В каком году написана картина наводнение комарова. Сочинение – описание по картине А

Главная / Измена мужа

Согревающее солнце ранней весны начало растапливать снег который остался "подарком" от закончившейся зимы. Кусочки льда, который сковывал берега рек, начали таять. Уровень воды поднимался, затапливая кустики, и корни деревьев находящиеся около берега.

Напуганные звери в страхе уходят из затопленных домиков. Они ищут свою временную обитель на редких островках холмов, которых окружает холодная вода. Но не все успевают добраться до этих маленьких кусочков рая и не всем удаются укрыться на той земле.

Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу дерева, в надежде спастись от злого рока, который может его настигнуть. Заяц с испугом глядит на воду, которая все пребывает и пребывает, но он не в силах ничего поделать. Смотря на эту картину любой человек замрет от жалости к этому безобидному и милому зверьку и будет надеяться, что паводок быстро спадет, дав ему возможность вернуться к своей семье и в свою уютную норку.

Художник очень наглядно показал нам, что природа и ее законы, не такие уж и приветливые, как нам может показаться на первый взгляд, а также, что опасность может таить в себе даже такая безобидная вещь, как паводок.

Вариант 2

Весна - та пора года, которую с нетерпением ждут не только люди, но и животные. С первыми теплыми лучами земля начинает сбрасывать с себя снежные оковы. Растения, сбросив с себя белое покрывало, начинают просыпаться. Серость постепенно заменяется более яркими цветами. Даже животные сбрасывают зимние одеяния.

Но весна также приносит и большие несчастья. Таяние снега, которому так радуются растения, постепенно наполняет реки и озера холодной водой. Они входят из берегов и затапливают все вокруг. Русский художник-анималист А. Н. Комаров, видимо, не раз был свидетелем такого явления.

На своей картине «Наводнение» он изобразил маленького и беззащитного зверька, застигнутого водой врасплох. Заяц все еще не сменил зимнюю окраску. От этого он, и так неприметный, совсем сливается с окружающей серостью.
Бедный зверек залез на ветку молодого дерева - его последнюю надежду на спасение. Солнечные лучи, сумевшие растопить снег и лед, все еще не дают достаточно тепла. Заяц мерзнет, лучи, которые придают розоватый оттенок его шерсти, не могут согреть, когда вокруг ледяная вода.

Он напуган, и ему неоткуда ждать спасения. Но все же заяц не теряет надежды. Даже он знает, что рано или поздно паводок начнет спадать, и тогда прыгая по кочкам, он сможет добраться до леса, который виднеется на заднем плане.
Заяц уже сталкивался с суровостью природы, которая пугала его зубами свирепых хищников и завываниями вьюги. Он знает, что даже маленький зверек может выжить. Ведь он, как и все суровые явления, тоже дитя природы.

Картина Комарова открывает нашим глазам страшное зрелище, которое, тем не менее, пугающая ровно настолько же, насколько и поучительна. Этот простой, выполненный акварелью рисунок, показывает, что даже самое маленькое существо способно противостоять стихии.

Сочинение описание картины Наводнение

Судя по картине художник изобразил весенний день. Деревья еще без листвы и имеют красноватый оттенок. Прекрасное время года принесло беду вместо тепла и радости. Художник-анималист Комаров, на своей картине «Наводнение», написал сухопутную местность охватившую водой.

Большой толстый дуб расположен на переднем плане и обращает на себя внимание в первую очередь. Растерянный заяц забрался на ветку спасаясь от большой воды и испугано смотрит вниз. В его глазах виден страх, ведь забраться на дерево он смог, а что теперь делать дальше не знает. Чуть дальше стоит одинокая береза и совсем далеко небольшой лес. А. Комарову прекрасно удалось передать суровость природы и в такие моменты зверькам нужна помощь человечества.

Сочинение 4

Я вижу на этой картине зайца на ветке. Вот уж странная ситуация! С чего бы это зайцу там сидеть, он ведь не птица… Но название даёт подсказку – наводнила лес вода. Бедный заяц, чтобы не утонуть, вынужден был запрыгнуть на большую ветку.

Это похоже на иллюстрацию к «Деду Мазаю»… Долго ведь заяц не сможет просидеть на дереве. Там нет еды, там холодно (вокруг ещё снег). Замёрзнут лапы – свалится в воду. А это ведь картинка для летей, видно, что заяц немного «мультяшный», как в советских мультфильмах. Должно всё кончиться хорошо.

Конечно, в этой картинке как раз тот смысл, что даже заяц смог запрыгнуть на ветку, что он покорно ждёт своей участи. Вон у него какие спокойные глаза. Лапки подобрал – сидит. Никакой паники, он никого не ищет взглядом. А если вода будет подниматься?! Сможет ли он запрыгнуть выше…

В общем, я очень рассчитываю на Мазая. Заяц сделал и так много – слишком много для простого зайца. И он точно не волшебный. Он не умеет разговаривать, у него нет в лапах книги, нет шляпки или галстука. Детали эти показали б нам, что такой заяц может действовать, как человек. Нет, это просто зверёк. Наверняка, не только он один попал в такое неприятное положение. Ладно, заяц хоть прыгать умеет, а лиса, например? Смогла бы она залезть на ветку? А волк? Его не каждая ветка и выдержит. Бедные звери.

Вот так эта картинка учит нас сочувствию. Она не отталкивает чем-то страшным, а привлекает, наоборот, внимание. Живём тут в городах – не думаем даже о том, что там в лесах происходит. Страдают ли звери… И вот нам безо всяких нравоучений, без долгих и скучных текстов мы сразу видим, даже чувствуем, как им бывает тяжело. И какое терпение у зайца! Он покорно ждёт… Очень надеюсь, что у него всё хорошо будет. Сразу сочувствуешь.

Если бы я мог помочь. Им надо рядом с картинкой написать, как можно помочь этому зайца, а ещё другим животным в беде. Художник нарисовал хорошую, добрую, привлекающую внимание картину.

  • Проблема счастья в произведениях Чехова сочинение

    Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А всё потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость

  • Весна - это самое прекрасное время года, когда все вокруг оживает после долгой зимней спячки. Обычно весну с большим нетерпением ждут не только люди, которые устали от холодов и заморозков, коротких дней и пронизывающего ветра, но и животные. Поэтому к этой теме не мог не обратиться художник-анималист Алексей Комаров. Этот удивительный и талантливый живописец не только много наблюдал за животными, пытаясь понять их поведение, запомнить их повадки, но и сам изображал их потом в своих полотнах. Одна из его картин называется «Наводнение», а главным героем становится самый обыкновенный лесной заяц.

    Живописец внимательно наблюдал, как интересно оживает земля после холодов, как земля медленно и красиво сбрасывает с себя надоевшие зимние оковы и как только начинает немного проглядывать солнышко и его первые лучи попадают на землю, то она преображается.

    Начинает оживать и просыпаться все вокруг. Растение вдруг становятся зелеными и невероятно живыми. И недавняя серость старого и залежавшегося снега начинает менять свой окрас и становится более ярким, сочным и насыщенным. Оживают в этот период и животные, даже зайцы, которые легко меняют свою старую шубку на новую.

    Но художник видел и наблюдал, что таяние снега приносит не только весеннее преображение земли и животных, но может принести и большую беду. Об этом он и попытался рассказать в своей сюжетной картине о зайце. Так, появились первые солнечные лучи, которые помогают таять снегу, и сразу же маленькие растения потянулись к этим ярким лучам. Но снег, превращаясь в воду, начинает наполнять реки и озера, переполняя их. В результате этого вода выходит из берегов и заливает все вокруг. Художник Алексей Комаров и сам много раз был свидетелем таких весенних наводнений.

    На своей удивительной сюжетной картине Алексей Комаров показал зайца. Этот беззащитный зверек кажется очень маленьким по сравнению с той водой, которая начала свое наступление. Но самым страшным оказывается, что зверек оказался совершенно не готов к этому бедственному положению, к катастрофе и, застигнутый врасплох, пытается спасти свою жизнь. Видно, что время года на комаровском полотне - это весна, которая пришла слишком рано и застала природу врасплох. Снег и лед, растопленные яркими лучами солнца, привели к тому, что начался паводок.

    Вода, попадая в руку, вышла из берегов и стала затоплять прибрежную землю. Вскоре она разлилась уже по полю и даже дошла в лес. Сначала она медленно и робко заполняла те места, где росли небольшие кустики, а затем, осмелев, полилась дальше, вглубь леса. Страшно стало лесным жителям, а потом и гибельно и тяжело пришлось им. Нужно было быстро спасаться им, чтобы не погибнуть от наступающей ледяной воды. Все животные, бросив свои жилища, бросились спасаться на места, которые возвышались, как холмы, над остальной местностью.

    Среди них оказался и серенький зайчишка, который еще не успел сменить свою зимнюю шубку на весеннюю одежду. От этого он кажется совсем неприметным в этом зимнем лесном пейзаже, и хорошо сливается с остальной природой. Чтобы спастись, герой картины художника Алексея Комарова постарался забраться на крепкую ветку молодого дерева. Этот сероватый сучок его единственная надежда на то, что удастся спастись от надвигающейся воды. Бедный зайчишка притаился на этой ветке, следя за тем, как быстро прибывает вода и, прижавшись своим маленьким телом, дрожит от страха.

    Но только неяркие лучи солнца еще совсем не дают тепла, поэтому они, растопив снег и лед, вызвав потом, никак не могут согреть шерсть испуганного лесного жителя. Он замерз, но старается не шевелиться, так как очень боится упасть в воду. И это видно по его позе. Шерсть этого животного отливает розовыми оттенками, просто так отражается на нем солнечные лучи. Большие темные глаза широко раскрыты и в них легко читается и страх, и испуг. Длинные серые уши подняты вверх, и они прислушиваются к каждому шороху и шуму. И шум ледяной воды его сильно пугает.

    Иногда заяц опускает глаза вниз и видит, как уровень воды становится все выше, подкрадываясь все ближе к нему. Бедный лесной зверек совершенно не знает, что ему делать, ведь в любой момент эта холодная, грязная ледяная вода скоро окажется рядом с ним, и он погибнет. Но если он не погибнет от воды, но неизвестно, сколько она будет держаться на этом уровне. И тогда лесному жителю может грозить смерть без еды. Спасение ждать длинноухому лесному жителю неоткуда, но он все-таки еще надеется на счастливое спасение. Он прекрасно понимает, что этот весенний паводок когда-нибудь прекратиться и можно будет снова бегать по земле, не боясь воды. А может быть, когда вода немного спадет, он сможет добраться до леса, который находиться чуть-чуть дальше и немного повыше.

    Картина Алексея Комарова вызывает жалость и сострадание. Хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец, чтоб приплыл лесник на лодке и спас всех бедных зверей, которые стали заложниками ледяной воды.

    Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной.


    Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице. Учился в Туле в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.


    А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае. Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны.





    Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности "Мурзилку", научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шнитникова "3вери и птицы нашей страны", "Атлас промысловых зверей и птиц" и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах.




    В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР". А.Н. Комаров умер 31 марта 1977 г., похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.







    Заяц на дереве Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Вода в реке стала быстро прибывать. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое, корявое дерево. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый, нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.




    Я раз за дровами В лодке поехал их много с реки К нам в половодье весной нагоняет, Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверкам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал иод водой: «То-то! сказал я: не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его тягота не велика!


    Рассмотрите внимательно репродукцию. Кто является главным героем картины? В какой момент художник запечатлел зайца? Опишите животное: какие у него глаза, голова, уши, шерсть. Где он сидит? Что чувствует, переживает? Подумайте, момент, который изображен на картине, будет использован в начале или в конце сочинения?


    У зайца-русака глаза коричневые, уши длинные, большие, усы жёсткие. Шерсть у зайца густая, сверху коричнево-жёлтая, с тёмными крапинками. На шее она желтовато- коричневая, сзади серо- белая. Цвет шерсти меняется зимой и летом. Окраска помогает грызунам скрываться от врагов. Определите стиль данного описания.


    Определите стиль данных описаний. Какое описание наиболее удачное? Голова у зайчика продолговатая, мордочка беленькая, посередине темно- коричневая полоса. Глаза круглые, блестящие, расширенные от испуга. Уши длинные, чуткие, стоят торчком. Шерстка на спине пушистая, темно-серого цвета, на грудке желтоватая, с розовым оттенком. Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше. От страха он весь съёжился. Шерсть на нём встала торчком. Грудка у зайца жёлтенькая. Голова у зверька большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с чёрными пятнышками на концах стоят настороженно. Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву.






    Комаров считается одним из самых талантливых анималистов. Анималистами называют художников, которые умело изображают животных в своих произведениях. Не даром говорят о том, что для того, чтобы изобразить животного, художнику необходимо знать не только о внешнем виде их, но еще и о особенностях своих персонажей и даже порой повадках. Такого рода знания, помогли этому художнику создать свои яркие и выразительные шедевры, одним из которых. Является картина «Наводнение».

    А мой взгляд, это произведение рассказывает о зайчике, который скорее всего попал в беду. Изображена на полотне ранняя весна, когда теплое солнце растопило снег и наступил паводок, который всегда приходит внезапно. В такие дни вода в реке начинает прибавляться с неимоверной скоростью и затапливает все вокруг. Страдают от паводка не только люди, самый удар приходится на зверюшек, которые являются лесными жителями. Большинству животных, приходится покидать в спешке свои норы и искать новые укрытия от воды, находя возвышенности или другие места, где вода их не достанет. На этом полотне мы видим, художник изобразил зайца, который забрался от страха паводка на ветвь большого дерева, и замер прижавшись к коре. Его большие глаза наполнены страхом от происходящего. Уши он настороженно поднял вверх, и скорее всего прислушивается к происходящему вокруг. Мне показалось что зайка иногда поглядывает вниз, на мутную воду, которая совсем близка поднялась к его ветке. Мне стало жалко бедного зайца, ведь ему никак не спасись, вода вот-вот поднимется к его ветке. Даже если заяц сможет забраться на ветку повыше, его неминуемо ждет голодная смерть. В том случае, если паводок не начнет спадать, заяц останется голодным.

    Мне захотелось подумать доброе продолжение картины, что вода начала отступать, и заяц спасся. Очень жаль, что при таких природных явлениях, гибнуть приходится ничем неповинным зверюшкам.

    Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»


    Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
    Цель: Формирование представлений о весеннем половодье через чтение сочинения по картине А. Комарова «Наводнение».
    Задачи:
    - рассказать детям о признаках весны в природе, о том, что происходит в лесу с приходом весны;
    - развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
    - воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.

    Я смотрю на картину А. Комарова «Наводнение». Она мне очень нравится.
    На переднем плане картины я вижу бедного зайца, который сидит на дереве. Глаза у зайца широко открыты, он боится каждого шороха. Уши высоко подняты, он слушает каждый звук. Он как бы прижался к дереву и ждёт помощи, а её всё нет и нет. Шёрстка у него коричнево - белая. Ножки длинные, передние выдвинул вперед, а задние прижал к дереву. Голова у зайчишки большая с маленьким носиком. Кругом косого вода. Рядом стоит стройненькая берёзка тоже наполовину затоплена, похоже, что он сидит на каком то лиственном дереве, возможно дубе. Вдали видно, что снег ещё не растаял, но уже всё покрыла весенняя дымка. Вода, которая затопила много полянок леса сине – черно - коричневого цвета. Очень далеко, если присмотреться, то можно увидеть деревья. Но почему же они розово – зелёные? Может автор писал эту картину на рассвете или закате, а может просто ему показалось, что это будет интересная задумка для его полотна. Но где же некрасовский дед Мазай, который поможет бедной зверушке выбраться из этой непростой ситуации. Я не могу судить, что происходило с автором картины, почему он не нарисовал, как подплывает к зайчонку помощь, возможно, он хотел рассказать зрителям о весеннем половодье, а заяц лишь случайный свидетель.
    Картина мне одновременно понравилась и не понравилась. Понравилась тем, что заяц нарисован так красиво и необычно, интересно подобраны цвета, отражена идея весенних разливов. А не понравилась тем, что зайчонок сидит на дереве в одиночестве, где его семья, его зайчатки. Я надеюсь, что вода держалась не так долго и зверюшка смогла спрыгнуть с дерева и убежать от этой весенней катастрофы к своей семье, в свой родной лесок, и как обычно грызть кору разных деревьев. Я только бы пожелала автору, чтобы он нарисовал спасательную лодку и не рисовал деревья розовым цветом. Но о чём я могу судить, я же не знаю, о чём думал этот замечательный художник в тот момент, когда писал эту удивительно красивую работу о весеннем наводнении или об одиноком попавшем в беду зайце?!.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры