Автозавод не для гопников! Разрушение мифов. От кого произошел человек

Главная / Измена жены

Мне потребовалось время, чтобы увидеть это, но, в конечном счете, я пришел к пониманию очевидности правды. У мира только одна опасность: психопаты. Размышляя, как однобоко я раньше понимал степень опасности психопатов для общества, я подумал, что читателям могло бы быть полезно сделать простое упражнение, через которое, возможно, мы надеемся дать Вам некоторую идею относительно того, сколько существует психопатов - ... и сколько их может быть только в вашей жизни! Позже, Вы можете подумать о вреде, который они могли причинить Вам и другим, с кем они знакомы. Затем примените это понимание к текущим событиям (и историческим) на мировой арене, подробно останавливаясь на своих открытиях, чтобы рассматривать различных общественных деятелей, идеологии и социальные движения мира.

Для этого упражнения я например использую Facebook. Вы можете также легко использовать другие сайты сети или даже ролодекс (органайзер).

Хорошо, готовы? Поехали...

Текущая распространенность психопатии консервативно оценивается в 4 % населения. Некоторые эксперты утверждают, что это число выше, до 6 %, другое обычно принимаемое число. Еще один эксперт полагает, что психопатию можно найти у 1/3 мужчин и 1/10 женщин. Последний раз Кевин Даттон озвучил огромную цифру в 10 %. Но ради этого упражнения, мы просто возьмем цифру 4% процента, что означает 1 человека из 25.

Что я хотел бы, чтобы Вы сделали - взяли число людей, что у Вас в «друзьях» Facebook, и поделили это число на 25. Статистически говоря, получившееся число - число психопатов среди группы ваших «друзей». Давайте приведем пример. Скажем, у вас 150 «друзей» в Facebook. Это число, деленное на 25, дает Вам 6 психопатов среди ваших «друзей». Это может казаться смешным или возмутительным для Вас, но статистически говоря, здесь очень высокий шанс истины.

Естественно, первая вещь, необходимая, чтобы распознать психопатов – какие-то надежные критерии, чтобы идентифицировать их. Стандартный и официально признанный инструмент - PCL-R (Контрольный список психопатии) доктора Роберта Хэйра, но хорошее эмпирическое правило дает доктор Марта Стаут, которая нашла, что психопаты последовательно вредят тем, кто любит их, в то же самое время постоянно пытаясь вызвать жалость к себе. Психопаты - по существу люди без совести или сочувствия, и (это важно!) без всякой способности развить совесть или сочувствие. Это - довольно поразительное различие между нами и ими. К сожалению, мы не в состоянии распознавать это их качество, потому что психопаты понимают, что это отсутствие чего-то, что настолько фундаментально для нормальных человеческих отношений, что это отсутствие выделяет их из толпы, таким образом психопаты учатся, что они должны носить маску, чтобы избежать обнаружения людьми и обществами, на которых они охотятся.

Примите во внимание, однако, что есть некоторые вариации (по крайней мере на поверхности) степени, в которой психопаты соответствуют критериям (PCL Хэйра и определению Стаут). Немногие будут соответствовать 100 %, потому что поддельные «лица» психопатов могут меняться так же, как и у нормальных людей. Позади маски их (часто эффектной) индивидуальности, однако, психопатами, кажется, движет та же самая базовая потребность доминировать над другими, так или иначе.

Психопаты в ядре отчасти походят на агрессивного нарциссиста, то есть они эгоистичны в чрезвычайной степени... запредельный эгоизм! Они могут пытаться изобразить себя как скромного человека, но если Вы обратите близкое внимание, то Вы будете видеть, их действия показывают, что они последовательно преследуют только собственные интересы. Они также склонны быть очень очаровательными, по крайней мере, в начале любых отношений, которые Вы устанавливаете с ними. Они полагают, что они более важны, чем действительно есть - (и пытаются убедить других в этом), и типично относятся к себе и своему образу весьма серьезно. Поскольку они типично не могут соответствовать своим невероятным самоописаниям, они лгут, и лгут часто. Они склонны к манипуляции, что означает, в то время как они, возможно, прямо не травмируют других, они могут делать вещи, типа пустить сплетни или пытаться вызвать споры среди других. Они не склонны выказывать сильные эмоции, что само по себе немного значит, потому что, то же самое можно сказать о большом количестве обычных людей, но они могут также стать чрезмерными, просто пытаясь показать другим, как они эмоциональны! Я думаю дело в том, что они часто изображают несоответствующую степень эмоции - слишком много, слишком мало или просто неправильную для контекста. Вне зависимости от показываемых эмоций, они, однако, склонны быть поверхностными (как «крокодиловы слезы») и чрезвычайными, и обычно хотят, чтобы Вы, в конце концов, признали что-то, что Вы не хотели признать. Таким образом, то, что Вы ищете - человек, эмоциональные проявления которого разгоняются от 0 до 100 МИЛЬ В ЧАС в очень короткий промежуток, с целью получить от человека то, что они хотят в результате.

Психопаты абсолютно не беспокоятся о чувствах других, кого они типично обвиняют в «слишком остром реагировании», когда им указывают на их бесчувственность. Что выдает их больше всего - то, что они почти никогда не принимают ответственность за последствия своих действий, ни показывают какого-то раскаяния или вины, когда травмируют кого-то. Психопаты действительно могут извиняться, и показывать некоторую степень поверхностного раскаяния, если они правильно вырабатывают стратегию, которой требует ситуация - они знают из прошлых наблюдений, что окружающие ожидают от них определенные реакции, то, что нормальные люди сделали бы в сложившейся ситуации - или если это поможет получить то, что они хотят. В то время как они определенно будут пытаться показать, что они заботятся о других, они фактически не испытывают внутри то, ощущается как забота. Действия не будут мотивированы никаким реальным раскаянием, и они сделают ту же самую вещь снова.

Следующая вещь,на которую нужно смотреть - несоответствия в целом образе жизни психопата, что лучше всего можно описать как развращенный и безответственный. Они склонны тянуть с других, забирая больше, чем дают. Не только то, что они ненадежные люди, они часто ведут себя в зверски безответственной манере. Проблема здесь, однако, состоит в том, что люди склонны прощать психопатов за грубые нарушения, точно потому, что они кажутся настолько некомпетентными. Здесь, нам напоминают о многих людях, которые говорят, что американское правительство, возможно, не замешано в атаках 9/11, потому что оно настолько «некомпетентно». Хорошо, это всегда будет только половина истории. Мы можем действительно оглянуться назад и признать, что Дик Чейни понятия не имел, что он делал в 9/11, когда он дал тот приказ НЕ сбивать самолет, летящий на Пентагон?

Это может быть сложным, потому что психопаты часто ведут такую внешне нормальную и «скучную» жизнь - как доктора, банкиры, адвокаты, бюрократы, даже психологи и психиатры! Что Вы найдете, когда посмотрите ближе - им часто необходим «отдых в грязи», как Херви Клекли отметил в своей важной книге, «Маска Здравомыслия» (Mask of Sanity). Они буквально время от времени должны отдыхать от всех усилий, которые они тратят на поддерживание маски нормальности для людей, и они могут делать это, полностью оттягиваясь с наркотиками, проститутками и хуже того. Это конечно заставляет Вас задаться вопросом обо всех тех историях о религиозных проповедника фундаменталистского типа, пойманных при употреблении кристаллического метамфетамина с проститутками-трансвеститами, не говоря уже о подъеме институциализированной педофилии, и высокого уровня спроса на снафф-фильмы с участием детей, что стало заметно почти везде.

Психопаты не имеют долгосрочных целей, потому что они не способны думать таким абстрактным способом. «Будущее» неосязаемо для них. Однако нужно пояснить, сказав, что они склонны неоднократно назначать себе долгосрочные цели, и затем также быстро отказываться от них. Они склонны к скуке, что означает, что они жаждут возбуждения, и они также склонны быть импульсивными. Я слышу ваше «В этом нет ничего плохого!» Проблема в том, что вещи, которые возбуждали бы их больше всего, предусматривают причинение вреда другим, в некотором роде. Многие из них имеют неприятности с законом, и часто создают проблемы на работе или в своей семье, но большинство из них достаточно умны, чтобы оставаться в рамках законных и социальных соглашений. Психопаты показывают этот вид поведения с раннего возраста. Фактически, многие психопаты описаны как взрослые, которые просто не повзрослели. Они часто описываются как «их собственный худший враг», но они видят вещи наоборот и полагают, что это нормальные люди больны. Помните, любая жалость, которую они получают от нас - часть хитрой уловки, позволяющей им получить то, что они хотят, охотясь на легковерие и добрую натуру нормальных людей.

Затем есть те разные вещи, которые Вы склонны замечать в психопатах. Часто упоминается их проникающий пристальный взгляд. Когда кто-то уставится на Вас интенсивным способом - не всегда знак, но если Вы когда-либо были под взглядом психопата, тогда Вы знаете, что я подразумеваю, говоря "волосы на затылке встают дыбом"! Психопаты склонны быть распущенными, и имеют много краткосрочных отношений, или, если они находятся в долгосрочных отношениях, тогда они не остаются преданными. Они склонны нарушать социальные нормы во множестве областей. Я должен также добавить, то, что постулируется как «пограничное расстройство личности» является женским выражением той же самой болезни, которая связана с некоторыми из наиболее само-разрушительных черт поведения, как частые угрозы самоубийства и представление себя в виде жертвы мужчин, когда верно совершенно противоположное. То, что все переворачивает - как и их мужские копии, женские психопаты только кажутся «саморазрушительными» - они очень хорошо знают, как использовать жалость других в своих интересах через «устроить шоу».

Психопатам нравится вызывать у Вас чувство жалости к ним, что Вы с удовольствием придете «спасать» их, возьмете на себя их обязанности, дадите им деньги, и поддержите любым возможным способом, поощряя их «личный рост». Но как только в вашем мозгу щелкает выключатель, и Вы понимаете, что действительно происходит, как только Вы прекратите давать им, что они хотят (будь это возбуждение, деньги, убежище, услуги (одолжения), секс, статус (будучи связанным с Вами), повышение имиджа (будучи связанным с Вами), покровительство, связи, или контроль над Вами) тогда Вы просто ПОРАЗИТЕСЬ, как быстро они начинают рассматривать Вас как сломанный холодильник! Вы можете расстроиться, когда холодильник сломался, но у Вас нет никакой эмоциональной связи с холодильником, кроме того, что это прибор, созданный для удовлетворения Ваших целей. Точно так же Ваш психопатический друг, партнер и т.п., рассматривает Вас.

Одурачить Вас, травмируя, является своего рода повышением эго психопата. По мере того, как Вы позволяете им использовать себя, это питает их более чем одним способом. Это заставляет их чувствовать себя такими особенными, что хороший человек, как Вы, разрешает им причинять Вам вред, прощает их за это, и затем делать это снова, все для них! Возможно, вопрос, который мы должны задать себе, может психопаты и не такие уж недоразвитые люди, если они так мыслят, при условии, что нормальные люди так охотно разрешают такие злоупотребления собой?

Главное, что нужно помнить - психопаты часто очаровывают людей, которые полностью самосфокусированы. Они - тип человека, про которого Вы, возможно, решите, что Вы «вообще не можете доверять ему», кто оставляет Вас с ноющим ощущением, что они просто хотят использовать Вас или других, или кого Вы продолжаете оправдывать, желаемо считая «если б он только понимал, что делает!» Если Вы находите, что Вы неоднократно спрашиваете себя (или этого человека), «как ты мог сделать это"?!! (вставьте здесь презрение), тогда ответ - он сделал это, потому что он мог, он наслаждался этим, и он определенно сделает это снова и снова, пока Вы от него полностью не освободитесь.

Большая часть общественного обсуждения психопатов - и в СМИ, и среди социальных групп - вращается вокруг отвратительных и зверских действий, совершенных психопатами. Большинство людей знакомо с психопатами типа Тэда Банди или Чарльза Мэнсона. Но число психопатов-серийных убийц блекнет по сравнению с числом некриминальных психопатов, ходящих среди нас. Некоторые примеры возможных психопатов включают: Дик Чейни, Джордж Буш и Билл Клинтон (ах, да, некоторые из них делают необычно успешные карьеры). Осознание существования политического психопата, кажется, растет. Затем психопаты есть в индустрии развлечений. Я реально задаюсь вопросом о Чарли Шине, Томе Круизе и Бритни Спирс, среди бесчисленных других, которые также, кажется, соответствуют психопатическому профилю. Майкл Джексон походил на другого уверенного кандидата, как - Майкл Вик. Психопаты, представленные в виде вымышленных персонажей включают много «жестких мужчин» современного кино, типа «Джеймса Бонда 007», и знаменитого вымышленного распутника «Дон Жуана», другой хороший портрет психопата.

Говоря все это, очень важное иметь в виду, что опасно (и опрометчиво) абсолютно уверенно решать, что любой из вышеупомянутых людей определенно является психопатом. Дело не в том, чтобы определенно идентифицировать кого-то. Я просто пробую вытащить Вас из этого мышления связывать психопатов с психопатическими серийными убийцами (ассоциация, которая не случайно стала частью популярной культуры!) в объективную действительность, где психопаты могут быть (и есть), очаровательными, на первый взгляд милыми и заботливыми людьми, долгосрочные действия которых противоречат впечатлению, которое они создают. Помните О.Джея Симпсона? Он казался довольно очаровательным в тех фильмах «Голый пистолет», не так ли...

Слово предостережения: МОЖЕТ случиться, что Вы находитесь в правильном месте в нужное время, чтобы видеть, что кто-то делает кое-что действительно злое, и Вы просто ЗНАЕТЕ, что тот-то и тот ДОЛЖЕН быть психопат! Гораздо чаще чем нет, однако, особенно в эту Эпоху Интернета, где любой может представляться чем-то одним и фактически быть кем-то совершенно другим, что требуется, чтобы подойти как-то ближе к оценке, является ли кто-то психопатом - некоторая комбинация долгосрочного наблюдения и глубокого исследования их прошлого. Первая вещь, которую Вам нужно сделать - в значительной степени устранить из вашего исследования все, что они говорят о себе. Позволяйте и слушайте их самоописания, но не трудитесь придавать им большое значение. Реальную цену можно найти в сравнении с тем, что о них говорят другие. То, что Вы ищете - видеть, соответствует ли их поведение их словам. Какой паттерн проявляется? Везде, где возможно, ГОВОРИТЕ с другими, чтобы пробовать узнать больше. Психопаты могут говорить самые хорошие вещи о людях, и тут же предавать их. Они могут заставить ВАС чувствовать себя более значимым, но только потому, что они хотят что-то от Вас. Они могут казаться настолько жалкими и несчастными, что ваше сердце откроется им, но за всю помощь, что Вы дадите им, результат - то, что Вы помогаете им стать более сильными, большими, лучшими психопатами.

Возвращаясь к нашему упражнению, когда Вы проходите ваш список друзей Facebook, Вы могли бы думать в следующем ключе – «Хммм, этот и вот этот соответствует профилю, и так делает этот парень, и она определенно делает! ..., но он не может быть, и она – святая» ..., остановите себя! Если Вы не знаете кого-то очень хорошо, тогда очень маловероятно, что Вы сможете сказать наверняка, психопаты ли они, основываясь на их сообщениях и семейных фотографиях в Facebook, однако многие хотели бы, чтобы мы полагали, что социальные платформы СМИ служат адекватными диагностическими инструментами. Реальный смысл этого упражнения – заставить Вас задуматься о явном масштабе проблемы, с которой столкнулось человечество. Огромное большинство людей не имеет никакого представления, что психопаты ходят среди нас, намного меньше - на что они действительно похожи, или просто сколько их может быть. Помните, мы говорим приблизительно об 1 человеке из 25, статистически говоря, таким образом, остается факт, что 1 из 25 людей, которых Вы знаете - потенциально очень опасный человек. Пожалуйста, не паникуйте! Есть некоторые смягчающие факторы. С одной стороны, они намного больше склонны болтаться в определенных кругах, таким образом, число в вашем окружении может несколько ниже, чем для других.

Я понимаю, что это горькие для рассмотрения идеи, но это очень нужно делать. Нормальные люди, живущие в «современных» обществах, управляемых психопатами и под влиянием их специфического брэнда «этики», оказываются в положении «подставь другую щеку» перед действительностью, которой просто слишком трудно противостоять. «Если Вы не можете сказать ничего хорошего о ком-то, не говорите ничего», и другие подобные «мудрости» разработаны, чтобы препятствовать людям делиться информацией о проблематичных личностях, на работе, дома, по соседству или в более широком сообществе. Они предоставляют психопатам и другим личностям тревожного характера прекрасное прикрытие, чтобы продолжать манипулировать другими, и только служат «понеризации», то есть, постепенной подрывной деятельности идей, движений и групп, ориентированных на безжалостно эгоистичные цели психопатов. Принимая во внимание, что правительства берут на себя право знать абсолютно все о Вас, «потому что, если Вам нечего скрывать, тогда Вам нечего бояться», психопаты будут препятствовать открытому распространению наблюдений среди обычных людей, осуждая их объединенные усилия как "групповое мышление", подразумевая что источник злой лжи находится внутри группы, и препятствуя усилиям анализировать и идентифицировать истинный источник отклонения, работающий с такими группами и направляющий их членов друг против друга.

Реальность такова, что «все люди» НЕ «созданы равными». Люди рождаются с разными способностями, недостатками способностей, желаний, стремлений, и характеров. Нам нравится утверждать, что «все люди созданы равными», и в то время как я твердо полагаю, что каждому человеку нужно дать возможность преуспеть, я также понимаю, что пандусы построены для людей с физическими проблемами, очки сделаны для людей (как я сам), кто не может хорошо видеть, инсулин производят для диабетиков (хотя большинство случаев диабета вызвано высокоуглеводной диетой), и, с другой стороны шкалы, создано много школ, ориентированных на чрезвычайно одаренных и интеллектуальных людей. Но что мы должны делать с людьми, которые имеют такое явное моральное нарушение, отсутствие совести? Разовые тюремные заключения и терапия неоднократно оказывались неэффективными при «наказании» или «лечении» психопатов. Фактически, общее согласие - эти меры делают их намного более квалифицированными и хитрыми манипуляторами. Короче говоря, до настоящего момента, нет никаких эффективных средств «лечения» психопатов в их отклонениях. У меня нет ответа на вопрос, что мы можем или должны делать с психопатами в наших обществах, или во власти, но я действительно знаю, что нам пора начинать задавать такие вопросы чаще и намного громче.

В обобщении, позвольте мне вернуться туда, где я был в начале этой статьи. Начните думать об этой проблеме в большом масштабе. Подумайте об этих 4-6 % человечества, которые высасывают у остальных нас наши энергию, ресурсы и эмоции очень непропорциональным способом (например, доктор Роберт Хэйр предположил, что психопаты ответственны за 50 % всех преступлений). Затем подумайте о глобальных проблемах и разрушении, вызванном психопатическими главными администраторами, губернаторами, сенаторами, банкирами, и т.д. Думайте о том, что случилось с MF Global (только один пример), где деньги просто «исчезли», и последующие расследования ни к чему не привели, потому что психопатические политики, кампании которых частично финансировались этими людьми, «не смогли найти» свидетельства. Думайте о представителях Бритиш Петролеум, слова которых определенно не соответствовали действиям, когда они «пошли коротким путем» и вызвали большое экологическое бедствие, все только, чтобы увеличить свое огромное богатство и власть. Психопаты имеют ненасытную жадность и ненасытную жажду управления. Некоторые успешнее других в достижении этой потребности. Дик Чейни отрывается на убийствах миллионов людей, его идеологические (и генетические) братья и сестры рангом пониже могут преуспеть только в том, что манипулируют и злоупотребляют небольшим количеством людей.

Так полезно ли такое упражнение? Вы нашли число людей, которых Вам предложили найти? Вы нашли больше, чем Вам предложили найти? Может это упражнение, которое Вы можете послать другим, чтобы увеличить глобальное понимание проблемы разрушительного принципа психопатических предписаний, по всему земному шару? Факт вопроса - не все психопаты убивают людей физически, то, что они могут и делают – убивают Ваш дух. В то время как большинство людей может вообразить, что большинство человеческих страданий на нашей планете вполне могут быть результатом жизни и работы 360 миллионов генетически ненормативных людей без совести, во всех областях общества, сколько человек остановятся, чтобы рассмотреть возможные последствия массового негативного и «понеризующего» влияния психопатов на человечество в целом? По мере того, как разрушительные принципы и идеология психопатов все глубже укладывается в умах массы обычных людей, мы видим ответ Природы на это необузданное страдание в форме засухи, голода, эпидемий, болезней и бедствий...?

Есть ли здесь связь?

Пришло время начинать задавать вопросы вопросов. Пришло время прекратить спрашивать, кто прав в спорах о глобальном потеплении, и начать спрашивать, почему наши правительства игнорируют признаки надвигающегося ледникового периода. Пришло время прекратить спрашивать, нужно ли нам идти на войну, и начать спрашивать, кто извлекает выгоду из этих войн. Пришло время прекратить спрашивать, почему происходят эти злодеяния, которые мы видим по телевидению, и начать понимать, что эти злодеяния в общем имеют одну базовую причину: факт, что тема психопатии почти повсеместно игнорируется.

Всё то, что вы прекрасно знаете, и поэтому даже не собираетесь читать пост, но всё же.

Судя по книге американского автора Ирвинга Вашингона, так и было. Все думали - Земля плоская, но Колумб убедил всех в ином. На самом деле с 4-го столетия до н.э. никто и не думал, что Земля похожа на плоский блин. Колумб же никак не мог доказать, что Земля - круглая, так как он и сам в это не верил! Он считал, что Земля имеет грушевидную форму. Он никогда не бывал в Америке, а добрался только до Багамских островов, которые как раз и имеют грушевидную форму.

Даже если верить в высшие силы (слабость, особенно по утрам понедельников), то при доскональном изучении библии нигде не найти места, что Ева сожрала именно яблоко, а не ананас, банан или даже кокос. Там фигурирует скромное «плод». Никто не спорит, может это было и яблоко.

Все просто уверены, что Ньютон изрек замечательный закон, после того как ему в башню прилетело оно самое. Да и как не поверить — в своем эссе о Ньютоне об этом рассказал сам Вольтер! А узнать он мог только из одного источника, который владел информацией до публикации эссе — от сестры Ньютона — Кэтрин Кондуит.

Микки нарисовал Юб Айверкс, который неимоверно быстро рисовал, и как мультипликатор был бесценен. А вот когда появилась озвучка — да, Дисней лично стал говорить за Микки.

В 1766 Жан Жак Руссо написал о событии, которое произошло якобы 25 годами раньше. Якобы, когда Мария Антуанетта узнала, что во французской деревне у людей недостаточно хлеба, она предложили им есть пирожные. Проблема в том, что в те годы Марии было 11 лет, и еще жила на своей родине в Австрии.

Ван Гог, который за свою жизнь с трудом продал одно полотно (люди того времени понимали качество его картин в разы лучше), перед самоубийством якобы решил начать с уха. Однако отпилил не всё, а махонький кусочек левой мочки. Чего только не сделаешь по пьяни…

Многие уверены (с подачи школьных учителей) — которышка реализовал амбиции, которые возникли из-за комплекса неполноценности, связанным с ростом. На самом деле его рост составлял 168 см, это выше, чем у среднего француза тех лет.

Сэр Уолтер Рейли - исследователь, дамский угодник и одна из самых загадочных и мифологических фигур в английский истории. На современных портретах его рисуют исключительным красавцем, хотя его настоящих портретов найдено не было. Он считался дамским угодником, и, якобы, понравился английской королеве Елизавете I. Правда ли то, что он кинул свой плащ в лужу, чтобы королева смогла ее перейти? Неправда. Правда то, что он не возвращался из путешествия в Америку с первым картофелем и табаком в истории Англии. Хотя утверждают, что Рейли завез картофель в 1586 году, на самом деле первый урожай картофеля был собран в Испании в 1585 году, после чего тот быстро распространился по Европе и даже «пересек» Ла-Манш. Табак же в 1560 году завез во Францию Жан Никот (никотин получил свое название от его фамилии). Так что курильщики всего мира напрасно обвиняют сэра Уолтера Рейли в распространении вредной привычки.

Все знают про Магеллана две вещи: что он совершил кругосветное путешествие, и что во время этой поездки он был убит на Филиппинах. Одно исключает второе. На самом деле Магеллан прошел ровно половину пути: закончил путешествие Хуан Себастьян Элькано, его заместитель.

Уильям Шекспир известен как величайший драматург в истории человечества. Однако большинство его пьес не были его собственными творениями - скорее, творческими адаптациями рассказов, историй и преданий. Пьеса «Трагедия Гамлета, принца Датского», как утверждают историки, была основана на древнем скандинавском предании.

1093 патента: Эдисон - великий изобретатель. Но большинство из его изобретений сделано неизвестными сотрудниками его лаборатории. И, кроме того, за четыре десятка лет до рождения Эдисона электрический свет открыл некто Дэйви Хэмфри. Его лампа могла гореть только 12 часов подряд, и Эдисону пришлось всего-навсего найти подходящий материал для нити, чтобы лампа могла гореть постоянно. Да, достижение, но не открытие.

25 декабря - Рождество. Но нет никаких доказательств ни в Библии, ни где бы то ни было еще, что Иисус родился именно в этот день. Но почему 25 декабря сделали днем рождения Иисуса? Может, потому, что в этот день эллины праздновали день бога Митроса, рожденного девственницей, и одновременно это был День пастуха?

Все знают, что Джордж Вашингтон был первым из 43 президентов США. А вот и нет! Первым был Пейтон Рендольф - именно его выбрал революционный Конгресс. Его первым шагом на высоком посту стало создание Континентальной Армии для защиты от английских войск и назначение на пост главнокомандующего…генерала Вашингтона! Сменил Рендольфа в 1781 году Джон Хэнсон, который направил поздравительное письмо Джоржу Вашингтону после его победы в битве под Йорктауном и подписал «Я, Джон Ханкок, президент Америки». А Вашингтон стал первым всенародно избранным президентом США– но пятнадцатым по счету.

Неопротестанты, равно как и маргинальные псевдохристиане типа "свидетелей Иеговы" любят разрушать ортодоксальные мифы. Чаще эти мифы существуют лишь в их головах, но иногда бывает, что говорят они по существу. Перед нами статья неопротестанта, решившего доказать, что в Церкви не должно быть рукоположения священной иерархии. Сама эта идей несерьезна, но в статье есть много чего и полезного, и правильного. Мой комментарий к статье, который я дал в блоге автора, здесь тоже выставлю, внизу статьи.
______________________

Оригинал взят у vsekh в Разрушение мифов по четвергам...

Миф о рукоположении Тимофея

Помню, как с десяток лет назад я был шокирован, когда услышал в баптистской церкви серию проповедей о так называемом «новозаветном священстве». Предполагалось, что в Церкви Нового Завета должны быть специальные люди, которых надо называть «священство» и только они имеют право на совершение «священнодействий», как то: крещение, причастие, бракосочетание, благословение детей, освящение домов молитвы и т.д.

Тогда еще мне показалось, что это нарушает фундаментальное протестантское убеждение о всеобщем священстве верующих, так как вновь, по ветхозаветному образцу обязывает нас иметь посредников между нами и Богом, тогда как такой Посредник в Новом Завете один — Иисус Христос (1Тим.2:5). Я и до сих пор считаю, что хотя у каждого члена Церкви есть свое уникальное дарование, все же наш статус перед Богом абсолютно одинаков и нет нужды ждать рукоположенного служителя, чтобы совершить, к примеру, преломление хлеба. У нас различные функции в домостроительстве Божьем, но одинаковый статус перед Богом.

Впрочем, не об этом речь. (Об этом поговорим как-нибудь в другой раз).

Но одно меня тогда насторожило особо — в качестве обоснования учения о «касте новозаветных священников» был использован стих:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. (1Тим.4:14)

Интересно то, что словом «священство» тут почему-то переведено слово «πρεσβυτέριον» — «пресвитерство», «совет пресвитеров» или «совет старейшин». Слово «пресвитер» в Новом Завете весьма часто вообще не переводится, либо переводится как «старец», либо как «старейшина», поэтому странно, что именно в этом месте текст словно завуалирован.

И мне стало интересно, почему православные переводчики пошли на такую подмену?

Ответ прост: чтобы поддержать православный миф о том, что Тимофей был епископом Ефеса, а следовательно принадлежал к высшей из ступеней священства.

Ведь православный и католический Епископ — это Архиерей — начальник над несколькими поместными церквами. Он, как правило, один начальствует над церквами больших областей, состоящих из нескольких городов.

А согласно православному учению, епископа не могут рукоположить пресвитеры, но только епископы. Пресвитеры, с точки зрения православного богословия, вообще не имеют право совершать хиротонию (рукоположение) , поэтому православному переводчику ничего не оставалось делать, как скрыть ясное учение Писания об обратном.

Дело в том, что Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы. «Епископ» — блюститель, надзиратель. «Пресвитер» — старейшина. Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей).

Например, в Деяниях, в 20 главе Павел «послав в Ефес, … призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17), и тут же в 28 стихе называет ту же группу руководителей епископами : «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «епископус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». (Деян.20:28).

В послании к Титу Павел приказывает: «…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит.1:5-7)

Таким образом, мы видим, что епископ и пресвитер — это одно лицо.

В новозаветное время поместные церкви управлялись либо апостолами и пророками, либо епископами и диаконами.

Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахе»: «Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами». (Дидахе. 15:1,2)

Т.е. в каждой поместной церкви было НЕСКОЛЬКО епископов, которые иногда назывались и пресвитерами.

Об этом свидетельствует и Новый Завет: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Фил.1:1) (Видно, что филиппийская церковь не знала трехступенчатой иерархии) . А Деяния в 15 главе повествуют, что иерусалимская церковь управлялась апостолами и пресвитерами . Таким образом, мы вновь видим взаимозаменяемость терминов «епископ» и «пресвитер». Особо отметим, что их в поместной церкви было несколько, а не один.

Однако уже ко второму веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами.

Надо заметить, что даже Игнатий еще не говорит об епископе, как о начальнике над НЕСКОЛЬКИМИ поместными церквами. Согласно Игнатию, епископ — просто главный пресвитер в одной поместной церкви. Судите сами:

«Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной». (Магнезийцам, 7 глава) Здесь мы видим, что епископ и пресвитеры — члены одного собрания.

Игнатий так же не выстраивает четкую иерархию: епископ — пресвитер — диакон, — как это делают современные православные и католики.

«…так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления». (Магнезийцам, 6 глава)

Мы видим, что по Игнатию, епископ, как Бог, пресвитеры, как апостолы, а диаконы, как Иисус Христос (!).

Странно, да?

Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях: епископ начальствует (председательствет), пресвитеры учат (выполняют функцию собора), а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение — сладчайшие мне).

И епископ у него неразлучен с пресвитерами и диаконами, как и Бог неразлучен с апостолами и Христом: «…благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу , как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное». (Магнезийцам, 13 глава)

Однако Игнатий сделал свое дело — дал повод к изменению новозаветной терминологии (Епископ у него всегда один, а не несколько) и, как следствие, к зарождению мифа о трехступенчатом, иерархическом священстве. Миф этот подхватили, и позже Ириней Лионский еще более возвысил роль епископов. И пошло-поехало…

Миф привел к искажению текста Писания в синодальном переводе, а также к искажению отношений в поместной церкви и управления оной. И даже некоторые протестанты вдруг, к сожалению, стали увлечены этим мифом.

Уверен, что быть так не должно!

Павел Бегичев pavel_begichev

__________________________

Боюсь, вы приписываете Игнатию создание того, о чем он лишь констатирует, как о создавшемся в Церкви к его времени. А то, что существующая нынче иерархическая система сложилась во времени, а не была изначальной данностью, вовсе не отрицается ортодоксальными Церквями. Ну, это если не считать маргинальных фриков. Те действительно могут считать, что уже при апостолах бала РПЦ или папа Римский (в зависимости от церковной принадлежности фрика).

Структура иерархии в Церкви сложилась уже на раннем этапе, когда христиане еще были гонимы и их истинность не может подвергаться сомнению даже неопротестантами, которые противопоставляют себя уже огосударствеленной Церкви после-константиновского периода, с их соборами, догматами, папами и патриархами. Поэтому, критиковать трехчастную систему иерархии, как нечто нарушающее библейские нормы, неопротестантам таки не очень разумно. Но критиковать чрезмерную сакрализацию высшей иерархии не помешало бы, хотя такая критика более уместна от ортодоксальных же богословов. Впрочем, какая-то польза может быть и от внешней критики.

Неопротестанты же могут себе создавать любую структуру управления и пастырства. Это их дело, понимать то, что есть "правильно", основываясь на собственных толкованиях Писания. Могут даже жить по подобию иерусалимской первообщины, коммуной, когда ни пресвитеров, ни диаконов не было, а народ продавал имущество и отдавал в общий фонд, собираемый и распределяемый апостолами. Другое дело - где вы апостолов возьмете? Сами назначите? Или найдутся те, кто сам себя назначит? Впрочем, практика самодеятельного пасторства и апостольства - это естественная практика неопротестантизма. Без этого не было бы самого неопротестантизма, как впрочем, и маргинальных, псевдохристианских сект, типа "свидетелей Иеговы".

В строгом смысле главное различие между ортодоксальными Церквями и неопротестантизмом именно в происхождении иерархии, а не в ее структуре. Вы же наверняка знаете, что ортодоксы утверждают истинность своей иерархии на преемственности от апостолов, в то время как иерархия (а она, конечно же, есть) неопротестантов возникла в самодеятельном порядке. Какой-то Джеймс лет триста назад, или какой-то Вася в прошлом году начитался Библии, понял, что он избран Богом и имеет миссию восстановления Церкви и объявил себя "пророком", собрав вокруг себя "церковь", и уже от этого Джеймса или от Васи идет преемственность у тех или иных неопротестантов.

Поэтому, апостольская преемственность в Церкви - вот он где предмет для дискуссии. А структура церковной иерархии - это лишь приложение. Структура может быть абсолютно любой, хоть трижды искусственной и новой, но преемственности Церкви от апостолов не купить в магазине.

Кровосток

Желоб на лезвии клинка(отверстие), который ошибочно называют кровостоком, на самом деле - дол. Его делают для того, чтобы достаточно толстое и прочное оружие имело меньший вес. Стоку крови он не способствует.

Акулы-убийцы


В период между 1916 и 1969 годами всего в мире было зарегистрировано 32 нападения белой акулы, самого крупного и опасного вида, на человека. 13 из них со смертельным исходом, т.е. менее одного случая в год. Если добавить других акул, например тигровую и голубую, то число жертв возрастет, но все-таки не настолько, чтобы сравниться с числом людей, ежегодно умирающих от нападения собак.

Дождливый Лондон


В Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, в Риме 760, во Флоренции 870, в Милане 1000, а в Генуе даже 1100. Можно утверждать, что Лондон - один из самых сухих городов в Европе.

Арабские цифры придумали арабы


Арабские цифры пришли к нам из Индии. Просто арабы принесли оттуда эту форму записи чисел, которая потом распространилась через Северную Африку и Испанию в Европу. Истинное преимущество арабских цифр по сравнению с римскими не в их написании, а в позиционной системе счисления, при которой "вес" цифры определяется ее положением. Так, 5 в числе 15 означает всего лишь пятерку, а в числе 2523 - пять сотен (ведь 2523 - это 2 раза по тысяче, 5 раз по сто, 2 раза по десять и 3).

"И все-таки она вертится!.."


Галилей никогда не произносил таких слов. Их нет ни в протоколах инквизиции, ни в письмах Галилея, ни в каких-либо иных современных ему письменных источниках. Первое упоминание об этих словах - в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" ("Querelles Litteraires") аббата Ирелли, который, похоже, просто их придумал.

У индейцев красный цвет кожи, у китайцев - желтый


Миф о "краснокожести" индейцев изобрел шведский ученый Карл Линней, который в XVIII веке разделил людей на "homo europaens albescens, homo americus rubescens, homo asiaticus fuscus, homo africanus niger" (европейский белый человек, американский красный человек, азиатский желтый человек, африканский черный человек), но не учел, что красный цвет лица американских индейцев часто связан с цветом их боевой окраски. Естественный цвет лица индейцев - бледно-коричневый. Чтоб два раза не вставать: типичный китаец нисколько не желтее типичного европейца. Впервые упоминание о желтом цвете кожи появляется в XVIII веке, когда начали делить человечество на расы. При этом "потребовалась" промежуточная раса между белыми на севере и черными на юге. Тут-то и изобрели желтую расу, к которой вначале причислили индийцев, а потом, так сказать, официальным декретом приписали и китайцев. Как правило, изобретатели этой классификации в глаза не видели никого, кроме европейцев.

Поход Наполеона против России обернулся катастрофой из-за суровых морозов


Известна фраза Наполеона: "Нас победила зима, мы стали жертвой русского климата", однако это - не что иное, как нежелание признать собственные ошибки. На самом деле погода в течение почти всей русской кампании была средней - пожалуй, даже более теплой, чем обычно. Сохранились свидетельства очевидцев, которые утверждают: средние показатели температуры в октябре, когда французы уже начали отступать к Киеву и Варшаве, составляли 10, в Ревеле и Риге - 7 градусов выше нуля. Даже к концу ноября при знаменитом переходе через Березину река еще не была скована льдом. Ужасные потери французской армии, оставлявшей Россию, были вызваны никуда не годным планированием, и погода здесь была ни при чем. Покидая Москву, армия имела запасы фуража для лошадей всего на одну неделю, поэтому лошади и дохли как мухи. Даже в ноябре температура в Киеве все еще была выше нуля, о чем имеются неопровержимые свидетельства, да и самая холодная ночь под Смоленском, когда температура упала до минус 8 градусов. Сильные холода действительно наступили в России, но только в декабре, через несколько недель после того, как армия Наполеона бежала из страны.

Пауки - насекомые


Относить пауков к насекомым совершенно неправильно. Они относятся к классу арахнидов, которые во многом отличаются от насекомых: у них нет усиков-"антенн", у них четыре пары ног, а не три, как у насекомых.

"Религия - опиум народа"

Это чеканное определение принадлежит не Марксу и не Ленину, как думают все, а немецкому писателю Новалису. "Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу", - написал Новалис в 1798 году. Кстати, большинство других "марксистских" изречений также принадлежит не марксистам: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей" (Жан-Поль Марат), "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (Карл Шаппер), "Диктатура пролетариата" (Бланки), "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" (Луи Блан), и так далее.

Скальпирование пришло от индейцев


Обычай снимать кожу с головы в качестве трофея и символа триумфа был известен уже в древности. Скифы срезали кожу с головы своих врагов - об этом свидетельствует Геродот. Подобная практика была распространена среди народов Западной Сибири и у древних персов. Напротив, американские индейцы не отличались такой жестокостью. Некоторые историки вообще сомневаются, что индейцы прибегали к скальпированию до прихода белых людей. Именно белые, а отнюдь не краснокожие, начали снимать кожу с головы поверженных врагов (ведь для получения назначенной премии надо было предъявить скальп). Поначалу снимание скальпа было известно только на востоке теперешних Соединенных Штатов, в нижней части реки Святого Лаврентия и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.

Столбняком можно заболеть, наступив пяткой на ржавый гвоздь


Столбняк, или тетанус, передается бактерией Clostridih3m Tetani, которая размножается в кишечной флоре травоядных животных. С их испражнениями бактерия попадает в почву. Если, конечно, гвоздь лежал в навозе, а потом его острие попало в пятку, можно заразиться столбняком, но ржавчина здесь ни при чем.

Чтение в сумерках вредно для глаз


Ничего подобного. Это так же вредно для глаз, как, скажем, фотографирование при плохом освещении - для фотокамеры, то есть никак. Конечно же, чтобы рассмотреть буквы при плохом освещении, нам надо сильнее напрягать глаза и результатом может быть головная боль, но глазам это не вредит.

Сбритые волосы отрастают быстрее, и становятся жестче и темнее


Результаты клинического исследования образца 1928 года показывают, что волосяной покров на выбритых участках тела ничем не отличается от других, не затронутых бритьем мест. Причина заблуждения в оптическом обмане. Срезанные верхушки отрастающих после бриться волос в первое время кажутся более заметными, но со временем эта разница полностью исчезает. Древние скандинавы, считали, что ногти мертвецов продолжают расти после смерти и служат строительным материалом для Нагльфара. Видимо, этот мрачный мифологический образ глубоко врезался в подсознание современных европейцев: многие до сих пор считают, что волосы и ногти покойников растут, как у живых людей. И тем не менее, это не так: рост ногтей и волос требует постоянного поступления питательных веществ и сложных механизмов гормональной регуляции – и то и другое возможно только в живом организме.

Викинги носили рогатые шлемы


Заблуждение возникло тогда, когда был найден ритуальный шлем шамана, украшеный рогами. Но скандинавские воины не носили рогов - такая форма шлема была неустойчива и опасна. Шлемы викингов были похожи на шлемы русских витязей: куполообразные или круглые.

32 зуба - это норма


Норма сия была актуальна в неандертальские времена, когда челюсти предков людей были крупнее. Сейчас норма для человека - 28 зубов. Остальные 4 - это "зубы мудрости", которые прорезываются обычно лет в 15-20. Зачастую они "появляются на свет" уже гнилыми или начинают быстро портиться. Их нередко приходится удалять.

Шумел камыш


То, что подразумевают обычно под камышом - прибрежное растение с коричневыми "плюшевыми" свечками - не камыш вовсе. Это рогоз. А камыш - светлое растение с метелочками на концах стеблей. Внутри рогоза - мочалистого вида "начинка", из которой делали грубую ткань - рогожу. Камышины же по-тростниковому полые и хрупкие.

Ёжик ест грибы и яблоки, перенося их на своей спине


Ежи - хищники, их излюбленная пища - лягушки, черви, насекомые и мелкие животные - полевки, например. Яблок еж не ест. И тем более - не переносит на своих колючках. Это заблуждение

Красное вино делают из красного винограда, белое - из белого

Сок большинства сортов винограда – светлый, и если после дробления ягод его отделяют от кожицы и более плотных частей ягоды, то вино, полученное из этого сока, всегда будет белым. Таким образом, белое вино можно получить изо всех белых и розовых сортов винограда, а также из большинства красных (за исключением двух-трех с окрашенной мякотью).

Данный обзор не претендует на истину последней инстанции, он скорее создан дабы подстегнуть интерес к данной тематике и поставить под сомнение некоторые сложившиеся стереотипы.

Интересно что многие всерьёз воспринимают историю про разрушение Рима вандалами. Это миф. Во-первых, к моменту прихода вандалов большая часть исторических памятников развалилась вполне самостоятельно. Римляне были очень практичны, а следить за памятниками старины невыгодно. Во вторых – во время ограбления Рима вандалами ни один житель и ни одно здание не пострадали. В основном потому что им никто не сопротивлялся. Вандалы просто тихо вошли в город, позабирали ценности, сколько смогли унести (в том числе много книг, в основном по тактике и стратегии), увели пару тысяч пленников, и спокойно ушли. Пленников держали в хороших условиях, а потом отпустили за выкуп. Кстати, дочь одной знатной пленницы позже вышла замуж за сына вождя, организовавшего набег. А слухи о жестокости вандалов и разрушении Рима пустили несколько ограбленных вельмож. Поэтому когда вы слышите как хулиганов называют вандалами, всегда просите не оскорблять вандалов. Они были вполне цивилизованными людьми.

Стереотип первый – “немытые варвары”
Очень часто в литературе при описании варварских народов упоминается повальная грубость быта и сплошная антисанитария. Мол, варвары моются только когда попадают под дождь и т.д. В германском языке один из синонимов варвара буквально переводится как “нечёсаные”. Что звучало очень забавно, когда археологи в захоронении древнего германского “нечесаного” обнаружили 6 расчесок.
Также, некоторые историки, узкие специалисты по античным цивилизациям, а в след за ними и популярная литература, выставляет в противовес “варварской” антисанитарии римские общественные бани. При этом не уточняя, что находились все эти бани в элитных районах, куда большую часть населения городов не пускала стража (не говоря уж о сельской местности). А также, далеко не всегда вспоминают что римляне не умели делать мыло. Поэтому чтобы смыть грязь они обмазывались оливковым маслом, а потом специальной палкой это масло с себя соскребали.

Естественно от такого “просвещения” многие решили, что варвары вообще не мылись. В то время как и археология, и сохранившиеся письменные источники говорят об обратном. Известно что кельты регулярно посещали бани, и естественно умывались каждый день (что и понятно). И, что характерно, кельты умели делать мыло, и пользовались им. Почему римляне, завоевав галлов, не переняли такое простое изобретение трудно объяснимо. Хотя возможно они просто были слишком горды чтобы пользоваться варварским изобретением (что почему-то не мешало им копировать варварское оружие).

В другую эпоху, другие варвары – а именно викинги* – в представлении ограбляемых ими англичан и франков являлись сущими дикарями. Потому многие современные авторы (а за ними – режиссеры и игроделы) наделяют их истинно дикарскими чертами – их описывают как грубых необразованных людей, соответственно немытых, лохматых и нечесаных, выряженных в лохмотья, если не в шкуры… В то же время, если внимательно почитать те самые английские летописи, где их и называют дикарями, вырисовывается совсем иной образ. В частности, о викингах переселенцах летописец говорит что они, мол, понаехали тут, устраиваются жить по своим чужеродным обычаям. И они, сволочи, всех красивых девушек у наших парней подбивали, потому что, видите ли, эти викинги через день ходят в баню, расчёсываются и подстригают бороды (по контексту, сами англичане всем этим не занимались. Да и франки тоже). Если же заглянуть в скандинавские саги (в которых скандинавы достаточно достоверно описывают свою повседневную жизнь) выясняются и другие подробности. Например, что скандинавы всегда мыли руки перед едой, чего те же англичане и французы не делали еще 3 столетия после “оцивилизовывания” викингов.
И помимо элементарной гигиены, варварские народы заботились о внешнем виде.

Кстати, только в Скандинавии и у славян в тогдашней Европе были нормальные туалеты. А также только они чистили зубы.

Стереотип второй – “варвары в шкурах”

Часто в кино различные варварские народы (галлов, викингов…) “одевают” в какие-то драные грубые лохмотья, например в сшитые обрезки шкур или одежду из грубой серой ткани. В общем бомжи бомжами. А цивилизованные люди там в основном щеголяют в белых ризах, или иных роскошных костюмах. И если, например, в фильмах о римлянах (см. “Юлий Цезарь и война с галлами”) это объясняется законами жанра (они ж там плохиши), то в фильмах о варварах более чем странно. Также бывают весьма забавные ошибки в этой области: реконструируя одеяние викинга с пластинки нашлемного украшения (2х2 см, если не меньше) предположили что он одет в одну “шкуру” до середины бедра. Долгое время и на картинах, и в кино их изображали в такой одежде. Хотя почти сразу же выяснилось что это ошибка – на пластинке викинг был одет в кожаные лосины, и куртку, которую из-за малого размера рисунка не удалось нарисовать в масштабе, и в результате приобрела вид мохнатой шкуры. Интересно, как эти художники/режисёры представляли себе ношение такой одежды в северном климате?

Также существует традиция при изображении викингских набегов наряжать их в такие же грубые наряды монотонных тусклых цветов – чтобы придать дикарский вид. В то же время археология и летописи говорят о другом. Во-первых, скандинавы не любили блеклых цветов. Природа севера большую часть года весьма монотонна, поэтому понятно их стремление к довольно ярким, даже пёстроватым, цветам в одежде. Кроме того, на одежде всегда вышивались племенные знаки и узоры-обереги. Скандинавская вышивка тех времён очень красива. Кроме того, все кто мог себе это позволить, носили украшения. И в качестве амулетов, и как знаки богатства, и просто для красоты. Воины носили украшения как знаки своих побед, и для провокации противников – чем больше золота, тем больше врагов будут пытаться его отнять, и соответственно, тем больше славы может получить воин в случае победы. И если в компьютерных играх викингские украшения изображают толстыми и грубыми, то в реальности археологами были обнаружены весьма изящные произведения местных мастеров. Достаточно просмотреть изображения этих вещей чтобы убедится.

Одежда викингов была отнюдь не так примитивна как её часто изображают. Например в сагах упоминается плащ с рукавами и застёжками по всей длине (проще говоря пальто), штаны с петлями для ремня (почти современного вида, а не обвязанные верёвкой как некоторые считают), платье с вырезом на груди (декольте)… А также в Дании была обнаружена гробница 18-ти летней девушки, мумифицированные останки которой были одеты в топик и мини-юбку. Проще говоря, одежда их не сильно напоминала те обноски которые обычно ассоциируются с “тёмными веками”.

Другие варвары, а именно кельты, также заботились о своей внешности. Например: кельты по большей части склонны к тёмным волосам, но считают наиболее красивыми светлые, и благодаря этому стали одними из первых изобретателей краски для волос. Также извесно что они самостоятельно изобрели косметику. Так, один римский поэт упрекает свою девушку в том, что та, подобно варварам-галлам, пользуется косметикой. Естественно гордые римляне считали зазорным перенимать обычаи каких-то варваров, но римлянок это похоже мало волновало. Сохранилось мало подробностей об этом, но известно точно что кельтские девушки делали себе маникюр – в древней ирландской саге девушка описывая своё горе, говорит “в пурпур не крашу ногти”.

Кельты вообще были большими эстетами. Даже в бою они считали эффектность не менее важной чем эффективность. Поэтому многие из них шли в бой в красивых, нарядных одеждах, без шлемов (чтобы не закрывали модную причёску), или в декоративных разукрашенных шлемах, и с такими же декоративными, богато инкрустированными щитами. А колесницы племенных вождей бывало сплошь покрывали золотыми и серебряными пластинками, изрисованными искуснейшим сложным узором.

По некоторым причинам к концу эпохи античности исконно кельтская культура сохранилась только в Ирландии, и частично у других островных кельтов. Часто в статьях, описывающих раннее средневековье, можно прочесть о убогом существовании, грязи и болезнях. Так оно и было. В западной и южной Европе. Крайний кельтский запад, Скандинавию и восточную Европу (в последних 2-х пунктах была весьма схожая культура, так что я не буду повторятся), в таких описаниях обычно не учитывают. И многие, по незнанию, считают эти земли дикарскими.

Стереотип третий – “дикие/неграмотные варвары”
В литературе и кино варвары часто изображаются дикарями, живущими в грубых шалашах, и влачащих убогое, примитивное существование. Понятно, что ни про какое образование или культуру речи вообще не идёт. Иногда авторы подчёркивают их варварскую “суровость” презрением к учёности и утончённому искусству.

Что же по этому поводу говорит история? Про античных кельтов тогдашние авторы говорили следующее:
В речах они немногословны и иносказательны, зачастую прибегают к преувеличениям, чтобы возвысить самих себя, а других – унизить, привыкли угрожать, бахвалится и превозносить самих себя, однако умом остры и к обучению склонны ” Диодор Сицилийский.

Если же их убедить, то они легко доступны соображениям пользы, так что способны воспринимать не только образование вообще, но также науку ” Страбон.

Говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом ” Цезарь о друидах.

Итак, мы видим что кельты вовсе не были тупыми дикарями. Хотя большая часть их литературы и науки (по крайней мере континентальных кельтов) утрачена, так как религиозные табу запрещали записывать их. Хотя купцы и высшие слои общества похоже были грамотны, наука была устной, и передавалась из уст в уста на протяжении столетий. На континенте эта преемственность была уничтожена римлянами вместе с друидами. На британских островах она частично сохранилась до тех пор, пока её все-таки решили записать. Объем этой информации просто огромен, учитывая то, что её запоминали наизусть. Сохранившиеся образцы включают множество литературных произведений, а также очень продуманные своды законов. Язык их произведений сложен и эмоционален, а законы очень грамотно составлены, и учитывают множество деталей (правда специалисты отмечают что написаны они в очень запутанной манере. Считается что это – суб-язык касты юристов – филидов. Также в литературе посвященные в этот “язык” используют его чтобы избежать подслушивания).

Основу кельтской интеллигенции составляли друиды. В основном они набирались среди аристократии, и проходили специальное многолетнее обучение в друидских академиях. Известно что вся аристократия кельтов проходила хотябы начальное друидическое образование. В специальных учебных заведениях обучались также филиды и барды. Учёные люди в обществе кельтов очень уважались, их защищал закон, и везде их ждал тёплый приём. Друиды были не только жрецами, но и преподавателями, историками. Были друидические общины, специализирующиеся на экономике, медицине, астрономии.

Кельты пользовались античной письменностью, но перед принятием христианства в Ирландии появился и чисто кельтский алфавит – огама. Огамическая письменность использовалась в основном для ритуальных целей.

Викинги также часто описываются как необразованные дикари, нападающие на просвещённую Европу. Иногда им даже приписывается ненависть к грамотности. Это при том, что сама западная Европа тогда была необразованной. При том что основное её население – бывшие германские племена, часть из которых уже имела тогда собственную руническую письменность, с принятием латинского алфавита и нового образа жизни их образованность пережила упадок. Грамотными были в основном только монахи, а короли не умели даже подписываться.

В Скандинавии же обнаружены сотни погребальных рунных камней того времени, а также множество предметов обихода и оружия с руническими надписями. Также в сагах упоминаются письма и другие записи, вырезанные на деревянных дощечках.

Уровень грамотности среди викингов был выше чем в ограбляемой ими Европе. И они этим гордились! Грамотность у них числится одним из наиболее полезных умений. Кроме того, викинги были довольно любопытны, и много путешествуя, они привозили домой сведения о далёких землях и делах давно минувших дней. Например о троянской войне или прошлом Рима. А также многие научные знания. К концу эпохи викингов скандинавские страны (особенно Исландия) стали одним из центров культуры и науки. Будучи весьма любознательным племенем они и сами многое узнали. В особенности о таких насущных вещах как морская навигация и медицина. Они изобрели достаточно точные приборы для измерения времени и широты (измерение долготы, учитывая быстроходность их судов, было без надобности). На берегах Норвегии есть рунический камень, надпись на котором говорит, что проплывя от него строго на запад, можно попасть в такую-то бухту в Гренландии. И действительно, та бухта находится строго на запад, с точностью до долей градуса.

Также у скандинавов была развита и медицина (особенно врачевание ран). В сагах упоминаются династии знахарей, передававших знания из поколения в поколение, и накапливающих опыт долгие годы. И результаты были весьма ощутимы. Известно даже о хирургических операциях, например о удалении камней из брюшной полости (пациент, что характерно, выжил).

Примечательна также история одного батрака. Звали его Одди, он нанимался рыбаком, а в свободное время любил смотреть на небо, наблюдать за движением солнца, луны и звёзд. За это его прозвали Звёздным Оддом. Свои наблюдения он записывал, проводил расчеты, составлял таблицы движения светил, и продавал их корабельным штурманам. Часть его записей сохранилась. Их анализ показывает довольно большую точность и сложность расчетов. Звёздный Одди сейчас считается величайшим европейским астрономом своего времени.
Также викинги самостоятельно разработали календарь, состоящий из 365 дней, и путём многолетних наблюдений изобрели високосные года. Они составляли весьма точные календари на многие годы вперёд, вплоть до нескольких столетий.

У викингов очень уважались ораторское искусство и, особенно, поэзия. Сохранившиеся скальдические стихи весьма примечательны. Помимо весьма сложных систем рифмования и стихотворных форм, они использовали и уникальную систему созвучия. Кроме того, они любили в стихах использовать различные иносказания – кёнинги. Кёнинг представляет собой замену одного слова словосочетанием, часто содержащим ссылку на мифологию или историю. Например “черепицами Вальгаллы” именовались щиты (Вальгала – пиршественный зал для умерших героев, черепицей которому служили щиты). Бывали и двойные кёнинги, например “змея тетивы” – стрела, “метатель стрелы тетивы” – воин. А бывали и 6-ти (!) кратные кёнинги – “метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев”. “Конь корабельных сараев” – корабль, “луна корабля” – щит, “ведьма щита” – секира, “вьюга секиры” – битва, “огонь битвы” – меч, “метатель меча” – воин. Все это служило своеобразной интеллектуальной игрой – слушатели должны были понять что имел в виду автор.

Хотя поэзию скандинавы и записывали (сначала на дощечках, позже на пергаменте) лучшие поэты запоминали всё наизусть. Многие из этих скальдов запоминали сотни своих и чужих стихов. Некоторые также были знамениты умением слагать стихи находу, буквально говорить стихами. Считалось очень престижным для любого вставлять в речь сочинённые на скорую руку остроумные четырёхстишия – висы. К стихам викинги относились очень серьёзно – стихотворное оскорбление считалось вдвойне обидным, а любовную лирику могли и вовсе посчитать попыткой приворотного наговора (хотя большинство поэтов плевать хотели на этот запрет).

Итак, данный стереотип не имеет под собой оснований. Более того, зачастую всё было наоборот.

Стереотип четвёртый – “варвары – качки”
В литературе, кино и играх укоренился стереотип о варварах как о здоровых, накачанных увальнях. Неповоротливых, неуклюжих и крайне неумелых бойцов, полагающихся только на физическую силу и безоглядный напор. В историях, описывающих попадание человека из нашего времени в прошлое, либо мир напоминающий раннее средневековье, часто современный человек, обученный восточным единоборствам, или, например, бывший десантник, легко справляется с “неумелыми дикарями”. А в научно популярной литературе, описывающей античные страны, часто говорится что греки/римляне, мол, противопоставляли умение числу и грубой силе. К несчастью, некоторые из потомков тех самых варваров, тоже так считают. В основном из-за недостатка образования, или укоренившихся стереотипов. Такие люди соглашаются с распространённым мнением, но стараются “выгородить” предков, превознося их богатырскую мощь.

Итак, в современном представлении воин-варвар это нечто донельзя громадное, со стальными мускулами, широченными плечами и маленькой головой. Практически во всех фильмах и играх основная тактика варвара – с диким криком безоглядно бросится на врага, даже не думая о защите. Естественно, есть и исключения, но их увы немного. Этот образ укоренился настолько что стал, своего рода, “архетипом”. Иногда можно встретить обсуждения в которых сравнивают, например, архетип варвара с архетипом мастера боевых искусств (как правило т.н. «монаха»), или архетипом фехтовальщика (естественно эти архетипы так же далеки от реальности).

В рамках данной работы я рассматриваю боевые искусства викингов. Надо заметить, что в данном случае под боевыми искусствами я подразумеваю в основном искусство рукопашного боя, что исторически некорректно – бой без оружия не считался полноценным боевым искусством до 19-го века. Но так как укоренившийся стереотип связывает понятие боевых искусств именно с рукопашным боем, то с него и начнём.

Для начала рассмотрим эпизод из скандинавской саги** (Сага о Магнусе сине Эрлинга): После боя некто Орм Конунгов Брат лёг отдохнуть. В доме не было освещения, и уцелевший вражеский воин затаился во мраке. Когда Орм лёг, воин бросился на него с топором, намереваясь отрубить ноги. Орм успел среагировать, он “быстро подобрал ноги и перебросил их себе за голову, и секира вонзилась в доски скамьи и крепко застряла в них”. Как видно, викинги были не так уж неповоротливы. И это неудивительно – броня в те времена была довольно дорогой, а скандинавы были небогаты. Большинство обходилось самодельной бронёй, как правило крепкими кожаными куртками, иногда укреплёнными вшитыми пластинами из кости, рога, и иногда железа. Кольчугу могли себе позволить только князья и крупные землевладельцы. Да и многие из них предпочитали более лёгкую броню, ценя подвижность. (Тут надо отметить, что перед эпохой викингов, во время «вендельской» эпохи, скандинавские правители носили более тяжелое обмундирование, но потом стиль боя изменился). Оружие которым они пользовались также было довольно лёгким – знаменитые викингские секиры весили не более 2-х килограмм (что естественно – в отличие от гигантских бронебойных топоров рыцарей, викингским секирам не требовалась такая пробивная сила). В таких условиях залогом выживания были ловкость и сноровка.

Вот еще несколько интересных отрывков из саг:

«Жил человек по имени Торд. Он любил затевать кулачные бои с торговыми людьми, и тем обычно доставалось от него. И вот он условился с Гунлаугом, что тот будет биться с ним… Наутро, когда они стали биться, Гунлауг подшиб Торду обе ноги, и тот свалился как подкошенный» (как видно, не только на востоке знали приём «хвост дракона»). Из другой саги: «Греттир стоял спокойно. Торд как налетит на него, а Греттир даже с места не сдвинулся. Тут Греттир взял Торда в охапку, ухватил его за штаны, перевернул в верх ногами и перебросил через себя, так что тот грохнулся на обе лопатки». Другой интересный эпизод: герой саги собирается биться с мошенником, занимавшимся вымогательством, для запугивания жертв копировал внешние проявления «буйства берсерка» (например, кусал свой шит, как, согласно молве, делали в ярости берсеркеры), «Берсерк сидел на коне, на голове у него был шлем, и нащёчники не застёгнуты. Он держал перед собой щит с железным ободом, и вид у него был грозный. Он сказал:
— Вы и подавно испугаетесь со мной биться, если я рассвирепею!
— Поживем – увидим – сказал Греттир.
Берсерк громко завыл и, поднеся щит ко рту, стал кусать край щита и свирепо скалиться. Греттир бросился вперёд и, поравнявшись с конём берсерка, как ударит ногой по низу щита. Щит так и влетел берсерку в рот и выломал челюсть. Греттир же левой рукой схватил его за шлем и стащил с коня, а правой в то же время выхватил висевший у пояса меч и ударил берсерка по шее, так что голова слетела с плеч». В сагах викинги часто применяют приёмы боевой акробатики: в «саге о людях с Песчаного Берега», говорится, что человек по имени Стейнтор спас своего поскользнувшегося на льду во время боя друга, подбежав и бросив не него свой шит, чтобы отразить удар, в то время как другой рукой отрубил нападавшему на друга противнику ногу и в тот же самый момент подпрыгнул так, что удар, направленный в Стейнтора другим врагом, прошел у него между ног, не нанеся никакого вреда. В другой саге викинг подпрыгнул, избегая, удара копья, и, еще не успев приземлиться, ударом ноги сломал копьё противника. В «саге о Ньяле» говорится о неком Гуннаре, «искусном в бою. Он рубил в битве мечом обеими руками и в тоже время метал копья, если хотел. При этом он так быстро взмахивал мечами, что казалось, в воздухе летают не два, а три меча. Не было равных ему в стрельбе из лука, и никогда не знал он промаха. В полном вооружении мог он подпрыгнуть больше чем на высоту своего роста, и вперед он прыгал так же хорошо, как и назад.». Рассказывается также о воинах, перепрыгивавших окруживших их врагов(!).

В их культуре, как и у многих других «варварских» народов, в силу окружающей обстановки практически все игры включали элемент воинской подготовки. Даже простейшая игра в мяч. Также было и много чисто воинских упражнений, например «игра мечами» – жонглирование тремя боевыми ножами. Норвежский король Олаф сын Трюгви (считающийся одним из искуснейших воинов своего времени) мог жонглировать ножами, прохаживаясь по вёслам своего дракара во время гребли.

В сагах упоминаются и многие другие искусные приёмы, например метание двух копий одновремённо, с одинаковой ловкостью. Или ловля брошенного копья на лету и метание его обратно в противника.

Похожие обычаи были и у славян. Но о наших предках сохранилось меньше информации. Тем не менее, вот интересный эпизод из былины «Илья Муромец и Идолище Поганое»: «Не понравились татарину эти речи, схватил он нож острый, да как пустит им в Илью; Илья сам отклонился, нож правой рукой отмахнул – попал нож в дубовую дверь;…». Часто можно услышать мнение, что основу боевого искусства славян составлял стеночный бой. На основе анализа последнего многие утверждают, что славяне, например, в бою не уклонялись. Следует учитывать, что стеночный бой – ритуальная имитация боя в плотном строю (в котором уклонение вообще трудновыполнимо), предназначенная только для закалки боевого духа и сплоченности бойцов. Кроме того, славяне долгое время не бились в плотном строю. Согласно византийским источникам 6-го века, славянские воины лучше византийских сражались один на один, но уступали в строевом бою (впрочем, как и все остальные). Поэтому славяне старались заманить византийцев в леса, холмистые или скалистые места, где построение византийцев ломалось, и дальше славяне вели бой на своих условиях.

Что также интересно, судя по летописному материалу, на Руси практически не применяли удары кулаком. Вместо этого применяли удары локтем и ладонью (оплеухи, затрещины). Пока нет четкого объяснения этому.

Среди кельтов лучшими воинами славились ирландцы. В ирландских сагах описываются даже специальные школы боевых искусств. Ирландские воины практически не пользовались бронёй, полагаясь на ловкость и умение отражать удары щитом и оружием. Кстати, ирландцы одними из первых в Европе научились парировать удары. Притом техника парирования у них была весьма развитой – описываются не жесткий блок щитом, а отвод его краем. Также упоминается отражение мечом метательных копий. Как и у скандинавов, у ирландцев описывается множество «боевых приемов». Один из наиболее примечательных – взбегание по воткнутому в землю копью, после чего воин должен был каким-то образом простоять на его остри. Что характерно, величайший воин ирландского эпоса, Кухулин, описывается как невысокий паренёк некрупного сложения. Побеждал он благодаря проворству, ловкости и искусности.

Стереотип пятый – “безжалостные варвары”

Также типичный образ варваров дополняют пассажи о их жестокости, грубости и агрессивности. Вот, например, что пишут в википедии о Конане: «Он хвастается кровожадностью, которую проявлял в войнах, мстит своим обидчикам с крайней жестокостью, не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, иными словами, довольно сильно напоминает исторических «варваров» (викингов, германцев времен крушения Римской империи и т. п.)». Даже в приличных изданиях встречаются такие утверждения, как правило, без всяких аргументов, основываясь лишь на распространённом мнении.

Варварам, и в частности викингам, приписывается немереная сварливость. Между тем, скандинавские саги и первые своды их законов (записанные еще в эпоху викингов) рисуют совсем другую картину. Так, согласно обоим источникам, наиболее страшным ругательством у них считалось «муж женовидный». Другое страшнейшее оскорбление – нидинг – «проклинаемый», «окаянный». Даже современные скандинавские языки довольно бедны на ругательства, а тогда их было еще меньше. И это естественно – когда за кривое словцо можно получить топором по голове, вежливость становится залогом выживания. Наиболее достойным ответом на оскорбление у них считалось остроумное стихотворение (о чем мельком говорилось ранее).

Также часто говорят о малой цене человеческой жизни в те времена. К убийствам тогда действительно относились легче чем сейчас. Но, тем не менее, не настолько как это часто описывают. В Скандинавии уже начинали зарождаться суды, и потому за убийство приходилось отвечать. Правда системы приведения приговора в действие не существовало, и потому наказания в основном ограничивались штрафом в пользу семьи убитого, либо объявлением преступника «в не закона». Такой статус лишал человека любых юридических прав, например права голоса на народных собраниях, а также любой юридической защиты. То есть, как раз такого человека можно было убить без всяких последствий. Обычно такой статус налагался временно. В Исландии можно было очиститься до срока, убив троих таких же изгнанников. Таким образом преступность самоустранялась, а граждане получали хороший стимул жить в мире.

Естественно убийство при самозащите не наказывалось. Также как убийство человека, нанёсшего тяжелое оскорбление, если убийца мог это доказать. В кино и литературе встречаются случаи, когда оскорблённый викинг сразу же бросается мстить обидчику. Но саги говорят, что месть сгоряча недостойна мужчины (тем более что оскорбленный имел полное право вызвать обидчика на законную дуэль – хольмганг). На оскорбления достойно отвечать с холодной головой, спокойно и обдуманно. Это конечно идеализированная картина, но этот идеал был общепринят – отказ от поединка вовсе не считался трусостью (как это описывают сейчас). Что еще интересно, сокрытие преступления также считалось позорным для викингов. По тогдашним обычаям убийца должен был немедленно сообщить о своем деянии.

Важным сдерживающим фактором была кровная месть. Скандинавы жили семейными общинами, своего рода кланами. Человек рассматривался в первую очередь как член определённой семьи. Соответственно, ответственность за поступки каждого члена семьи ложилась на всех. Здравомыслящие люди осознавали, что за их поступки могут пострадать их близкие. Считалось что мстить лучше наиболее достойному члену семьи убийцы (которым последний, как правило, не являлся). Таким образом культивировалась ответственность за свои поступки.

Другая «характерная» черта викингов – безжалостность – также противоречива. Согласно сагам, например, когда кровная вражда доходила до крайности – сжигания вражеского дома, старикам, женщинам и детям разрешалось выйти. Другой интересный пример – архаичный обычай, еще иногда практиковавшийся во времена викингов: перед сражением поле боя огораживали, и раненых, сумевших выползти за ограждение, щадили. Вообще, довольно часто упоминается как ранений враг был вылечен победителями, и позже присоединился к ним. Вопреки мнению о том что в культуре викингов «все решает сила, и слабым тут не место» (а некоторые буквально воспевают такой образ жизни), исторические документы говорят о другом. Например в Исландии существовал специальный налог (один из немногих существовавших там) на содержание вдов и сирот.

Хотя в викингских набегах жестокая резня была нормой, в том числе по отношению к женщинам, детям и старикам, такие поступки никогда не становились предметом гордости.

Стереотип шестой – “бесправность женщин.”
Типичный образ викингской женщины – безправное, забитое существо, играющее роль прислуги. Для контраста есть викингши-воительницы – здоровенные, накаченные, еще более грубые чем викинги-мужчины. Мол, только такая женщина может проявить себя в жестоком мире викингов. Опять же, письменные источники противоречат такому образу. Например, женщины могли наследовать имущество (в западной Европе, например, не могли), и унаследовав, например, усадьбу, женщина становилась полноправной хозяйкой, со всеми вытекающими правами. Бывало, жена становилась хозяйкой и при живом муже. И не только усадьбы, а и княжества(!). В таких случаях их дети получали «отчество» не из имени отца, а из имени матери (в Исландии этот обычай сохранился). Также женщина могла, при желании, легко развестись с мужем (абсолютная дикость в тогдашней Европе). При этом она получала треть их общего имущества, плюс её приданное. Кстати, скандинавские законы называют как один из возможных поводов для развода ношение мужем «женственной» рубашки с вырезом (впрочем, муж мог в любой момент потребовать развода, если жена носила штаны). Что касается женщин-воительниц, то такие таки существовали. Но учитывая описанный выше боевой стиль викингов, они мало отличались от обычных женщин.

Интересно, что по их обычаям, до официального брака, под угрозой штрафа запрещались поцелуи, свидания, и прочие ухаживания, не говоря уж о чем-то большем. Впрочем, на жертв набегов и рабынь это правило не распространялось.

Также интересна скандинавская система рабства. В отличии от «классического» рабовладетельства Египта, Греции и Рима, в Скандинавии (и Руси) практиковалось «патриархальное» рабство. При этом раб не считался скотом, как при классическом рабстве, а приравнивался в правах несовершеннолетнему ребёнку. Считалось, что такой человек не способен жить самостоятельно, и потому находится на попечительстве у хозяина. Поводом к становлению рабом мог быть плен (как проявление трусости, недостойной свободного человека), либо долги (неумение вести хозяйство). Притом ответственность за эту провинность – статус раба – передавался по наследству. Соответственно таким взглядам, раб имел возможность освободится, доказав своё право на свободу. Например, во время крупных войн в ряды добровольцев принимали и рабов, и убив врага они обретали свободу. Кроме того, отработав своё раб всегда получал свободное время, и мог например в это время работать дополнительно, за деньги (даже у собственного хозяина!). Скопив достаточную сумму он мог купить себя. И такая система поощрялась – стремящийся к свободе раб приносил много больше пользы, а освободившись часто арендовал землю у бывшего хозяина, и продолжал приносить прибыль. Также ребёнок от рабыни и свободного человека рождался свободным. Впрочем, в некоторых регионах свободу получал только ребёнок от раба и свободной женщины. В Швеции же байстрюк становился свободным в обоих случаях. А на Руси рабыня, родившая от хозяина, и сама становилась свободной.

Естественно хозяин был в праве делать с рабом что пожелает, даже убить его. Но только если было за что. В противном случае это значительно портило его репутацию, а в те времена честь имела очень большое значение. Что интересно, в наименее населённых местах, где приходилось тяжело трудится и рабам и их хозяевам, рабы имели намного больше свободы. Так, например, в Исландии рабы имели право носить оружие. В одной из саг упоминается случай, когда хозяин просит (!) у своего(!) раба его (раба!) копьё. Также в Исландии раб имел право убить любого, покусившегося на его жену или дочь – свободный же человек не имел права убивать, защищая рабыню.

* – в данной статье викингами именуется население Скандинавии в эпоху викингов (8-12 века), что исторически некорректно, но в непрофессиональной литературе прижилось обыкновение использовать термин «викинг» именно в этом смысле. Вообще же «Викинг» – “живущий не как все”. “Живущий как все” – это тогда значило живущий на хуторе, в кругу семьи, ездящий раз в месяц в гости к соседям, да раз в полгода на ярмарку. Ну, или живущий в городке, в аналогичных условиях. Викинги же это: странствующие торговцы, переселенцы, просто путешественники, наёмники, пираты, грабители, рэкетиры… Но суть не в том. Суть в том что это профессия. И те же скандинавы отнюдь не считали её национальной. Они называли викингами и саксонских пиратов, и вендов, грабивших Данию.

Добавьте в закладки .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры