В какой программе сделать постер. Создание афиши онлайн

Главная / Измена мужа

В Canva вы найдёте более 8 000 шаблонов для быстрого создания плакатов. Сервис позволяет настраивать фон и добавлять на плакаты текст, загруженные вами картинки, а также иллюстрации и прочие украшения из библиотеки Canva. Часть шаблонов и декоративных элементов доступна бесплатно, остальные можно покупать по отдельности или получать в рамках платной подписки.

Сервис Canva доступен в формате веб-редактора и приложения для iOS. Версии для Android пока не существует.

Этот редактор не уступает по возможностям Canva. С помощью Desygner вы тоже можете создавать плакаты и прочую графику, совмещая изображения, тексты, стикеры и другие украшения на одном холсте. предлагает сотни бесплатных шаблонов, иллюстраций и снимков в качестве исходников. Чтобы получить доступ к полной коллекции материалов, а также удобному поиску по ним, нужно оформить платную подписку.

Desygner можно использовать в браузере и программах для мобильных устройств на Android и iOS.

3. Fotor

Fotor - мультифункциональный сервис для работы с графикой. Он позволяет делать примерно то же, что и перечисленные выше редакторы плакатов: загружать изображения, накладывать на них текст, стикеры и прочие элементы.

И даже больше: в Fotor есть множество инструментов для редактирования изображений и составления коллажей. Вместе с тем в сервисе не так много исходных материалов, как в Canva и Desygner. Оформив платную подписку, вы получите больше исходников и функций для редактирования графики.

Fotor доступен в браузере, а также в качестве программ для основных настольных и мобильных платформ.

Отдельного внимания заслуживает проект Bambinic. Это не универсальный редактор плакатов, а узкоспециализированный сервис, предназначенный для создания детской метрики. Для этой цели в Bambinic есть несколько шаблонов с мультяшными иллюстрациями и памятными подписями. Чтобы создать яркий плакат для своего чада, нужно лишь выбрать шаблон и заполнить его, указав сведения о ребёнке (к примеру, количество зубов, рост, вес, первые слова).

Bambinic существует только в виде сайта, приложений у сервиса нет.

Включаем компьютер. Самый легкий и эффективный способ нарисовать плакат - прибегнуть к помощи компьютера и программы для работы с графикой, например, Photoshop, в которой мы и нарисуем наш первый пример. А если такой программы у вас нет, можно воспользоваться другими графическими редакторами - например, GIMP и Pixlr (оба, кстати, бесплатные). Хотя предложенные ниже шаги связаны со спецификой Photoshop, в большинстве редакторов имеются такие же или аналогичные функции.

Запускаем Photoshop. Когда программа полностью загрузится, можно приступать к созданию нового документа, используя указанные параметры:

  • Ширина 200 мм
  • Высота: 265 мм
  • Разрешение: 300 пикселей на дюйм
  • Цветовая схема: CMYK
  • Цвет фона: белый
  • Установленные параметры - это приблизительный размер листа А4, при плотности пикселей в 300 на дюйм, что позволит получить четкое напечатанное изображение. Мы выбрали цветовую схему CMYK (Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, blacK - черный), потому что принтеры работают с такими цветами чернил, в то время как мониторы рассчитаны на цветовую схему RGB. Если используемое приложение не поддерживает CMYK, не стоит волноваться - хотя напечатанные цвета и будут отличаться от экранного изображения, они все равно будут отлично выглядеть.
  • Помните: если вы можете воспользоваться услугами типографии, не стоит останавливаться на формате А4. Лучше позвонить специалистам и уточнить максимальный формат используемой для печати бумаги и задать документу соответствующий размер.
  • Выберите цвет фона. Вам нужен яркий, притягивающий взгляд цвет, однако важно не переборщить - чтобы яркость фона не перебивала основное изображение. Не переживайте, если это получается не сразу - вы всегда можете изменить цвет. Если плакат делается для конкретного события, его дизайн может быть выполнен в соответствующих цветах. Например, если цвета вашей школы - бордовый и золотистый, последний можно взять для красивого яркого фона.

    Добавьте картинки или графику. А если вы не уверены в своих художественных навыках, поищите в Интернете бесплатные картинки, которые вы сможете добавить (с изменениями или без) на свой плакат.

  • Придумайте запоминающийся заголовок. Выберите для него крупный, привлекающий внимание шрифт. А более подробное описание можно набрать шрифтом помельче.

    • Добивайтесь максимальной читабельности. Поэкспериментируйте со шрифтом и цветом, но в любом случае ограничьтесь 2-3 разными шрифтами - не более.
  • Добавляем подробности. Так как внимание читателя мы уже привлекли, настало время «мелкого шрифта». Но детали должны быть сформулированы столь же удачно, как и заголовок. Хотя текст здесь может быть более длинным, а шрифт можно слегка «ужать», будьте кратки. Чем меньше сообщений размещено на плакате, тем лучше они достигают цели.

    • Обратите внимание: чем мельче шрифт, тем проще он должен быть. В заголовке используем жирные желтые границы, в зоне «Недели галстуков» шрифт мельче, а границы намного тоньше. Наконец, в датах границы и тени не используем вообще.
    • Важно помнить и о разбивке: весь текст выравнивается по левому краю горизонтально и по верхнему краю вертикально - это нужно для гармоничного вида плаката. Если, конечно, вашей целью не является сумасшедший дизайн.
  • Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. В основном это реклама и реже анонсы каких либо событий. Политический плакат появляется в поле нашего зрения непосредственно перед выборами, когда начинается агитация и поэтому встречается достаточно редко. Каким должен быть хороший плакат? Прежде всего плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение – и задача дизайнера заключается в том, чтобы представить идею плаката в максимально понятной форме. И совершенно не важно, какими средствами это будет сделано – главное, чтобы люди сразу же понимали, что им хотят сообщить.

    Как правило, дизайн плаката начинается с выбора его размера. В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома. Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

    Как отличить хороший плакат от плохого? Это, конечно, вопрос вкуса, однако правильно спроектированный плакат обладает некоторыми признаками. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 признаков хорошего плаката.

    ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ

    Допустим, у нас есть плакат, который сообщает о каком-либо приближающемся событии, например, о концерте популярного исполнителя. Ключевая информация, размещенная на плакате, должна считываться издалека и привлекать внимание людей. Соответственно, в тексте плаката должна присутствовать визуальная иерархия. Если текста достаточно много, то должно быть как минимум три иерархических слоя.

    Заголовок . Это самый главный и самый большой текстовый элемент дизайна. Он должен быть контрастным по отношению к фону и набран таким шрифтом, который бы был хорошо различим даже с дальнего расстояния.

    Подробности . Что? Где? Когда? Вся подобная информация располагается на втором уровне иерархии. Человек, которого заинтересовал плакат, обязательно захочет ознакомиться с подробной информацией, поэтому ее нужно представить в понятной, но в то же время сжатой форме. Для второго уровня используется шрифт меньшего размера, нежели в заголовке, так как нет необходимости в том, чтобы эта информация считывалась издалека.

    Мелкий шрифт . На третьем уровне размещается дополнительная информация. Очень часто мелкий шрифт встречается на кинопостерах и рекламных плакатах.

    КОНТРАСТНОСТЬ

    У дизайнеров есть всего одна возможность привлечь внимание зрителя. Поэтому плакат должен «цеплять». Добиться этого можно при помощи контрастных элементов. Это в вебе можно сделать бледную иллюстрацию с плавным градиентом и модными тонкими шрифтами – для обычного плаката этот способ подходит плохо. Чем резче текст или иллюстрация контрастирует с фоном – тем заметнее плакат. Приступая к дизайну, нужно в первую очередь определиться с контрастом элементов и постоянно проверять его во время работы. Если дизайнер работает над цветным плакатом, нужно периодически проверять, как он выглядит в оттенках серого – контраст основных элементов должен быть хорошо различим и в этом режиме.

    РАЗМЕР И РАСПОЛОЖЕНИЕ

    Очень часто дизайнер заранее знает, где будет размещен его плакат. Исходя из этой информации, он должен правильно подобрать размер плаката. Важно, чтобы посылу плаката не мешали различные визуальные помехи – он должен занимать доминирующую позицию. Что касается цветовой гаммы, то тут тоже нужно исходить из реалий – если известно, что плакат будет висеть на стене, окрашенной в зеленый цвет, то лучше не использовать в плакате близкие к зеленому оттенки.

    ПЛАКАТ РАБОТАЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРА

    Очень часто начинающие дизайнеры отказываются от заданий, в которых требуется создать большой плакат, допустим, 10 на 6 метров. Им почему-то кажется, что создать такой плакат намного сложнее, чем какой-нибудь постер размером с лист А4. Это большое заблуждение. Если плакат скомпонован правильно, он будет одинаково хорошо смотреться независимо от размера и масштабирование на него никак не влияет. Если дизайнер получил заказ на создание плаката, который затем будет использоваться в рекламе и будет выпущен в самых разных размерах и форматах (в том числе и цифровом), он должен думать прежде всего о композиции и основной идее и не заботиться о том, где будет размещено его творение.

    БОЛЬШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

    Если в плакате используется изображение, то оно должно занимать доминирующую позицию, так же как и в случае с текстом. Изображение должно быть хорошо различимо издалека, при этом очень важно позаботиться об узнавании образа. Сильно усложнять визуальный ряд не стоит – нужно использовать столько элементов, сколько требуется, чтобы донести основную идею. Этот принцип применим ко всем видам плаката, в том числе и к кинопостерам, которые порой бывают слишком перегружены деталями.

    НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

    Плакат не картина, поэтому дизайнеру просто необходимо работать со свободным пространством. Не стоит стремиться заполнить весь плакат – нужно «оставить воздух». Есть несколько действенных способов повысить читаемость плаката. Например, можно увеличить расстояние между буквами. Тесный кернинг, может быть, хорошо смотрится, на открытке, но для плаката все же важней читаемость. Если буквы расположены слишком близко, то издалека текст становится плохо различимым, что крайне не рекомендуется. Так же можно увеличить расстояние между строками – это тоже пойдет плакату на пользу.

    ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ

    Цель любого плаката – заставить людей совершить какое-то действие, например, посетить шоу, выставку, купить какой-либо товар или прийти на выборы. Призыв к действию – это самый главный, центральный элемент плаката и дизайнер должен уделить ему основное внимание. В отличие от веб-дизайна, в графике не работает интерактив, поэтому в обычном плакате нельзя использовать его принципы. У графического дизайнера другие инструменты донесения сообщения для людей и он должен приложить все усилия к тому, чтобы призыв к действию был понятен с первого взгляда.

    НЕОБЫЧНАЯ ТИПОГРАФИКА

    Плакат – это именно тот жанр, где можно смело экспериментировать с типографикой. Некоторые из самых известных плакатов сделаны без использования иллюстраций и графических элементов и при этом отлично выражают идею. Использование качественной типографики придаст плакату индивидуальность – главное, чтобы дизайнер не переусердствовал. Не стоит использовать 10 шрифтов в одном плакате – дизайн от этого лучше не станет. Лучше всего уделить внимание визуальной иерархии и использованию негативного пространства. Буквы сами по себе несут определенный посыл и правильное понимание принципов типографики позволит дизайнерам создавать эмоциональные и запоминающиеся плакаты.

    РУЧНАЯ РАБОТА

    Появление компьютерной графики явно не пошло на пользу искусству плаката. Раньше дизайнер работал с живыми материалами и плакаты выглядели совершенно не так, как в наши дни. Сегодня признаком хорошего плаката является его техника исполнения. И неважно, что дизайнер создал его на компьютере – если у плаката есть душа и создается впечатление, что дизайнер нарисовал его вручную – это хороший плакат. Ну а если плакат пошел в печать как раньше, с физического носителя – это вообще замечательно.

    ДЕРЗОСТЬ

    Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж – это очень усиливает эмоциональный посыл. Так что не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные элементы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, что нужно.

    ВЫВОД : Плакат очень интересный вид графики, который позволяет дизайнерам дать волю своему воображению. К тому же это отличный способ освоить новую технику или улучшить свои навыки. Иногда создание плаката дается очень трудно – ведь требуется донести идею, используя минимум средств. Но в любом случае это интересно – особенно когда плакат получился удачным и привлекающим внимание людей.

    Преимущества плаката крупного формата перед другими рекламоносителями очевидны, при сравнительно небольших затратах Вы приобретаете один из эффективнейших инструментов современной рекламы. Яркий, красивый плакат большого формата очень хорошо привлекают внимание потенциальных зрителей, легко и надолго запоминаются, и охватывает большое число людей из различных социальных слоев населения. Немного позже мы обсудим целевые аудитории для афиш баскетбольного матча студенческого команды, а пока предлагаю пройтись по основным элементам, которые должны присутствовать на афише.

    Ай-стоппер (eye-stopper)

    Ай-стоппер - это определенный объект, образ или иначе “крючок” в рекламном послании, который моментально захватывает внимание потребителя. Его главная задача – вызвать любопытство, поразить, выделить из общего ряда, приковать внимание и обеспечить тем самым интерес и запоминаемость вашего плаката.

    В качестве Ай-стоппера может быть фотография маскота баскетбольной команды, фотографии игроков с предсезонной фотосессии (здесь хочется еще раз акцентировать внимание на ее важности), или даже отрисованные образы игроков.

    Вот хорошие примеры с ай-стопером.

    Афиша к Промо матчу Студенческой лиги ВТБ МГУ - МГАФК

    Афиша к матчам CБК "Стальные сердца"

    Афиша к матчам БК "ОрелГУ"

    Плохой пример , когда забыли про ай-стоппер.

    Еще один

    Кстати, глаз остановить может и отсутствие всякого изображения, что создаст интригу. Например: вы листаете престижный журнал, где каждый квадратный сантиметр стоит безумных денег, и вдруг видите совершенно пустую страницу. Какова будет ваша реакция? Что это? Типографский брак? Отнюдь. Это - «ай-стоппер». Внизу этой «пустой» страницы очень мелким шрифтом, например, написано: «Фольксваген мал, но он всегда привлекает к себе внимание». Трюк? Конечно. Но цель достигнута - хотя вас слегка и обманули, но вниманием вашим овладели. Тем не менее, на подобный «рисковый» вариант советую использовать чуть позднее, когда ваш студенческий баскетбольный клуб будет узнаваем в вузе.

    Однако важно сразу отметить, что ай-стоппер выполняет только первую функцию любой рекламы - завладеть вниманием. В дальнейшем ключевую роль должна сыграть сама реклама, в обратном случае - дальше, чем простое любопытство, вызванное, интересной “штучкой”, внимание потребителя не пойдет.

    Заголовок - вещь не всегда обязательная, но в большинстве случаев его все же следует применять, чтобы подчеркнуть важность события.

    Как и ай-стоппер, заголовок должен хорошо читаться и быть виден с расстояния. Это второе, на что обращает свое внимание потенциальный зритель, дабы получить расшифровку того послания, которое несет в себе ай-стоппер. Поэтому заголовок должен быть ЧИТАБЕЛЬНЫМ, т.е. написан крупно, четко, хорошо читаемым шрифтом и для усиления эффекта быть контрастным по отношению к основному фону, используемому в дизайне рекламной афиши. В случае баскетбольной афиши можно остановиться на «Поддержи своих», использовании хэштэга, например, #ВПЕРЕДМГАФК или перечислить играющие команды: «Гвардия» - «ВятГУ». Другие форматы заголовков ограничиваются лишь вашей фантазией, но на первоначальных этапах предложенные варианты выручают.

    Афиша команды МГАФК

    Афиша ЖБК "Кронверкские барсы"

    Текст

    Главное кредо наружной рекламы «чем меньше текста - тем лучше». Как сказал А.П. Чехов: «Краткость – сестра таланта». Не забывайте об этом при составлении ТЗ для дизайнера. Кроме того, текст обязательно должен быть крупным, причем таким, чтобы его можно было с легкостью прочитать с достаточно большого расстояния, но не должен конкурировать с заголовком.

    Формат не очень читаемого текста на примере афиши Поволжской Академии спорта



    А вот и хороший пример с читабельным текстом от Энергии-СамГТУ


    Общее правило гласит: размер букв на объекте наружной рекламы должен составлять не меньше шестой части высоты горизонтального и не меньше восьмой части высоты вертикального макета.

    Контактная информация

    Итак, “Что?” и “Когда?” мы сказали. Осталось только оповестить “Где?” найти зрителю то, о чем говорит рекламный плакат. Для этого и предназначен блок с контактной информацией. Как правило, он располагается в нижней части рекламного плаката, т.к. читать все мы привыкли сверху-вниз и это будет логическим завершением преподносимой информации. Не стоит “мельчить” с текстом, усложняя человек задачу нас найти. Блок контактной информации может игнорироваться.

    Оформление подвала

    Перечисление партнеров мероприятия – очень весомая вещь. Порой, при походе к потенциальному спонсору вам совершенно нечего дать взамен. Но печатная продукция в этом случае выручает – вы можете заявить общее количество печатной продукции (флаера, афиши), тем самым, сделав выгодное предложение спонсорам. Подвалы могут быть как двухъярусными (в этом случае в верхнем ряду значатся более важные партнеры), так и состоящими из одного яруса.

    Размер афиши

    В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома (это уже зависит от места, на котором он будет висеть). Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

    Резюмируем: На вашей афише обязательно должен находиться «ай-стоппер», который остановит проходящего мимо человека. Также на афише должны располагаться ответы на вопросы «Что?», «Где?», «Когда», которые оформлены читабельным образом и подвал партнеров.

    Цвет

    При больших размерах и расстояниях в рекламном плакате отчетливее проявляется и влияние цветовых комбинаций на кажущийся размер и читабельность. Цвета должны быть как можно более сочными и яркими, чтобы сразу бросаться в глаза, привлекать внимание. Причем, по мнению специалистов, цветовой контраст должен быть как можно более явным.

    А теперь немного заветных правил , о которых также нельзя забывать.

    Правило трех секунд

    Суть правила “трех секунд” заключается в том, что воздействие на человека в условиях открытого пространства особенно эффективно в течение трех секунд. Мастера рекламного дела, приступая к разработке дизайна наружной рекламы, за основу берут именно этот постулат. Почему же это особенно важно именно для наружной рекламы и афиши в частности? Потому что на улице человек не имеет возможности спокойно и размеренно знакомиться с информацией, как он это делает, листая журнал. Человек не может вернуться назад и еще раз проштудировать рекламное сообщение. У человека на улице есть только три секунды, чтобы получить информацию о вашем мероприятии, а у вас, соответственно, только три секунды, чтобы сообщить ему ее. В вузах, в которых ведется активная воспитательная работа, проводятся много различных мероприятий это особенно актуально.

    Какие можно сделать выводы? Реклама должна быть простой для восприятия, краткой и содержательной. А к тому же еще и настолько яркой, чтобы привлечь внимание потенциальной аудитории. Не стоит использовать сложные изображения с зашифрованной в них рекламной информацией. Максимально просто и максимально информативно.

    Правило нечетного числа и "воздуха"

    Правило говорит о том, что любая работа будет более привлекательной, если:

    a) она изображает нечетное количество объектов,
    b) на картинке есть свободное пространство - так называемый "воздух", который позволяет глазам "дышать".

    Смотрите какую работу нашли у ОрелГУ


    Ну и напоследок поделимся с вами общими советами из Интернета, которые нам удалось собрать:

    Разработка эффективного постера кардинально отличается от создания программки или флаера. Чтобы захватить внимание аудитории с другой стороны улицы, надо быть уверенным в том, что послание постера - чёткое и понятное.

    Композиция

    1. Нет беспорядку! Зритель не будет тратить время на расшифровку беспорядочных элементов.
    2. Дизайн афиши должен соответствовать естественному движению глаза.
    3. На постере должен быть «воздух». Белое пространство даст глазу отдохнуть между чтением графики и текста.

    Цвета

    4. Используйте яркие цвета. Ничто так не цепляет глаз, как яркие вещи.
    5. Используйте контрастные цвета. Контраст делает удобным чтение постера.

    Текст

    6. Держите текст в одном блоке, не разбрасывайте его по всему постеру!
    7. Банально, но текст должен быть броским. Он должен звенеть в ушах еще долго после прочтения.
    8. Не более двух семейств шрифтов. Один - для заголовка, второй - для текста. Много шрифтов сделают постер загроможденным.
    9. Шрифты для постера должны быть очень легко читаемыми с расстояния (особенно в заголовке).

    Графика

    10. Все изображения афиши должны быть логически объединены.
    11. Изображения должны быть крупными, узнаваемыми издалека.
    12. Убедитесь, что графика пересекается с текстовым сообщением. Плохо, если будет казаться, что постер делали два разных человека.
    13. Не используйте неоднозначные образы. Графика должна передавать сообщение плаката и только его.
    14. Исключите слишком много графических элементов. Границы, тени, текстуры - всё это нормально, только если без фанатизма. Эти элементы должны дополнять основное изображение и текст, а не заслонять их.
    15. Помните - это будет крупно! Работайте только с изображениями хорошего разрешения. Нехорошо, если на постере картинка будет блюрить (пиксели). То есть, прикрепив фотографию, скаченную из «ВКонтакте» вы не сможете ее использовать в том объеме, который бы вас устроил. Постарайтесь связаться с автором снимка и запросите оригинал.

    Когда всё готово

    16. Сделайте один тестовый образец. Распечатайте на листах А3 и проанализируйте. Посмотрите на это с трех метров.
    17. А завтра посмотрите еще раз. Не «замыленный» взгляд увидит очевидные ошибки, не замеченные при работе.
    18. И печатайте на хорошем принтере. Качественная печать - это последний штрих к качественному дизайну.

    Ольга Рахимова, Александра Хлестова

    Как известно, плакат по размеру гораздо больше, чем простой лист A4. Поэтому при печати на принтере необходимо соединить части, чтобы получить цельный постер. Однако вручную это делать не очень удобно, поэтому рекомендуем воспользоваться софтом, который отлично подходит для таких целей. Несколько самых популярных представителей мы рассмотрим в этой статье и поговорим об их функционале.

    Компания RonyaSoft занимается разработкой различных программ для работы с графикой и изображениями. Отдельную нишу занимает дизайнер плакатов. В Poster Designer установлен список различных шаблонов, которые помогут быстрее и лучше создать проект, а также есть возможность детального редактирования баннера на рабочей области с помощью добавления различных деталей.

    Присутствует широкий набор инструментов и заготовки клипартов. Кроме этого сразу после создания можно отправлять плакат в печать, предварительно совершив некоторые настройки. Если он имеет большой размер, то тут потребуется помощь другой программы от этой же компании, которую мы рассмотрим ниже.

    RonyaSoft Poster Printer

    Непонятно, почему разработчики не смогли объединить эти две программы в одну, но это их дело, а пользователям остается только установить их обе, чтобы комфортно работать с постерами. Poster Printer предназначен исключительно для печати уже готовых работ. Он помогает грамотно разбить на части, чтобы потом все было идеально при распечатке в формате A4.

    Вы можете сами настроить оптимальный для вас размер, выставить поля и границы. Следуйте установленной инструкции, если пользуетесь подобным софтом впервые. Программа доступна для скачивания бесплатно с официального сайта и поддерживает русский язык.

    Posteriza

    Это отличная бесплатная программа, в которой есть все, что может понадобиться во время создания плаката и подготовке его к печати. Стоит обратить внимание, что можно работать с каждой областью отдельно, для этого только нужно выбрать ее, чтобы она стала активной.

    Доступно добавление текста, различных деталей, изображений, выставление полей и подгон размера постера перед отправкой в печать. Только придется все создавать с нуля, поскольку в Posteriza нет установленных шаблонов, по которым можно было бы ориентироваться при создании своего проекта.

    Adobe InDesign

    Практически любой пользователь знает компанию Adobe по всемирно известному графическому редактору . Сегодня же мы рассмотрим InDesign — программа отлично подходит для работы с изображениями, которые потом будут делиться на части и печататься на принтере. По умолчанию установлен набор шаблонов размеров холстов, что может помочь выбрать оптимальное разрешение для определенного проекта.

    Стоит обратить внимание на широкий ассортимент инструментов и различных функций, которые вы не найдете в других программах. Рабочая область также выполнена максимально удобно, и даже неопытный пользователь быстро освоится и не почувствует дискомфорт во время работы.

    Ace Poster

    Простая программа, в функционал которой входит подготовка плаката для печати. В ней нет никаких дополнительных инструментов, например, добавления текста или наложения эффектов. Можно считать, что она годится только для выполнения одной функции, потому что так и есть.

    Пользователю нужно только загрузить картинку или отсканировать ее. Потом указать размеры и отправить в печать. На этом все. К тому же, Ace Poster распространяется платно, поэтому лучше подумать, протестировать пробную версию перед покупкой.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры