Биография Pasha Parfeny. Лучшие хиты Pasha Parfeny (Паша Парфений) Участие в конкурсах

Главная / Измена жены

Pasha Parfeny (Паша Парфений) - певец, композитор из Молдовы. Музыкальные корни Паши берут начало от его родителей: мать – профессиональный педагог по фортепиано, отец - гитарист, обладающий красивым голосом. Будучи еще совсем маленьким, Паша все время находился в творческой атмосфере, поэтому после трех лет он также уверенно садился за фортепиано, либо пытался перебирать струны, подпевая своему талантливому отцу. Уже в семь лет Паша поступил в музыкальную школу в Оргееве – город, где он проживал. В ней мальчик с легкостью закончил специальность «фортепиано».

Серьезно заинтересовавшись джазом, парень поступает в Тираспольский музыкальный колледж, выбирая секцию фортепианный джаз. Биография его как певца начинается в 16 лет, именно тогда видного и талантливого юношу приглашают на роль солиста в группу Электромаш. Поработав вместе с коллективом, через четыре года Паша поступает в Государственную Академию Искусств, где выбирает эстрадно-джазовое отделение.

Спустя год Павла приглашают в театр центра Элат – именно там старт в карьере сделали многие перспективные солисты. Фото Паши попадают чаще на афиши , но уже совсем скоро о нем говорит вся страна. Павла приглашают практически на все фестивали и конкурсы, которые проходят как в Молдове, так и за ее границами. Записанные МР3-композиции практически не пропадают с радиоэфиров, особенно часто их можно услышать в специализированных программах. Павла замечает группа SunStroke Project, предложившая молодому человеку место солиста. И хотя сотрудничество длилось всего около года, под одноименным лейблом Павлу удалось выпустить немало гениальных произведений. В 2013 вместе с певицей Аленой Мун стал победителем Евровидения.

Историю конкурса песни "Евровидение" на телеканале "Россия" можно описать просто: краткая, но блестящая!

Всего четыре раза телеканал "Россия" участвовал в "Евровидении" - и каждый из них лучше всего характеризуется словом "впервые".

Итак - по порядку.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 1967 году ведущие очередного конкурса "Евровидение" (он проходил в Вене в знаменитом дворце Хофбург) с гордостью объявили, что это песенное соревнование впервые транслируется по каналам "Интервидения" (восточноевропейский аналог "Евровидения") - в том числе на Советский Союз.

К сожалению, после 1968 года конкурс песни конкурс "Евровидение" надолго - прежде всего по политическим мотивам - ушел из сетки Центрального Телевидения СССР.

И лишь в 1987 году он был показан (не в прямом эфире, с купюрами и без голосования) в эфире первой программы ЦТ.

Роль главного "двигателя" конкурса в СССР (а чуть позднее - в России) в конце 80-х годов взяла на себя "Программа А", ее ведущий и режиссер Сергей Антипов.

В 1989 году "Евровидение" впервые транслировалось по ЦТ в прямом эфире (правда, без голосования). Функции комментатора выполнял переводчик, который пересказывал то, что говорили ведущие конкурса.

В 1990 и 1991 годах "Евровидение" было показано по ЦТ полностью (включая голосование), а комментарии шли непосредственно из тогда югославского Загреба и Рима.

НОВАЯ ИСТОРИЯ

На телеканале "Россия" конкурс песни "Евровидение" появился в 1993 году. А уже в 1994 году прошел отборочный тур, который выявил первую российскую участницу конкурса. Ей оказалась Маша Кац (выступала под псевдонимом Юдифь - образ художника Густава Климта), работавшая в знаменитой в то время группе "Лига Блюза".

Подготовка первой российской конкурсантки "Евровидения" была очень серьезной. Достаточно сказать, что платье Маши (его дизайн вошел в анналы конкурса) разработал театральный художник Павел Каплевич, в команде трудились стилист Александр Шевчук, фотограф Валерий Плотников, режиссер-постановщик Валентин Гнеушев.

Большую организационную и финансовую помощь в подготовке российской конкурсантки оказал певец Сергей Крылов.

Удачной оказалась песня композитора Льва Землинского "Вечный странник", которая считается одной из лучших на "Евровидении" за последние два десятилетия. На протяжении всей конкурсной недели телеканал транслировал из Дублина дневники, в которых рассказывалось о подготовке нашей участницы к финальному выступлению.

Девятое место, которое получила Маша Кац по итогам голосования, спустя много лет видится явным достижением российской дебютантки. Тем более что дальнейшие выступления наших артистов на "Евровидении" - вплоть до 2000 года - были малоуспешными.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В 2008 году телеканал "Россия" вновь подключается к конкурсу песни "Евровидение". И сразу - победа, которую принес нашей стране Дима Билан. Однако в Белграде в 2008 году произошло еще одно событие, которое стало знаковым для российской версии "Евровидения". В том победном году конкурс комментировали Ольга Шелест и Дмитрий Губерниев. И их комментарии задали абсолютно новую планку в этом жанре, соединяя блестящую партнерскую реакцию, остроумие и иронию, знание предмета и огромную эмоциональную энергию.

В 2010 году телеканал "Россия" представил еще одного необычного участника "Евровидения". Впервые за всю историю конкурса им оказался артист не из традиционного шоу-бизнеса, но "интернет-мем", получивший популярность за счет своей сетевой активности. И хотя Петр Налич со своей командой не вошел в первую десятку финалистов, именно он фактически открыл новую эпоху в «Евровидении» - эпоху "артистов из интернета".

И наконец, в нынешнем году впервые на "Евровидение" едет аутентичный фольклорный ансамбль из Удмуртской Республики. Его участницы - шесть деревенских бабушек пенсионного возраста. А самая пожилая из них Наталья Пугачева (76) - является старейшей участницей конкурса за всю его историю. Повсеместный интерес к «Бурановским бабушкам» - не только в Европе, но и во всем мире - от Австралии и Канады до Индии и Перу - также беспрецедентен за всю более чем полувековую историю конкурса песни "Евровидение".

Дата смерти Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Молдавия 22x20px Молдавия

Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры Псевдонимы Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Па́вел Алекса́ндрович Парфе́ний (род. 30 мая , Оргеев , МССР , СССР) - молдавский певец и композитор , бывший солист группы «SunStroke Project ». Представлял Молдавию с песней Lăutar на конкурсе песни Евровидение в 2012 году .

Биография

Участвовал во многих творческих конкурсах и фестивалях.

Участие в конкурсах

Участие в конкурсе песни Евровидение

Является неоднократным участником национальных отборов на «Евровидение » от Молдовы. В 2009 и 2010 году он пробовал свои силы с песнями «No Crime» и «You should like to show» соответственно, а в 2011 году подал заявку на участие с песней «Dorule», но занял 3 место.

Дискография

Клипы

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Парфений, Павел Александрович"

Примечания

Ссылки

Предшественник:
Zdob şi Zdub
Молдавия на конкурсе песни Евровидение

(вместе с бэк-вокалистом Алёной Мун)
Преемник:
Алёна Мун

Отрывок, характеризующий Парфений, Павел Александрович

– Не бойся, на этот раз не будет беды, потому что он ещё живой!
– Как – живой? – удивилась я.
Тут же опять появилось новое видение и, продолжая меня несказанно удивлять, это уже оказался наш век (!), и даже наше время... У письменного стола сидел седой, очень приятный человек и о чём-то сосредоточенно думал. Вся комната была буквально забита книгами; они были везде – на столе, на полу, на полках, и даже на подоконнике. На маленькой софе сидел огромный пушистый кот и, не обращая никакого внимания на хозяина, сосредоточенно умывался большой, очень мягкой лапкой. Вся обстановка создавала впечатление «учёности» и уюта.
– Это, что – он живёт опять?.. – не поняла я.
Стелла кивнула.
– И это прямо сейчас? – не унималась я.
Девочка опять подтвердила кивком её милой рыжей головки.
– Гарольду наверное очень странно видеть своего сына таким другим?.. Как же ты нашла его опять?
– О, точно так же! Я просто «почувствовала» его «ключик» так, как учила бабушка. – Задумчиво произнесла Стелла. – После того, как Аксель умер, я искала его сущность по всем «этажам» и не могла найти. Тогда поискала среди живых – и он снова был там.
– И ты знаешь, кто он теперь, в этой жизни?
– Пока нет... Но обязательно узнаю. Я пыталась много раз к нему «достучаться», но он почему-то меня не слышит... Он всегда один и почти всё время со своими книгами. С ним только старая женщина, его прислуга и этот кот.
– Ну, а жена Гарольда? Её ты тоже нашла?– спросила я.
– Ой, конечно же! Жену ты знаешь – это моя бабушка!.. – лукаво улыбнулась Стелла.
Я застыла в настоящем шоке. Почему-то такой невероятный факт никак не хотел укладываться в моей ошарашенной голове...
– Бабушка?.. – только и смогла произнести я.
Стелла кивнула, очень довольная произведённым эффектом.
– Как же так? Поэтому она и помогла тебе их найти? Она знала?!.. – тысячи вопросов одновременно бешено крутились в моём взбудораженном мозгу, и мне казалось, что я никак не успею всего меня интересующего спросить. Я хотела знать ВСЁ! И в то же время прекрасно понимала, что «всего» мне никто не собирается говорить...
– Я наверное потому его и выбрала, что чувствовала что-то. – Задумчиво сказала Стелла. – А может это бабушка навела? Но она никогда не признается, – махнула рукой девчушка.
– А ОН?.. Он тоже знает? – только и смогла спросить я.
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А почему тебя это так удивляет?
– Просто она уже старенькая... Ему это должно быть тяжело, – не зная, как бы поточнее объяснить свои чувства и мысли, сказала я.
– О, нет! – опять засмеялась Стелла. – Он был рад! Очень-очень рад. Бабушка дала ему шанс! Никто бы не смог ему в этом помочь – а она смогла! И он увидел её опять... Ой, это было так здорово!
И тут только наконец-то я поняла, о чём она говорит... Видимо, бабушка Стеллы дала своему бывшему «рыцарю» тот шанс, о котором он так безнадёжно мечтал всю свою длинную, оставшуюся после физической смерти, жизнь. Ведь он так долго и упорно их искал, так безумно хотел найти, чтобы всего лишь один только раз мог сказать: как ужасно жалеет, что когда-то ушёл... что не смог защитить... что не смог показать, как сильно и беззаветно их любил... Ему было до смерти нужно, чтобы они постарались его понять и смогли бы как-то его простить, иначе ни в одном из миров ему незачем было жить...
И вот она, его милая и единственная жена, явилась ему такой, какой он помнил её всегда, и подарила ему чудесный шанс – подарила прощение, а тем же самым, подарила и жизнь...
Тут только я по-настоящему поняла, что имела в виду Стеллина бабушка, когда она говорила мне, как важен подаренный мною «ушедшим» такой шанс... Потому что, наверное, ничего страшнее на свете нет, чем остаться с не прощённой виной нанесённой обиды и боли тем, без кого не имела бы смысла вся наша прошедшая жизнь...
Я вдруг почувствовала себя очень усталой, как будто это интереснейшее, проведённое со Стеллой время отняло у меня последние капельки моих оставшихся сил... Я совершенно забыла, что это «интересное», как и всё интересное раньше, имело свою «цену», и поэтому, опять же, как и раньше, за сегодняшние «хождения», тоже приходилось платить... Просто все эти «просматривания» чужих жизней являлись огромной нагрузкой для моего бедного, ещё не привыкшего к этому, физического тела и, к моему великому сожалению, меня пока что хватало очень ненадолго...
– Ты не волнуйся, я тебя научу, как это делать! – как бы прочитав мои грустные мысли, весело сказала Стелла.
– Делать, что? – не поняла я.
– Ну, чтобы ты могла побыть со мной дольше. – Удивившись моему вопросу, ответила малышка. – Ты живая, поэтому тебе и сложно. А я тебя научу. Хочешь погулять, где живут «другие»? А Гарольд нас здесь подождёт. – Лукаво сморщив маленький носик, спросила девочка.
– Прямо сейчас? – очень неуверенно спросила я.
Она кивнула... и мы неожиданно куда-то «провалились», «просочившись» через мерцающую всеми цветами радуги «звёздную пыль», и оказались уже в другом, совершенно не похожем на предыдущий, «прозрачном» мире...
* * *

Ой, ангелы!!! Смотри, мамочка, Ангелы! – неожиданно пропищал рядом чей-то тоненький голосок.
Я ещё не могла очухаться от необычного «полёта», а Стелла уже мило щебетала что-то маленькой кругленькой девчушке.
– А если вы не ангелы, то почему вы так сверкаете?.. – искренне удивившись, спросила малышка, и тут же опять восторженно запищала: – Ой, ма-а-амочки! Какой же он красивый!..
Тут только мы заметили, что вместе с нами «провалилось» и последнее «произведение» Стеллы – её забавнейший красный «дракончик»...

Светлана в 10 лет

– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?

, композитор

Жанры Псевдонимы Сотрудничество

Па́вел Алекса́ндрович Парфе́ний (род. 30 мая , Оргеев , МССР , СССР) - молдавский певец и композитор , бывший солист группы «SunStroke Project ». Представлял Молдавию с песней Lăutar на конкурсе песни Евровидение в 2012 году .

Биография

Участвовал во многих творческих конкурсах и фестивалях.

Участие в конкурсах

Участие в конкурсе песни Евровидение

Является неоднократным участником национальных отборов на «Евровидение » от Молдовы. В 2009 и 2010 году он пробовал свои силы с песнями «No Crime» и «You should like to show» соответственно, а в 2011 году подал заявку на участие с песней «Dorule», но занял 3 место.

Дискография

Клипы

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Парфений, Павел Александрович"

Примечания

Ссылки

Предшественник:
Zdob şi Zdub
Молдавия на конкурсе песни Евровидение

(вместе с бэк-вокалистом Алёной Мун)
Преемник:
Алёна Мун

Отрывок, характеризующий Парфений, Павел Александрович

Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры