Туган сохиев. Интервью с дирижёром Туганом Сохиевым Туган сохиев семья личная жизнь

Главная / Измена мужа

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе. В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001-м - факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра на концертах памяти Ильи Мусина (1999 - 2000). В 1999 году был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге, разделив ее с Александром Сладковским (I премия не присуждалась).

В 2000 году началось сотрудничество дирижера с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини». С 2005 года стал постоянным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры постановок опер «Кармен», «Сказка о царе Салтане», «Путешествие в Реймс». Народный артист Республики Северная Осетия-Алания. В настоящее время - художественный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы, унаследовавший этот пост после прославленного мэтра Мишеля Плассона.

В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003-м - на сцене театра «Метрополитен-опера» («Евгений Онегин»). В том же году он впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт получил высокую оценку критики и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом. В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом была повторена в Люксембурге и в мадридском театре «Реал», а в 2006 году в хьюстонской «Гранд-опера» он представил оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех. В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков. В последних концертно-театральных сезонах Туган Сохиев дирижировал в Мариинском театре операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен», а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

Вместе с тем дирижер активно гастролирует в странах Западной Европы, выступая приглашенным дирижером в ряде крупных оркестров. Список их настолько внушителен, что даже простое перечисление потребует немало чернил и бумаги: в нем присутствуют практически все ведущие европейские оркестры. Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническим оркестрами, удостоившись от критики определения «чудо-дирижер». Среди его последних ангажементов - также успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, туринским Оркестром RAI и серия филармонических концертов в миланском театре «Ла Скала». Кроме этого, в качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев выступает с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия», Оркестром Баварской государственной оперы, Королевским оркестром «Концертгебау», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским Оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России. Среди планов дирижера на следующие сезоны - «Пиковая дама» в Венской государственной опере, проекты с Мариинским театром, а с возглавляемым им коллективом - студийные записи, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

В 2010 году Сохиев стал главным дирижёром Немецкого симфонического оркестра в Берлине.

20 января 2014 года объявлен главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра России.

РИА Новости

С иголочки одетый 36-летний Сохиев — красавец, пышущий немосковской энергией и средиземноморским здоровьем, руководитель двух европейских оркестров.

Директор Большого Урин не первый месяц с большим трудом нанизывает на суровую нитку события новейшей истории театра. После неожиданного ухода в декабре из ГАБТа главного дирижера Василия Синайского затыкание дыр на тонущем корабле стало еще сложней. Но Урин настойчиво искал дирижеров как на текущие спектакли, так и «на царство».

Новый музыкальный руководитель Большого театра помимо таланта должен был обладать русской выучкой, опытом, обаянием, позитивностью. В воздухе витали имена Владимира Юровского, Семена Бычкова, Василия Петренко (все давно работают за рубежом)… Имя избранника до последнего дня было тайной: Урин, театральный человек, — держал паузу!

На первую пресс-конференцию Тугана Сохиева пришли не только журналисты, но и, кажется, столько же сотрудников Большого театра. Руководитель оперы Маквала Касрашвили и балета — Сергей Филин стояли у стенки. И для них это явно тоже была первая встреча. Ведь новый главный дирижер не пробыл в Москве и пары дней, а после пресс-конференции сразу улетел в США, где дебютирует со знаменитым Филадельфийским оркестром.

Туган Сохиев (ударение — на «о») родился во Владикавказе, учился в Петербурге — начинал у Ильи Мусина, заканчивал у Юрия Темирканова. Вот уж 12 лет сотрудничает с Мариинкой, и потому ему никогда и никуда не деться от конспирологических подозрений в тайных связях с Валерием Абисаловичем, давно рвущимся к объединению Мариинки и Большого. Даже если он совершенно самостоятелен в выборе предпочтений и пути.

Музыкальная Москва вполне знакома с Сохиевым: он еще в 2009 году открывал IV фестиваль Оркестров мира в Колонном зале — дирижировал французским оркестром Капитолия г. Тулузы. Ошеломительного впечатления не произвел, однако запомнилось, что в Москву его сопровождал вице-мэр Тулузы, который надышаться на него не мог. Недавно французы вручили дирижеру орден Почетного легиона.

Одновременно Сохиев возглавляет Немецкий симфонический оркестр в Берлине. Как он согласился на Большой? Ну он же у нас рос, не иностранец какой, чтобы повторять, что это «театр, где обливают кислотой». Показалось даже по его сияющему, раскрасневшемуся лицу, что он действительно хорошо понимает, какой исторический шанс ему выпал.

Контракт с ним заключен до 31 января 2018 года. Посоветоваться Туган Таймуразович успел только с мамой да с Гергиевым. Весь нынешний сезон он будет примерно раз в месяц прилетать для знакомства с оркестром. Первый раз встанет за пульт на спектакле в сентябре 2014 года. С Уриным согласованы две премьеры сезона 2014/2015 годов (скорее всего, они едва намечены). И — как было озвучено на пресс-конференции — планы продумываются еще на три года вперед…

Сохиев, конечно, привлечет к театру новых интересных исполнителей. О своем отношении к радикальной режиссуре (больной вопрос!) говорит резко: «Нет ни режоперы, ни музоперы. Есть то, что сочинил композитор. А режопера — звучит даже как-то неприлично».

Он не собирается даже в будущем завершать контракты ни с Францией, ни с Германией, продолжит сотрудничество с Венским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами. При этом уверяет: «Буду работать здесь, в Большом, столько, сколько потребуется. Но наездами, конечно, не получится».

С июля Сохиев плотно приступит к работе в Москве. Удастся ли ему начать новую главу в истории Большого театра? Создать такую атмосферу, чтоб на пресс-конференциях театра наконец перестали спрашивать, почему дверные ручки не как при царе и когда в «Лебедином озере» станцует Волочкова…

Туган Сохиев. Фото – Владимир Суворов

Главный дирижер Большого театра Туган Сохиев - о театральных деспотах и музыкальной экосистеме.

Симфонический оркестр Большого театра открывает концертный абонемент.

Для прославленного коллектива сезон начинается в пятницу, 6 апреля 2018 года, совместным выступлением оркестра и хора Большого театра в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Накануне этого важного события в культурной жизни столицы главный дирижер и музыкальный руководитель БТ Туган Сохиев в эксклюзивном интервью порталу iz.ru рассказал о театральных деспотах и правилах оценки спектакля.

У вас гигантский опыт работы с музыкантами в разных странах. Чем именно оркестр Большого отличается на их фоне?

Он сохраняет традиции, которые закладывались моими великими коллегами еще до войны. Это и Пазовский, и Голованов, и Самосуд, и Рождественский, и Светланов. Каждый оставил свой след.

Эти традиции хранятся самими музыкантами. У нас несколько династий, бабушки и прабабушки нынешних оркестрантов тоже играли в Большом.

У оркестра Большого особое звучание, он умеет воспроизводить характерную русскую музыкальность. Ему свойственна особая фразировка, он повторяет и поет вслед за замечательными певцами на сцене. Я стараюсь преумножать богатство этого музыкального мироощущения мира.

- И как же вы работаете с таким оркестром - как равный или как тиран и деспот?

Тиран и деспот - это не о дирижере. Это исключительно о композиторе. Дирижер должен отвечать за исполнение его воли. Я как музыкальный руководитель Большого театра несу ответственность за качество исполнения. Качество музыкальное не должно опускаться ниже определенной планки.

- Бывает ли, что эта планка опускается?

Я всё время напоминаю себе, что нахожусь в репертуарном театре. Эта система принята в России и Германии. В прочих странах делают постановки-стаджионе: один состав в течение шести недель репетирует спектакль и показывает его 8–10 раз.

В репертуарной системе спектакль, выпущенный в феврале, возвращается на сцену в мае-июле и еще раз в сентябре. Но мы все живые люди, и певцы - не исключение. Они подвержены влиянию погоды и, бывает, заболевают.

Случаются неожиданные замены состава, и иногда возникает ощущение, что что-то качнулось. Но тем и хорош живой театр: любой ввод может обогатить ткань спектакля новыми оттенками и красками. Это может напрячь привыкших к определенному образу исполнения зрителей и музыкантов, но именно новые интерпретации и вносят свежесть в прочтение, скажем, партии Виолетты в «Травиате».

Вы имеете непосредственное отношение к выбору репертуара. Каковы ваши критерии в этом процессе и что нас ждет в ближайшем будущем?

Их много. Один из них - то, в какой системе координат находится наш театр. Сегодня Большой сотрудничает с ведущими мировыми операми - «Метрополитен», «Ла Скала», Парижской оперой, находится с ними в одной театрально-музыкальной экосистеме.

Кроме того, мы ориентируемся на нашего зрителя. Одни приходят на «Бориса Годунова» постановки 1946 года, это наше достояние. Другие с удовольствием идут на «Идиота» Вайнберга. Барочную часть репертуара представляет «Альцина» Генделя. Свой зритель есть и для оперы «Кармен», и для балета «Анна Каренина».

У нас такой разный зритель, и Большой обязан иметь в своем репертуаре большую палитру. Это и итальянская опера, и русская, и оперы Моцарта. У нас есть спектакли, в которых мы растим будущих Атлантовых и Образцовых.

Молодым артистам нужна школа, нужны выходы на сцену. Для этого у нас есть спектакли «Так поступают все» Моцарта и «Дон Паскуале» Доницетти. Только после такой школы молодая сопрано может претендовать на «Пиковую даму».

Забегая вперед, скажу, что нас ждут три очень важных проекта в сотрудничестве с «Метрополитен-опера». Это «Аида» Верди, «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лоэнгрин» Вагнера. Вообще «Лоэнгрин» - настоящая московская опера, которую пел великий Козловский. В двух этих проектах будет петь Анна Нетребко.

В пятницу, 6 апреля, вы исполняете Вторую симфонию Малера для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра. Почему вы выбрали это произведение для дебюта оркестра Большого театра за пределами родных стен?

Такая могущественная симфония, как «Воскресение», должна исполняться мощно и драматично, должен быть большой состав оркестра и хора, которые есть в Большом театре. При том опыте исполнения оперного и балетного репертуара, который у нас есть, нам важен и опыт концертный. Мы могли бы делать это в театре, но выход на площадку Концертного зала Чайковского сразу же придает другой настрой артистам и музыкантам.

Этим концертом мы открываем абонемент оркестра Большого театра. Идея в том, чтобы исполнять не популярный симфонический репертуар вроде Брамса и Чайковского, хиты, а выходить на сцену с тем, что редко исполняется. У нас запланированы концерты с Восьмой симфонией Шостаковича и интересная программа произведений Рахманинова со Второй симфонией и малоизвестной и редко исполняемой кантатой «Весна».

Прозвучат в ней и «Половецкие пляски», ибо мы не можем забывать о своем оперном наследии. Но что важно: музыканты оркестра, которые выходят из ямы на сцену, исполняют не обычный репертуар, по-другому смотрят на музыку, и, я надеюсь, это будет интересно услышать публике.

А сами музыканты горят этой идеей или, как говорил Малер во время репетиций своей Второй симфонии, приходится «муштровать воинство небесное»?

Оркестр Большого работает, может быть, больше всех в Москве. При том количестве спектаклей, премьер, которые мы даем, музыканты выступают по 2–3 раза в день. И при такой занятости они сохраняют огромный интерес к параллельным проектам.

У нас есть концертная программа в Бетховенском зале, где музыканты оркестра готовят и представляют собственные программы, дают сольные концерты. И когда мы выходим на такой серьезный материал, как Малер, то все с интересом этим занимаются, в том числе и потому, что это не самая известная музыка.

- Что происходит с вами во время третьего звонка? Сердце колотится?

У меня такое плотное расписание, что во время третьего звонка я обычно еще переодеваюсь. Но никогда не опаздываю к пульту. Волнение, конечно, есть. Я всегда помню, что выхожу к прославленному оркестру, в великом театре, на сцене которого пели лучшие артисты мира - Дель Монако, Паваротти. Это всегда придает желание не подвести.

Мы настолько серьезно подходим к выпуску спектаклей, что за исполнение я не волнуюсь. Мне важно, чтобы спектакль получился. Для меня это значит, что зритель тихо следит за спектаклем, он вовлечен; я затылком чувствую энергетику зала. Мне важно соприкосновение зрителя с артистами, а через них с композитором, хореографом, режиссером произошло, и люди после спектакля выходили немножечко другими.

Музыка, несомненно, может повлиять на настроение. Но может ли она изменить человека, повлиять на его поступки?

Я замечаю музыку везде. В магазине, в ресторане, в кофейне, на встрече. Музыка доставляет удовольствие. Кто-то отдыхает под симфонии Моцарта, кто-то расслабляется под ABBA. Наш разговор тоже своего рода музыка. Внутренним слухом слышна даже музыка текста, когда читаешь книгу.

Музыка должна, как бы пафосно это ни звучало, участвовать в формировании личности - с детства влиять на внутренний мир, подобно литературе и живописи. Музыка может быть романтической, мягкой, грустной, но никогда - злой и агрессивной. Многие проблемы в мире можно было бы решить, если бы люди прислушивались друг к другу так же, как они вслушиваются в музыку.

25 и 26 октября в Московском международном Доме музыки состоялись концерты Национального оркестра Капитолия Тулузы , главным дирижером и художественным руководителем которого является наш соотечественник - маэстро Туган Сохиев . Прославленный коллектив выступил в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает....

Вы уже выступали с тулузским оркестром в Москве в рамках симфонических оркестров мира в 2009 году, в этот раз Вас пригласил Владимир Спиваков...

С Владимиром Спиваковым мы знакомы и даже сотрудничали вместе на сцене. Он приезжал в Тулузу и замечательно сыграл редко исполняемый Второй концерт Моцарта с нашим оркестром. Также мы были приглашены на его фестиваль в Кольмар два года назад. Прошло все замечательно, с большим успехом. И в этом году мы получили приглашение уже на этот фестиваль. Так что, с огромным удовольствием приехали в Москву и благодарны ему за такую предоставленную возможность.

Туган, под Вашим руководством два европейских оркестра - Национальный оркестр Капитолия Тулузы и с недавнего времени ещё и Немецкий симфонический оркестр. Вы выступаете на самых известных концертных площадках мира... Как Вы сами воспринимаете свой успех, как ощущаете себя?

Не знаю даже, что Вам ответить... Я просто занимаюсь тем, чем занимаюсь. Надо просто стараться делать своё дело хорошо. И всё.

Я смотрела фильм «Tugan Sokhiev, Crescendo subtito», где Вы говорите, что твёрдо решили стать музыкантом в семь лет. С тех пор всегда были верны своему выбору?

Всегда-всегда. В своем выборе я был очень тверд и решителен.

Возвращаясь в отрочество: Вы занимались на осетинской гармонике, потом на фортепиано... Но как именно «тёмное дело» стало делом всей жизни?

Вообще осетинский народ - очень музыкальный народ. Первое, что ребенку всегда попадается под руки - это какая-нибудь национальная гармоника или что-то еще. Это есть в каждом доме, то есть, на чём можно извлекать какие-то звуки... Мои родители не были профессиональными музыкантами. У нас не было дома фортепиано, да и габариты советских квартир не позволяли тогда иметь даже пианино. Когда мне стало мало этой маленькой коробочки, я стал заниматься в музыкальном училище и на фортепиано, и на теоретическом отделении. Я заканчивал два отделения, потому что хотел поступить в петербургскую консерваторию, а там требовалась определённая база. Вообще, уровень и основа для поступления на оперно-симфоническое дирижирование были очень серьезные, мне были необходимы знания теоретических предметов, хотя дирижированием я уже занимался два года во Владикавказе у моего первого педагога Анатолия Аркадьевича Брискина. Это был ученик Ильи Александровича Мусина. Собственно, так я и попал в Петербург, а мог же приехать в Москву... Моё знакомство с Брискиным повлияло на это решение. Я очень благодарен судьбе. Если бы я не попал к нему, я бы никогда не встретился с Мусиным. Я думаю, что эти значимые встречи, конечно, определили ход всей моей карьеры.

Ваш рабочий график очень тесен, несмотря на это Вы еще являетесь дирижером Мариинского театра. Для Вас важно не терять связь с тем театром и городом, где начинался Ваш творческий путь?

Да, безусловно. Потому что я приехал в Петербург учиться, получил там свой первый оперный опыт, делал какие-то шаги, эксперименты. Мой оперный опыт начинался в Мариинском театре. Занимаясь еще в консерватории, я каждый вечер бегал через дорогу в Мариинский театр, чтобы посмотреть репетиции, спектакли и вообще понять, что это такое - оперный театр. Поэтому и сегодня, работать там - для меня большая честь, радость и счастье каждый раз приходить в этот театр, становиться за пульт и дирижировать этим замечательным оркестром. В театре, и в яме, и за пультом стояли великие люди, такие как Чайковский, Рахманинов и другие. Поэтому для меня очень важно возвращаться туда, где я, в принципе, получил все, чем сегодня могу воспользоваться и гордиться.

Вам было всего двадцать три года, когда Вы стали музыкальным руководителем Валлийского оперного театра. Это был полезный опыт?

Это был очень полезный опыт и болезненный. Через три года я же ушел оттуда... Уже тогда проявлялась та модель оперного театра, которая сегодня, к сожалению, существует во всем мире. Когда в опере доминирует режиссер, который не понимает ничего в музыке, не может даже читать оперный клавир, который просто не знает нот. И тогда возник конфликт, я сказал, что заниматься больше этим не буду, принимать участие в этом не буду. В принципе, с тех пор я мало дирижирую операми на Западе - только в тех случаях, когда меня устраивает режиссура, когда меня устраивают певцы и прочие моменты. Я не приемлю все эти дикие постановки.

- У Юрия Хатуевича Темирканова такое же мнение...

Я не считаю, что все нужно ставить красиво, вот как у Темирканова. Две его потрясающие постановки в Мариинском театре - «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Можно ставить современно, когда это не вредит музыке, когда слушатель в зале не тратит три часа на то, чтобы понять замысел режиссера, а просто наслаждается потрясающими ариями, которые написал композитор. Для этого можно ходить в театр обычный, чтобы понять, посмотреть, а в оперу приходят слушать музыку. Сегодняшние оперные режиссеры этого не понимают. Вот Юрий Хатуевич, наверное, так же считает, это я знаю, я с ним в корне согласен.

Раз уж мы упомянули Темирканова... Он утверждает, что «настоящее искусство рассчитывает заинтересовать лучшую часть общества». Это к тому, что классическая музыка не может быть массовой, но количество аудитории в залах с каждым разом все меньше. Какая тенденция прослеживается в Европе? И как сделать так, чтобы классические концерты стали более посещаемыми?

В Европе зависит от страны. В Германии все очень плохо, если не брать крупные города. Публика пожилая, за 55-60 лет, молодежи очень мало в зале. Публика есть, но она вся возрастная, через лет двадцать-тридцать ее уже не будет, а кто ей придет на замену - это трудно очень сказать. Во Франции с этим делом обстоит лучше: там делают проекты для детей, школьные, педагогические программы. Но вообще, конечно, стоит уделять этому больше внимания. Вообще всегда все начинается с детства, с образования. Если в школах сегодня уже нет такого предмета, как музыка... Конечно, это не значит, что потом всем детям нужно становиться музыкантами, но любой нормальный ученик средней образовательной школы должен знать, что есть такой композитор Бах, есть Моцарт и Чайковский, что они писали какую-то музыку, что кроме Леди Гага есть еще другие музыканты, а этим должна заниматься школа, родители... Тогда у нас есть какой-то шанс в будущем.

- То есть, государство занимает в этом не последнее место?

Ну, конечно, государство, а кто еще? Сегодня, когда не могут определиться, что делать с учебниками по истории, их 350 и все не такие, о чем Вы говорите...

Вы говорите, что главная задача дирижера - это умение подать, показать тот импульс, который заложил композитор в само произведение. А какими человеческими качествами должен обладать дирижер?

Я думаю, что даром убеждения. Нужно убедить сто - сто двадцать человек, что это единственный правильный вариант, для этого дирижеру сначала нужно понять, что хотел композитор. Это трудно, но вот когда ты понял или тебе кажется, что ты понял, то тогда надо в этом постараться убедить - это трудно, это непросто, но...

- У Вас это получается.

Да, я знаю, спасибо! (смеется)

Я читала Ваше интервью, где Вы говорите, что Тулуза, Франция - Ваш второй дом. А с Берлином, Германией не чувствуете такую же связь пока?

Это я где такое сказал? Это, наверное, было в контексте сказано, но да, после России... Берлин моим третьим домом не стал, потому что там совершенно разные обязательства, хоть я там и главный дирижер, я провел там пока всего один сезон, нужно еще немножко поработать, посмотреть. С оркестром Тулузы я уже восемь лет. Иногда даже не надо ничего говорить, мы понимаем друг друга просто с полувзгляда. Когда пройдет такое время в Берлине, если я столько проработаю, то может быть будем третьим, но не знаю, посмотрим...

- Вас посещают мысли о работе в России?

Я и работаю в России...

- Как в Тулузе, например, имея под руководством оркестр...

Но пока мне в России никто не предлагал того масштаба, той творческой свободы, которая есть, скажем, в Тулузе или в Берлине. Поэтому я с огромным удовольствием работаю в Мариинском театре, где главный дирижер и художественный руководитель и генеральный директор - Валерий Абисалович Гергиев, который, кстати, дает мне полную художественную свободу в театре, я ему за это очень благодарен. Что я буду ждать десять-пятнадцать лет в России, пока мне кто-то предложит какой-то оркестр? Надо же как-то музыкой заниматься...

Безусловно, но как Вы думаете, какие нужно создать условия в России, чтобы творческие единицы перестали эмигрировать? Получается, что практически все лучшие силы за границей.

Вот если бы у меня были такие же условия для творческой работы как в Тулузе... Кстати, зарплаты моих музыкантов в Тулузе намного меньше, чем зарплаты оркестрантов Москвы или Петербурга. Просто там люди приходят на работу для того, чтобы заниматься работой, там все это очень хорошо организовано. Когда люди играют концерт, разница еще вот в чем: ты смотришь на их лица, видишь, что они получают удовольствие от того, что они играют, посмотришь на оркестрантов российских - как будто их приволокли как бурлаков, дали им скрипки в руки, и вот они сидят с этими несчастливыми лицами на сцене.

- Может быть, нет дирижеров, которые могли бы своим энтузиазмом «заразить» оркестр и повести за собой...

Это не знаю, помимо работы, энтузиазм должен быть и в жизни, а когда и так все вокруг и шатко, и валко, и не стабильно... У всех семьи, дети и надо что-то зарабатывать... Здесь в Москве еще люди живут очень прилично, а вот в провинции... Вы спросите, сколько получает любой артист любой филармонии в каком-нибудь провинциальном городе - столько здесь даже не получает консьерж. С другой стороны, Москва - дорогой город.

- Получается, что энтузиазма нет нигде...

- Звучит печально, но будем надеяться на лучшее. Большое спасибо за интервью.

Туган Сохиев фотография

Лауреат III Международного конкурса им. С.С. Прокофьева

Туган Сохиев с 2005 года является дирижером Мариинского театра, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане». В начале сезона 2008-09 гг. Туган Сохиев стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы; до этого на протяжении трех лет он был главным приглашенными дирижером и артистическим консультантом этого оркестра. Первые записи коллектива на студии Naive Classique (Четвертая симфония Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петя и волк» Прокофьева) были высоко оценены рецензентами.

Туган Сохиев продирижировал рядом концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии, а также в разных городах Франции, Германии, Авcтрии, Хорватии, Испании, Китая и Японии. В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003 году – на сцене театра Метрополитен-опера («Евгений Онегин»). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт был высоко оценен критиками и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом.

В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс покорившую зрителей оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом с блеском прошла в Люксембурге и Мадриде (Театро Реал), а в 2006 году в хьюстонской Гранд-Опера он представлял оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех.

В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков.

В последних концертных сезонах Туган Сохиев дирижировал операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен» в Мариинском театре, а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, выступая в качестве приглашенного дирижера в Страсбурге, Монпелье, Франкфурте и многих других городах. Он сотрудничает с такими коллективами, как оркестр Шведского радио, оркестр Венского радио, оркестр Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонический оркестр Осло, филармонический оркестр Мюнхена, Королевский оркестр Концертгебау, оркестр Радио Франции, Национальный оркестр Франции, оркестр Финского радио, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен). Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническими оркестрами, удостоившись от критиков титула «Dirigentenwunderwaffe» («чудо-дирижер»). Также среди достижений последних сезонов – успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, оркестром RAI (Турин) и серия концертов в Ла Скала. Кроме того Туган Сохиев выступал в качестве приглашенного дирижера с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России.

Лучшие дня

В планах Сохиева на сезон 2010 – 2011 годов и далее – «Пиковая дама» в Венской государственной опере, выступление с Берлинским симфоническим оркестром, Оркестром Финского радио и оркестром римской Академии Санта-Чечилия, а также концерты и европейские турне с лондонским оркестром «Филармония» (с которым он гастролирует ежегодно) и Камерным оркестром им. Малера, проекты с Мариинским театром, студийные записи в Тулузе, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры