Типы портретов парадные и камерные. Как понять парадный портрет XVIII века

Главная / Измена мужа

Парадный портрет

Парадный портрет является разновидностью исторического портрета определенной социальной направленности. Такие портреты получили наибольшее распространение при дворе. Основной задачей данного направления было прославление высокопоставленных и знатных персон, царских особ и их приближенных. Ставилась задача акцентирования внимания на заслугах и достижениях заказчика, возвеличивания, иногда близкого к обожествлению.

Социальный заказ обусловливал манеру художественного исполнения парадного портрета. Картины часто были больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя. Обстановка предполагала торжественность, интерьер был пышным. Идеологическая направленность диктовала некоторую скованность поз и искусственность сюжета. Художник стремился подчеркнуть значимость персонажа, герои картин одеты в пышные, парадные костюмы, обязательно было присутствие регалий и знаков отличия, символов власти и могущества.

Задачи отображения визуального сходства модели с оригиналом и внутреннего состояния человека отходят в парадном портрете на второй план, где главное - это социально-общественный статус заказчика. Однако выдающимся художникам и в этом узком жанре удавалось отобразить индивидуальность человека, его характер и образ жизни. Известными русскими портретистами, изображавшими на своих полотнах высокопоставленных особ, были Иван Никитин, Алексей Антропов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий.

Иван Никитич Никитин - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов


В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).

В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.

В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

И.Н.Никитин

Портрет канцлера Г.И.Головкина

1720г, холст, масло, 90,9 x 73,4 cм.

Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин- вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».

Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона.

Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля - человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.

И.Н.Никитин

Портрет Анны Петровны, дочери Петра 1

До 1716г, холст, масло, 65 x 53 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1716 году живописец Иван Никитич Никитин был отправлен Петром 1 за границу в Италию. Но едва ли можно сказать, что его послали туда как простого ученика. В письме Екатерине в Берлин от 19 апреля 1716 года Петр писал: «...попроси короля, чтоб велел свою персону ему (Никитину) списать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». А в Италии Никитин как признанный мастер получал на содержание из казны намного больше, чем остальные царские пенсионеры.

Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины Алексеевны, исполненный Никитиным еще до поездки за границу, действительно давал русскому царю все основания гордиться своим художником. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. По моде и по правилам портретного искусства того времени девочка изображена как взрослая: в кокетливой позе, с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами, в сильно декольтированном голубом платье с крупными золотыми узорами и ярко-красной мантии, подбитой горностаем, свидетельствующей о принадлежности ребенка к царскому роду.

В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет - повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Такого впечатления художник добивается, наращивая красочный слой в освещенных местах все более яркими и густыми мазками, в то время как тени остаются легкими, прозрачными, нежнейших оттенков - так написаны лицо и открытая грудь Анны. Ощущение полыхания цвета на мантии создается стремительными оранжевыми и алыми мазками, брошенными поверх красного тона. Художник не изображает чувства, характер модели, но силой свечения красок, беспокойным движением линий как бы творит ее заново, оживляя материю на наших глазах.

Анна Петровна, цесаревна и герцогиня Голштинская, дочь Петра Великого и Екатерины I. По свидетельству современников, Анна очень походила лицом на отца, была умна и красива, образована, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски.Пётр I очень любил её.

Будущий супруг Анны, герцог голштейн-готторпский, Фридрих-Карл, приехал в Россию в 1721 году в надежде при помощи Петра Великого возвратить от Дании Шлезвиг и снова приобрести право на шведский престол. Ништадский мир (1721) обманул ожидания герцога, так как Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Швеции.

22 ноября 1724 года был подписан давно желанный для герцога брачный контракт, по которому, между прочим, Анна и герцог отказались за себя и за своих потомков от всех прав и притязаний на корону Российской империи; но при этом Петр предоставлял себе право по своему усмотрению призвать к сукцессии короны и Империи Всероссийской одного из рожденных от сего супружества принцев, и герцог обязывался исполнить волю императора без всяких кондиций.

Умерла 4 марта 1728 года, в Голштинии, едва достигнув двадцатилетнего возраста, разрешившись от бремени сыном, Карлом-Петром-Ульрихом (впоследствии император Петр III).

А.П.Антропов

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

1759г, холст, масло, 57.2 х 44,8см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1758 году после долговременного отсутствия, связанного с работами в Киеве и Москве, Алексей Петрович Антропов возвратился в Петербург. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью.

Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Вернувшись в Петербург, Антропов решил усовершенствовать свое искусство и два года брал частные уроки у знаменитого итальянского портретиста П. Ротари. Результат был поистине чудесным: талантливый ремесленник превратился в выдающегося и, что особенно замечательно, самобытнейшего русского художника.

Первым и лучшим плодом этого обучения явился портрет статс-дамы А.М.Измайловой, урожденной Нарышкиной, дальней родственницы императрицы Елизаветы по отцу и ее любимицы.

Ближайшая подруга императрицы Елизаветы Петровны, Измайлова в молодости слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся немалым влиянием при дворе. Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде бровями и ярким румянцем на щеках. Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.

Особенности антроповской манеры заключаются в колорите портрета. Художник прибегает к цветам почти лубочной яркости и дает их в сопоставлениях столь контрастных, которые, кажется, мыслимы лишь в плоскостных изображениях.

Щеки пожилой, полной дамы пылают, как маки, ее голову обрамляет кружевной чепец, украшенный по сторонам красными бантами и подвязанный розовыми лентами. Поверх белой кофты надето голубовато-синее платье, которое украшают усыпанный брильянтами орден с портретом императрицы и бледная роза с зелеными листьями.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой. А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы.

Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.

А.П.Антропов

Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой

1761г, холст, масло, 54 х 42см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Княгиня Татьяна Алексеевна – дочь обер-прокурора Синода

князя А.С.Козловского, жена князя Н.И.Трубецкого

Само словосочетание «парадный портрет» навевает мысль о чём-то необычайно торжественном. Сразу представляются мужчины с орлиным взглядом, в богатых костюмах, увешанные знаками отличия, увенчанные лавровыми венками или царственными венцами. Или прекрасные дамы в роскошных нарядах, бриллиантах, с веерами из страусовых перьев и с крошечными, баснословно дорогими собачками.

Собственно, «парадный» - это и значит торжественный, раньше это был торжественный проход войск, а с появлением портрета – торжественное стояние на месте.


Парадный портрет возник в эпоху абсолютизма, когда монархи, стремясь возвысить и увековечить себя, заказывали придворным художникам своё величественное изображение. Основной задачей парадного портрета было прославление высокопоставленных персон, царских особ и их приближенных. Акцентировалось внимание на заслугах и достижениях заказчика, художник добивался возвеличивания, иногда близкого к обожествлению. Первые парадные портреты отличались некоторой скованностью и «застылостью»,


но впоследствии, когда парадные портреты стали заказывать не только монархи и придворные, но и просто обеспеченные люди, парадный портрет стал намного оживлённее.
Картины были в основном больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя. Фоном для парадного портрета был или пышный интерьер, или поле боя, если это был портрет военного человека. В любом случае обстановка должна быть торжественной, подчёркивающей значительность персонажа. С той же целью герои картин одеты в пышные, парадные костюмы, обязательно украшены регалиями и знаками отличия, символизирующими власть и могущество.
Первоначально задачей парадного портрета и было, в основном, не отражение индивидуальности заказчика, а утверждение его социально-общественного статуса. Однако выдающимся художникам и в этом узком жанре удавалось отобразить индивидуальность человека, его характер и образ жизни.

Ярким примером парадного портрета, где художник сумел перешагнуть границу жанра, является портрет П.А.Демидова, предпринимателя и мецената, кисти Левицкого.

Портрет невероятно обаятелен благодаря контрастному сочетанию одетого в халат и колпак Демидова, стоящего с лейкой в руке, но в парадной позе и на фоне эффектного интерьера из бронзы и тяжелых драпировок. Пожилой человек иронически улыбается, как бы сознавая курьёзность такой интерпретации парадного портрета. Однако в этом странном сочетании заключён тонкий намёк, понятный современникам Демидова. Цветы в горшках, луковицы растений и книга по садоводству не случайные предметы. В этом антураже заключена аллегория на благотворительную деятельность промышленника Прокопия Демидова. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он принимал участие. Дети, нашедшие там приют – это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов – садовник. Такое изображение персонажа не принижало, а, напротив, возвышало его. Перед нами предстаёт человек своевольный и эксцентричный, но вместе с этим щедрый и умный.

Как видите, парадный портрет может быть очень разнообразным, и если Вы решили сделать заказ парадного портрета, но не представляете, стиль какого века Вам выбрать, и вообще, как это должно выглядеть, то художник подберет для Вас самые разнообразные варианты. За основу парадного портрета, может быть использован любой исторический портрет, а детали интерьера, костюм, украшения и регалии могут быть подобраны в соответствии с Вашими предпочтениями. В Ваших силах оказаться в любой эпохе, окружить себя нарядной, декоративной колористической гаммой, Стремитесь ли вы к роскоши эпохи барокко, смягчённой и полной полутонов интимной обстановке рококо, или сдержанному стилю классицизма – любой выбор будет Вашим окружением. Вы можете выбрать портрет на коне, на архитектурном или пейзажном фоне, в роскошном костюме или так, как сумел изобразить своего заказчика Дмитрий Левицкий – с тонким изысканным намёком на Вашу деятельность. Обращайтесь к нам, и Ваш портрет может стать украшением не только Вашего дома, но и нашей галереи.


Парадный портрет отличается от остальных портретов разных направлений и стилей тем, что парадному присущи особая торжественность и выразительность.

В истории России парадный портрет появился во времена Петровской эпохи. Петр I стремился привнести в Россию все нововведения Европы, а там как раз была распространена мода на парадные портреты. Далее традиция заказывать парадный портрет на важные торжества прочно укрепилась среди самых знатных и обеспеченных людей того времени.

В России были распространены парадные портреты военных – в полном боевом обмундировании, молодых прелестных барышень в самых лучших нарядах, и т.д. И сегодня парадный портрет не потерял своей актуальности, все также являясь символом обеспеченности, статуса и влиятельности.

Мы предлагаем Вам возобновить старинную традицию и , совмещающий в себе роскошь классического полотна и современность и повседневность фотографии. Это необычный и дорогой подарок Вашим близким, коллегам, шефу, друзьям.

Примерить на себе образ прошлых лет, значит приблизиться к давно минувшим эпохам, почувствовать себя прекрасной дворянкой 19-го века, недавно вернувшейся с очередного бала или бравым военным, героем войны 1812 года. Все зависит лишь от Вашей фантазии, а с АртФото ее пределы могут быть безграничны.

Исторический парадный портрет

Историческим портретом называют портрет, который изображает какого-либо деятеля прошедших эпох. Парадный портрет – не только передает визуальный облик изображенного, но и возвеличивает своего персонажа, показывая его самые лучшие качества и статусность.

А разве Вы не являетесь личностью, которая достойна того, чтобы остаться в веках? Или Вы хотите запечатлеть в таком интересном амплуа кого-то из близких, коллег, а может, Вы хотите сделать шефу дорогой и солидный подарок, который отдаст должное его влиятельности и респектабельности? Исторический парадный портрет станет прекрасным подарком, который навсегда увековечит имя и облик того, кто изображен на нем.

В 19-м веке было популярно заказывать парадный портрет, где персонаж был изображен в военной форме. Такое полотно являлось символом смелости, силы и влиятельности изображенной персоны. АртФото предлагает Вам заказать исторический парадный портрет в подарок шефу.

Пусть Ваш руководитель предстанет в образе военного человека высших чинов 18-19-х веков. Для того, чтобы выбрать нужный образ, Вам необходимо лишь заглянуть в галерею образов на нашем сайте. Здесь Вы можете найти солидные мужские образы, утонченные женские, милые и слегка наивные детские. АртФото предоставляет Вам огромное количество исходных изображений на любой вкус и к любому случаю.

Парадный портрет в подарок

Намечается значимая дата, а Вам просто необходимо подобрать значимый, солидный и оригинальный презент?

АртФото предлагает Вам свое уникальное решение – преподнести парадный портрет в подарок на любое торжество. Исторически сложилось так, что парадный портрет создавался при таком важном событии, как коронование царственной особы, и т.д. при этом монарх уподоблялся божеству. Когда же делался портрет дворянина, где изображенный походил на императора. Так и Вы можете заказать парадный портрет по фотографии , на котором виновник торжества предстанет в солидном образе монарха или могущественного аристократа.

Или Вы можете отойти от традиционного взгляда на полотно, и выбрать оригинальный образ фэнтези или образ в экспрессивном стиле. При создании подобных полотен изображенного всегда старались «историзировать». Это влияло на колорит холста, благодаря чему парадный портрет одинаково идеально смотрелся в любом помещении.

Так и сегодня парадный портрет станет лучшим украшением любого интерьера. Парадный портрет всегда имел большой размер, так как предполагал, что изображение человека с ног до головы. Так и Вы можете заказать в АртФото полотно любого масштаба (до 150 см по меньшей стороне).

Одним словом, если хотите купить дорогой подарок - обращайтесь в нашу студию АртФото и выбирайте картину или портрет и Вы не прогадаете!

Заказать парадный портрет

Парадные портреты для членов монарших семейств заказывались у самых известных и талантливых художников разных времен. А знаменитому живописцу присваивалось почетное звание придворного художника.

К примеру, такой титул носил знаменитый портретист Георг Христофор Гроот «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках» (1740-е, холст, масло, 161х117 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Портрет юной Екатерины показывает свою героиню в полном расцвете молодости, красоты и величия.

Заказать парадный портрет от АртФото можно, связавшись с нами по телефонам, указанным на сайте или отправив запрос по почте. Даже если Вы живете за чертой Москвы, заказать парадный портрет с фотографии у нас не составит труда, ведь АртФото работает по всей России, в странах СНГ и за рубежом. К тому же мы ценим время своих клиентов, и Ваш заказ будет не только выполнен качественно настоящими профессионалами, но и в кратчайшие сроки – 1-4 дня.

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также, как их предки из благородного сословия позапрошлых веков.

Парадный портрет в стиле пушкинских времен это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств для описания парадного портрета , свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ .

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII-XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

Исторические портреты военных в красивом мундире всегда торжественны и создают поднятое настроение у его обладателей.

В России истоки парадного портрета зародились еще в Петровскую эпоху. Мода на такие портреты исходила соответственно от самого царя, который стремился во всем подражать Европе, тем самым принуждая к новомодному течению князей и бояр.

Многие исторические парадные портреты подобного плана, как правило писались, как бы по однотипному шаблону. Однажды художник , удачно находивший правильное решение в построении композиции парадного портрета , использовал его многократно, потому, как приходилось изображать людей почти, что в одних и тех же позах, с небольшим различием орденов и наград, блеск и наглядность, которых постоянно совершенствовалась художниками.

Иногда в парадном портрете изображались высокопоставленные люди в тяжелых рыцарских доспехах с увесистой шпагой сбоку.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII-XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.



Портрет Александра III .
И. Крамской .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры