Владимир михайлович ануфриев. Ануфриев, Владимир Михайлович - Мишкин мундир: Рассказы Рассказ мишкин мундир читать

Главная / Измена мужа

Cлайд 1

Cлайд 2

Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят докопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу»

Cлайд 3

В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир»

Cлайд 4

В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика»

Cлайд 5

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

Читательский дневник по курсу Литература Республики Коми».

Михайлова Валентина, 6501 гр

Тема: Литературная сказка.

Книга - «Волшебный Камень и Книга Белой Совы».

Глава «Новые знакомые». Жанр - Повесть-сказка

Белая Сова ждала Пургу и Хановея, хотела доверить великую тайну из вечной Книги мудрости. Вдруг появились Верса и Баба-Ема. Стали настойчиво просить доверить им тайну предков, между собой ругаясь и, оскорбляя друг друга. Внезапно налетел страшный вихрь, снежная вьюга ослепила пришельцев. В помощь Сове, которая уже лежала на Книге, прикрывая ее всем телом, подоспели хозяева Пурга и Хановей.

Глава «Тревога». Жанр - Повесть-сказка.

Пурга, Хановей и Белая Сова начали читать Книгу мудрости и с первой же страницы встревожила хозяев севера, где говорилось о камне жизни. И подумали все, что делать с Книгой: уничтожить или спрятать. Так просидели 3 дня и 3 ночи. Решили отнести в каменное гнездо ветров, на неприступную вершину Тэв-Поз-Из. Пурга хотела пришить там страницы вечным холодом,а Хановей сковать вечным льдом. Но Сова решила про себя еще внимательно прочитать и подумать.

Сборник – «Заячий год»

Жанр – сказка.

«Медвежья репа».

В сказке показаны два героя – Медведь и Заяц. Медведь – трудолюбивый, посадил репу. Заяц – хитрый пытается извлечь для себя выгоду. Сказка доступна для маленького читателя, читается легко. Описано, как пришла весна, природа проснулась и вместе с ней Медведь; как зимовал Заяц, чем питался зимой.

В сказке показан приключенческий характер (Заяц попал в ловушку, когда хотел украсть репу у Медведя, но в конце смог перехитрить его). Сюжет динамичен. Познавательный характер – описаны, как зимуют медведь и заяц. Основная идея – в мире природы свои взаимоотношения.

«Заячья песня». Жанр - сказка

Эта сказка о храбром Зайце, который не испугался более сильного на первый взгляд Зайца с кривым зубом, а поборолся с ним. Сказка так названа, потому что песня творит чудеса. С помощью пения он нашел себе пару, Зайчиху, и впоследствии, стал отцом пятерых детей.

Сборник – «Вареная сосулька»

Жанр - сказка.

«Злая волшебница кнопка».

В сказке главный герой кнопка с одной стороны злая, а с другой – любопытная и смешная. Учительница очень мудрая, смогла распознать коварства кнопки и успокоить ее, придумав ей интересное место – записную книжку, куда она записывала смешные истории детей. Но этим она подвела себя, т.к. кнопка хихикала именно тогда, когда она была у начальников, и с ней до единого прощались, думая, что она несерьезная. В сказке оживает и крючок, и дает задуматься, что часто, действительно, мы не понимаем некоторых вещей.

Автор учит быть детей понимающими. В сказке показаны предметы, которые окружают в повседневной жизни детей. Главный герой кнопка (которую автор показывает вредной и смешной) и другие бытовые предметы, а также учительница (умная и мудрая, которая смогла понять кнопку). Главная идея – чудеса вокруг нас в самом обыденном, надо только их увидеть и понять.

«Обжора – ложка». Жанр - сказка

В данной сказке оживает ложка, которая убегает от своей хозяйки, думая, что где-то ей будет лучше. Но долго бродив по улице, она огорченная, что не нашла еды, упала в обморок. Подобрала ее девочка Лида вместо игрушки. Но ложку не устраивала невзаправдашняя каша. Мама Лиды увидела ее, отмыла и положила ее с тарелкой борща. Лида до этого ела плохо, но произошло чудо, с новой ложкой съела все. Обжору-ложку хранили в бархатном футляре.
Автор хотел сказать, что часто ищем что-то лучше, но бывает, теряем все хорошее. Герой ложка была жадная и глупая. Герой девочка была капризная. Часто дети не хотят есть. Я думаю, эта сказка написана в помощь мамам.

«Встреча с Маленьким принцем». Жанр - сказка

В сказке 2 героя: автор и Маленький принц. Событие происходит в Новогоднюю волшебную ночь и девочка верила, что произойдет что-то волшебное. И случилось чудо – она встретила Маленького принца из сказки. Он искал своего друга летчика, и девочка долго не могла сказать, что его друга уже нет. Не хотела об этом сказать, но подумала, что лучше горькая правда. Тогда Маленький принц увидела Лис, но и здесь его ожидает огорчение – это была девочка в маске лисы. Но он ушел с мыслью, что все-таки найдет своего друга. А девочка с грустью подумала, Маленький принц не захотел, чтоб его приучила она.

Тема: Стихи и рассказы о природе.

Сборник – «Кто раньше встал».

Жанр – стихотворение.

«Первое сентября».

Легкое, веселое стихотворение о баловнице Танюшке, которая пошла впервые в школу. Подружки пришли к ней в гости, а братишка Костя удивился, что они не знают, какой сегодня день, и что Танюша пошла в школу, как и все ребятишки.

«Сосна». Жанр – стихотворение.

Познавательное стихотворение о дереве сосны. Как из семени шишки вырастает новое дерево. Показаны природное явление, например, ветер может разнести семя. В стихотворении отмечается и внешний вид сосны, какая она. Детям очень понятное, легкое стихотворение.

«На концерте». Жанр – стихотворение.

В этом стихотворении автор показывает чудесные скрипки, сравнивает инструменты с природой, в частности, с ручейком. Красивое стихотворение, познавательное. Дети могут узнать не только о музыкальных инструментах, но и о ручейке в одном стихотворении, как их автор охарактеризовал очень тонко.

Тема – стихотворение о природе.

«Улитка». Жанр – стихотворение.

Стихотворение об улитке. Автор написал познавательное стихотворение о природе. Показана улитка, внешний вид (на круглой спинке чудесный теремок), ее природную медлительность и как она двигается (ползет, сегодня бы добраться до веточки другой). Также можно узнать, что действие происходит летом (цветет черемуха, дождик не замочит).

Тема – стихотворение о природе.

«Пора в берлогу». Жанр – стихотворение.

Познавательно стихотворение. Автор рассказывает о природных явлениях, о животном мире, где и как они зимуют. В стихотворении можно узнать, что пришла зима, что барсуки сидят в норах, как медведь находит берлогу, как он будет, посасывая лапу, спать до весны.

Сборник – «Про меня и про друзей». Жанр – стихотворение.

«Медвежонок и комары».

Познавательное стихотворение о медвежонке. Сравнивает его с маленьким ребенком, что его искусали комары, и не может сам есть вкусную малину, подзывает маму и плачет.

«Таежный доктор»

Познавательное стихотворение о природе. В данном стихотворении автор описывает дятла и о его полезности для деревьев. Тема – природа, птицы и растения.

«Первый дождик»

«Злой ветер Войпель».

На севере очень часты такие ветры.

«Я в тайге не заблужусь».

Познавательное стихотворение, как можно ориентироваться в природе, о лесных приметах. Автор также учит, как можно найти путь, если знать астрономию (по Полярной звезде).

«Олени».

Познавательное стихотворение. Дети узнают из стихотворения. Что такое нарты-сани, об оленях – что они едят и у них теплый мех, поэтому они не мерзнут.

«Малица».

Познавательное стихотворение о новой одежде – малице, которое привез отец. Она теплая.

Легкое, веселое стихотворение.

«Чум».

Познавательное стихотворение о жилище оленеводов. В стихотворении подробно описывается о чуме, как его строить. Чтобы дети лучше поняли, что такое чум, стихотворение сопровождается рисунком, что очень важно маленькому читателю, который никогда не видел странный дом.

«Голубая высота».

В стихотворении автор предупреждает детей, что высота – это опасно. Когда лезешь вверх, вроде очень весело. Но на самом верху становится страшно и опасно, и уже не поется, сразу вспоминаешь маму. Стихотворение о детях.

Любимая птица.
Жанр –
стихотворение.
Автор написал познавательное стихотворение о воробье. Дети могут узнать, что воробей не улетает на юг, как другие птицы. Стихотворение написано в виде диалога мальчика и автора.

Тема – природа

«Воробьишкина весна». Жанр – стихотворение.
Стихотворение о природе. Через воробья автор описывает приход весны. Познавательное стихотворение. Автор учит трудолюбию, доброте, призывает любить природу.

«Заждались». Жанр – стихотворение.
Познавательное стихотворение о природе, что зима на севере длинная, в мае только начинается ледоход. И очень ждут короткого лета, поэтому и стихотворение называется «Заждались».

Автор – Степан Раевский
Сборник – «Теплый Север».
О красоте Северной природы, об интересном наблюдениях в лесу, о повадках зверей. Учит любить природу.
Жанр –
рассказ.

«Горсть мороженого»
В рассказе автор интересно описывает север, зимнюю природу, озеро, сравнивает мерзлую клюкву с мороженым, который очень любят дети. Познавательный характер. В то же время описывает северную ягоду, восхищается природой. Автор также в рассказе пишет об одном из занятий людей – о рыболовстве, описывает, как ловят рыбу зимой.
В рассказе два героя – дедушка и Юля.

«Лесной доктор»
Познавательный характер. Рассказ написан автором от себя. Как он любуется природой зимнего Севера. В рассказе также хорошо и документально познавательно говорится о дятле: описывается внешний вид, полезность, его деятельность, предназначение. Показаны географические и природоведческие названия: тропа, редколесье, могучие сосны, древесные жучки-вредители, жуки-короеды и т.д.

«Плачет береза».
Познавательный рассказ. Автор описывает березу весной. Также пишет не только о красоте природы родного края, но и о зле, когда могут причинить маленькой частице природы, березе, чтобы напиться вкусным березовым соком.
Автор учит любить и беречь природу.

«Мишкин мундир» Юмористический рассказ. Имеет познавательный характер. Описывается природа тайги. В шутку «мундир» увидел автор, пень березовый, видимо медведь оставил, лакомившись муравьиными яйцами. Поэтому так и называется рассказ. Кора в пне распахнулась и была покрыта грибами-трутовиками, похожими на пуговицы.

«Загадка». Жанр – рассказ.
В рассказе автор рассказывает про случай из жизни в экспедиции в Сибири. Охотник-ханта Иван Сергеевич дал ему загадку о птичке, которая и желтая, и красная, и зеленая, и серая, и синяя. Долго думал, и подходит только клёст, но он не бывает синим (видим познавательный характер). Оказалось, в яму с отходами, нерядивая хозяйка выбросила синьку, клёсты перемазались и стали синими (добрый юмор в рассказе).

Повествуется от первого лица. Автор восхищается природой и через рассказ просит бережно относиться к ней.

«Заботливая мать».

Автор описывает любовь к природе, к родному краю и животному миру. Рассказ имеет познавательный характер. Красиво, сравнениями,… описывается лесной ручеек, бор, река Вычегда, грибы и ягоды .

Описывается, как глухарка, увидев автора, увела его от гнезда. Побродив по бору и любуясь, возвращался обратно. Захотел из любопытства посмотреть у коряги гнездо глухарки, но яиц там уже не было. Зная, что гнездо ненадежно, глухарка унесла оттуда все семь яиц.

Повествуется от первого лица. Учит любить природу, заботиться о ней. Сам любуется, восхищается, рассуждает. Использованы эпитеты, сравнения.

«Березовый сок». Жанр – рассказ

Познавательный характер. В рассказе говорится о весне, описывается красивая природа. Учит что делать, когда кто-то надломал ветку березы. Рассказывается о природных явлениях, что весной береза наполняется соком, и если поранить ее, то может погибнуть. Человек может помочь березе и в рассказе учат, как это сделать с помощью глины. Также о синичках, которым очень понравился березовый сок.

«Белые ночи». Жанр – рассказ

В этом рассказе описывается, как красива природа. Сравнивается с красивой девушкой (в подвенечном наряде черемуха надушилась, напудрилась). Подробно знакомит с рыбалкой и как варить уху. В рассказе большое внимание уделяется светлым, коротким летним ночам севера.

Познавательный характер. Учит любить и беречь природу. Автор пишет о родном крае, обитателях тайги, о традициях и обычаях коми охотников.

Тема: Стихи и рассказы о детях.

Жанр – стихотворение о детях. С. Попов учит детей добру, честности, трудолюбию.

«Для чего длинные волосы?»

Легкое стихотворение, юмористическое. Автор пишет о мальчике Вите, у которого уже длинные волосы. Часто дети не любят стричься, и автор с юмором написал о них.

«Снова в школу»

«Заболела наша Оля».

Стихотворение об Оле, которая заболела. Познавательный характер. Через это стихотворение автор объясняет, что может заболеть горло, намочив ноги в луже. Стихотворение написано в виде диалога Оли и врача.

Жанр – стихотворение о детях.

«В детском саду».

В стихотворении говорится о тех детях, которые живут в садике по несколько дней. Мамы и папы не могут их ежедневно забирать их домой.

«Телеграмма».

В стихотворении автор показывает, как творчески подошла воспитательница Ольга Федоровна, которая разыграла интересно, через телеграмму новость (принесла в клювике птичка) о том, что едут родители за детьми. Радостное, веселое стихотворение.

«Бурки».

Автор пишет об обуви для детей, которая теплая и носят ее дети оленеводов. В стихотворении автор описывает какие они, из чего сделаны. Автор учит детей быть более осторожными (не намочить в воде обувь), слушаться родителей.

Жанр – стихотворение

«Игра в испорченный телефон».

Стихотворение написано в диалоге. Веселое, задорное. Автор хочет через стихотворение показать, что часто мы слышим то, что хотим. Шуточное стихотворение о сне Светы, как она захотела полететь в космос без билета.

«Маленький ерш».

Познавательное стихотворение о рыбалке и рыбке ерш. Учит детей доброте (ерш еще маленький и нужно его отпустить с крючка)

«Пыжик».

Познавательное стихотворение. В нем показана природа тундры. Автор знакомит детей с растениями и животными тундры. Автор учит детей стать сильными, здоровыми, чтобы жить в дальнейшем в тундре.

Жанр – рассказ.

« Подарок Деда Мороза».

Рассказ для детей и о детях. Автор рассказывает о мечте Аннуша, которая исполняется в ночь под Новый год. Также говорится о профессии мамы, которая работает на ферме .

«Упрямая Кысук».

Познавательный рассказ о профессиях, о хлебе. Аннуш всем рассказывает, что хлеб выбрасывать никогда нельзя, но никак не смогла объяснить кошке, которая оставила кусочек хлеба в блюдце. Упорная Аннуш не хотела с этим смириться. Автор учит доброте.

«Бабушка Агния – волшебница»

В рассказе рассказывается о профессии селекционер. Подробно объясняется, как ухаживать за яблоней. Познавательный характер. Автор делает вывод, что волшебство в своих руках. Учит трудолюбии, доброте.

Жанр – рассказ.

« Полутонная артистка».

Смешной, юмористический рассказ о детях. В ней пишется о том, как Нина хочет стать артисткой, показывает на крыше амбара концерт ребятишкам. В рассказе главные герои Нина и ее брат Паша. Нина очень забавная, а брат Паша, от лица которого повествуется рассказ, был внимательным и заботливым к своей сестре. Ласково называл ее Нинтур.

«Молоко с крошками».

В рассказе также главные герои Нина и ее брат. Нина уговаривает брата сходить вместе в лес за земляникой. Брат уступает упорству сестры, хотя знает, что земляника еще не созрела. Так и вышло ни одной ягоды не нашли. А Нина еще спорит и обманула брата, что собрала уже половину лукошка, но быстро устает. Когда пришли домой, захотела есть не землянику со сметаной, а молоко с крошками.

«Гостинец от зайца».

В рассказе автор пишет о ситуации, которая произошла однажды в семье. Главные герои Нина и ее отец. Как- то пришел отец с охоты уставший и попросил Нину помочь снять валенки, но она не захотела и придумала, что уже помыла руки к ужину. Но отец поступил мудро, сказав, что принес от зайца гостинец. Нина не раздумывая «помогла» отцу и получила мерзлую краюшку хлеба. Нина была умной девочкой и в следующий раз попросила отца взять с собой мороженое, чтобы заяц потом его прислал.

«Красные маки».

Все рассказы Нина Куратова написала из жизни о детях и для детей. Учит через свои рассказы дружбе, доброте, трудолюбии, пониманию друг друга, взаимовыручке.

Жанр – рассказы о детях.

«Вареная сосулька».

Юмористический рассказ о развлечениях мальчишек. Главный герой Сережа, его друг Дима и мама. Мама была очень хорошей и не стала ругать сына за то, что он в суп положил сосульку, но объяснила, чтобы больше так он не делал, суп стал жидким, потому что много воды в сосульке.

«Звездочка».

Рассказ о мальчике Мите, его любознательности. Он любовался звездным небом и вдруг увидел, как упала звездочка, а утром он их увидел у колодца в виде кусочков льда. Решил, что это та самая звезда, которую видел ночью.

Жанр – повесть.

Глава «Митруку грустно».

В этой главе автор пишет грустную историю о мальчике Митруке, что заняться ему, когда он остается в чуме один, нечем и ему скучно и грустно. В один из таких дней он лег на нарты и стал разглядывать небо. Задумался и не мог ответить себе на многие вопросы. (Где солнце? Может заболело?). От нечего делать он опять увидел лисенка, который однажды уже укусил его за палец, принес и протянул ему кусочек мяса. Лисенок укусил его за губы. Сестра Марина смазала чем-то густым и пахучим.

Познавательная глава, приключенческий характер. Автор отмечает любопытство мальчика. Показывает быт оленеводов глазами Митрука.

Глава «Две мамы».

Забавная история о Митруке, которому понравилось молоко оленихи, которая потеряла своего малыша. Ждал, когда все уходили, чтобы никто не видел, потому что все смеялись над ним, он подходил к оленихе и сосал ее молоко. Поэтому автор и назвал так главу, одна мама воспитывала его, другая «давала» молоко.

И сразу же кусок бутерброда буквально застрял в его горле, он закашлялся, мать обернулась, посмотрела на него со своей рассеянной улыбкой плохо видящего человека, которая могла показаться высокомерной тем, кто не знал, что у матери минус шесть, и, поняв, в чем дело, сильно хлопнула Мишку по спине маленьким крепким кулаком. Кусок вылетел из Мишкиного горла, он сглотнул - и совершенно неожиданно для себя в голос заревел.

Он уже давно, класса с третьего, не плакал в голос, и мать страшно удивилась. Она бросила нож, вытерла руки кухонным полосатым полотенцем и прижала голову сидящего на табуретке Мишки к шершаво-скользкому животу халата.

Прошло, - удивленно повторяла она, - ну, ведь все проскочило? Что же случилось, Мишенька, что случилось? Ну, успокойся, что случилось? В школе? Ну, что ты? Ты у меня, как маленький, перестань, ведь тебе же тринадцать лет уже!..

Мишка не мог перестать реветь, и ответ, громко втягивая носом слезы и даже заикаясь, выдавил:

Ты еврейка, - и от этого заплакал еще сильнее, - ты еврейка, у нас есть другая, шпионская фамилия, меня отдадут в малолетнюю колонию, да, отдадут?

Ему было стыдно реветь, как маленькому, но он уже ничего не мог с собой поделать.

Мать молчала. И от этого молчания Мишкины слезы очень быстро высохли, он высвободил голову из материных рук, отодвинулся и снизу посмотрел ей в лицо.

Он увидел, что глаза матери закрыты, а из-под век тихо ползут слезы, губы кривятся, рот открывается, и он понял, что сейчас и она заплачет в голос, и от этого замолк.

В то же время в прихожей открылась дверь, голоса отца и дяди Феди, громкие, как всегда бывают голоса людей, вошедших с холода, сразу наполнили всю квартиру неразборчиво-веселым разговором, потом послышалось внятное отцовское «Мама, нам по рюмке скорей, околели!», раздался стук сбрасываемых с помощью упора-рогульки сапог, две пары домашних тапочек пошлепали к кухне, и Мишка понял, что объяснять отцу, да еще при дяде Феде, почему они с матерью плачут, будет просто невозможно. Он вскочил, бросился, протолкнувшись в коридоре между отцом и соседом, в прихожую, схватил с гвоздя и вскинул на плечо велосипед «Орленок», купленный ему недавно, на последний день рождения, вылетел на лестницу, выскочил из подъезда, с грохотом хлопнув дверью на спружинившем толстом куске автомобильной резины, с ходу, на бегу, больно плюхнулся на узкое седло и понесся, привставая и крепко надавливая на педали, по дворовым асфальтовым дорожкам, между пожухлыми бурыми вениками на улицу, вырвался на опустевшую площадь и принялся накручивать большие круги и восьмерки.

Дул ветер, сдвигая к вискам еще ползущие по щекам слезы, с темно-серого неба редко капал холодный дождь, черные листья уже никто не убирал, они сбились к краю трибуны и лежали там валиком. Понемногу на площади стали появляться и другие велосипедисты, началось обычное кружение, в будние дни возникавшее в сумерках, после конца второй школьной смены и приготовления уроков первой, а сегодня ради праздника начавшееся среди дня. Многие мальчишки ездили, косо стоя под рамой, на взрослых харьковских велосипедах, некоторые - на трофейных, пошедших уже ржавчиной, один парень из девятого «А» - даже на тяжеленном австрийском с карданной передачей. На этом фоне Мишкин «Орленок» с высоко поднятым седлом, низким рулем с повернутыми к земле рогами и с хромированным насосом выглядел неплохо.

И постепенно Мишка влился в кружение, совершенно отдался этому вытесняющему любые мысли занятию езды по площади - и обо всем забыл. Он только жалел, что Нина на площади никогда не появлялась, поскольку у нее велосипеда не было, да она и кататься не умела, а возить на раме, как некоторые старшеклассники возят старшеклассниц, он много раз ей предлагал, но она стеснялась.

Впрочем, даже и ее отсутствие недолго огорчало Мишку, и вскоре он уже просто нарезал и нарезал крути мимо трибуны, под крупным, но редким дождем, ни о чем не думая. Велосипед летел, наклонялся на повороте, и серый воздух плотно и туго входил в Мишкину грудь.

Он вернулся домой, когда начало быстро темнеть, в пятом часу, и, как и ожидал, застал там уже гостей.

В прихожей на вешалке кучей висели парадные мундиры и фуражки, в том числе один мундир с серебряными узкими витыми медицинскими погонами, из чего следовало, что в гостях был дядя Гриша Кац, и одна голубая фуражка с малиновым околышем дяди Левы Нехамкина. Был еще и мятый мундир соседа дяди Феди Пустовойтова со связистскими молниями на неровно пришитых петлицах и целлулоидным холостяцким подворотничком.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Степан Семёнович Раевский (21.04.1918-29.06. 1996) Писатель, переводчик, книгоиздатель. Родился в с.Межадор Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Окончил Визингскую среднюю школу и десятимесячные курсы по подготовке в вуз. С 1934 учился в Коми пединституте. С 1938 по 1940 был учителем языка и литературы в Мохченской средней школе Ижемского района. В 1949 - редактор Коми книжного издательства, затем с 1958 - его директор. Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников "Луч солнца", "Утренняя заря", "Родина" ему была присуждена Государственная премия Коми АССР им.Куратова И.А. Он член Союза писателей с 1957. Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.

«Мича серпас» («Красивый узор»)

Рассказ переносит нас в летний лес, где три девчонки - сестрички собирают землянику. Ее так много! Вся она крупная как на подбор. А какая она сладкая! Быстро набрали ягоды, и только брат не положил ни одной ягодки в корзинку, рука его с ягодкой тянулась в рот. Раевский живо показывает азарт детей во время сбора ягод: быстро собирали, соревновались, им любо, они счастливы, горды. Вывод писатель делает в конце рассказа пословицей: что соберешь, то и съешь. Лес человека кормит, но надо для этого приложить свои силы, труд, терпение. « Озъя йов» («Земляника с молоком»)

Эдуард Юрьевич Шим (23.08.1930 – 13.03.2006) Настоящая фамилия Шмидт. Русский писатель, драматург, сценарист. Окончил Ленинградское архитек-турно - художественное училище. Начал печататься с 1949 года. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

«Березовый сок»

Дед с внуком едут по лесу на телеге за грибами, перед нами осенний лес. Красиво: «Тут просторно, светло, половина листьев уже осыпалась.» Писатель использует сравнения при описании грибов: красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в веселых веснушках. Олицетворение: трясутся новые плетеные корзины. Шим напоминает юным читателям, чтобы они не забывали о бережном отношении к природе. Рассказ «Война с грибами».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Георгий Алексеевич Скребицкий Писатель. Георгий Алексеевич очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру. Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич с ним случилось когда он был еще маленьким.

Рассказ начинается с загадки: на колу дворец, а во дворце певец. Конечно, это про скворца. Писатель говорит о пользе этой птицы: « Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.» Знакомит с повадками и нравами пернатого друга человека: то песенки распевает, то засвистит, затрещит, то лягушкой заквакает, то, как курица, закудахчет, то начнет скрипеть. Наблюдая, автор подмечает: «Скачут скворцы по полю, ищут на земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища,» «Полезная птица скворец, а уж какая занятная». «Скворец»

В рассказе автор переносит нас в березовый перелесок в самом начале лета. «Солнечный день, все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света.» При описании природы автор не скупится на эпитеты: листья золотые, изумрудные.; олицетворения: струятся ветви берез, бегут синеватые тени. Описывает кукушку, которую никогда до этого не видел: «…хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках… значит, она не на сову, а на ястребка похожа» С большой теплотой рассказывает Скребицкий о крылатых друзьях. Хочет, чтобы все дети были добры, жалели бы братьев меньших. Открывает все новые и новые тайны, и нет конца тайнам о Родной природы. «Лесной голосок»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Геннадий Яковлевич Снегирев Один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких. Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д. Рассказы Снегирева ближе к поэзии, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

«Песцовая земля»

Александр Витальевич Кокачев Писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году.

Это сказка о лесном малыше, о его подружке - белочке Уре. С ними в лесу происходят разные приключения. Книга состоит из двух частей, первая – загадки, чтобы их отгадать, надо знать фауну наших северных лесов. И не беда, если ты не сразу справился с загадками, прочитаешь вторую часть книги, отгадаешь загадки. Вторая часть книги - сказка, состоящая из одиннадцати небольших главок. Каждая главка имеет свое название. Глава «Спор грибов» повествует о появлении Ухрюмона. Выпал он из корзинки с грибами у тети Даши, темно – желтый комочек, с хвостиком, глаза большие, сразу же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить. Из главы «Палка – выручалка» узнаем, как Ухрюмон ищет возможности выживать. В «Схватке» Ухрюмон сражается со щукой и выигрывает. В главе «Изобретение» удивляемся находчивости героя, он изобретает штаны, используя лишайник. Для ночлега друзья выбрали безопасное место – дупло белки. Постепенно Ухрюмон начал говорить. «Ухрюмон»

Сказка Кокачева очень познавательная, она как – то ненавязчиво, незаметно вводит нас в северный лес, знакомит нас с растительный миром тайги и его обитателями. Так как читатель уже ознакомился с первой частью книги - загадками, не смог отгадать их, то будет очень внимательно читать сказку, мысленно искать ответы. Да и сам главный герой – Ухюмон – какой – то необычный, такого еще не видели.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Владимир Михайлович Ануфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника".

Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят докопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу»

В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир»

В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика»

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше, Юхан», Сыктывкар, 1996 г. 2. Ануфриев В.М.«Мишкин мундир», Сыктывкар 1989 г. 3. Демин В.Н. «Писатели Коми» в 2- х томах, Сыктывкар.2001 г. 4. Демин В.Н.«Под кронами сосен», Сыктывкар, 1989 г. 5. Запорожцева И.В. «Пастух и белый олень», Сыктывкар, 1980 г. 6. Кокачев А. «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г. 7. Латышева В.А.«Классики и современники», Сыктывкар, 2005 г. 8. Мартынов В.И. «Литераторы земли Коми», Сыктывкар, 2000 г- 9. Раевский С. С.« Подарок ко дню рождения», Сыктывкар, 1995 г. 10. Скребицкий Г.А.«Крылатые соседи». Москва, 1977 г. 11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва, 1978 г. 12. Шим Э.Ю. «Жук на ниточке», Москва, 1978 г. 13. Энциклопедический словарь школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г. Список литературы:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Прыгни выше, Юхан» «Мишкин мундир»,

Рочев Е. «Бегут, бегут олени» М.: 1989г. Скребицкий Г. «Крылатые соседи»

«Рассказы и сказки о природе» «300 страниц про зверей и птиц»

«Лесные сказки» «К то на кого похож?»

Геннадий Снегирев «Дикий зверь» «Бобровая хатка»

Снегирев Г. «Домик осьминога» Снегирев Г. «Песцовая земля»

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка ООД Тема: «Природоведческая литература Республики КОМИ» (Подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Развитие речи» - приобщение к художественной литературе

Цель: Расширить кругозор детей в творчестве писателей Республики Коми.

Задачи:

  • Познакомить с писателями природоведческой литературы Республики Коми;
  • раскрыть красоту природы родного края,
  • развивать национальную гордость, обычаям, языку, культуре народов Коми;
  • Обогатить словарный запас;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, к родной природе .

УДД у детей развивается представление об окружающем мире, расширяется словарный запас. Дошкольники приобретают знания о животном и растительном мире Р. Коми через художественные произведения. Использование иллюстраций формирует у детей наиболее реалистичное представление об окружающем мире.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, презентация «Природоведческая литература Республики Коми».

Дидактическое обеспечение: детские книги писателей Республики Коми.

1. Организационный момент. I часть (просмотр презентации)

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством писателей Республики Коми.

Слайд – 1 -5 Ирина Васильевна Запорожцева - Учёный и поэтесса, доктор геолого – минералогических наук.

Ирина Васильевна открывает мир людей, которые находятся в поиске, открывают неизвестное. Она рассказывает о труде геофизиков, о жизни северян на просторах суровой тундры, о северной природе.

В произведении «Две вороны» - писательница заостряет наше внимание на взаимоотношения человека с дикими птицами.

Запорожцева, характеризуя ворон, отмечает, что Машка была осторожной, Сашка - важный, очень доверчивый, за что и поплатился; его подстрелил вновь прибывший геолог: «… упал черный Сашка на белый снег…» Горько оплакивала Сашку повариха, геологи молчали, не говорили ничего. Так они выразили свое отношение к проступку этого «чужака», а в произведении «Маленький оленевод» писательница рисует образ Саши, настоящего оленевода, который не боится холода, не болеет, далеко ездит на оленях с отцом капканы проверять, не плачет, когда с нарт падает. Вот такой настоящий оленевод растет в тундре.

Слайд – 6- 9 Степан Семёнович Раевский - это писатель, переводчик, книгоиздатель. Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников «Луч солнца», «Утренняя заря», «Родина». Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.

Раевский Семен Степанович – автор двух книг для ребят, это небольшие сборники рассказов для детей о неповторимой красоте северной природы, об интересных наблюдениях в лесу, о повадках зверей, о радости общения с лесными просторами.

В рассказе «Мича серпас» («Красивый узор») чувствуется дыхание осени в лесу (кругом тихо, вот и опять осень наступила), обращает внимание на поведение птиц (не поют как летом, они отдыхают, готовятся в дальнюю дорогу), замечает смену времен года (деревья кругом будто красивой краской покрашены), в рассказе показано «горение» осени. Это достигается наличием в рассказе постоянных эпитетов (солнечные краски, ало – красные грозди рябины, золотые кисти), сравнений (деревья как будто покрыли краской, сидит как жар – птица), олицетворений (ветки шепчутся друг с другом, листья покрывают землю золотистым ковром). Эти приметы, сравнения, народные по характеру звучания, оживляют рассказ. Делают его эмоционально насыщенными. А в рассказе «Озъя йов» («Земляника с молоком») переносит нас в летний лес, где три девчонки - сестрички собирают землянику. Ее так много! Вся она крупная как на подбор. А какая она сладкая! Быстро набрали ягоды, и только брат не положил ни одной ягодки в корзинку, рука его с ягодкой тянулась в рот. Раевский живо показывает азарт детей во время сбора ягод: быстро собирали, соревновались, им любо, они счастливы, горды. Вывод писатель делает в конце рассказа пословицей: что соберешь, то и съешь. Лес человека кормит, но надо для этого приложить свои силы, труд, терпение.

Слайд – 10 - 12 Эдуард Юрьевич Шим - настоящая фамилия Шмидт. Русский писатель, драматург, сценарист. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

В рассказе «Березовый сок» описывает весенний лес, сетует, что какой – то недобрый человек обрубил у самых корней молодую березку. Писатель поднимает проблему охраны природы. Поэтичность рассказу придают эпитеты: мокрая береза; сравнения - совсем как вода: переносное значение слова: руки злые. Вывод звучит в конце рассказа из уст дедушки: «Эй, люди, руки злые, а голова дурная… ну, захотелось соку – возьми от старой березы, которую все равно зимой на дрова срубим».

Рассказ «Война с грибами» - дед с внуком едут по лесу на телеге за грибами, перед нами осенний лес. Красиво: «Тут просторно, светло, половина листьев уже осыпалась». Писатель использует сравнения при описании грибов: красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в веселых веснушках. Олицетворение: трясутся новые плетеные корзины.
Эдуард Юрьевич Шим напоминает в своем произведении юным читателям, чтобы они не забывали о бережном отношении к природе.

Слайд 13 - 15 Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель. Очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру. Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич, с ним случилось, когда он был еще маленьким.

В рассказе «Скворец» - произведение начинается с загадки: на колу дворец, а во дворце певец. Конечно, это про скворца. Писатель говорит о пользе этой птицы: « Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.» Знакомит с повадками и нравами пернатого друга человека: то песенки распевает, то засвистит, затрещит, то лягушкой заквакает, то, как курица, закудахчет, то начнет скрипеть. Наблюдая, автор подмечает: «Скачут скворцы по полю, ищут на земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища,» «Полезная птица скворец, а уж какая занятная».

А в рассказе «Лесной голосок» автор переносит нас в березовый перелесок в самом начале лета. «Солнечный день, все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света». При описании природы автор не скупится на эпитеты: листья золотые, изумрудные; олицетворения: струятся ветви берез, бегут синеватые тени. Описывает кукушку, которую никогда до этого не видел: «…хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках… значит, она не на сову, а на ястребка похожа».
С большой теплотой рассказывает Скребицкий о крылатых друзьях. Хочет, чтобы все дети были добры, жалели бы братьев меньших. Открывает все новые и новые тайны. И нет конца тайнам о Родной природы.

Слайд - 16 – 17 Геннадий Яковлевич Снегирев - один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких. Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д.

Рассказы Снегирева ближе к поэзии, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

В рассказе «Песцовая земля» переносит нас, читателей, на Дальний восток. Волей случая Сережа попадает на остров, наблюдает за дикими животными: китами, песцами, улитками, кайрами, узнает, что есть такая профессия - зверовод, это тот, кто разводит зверей, изучает их, подкармливает в естественных условиях. Сережа увидел птичий базар, помогал кормить песцов, заметил, что все они разные: есть хитрые, они подкрадывались и отнимали корм у других песцов. Есть и такие, которые совсем не брали корма - они бегали на птичий базар и там воровали яйца.

Слайд 18 - 20 Александр Витальевич Кокачев – писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году.

Сказка «Ухрюмон» - о лесном малыше, о его подружке - белочке Уре. С ними в лесу происходят разные приключения. Книга состоит из двух частей, первая – загадки, чтобы их отгадать, надо знать фауну наших северных лесов. И не беда, если ты не сразу справился с загадками, прочитаешь вторую часть книги, отгадаешь загадки.
Вторая часть книги - сказка, состоящая из одиннадцати небольших главок. Каждая главка имеет свое название.
Глава «Спор грибов» повествует о появлении Ухрюмона.
Выпал он из корзинки с грибами у тети Даши, темно – желтый комочек, с хвостиком, глаза большие, сразу же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить.
Из главы «Палка – выручалка» узнаем, как Ухрюмон ищет возможности выживать. В «Схватке» Ухрюмон сражается со щукой и выигрывает.
В главе «Изобретение» удивляемся находчивости героя, он изобретает штаны, используя лишайник.
Для ночлега друзья выбрали безопасное место – дупло белки.
Постепенно Ухрюмон начал говорить.

Сказка Кокачева очень познавательная, она как – то ненавязчиво, незаметно вводит нас в северный лес, знакомит нас с растительный миром тайги, знакомит с его обитателями. Так как читатель уже ознакомился с первой частью книги - загадками, не смог отгадать их, то будет очень внимательно читать сказку, мысленно искать ответы. Да и сам главный герой – Ухюмон – какой – то необычный, такого еще не видели.

Слайд – 21 – 22 Егор Васильевич Рочев - Коми писатель. Родился тундре в семье оленевода. Цикл рассказов о сыне оленевода Лёве показал умение автора писать для маленьких читателей. Первая его книга "Батьлöн ордым" (1971 ) также была посвящена людям тундры. А повесть "Сьöлöмын вурыс", вышедшая на русском языке под названием "За каждый свой шаг..." (1979 ), рассказывала о строителях Сыктывкарского лесопромышлен-ного комплекса. И здесь автору, конечно, тоже было что сказать: ведь он сам трудился на стройке. . Его книга для детей "Маленький Митрук и большая тундра" издана на русском, украинском , эстонском , удмуртском и молдавском языках.

В книге «Маленький Митрук и большеземельская тундра». Обаятельный маленький герой Митрук постигает все тонкости оленеводческого мастерства, наблюдая за отцом – оленеводом и его товарищами. Мальчик понимает своих друзей – оленей, учится предсказывать погоду, знает, почему так, а не иначе ведет себя оленье стадо, и все это идет от векового опыта предков. Мы узнаем, что в тундре можно легко ослепнуть от яркого солнца и белоснежных сверкающих просторов, если не защищать глаза солнцезащитными очками. В повести много интересного о жизни оленеводов. Рочев подчеркивает в Митруке его человечность, его душевную тонкость, способность к сопереживанию, например, чтобы дикий гусь не попал в капкан, поставленный отцом, Митрук разряжает капкан так, что сам попадает в него. Он уже много знает и умеет - знает, как заманить в западню куропатку, откуда появились менуреи, самые сильные и крепкие олени – самцы, умеет бросать аркан и поймать… пока не живого оленя, а только носовую часть нарт. Он многое постигает самостоятельно. Так он чуть не сжег свой чум, выдернув арканом основной опорный шест. Он размышляет о том, откуда взялись звезды, как рождается дождь, откуда возникла луна.

Слайд – 23 – 27 Владимир Михайлович Ануфриев - родился в городе Сыктывкаре. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста.

В произведении «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» , главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы.
Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят
докопаться:
- Осина, почему такая золотая? -Это лишайники?
Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья.
В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу.

В сборнике Ануфриев «Мишкин мундир» с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций.

В рассказе «Про плавунчика» автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе.

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе «Хозяйственный поползень» : - « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы.

Воспитатель: В произведениях коми писателей даются зарисовки природы нашего Коми края. Рассказывается о богатствах нашей земли, о ее красоте. Они рассказывают о жизни детей, о трудностях, которые они испытывали.
Суровая природа Севера оказывает существенное влияние на формирование особых качеств характера человека: стойкости, выносливости, настойчивости, решительности и смелости, стремление к взаимовыручке и поддержке. Человек вынужден был проявлять изобретательность и мужество. Чтобы выжить, победить в единоборстве с северной природой, человек надеется прежде всего
на самого себя. Складывается особый северный характер.

2. Физкультминутка: коми народная игра «Мышь и угол»

Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол

Мышка, мышка дай мне угол!

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из – за одного угла в другой, а кот наблюдает за ними, если останется какой – либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:

Мышка, мышка дай мне угол!

3. Создание выставки книг.

Воспитатель: Ребята! Давайте создадим в нашей группе выставку детских книг писателей Республики Коми (слайды – 30 – 35)

4. Рассматривание иллюстраций в книгах. Беседа.

5. Рефлексия. IV часть.

С какими писателями мы познакомились?

О чем писала Ирина Васильевна
Запорожцева? (ответ - о жизни северян, о северной природе, о взаимоотношения человека с дикими птицами).

О чем рассказывалось в произведениях Раевского Семена Степановича? (ответ детей о неповторимой красоте северной природы, об интересных наблюдениях в лесу, о повадках зверей, о радости общения с лесными просторами).

О чем писал Эдуард Юрьевич Шим? (ответ - об отношении человека к природе).

О чем писал в своих рассказах Георгий Алексеевич Скребицкий? (ответ – о любви к природе и животному миру).

К какому литературному жанру относятся рассказы Геннадия Яковлевича Снегирева? (ответ – к поэзии).

О чем говорилось в сказках Александра Витальевича Кокачева? (ответ – о северном лесе, знакомит нас с растительный миром тайги и его его обитателями).

Назовите произведения Владимир Михайлович
Ануфриев? (ответ - «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу», «Мишкин мундир», «Про плавунчика», «Хозяйственный поползень»)

Список литературы:

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше, Юхан», Сыктывкар, 1996 г.
2. Ануфриев В.М.«Мишкин мундир», Сыктывкар 1989 г.
3. Демин В.Н. «Писатели Коми» в 2- х томах, Сыктывкар.2001 г.
4. Демин В.Н.«Под кронами сосен», Сыктывкар, 1989 г.
5. Запорожцева И.В. «Пастух и белый олень», Сыктывкар, 1980 г.
6. Кокачев А. «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г.
7. Латышева В.А.«Классики и современники», Сыктывкар, 2005 г.
8. Мартынов В.И. «Литераторы земли Коми», Сыктывкар, 2000 г-
9. Раевский С. С.« Подарок ко дню рождения», Сыктывкар, 1995 г.
10. Скребицкий Г.А.«Крылатые соседи». Москва, 1977 г.
11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва, 1978 г.
12. Шим Э.Ю. «Жук на ниточке», Москва, 1978 г.
13. Энциклопедический словарь школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Владимир МихайловичАнуфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника". Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотятдокопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир» В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика» О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры