Золотая кладовая эрмитажа как попасть. Бриллиантовая кладовая эрмитажа

Главная / Измена мужа

Друзья, привет!

Если вы решили посетить Эрмитаж Санкт-Петербург впервые, эта статья расскажет все об этой достопримечательности северной столицы, поможет правильно спланировать посещение и не упустить важные детали.

Я попытался собрать всю полезную информацию для тех, кто решил увидеть известные произведения искусства своими глазами. К тому же, вкупе с картой-схемой, которую вам «кровь из носу» нужно получить на входе, вы сможете найти выход из «культурной ловушки» , когда голос разума в вашей голове предательски заскрипит «Довольно!».

Несомненно, музей стоит посетить хотя бы раз. Вы ведь должны проверить свою нервную систему на прочность. Сумеет ли она выдержать двухдневный культурный шок и эмоциональную эйфорию?

Многие спросят, почему именно двухдневный?

Все просто. За одну экскурсию обойти все залы и увидеть все шедевры никак не получится! Получить настоящее наслаждение можно лишь неспешно побродив по нескончаемым комнатам огромных дворцов. Впрочем, для этого не хватит и двух жизней, ведь в музее находится более 3 000 000 экспонатов .

История Эрмитажа начинается еще в 1764 году, когда страной правила Екатерина II. Императрица коллекционировала полотна великих художников, и поначалу музей считался ее частным собранием. В 1852 году музею выделили новое здание и открыли для посещения.

Сегодня экспозиции расположены в пяти зданиях(!), находящихся неподалеку от реки Нева. Согласитесь, на такой огромной территории трудно не потеряться обывателю.

От одного внешнего вида Эрмитажа уже захватывает дух. К слову, зайдя в этот храм искусства, сложно не испытать культурный шок. Сам интерьер музея вызывает восхищение роскошью. Еще бы, царям эти здания служили резиденциями, где проводились балы и приемы, поэтому они не жалели средств на постройку.

Что будем смотреть

Эрмитаж – это огромный комплекс зданий. Здесь находятся не только уникальные работы известных художников и скульпторов. Предметы прикладного искусства, старинные медали, монеты, мебель, древние артефакты – все это расположено в настоящем дворце-музее.

Музей состоит из:

  • Зимнего Дворца;
  • Малого Эрмитажа;
  • Большого Эрмитажа;
  • Театра Эрмитажа;
  • Нового Эрмитажа.

Приобрести схему залов можно у касс. Новичкам я советую все же не скупится и присоединится к экскурсионной группе. Гиды расскажут увлекательную историю создания музей. К тому же так вы точно не заблудитесь в лабиринте залов, и найдете выход из «художественной» западни.

Экскурсия по Эрмитажу

Поскольку уделить должное внимание всем экспонатам музея не получится, туристы обычно еще до поездки в Эрмитаж планируют, на что хотят посмотреть. Я расскажу о тех залах, которые обязательно нужно увидеть.

Иорданская лестница. Стандартно экскурсия по музею начинается с нее. Выполненная из белого мрамора, лестница украшена золотом. Раньше она была предназначена для знатных гостей и послов из других стран. Даже на фото лестница выглядит потрясающе, по-царски величественно.

Портреты династии Романовых. Галерею картин, на которых изображена знаменитая императорская семья, можно найти на втором этаже Зимнего дворца (залы 151 и 153).

Египетский зал (№100) пользуется большой популярностью у туристов. Здесь посетители увидят мумии, саркофаги, древние амулеты.

Коллекция импрессионистов. Любители Моне и Ренуара насладятся картинами великих художников, расположенными на 3 этаже (залы с 316 по 350). Здесь же находятся работы знаменитых постимпрессионистов (Гогена, Ван Гога, Сезана).

Работы Леонардо Да Винчи. Две картины прославленного художника, ученого и писателя находятся в здании Старого Эрмитажа на 2 этаже (зал №214). Каждое полотно – бесценное сокровище.

Зал Рембранта. Поскольку желающих увидеть полотна знаменитого художника огромное количество, лучшее время посещение этого зала – за час до закрытия музея. В этот час все экскурсии заканчиваются, и можно спокойно побродить среди картин. Зал находится в Новом Эрмитаже на 2 этаже (зал №254).

Золотые и бриллиантовые кладовые Эрмитажа

Чтобы посетить галерею драгоценностей, туристу нужно купить два билета в кассе. Один на посещение музея, другой – на посещение кладовых. Вход сюда строго с экскурсионной группой и по расписанию.

Советую не затягивать с покупкой билета, среди туристов галерея пользуется громадным спросом. Расписание оставшихся экскурсий в кладовые указано на стендах. Длится экскурсия около двух часов.

Отзывы посетителей

Восторженных отзывов о посещении Эрмитажа – не счесть. Многие говорят, что своим великолепием Зимний дворец затмил даже знаменитый Лувр в Париже . Конечно, многие не успели полюбоваться всеми экспонатами этого храма искусства. Из недостатков посетители отметили большие очереди как в кассы, так и в гардероб, особенно в туристический сезон.

Информация для посетителей

График работы Эрмитажа:
вторник – воскресенье 10.30 — 18.00 (среда, пятница до 21.00)
Выходной – понедельник и праздничные дни
Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д.2
Стоимость билетов :

  • 700 рублей (680 если онлайн) — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода
  • 400 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода для граждан РФ и Беларусии
  • 1020 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода, действующий в течение двух дней . Лучшее предложение на рынке)) Продается только онлайн вот здесь hermitageshop.ru/tickets/
  • На шару — дошкольникам, школьникам, студентам, пенсионерам России и все-всем-всем в 1-й четверг месяца (обязательно получение бесплатного билета)

Официальный сайт: hermitagemuseum.org

Как отыскать музей

Здания Эрмитажа находятся на Дворцовой набережной. Если вы собираетесь совершить поездку на метро – то вам нужно выходить на станции «Невский проспект» . Из любой точки проспекта виднеется шпиль Адмиралтейства. Он будет ориентиром.

На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы нужно свернуть направо, пройдя под огромной аркой Главного штаба. Таким образом, вы окажетесь на Дворцовой площади. Затем нужно отыскать центральный вход в Зимний Дворец (а его сложно не найти).

Пройдите через арки, украшенные ажурными воротами, внутрь двора. На стендах есть расписание экскурсий, указаны цены. Также есть электронное табло. Кассы располагаются внутри.

Путешествующих автобусом тоже волнует вопрос, как добраться до музея. Они должны выйти на остановке «Государственный Эрмитаж» , сюда следуют автобусы №7,10,24, 19. От Гостиного Двора до пункта назначения можно доехать на автобусе №49. Можно добраться и троллейбусом (№1,7,10 и 11).

Это полезно знать

С едой и напитками вход в музей категорически запрещен. Даже воду с собою брать нельзя . Если у вас большая сумочка или портфель, придется сдать аксессуар в гардероб. Дамы оставьте лучше дома обувь на шпильках, ею можно поцарапать паркет, выполненный из ценных древесных пород. Берегите красоту, не трогайте экспонаты руками! Особенно это касается ваз, позолоченных предметов интерьера и старинной мебели.

И еще. В своей следующей статье я обязательно расскажу почему приобретение билетов онлайн на 2 дня сразу, я считаю идеальным вариантом, но если у вас всего 1 день и вам нужно успеть все по быстрому, то вот на этом сайте делятся шикарной информацией о том, как избежать очередей:

http://www.speshun.ru/cultura/31-hermitage/hermitage-ocheredi

Санкт-Петербург — это уникальный город. Здесь всегда есть что посмотреть и чем заняться. Мы за свои 6 дней визита успели многое, но, конечно же, не все. Не хотите ничего пропустить? Не хотите потратить весь ваш визит на не существенные вещи и уехать из Северной столицы ни с чем?

Тогда свой визит нужно правильно спланировать!

    1. Закажите себе путеводитель по Санкт-Петербургу здесь ) заранее. Это поможет вам сразу по приезду начать освоение столицы, а не терять время на акклиматизацию и поиски книжного магазина.
    2. Определитесь с программой и закажите хотя бы одну экскурсию по Санкт-Петербургу от профессионалов своего дела. После этого самостоятельны осмотр достопримечательностей Питера пойдет веселее и продуктивней)). Если вы приехали группой, то смотрите экскурсии тут .
    3. О том как мы лихо экономили по 50% на концерте группы «Кирпичи» , посещение ресторана «Mangal House» и катание на корабликах по Неве при помощи сервиса Biglion читайте в моих статьях о нашем пребывании в Петербурге.

Так что действуйте!

На этом у меня все! Предлагаю вам подписаться на мой блог . Так вы будете узнавать всю полезную информацию о путешествиях первыми!

До новых встреч!

Для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести в кассе музея два билета: входной в Эрмитаж и отдельный — на экскурсию в кладовую. Чтобы попасть в эту Галерею драгоценностей, желательно приходить к открытию Эрмитажа, так как билеты на экскурсию в Бриллиантовую кладовую быстро заканчиваются.

Народ собирается у ворот Государственного Эрмитажа на Дворцовой площади до 10 утра.

В 10.00 ворота распахивают, и все проходят в Эрмитажный двор. Здесь действует правило, кто быстрее ходит, тот ближе к кассе будет находиться к моменту открытия музея.

Формируются две очереди — в левый и правый парадные входы.

Здесь же установлены информационные стенды, на которых указано время оставшихся экскурсий в Бриллиантовую кладовую.


В 10-30 открывают двери и можно проходить к нескольким кассам. Смотрите, где меньше людей, к той кассе и подходите. Бывает, у одной кассы большая очередь, а у другой 3-4 человека.


Стоимость входного билета для взрослого 400 рублей (могут спросить паспорт). Пенсионеры и учащиеся бесплатно, в кассе всегда проверяют подтверждающие документы. Оплачивать можно наличными или кредитной картой.

Сразу же спрашивайте билет на ближайший сеанс в Бриллиантовую кладовую!

Сеансы посещения Бриллиантовой кладовой:
12-00, 12-45, 13-00, 13-15, 13-30, 14-00, 15-15, 15-30, 16-00.
Выходной – понедельник.

Стоимость билета 300 рублей, льгот нет.

июль 2016 г.

В одну группу для экскурсии в Бриллиантовую кладовую набирают всего 15 человек. То есть всего в день смогут посмотреть эту уникальную сокровищницу не более 150 человек.

После покупки билетов к турникету прикладывайте только входные билеты в Эрмитаж и проходите.

На посещение Государственного Эрмитажа желательно выделять целый день, запланировав в этот же день посещение кладовой. Эта экскурсия длится от 1 часа 30 минут до 2 часов в зависимости от экскурсовода.

Скорее всего у вас будет несколько часов до начала экскурсии, поэтому начните осматривать основную экспозицию Эрмитажа, но не забудьте на входе взять бесплатный Информационный план музея около стойки администратора. План двух видов — на русском и английском языке.

Каждый зал музея имеет номер и, сверившись с картой, вы быстро определите свое местонахождение. Это необходимо, чтобы за 5-10 минут до обозначенного времени в билетах в кладовую прибыть на место сбора около входного турникета.

Экскурсовод ждет 1-2 минуты и ведет собравшихся к началу экспозиции.

На входе проверяют еще раз билеты, чтобы точно соответствовало время, и было написано «Экскурсионная путевка в особую кладовую Галереи драгоценностей: Бриллиантовую».

Кстати, на каждом билете указаны фамилия, имя и отчество вашего экскурсовода. Очень подробно и интересно проводит экскурсию Клигман Майя Борисовна.

Сразу предупредим, пройдет около часа, прежде чем вы увидите первые бриллианты!

До этого вы ознакомитесь с золотыми и серебряными украшениями скифских захоронений от VII до II века до нашей эры.

Скифы не могли представить свою жизнь без животных, поэтому часто их изготавливали в виде золотых украшений.

Интересные образцы сохранившихся до нашей дней женских украшений и домашней утвари.

Золотые венки лавровых листьев. Ими награждали людей, достойных жизни после смерти.

Под увеличительным стеклом — ажурные золотые серьги. Трудно поверить, что им почти 2 500 лет.

Скифские захоронения находили также на территории современной России, так-что можно с гордостью рассматривать ювелирные шедевры наших древних предков.

Женские серьги с изображением птиц.

Экспозиция, как и наша общепринятая история, очень резко переходит от 2-3 века до нашей эры сразу к христианским реликвиям начиная с X века нашей эры. Чем занимались наши предки до прихода Рюрика, кто-то решил сделать большой загадкой.

Здесь представлена церковная утварь для прохождения обряда причащения, сделанная для царской семьи.

Кресты, изготовленные в средние века европейскими мастерами.

Подарки восточных владык русским императорам. На этой конской попоне более 8 тысяч бриллиантов.

Набор золотой посуды и предметов туалета. Изготовлены для Анна Иоановны из нескольких десятков килограммов чистого золота.

Заключительный зал, который вы посетите. Он поистине «бриллиантовый».

Несколько механических часов, инкрустированы бриллиантами и драгоценными камнями.

Украшения с бриллиантами.

Шкатулки, подаренные императорской семье.

Несколько стендов посвящены произведениям искусства, изготовленным на Императорской фабрике Фаберже.

Табакерка Екатерины II.

Здесь размещена лишь небольшая часть ювелирных изделий. Но как вы сами понимаете, никакие фотографии не заменят тех непередаваемых ощущений от экспонатов, это надо видеть, видеть вживую! Дух истории, роскошь и великолепие произведений искусства нужно прочувствовать самому!

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 700 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2020 год)
  2. Билет экскурсию в Бриллиантовую кладовую 350 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить к открытию, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Выгодно ли купить билеты в интернете

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 730 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Бриллиантовую кладовую теперь так же можно приобрести билеты в интернете, это будут билеты на конкретное время и дату — стоимость 430 руб. Вход в музей с электронными билетами осуществляется через Шуваловский проезд.

В этой связи можно сделать вывод, что гражданам РФ и республики Белорусь покупать билеты в интернете совсем не выгодно . Можно пойти на такие траты только в случае гигантских очередей в высокий туристический сезон, переплата будет избавлением от необходимости стоять в кассы за билетами. Или же опять же если очень хочется попасть в Бриллиантовую кладовую, а билетов в кассах в высокий сезон может хватить не всем.

Такая практика распространена в туристических центрах мира, например, билеты в Ватикан в кассах стоят 16€, а в интернете 20€. Но в кассах музеев Ватикана легко можно простоять 2-3 часа даже в низкий сезон, поэтому большинство предпочитает переплатить за покупку билетов в интернете. Так что в Питере все, как в Европе.

В честь весенних каникул решили с сыном (10 лет) сходить в Эрмитаж и были приятно удивлены нововведениями. Оказывается билеты в Бриллиантовую и можно купить прямо в кассах вместе с основным билетом и сразу пройти на экскурсию.

Я никогда не была в этих кладовых, потому что раньше (в годы советской власти) нужно было купить билет заранее, т.е. съездить в кассы в центр города, экскурсии проводили только по субботам достаточно рано утром. Сейчас все намного упростилось. В субботу утром, около 11-30, очередь на вход заняла не более 15 минут вместе с покупкой билетов. В 14-00, когда мы выходили, очереди и толкотня в кассах увеличились, но не намного.

Экскурсия длится 1.5 часа. Все организованно очень хорошо, покупаете билет, раздеваетесь в гардеробе и проходите в музей, группа собирается под большой табличкой в фойе музея, если вам что-то не понятно, то многочисленные работники музея вам охотно помогут найти нужное место.

В интернете турфирмы предлагают экскурсии в эти кладовые по завышенным ценам, в посредниках нет никакой необходимости, все можно организовать самостоятельно, очень просто. В любом случае экскурсию будут вести сотрудники Эрмитажа, посредники только помогают с покупкой билетов и берут за это комиссию.

Экспонаты Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция включает в себя золотые украшения, найденные в майкопском кургане. Это самые ранние экспонаты кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных на юге России и в Крыму. Изделия скифов очень сложные и замысловатые, полные символизма, зря их считают варварами, варварами их назвали еще древние греки, посмотрите на амфору ниже, разве это варварское искусство?

Амфора из скифской коллекции

Амфора большая, наверное около 70 см в высоту, сверху очень живо и реалистично изображены этапы укрощения лошади, IV в. до н.э.

Произведения западноевропейского искусства в основном были подарены императорской семье в качестве дипломатических подарков, некоторые куплены для пополнения коллекции.

Реликварий, западная Европа, там хранили мощи святых

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Самая большая и шикарная витрина содержит две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики. Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Фото прибора в интернете тоже нет. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов, возникает справедливый вопрос, а когда она успевала управлять государством? На изготовление всех предметов — зеркала в массивной раме, несессера, чайника, кофейника и т.д, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Экспозиция кладовой включает в себя множество несессеров — обильно украшенных драгоценными камнями, футляров для маникюрных наборов и духов — очень красивые штучки.

Карманных часов достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся , там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..

С полной ответственностью можно назвать Короной музейного убранства России. Как и любая корона, Эрмитаж украшен множеством неповторимых произведений искусства. Но есть одно место, которое затмевает все остальные. То, что не дает покоя воображению простого обывателя – это Бриллиантовая кладовая.

Возникновение Бриллиантовой кладовой

В начала существования Эрмитажа ни у кого не возникало вопроса о принадлежности всех его сокровищ. Естественно, что собирателями и собственниками являлись российские самодержцы. Однако, со временем ситуация стала меняться, и уже при Николае І появилось четкое разграничение на «личные» произведения и «государственные». Во время его правления в Эрмитаж пускались посетители, дабы узреть всю красоту и роскошь экспозиций.

Возникновение Галереи драгоценностей вполне логично – в конце 19 века Зимний дворец был разделен на насколько зон. Это были жилые помещения, комнаты для приближенного окружения, а также часть помещений, которую стали называть Императорский Новый Эрмитаж. Именно в ней стали хранились художественные ценности царской семьи. В нее попали редкие художественные ценности ранее хранимые в Кунсткамере, Старом Эрмитаже и Московской Оружейной палате. Из бриллиантовой комнаты в Галерею было перемещено 165 вещей. В декабре 1856 года она официально была открыта для посещений.

«Блестящие» экспонаты

Одной из наиболее ярких коллекций являются украшения эпохи Возрождения, а именно ее морская тематика. Для украшений использовали барОчный «неправильный» жемчуг. Одно из таких изделий – подвеска-каравелла из цельного изумруда. Барочная жемчужина выполняет «роль» корпуса корабля.

Морскую тематику продолжает подвеска «пса Елизаветы» знаменитого корсара Френсиса Дрейка. Это полупрозрачный розовый кварц округлой формы с золотым креплением для цепочки. На креплении изображен корабль, рассекающий волны, указаны имя владельца и дата «1590», а также нарисован корабль бороздящий бескрайние морские просторы.

Уникальные изделия 17 века из города Трапани (Сицилия) поистине достойны кунсткамеры, как редкие и неординарные. Это изделия из золоченой меди, серебра и кораллов, которые в магическом сочетании завораживали взоры посетителей. Одним из таких изделий стал кувшин-рукомой, из стенок которого будто вырастали кораллы.

Творение механика-самоучки Ивана Кулибина в очередной раз доказывает, что на Руси всегда были умельцы, которые могли «заткнуть за пояс» любого «фаберже». Так, Иван Петрович смастерил уникальные часы в яйцеобразном золотом корпусе. Особенность изделия состояла в том, что кроме часового механизма в них еще были маленькие фигурки, которые танцевали под чудесную музыку издаваемую часами.

Слезы богов - бриллианты

Однако, несмотря на все эти уникальные предметы, основную часть коллекции занимают именно бриллианты. И это не удивительно, ведь век 17-ый по праву называют «веком бриллиантов». Эти удивительные камни использовались буквально во всех предметах обихода изысканных «клиентов» - это могли быль часы и браслеты, мушечницы и веера, табакерки и просто украшения.

В Бриллиантовой комнате представлены табакерки всяческих форм и размеров. В обиходе императрицы они выполняли не только свои непосредственные функции, но и роль презентов для фаворитов.

Часы, хранящиеся в музее, украшены бриллиантами и являлся признаком хорошего тона. Тем более, что к ним шел элегантный ключик на золотой цепочке, и «простенькая безделушка», как и все перечисленные предметы – украшенная бриллиантами, рубинами и сапфирами.

Продолжая разговор о бриллиантах, хочется отдельно отметить работы Иеремии Позье, который всю свою жизнь «украшал» российских императриц и дворцовую знать. Среди прочих шедевров, в Бриллиантовой комнате хранится золотая шкатулка украшенная ветвями из бриллиантов; цветочные букеты, в которых роль цветов играли бриллианты закрепленные в серебряные оправы. Эти букеты дамы носили на поясе или крепили к лифу платья. Позднее, в 19 веке, возникла мода ставить их в вазочки из горного хрусталя. Этот удивительный минерал придавал вазам эффект наполненности водой.

Если вам выпадала честь отведать «хлеб-соль», то вы знаете насколько важна эта церемония. С еще большим вниманием к ней относились августейшие особы – их солонки представляли собой чаши из чистого золота или серебра, украшенные изысканной чеканкой и драгоценными каменьями.

Девятнадцатый век не сильно отличался от века восемнадцатого. Он был ознаменован знаковыми произведениями Карла Фаберже и его копиями императорских регалий. Среди них были большая и малая императорские короны, скипетр и держава. Копии уменьшены в десять раз, но именно это придает им ценность, как уникальных творений ювелирного искусства. Эта работа выполнялась для участия на всемирной ювелирной выставке в Париже в 1900 году. За свои труды Фаберже был награжден Золотой медалью выставки и орденом Почетного легиона. После окончания выставки император Николай ІІ выкупил эти удивительные изделия.

Занимательные факты

Кавалерами усыпанного бриллиантами ордена Андрея Первозванного становились наиболее достойные люди, сделавшие не мало для России.

Одним из кавалеров ордена стал Иван Мазепа, гетман запорожских казаков. Петр І лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Однако, в 1798 году его лишили этого ордена за переход на сторону шведов.

К ордену шла цепь, состоящая из 20 частей украшенных несколькими сотнями бриллиантов. Эту цепь оценивали в 77 233 рублей.

Президентом России Борисом Ельциным орден снова стал высшей государственной наградой. Последним из кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного стал Михаил Горбачев, разваливший великую страну.

Составить стоимость экспонатов в рублях могут только эксперты и для посетителей эта информация может быть закрытой. Однако доподлинно известно, что Большая императорская корона в 1865 году оценивалась в 823 976 рублей, Держава – 190 353 рубля.

Наши дни

В наши дни музей не утратил своего интереса к прекрасным украшениям. Одними из приобретений 20 века стали работы французского ювелира Рене Лалика - подвеска «Клубок змей» и пряжка «Жуки».

Своим блеском, экспонаты Бриллиантовой комнаты способны разжечь огонь интереса в глазах любого посетителя. И это не только из-за того, что стоимость экспонатов Кладовой исчисляется многими «нулями», но и потому, что истинные ценности проникают глубоко в душу и не оставляют равнодушным никого.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры