Арка на кутузовском проспекте история создания. Ворота и арки в городах россии

Главная / Измена жены

Елена Викторовна Харитонова

Из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы

Летом 1814 года Москва готовилась к встрече русской армии, возвращавшейся из Парижа после победы над французскими войсками. По этому случаю на площади Тверской заставы построили Триумфальные ворота, через которые процессия во главе с императором Александром I должна была проследовать в город. Закончились торжества, отгремели праздничные салюты, и памятник славы русского оружия остался стоять в начале Петербургского шоссе. Деревянное строение быстро ветшало, и через 12 лет было решено заменить его каменным. Составление проекта поручили «главному архитектору» Москвы О. И. Бове.

Первоначально речь шла о простой замене деревянных ворот каменными. Они должны были сочетаться с кордегардиями Тверской заставы - деревянными постройками, где размещались караульные и чиновники, проверявшие документы проезжавших. Окончательный вариант планировки площади у главного въезда в Москву из Петербурга был принят в апреле 1829 года. Согласно ему, Триумфальные ворота строились точно на оси Большой Тверской-Ямской улицы, а отрезок Петербургского шоссе, примыкавший к заставе, выпрямлялся и благоустраивался. Ворота сочетались с двумя новыми каменными зданиями кордегардий, которые дополняли основное сооружение и, соединяясь с ним чугунными решетками, образовывали площадь - одну из самых красивых в Москве того времени.

17 августа 1829 года состоялась церемония закладки Триумфальных ворот. В фундамент легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года - «на счастье». Надпись на плите гласила, что «сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году и возобновления сооружения великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков»1. Строительство растянулось на пять лет. Возводились ворота из кирпича, а облицовывали так называемым белым татаровским камнем - редким и ценным, добывавшимся в карьерах близ села Татарово под Москвой.

О. И. Бове проектировал Триумфальные ворота как синтез архитектуры и скульптуры. Пока шло сооружение основной конструкции, за создание их скульптурного оформления взялись выпускники Петербургской академии художеств И. П. Витали и И. Т. Тимофеев. Мощные фигуры древних воинов в пластинчатых доспехах и островерхих шлемах расположились на высоких постаментах между каждой из шес-ти пар колонн. Простенки над фигурами украшали рельефы «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершали аллегорические фигуры Твердости и Храбрости. На пышно орнаментированном фризе разместили изображения гербов тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года, а также медальоны с инициалами Николая I. Шестерка коней, запряженных в колесницу Славы, в которой гордо стояла крылатая богиня Победы, венчала ворота. Надпись на фронтоне, утвержденная Николаем I, гласила: «Благословенной памяти Александ-ра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись была выполнена на русском, а с противоположной - на латинском языке.

Все чугунные детали ворот отливали на Алексинском заводе в Тульской губернии. Декоративное литье было тяжелым и громоздким - от 7 до 14 тонн отливка. Пришлось ждать санного пути, чтобы доставить обозом все эти медальоны с гербами, многофигурные рельефы, чугунные доски с изображением военных доспехов. О. И. Бове не дожил несколько месяцев до торжественного открытия Триумфальных ворот, состоявшегося 20 сентября 1834 года, - заканчивал строительство монумента его младший брат Михаил.

У полосатого шлагбаума и кордегардий, увенчанных низкими плоскими куполами, днем и ночью царило оживление: дилижансы, помещичьи дормезы, казенные тройки. Все изменилось в 1850?х годах, когда началось регулярное железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Тверская застава потеряла свое былое значение, а вскоре исчез и шлагбаум. В. А. Гиляровский так описывал площадь Тверской заставы в конце XIX века: «В домиках кордегардии при мне уже помещались то городские метельщики, то полицейская стража, то почтенные инвалиды, растиравшие на крыльце, под дорическими колоннами, в корчагах нюхательный табак для любителей?нюхарей. Потом поместилась в одном из домиков городская амбулатория, а в другом - дежурка для фельдшера и служителей. Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дешево и хорошо. Их всегда с десяток работало тут, а их клиенты стояли у стенки на одной ноге, подняв другую, разутую, в ожидании починки»2.

В 1872 году под воротами проложили линию конки: маленькие двухэтажные вагончики, запряженные парой лошадей, возили пассажиров от Воскресенской площади до Тверской заставы. Маршрут первого в Москве трамвая также проходил под сводами арки - Страстная площадь и Петровский парк были конечными его остановками.

В канун столетия Бородинской битвы Триумфальные ворота слегка обновили и почис-тили. В день юбилея делегация города возложила к их подножию венок.

В 1935 году принимается Генеральный план реконструкции Москвы. Среди прочего в нем предусматривалось расширение улиц и площадей, особенно в центральной части города. Этот план и решил судьбу Триумфальных ворот. В начале июля 1936 года на страницах московских газет появились сообщения об их сносе.

Строго говоря, ворота, простоявшие 102 года и ставшие одним из символов Мос-квы, планировалось не снести, а разобрать, чтобы позднее их можно было бы восстановить на новом месте. Окончание работ, порученных тресту «Мосразборстрой» и проводившихся под наблюдением представителей Музея архитектуры3, намечалось на начало августа 1936 года. К этому времени предполагалось завершить не только разборку самих ворот, но и благоустройство участка площади Белорусского вокзала, на котором они находились. Параллельно с демонтажом конструкций специалисты музея делали обмеры, составляли чертежи фасадов, планы всех шес-ти ярусов, фотографировали сооружение со всех ракурсов. Часть основных конструкций, скульптуры, горельефы и другие украшения перевезли на территорию бывшего Донского монастыря - филиала музея. Крупные элементы оформления разбирали на части и в таком виде транспортировали. Мастера, их создавшие, оставили в «Колеснице Славы» ключи, при помощи которых и происходила разборка. Перед тем, как экспонировать привезенные скульптуры, их предстояло отреставрировать: очистить, покрыть специальной олифой, натереть графитом и прочее. В 1939 году реставрация была завершена.

Поскольку восстановление ворот в ближайшее время не планировалось, элементы их оформления устанавливались на территории музея капитально. Горельефы поместили в нишах монастырской стены, фигуры воинов заняли места на пьедесталах вдоль центральной аллеи, «Колесницу Славы» водрузили на специально для нее созданном постаменте.

Почти три десятилетия московские влас-ти не вспоминали о творении О. И. Бове. В 1966 году Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот. Из нескольких мест их возможного размещения выбрали площадь Победы на Кутузовском проспекте. Неподалеку находился музей «Кутузовская изба», который в 1962 году стал филиалом открывшегося Музея?панорамы «Бородинская битва». Таким образом, Триумфальным воротам предстояло завершить мемориальный ансамбль, посвященный событиям войны 1812 года.

Главному архитектурно?планировочному управлению Москвы было поручено разработать проект и составить документацию, необходимую для воссоздания памятника. В этом принимали участие специалисты мас-терской № 7 Моспроекта-3 и мастерской № 4 Мос-проекта-1. Непосредственно работы осуществлялись СУ № 37 Треста по строительству набережных и мостов. Триумфальные ворота у Тверской заставы стояли на деревянных сваях. И на Кутузовском их решили поставить на сваи, но только на стальные, а не на дубовые. Кирпичный свод арки заменили железобетонным, цоколь и стены вместо кирпича сделали из монолитного бетона. Для облицовки использовали известняк, добытый в Бодракском месторождении (Крым). Сложнее всего оказалось восстановить в первозданном виде чугунный декор. В ходе разборки ворот пострадали некоторые фигуры, утерялись отдельные детали оформления. Их пришлось изготовлять заново на Мытищинском заводе художественного литья. На московском заводе «Станколит» отлили двенадцатиметровые чугунные колонны.

6 ноября 1968 года состоялось торжественное открытие Триумфальных ворот. Внешне они выглядели такими, как и полтора столетия назад, только надписи на досках изменились: на одной воспроизведен текст с закладной доски, положенной в основание ворот в 1829 году, на другой - строки военных приказов: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска!.. Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем».

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.


Александр Александрович Смирнов

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В МОСКВЕ

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот - первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,- растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького - Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья - чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей - точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники - дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов - освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски. Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф - «Освобожденная Москва»-выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,- он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов - черного чугунного литья и белого камня - усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов - и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки - и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров - и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829-1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие - медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

1981, изд. «Московский рабочий», «Москва - героям 1812 года», Смирнов Александр Александрович. Публикуется с любезного согласия автора.
Материал к публикации в электронном виде подготовил Поляков О.

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге. Расположены на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Нарвские триумфальные ворота были сооружены в 1814 году великим итальянским архитектором Дж. Кваренги за Обводным каналом на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск. Эти ворота явились своеобразным отказом Кваренги подчиниться Наполеону, который во время Отечественной войны 1812 года призывал всех итальянцев уехать из России и вернуться на родину.

Джакомо Кваренги прибыл в Россию еще при Екатерине II и работал здесь при Павле I и Александре I. Этот зодчий сделал огромный вклад в развитие архитектуры Санкт-Петербурга: помимо Нарвских ворот, по его проектам были построены Александровский дворец, Смольный институт, Конногвардейский манеж, Английский дворец в Петергофе.
Его творения отличают изящество итальянского стиля, неоспоримый вкус и гармоничность пропорций.

Двенадцатиколонная арка увенчана Колесницей Славы с шестеркой коней. На аттике ворот - восемь крылатых Гениев Славы и Победы, у подножия - четыре изваяния русских витязей

Нарвские триумфальные ворота

14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки "обряда торжественной встречи" победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.

В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов.
Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант.
Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.


Триумфальные ворота

Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым.
Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.

По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дорого оставили место для встречающих войска горожан.


Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун

Торжественное шествие первой гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года.
6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября - полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября - лейб-гвардии Казачий полк.

Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать.
Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя "Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди".

Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить и новый монумент.

Проет Нарвских триумфальных работ

5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.

Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа 1827 года. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета "Северная Пчела" так описывала эти события:
"В пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9000 человек".


Василий Петрович Стасов.Нарвские ворота

Во время церемонии Стасов на золотом блюде преподнёс членам царской семьи (Николаю I, Александре Фёдоровне, цесаревичу, великим князьям и княгиням) камни с гравировкой, которые они в свою очередь передали для закладки на дно котлована.
Первым на это дно камень положил протоиерей Николай Музовский, последним - В. П. Стасов.
Кроме них честь положить камень в основание Нарвских ворот удостоились генерал Н. В. Голенищев-Кутузов, тайный советник В. И. Нелидов, А. Н. Оленин, генерал-адьютант П. И. Нейдгард, генерал-майор Балабин, инженер Трузсон, городской голова Кусов.

Одиннадцать закладных камней уложили в форме креста. На камнях, положенных членами царской семьи, золотом были выгравированы их именам. Имя Стасова - серебром.
На дно котлована также положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года.


Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад

После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.

В сентября 1827 года в фундамент были забиты 1076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина - до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них - слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.

После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года.
Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора.
Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью.
В письме императору он писал:"Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящей всякого крепкого камня, который в здешнем климате подвергается неминуемо по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным и оттого переменяющим вид свой при морозах и оттепелях" ... Медь "более противостоит старости, холоду и знаю... и от долгого времени покрывается самородною краскою приятного цвета".

Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу.
10 мая было решено "Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой". А. Н. Оленин писал по этому поводу:
"Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно они будут первые и единственные в своём роде".

Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.

С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.

В 1831 году на Александровском чугуннолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора.
На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.

Нарвские ворота строили быстро. За первую неделю июля правый пилон был построен на высоту 6 метров, левый - на 2 метра. К осени кирпичная основа уже была готова.
Но пожар 2 января 1832 года заметно отдалил окончание работ. Чтобы продолжать облицовку в зимнее время над воротами построили большой деревянный шатёр. Под ним работала кузница и обогревательные печи. Неосторожное обращение с огнём привело к пожару. Сгорели все деревянные служебные постройки, защитный шатёр, строительные леса. Пытаясь тушить огонь рабочие поливали раскалённый гранитный цоколь холодной водой, из-за чего в нём появилось много трещин.
Виновным в происшествии признали Александровский литейный завод, который оштрафовали на 20 000 рублей (стоимость гранитного цоколя и исправлений нанесённых пожаром дефектов).
Вместе с тем, Оленин отмечал, что "нет худа без добра... пожар высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было".

Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил "общим присутствием" оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.

Общая высота ворот составляет 30 метров, ширина - 28 метров, ширина арки - 8 метров, высота свода - 15 метров. Силуэт арки описывают колонны коринфского ордена, между которыми установлены четыре статуи древнерусских воинов, созданных скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Совместные работы двух выпускников Академии художеств внесли огромный вклад в убранство города, оживив такие архитектурные памятники, как Казанский собор, Адмиралтейство, Главный штаб, Александрийский театр, Елагин дворец.
Мастерство скульпторов проявилось и в создании колесницы с богиней победы Никой, венчающей арку Нарвских ворот. Вместе с П. К. Клодтом, сотворившим шестерку бронзовых коней, запряженных в колесницу, скульпторы сумели выполнить неповторимый по своему единству и органичности монумент.

Над колоннами Нарвских ворот располагаются работы архитекторов М. Г. Крылова и Н. А. Токарева - восемь фигур Гениев Победы с копьями, венками, пальмовыми ветвями и трубами.
В тимпанах находятся летящие фигуры крылатых Слав работы скульптора И. Леппе.
Все скульптуры полны экспрессии, выразительности и живости и прекрасно вписываются в ансамбль Нарвских ворот.

Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:
"... в хороших скульпторах здесь недостатка нет... следовательно: будет ли прилично и выгодно заказывать в Италии то, что здесь можно исполнить и лучше и дешевле".

На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках:
"Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834 г."
На восточном фасаде находится перечень мест сражений: Бородино, Тарутино, М. Ярославец, Красное, на западном - путь русской гвардии от Москвы до Парижа: Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж. Надписи над фигурами воинов сообщают названия гвардейских полков, участвовавших в сражениях: Драгунский, Гусарский, Уланский, Казачий, Кавалергардский, Конный, Кирасирский, Литовский, Гренадерский, Павловский, Финляндский, Морской экипаж, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, артиллерийская бригада.
Еще две надписи гласят: "Повелением Александра I" и "Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова".

Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок - символы мира и славы.

В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.

Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют "худую фигуру", император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору "не заметить" невыполнения его распоряжения.


На западном фасаде Нарвских ворот золотыми буквами составили список гвардейских кавалерийских полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. На восточном фасаде перечислили названия пехотных полков. По краю фронтона - список главных сражений.

Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.


Торжественное возвращение гвардии 31 июля 1814 г. в С.-Петербург и торжественное прохождение через Нарвские ворота.

Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений. Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года.
Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла "Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников".

В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:
"Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы... глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом города..."

При составлении технических отчёта и описания Нарвских ворот Стасов отметил стоимость всех проведённых работ - 1 110 000 рублей.

Во Время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в неё музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.

Уже в 1877-1880 годах был проведён первый ремонт монумента. Часть медных листов пришлось заменить листовым железом - прочность меди оставила желать лучшего. Таким образом выяснилось, что при выборе материала для ворот был прав Николай I, а не Стасов. Медь при петербургском климате быстро коррозирует. Ещё более ускорился этот процесс после совмещения в облицовке разных металлов (меди и железа).


Нарвские ворота, 1910-е года


Нарвские ворота.1929

Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от края обороны Ленинграда.

В 1945 году при возвращении в город войнов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.

Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).

Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.

Внутри Нарвских ворот находится три этажа и подвал, которые со второй полвины 19 века использовались под городской архив. После нескольких реставраций, в 1987 году, в помещении ворот была открыта экспозиция Музея городской скульптуры, содержащая материалы по истории Отечественной войны 1812 года и истории строительства Нарвских триумфальных ворот.
Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника.

Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы. Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.

***

Санкт-Петербург и пригороды










© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры