Выставка бакста в пушкинском музее время работы. Лев бакст в пушкинском музее

Главная / Измена мужа

Когда искусство - это не только красиво, но еще и модно. В Пушкинском музее открылась масштабная выставка работ Льва Бакста. Она посвящена 150-летию со дня рождения знаменитого художника. Ценители искусства в первую очередь вспоминают его работы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а модельеры - эскизы к тканям и аксессуарам. Как выходец из белорусского Гродно мог превратиться в законодателя европейской моды, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская.

«Французская революция» - понятие устойчивое. Но если перевороты на улицах организовывали местные жители, то революцию во французском театре могли устроить только русские. Яркие и провокационные костюмы Леона Бакста к «Русским сезонам» Дягилева вскружили голову европейской публики. Побывав на спектаклях, поклонницы хотели заполучить костюмы, придуманные художником, и готовы были ради этого на все.

«Бакст был самым сексуальным из всех художником, он позволил женщинам не стоять, а лежать на подушках, носить шаровары, полупрозрачные туники, снять корсет. Эротическое начало, которое присутствует в его эскизах, не могло не понравиться женщинам эдвардианской эпохи, воспитанным в викторианском пуританизме», - говорит историк моды Александр Васильев.

Начинал Лёвушка Бакст, уроженец белорусского Гродно, с портретов и пейзажей. Тогда его еще звали Лейб-Хаим Розенберг. Псевдоним Бакст - это укороченная фамилия бабушки Бакстер - он взял уже позже, для своей первой выставки. Пройдет немало лет, прежде чем паренек из небогатой еврейской семьи будет чувствовать себя как дома и в Петербурге, и в Париже.

«На Западе он был в зените славы, что редко бывает в такой художественной области. Бакст хорошо известен и в нашей стране, в том числе в силу того, что он входил в плеяду «Мир искусств». Неслучайно на нашей выставке мы видим портреты друзей и соратников Бакста: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Виктора Нувеля, Зинаиды Гиппиус. Все они представители нашего «Серебряного века», - отмечает куратор Выставки Наталья Автономова.

Яркие краски, пышные ткани. Такое впечатление, что ты не в центре Москвы, а где-то на Востоке. Как Бакст, который собирал мотивы для своих работ по всему миру, так и организаторы выставки собирали его произведения. Например, «Портрет графини Келлер» привезли из Зарайска. Оказалось, что в небольшом городе, где единственная достопримечательность - это Кремль, есть работа знаменитого художника. Эскиз костюма Клеопатры, который Бакст сделал специально для танцовщицы Иды Рубинштейн, доставили из Лондона.

«Далеко не каждая выставка требует такого подробного подхода. Очень много нужно было собрать разных вещей, а потом сделать так, чтобы они начали жить друг с другом», - говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Работами для этой выставки поделились 30 музейных и частных коллекций. Но именно в Пушкинском музее, соединяющем в себе Восток и Древнюю Грецию, прошлое и современное, каждая из картин, как будто, оказалась на своем месте.

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание ценителей разных стилей и направлений живописи.

В экспозиции 250 работ Льва Бакста - портретиста, мастера пейзажа и книжных иллюстраций, театрального художника. Их предоставили крупнейшие музеи мира и частные коллекционеры. И некоторые - российская публика увидит впервые.

«Ужин», после которого разразился скандал. Эту картину Льва Бакста современники назвали слишком откровенной и пугающей. В улыбке дамы многие узнавали Джоконду, а в апельсинах видели запретный плод. Незнакомка со змеиными изгибами тела явно искушала.

Каждой картиной Бакст интриговал. Поэтессу Зинаиду Гиппиус он изобразил бунтаркой в мужском костюме, многие портреты намеренно не заканчивал, при этом передавая черты лица с фотографической точностью. А изображение Сергея Дягилева критики сразу же признали самым точным.

«Бакст как-то суммирует все элементы дягилевского характера. С одной стороны, мы видим очень такого театрала, а с другой стороны, можно сказать, даже старомодного, ностальгического человека. То есть, это вовсе не случайно, что на фоне его няня», - отметил куратор выставки Джон Боулт.

Он никогда не гнался за славой - она пришла к нему сама. И уже даже Ротшильды заказывают отделку своего имения именно Баксту. В качестве моделей для панно по мотивам сказки «Спящая красавица» ему позировали сами члены семьи, их друзья, прислуга и даже собачка списана с любимого питомца Ротшильдов.

Но главной моделью для художника оставалась жена - Любовь Гриценко, дочь галериста Третьякова. И даже когда они ссорились, самые романтичные сюжеты Бакст посвящал своей супруге. Как на этой картине. И если вы приняли ее за натюрморт, то присмотритесь внимательнее.

«Мы видим самого Бакста и его жену. Вообще все настроение этого произведения, вы видите, носит несколько такой печальный характер. И свойственно настроению Бакста этого момента. Он находится в преддверии развода со своей женой», - рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За произведениями Бакста охотятся галеристы и коллекционеры всего мира, а сам он к своим работам часто относился несерьезно. Выкидывал их и сжигал. Он рисовал стремительно и быстро, а в поисках вдохновения объездил весь свет, до конца жизни оставаясь влюбленным в Античную Грецию.

Афродита улыбается, пока за ее спиной рушится мир. Многие критики считали, что картиной «Древний ужас» Бакст предсказал падение Российской империи и победу революции 17-го года. А это уже рай на земле - мифический Элизиум. Один из вариантов этого сюжета художник выбрал для занавеса театра Веры Комиссаржевской. Московские зрители увидят его впервые.

Главный художник «Русских сезонов» Дягилева, он совершил переворот в театре. Примерив сшитые по эскизам Бакста костюмы, артисты были шокированы: где накрахмаленные пачки, где тесные корсеты, в которых тогда танцевал весь мир? Вместо них были почти невесомые шаровары и шифоновые платья, лишь едва прикрывающие тело. В костюме из шелкового джерси Вацлав Нижинский покорил зрителей своей партией Призрака розы. Бакст тогда лично следил за работой модисток.

«По воспоминаниям современников, эти лепесточки, которые мы видим на костюме, вырезались по его определенному рисунку. И он сам командовал, как их пришивать - все ли лепестки или какую-то часть лепестка, чтобы они находились в такой вибрации», - рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.

Но одних лишь тканей ему было недостаточно, и он рисовал прямо на обнаженных ногах, руках и плечах. Его эскизы для балета «Шехерезада» и «Клеопатра» стали живыми, танцующими фигурами стали культовыми. Их он создавал специально для Иды Рубинштейн.

Тогда впервые в театр стали приходить специально ради декораций и костюмов. Париж был пьян Бакстом. А модницы-француженки просили своих портных пошить им платья а-ля Бакст - арабском или псевдоегипетском стиле. Сейчас многие из этих нарядов находятся в коллекции Александра Васильева.

«Тюрбан, отсутствие корсета, шаровары, юбка-абажур - детали, которые переносят парижанку в атмосферу гарема. Бакст - создатель оранжевого в моде. И многие нетривиальные сочетания моды 1910-1920 годов пришли именно от Леона Бакста. Это лиловое и зеленое. Сочетание, например, малинового и экстремального бронзового или золотого», - рассказывает историк моды Александр Васильев.

Он превратился в законодателя стиля. Все ведущие дома моды умоляли Бакста нарисовать для них хотя бы несколько эскизов. И в то время, когда дамы еще и не думали надевать брюки, он уже говорил, что женская мода стремится к мужской. Он не опережал время, а лишь создавал эпоху.

Специально ко дню открытия выставки

почетный гость мероприятия, дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Бакста.

«Люблю жизнь и веселость и всегда склонен прежде к улыбке, чем к сдвинутым бровям», - не раз признавался Лев Бакст. Эта жажда жизни, оптимизм проявлялись, пожалуй, во многих работах этого, безусловно, талантливейшего человека. Леон Бакст, как называли его на Западе, - это ведь целая планета. «У Бакста „золотые руки“, удивительная техническая способность, много вкуса», - говорили про него современники.

Живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, автор статей о современном искусстве, дизайне и танце, увлекшийся в последние годы жизни фотографией и кино. И, конечно, театральный художник, известный во многом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его неординарные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.

При всем при этом нынешняя выставка в Пушкинском музее - первая масштабная ретроспектива творчества Бакста в России, приуроченная к 150-летнему юбилею художника. Мы можем увидеть около 250-ти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей. В экспозицию включены произведения из различных государственных и частных российских и западных собраний, причем многие из них демонстрируются у нас впервые. Эскизы костюмов для Иды Рубинштейн или Вацлава Нижинского, известные станковые произведения «Портрет Сергея Дягилева с няней» или «Автопортрет», портреты Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус - всего не перечислить, нужно идти и смотреть!

Примечательно, что специально ко дню открытия выставки ее почетный гость, дизайнер Антонио Маррас, создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Льва Бакста. Маррас всегда чувствовал себя не только дизайнером одежды, но и театральным художником, и не случайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. «С творчеством Бакста я познакомился в Париже 25 лет назад, и с тех пор собираю книги и материалы, посвященные этому художнику, - рассказал на открытии выставки дизайнер. - Сам я родом с Сардинии, и стиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. К тому же, мне очень важно, чтобы у наряда были душа и характер, что мы наблюдаем и у Бакста».

На церемонии открытия выставки о Льве Баксте и своем к нему - или его творчеству - отношении говорили многие гости и участники фестиваля, некоторые из которых, к тому же, выступили в тот вечер в качестве экскурсоводов.

Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными, в свой рисунок.

Я верю в знаки судьбы. Почему Бакст находится в музее Пушкина? Как вы знаете, Пушкин любил ножки, а Бакст, как выясняется, не любил, потому что год назад, на финальной стадии подготовки нашей выставки, прыгнув от радости, я сломал себе ногу, а несколько месяцев спустя, второй куратор, Наталья Автономова, тоже прыгнула от радости, и тоже сломала ногу. Так что, господа, ходите по выставке с осторожностью.

Это история потрясающего человека, который является нашим национальным достоянием, и, к счастью, через 150 лет к нам возвращается. Я посмотрел его работы, это изумительная выставка, содержательная, объемная. Я считаю, что для меня, для людей, которые любят театр, балет, - это большой подарок. Он и русский, и западно-европейский - он объединил собой целую планету.

«Черешневый лес», как всегда, идеально конструирует программу фестиваля, в которой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст - великий театральный художник, соединявший в своих костюмах от античности - и, заметьте, мы с вами в музее античных слепков - до безумных ориентальных мотивов, и Маррас, который тоже в своих костюмах соединяет все, что можно. В обоих случаях это пост-модерн - а ведь Бакст этого слова даже не знал. То, что мы видим сейчас в стенах Пушкинского музея, - естественно, органично и прекрасно.

Бакст очень тонко понял суть балета. Движения балета и графика Бакста, представленная на выставке, великолепна. А созданная специально к церемонии открытия капсульная коллекция Antonio Marras стала воплощением любви дизайнера к творчеству Льва Бакста.

С творчеством Леона Бакста я знакома с детства, что совершенно, на мой взгляд, нормально, потому что Бакст - это одна из составляющих русского стиля. Русский стиль западным зрителем воспринимается очень многогранно. Все, что касается его сказочности, фантазийности, - все это по факту оформлено художниками, которые были современниками Бакста, самим Бакстом, и каким-то образом было использовано Дягиевым в «Русских сезонах».

Это удивительно, когда воссоздан стиль, который соответствует времени Бакста, при этом - с костюмами современного дизайнера, и все это тонко и со вкусом обыграно. Я ведь театральный человек, а театральный мир очень яркий, образный. Он не столь графичен, сколько чувственен, и, конечно, у Бакста это выражено в полной мере. Вокруг вкусная, аппетитная, какая-то солнечная фактура, которой в обычной жизни не хватает. Потрясающая выставка.

Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 4 сентября 2016 года.
Ул. Волхонка, 12

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры