Урок внеклассного чтения по повести В. Кондратьева "Сашка"

Главная / Измена мужа

Небольшая по объему повесть Кондратьева «Сашка» (краткое содержание ее приводится ниже) повествует о страшных буднях военного времени. Ее герои - обычные люди, которым приходилось ежедневно сталкиваться со смертью. Поражает то, как в подобных условиях они могли сохранять в себе лучшие человеческие качества и оставаться гуманными даже по отношению к врагу. Именно таким изображает главного героя произведения Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание 1 главы. В ночном карауле

Сашкина рота расположилась у рощи. Под елью соорудили шалашик, в котором по очереди спали караульные. На посту разрешалось сидеть, но наблюдать за происходящим нужно было постоянно. Так начинает свою повесть Кондратьев.

Сашка (краткое содержание его размышлений дается дальше) заступил на пост. Он украдкой закурил и стал обдумывать, как добыть валенки для ротного. Свои сапоги он испортил во время переправы через Волгу. Сашка помнил место, где лежал убитый фриц в новых валенках. Он уже собрался за добычей, но что-то его остановило. Парень знал: внутреннее чутье редко обманывает.

Вот уже два месяца был на фронте, как отмечает Кондратьев, Сашка. Краткое содержание его мыслей дает понять, что живого фрица вблизи он так и не видел. Сколько еще протянется это ожидание? Немцы постреливали, но не наступали, а их рота находилась в укрытии и ожидала смены.

Сержант, проверявший посты, угостил табаком. Они поговорили, и Сашка вновь остался один. Наконец разбудил напарника и отправился в шалаш. Почему-то не спалось. И он решился.

За валенками

Немцы перестали стрелять, и Сашка отправился в путь. Добираться предстояло по открытому полю. Для себя он не полез бы. Но ротного ему было жалко, отмечает Кондратьев. Сашка (краткое содержание позволяет передать только важные моменты повести) с трудом стащил валенки с трупа и пополз назад. В этот момент начался обстрел, какого еще не было. Герой испытал неловкость от того, что оказался в безопасности. Ведь центром взрывов стало место расположения роты. Вдруг из-за взгорка появились немцы. Надо предупредить! И Сашка, определив себе путь и сорвавшись с места, помчался к своим.

«Язык»

Ротный приказал отойти за овраг. Неожиданно наступила тишина, которую нарушил зов о помощи. Потом враг стал убеждать сложить оружие. Ротный разгадал провокацию, и бойцы бросились вперед. Как отмечает Кондратьев, Сашка (краткое содержание мыслей, охвативших его в этот момент, автор приводит в повести) совсем не боялся. Он чувствовал лишь злобу и азарт. Немцы исчезли в одночасье. Парень разочаровался: такой случай поквитаться - и неудача.

Вдруг Сашка заметил метнувшуюся в сторону серую фигуру. Он бросил лимонку и, подбежав, навалился на фрица. Тот оказался молодым и курносым. Подоспел ротный, и они обезоружили врага. Так впервые (здесь описывается не вся сцена, а только ее краткое содержание) Сашка Кондратьева оказался нос к носу с немцем.

После допроса парень повел пленного в штаб. Тот совсем не походил на фашиста, и парню хотелось поговорить, но языка герой не знал. По пути присели закурить. Фриц увидел незахороненных русских солдат. От этого, как пишет Кондратьев, Сашка - краткое содержание по главам не раз подчеркнет это качество героя - почувствовал себя неловко. А еще бойца смущала его неограниченная власть над идущим рядом человеком.

В штабе батальона

Начальника не было, и Сашку отправили к комбату. Тот переживал смерть подруги, потому отдал приказ: «В расход». А его ординарец уже присматривался к часам немца. Герой не мог нарушить обещание, данное по пути пленному: ему сохранят жизнь. Он тянул время и, когда надежды на отмену приказа не оставалось, заметил идущего к ним комбата. Сашка уже ничего не боялся и твердо смотрел в глаза старшему. Тот все же велел вести пленного дальше. Это была моральная победа героя, сумевшего сохранить в себе человечность. Не случайно по ходу действия герой не раз подчеркивал: мы не такие, как они (фашисты).

Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.

«Сашка» Кондратьева: 2 глава. Ранение

Шел бой. Героя вдруг что-то толкнуло, и перед глазами возникло небо. Сашку ранило в левую руку. Сначала он испугался, что умрет от потери крови. Потом сам перевязал рану. Перед уходом в тыл оставил автомат и попрощался с товарищами. И опять ему стало совестно, что бросает роту в этой мокряди. Да и неизвестно, останется ли кто в живых - так продолжает повесть «Сашка» Кондратьев.

Краткое содержание дум героя по пути в госпиталь (а это два километра под обстрелом) можно обозначить так. Нашим приходится учиться воевать здесь же, на передовой. И потому ошибки совершают все: и солдаты, и командиры. Но немцу русских не победить - в этом герой был твердо уверен. И то, что делали воины каждый день, Сашка не считал подвигом. По его мнению, они просто каждый день выполняли свое дело.

По дороге встретил солдата, раненного в грудь. Понимал, что не доживет он, пока придут санитары. Но все же сам показал дорогу к бойцу, и только потом пошел дальше.

В госпитале

Путь был трудным, но грела мысль о скорой встрече с Зиной. О том, какой она получилась, расскажет краткое содержание.

Сашка Кондратьева - по главам можно восстановить его двухмесячное пребывание на фронте - познакомился с сестричкой еще по пути на передовую. Он спас ей жизнь. Были тогда и первые поцелуи, и обещания ждать. Зину Сашка увидел сразу же. Она как будто обрадовалась встрече. Но что-то в ее поведении смущало героя. И не зря. Девушка, которую парень считал самым близким человеком, была влюблена в лейтенанта. И хотя Сашке стало невыносимо больно, он решил не мешать счастью Зины.

Больше возмутила его вечеринка с танцами на майских праздниках, устроенная офицерским составом. Он не понимал, как можно веселиться, когда там все поля «в наших». Уже следующим утром герой покинул санчасть, направившись в госпиталь. Он решил до возвращения на передовую навестить мать. Судьба пехоты в войну известна и, может, это последний шанс свидеться.

3 глава. В тылу. Новые знакомые

Раненых по ржевским дорогам шло много, пишет Кондратьев. «Сашка» (краткое содержание по главам вы читаете) показывает неоднозначное отношение жителей оккупированных деревень к солдатам, отступавшим в первые месяцы войны. Многие неохотно принимали их на ночлег - самим есть нечего было. Видя это, герой всякий раз испытывал неловкость. И только в одном селе, избежавшем оккупации, глава установил очередь, кому принимать на ночлег раненых. Здесь удалось не только выспаться, но и хорошо поесть. А так приходилось печь лепешки из гнилой картошки, оставшейся с осени в поле. Или перебиваться табаком.

Спутниками Сашки стали рядовой Жора и лейтенант Володя. Вместе они прошли немало. Первый подорвался на мине, когда решил сорвать цветок. И эта нелепая смерть показалась герою более страшной, чем гибель там, на передовой.

С лейтенантом, как покажет дальше краткое содержание, Сашка Кондратьева очень сдружился. Вместе они оказались в эвакогоспитале, где произошел неприятный инцидент. Раненые стали жаловаться начальнику на плохую кормежку. Во время разговора лейтенант не сдержался и швырнул тарелку, которая едва не задела майора. Сашка взял вину на себя, рассудив, что его дальше передовой не пошлют, а Володю могут отдать под трибунал. Особист, расследовавший дело, догадался, кто был инициатором истории. Но дело раздувать не стал и велел Сашке покинуть госпиталь. Лейтенанта врачи не отпустили, и Сашке пришлось самому добираться до Москвы.

Столица

Чем дальше оставался фронт, тем больше менялось отношение жителей к раненым. Здесь на Сашку смотрели, как на героя. Да и сама обстановка в Москве была иной - мирной и спокойной. От этого к герою вдруг пришло настоящее понимание того, что они делают там. И он уже не стеснялся ни прожженных ватных штанов и телогрейки, ни простреленной шапки, ни небритого лица - завершает повесть автор.

Так развивается действие в повести (здесь дано лишь краткое содержание) «Сашка» Кондратьева по главам.

Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;

2) развитие умения анализировать текст;

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

Оформление доски:

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.

Ход урока.

    Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.

    Звучит фонограмма песни М.Ножкина "Под Ржевом".

    Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка".

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале "Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны, летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё - правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму "Деревни русские".

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть "Сашка" была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

    А почему?

    Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)

    Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

(«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли, - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

    Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

    При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?

    Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

    Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

    Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

    Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

    Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И не выполнить - нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?

    Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)

    Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

(Совестливый)

Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка - растерялся начисто, лепетал только «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

    Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)

    Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)

    Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

    Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

    Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)

    Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

    Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?

    Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

    Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)

    Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Урок литературы для 9 – 11 классов на тему

«Какой он, герой войны? По повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели урока : знакомство с повестью Кондратьева «Сашка», характеристика образа главного героя через анализ произведения и отдельных его эпизодов; воспитание патриотизма в учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В.Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Краткое сообщение ученика о писателе (приготовлено заранее):

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 - 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев вела тяжелые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Слово учителя.

Первую повесть - «Сашка» - опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Вопросы учителя:

1. Повесть “Сашка” названа по имени героя. Вспомните произведения русской литературы, названные именами главных героев.

«Евгений Онегин», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Анна Каренина»…

2. Но полное имя - Александр или хотя бы Саша, однако писатель останавливается на разговорном варианте – Сашка. Почему?

Сашка – герой молод, он простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте.

3. Откуда родом главный герой и где находится?

Он простой деревенский парень, воюет подо Ржевом.

Слово учителя: участие в боях подо Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев).

А мы познакомимся с информацией о Ржевских боях.

(Сообщение приготовленного заранее ученика)

Термин "Ржевская битва" появился лишь в постсоветское время. До настоящего времени официальной историографией существование этой битвы не признано, хотя военные действия в январе 1942 - марте 1943 гг. на московском направлении центрального участка советско-германского фронта могут быть с полным основанием отнесены к категории самых кровопролитных битв не только в Великой Отечественной войне, но и за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

Согласно официальным данным в боях под Ржевом в 1942‑ 1943 годах погибли более миллиона советских солдат и офицеров. Однако, по неофициальным данным, потери в Ржевской битве составили более 2 миллионов бойцов и командиров.

Бывший участник боев подо Ржевом вспоминает: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва - это была бойня, и Ржев был центром этой бойни».

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года (совсем недавно) городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Слово учителя:

Есть знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»

(читает наизусть подготовленный ученик)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

…………………….

4. С каких событий в повести начинается знакомство читателей с Сашкой?

Сашка среди таких же, как и он, солдат находится без отдыха на передовой. Это обстрелы, тяжелый солдатский быт («просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача»). Начинается наступление немцев, когда Сашка находится на посту. Он врукопашную сходится с немцем и одолевает его. Сашка по своей воле с риском для жизни добывает обувь для ротного. Ему очень хочется по-человечески сделать добро командиру и никакая сила извне его не подталкивает к этому – это движение его собственной души.

5. Эпизод с немцем – это не только его пленение, но и препровождение в штаб фронта к комбату. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат.

Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.

6. Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

Сашка с гордостью объяснял немцу, что в советской армии пленных не расстреливают, как у фашистов, тем сильнее его переживания, когда пьяный комбат, потерявший любимую девушку из санроты, приказывает немца убить.

Такого волнения Сашка, кажется, не испытывал и «на передке». Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашки проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

7. Справедливость в этом эпизоде можно понять двояко. Как?

Говоря о справедливости, можно, во-первых, вспомнить, что немец – захватчик, а значит враг. Тогда расстрел – правильный и логичный поступок. Во-вторых, справедливость можно понимать и иначе: как выполнение обещаний, данных в советской листовке. Именно так понимает справедливость по отношению к пленному Сашка.

8. При каких обстоятельствах Сашка ранен и затем направляется в госпиталь? С какой стороны раскрывается характер героя, когда он там находится?

Он получил ранение в руку, когда препровождал немца дальше, в штаб бригады. Должен идти в госпиталь, в котором служит его любимая Зина. Таким образом, герой показан и в бою, и в более мирной обстановке. Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. Но даже и в госпитале ни на минуту не забывает Сашка о ребятах, что остались на передовой, об опасности, которая ежеминутно грозит каждому.

Зина не только любит Сашку, но и жалеет, зная о том, что ему довелось пережить, какие потери несет наша армия подо Ржевом.

Сашка – герой, думающий и глубоко чувствующий, и понимает чувства девушки.

С другими ранеными Жорой и лейтенантом Володей.

10. Вместе идут три разных человека. Писатель дает возможность читателю сравнить главного героя, Сашку, с другими молодыми бойцами, все они вышли из тяжелых боев живыми. Какие они, кратко охарактеризуйте каждого.

Жора – герой, бесконечно радующийся, что остался жив, радующийся каждому мгновению мирной обстановки, скорой возможности передохнуть от боев в госпитале, красоте природы. Тем глубже потрясение и читателей, и Сашки с Володей, когда Жора подрывается на мине. Не в бою при очевидной опасности, а теперь, когда он беспечен и сошел с дороги к замеченному подснежнику.

Володя – молодой лейтенант, его, как и Сашку, не отпускает пережитое. Он рассуждает о том, что волнует его: будучи лейтенантом, он вынужден посылать других людей, солдат, на верную смерть. Это, считает лейтенант, тяжелее, чем быть рядовым. Володя не похож характером на Сашку, он заводной, вспыльчивый, о чем говорит история в госпитале (когда Володя в толпе голодных раненых бросает тарелку в майора).

Сашка же на фоне ребят иной: он не может позволить себе безмятежно радоваться, пока гибнут ребята на фронте, но и не может быть похожим на Володю. Им троим тяжело дается дорога в тыл: земля разорена, распутица, грязь, нет порядка (там, где ожидали получить продовольствие, голодные ребята никого не

находят), в деревнях, встреченных дорогой, тоже голодно. Но Сашка умеет терпеть трудности, он гнется, но не ломается, более приспособлен, чем Володя, его товарищ.

11. Какой следующий эпизод важен для раскрытия характера Сашки?

Измученные, больные, голодные раненые возмущаются скудной едой. История с тарелкой, брошенной в майора Володей, не сумевшим себя сдержать, могла иметь очень серьезные для него последствия. Сашка же берет вину на себя за то, чего он не делал.

12. Какие черты Сашкиного характера проявляются в этом?

Сашка способен мгновенно принимать решения, от которых зависит благополучие окружающих его знакомых. Подобно тому, как, рискуя лишний раз, он добывал обувь ротному, Сашка берет на себя вину за брошенную тарелку, хотя и знаком-то с Володей недавно. Он понимает, что спрос с лейтенанта будет куда строже, чем с рядового. Да и характер Володи Сашка уже изучил и понимает, что тот может не сдержаться и наговорить, чего не следует в данной ситуации (хотя это и правда). И особист догадывается, что этот поступок совершил не Сашка. Он понимает истинный смысл произошедшего и чувства Сашки и отправляет его в другой госпиталь

13.Какие приемы характеристики литературного героя вам известны?

Внешность героя.

Характеристика героя другими персонажами.

Сравнение с другими героями.

Выбор событий, действий, совершаемых героем поступков, в которых раскрывается его характер.

Характеристика через самоанализ (внутренняя речь героя).

Характер раскрывается через монологи, диалоговые реплики героя

речевая характеристика героя и т.д.

14. Что, на ваш взгляд, чаще использует писатель Кондратьев, чтобы развернуть перед читателями образ Сашки?

Выбор событий, поступков, т.к. в отдельных рассмотренных нами эпизодах и раскрывается характер бойца Сашки. Использована внутренняя речь героя (например, размышления перед выполнением приказа комбата расстрелять пленного немца, его переживания за ребят, оставшихся на передовой, т.к. они его фронтовая семья и т.д.). Часто используется несобственно-прямая речь автора. (например: Сашка озлился, хотел было съязвить насчет мурла, которое тот наел на тыловых харчах, да раздумал) Происходит сближение авторского повествования с речью персонажей. Интересна и речевая характеристика героя.

15. Остановимся на речевой характеристике героя. Какова речь героя, о чем она говорит читателю?

Сашка – простой парень, находясь на войне, общается с равными по званию или с офицерами, но коммуникативная ситуация героев одинакова: экстремальные условия фронта. А в таких опасных условиях вряд ли человек задумывается о выборе слов, поэтому в устах Сашки, да и других героев, много экспрессивных слов. Но, когда он оказывается вместе с Зиной или разговаривает с командирами, его речь более спокойная. Речь героя насыщена разговорными и просторечными словами (в том числе и грубыми, например: Да иди ты, гнида , со своими сигаретами! Из-за тебя, язвы , приказ не выполняю.), она показывает интеллектуальный уровень человека и его социальный статус. У Сашки все впереди, если то позволит война, он еще может получить образование, а пока его дело – Родину защищать.

16. Сашка – это художественный образ. Но кроме того, что он литературный герой, он герой войны . Какой же он, герой войны? Сделаем выводы.

Сашка – обычный простой парень, он умеет любить, у него есть девушка. Он родом из деревни и вместе с тем он носитель нравственности, корни которой русские писатели-деревенщики (Белов В. , Астафьев В., Распутин В. и др.) видели в селе. Он ненавидит врага, патриот, любящий свою страну тихо, без лишних и громких слов. И бьется за Родину Сашка в самых тяжелых фронтовых условиях, не жалуется, не отчаивается, искренне веря в победу. Он скромен, терпелив и добр, он заботлив и самоотвержен. Он по-житейски мудр, справедлив, он постоянно анализирует происходящее, подмечая и недостатки, и непорядки. Он готов в сложную минуту принять серьезное решение и взять ответственность на себя, пожертвовать своим ради благополучия других. И этот гуманизм делает Сашку привлекательным для окружающих его героев. Недаром в конце повести, оказавшись в Москве, именно Сашка привлечет внимание неопытных девчонок, едущих на войну. Они не только отдадут Сашке свой хлеб, они дадут ему и частичку своего человеческого тепла. А сердобольный, гуманный Сашка только погорюет о страшном будущем, что ждет их на фронте.

Литература:

В.Кондратьев «Отпуск по ранению» - М.,2005

Г.Лазаренко «Русская литература. 20 век: Краткий курс» - М.,Дрофа, 1998

А.Твардовский «Лирика» - М., 1988

http://ru.wikipedia.

militera .lib .ru /memo /russian /mihin - «Военная Литература» Мемуары. Михин.

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

  • История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идёт об одном и том же времени (тяжёлой войне 1942 года) и пространстве (его можно назвать «ржевским»). Ржев - один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной - в реальном, другой - в прошлом, в войне... Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан - мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашёл, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всём. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”. Вот такова история появления повести.

  • Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести - ранняя весна 1942 года. Идут ожесточённые бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут (всё Сашка да Сашка, так он молод), уже два месяца находится на “передке”. На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшёнки на двоих - и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведётся, кажется, от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

  • Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно...” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идёт о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...” Война оставляет следы разрушения и смерти. (Прочитайте строки об этом.) Автор показывает военный быт (найдите в тексте, в каких условиях живут солдаты) . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчёркивают шаткость, ненадёжность положения.

  • Найдите в повести как можно больше эпизодов, в которых с наибольшей силой раскрывается характер Сашки . Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползёт на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведёт к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасёт от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймёт Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт...

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

  • Выразительное чтение эпизода пленения немца (или пересказ эпизода). Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость - берёт немца голыми руками (патронов у него не было, свой диск он отдал ротному). При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведёт немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом.
“И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А ещё понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил своё приказание.

  • Сашка и Толик - ровесники. Сравните двух героев . С какой целью автор ввёл в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика - “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

  • Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берёт на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, - дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

  • Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина - первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнаёт, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у неё с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

  • Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшёнку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду всё, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своём поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента - такова скорбная статистика. Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И ещё одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить - ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия - мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX (XIX) века?»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры