломона на его троне, окруженного придворными; перед ним две взывающие к нему женщины.

Этот сюжет в христианской теологии сделался прообразом Страшного Суда и стал использоваться как символ справедливости в широком смысле.

"Суд Соломона"
(Николя Пуссен)

"Суд Соломона"
(Рафаэль Санти)

2. Сюжет "Соломон и царица Савская (2 Цар., 10: 1 - 13)

Целью визита царицы к Соломону было удовлетворить его любопытство, возникшее у нее после рассказов о его мудрости и великолепии его двора. Она пришла с большим караваном верблюдов, которые "навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями".
Царь со своей стороны дал царице "все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь своими руками".

Царица Савская изображается либо перед троном Соломона, к которому ее придворные несут блюда и урны, полные даров, либо сидящей рядом с Соломоном.

В христианской теологии этот сюжет был принят в качестве прообраза поклонения волхвов.

"Соломон и царица Савская"
(Джованни Демин)

"Соломон и царица Савская"
(неизвестный художник XV в., Брюгге)

"Соломон и царица Савская"
(Конрад Виц)

"Царица Савская и Соломон"
(Тинторетто)

"Встреча Соломона и царицы Савской"
(Пьетро делла Франческо)

3. Идолопоклонство Соломона (1 Цар., 11: 1 - 8)

На старости лет Соломон все более и более втягивался в языческие культы, привнесенные в Израиль женами его большого гарема, взятыми из соседних царств. В Библии упоминаются Хамос и Молох - боги, требовавшие человеческих жертв, а также Астарта - хананейская богиня плодородия.
Соломон обычно изображается у алтаря, совершающим жертвоприношение. Сцена часто включает языческие статуи или золотого тельца. Этот сюжет чаще всего использовался живописцами протестантских стран в XVI - XVII веках, чтобы выразить отношение протестантов к скульптурным образам в католической Церкви, которые они считали идолопоклоннеческими.

Однако не только священное писание является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона - третьего еврейского царя, правителя объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета, а именно Х века до нашей эры. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности.


Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства.

И кроме того, Соломон является неотъемлемым персонажем как христианской, так и исламской религий, оставивший глубокий след в культуре разных народов. Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, оно знакомо практически всем, даже далеким от религии. Так как этот образ всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов, воспевших его мудрость и справедливость в своих произведениях и донесших до наших дней историю жизни этого удивительного человека.


Царь Давид. Автор: Гвечино.

Соломон являлся младшим сыном Царя Давида, который до восшествия на престол был простым воином при царе Сеуле. Но проявив себя благонадежным, смелым и находчивым, стал вторым еврейским царем. А матерью была прекрасная Вирсавия, с первого взгляда покорившая царя своей красотой. Ради нее Давид совершил большой грех, за который расплачивался всю жизнь: он завладел ею, а потом отправил на верную гибель ее мужа, дабы взять Вирсавию себе в жены.


Вирсавия. (1832). Третьяковская галерея. Автор: Карл Брюллов.

Царь Давид умер в 70-летнем возрасте, передав престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Но такова была воля Всевышнего.


Царь Давид передает скипетр Соломону. Автор: Корнелис де Вос.

Нередко Соломону приписывали фантастические качества: понимание языка зверей, власть над джиннами. Сцены из жизни и деяний Соломона встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, на живописных полотнах, а так же в произведениях литераторов.

«Все проходит»

Хотя великий царь Соломон и обладал огромной мудростью и хитроумием, жизнь у него не была спокойной. Поговаривают, что царь носил волшебное кольцо, которое в жизненных бурях приводило его в равновесие и действовало как исцеляющий раны эликсир. На кольце была высечена надпись: «Всё проходит...», которая имела продолжение с внутренней стороны: «Пройдет и это».


Кольцо Соломона.

Особенно много легенд сохранилось про его удивительные остроумные решения в различных судебных делах. Он всегда находил ловкий выход из трудного или щекотливого положения. В Ветхом Завете описано событие легшее в основу притчи о мудром судье и матери, которая готова была отдать собственного ребенка лишь бы сохранить ему жизнь.


Суд царя Соломона. (1854 г.). Автор: Николай Ге

Как-то к царю Соломону, пришли за советом две женщины, с просьбой разрешить их спор. Одна из них рассказала, что они живут в одном доме, и что было у них по младенцу, которых совсем недавно обе родили. И в прошлую ночь соседка во сне нечаянно придавила своего дитя и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. И что теперь эта женщина опровергает это обвинение и утверждает, что живой ребенок принадлежит именно ей. И пока одна рассказывала эту историю, другая пыталась доказать в споре, что ребенок действительно ее.


Суд Соломона. (1710). Автор: Луи Булонь младший.

Выслушав их обеих, царь Соломон приказал принести меч, что немедленно и было исполнено. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

"Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца."

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

"Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!"

Другая же, напротив, согласилась с решением царя:

"Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне" ,

Решительно сказала она.


Суд Сломона. (1854г.) Новгородский государственный музей.

"Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать".

Конечно, мудрый царь и не думал губить младенца, но таким хитрым способом он узнал, кто из них двух говорит неправду.

Соломон всегда вкладывал в свои решения справедливость по любым спорам. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он должен определять степень вины и наказания для торжества истины.


Царь Соломон в преклонных годах. Автор: Гюстав Доре

Ко всем благодетелям царя Соломона он еще и был автором источника поэтического мастерства - книги «Песнь песней» и сборника философских размышлений - «Книги Екклесиаста». В современной интерпретации правила Соломона, выверенные мудростью, выглядят так:

Проходя мимо нищих - делись.
Проходя мимо юных - не злись.
Проходя мимо старых - склонись.
Проходя мимо кладбищ - присядь.
Проходя мимо памяти - вспомни.
Проходя мимо матери - встань.
Проходя мимо родичей - помни.
Проходя мимо знаний - возьми.
Проходя мимо лености - вздрогни.
Проходя мимо праздных - твори.
Проходя мимо павших - запомни.
Проходя мимо мудрых - постой.
Проходя мимо глупых - не слушай.
Проходя мимо счастья - ликуй.
Проходя мимо щедрых - откушай.
Проходя мимо чести - храни.
Проходя мимо долга - не прячься.
Проходя мимо слова - держи.
Проходя мимо чувств - не стесняйся.
Проходя мимо женщин - не льсти.
Проходя мимо славы - не тешься.
Проходя мимо правды - не лги.
Проходя мимо грешных - надейся.
Проходя мимо страсти - уйди.
Проходя мимо ссоры - не ссорься.
Проходя мимо лести - молчи.
Проходя мимо совести - бойся.
Проходя мимо пьянства - не пей.
Проходя мимо гнева - смиряйся.
Проходя мимо горя - всплакни.
Проходя мимо боли - мужайся.
Проходя мимо лжи - не молчи.
Проходя мимо вора - не крадься.
Проходя мимо наглых - скажи.
Проходя мимо сирых - потраться.
Проходя мимо власти - не верь.
Проходя мимо смерти - не бойся.
Проходя мимо жизни - живи.
Проходя мимо Бога - откройся.


Идолопоклонство Соломона. (1668г.). Автор: Джованни Писсаро

Однако, как говорится, и на "старуху бывает проруха"... Согласно писаниям Библии, Соломон был весьма любвиобилен и имел семьсот жен и триста наложниц. И на склоне лет случилось так, что Соломон в угоду одной из любимых жен, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный Богу - служить ему верой и правдой.


Царь Соломон приносит жертвоприношение идолам.(17 век). Автор: Себастьян Бурдон.

Именно этот обет был залогом мудрости, богатства и славы Соломона. Гнев Всевышнего отразился на благополучии объединенного царства и вскоре после смерти 52-летнего царя начался экономический и политический кризис, после чего страна распалась на две части.

Николай Ге «Суд царя Соломона», 1854

Музей Русского Искусства, Киев

Романтизм

Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову, и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.

Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.

Соломон был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.

Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.

Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.

Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры