Венецианские художники презентация. Презентация по мхк на тему " венецианская школа живописи"
Презентация «Искусство Венеции » поможет учителю мировой художественной культуры или истории проиллюстрировать рассказ о творчестве выдающихся венецианских живописцев: Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, которое отличается от искусства , и особым отношением к природе и живописной технике.
Искусство Венеции
Презентация, посвящённая искусству Венеции , содержит около восьмидесяти слайдов и рассчитана на использование отдельными частями. Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев. Я не случайно называю этих художников живописцами. Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть – это особое отношение художников венецианского Возрождения к живописи . В отличие от Леонардо, Рафаэля и Микеланджело венецианские художники практически отказались от рисунка как основы произведения и краски стали для них основным средством создания образа. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах.
Джорджоне
Венецианских живописцев также отличает особое отношение к природе , которая перестаёт быть только фоном. Пейзаж играет особую, очень важную роль в большинстве их творений. В подтверждение можно привести одно из самых загадочных и до сих пор не прочтённых живописных произведений Джорджоне «Грозу». Главным героем этого полотна можно смело назвать именно природу.
«Пространство «Грозы» не менее глубоко, чем перспектива у Рафаэля, но его развитие не поставлено в зависимость от изображённой в ней «истории», а дано во всей полноте и одномоментности. Таким мгновением является здесь вспышка молнии, предшествующая грозе, и, хотя картина написана на библейскую и философскую тему …, её лейтмотивом остаётся природа. … Без этих двух фигур пейзаж потускнел бы, утратил своё значение … ибо природа раскрывает свои тайны лишь в процессе накопления опыта и его истолкования человеком. Именно эта глубокая, жизненная, иррациональная связь между природой и человечеством и составляет поэтику Джорджоне …»
Джулио Карло Арган. История итальянского искусства
Тициан
Интересно было прочитать описание процесса работы над живописным творением Тициана , которое приводит Дмитриева Н.А. в «Краткой истории искусств». Ученики художника вспоминают, как мастер не используя подмалёвка, накладывал на холст густой слой краски и сильными ударами кисти создавал рельеф будущих фигур. Краска уподоблялась пластичной глине. Тициан «лепил» фигуры цветом. Последние штрихи мастер наносил лёгкими ударами пальцев, втирая один тон в другой.
Веронезе
Наиболее типичным художником праздничной Венеции можно смело назвать Веронезе .
«Он был живописец, и только живописец, – зато уж живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своём искусстве тем великолепным простодушием, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее»
Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств»
Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев. По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Героев библейских и античных мифов Веронезе одевал в роскошные наряды, в которых он видел своих современников. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (который вначале также назывался «Тайной вечерей»). После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины.
Тинторетто
Последним великим художником итальянского Ренессанса был Тинторетто . Его работы предвосхищают творчество мастеров барокко. Они наполнены экспрессией и динамизмом. Его герои находятся в стремительном движении, фигуры написаны в удивительных ракурсах. Композиция часто строится по диагонали, что всегда создаёт эффект движения. Павел Муратов в «Образах Италии» посвящает Тинторетто особую главу, в которой признаётся в любви к художнику и к его творениям.
- Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
- Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
- Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.:Искусство, 1988
- Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994
- Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004
Завершить разговор об итальянском Возрождении хочу интересным видео. У Венди Беккет свой оригинальный взгляд на искусство живописи.
Удачи!
Подобные документы
Искусство живописи и его место в ряду других искусств. Виды живописи и ее выразительные средства, основные виды переживания, вызываемые живописными произведениями. Основные виды техники живописи и характеристика ее жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.
реферат, добавлен 18.11.2014
Живопись как отрасль христианского искусства, ее значение. Особенности византийской, готической живописи и достопримечательностей в Украине. Специфика монументального вида. Отличительные черты стиля барокко, рокко и классичности в украинской культуре.
реферат, добавлен 14.02.2010
Изобразительные и выразительные возможности живописи. Особенность процесса создания живописной композиции. Характеристика основных материалов искусства. Сущность художественно-выразительных средств. Анализ цветового и светового контрастов в художестве.
реферат, добавлен 18.04.2015
Значение гендерно-сенситивного компонента в структуре художественного образа. Изучение образов жанровой и портретной живописи в контексте гендерносенситивной окрашенности, специфика типологии сюжетов и мотивов, которые господствовали в русской живописи.
статья, добавлен 01.12.2018
Характерные черты творчества импрессионистов, их открытия в живописи, значение данного направления для дальнейшего развития искусства. Влияние японской гравюры и фотографии в отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства.
реферат, добавлен 22.01.2014
Этапы и особенности итальянского Возрождения. Творчество Л. де Винчи и Рафаэля Санти. Венецианская и падуанская школы живописи. Наука и искусство, архитектура в период Кватроченто. Особенности поздних работ Тициана. Тип женской красоты Боттичелли.
шпаргалка, добавлен 08.11.2012
Караваджо - один из первых художников, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ "мертвой натуры". Обеспечение смысловой и эмоциональной выразительности произведения - важнейшая функция цвета в живописи.
курсовая работа, добавлен 23.11.2017
Изучение коммуникативности искусства в связи с категориями пространства. Связь природы художества с пространственностью. Развитие живописи и изменения понимания художественного пространства и его составляющих ввиду перемен в мировоззрении эпохи.
статья, добавлен 26.11.2018
Основные вехи жизни Тициана (Тициано Вечеллио) известного итальянского живописца эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Ранний период творчества художника. Специфика реалистических возможностей в его живописи. Поздние мифологические полотна Тициана.
курсовая работа, добавлен 09.11.2017
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности. Развитие романтизма в живописи. Колорит и освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка и фактуры. Мгновенность образа в живописи. Полифоничность художественного образа.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с представителями Позднего Возрождения.
- Развивать навыки сопоставления и анализа у учащихся на примере представителей Позднего Возрождения.
- Введя учащихся в атмосферу эпохи Ренессанса воспитывать чувство прекрасного.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий
"Живопись в одно мгновение должна вложить в сознание зрителей всё своё содержание". Леонардо да Винчи
- Организация класса к уроку.
- Вступительное слово учителя.
Эпоха Возрождения, которую мы продолжаем изучать, в более широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение. Это время зарождения капиталистических отношений, формирования мировых торговых связей, образования национальных государств, возникновения социальных конфликтов: религиозные войны во Франции, крестьянская война в Германии, буржуазная революция в Нидерландах. В этот период начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических, и устанавливается новое отношение к искусству. Рождается представление о человеке как “земном боге” являющимся истинным творцом собственной сущности и всего что создают его руки и интеллект.
Прежде чем мы познакомимся с представителями Позднего Возрождения: Тицианом, Дюрером и Эль Греко проверим знания по теме в виде теста.
- Выполнение теста на 2 варианта с использованием презентации.
Приложение 1. Учащиеся, просматривая презентацию, отвечают на вопросы на приготовленных листочках. Ключи ответов:
- Изучение новой темы по плану:
- Тициан.
- Альбрехт Дюрер.
- Эль Греко.
- Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа.
- Закрепление новой темы, составление краткого конспекта с использованием презентации. Приложение 1.
Учащиеся приготовили сообщения и мини-презентации по представителям Позднего Возрождения. Краткое изложение.
1-й ученик: Тициан (Тициано Вечеллио) (около 1489/90 – 1576гг.) итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Происходил из родовитой провинциальной семьи. В ≈ 1500г. - отдан на обучение к мастеру мозаики, затем учился живописи у Дж. Беллини. С 1517 по 155г. занимал должность официального живописца Венецианской республики. Его заказчиками были императоры, короли, папы римские. Художественные произведения: “Святое семейство”, “Мадонна с младенцем, святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем”, “Кающаяся Мария Магдалина”.
2-й ученик: Альбрехт Дюрер (1471-1528гг.) родился и умер в Нюрнберге, немецкий живописец и график. Основоположник немецкого Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем Нюрнбергского живописца и гравера М.Вольгемута. В годы странствий (1490-1494гг.) посетил Базель, Кальмар, Страсбург. Позже в 1494-1495 годах посетил Венецию и Падую, в 1520-1521 годах – Нидерланды. Работал на императора Максимилиана. Рисовал пейзажи, рисунки, портреты, успешно работал в области ксилографии (гравюра на дереве), серия “Апокалипсис”. В последние годы издавал теоретические труды. Художественные произведения: “Барабанщик и флейтист”, “Четыре всадника”, “Портрет священника”, “Портрет молодого человека”.
3-й ученик: Эль Греко или Доминико Теотекопули (1541-1614гг.) испанский художник по происхождению грек. Мало известно о молодости. В 1567-1570гг. – жил в Венеции, возможно учился у Тициана. Посетил Парму, Рим. С 1577 года жил в Испании. Пишет картины, впитавшие в себя византийские традиции и достижения итальянского Ренессанса. Им созданы алтарные картины и портреты, в поздний период пишет картины предвещающие апокалипсис. Художественные произведения: “Святое семейство”, “Христос изгоняет торговцев из храма”, “Поклонение пастухов”, “Моление о чаше”, “Спаситель мира”.
- Виртуальное путешествие по залу Эрмитажа, посвящённое творчеству Тициана (электронное пособие).
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Домашнее задание: конспект, индивидуальные задания – приготовить сообщения: Караваджо, Братья Карраччи и Болонская академия, Л. Бернини.
Литература:
- “Молодёжи об искусстве” - Т. Вийранд. Таллинн 1990г.
- Журнал “Галерея”. № 1 – 195
- История искусства зарубежных стран 17-18 веков. Под редакцией В.И. Раздольской. Москва 1988г
Тициано Вечеллио1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция
Выдающийся мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого и Позднего Возрождения
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", "Христос и Магдалина", "Цыганская мадонна» и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит.
К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.
Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Среди лучших портретов Тициана – "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" , "Карл V" ,"Карл V в сражении при Мюль Берге"
Пьетро Аретино (1545)
В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела стала ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург; “Венера перед зеркалом”, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Диана и Актеон”, 1556, и “Диана и Каллисто”, 1556-1559,обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге)
Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (“Мученичество святого Лаврентия”, “Положение во гроб”). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (“Сизиф”, “Даная”, “Венера и Адонис”, “Персей и Андромеда”).
“Святой Себастьян”, 1565-1570, Эрмитаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Фестиваль "Музыка Большого Эрмитажа" в Санкт-Петербурге. Концерты выдающихся мастеров джаза.
Фестиваль, прошедший в июле этого года, был тринадцатым по счету. Обычно основной площадкой его проведения был внутренний дворик музея (каре), а сам фестиваль был посвящен классической музыке. Нынешни...