Тамара синявская биография личная жизнь семья. Тамара синявская, муж

Главная / Измена мужа

Синявская Тамара Ильинична

Певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (24.07.1973).
Народная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка СССР (30.04.1982).
Народная артистка Азербайджана (2002).

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.
В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.
В 1964-2003 годах - солистка Большого театра.
В 1973-1974 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).
Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ - ГИТИСе.

Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989).
Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
Заслуженный деятель музыкального искусства (Международный союз музыкальных деятелей, 2016) - за особые личные заслуги в изучении, сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства.

Жена народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008).

театральные работы

Паж («Риголетто» Дж. Верди)
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Флора («Травиата» Дж. Верди)
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22 марта 2001).
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003).
Орден Ломоносова I степени (АБОП, 2004).
Орден «Почетный знак Петра Великого» (2005).
Орден «Дружба» (Азербайджан, 6 июля 2013).
I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968).
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969)
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. (1970).
Премия Московского комсомола (1970).
Премия Ленинского комсомола (1980).
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004).
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.
Орден «Честь» (Азербайджан, 2018) - за многолетнюю плодотворную деятельность в укреплении российско-азербайджанских культурных связей.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

18.

Тамара Синявская: "Все самые лучшие голоса всегда идут из России. А лучшая вокальная школа - это итальянская".

«Настоящая Пушкинская Ольга», женщина, чьим именем названа планета Солнечной системы, бархат оперной сцены. Тамара Синявская – оперная певица, народная артистка СССР и обладательница международных наград. Её драматическое меццо-сопрано восхищало и пленяло слушателей. Тамару приглашали выступать на мировых сценах, но она всегда оставалась верной Большой театру. Сегодня мы расскажем чуть больше о биографии Тамары Синявской, детях, первом муже.

Биография

Тамара Синявская родилась в 1943 году в Москве. Примером для Тамары всегда была мама – человек талантливый, наделённый сильным и красивым голосом. Она не стала певицей, но помогла реализоваться дочери в этом. С трёх лет девочка повторяла за мамой песни, а немного позже сама устраивала концерты для детей во дворе. Наибольшим удовольствием для Тамары было пение в парадных старых московских домах, отличавшихся потрясающей акустикой.

Окружённая величественной архитектурой, девочка исполняла песни и чувствовала, никогда не покидавшее её после на сцене, божественное волнение. Восхищённые талантом девочки, жильцы посоветовали матери Тамары отвести её на занятия вокала. Она послушала их. Девочку приняли в Дом пионеров, в котором она и пела, и танцевала. Однако танцы мало увлекали девушку, и в 10 лет она перешла в группу хористов. В хоре она пробыла 8 лет, где научилась необходимому для поступления в музыкальное училище музыкально-сценическому опыту.

Кстати, в детстве также, как и пение, Тамару увлекала медицина. В её доме находилась поликлиника, и девочка часто наблюдала за работой персонала.

Её привлекала белизна формы сотрудников, чистота помещений и запах лекарств. Дома женщина устроила больничный пункт, в котором на каждого члена семьи была заведена медицинская карта. В картах она записывала рецепты для больных. Тамара считает, что, если бы не увлечение музыкой, она могла бы стать хорошим врачом.

Также девочке очень нравились зимние виды спорта. И как только застывал лёд, она первой выходила кататься на коньках. Выбрав затем карьеру певицы, она отказалась от спорта, мороженого и разговоров на улице в холодную погоду.

Как было сказано ранее, Тамара любила выступать на публике, но она не могла выбрать между театральным и музыкальным училищем. Желание петь стало сильнее, когда она увидела в кинотеатре фильмы «Дом, в котором я живу» и «Кубанские казаки».

Она постоянно напевала песни из фильмов, и с каждым днём убеждалась в необходимости музыкального образования. Но замотивировал поступить в музыкальный её именно Владимир Локтев.

Он настаивал на необходимости реализации таланта Тамары. Он же посоветовал пойти в музыкальное училище при консерватории имени П.И. Чайковского. Когда девушка поступила туда, она ни разу не пожалела потом о своём выборе. В училище работали талантливые педагоги, которые помогли девушке реализоваться. Уже в начале обучения, по вечерам, Тамара пела в Малом театре. В нем же она познакомилась с талантливыми и знаменитыми певцами СССР.

Творческие достижения

В 1964 году Тамара Синявская окончила обучение. После сдачи экзаменов на «отлично», преподаватели рекомендовали девушке пройти стажировку в Большом театре. И хоть у Тамары не было консерваторского образования, жюри выбрало девушку среди других практикантов. Девушка стала самой молодой участницей театра. Сначала группа негодовала по поводу юного возраста девушки. Но девушка была настолько талантливой, трудолюбивой и дружелюбной, что уже через год вошла в основной состав.

Молодая Синявская все ещё ощущала нераскрытый потенциал. Она поступила в ГИТИС, где впервые услышала, что ей нужно больше работать над голосом. Преподаватель по вокалу много занималась с ней, и с каждым днём её голос становился всё более уверенным и уникальным.

Работая не первый год в театре, девушка всё-таки робела перед своими талантливыми партнёрами. Помог преодолеть страх ей Борис Покровский. Он предложил Тамаре роль пажа в опере «Риголетто». И хоть Тамара спела её несколько медленно, совместная работа с профессионалами разбила барьер страха девушки. Полностью преодолеть неуверенность ей помогли гастроли в Милане. Её единственную пригласили на роль Ольги в постановке «Евгений Онегин». Считают, что её исполнение стало тем идеальным элементом, что соединило произведения Пушкина и Чайковского. Сергей Лемешев признал Тамару лучшей исполнительницей роли Ольги. Впоследствии певицу назвали лучшей российской вокалисткой итальянской школы.

Таким же известным было её выступление в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Лучшей, однако, ролью считают Любашу в опере «Царская невеста Римского-Корсакова.

В 60-х она гастролировала по миру с Большим театром. Тамара была и в Канаде, и во Франции, и в Японии, и в Болгарии. Она также получила золотую медаль на конкурсе в Бельгии и на Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Синявская получила приглашение выступать на мировых сценах, но не покинула Большой театр. Именно русская опера казалась девушке настоящей движущей силой. Женщина стажировалась два года в миланском театре «Ла Скала».

В преимущественно творческой биографии певицы была также работа депутата ВС СССР.

В 2003 году Тамара ушла из театра. Как и многие артисты, она посчитала лучшим уйти на пике славы. Считает, что лучше уйти на полгода раньше, чем на пять минут хуже. И что нет ничего грустнее, чем слышать удивлённые отзывы о том, что человек ещё поёт. Она не могла себе позволить опуститься хоть немного ниже того, чего она достигла. А петь, как раньше, она бы не смогла, хотя бы из-за волнений на сцене. Она всегда боялась, что её запомнят в плохом свете. По этой же причине не выступала на телевидении. Её последней ролью стала любимая Любаша из «Царской невесты»

Но и сейчас Тамара каждый день проводит голосовые разминки. По окончании оперной карьеры, она начала преподавать вокал в ГИТИСЕ. Так как в биографии у Тамары Синявской с первым и вторым мужем не было детей, то она отдаёт всю любовь своим воспитанникам. С 2005 года была заведующей кафедры вокала и руководительницей Фонда Муслима Магомаева

Личная жизнь

По сведениям из биографии Тамары Синявской, первым мужем был Сергей. Детей у пары не было. Сергей был артистом балета.

С Муслимом Магомаевым Тамара познакомилась в 1972 году в Баку. Они встретились в филармонии. На одном из концертов Роберт Рождественский представил Муслима Тамаре. Когда в 1973-1974 у Тамары была стажировка в Милане, Муслим звонил ей каждый день, и влюблённые по много часов разговаривали. Тогда же девушка одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия».

И хоть у Тамары был муж, она развелась с ним. Спустя год Муслим и Синявская поженились, они прожили вместе 34 года. Тамара даже считает своим лучшим возрастом 29 лет, когда у них начался роман. Муслим и Тамара были влюблены в музыку. Пара переживала её эпохи, восторгаясь ею и творя её. В биографии Тамары Синявской не было детей. Первому и второму мужу певица отдавала всю свою любовь. Она тяжело перенесла смерть Муслима Магомаева в 2008 году. В последние три года о ней не было никаких новостей.

Она продолжает преподавать вокал в ГИТИСе?

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы случайно не азербайджанский чай пьете? Или жена певца Муслима Магомаева в принципе не может другого напитка употреблять?

Тамара Синявская:  Это, конечно, совпадение. В свое время, когда появились всякие добавки, мы все в чай намешивали, намешивали… Это было поначалу очень вкусно и интересно. А потом время расставило все на свои места, захотелось натурального вкуса. Москвичи все помнят «слона индийского», «цейлонский чай», но они, к сожалению, куда-то исчезли.

Но сейчас появился натуральный азербайджанский чай, на котором я остановилась и который всем рекомендую, мне он очень нравится. Посмотрите, какой прекрасный цвет! Как древний коньяк, что ли… И Муслим очень любил чай…

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 1994 г. Фото: www.globallookpress.com

Оперный певец Хосе Каррерас говорил в интервью: «Вы даже не представляете, какие монстры певцы. Вся моя жизнь посвящена голосу. По большому счету, мой голос для меня - номер один в жизни. А все близкие уже на втором-двадцатом месте». А в жизни Тамары Синявской тоже на голос было все поставлено?

Хотелось бы. Но у меня воспитание другое, меня мама так воспитала, что ты не главная на земле. Вот и все, и я очень легко это принимала. И в театре, и дома. Всегда помнила, что рядом есть люди более талантливые, более взрослые, более умные, более совершенные. И мне так проще было жить. И до сих пор я так думаю. Я не боюсь, что корона, которую каждый из нас носит (про себя), возьмет и упадет. Она уже сыграла свою роль, поэтому за нее держаться не имеет смысла.

А кто у вас с Муслимом Магомаевым дома был звездой?

А как вы считаете?

Судя по тому, какая вы мудрая женщина, думаю, вы отдавали пальму первенства мужу.

Конечно. Я знала ему хорошо цену. И потом, тут не было никаких разговоров. Ну как? Мужчина есть мужчина, как женщина может быть рядом с мужчиной главной? Даже если ты так на самом деле считаешь, то считай про себя, не демонстрируй. А с другой стороны, я никогда не хотела быть главной. Я была просто женщиной рядом с Мужчиной.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 2002 г. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

— Золотые слова… Но, согласитесь, редко найдется такой мужчина, с которым это возможно - быть просто слабой женщиной.

Вы правы абсолютно! Не с каждым мужчиной захочешь быть женщиной. Если я чувствую, что человек слабее меня по многим параметрам, для меня он неинтересен уже. Мне нужно не то, чтобы смотреть снизу вверх… Но я знала, что можно поднять глаза к небу - и я его увижу.

Муслим Магометович снится вам?

Каждый день. Иногда - к сожалению… Потому что, когда просыпаюсь, мне очень тяжело. Встаю, и кажется, что сейчас Муслим попросит кофейку налить… Он был человеком удивительным, поэтому его не только любили, но и уважали…

На сцене и в жизни

После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся - да. А другого отношения мне и не нужно было.

Тамара Синявская, 1986 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Я не могу сказать «тяжело». Певец - он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась - все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни. Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Преемственность поколений

Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты - какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?

Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет. Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно. Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли. Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы - это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.

Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года - это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…

Тамара Синявская, 1987 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21-22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…

У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре. Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы - все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…

Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.

Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…

— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?

К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога. И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская - профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик. Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.

Тамара Синявская была рождена в тяжелые военные годы, летом 6 июля 1943 года, в Москве. Ее певческий талант открылся рано, в возрасте трех лет. Она с удовольствием подпевала маме, когда та, работая по дому, пела удивительные песни.

Талант девочки был очевиден, и родителям Тамары дали совет отвести малышку в ближайший Дворец Пионеров, где как раз велся набор в ансамбль песни и пляски, руководил которым талантливый Владимир Локтев. Позже, когда юной Тамаре исполнилось 10 лет, ее из ансамбля перевели в академический хор.

Детский коллектив выступал на самых крупных, в том числе и правительственных, концертах. Здесь на протяжении восьми лет Тамара Синявская нарабатывала вокальный и сценический опыт. Но, несмотря на яркие вокальные данные, мечтой девочки была вовсе не профессия артистки, а врача. Но талант взял верх и Тамара Синявская после оканчания школы все же сделала выбор в пользу музыки и решила получать соответствующее образование. В 64 году ХХ века она закончила музыкальное училище имени П.И.Чайковского, а затем постпила в ГИТИС, на отделение вокала к преподавателю Д.Б.Белявской.

С 1964 года по 2003 Тамара Синявская была солисткой Большого театра, где все эти годы блистала.

В этот период, в середине 19070-х годов, Тамара Синявская проходила стажировку в Италии и целый год пела, перенимала опыт у лучших артистов театра "Ла Скала".

С 2005 года и по данный момент Тамара Ильинична Синявская трудится в славном ГИТИСЕ, обучая молодые таланты искусству вокала. Она носит звание профессора, заведует каферой вокала. Можно сказать, что она сделала блестящую карьеру на своем поприще.

Факты из личной жизни

Личная жизнь Тамары Синявской - это в своем роде легенда. Но начнем с самого начала. Она была замужем дважды. Первый ее супруг, казалось, был совершенно случйным человеком в ее жизни. Это был артист театра, из балетных, известно о нем мало, только то, что звали его Сергей, брак их продлился недолго, заключен он был в 1971 году, когда певице было 28 лет, и закончился расторжением в 1974. Они не состоялись, как муж и жена, ребенка у них не было, по сути, их ничего не объединяло, однако Тамара Синявская с теплотой вспоминает о первом супруге, так как он ее несказанно выручил и оказал неоценимую поддержку ей именно тогда, когда она в ней так остро нуждалась.

Именно в том 1974 году Тамара Синявская вышла замуж за великую любовь всей своей жизни - Муслима Магомаева. Они прожили в счастливом, полном любви и творчества браке до 2008 года. Именно в тот год, к сожалению, супруг Тамары Синявской, также известный певец и непревзойденный артист, скончался, что стало трагедией не только для певицы, но и для всего мира. Их семья была образцом для подражания, так как нечасто творческая среда может похвастаться долговечными и крепкими браками.

Творческий путь

Тамара Синявская может смело хвастаться тем, что ее творческий путь усеян звездами. Перечислять все ее партии, оперы, где она блистала, пластинки, на которых звучит ее голос - это нужно написать целую книгу. Но стоит отметить, что ее великолепный голос, бархатное и прониконвенное меццо-сопрано, звучал в таких операх, как "Борис Годунов, "Евгений Онегин", "Царская невеста". И это лишь капля в творческом море певицы.

За сораколетнюю историю солистки Большого ей удалось петь практически во всех операх, которые в то время ставили на сцене театра. Это не считая исполнения песен известных авторов на стихи не менее известных поэтов, концертной деятельности, съемок в фильмах.

Как живет Тамара Синявская теперь? Она полностью погружена в творческую деятельность и жизнь, только с другой стороны. Она преподает, ведет кафедру вокала в ГИТИСе, занимается фондом имени своего мужа Муслима Магомаева, держит руку на пульсе и не теряет связей с театральной средой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры