Александр градский счастлив со своей женой. Александр борисович градский биография и личная жизнь которого нам так интересны В какой группе был градский

Главная / Измена жены

Градский Александр
94 подбора аккордов

Биография

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...

В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет....

За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. "Русские песни" первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Градский Александр Борисович – известный российский певец, композитор и поэт, а также музыкант. Является одним из родоначальников рока в России. С 1999 года стал Народным артистом Российской Федерации.

Детство и юность

Родился Александр Фрадкин (фамилия при рождении) в Челябинской области в 1949 году, в интеллигентной семье. Отец мальчика, Фрадкин Борис Абрамович (годы жизни – 1926-2013), работал инженером-механиком. Мать, Градская Тамара Павловна (годы жизни – 1928-1963), была актрисой и режиссёром, которая являлась выпускницей ГИТИСа.

Именно мать привила сыну любовь к музыке. Она занималась коллекционированием разных пластинок. Две оперы – «Сибирский цирюльник» и «Кармен» в исполнении Фирсовой и Козловского Саша знал наизусть.

Ранние детские годы Саши прошли за Уралом. С четырёх лет мальчик начал читать. В 1957 году семья переехала в Москву. Через год, в возрасте девяти лет мальчик начал посещать музыкальную школу по классу скрипки. Несмотря на большую любовь к музыке, занятия в музыкальном учебном заведении Саше не нравились.

В общеобразовательной школе Саша не отличался особенными достижениями. Любил гуманитарные предметы, особенно уроки литературы. Уже в 14 лет начал писать стихотворения. После смерти матери в 1963 году взял её фамилию. В эти годы юноша жил с бабушкой Марией Ивановной в Московской области. Увлекался западной музыкой. Был поклонником музыкального квартета «The Beatles», а также творчества Элвиса Пресли.

В 16 лет юноша уже точно знал, что свою жизнь посвятит музыке и будет певцом. Начинает выступать в составе польской (студенческой) группы «Тараканы». Его первая песня «Лучший город земли» звучала на многих региональных концертах.

С 1969 по 1974 год молодой человек учился в Академии музыки имени Гнесиных на факультете академического пения. В период обучения в музыкальном вузе получил опыт сольных выступлений. Позже обучался в Московской консерватории у педагога и композитора Хренникова Тихона Николаевича по специальности композиция (1976-1977).

Профессиональная деятельность

В студенческие годы создал группу «Скоморохи», которая исполняла только песни Александра. Гастролировал с ансамблем по всей стране и давал ежедневно по несколько сольных выступлений. На концертах всегда были аншлаги, популярность Александра зашкаливала.

В 1971 году «Скоморохи» приняли участие в фестивале «Серебряные струны», где триумфально завоевали шесть музыкальных призов из восьми. Карьера молодого человека стремительно взлетела вверх. Он стал одним из первых экспериментаторов на российской эстраде, исполняющий музыку и песни в стиле рок.

Прорывом в творческой биографии Александра стало написание музыкального сопровождения к фильмам. Особенно выделялся «Романс о влюблённых» для одноимённой картины режиссёра . За эту песню 25-летний Александр был признан «Звездой года» по версии журнала «Billboard» за выдающийся вклад в мировую музыку. Заработки исполнителя в то время были на много больше других известных и популярных певцов на телевидении.

Интересные заметки:

Александром было написано огромное количество музыкальных сопровождений к мультфильмам и полнометражным кинокартинам. В 1973 году выпустил свою первую грампластинку «Синий лес». Также Александр принимал участие в художественных фильмах как актёр, среди них: «Визит вежливости», «Камертон», «Гений» и другие.

Участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха» (1967-1969). Известной стала его рок-опера «Стадион» (1973-1985), в основу сюжета легла судьба певца Виктора Хаара, которого в опере изображал Александр. В музыкальном произведении также участвовали такие звёздные артисты, как И. Кобзон, М. Боярский, А. Пугачёва и А. Макаревич. С 1979 по 2009 год работал над рок-оперой «Мастер и Маргарита». С 1987 года – член союза композиторов.

В тридцать лет Александр выпустил несколько пластинок и начал заниматься преподавательской деятельностью в ГИТИСе (на вокальной кафедре) и в родном институте Гнесиных. С 1985 года работает над музыкой к рок-балетам «Распутин», «Человек», «Еврейская баллада».

В 90-х начал гастролировать за рубежом с сокращённой программой. Выступал в таких странах: США, Испания, Швеция, Германия, Греция, Япония и других. Сотрудничал со всемирно известными артистами, такими как Лайза Минелли, Крис Кристоферссон, Джон Денвер, Дайяна Уорвик, Шарль Азнавур и другие. Александром было выпущено более 18 авторских альбомов, среди них:

  • «Только ты верь мне» (1979);
  • «Монте-Кристо» (1989);
  • «Мастер и Маргарита» (2009);
  • «Романсы» (2014).

Александр является обладателем большого количества государственных премий, наград за внесённый вклад в развитие музыкального и театрального искусства. Сегодня музыкант продолжает вести активную творческую деятельность. С 2012 по 2015 год был наставником вокального проекта «Голос». В 2014 году основал музыкальный театр «Градский-Холл», участниками команды которого стали лучшие исполнители конкурса «Голос».

После перерыва в 2017 году, Александр снова вернулся в проект «Голос» в качестве наставника и привёл своего подопечного Селима Алахярова к триумфальной победе на шоу (6 сезона). Сегодня Александр является одним из авторитетнейших профессионалов в музыкальной сфере России.

Личная жизнь

Александр всегда пользовался успехом у женщин. Был женат три раза, подробнее про личную жизнь Градского можно . Первой супругой ещё юного композитора стала студентка Смирнова Наталья Михайловна. Официальный брак с девушкой у Александра продлился три месяца в 1973 году.

Второй женой была актриса Вертинская Анастасия. Познакомились на вечеринке. Молодые люди поженились в 1976 году, расстались в 1980. Третьей супругой была Фартышева Ольга Семёновна (1960 года рождения), с которой Александр прожил в официальных отношениях с 1980 по 2003 год. На время знакомства Ольге было 18 лет. Она была студенткой МГУ и училась на экономическом факультете, жила в общежитии.

В семье родилось двое детей: сын Даниил (1981 года рождения) и дочь Мария (1986 года рождения). Инициатором развода в 2003 году была Ольга, дети остались с Александром. Музыкант поддерживает дружеские отношения с женой.

С 2004 года музыкант находится в гражданском браке с моделью и актрисой Коташенко Мариной Владимировной. Год рождения гражданской супруги Александра – 1980. В середине 2000-ых девушка окончила ВГИК, где училась на актёрском факультете. По специальности Марина не работает, всё время посвящает семье. Познакомились они на улице. Самоуверенный композитор сам подошёл к Марине знакомиться. Тогда девушка с творчеством певца и композитора была совсем не знакома. Марина окончила до знакомства с музыкантом юридический факультет Киевского университета.

В 2014 году 1 сентября Марина родила музыканту сына, которого назвали Александром. Мальчик был рождён в одной из престижных Нью-Йоркских клиник. В ноябре 2018 года супруга родила Александру второго сына – Ивана.

Супруги счастливы в браке и на сегодняшний день проживают в селе Новоглаголеве в Подмосковье, где у них дом площадью 400 кв. м. Сын Даниил на сегодняшний день является музыкантом и бизнесменом. Дочь Мария окончила МГУ и проживает в Майами, по профессии арт-директор и телеведущая.

  • Александр имеет лирический тенор, тенор-альтино. Владеет игрой на таких музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, ударные, скрипка, челеста. Всю жизнь работает в основном в таких музыкальных жанрах: рок-опера, блюз-рок, рок-н-ролл, и прогрессивный рок.
  • По телевизору ему нравится смотреть спортивные каналы.
  • Любит футбол, с пяти лет болеет за московский клуб «Спартак».
  • Дядя Александра (брат матери) – Борис Павлович (1930-2002) был солистом ансамбля танца Моисеева.
  • В 2013 году вышла первая биографическая книга о музыканте под названием «Александр Градский. The Голос»
  • Артист считает себя маргиналом и аполитичной личностью. Он недолюбливает журналистов. Любит быть хозяином положения во всём.
  • Музыкант умеет отлично готовить. Он очень любит готовить и есть котлеты. На его вкуснейшие котлеты съезжаются все друзья.
  • Александр имеет свой официальный сайт, на котором можно узнать всю актуальную информацию о творческой деятельности музыканта на сегодняшний день. В Инстаграмме аккаунта у него нет.

И новорожденный сын чувствуют себя хорошо.

Александр и Марина вместе с 2003 года. В 2014 году в одной из клиник Нью-Йорка у них родился сын Александр, где Котошенко помогали лучшие медики. Второго малыша пара решила рожать уже в Москве.

Градский и Котошенко не афишировали скорое прибавление в семье, о грядущем счастливом событии знали только близкие друзья и коллеги. Победительница шоу «Голос» заявила, что невероятно рада за своего наставника.

«В сентябре мы были на дне рождения маленького Сашеньки, сына Александра Борисовича. И когда я увидела Марину с животом, я была очень удивлена и счастлива тому, что он находится в потрясающей форме! Я желаю ему, конечно же, огромного здоровья и чтобы его окружали только хорошие люди! Он является отличным мотиватором для других, и это так здорово», — поделилась Александра.

Стало известно, что новорожденный сын назван Иваном. Сам музыкант пока не комментировал радостное событие. В редких интервью он признавался, что благодарен супруге за ее поддержку и безграничную любовь. К слову, у мэтра отечественной сцены есть и двое взрослых детей. В 1981-м году в браке с Ольгой Градской у него родился сын Даниил, в 1986-м — дочь Мария. Градский поддерживает хорошие отношения со всеми своими наследниками, они оба принимали участие в шоу «Голос».

В Санкт-Петербурге 1 ноября должен состояться концерт Александра Градского, вполне вероятно, что именно на нем он расскажет о пополнении в семье.

Один из дедушек русского рока был трижды женат, его первый брак состоялся в ранней молодости. Тогда избранницей стала , официальные отношения с которой продлились всего три месяца. Сам музыкант называет этот брак «молодежным поступком». В 1976 году Александр Борисович женился во второй раз, его супругой стала актриса , но и с ней музыкант не смог построить семейного счастья.

С третьей женой Ольгой Градский прожил в официальном браке 23 года.

Нынешняя избранница Градского — украинская модель Марина Коташенко, которая моложе музыканта на 32 года. Артист всегда отличался юмором и здоровой самооценкой, поэтому, познакомившись с девушкой прямо на улице, он пригласил ее «прикоснуться к истории». Коташенко не сразу узнала звезду советского и российского рока, но через две недели перезвонила. Уже на первом свидании Александр Борисович обаял молодую особу. С Градским Марина почувствовала себя спокойно и легко.

Их старший сын Саша растет под пристальным вниманием мамы: женщина отказывается от предложений кинорежиссеров ради семьи, несмотря на то что в середине 2000-х она окончила актерский факультет ВГИКа. Мальчику подарили настоящую гитару, но пока детского размера. Александр Александрович уже освоил песенный репертуар из любимых детских передач и мультфильмов. В будущем родители планируют отдать юношу в соответствующую музыкальную студию.

Летом 2016-го фотографии Градского с женой на пляже вызвали широкий резонанс в сети. Злые языки называли пару «красавица и чудовище», сам музыкант нейтрально отнесся к насмешкам, он признает, что ему очень повезло, что Марина выбрала его, а не нашла себе партнера помоложе.

Сама Коташенко никогда не давала поводов для сплетен и сомнений в ее теплых чувствах к мужу. Сейчас Александр Градский живет с семьей в Подмосковье в поселке Новоглаголево, они расположились в доме площадью 400 кв. м. Глава семьи пишет классическую музыку и преподает вокал. Несмотря на свою известность и активную жизненную позицию, музыкант называет себя маргиналом и аполитичным человеком.

Градский недолюбливает представителей прессы, за надоедливость и бестактность он прозвал репортеров «журналюгами». Слово прижилось в лексиконе музыканта и ушло «в народ». У Градского действует персональный сайт, где он знакомит поклонников с новинками своего творчества, но в инстаграме аккаунта у музыканта нет.

Александр Градский – известный певец и композитор, автор текстом, бывший наставник вокального шоу «Голос».

Семья и детство

Когда на свет появился Александр Градский, его семья проживала в Челябинской области, за Уралом, в городе Копейске. Отец будущей знаменитости работал инженером. В этот небольшой населенный пункт главу семейства направили после окончания ВУЗа. Мама Градского была актрисой, она отказалась от своей карьеры в легендарном МХАТе, выбрав семью и уехав за мужем.

В Копейске мама Градского возглавила одну из местных студий самодеятельности. В Москву семье удалось вернуться только в 1957 году. Некоторое время, еще до школы, Александр Градский проживал в столичном регионе у бабушки. Позже его родители перебрались в Москву, где арендовали небольшую комнату в подвале, ребенка же решили с собой не брать.

Градский стал жить с мамой и папой, когда пошел в школу. В 9-летнем возрасте мать отдала сына в музыкальную школу. К слову, будущая знаменитость не проявлял особого рвения к учебе. В частности, он занимался игрой на скрипке. Градского буквально раздражало, что и дома приходилось репетировать по несколько часов. Если говорить об обычной школе, то артист предпочитал гуманитарные предметы. Мальчику очень нравилось читать, свой первый стих он написал в 14-летнем возрасте. Пластинки с современной музыкой Градский мог слышать благодаря своему дяде по маминой линии. Он был актером и часто посещал зарубежные страны, в том числе Америку. Оттуда родственник и привозил то, чего нельзя было достать в Москве.

В школьном возрасте Александр Градский уже начал активно и довольно успешно выступать на маленькой сцене. На творческих вечерах ученик выступал с гитарой или же игра на фортепиано. Кроме этого, он посещал актерскую секцию.

Первые композиции

В 14 лет Александра Градского пригласили в польскую подростковую группу под названием «Тараканы». Тогда он начал принимать участие в различных концертах, находясь в составе музыкального коллектива. Первой песней здесь стала «Лучший город Земли». Когда Градскому было 15 лет, его семья улучшила жилищные условия в Москве. Уже в этом подростковом образе он окончательно решил, что станет артистом. Сам артист впоследствии рассказывал, что его очень увлекло творчество группы The Beatles.

Развитие карьеры

В 1965 году был образован коллектив «Славяне». Его родоначальниками являлись Александр Градский и Михаил Турков. Позже к музыкантам присоединились другие участники. Через год появился другой ансамбль – «Скоморохи». К слову, песни исполнялись только на русском языке, в основном их автором выступал именно Градский. Знаковой в жизни артиста стала композиция «Синий лес». Параллельно певец выступал в составе музыкальной группы «Скифы». Поскольку у молодого артиста совершенно не хватало денег на приобретение новой аппаратуры, он вместе с друзьями стал подрабатывать в филармонии. Там очень ценили Градского, руководитель даже предложил ему отправиться на гастроли по стране.

Следующим коллективом был ВИА «Электрон». Несколько лет Градскому приходилось не петь, чтобы не засветиться. За это время артист накопил денежные средства на приобретение достойной аппаратуры.

В 1969 году Градский поступил в Гнесинку на вокальный факультет к преподавателю Котельниковой. Во время учебы он регулярно принимал участие в сольных концертах, где выступал под гитару. Артист был первым, кто решился в роке стал продвигать тексты на русском языке.

Лучшие работы Градского

После окончания учебного заведения Градский отправился в масштабный гастрольный тур. Это время отметилось скачком его узнаваемости и популярности. На своих концертах артист всегда собирал огромное количество человек. Бывало, что в день количество выступлений достигало четырех.

В 1975 году Градского зачислили в консерваторию. Параллельно с этим осуществлялась работу над нескольким кинокартинами. В 1976 году артист начал писать свою дебютную сюиту под названием «Русские песни», ее вторая часть вышла спустя два года. В это же время Градский активно работал в сфере создания рок-композиций. Певец продолжал гастролировать, исполняя перед советскими зрителями свои авторские композиции.

Вскоре он начал пробовать себя в качестве педагога. Его преподавательская деятельность осуществлялась в родном училище им. Гнесиных. Со временем Градский перешел в ГИТИС, где возглавил вокальную кафедру.

Переломным в творчестве знаменитости стал 1980-й год. Тогда его перевели в категорию «Протестантов». В то время в музыке Градского существовали драматические наклонности. Его харизма и голос были всегда узнаваемыми, поэтому все возникающие проблемы быстро решались.

Впервые за рубеж Градский отправился в 1988 году. Однако это были не гастроли, а конференция, участниками которой стали деятели искусства и узнаваемые политики. Вскоре артисту пришлось сократить количество выступлений, поскольку он начал усердно работать над собственным Театром современной музыки. Для этого проекта знаменитости даже выделили отдельное здание в центре Москвы, но оно требовало реконструкции. Наряду с этим Градский писал музыку: несколько дисков были написаны в Японии.

Когда на «Первом канале» стартовало шоу «Голос», Градского пригласили занять место наставника. Два года подряд в проекте побеждали его подопечные.

Личная жизнь

Мама Александра Градского умерла, когда мальчику было всего 14 лет. В память о ней подросток взял ее девичью фамилию. Если говорить о первом браке, то он продлился всего три месяца. После развода с Натальей Смирновой, музыкант женился на Анастасии Вертиннской. К слову, очередная свадьба состоялась через три года. Вместе пара прожила два года, но развод оформила намного позже.

Третий брак Градского был заключен сразу же после официального разрыва предыдущих отношений. Избранницей рокера выступила Ольга Фартышева. В браке супруги прожили 23 года, жена подарила возлюбленному сына и дочь.

В октябре 2018 года Александр Градский стал отцом в четвертый раз. Гражданская супруга подарила российскому артисту сына. Для самой девушки ребенок стал вторым по счету.

Александр Градский – талантливый певец и композитор, который известен уже не одному поколению людей. Широкий голосовой диапазон, великолепный музыкальный вкус, отличное образование – лишь некоторые его достоинства.

Биография

Он родился в небольшом городке Копейске Челябинской области в 1949 году. Отец будущего певца работал там по распределению инженером на производстве. Мать организовала самодеятельный театр в местном Дворце культуры. После окончания института в Москве юную актрису ожидало большое будущее, но она выбрала семью и уехала с мужем в провинцию.

Все фото 8

В конце 60-х семья вновь вернулась в столицу, но с жильем поначалу было сложно. В городе его родители снимали небольшое подвальное помещение. Для общего развития Александр Градский должен был посещать музыкальную школу по классу скрипки. Для достижения положительных результатов нужно было подолгу самостоятельно заниматься игрой на музыкальном инструменте. Затхлое помещение без окон, где жил ребенок, мало этому способствовало, и удовольствие от процесса он не получал.

Учась в школе, мальчик больше любил предметы гуманитарного цикла. Ему нравилось чтение книг. Он даже сам начинал писать стихи. Брат матери постоянно бывал за границей и привозил оттуда разные пластинки с записями. Александр слушал песни Элвиса Пресли, Нат Кинг Коула, Фрэнка Синатры и других популярных на Западе рок-певцов, которым будущий композитор очень хотел подражать.

Еще подростком мальчик не раз принимал участие в школьных развлекательных мероприятиях, где пел под фортепиано и гитару. Он также ездил на гастроли вместе с польской группой «Тараканы». Вскоре семья перебралась в новую квартиру улучшенной планировки. К этому времени Александр Градский понял, что хочет посвятить свою жизнь музыке.

В середине 60-х молодой человек совместно с Михаилом Турковым создает группу «Славяне», затем возникает ансамбль «Скоморохи». Также юноша был задействован в группах «Скифы» и «Лос Панчос». Александр давно уже мог бы выступать с сольными концертами, но свои вокальные данные публике старался не демонстрировать. Певец хотел войти в жизнь людей вместе с русским рок-н-роллом, а для этого нужны были средства на хорошую аппаратуру. В 1969 году он поступил в институт имени Гнесиных, и мечта сбылась. Во время учебы он постоянно выступал с сольными концертами.

Так певец стал одним из основоположников русского рока. Постоянно экспериментируя с текстами и доводя их до совершенства, молодой человек успел окончить консерваторию, а затем занялся преподавательской деятельностью. Александр Градский даже заведовал кафедрой вокала в ГИТИСе. 1980-й год стал для него временем переосмысления своего творчества. На тот момент композитор писал рок, содержащий и трагическую сатиру, и драматическую лирику.

Постоянно пребывающий в разъездах и часто гастролировавший, он вдруг решил сократить все это, чтобы создать Театр современной музыки. Впервые Александр побывал за границей уже в конце 90-х, потом певец даже выпустил два диска в Японии. В 2012-2015 годах он участвовал в шоу «Голос», где занимал место наставника талантливых исполнителей. В течение трех сезонов в финал проекта выходили только его подопечные – Дина Гарипова , Сергей Волчков и Александра Воробьева.

Личная жизнь

Со своей первой женой Натальей Александр Градский познакомился еще в молодости. Их брак выдержал всего три месяца. Они решили зарегистрировать отношения, когда уже почувствовали, что теряют интерес друг к другу. Инициатива в данном случае исходила от женщины. Это событие оказалось неудачной попыткой возродить былую нежность.

Второй раз Александр Градский женился на актрисе Анастасии Вертинской, у которой на тот момент рос маленький сын. Мужчина быстро нашел к нему подход, а вот с матерью оказалось сложнее. Через два года совместной жизни пара поняла, что им лучше расстаться, однако окончательно они развелись только через четыре года.

После разрыва с Вертинской певец встретил Ольгу Фартышеву – студентку экономического факультета МГУ. Впервые они увиделись на спектакле, который проходил в Щукинском училище. Александр сразу приметил миловидную девушку и вскоре предложил ей встречаться. Этот брак композитора был самым долговечным – 24 года. Ольга родила ему сына Даниила, а потом дочку Машу.

В настоящее время певец живет с моделью Мариной Коташенко. Они уже 10 лет вместе, несмотря на существенную разницу в возрасте. Александр Борисович считает, что любовь может прийти неожиданно, когда ее совсем не ждешь. В 2014 году девушка родила ему сына, которого назвали в честь отца. Многие не понимали, зачем ей все это было нужно. Кто-то стремился обвинить Марину в меркантильных намерениях, однако столичная модель и сама может себя обеспечивать. Судя по всему, певец просто покорил ее сердце своим огромным талантом и врожденной харизмой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры