Алексей балабанов - биография, информация, личная жизнь. Мир мог бы увидеть ещё много интересных фильмов, если бы в судьбу Балабанова не вмешалась преждевременная смерть От чего умер режиссер балабанов

Главная / Измена жены

Причина смерти Алексея Балабанова, а также его биография и фильмография интересуют тысячи людей в нашей стране. Этот режиссер внес огромный вклад в развитие российского кинематографа. Но 18 мая 2013 года его не стало. В статье рассказывается о том, как добился известности Балабанов Алексей Октябринович. Причина смерти режиссера тоже будет озвучена.

Краткая биография

Алексей Балабанов появился 25 февраля 1959 года в одном из роддомов Свердловска (ныне - Екатеринбург). Его мать и отец - простые советские люди, не имеющие никакого отношения к театру и кино. Алексей Балабанов, причина смерти которого интересует многих поклонников, с детства устраивал домашние спектакли. Но после окончания средней школы он поступил в Горьковский институт на переводческий факультет. Многих знакомых и родственников Алексея выбор им профессии сильно удивил.

На пути к успеху

В период с 1983-го по 1987 год наш герой работал на Свердловской киностудии. Его назначили ассистентом режиссера. Именно тогда Балабанов осознал свое главное предназначение в жизни: он должен снимать фильмы. В 1990 году Алексей Октябринович записался на курсы режиссеров и сценаристов. Там он набрался немало теоретических знаний и практического опыта. Его дипломной работой стал фильм под названием «Егор и Настя». В съемках кинокартины участвовали звезды местного рок-клуба - Вячеслав Бутусов, Анастасия Полева и Игорь Белкин.

Алексей Балабанов: фильмография

Первую полнометражную киноленту наш герой снял в 1991 году. Она получила название «Счастливые дни». Это была вольная экранизация одноименного произведения Сэмюэля Беккета.

Вскоре зрители смогли оценить фильм «Пограничный конфликт». Сценарий был написан Надеждой Хворовой, а ее соавтором выступил Алексей Балабанов.

В 1994 году герой нашей статьи выпустил второй по счету полнометражный фильм. На этот раз он решил экранизировать роман «Замок», созданный Члены жюри ежегодной премии «Ника» оценили его работу и вручили главный приз. Многие и начинающие) мечтали сняться у такого замечательного режиссера, как Алексей Балабанов. Фильмография каждый год пополнялась десятками новых работ. Зрители принимались все его кинокартины на ура.

В 1995 году А. Балабанов, В. Хотитенко, и Д. Месхиев объединили свои усилия ради создания фильма, посвященного 100-летию отечественного кинематографа. Их киноальманах «Прибытие поезда» пришелся по душе даже самым придирчивым критикам.

Настоящая известность пришла к Балабанову в 1997 году, когда на экраны вышла созданная им криминальная лента «Брат». Главная роль досталась Сергею Бодрову. И он на все 100 % справился с задачей, поставленной режиссером. Созданием музыки к фильму занимался давний знакомый Балабанова - Вячеслав Бутусов. За несколько месяцев проката «Брат» завоевал невероятную популярность и собрал самую большую кассу в 1997 году.

После оглушительного успеха наш герой решил снять весьма необычную и в какой-то мере провокационную картину. Она называлась «Про уродов и людей». Сюжет переносит зрителей в дореволюционную Россию. Фильм рассказывает о первых создателях порнографии, живших в те времена. Результат работы Балабанову очень понравился.

Продолжение кинокарьеры

В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая.

В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска - актрисе Туйаре Свинобоевой.

В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В съемках картины были задействованы англичанин Иэн Келли и Сергей Бодров. В июне этого же года фильм получил главный приз - «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.

В 2007 году Балабанов снял фильм о неприглядной изнанке советского прошлого. Картина «Груз 200» получилась очень пронзительной. После ее выхода на экраны поклонники режиссера поделились на два лагеря - тех, кто понял и принял фильм, и тех, у кого он вызвал отвращение.

В период с 2005-го по 2012 год Алексей Октябринович снял несколько ярких и запоминающихся кинолент, среди которых «Жмурки», «Морфий», «Мне не больно» и другие.

Причина смерти Алексея Балабанова

18 мая 2013 года российский кинематограф лишился талантливого режиссера. В этот день скоропостижно скончался Алексей Балабанов. Причина смерти, фото режиссера, сделанные за несколько дней до трагедии, - все это попало под обсуждение пользователей интернет-пространства. Одни отказывались верить в случившееся, другие знали о болезни мэтра и предполагали такой исход. Но все же какова причина смерти Алексея Балабанова?

О гибели режиссера сообщил его давний приятель - продюсер Причиной смерти Балабанова стал сердечный приступ. Врачи связывают это с тяжелым хроническим заболеванием, выявленным у режиссера.

Послесловие

Причина смерти Алексея Балабанова была озвучена в статье. Также мы рассказали подробности его биографии и фильмографии. Его вклад в российский кинематограф невозможно переоценить. Зрители и коллеги по цеху никогда не забудут этого замечательного человека. Пусть земля ему будет пухом…

Алексей Балабанов - российский кинорежиссер и сценарист, актер и продюсер, получивший известность благодаря созданию дилогии «Брат» и «Брат 2», военной драмы «Война», черной комедии «Жмурки», триллера «Груз 200» и драмы «Морфий».

Главные фильмы режиссера Алексея Балабанова



  • Краткая биография

    Родился 25 февраля 1959 года в крупном уральском городе Свердловск, ныне Екатеринбург. Его мать и отец были представителями советской интеллигенции. Инга Александровна была авторитетным физиотерапевтом и курортологом, профессором и доктором медицинских наук, а Октябрин Сергеевич Балабанов - научным журналистом и главным редактором творческого объединения научно-популярных фильмов киностудии, удостоенный звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Мальчик заработал свои первые деньги еще во время учебы в девятом классе – он участвовал в поисках и добыче лечебных грязей на озерах Челябинской области. После школы Алексей поступил в один из четырех лингвистических ВУЗов страны - Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова, и по окончании обучения получил диплом переводчика. Через два года он был призван на армейскую службу. После этого в начале 80-х Балабанов стал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии, где проработал вплоть до 1987 года. Алексей поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

    В 1990 году он окончил экспериментальный курс режиссерского отделения «Авторское кино» под руководством Л.Николаева и Б.Галантера. К этому периоду принадлежит дебютная профессиональная работа режиссера «Раньше было другое время». Лента была снята в качестве курсовой работы и показывала сцены бытовых конфликтов случайных людей, объединенных общим местом действия – рестораном уральского города. Во время съемок Алексей впервые сотрудничал с начинающим свердловским музыкальным коллективом «Наутилус Помпилиус». Впоследствии эта группа еще не раз (иногда совершенно незримо) фигурировала в работах Балабанова.

    Второй кинематографической работой стал документально-игровой фильм «Настя и Егор». Картина рассказывала историю становления легенд уральского рока Насти Полевой и Игоря Белкина. В 1990 году начинающий режиссер переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, где принялся за создание дебютной полнометражной работы «Счастливые дни». Социальная драма была снята на основе произведений одного из отцов-основателей драмы абсурда ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Главным героем картины стал ОН, некий человек без имени. Этот образ на экране воплотил начинающий киноактер Виктор Сухоруков. Лента мгновенно получила симпатии киносообщества и была отмечена несколькими премиями, в том числе призом за лучший полнометражный фильм на московском кинофестивале «Дебют». Через три года Алексей завершил работу над экранизацией неоконченного романа Франца Кафки «Замок». Главные роли в драме исполнили Николай Стоцкий, Светлана Письмиченко и Виктор Сухоруков. Лента получила две премии «Ника». В том же году Алексей попробовал себя в роли продюсера в картине «Исповедь незнакомцу».

    В следующем году Балабанов принял участие в подготовке к 100-летию кинематографа. Он выступил одним из режиссеров киноальманаха «Прибытие поезда». Новелла под названием «Трофимъ» рассказывала историю, как бы продолжающую сюжет творения братьев Люмьер, где поезд по-прежнему прибывал на платформу, но это уже был российский поезд, а его пассажир стал главным действующим лицом картины. Именно о нем была рассказана дальнейшая история. Образ Трофима воплотил Сергей Маковецкий. Но настоящий успех настиг Балабанова с выходом криминальной драмы «Брат». Фильм о герое смутных 90-х годов Даниле Багрове моментально получил статус культового. Главные роли исполнили Сергей Бодров и Виктор Сухоруков. Эта работа принесла Алексею Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и увековечила его имя в истории кинематографа.

    Вся фильмография

    Режиссер

    • 2008
    • 2007
    • 2006

Биография и эпизоды жизни Алексея Балабанова . Когда родился и умер Балабанов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты режиссера, фото и видео .

Годы жизни Алексея Балабанова:

родился 25 февраля 1959, умер 18 мая 2013

Эпитафия

Как рано ты ушел, родной,
Оставив нам печаль и боль.

Биография

Ни один его фильм не оставался незамеченным зрителями - таким самобытным и ярким режиссером был Алексей Балабанов. Биография Алексея Балабанова - это яркий, но, увы, короткий творческий путь человека, любящего свою профессию и болеющего ей.
Биография Балабанова берет свои корни в Екатеринбурге, где родился режиссер. Позже он закончил Нижегородский институт, потом проходил срочную службу и даже участвовал в военных действиях в Афганистане, что позже нашло отражение в его творчестве. Какое-то время Алексей работал ассистентом режиссера, но после того, как в 1991 году он закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Балабанов начал снимать собственное кино. Всероссийскую известность ему принес фильм «Брат» в 1997 году. Помимо популярности режиссер Балабанов обрел и настоящего друга, актера Сергея Бодрова. С его участием режиссер снял продолжение «Брата», а также фильм «Война». Гибель Бодрова для Балабанова стала сильной человеческой потерей, он с трудом находил в себе силы жить дальше. После его смерти Балабановым в память о друге был снят фильм «Морфий», сценарий к которому написал Сергей. Другими яркими работами Балабанова стали криминальная картина «Жмурки», мелодрама «Мне не больно», фильм о жестокой и калечащей судьбы людей войне «Груз 200». Впрочем, другого кино в своей жизни Балабанов просто не снимал - каждая его работа всегда с интересом воспринималась зрителями, коллегами и критиками.
Смерть Алексея Балабанова стала трагедией для его поклонников и коллег - режиссер ушел из жизни в 54 года. Причиной смерти Балабанова стало онкологическое заболевание, с которым режиссер боролся несколько месяцев. Последние недели своей жизни он нередко говорил о своей скорой смерти. Похороны Балабанова состоялись 21 мая 2013 года после отпевания тела в Князь-Владимирском соборе. Могила Балабанова находится на Смоленском кладбище .

Линия жизни

25 февраля 1959 г. Дата рождения Алексея Октябриновича Балабанова.
1981-1983 гг. Срочная служба в армии.
1985 г. Первый игровой фильм Балабанова.
1990 г. Окончание Высших курсов сценаристов и режиссеров.
1992 г. Учреждение Балабановым компании «СТВ».
1997 г. Выход фильма «Брат».
2000 г. Выход фильма «Брат-2».
2012 г. Выход фильма «Я тоже хочу».
18 мая 2013 г. Дата смерти Алексея Балабанова.
21 мая 2013 г. Отпевание Балабанова в Князь-Владимирском соборе, похороны Балабанова.

Памятные места

1. Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова (бывший Горьковский педагогический институт иностранных языков), где Балабанов закончил переводческий факультет.
2. Свердловская киностудия, где Балабанов проработал четыре года (Екатеринбург).
3. Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые закончил Балабанов.
4. Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, где проходило отпевание Балабанова.
5. Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге , где похоронен Балабанов.

Эпизоды жизни

В последней своей картине «Я тоже хочу» Балабанов осмысливал проблему смерти. Он также появился в картине в эпизодической роли. По трагической иронии судьбы он играл режиссера, который умирает в последней сцене фильма. В этом же году, когда вышел фильм, у режиссера был обнаружен рак. Последними словами его героя в последнем фильме были: «А я счастья хочу…».

В одном из интервью Балабанова спросили, где бы он хотел оказаться в другой жизни? Режиссер ответил, что в раю. «Но ведь там может быть скучно, безмятежно?» - спросила журналистка. На что Балабанов ответил: «Не знаю - скучно в раю или нет. Я папу хочу увидеть. Вы свинку морскую любили, а я - папу любил. И ради папы я готов поскучать в раю».

Завет

«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю».

Передача «Взгляд» с Алексеем Балабановым и Вячеславом Бутусовым

Соболезнования

«Алексей Балабанов был настолько искренним режиссером, что многие его фильмы казались документальными свидетельствами сегодняшнего дня. Герои фильмов Балабанова всегда искали правду, счастье и часто уходили в неизвестность, в которой режиссер продолжал искать ответы на многие-многие вопросы. Мы потеряли уникального человека и режиссера».
Сергей Митрохин, политик, депутат партии «Яблоко»
«Фильмы Алексея Балабанова - коллективный портрет страны в самые драматические периоды ее истории. Мне нравились его работы. Уход талантливого режиссера - большая потеря для близких и поклонников. Соболезную».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ
«Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек. Потрясающий кинематографист. Он чувствовал и знал кино. Совершенно не показной, в нем не было ничего такого «режиссерского», он был абсолютно погружен в то, что делал. Я считаю, что Балабанов - это целая планета, которая будет существовать столько, сколько просуществует кинематограф. Думаю, что много-много людей, которые не знали его фамилию, но знали картину «Брат», тяжело вздохнут, узнав, что его больше нет».
Никита Михалков, режиссер, актер
«Ушел из жизни один из самых крупных представителей отечественного кино последних десятилетий. Он создал фильмы, в которых ярко и образно отразилась сложная и противоречивая судьба наших современников. Его кинокартины любимы россиянами. Они не оставляют никого равнодушными».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга

Один из культовых режиссеров отечественного кино Алексей Балабанов родился на Урале в городе Свердловске (в настоящее время – Екатеринбург). Детские годы Леши пролетели в родном городе, и в школьные годы мальчуган ничем не отличался от своих сверстников.

Он мечтал о путешествиях на далекие планеты или хотя бы в чужие страны. К большому искусству особой заинтересованности не проявлял, зато увлекался изучением иностранных языков.

Уральский самородок

Получив аттестат об окончании средней школы, Алексей покинул родной город и уехал в Горький, где стал студентом местного педагогического института иностранных языков. Выбрал юноша специальность переводчика. После успешного окончания вуза в 1981 году Балабанова призвали на воинскую службу.

Как человек с высшим образованием, он оказался в офицерском составе военно-транспортной авиации. За два года, проведенных в рядах Советской Армии, Алексей повидал всякого. С одной стороны – узнал другой мир, побывав в разных уголках Азии и Африки, с другой – непосредственно участвовал в афганской войне.

События, которые происходили на его глазах, и судьбы людей, с которыми он встречался, как и множество историй из уст сослуживцев, позже легли в основу одного из самых тяжелых фильмов под названием «Груз 200».

Отслужив положенный срок, Алексей Балабанов вернулся домой. Отец (а Балабанов-старший работал на Свердловской киностудии) помог сыну устроиться на кинопроизводство на должность ассистента режиссера. Свердловск в те времена был одним из центров советской андерграундной культуры. На значительном расстоянии от столицы все виделось не в таком официозе, как у властных кругов.

В уральском городе появилась своя звездная группа – «Наутилус Помпилиус», с музыкантами которой Алексей был в дружеских отношениях. Музыка коллектива в фильмах будущего режиссера стала одной из составляющих кинематографичного стиля Балабанова.

На Свердловской киностудии Алексей Балабанов проработал четыре года. Там он создал свой первый фильм – «Раньше было другое время». Но как режиссер большого кино он состоялся уже в Санкт-Петербурге, куда переехал на постоянное место жительства.

С помощью продюсера Сергея Сельянова в Петербурге Алексей Балабанов создал кинокомпанию «СТВ». На ней и были сняты практически все известные фильмы режиссера.

У Алексея Балабанова было два брака. Первая жена – Ирина – родила режиссеру сына Федора, но вместе втроем они долго не жили.

Второй супругой Алексея стала Надежда Васильева, художник-костюмер по профессии. Они познакомились на съемках кинокартины «Замок». В 1994 году в этом браке у Балабанова родился сын Петр.

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Интересные заметки:

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли , Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны ; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе и известному актеру .

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Сам режиссер по этому поводу грустно шутил: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру – узнаю».

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

Режиссер знал о скорой смерти, но не собирался менять образ жизни в связи с обострившейся болезнью

Незадолго до кончины знаменитого режиссера на экраны страны вышел фильм «Я тоже хочу», ставший последней кинолентой Балабанова. Еще на съемках друзья неоднократно слышали от Алексея Октябриновича опасения, что он, возможно, скоро умрет, но внимания этому не придали. Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья»... Все списали на мистический характер нового фильма, герои которого отправляются на поиски этой колокольни, затерявшейся на бескрайних просторах России, где-то между Петербургом и Угличем. «Мама моя сильно плакала на премьере, говорила, что этот фильм пророческий. Ей очень не понравился его финал, потому что он настоящий», — говорил тогда Балабанов. А несколько месяцев спустя кинорежиссера не стало. В мае прошлого года его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга.

О том, почему Балабанов так часто говорил о собственной скорой смерти, по какой причине не захотел снимать «Брата-3» по сценарию, написанному Виктором Сухоруковым, и каким образом незадолго до смерти оказался в санатории в Дюнах, корреспонденту «МК в Питере» рассказал Александр Чернощеков, скульптор и близкий друг семьи Балабановых. Возможно, именно по его проекту скоро на Смоленском кладбище установят бронзовую скульптурную композицию — скамейку с сидящим на ней Балабановым. Так что любой желающий сможет присесть рядом с кинорежиссером.

«Колокольня счастья» забрала Балабанова

— Для вас смерть Балабанова связана со съемками фильма «Я тоже хочу»?

— Проблемы с печенью у него обострились как раз во время поисков натуры для этого фильма. Как все случилось? Выпивали, усугубляли… Недалеко от колокольни его и прихватило. Пришлось вызывать скорую, везти в город.

— Говорили, что именно тогда Балабанову поставили диагноз «рак».

— Рака не было, просто печень больная. Когда Алексею стало плохо, жена рядом была. И для Надежды его болезнь открытием не стала. Она и прежде говорила, что муж выпивает. Но Балабанова выводили из этого состояния. О том, что приступ возле колокольни станет последним, никто не думал.

— При этом сам Балабанов говорил, что снял себя в этом фильме, потому что ждал скорой смерти.

— Ерунда все это. Он не знал, что скоро умрет. Балабанов был из тех людей, которые всю жизнь говорят о смерти. Но он не был уверен в том, что болен смертельно. В разговорах, конечно, часто проскакивало: «Вот когда я умру…» Или: «Я умру, а вы останетесь. Жизнь будет течь своим чередом, но уже без меня». Но ничего менять в своей жизни он не хотел, и это касалось не только алкоголя. Он был мистиком и фаталистом, все время попадал в полумистические ситуации.

— Обрушение «Колокольни счастья» на сороковой день его смерти тоже мистика?

— Ничто не предвещало обрушения. Церковь более двухсот лет назад построили, еще до Наполеона. В середине прошлого века водохранилище затопило окрестности, после этого церковь 60 лет стояла неприступной, потому что до нее не добраться было. А на сороковой день после смерти Балабанова колокольня рухнула. Руины остались. По фильму «Колокольня счастья» отвергла режиссера, не захотела перенести на планету, где есть счастье. А по жизни, выходит, приняла.

В одной коммуналке с Сухоруковым

— Почему Балабанова похоронили на Смоленском кладбище? Он хотел этого?

— Там похоронен его отец. И Балабанову было важно лежать рядом. Он вообще хотел попасть в рай, потому что в раю рассчитывал встретить отца. Во-вторых, в поисках натуры Балабанов далеко от дома не отходил.

— Он жил на Васильевском?

— Практически все время. Когда снимали «Я тоже хочу», много колесили по окрестностям, даже в «Аптеке доктора Пеля и сыновей» на 7-й линии эпизод сняли, потому что аптека близко от квартиры Балабанова. Еще «Брата» снимали у Балабанова дома. Сухоруков с ним жил тогда — классическая питерская коммуналка.

— Как Балабанов и Сухоруков оказались прописаны в одной квартире?

— Изначально это была квартира Виктора Сухорукова и какого-то пьяницы — его соседа. У Балабанова с женой в то время была комната у Московского вокзала. А потом произвели обмен: алкоголика отправили в комнату на площадь Восстания, а Балабанов с семьей переехал к Сухорукову, в квартиру на Малом проспекте — между 3-й и 4-й линиями. Много лет вместе жили.

— Официальный обмен был до съемок «Брата»?

— «Брата» снимали уже в их общей коммуналке. Весь съемочный процесс уложили в шесть дней, потому что финансирования у фильма не было вообще. Даже пальто в картине у Сухорукова не собственное, а с плеча жены Балабанова. Но никто не видит, что застежка на нем — женская. Свою последнюю квартиру — на 14-й линии Васильевского острова — Балабанов купил на гонорары недавно. К тому моменту Сухоруков из коммуналки уже съехал.

Он не любил капитализм

— Почему Балабанов отказался снимать «Брата-3»?

— «Потому что Бодров умер», — так отвечал Балабанов. Но дело-то не в Бодрове! Ситуация в стране была такая, что все ждали «Брата-3». «Нам нужен фильм про сильного героя», — говорил я ему. Сухоруков даже сценарий написал к фильму: привез Балабанову на читку. А тот отказал. Сказал, что не знает времени, описанного в сценарии, но будет не против, если Витя или кто-то другой снимет сам.

— О чем был сценарий?

— Герой Сухорукова бежит из чикагской тюрьмы в Петербург на нефтеналивном танкере. Прячется всю дорогу в бочке с солярой. В порту выныривает из нефтяного пятна — весь в мазуте, но с белозубой улыбкой, и говорит: «Ну, здравствуй, Россия!» Сухоруков Балабанову большие деньги сулил — вроде как в прокате фильм должен был собрать миллионы, но Балабанова деньги не интересовали. После его смерти на сберкнижке осталось не много — сто тысяч рублей или двести.

— А что интересовало Балабанова?

— Национальный вопрос, например. «Как ты относишься к азиатам, к тому, что их полно на улице?» — спрашивал он меня. — «Почему они тебя не раздражают?!»

— Почему Балабанова деньги не интересовали?

— Капитализм не любил. Не хотел тратить жизнь на зарабатывание денег. И не любил людей, которые живут ради денег. Ему Сельянов, продюсер, во всем помогал. Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил. Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил.

— Поэтому Сельянов платил за похороны Балабанова?

— Он как близкий друг платил. У жены сил не было.

Умер, стоя на коленях

— Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории?

— Он над сценарием работал. Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких. Отвлекали сильно. А ему уединения хотелось. Через друзей удалось снять номер в санатории в Дюнах.

— В момент смерти Балабанов находился один?

— Да. Обычно Надежда была рядом, но тогда не сложилось: сын поступал в университет, она помогала ему с документами для поступления. А потом приехала. Когда вошла в номер, Балабанов был уже мертв. Инфаркт. Он стоял на кровати на коленях. Головой упирался в подушку.

— Он понимал, что едет в Дюны умирать?

— Все были уверены, что Алексей закончит в санатории сценарий и вернется. Мыслей о смерти не было вообще. В последний раз мы в апреле виделись, за три недели до смерти. Он только что с кинофестиваля вернулся, был в хорошем настроении. Я собирался его портрет лепить, он позировал для фото. Но кепку не снимал, потому что обгорел: лысина была красной. Хотел хорошо на фотографиях выглядеть, улыбался много.

Прямая речь

Олег Гаркуша, музыкант, исполнитель главной роли в фильме «Я тоже хочу»:

— На съемках последнего фильма Балабанов часто размышлял о смерти. Мог отойти в сторону и подолгу любоваться красотой Христо-Рождественской Запогостской церкви — «Колокольни счастья». Говорил, что для него скоро все закончится. Я удивлялся: откуда у Балабанова такие мысли? Его друзья говорили, что с ним давно что-то неладное происходит: якобы Балабанов винит себя в смерти Сергея Бодрова. Ведь это он посоветовал Бодрову снимать фильм в Кармадонском ущелье. Думаю, съемки фильма «Я тоже хочу» стали для Балабанова своеобразной возможностью очистить душу от вины, тяготившей его после гибели Бодрова. И то, что на сороковой день после его смерти, когда душа покидает земные пределы, «Колокольня счастья», стоявшая столетиями, рухнула, — это фантастика. И свидетельство тому, что своей духовностью Балабанов заслужил прощения.

Кстати

На поминках по Балабанову Ингеборга Дапкунайте рассказала, как едва не погибла на съемках «Войны». В воде на нее неудачно накинули аркан. Балабанов предупреждал: «Если аркан душить будет — кричи». Но в ледяной воде голос у Дапкунайте сел. Ее с трудом откачали.

Фото из архива Александра Чернощекова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры