Большой театр марко спада. Даниэль Обер

Главная / Измена жены

Большой готов к очередной премьере сезона. Сегодня на исторической сцене главного театра страны станцуют историю благородного разбойника - балет «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера. Постановщиком стал всемирно известный французский хореограф и реставратор забытых шедевров в области балетного искусства Пьер Лакотт. В новой редакции балета либретто и музыка остались прежними, а вот количество танцев увеличилось. На генеральной репетиции спектакля побывали корреспонденты .

Комедийно-романтичную историю разбойника Марко Спада Пьер Лакотт ставил на сценах Рима, Парижа, Монте-Карло. Теперь балет в афише Большого. В Парижской опере, партия была сделана специально на Рудольфа Нуриева. Здесь премьеру танцует Дэвид Холберг. Даже по меркам Большого, балет масштабен. Его репетируют четыре состава исполнителей.

Сергей Филин, вернувшись в театр после долгого лечения, сразу включился в репетиционный процесс. Худрук. сам когда-то танцевал в балете Лакотта «Дочь Фараона». Знает чего стоят его балеты. Настоящее испытание для артистов.

«Это очень трудная мелкая техника, очень много воздушных трюков, - поясняет Сергей Филин. - У мужчин и у женщин сложные партии. Много вариаций».

Вслед за «Дочерью фараона» Лакотт снова сделал роскошный спектакль. Сам хореограф, впервые за много дней, не в репетиционном, а в зрительном зале. Постановку «Марко Спада» считает прекрасной авантюрой, он делал не только хореографию, но и эскизы костюмов и декораций.

«Мне кажется, этот спектакль создан специально для этой труппы, которую я очень люблю, - говорит Пьер Лакотт. - Я добавил несколько танцев, новое па-де-де и новые вариации для главных героев. У Маркизы появились четыре подруги, а у Марко Спада - два друга».

С балетной труппой на сцене ученики московской академии хореографии и тридцать артистов миманса. Здесь не только много массовых сцен, но и пантомимы, за которой с улыбкой наблюдают даже главные исполнители.

«Смотрим на смешную пантомиму, перед глазами Нуриев, интересно, как наши ребята с этим справятся», - говорит прима-балерина балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.

Ольга Смирнова совсем недавно была Татьяной в балете Джона Кренко «Онегин», теперь партия маркизы Сампьетри. Минимум драматизма, максимум аристократизма.

Дэвид Холберг балеты Лакотта никогда не танцевал. Здесь пришлось не только примерить на себя плащ разбойника, но и освоить воровские повадки. Ведь его герой - грабитель.

«Для меня это был вызов, - признается Дэвид Холберг. - Надо было не только освоить мелкую технику танца, где весь акцент на стопы, но и передать характер, а он очень не простой: с одной стороны - аристократ, с другой - грабитель».

На идею «Марко Спада» работали все цеха. Пять смен декораций: пышные вуали, прозрачные тюли, горящие свечи, мраморные колонны, дворцы. Евгения Образцова в партии Анжелики - дочери Марко Спада.

Первоначально Пьер Лакотт сделал эту партию на свою жену, Гэлен Десмар, балерину, тонко чувствующую романтический стиль. Она специально приехала в Москву, чтобы увидеть, как примы Большого будут исполнять партию, в которой когда-то блистала. В которой нужен не только танцевальный, но и актерский дар перевоплощения.

«Героиня в начале аристократична, а в третьем акте видим ее разбойницей - резкая смена характера», - отмечает прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.

В афише Большого уже есть один балет про разбойников - «Корсар». Но конкурентами с «Марко Спада» они вряд ли станут. Слишком разные сюжеты и сами герои. Им придется мирно ужиться на одной сцене - к тому же, Пьер Лакотт подписал эксклюзивный договор с театром, по которому «Марко Спада» будет идти только в Большом.

Новости культуры

Премьера "Марко Спада" в Большом театре - одно из главных событий сезона. Француз Пьер Лакотт когда-то ставил этот балет для Рудольфа Нуреева, а теперь создал новую его версию

Великий французский хореограф Пьер Лакотт вместе с балериной и педагогом Гилен Тесмар в эти выходные встретились с публикой и представили документальный фильм "Жизнь в балете". Эту картину, снятую французским режиссером Марлен Ионеско, в субботу показали в международном пресс-центре РИА Новости - на следующий день после премьеры балета "Марко Спада" в Большом театре. После фильма, в котором показаны самые яркие события из жизни французского хореографа и его жены и музы Гилен Тесмар, они оба ответили на вопросы зрителей. Мы записали все самое интересное.

О России
Россия в моем сердце всегда и навсегда. Это страна, которую я люблю и где хорошо себя чувствую. Я восхищаюсь русской энергией, интеллектуальностью, русскими композиторами, танцовщиками и просто людьми. Это страна, в которой есть душа. Глубокая страна. Она дает настоящие эмоции, несмотря на те трудности, с которыми ты здесь сталкиваешься. Россия становится словно наркотиком - ты уже не можешь без нее. Я работал здесь очень много и хочу работать еще.

О балете "Марко Спада"
Премьера - это всегда нечто особенное. И страх, и радость. "Марко Спада" - балет, который я особенно люблю. Это первый балет, который я полностью создал сам (от хореографии до костюмов и декораций) для Римской оперы. В нем танцевали Рудольф Нуреев и Гилен Тесмар.

Его нельзя было не сделать хорошо. Я полностью отдался постановке: совсем не спал, рисовал ночами, слушал красивую музыку Обера - ввязался в авантюру и пошел вперед с закрытыми глазами , а раскрыл их только в день премьеры.

Вчера я поступил примерно так же. Я был очень счастлив, что "Марко Спада" появился в Большом театре, с участием молодых артистов, которые полны таланта. С ними было чудесно работать. Хотя им, конечно, всегда было очень трудно со мной - я человек очень требовательный. Но когда я протягиваю им руку, они знают, что делаю я это с любовью.

Макет к спектаклю был потерян, но не мной, а скорее Римской оперой. Я ужасно беспокоился: в свои годы я уже не мог делать костюмов, у меня просто дрожат руки. А чтобы создать эти декорации, нужно было проделать колоссальный объем работы. Тогда мне в голову пришла идея сфотографировать тот фильм, который был снят в Римской опере, вырезать в нем каждый план и на основе этого воссоздать декорации. Благодаря таланту тех людей, которые работают в Большом театре, нам это удалось.

"Марко Спада" - это очень интересная, двойная роль. С одной стороны, это разбойник и бандит, с другой - аристократ, или человек, который, по крайней мере, мечтает быть им. Перед самой смертью, для того, чтобы его дочь Анжела могла выйти замуж за того, кого она любит, Марко Спада обманывает, заставляет всех поверить в то, что он не ее отец.

О величайших балеринах человечества

Во-первых, я видел далеко не всех. У меня подлинная страсть к Марии Тальони, потому что исторически она как наша Мадонна. После этого были еще великие балерины Фанни Эльслер, Черито, которые приезжали в Россию. Это период, о котором я слышал от моих педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой.

Лейла Шихлинская. Она жила неподалеку от меня, и я встречался с ней практически каждый день. Такая была живая, умная женщина, а какие у нее проникновенные глаза!

Ольга Спесивцева. Мы встретились с ней один раз, когда были с Гилен в Америке, и провели вместе целый день. Спесивцева по-прежнему была красавицей. Однажды я говорил ей о замечательном педагоге Гюставе Рико и она мне сказала: "Он же был моим партнером в Парижской опере! Вы слишком молоды, вы, конечно, не можете помнить тот балет, который я обожала и в котором я танцевала, - "Праздничный вечер" в хореографии Лео Стаатса ." Но я ответил ей, что знаю. И музыку, и хореографию. Я напел ей мелодии из той вариации и показал несколько движений. Она обняла меня и сказала: "Это невероятно! Мы только пять минут назад познакомились, а теперь мы уже так близки, так близки, как в семье!"

О Сергее Филине

Сергей очень меня впечатлил, с первого дня. Глаза его смотрели с таким желанием - он еще не знал, будет роль или нет. Я устраивал просмотр, ходил по классам и хотел, чтобы Сергей попробовал сделать так называемые petit pas в аллегро. Сейчас, может быть, эти маленькие движения немного исчезают, но не полностью - есть балеты Баланчина, например, где по-прежнему нужно делать эти крохотные шаги.

Мы начали пробовать. Чем больше я смотрел на него, тем больше понимал, что именно Сергей должен танцевать премьеру. Когда я на что-то решаюсь, то задолго начинаю думать об этом. Я всегда исхожу из той логики, что важно для самого произведения. В се остальное - зависть и прочие моменты - я оставляю.

Сергей Филин для меня - это подлинное открытие, и каждый раз, когда я смотрю "Ночь фараона" в записи, то восхищаюсь его динамикой, чудесной энергией и всем тем, что он показывает в этом образе.

Сейчас я счастлив с ним встретиться вновь. Он очень много страдал и пережил, все это ("кислотная атака" - прим. ред.) очень несправедливо, но в нем есть такая щедрость, что он сам все простит и возвысится над любыми трудностями.

Именно Сергею пришла в голову идея пригласить меня поставить балет "Марко Спада". Когда я звонил ему в госпиталь, он говорил: "Пьер, я очень надеюсь, что сам смогу это увидеть." Это было так ужасно слышать. Но сейчас он здесь, и, я надеюсь, у него все будет хорошо.

*Сергей Филин исполнил партию Таора в балете "Дочь Фараона" Ц. Пуни в постановке Пьера Лакотта по Мариусу Петипа, став первым ее исполнителем в ГАБТе. Премьера состоялась в 2000 году. - прим. ред.

О балете, который мечтает поставить

В моем воображении, конечно, такой балет есть, но он еще не сделан. Я хочу рассказать историю про женщину, которая благодаря своей страсти становится каким-то уникальным существом. Есть простая женщина, у нее нет никаких амбиций, она совершенно не знает, к чему предназначена. Но потом испытывает шок, который заставляет ее стать сильной, защищать себя, идеалы своей жизни. В конце концов она начинает танцевать лучше всех на свете. Пока, конечно, эта история очень абстрактная.

О друзьях и воспоминаниях

Я хочу описать в книге не всю свою жизнь, но ряд воспоминаний. Истории встреч. Их преподносит судьба - она вдруг сталкивает вас с людьми, которыми вы восхищаетесь, которых любите. Сами вы, возможно, никогда бы с ними и не осмелились встретиться, но случай позволяет вам это сделать. И они становятся вам друзьями. Это просто чудо.

В моей жизни был шанс с подружиться с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Жаном Ануем. И еще была встреча невероятная, с актрисой, которой я действительно восхищался. Я говорю о Вивьен Ли, которая была, наверное, самой замечательной Скарлетт О"Хара. Я часто смотрел, как она играла в театре в Лондоне, мы очень подружились.

О Рудольфе Нурееве

Когда я ставил "Марко Спада", Рудольф уже болел. Это правда. Однажды он подошел ко мне и произнес: я должен сказать тебе кое-что, что еще никому не говорил. Я думал, что он, наверное, сейчас поведает мне о своей болезни. Я посмотрел ему в глаза и спросил: "Рудольф, думаешь, правда нужно? Я тронут, но не будешь ли ты потом жалеть?" Он расхохотался и сказал: "Наверное, ты прав." Это была тайна, но я все знал.

Рудольф Нуреев так хотел танцевать "Марко Спада". Сначала я хотел поставить этот балет для Энтони Доуэлла и Гилен Тесмар, и Римская опера уже это подтвердила. Нуреев тогда танцевал в Нью-Йорке вместе с Гилен в моей вариации "Зильфиды". Однажды вечером он подошел ко мне и сказал: "Хочу пригласить тебя в маленький индийский ресторанчик". Мы пошли туда, у него было прекрасное настроение, и он спросил меня, что я собираюсь делать дальше. Я ответил, что ставлю "Марко Спада" в Римской опере. Нуреев спросил, что это за балет, и я все ему рассказал.

Великолепный балет в трех актах, прекрасная музыка Обера... Потом я обрисовал Рудольфу сюжет и увидел, как у него раскрылись глаза. В какой-то момент Нуреев впал едва ли не в гнев:

Это же для меня роль! Для меня! Почему ты меня не просишь станцевать ее?

Она и правда для тебя. Но тебя никогда нет на месте. Сегодня ты в Лондоне, завтра в Австралии. Как я могу ставить новый балет для того, кого никогда нет?

А если я тебе пообещаю, что там буду? Целый месяц буду с тобой, даже полтора месяца, если хочешь.

Тогда другое дело. Но я хочу быть уверен.

Мы были в ресторане, и на столе лежала бумажка. Рудольф Нуреев написал на ней: "Я обещаю быть с Пьером Лакоттом в течение месяца, чтобы работать над балетом "Марко Спада". Я сказал: "Ладно. Позвоним в Римскую оперу."

Балет "Марко Спада" в постановке Пьера Лакотта можно увидеть в Большом театре с 8 по 16 ноября.

Благодаря прямой телетрансляции через систему спутниковой связи, в тысяче крупнейших кинотеатров мира на специализированных экранах HD и на канале Youtube будет показан трехактный балет «Марко Cпада» в постановке Пьера Лакотта, выдающегося французского хореографа. Главные партии исполнят ведущие солисты Большого театра: Дэвид Холберг (Марко Спада), Евгения Образцова (Анжела), Ольга Смирнова (Маркиза Сампьетри). За дирижерским пультом – Алексей Богород.

Балет «Марко спада, или Дочь разбойника» родился на сцене Парижской оперы: премьера состоялась 1 апреля 1857 года. Интересный спектакль в трех актах и шести картинах поставил великий французский хореограф Жозеф Мазилье на сюжет одноименной комической оперы Даниэля Франсуа Эспри Обера, созданной в 1852 году; либретто написал молодой драматург Эжен Скриб. Забавный балет понравился публике и продержался в репертуаре Парижской оперы относительно долго. Тому способствовал и тот факт, что главные партии исполняли балетные звезды того времени – Каролина Розати (Анжела), Амалия Феррарис (Маркиза Сампьетри) и Люсьен Петипа (Князь Федеричи), старший брат великого хореографа Мариуса Петипа.

15 марта 1981 года на сцене Римской оперы состоялось возрождение балета «Марко Спада». Хореографию, декорации и костюмы сочинил, по мотивам старинного спектакля, Пьер Лакотт, известный специалист по восстановлению забытых спектаклей балетной классики. В частности, 11 лет тому назад он поставил в Большом театре России балет «Дочь фараона». Своим возрождением балет «Марко Спада» обязан Рудольфу Нурееву, который хотел станцевать героя этого спектакля. Эта партия прельщала его забавной двуликостью Марко Спада: то ли разбойник, блистательно разыгрывающий аристократа, то ли аристократ, изящно и ловко разыгрывающий разбойника. В исполнении спектакля участвовали знаменитые французские балерины – Гелен Тесмар (Анжела) и Франческа Зюмбо (Маркиза Сампьетри).

8 ноября 2013 года балет «Марко Спада» в постановке Пьера Лакотта появился на исторической сцене Большого театра России. Теперь, 30 марта, благодаря прямой телетрансляции, которую будет осуществлять французская компания Bell Air Media во главе с Франсуа Дюпля, балетный спектакль Большого театра России увидят во всем мире.

Crédit photo: Дамир Юсупов

Е.Образцова (Анжела) и С.Чудин (Федеричи) Д.Холберг (Марко Спада)

Краткое содержание балета

Действие I – картина 1

Деревенские жители, собравшиеся по случаю свадьбы, жалуются Губернатору Рима на разбой Марко Спады, которого никто никогда не видел, но слухи о его кражах идут по все округе. В деревню приходит драгунский полк. Его командир граф Пепинелли влюбляется в Маркизу Сампьетри, дочь Губернатора, но она помолвлена с князем Федеричи. Неузнанный в толпе Марко Спада опустошает кошельки зевак. Жители в панике. Начинается дождь, все разбегаются, остается только брат Борромео, у которого бандит украл все собранные пожертвования.

Действие I – картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что оказались в доме Марко Спады. Его дочери тоже не известно о воровских делах отца. Пепинелли, который присутствовал, как в доме появились и исчезли подельники Спады, предупреждает Марко, что на его дом напали воры. Но перед удивленными гостями появляется празднично убранный стол и обольстительные красавицы.

Действие II

Марко Спада и Анжела собираются на бал к Губернатору. В этот момент князь Федеричи просит у Спады руки его дочери, но является Борромео и жалуется на бандита, который недавно его ограбил. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успевает его разглядеть. Анжела обо всем догадывается и отказывает князю Федеричи. В досаде он сообщает всем о своей скорой женитьбе на Маркизе, но это вызывает недовольство Пепинелли.

Действие III – картина 1

Пипинелли последний раз объясняется Маркизе в любви, и она выходит к нему в подвенечном платье. Внезапно появляются бандиты и похищаю девушку и графа.

Действие III – картина 2

В окружении своих подельников Марко Спада встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. Она решила жить и умереть вместе с ними. Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Появляется полк солдат, бандиты прячутся в пещере, схватив по дороге Губернатора и Федеричи, но Анжела их спасает. Марко Спада смертельно ранен. Умирая, он сообщает ошеломленным солдатам, что Анжела – не его дочь. Эта ложь спасает её от ареста и казни, и позволяет Князю Федеричи взять её в жены.

Crédit photo: Дамир Юсупов

О.Смирнова (Сампьетри) и И.Цвирко (Пепинелли) Е.Образцова (Анжела)

Большой готов к очередной премьере сезона. Сегодня на исторической сцене главного театра страны станцуют историю благородного разбойника - балет «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера. Постановщиком стал всемирно известный французский хореограф и реставратор забытых шедевров в области балетного искусства Пьер Лакотт. В новой редакции балета либретто и музыка остались прежними, а вот количество танцев увеличилось. На генеральной репетиции спектакля побывали корреспонденты .

Комедийно-романтичную историю разбойника Марко Спада Пьер Лакотт ставил на сценах Рима, Парижа, Монте-Карло. Теперь балет в афише Большого. В Парижской опере, партия была сделана специально на Рудольфа Нуриева. Здесь премьеру танцует Дэвид Холберг. Даже по меркам Большого, балет масштабен. Его репетируют четыре состава исполнителей.

Сергей Филин, вернувшись в театр после долгого лечения, сразу включился в репетиционный процесс. Худрук. сам когда-то танцевал в балете Лакотта «Дочь Фараона». Знает чего стоят его балеты. Настоящее испытание для артистов.

«Это очень трудная мелкая техника, очень много воздушных трюков, - поясняет Сергей Филин. - У мужчин и у женщин сложные партии. Много вариаций».

Вслед за «Дочерью фараона» Лакотт снова сделал роскошный спектакль. Сам хореограф, впервые за много дней, не в репетиционном, а в зрительном зале. Постановку «Марко Спада» считает прекрасной авантюрой, он делал не только хореографию, но и эскизы костюмов и декораций.

«Мне кажется, этот спектакль создан специально для этой труппы, которую я очень люблю, - говорит Пьер Лакотт. - Я добавил несколько танцев, новое па-де-де и новые вариации для главных героев. У Маркизы появились четыре подруги, а у Марко Спада - два друга».

С балетной труппой на сцене ученики московской академии хореографии и тридцать артистов миманса. Здесь не только много массовых сцен, но и пантомимы, за которой с улыбкой наблюдают даже главные исполнители.

«Смотрим на смешную пантомиму, перед глазами Нуриев, интересно, как наши ребята с этим справятся», - говорит прима-балерина балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.

Ольга Смирнова совсем недавно была Татьяной в балете Джона Кренко «Онегин», теперь партия маркизы Сампьетри. Минимум драматизма, максимум аристократизма.

Дэвид Холберг балеты Лакотта никогда не танцевал. Здесь пришлось не только примерить на себя плащ разбойника, но и освоить воровские повадки. Ведь его герой - грабитель.

«Для меня это был вызов, - признается Дэвид Холберг. - Надо было не только освоить мелкую технику танца, где весь акцент на стопы, но и передать характер, а он очень не простой: с одной стороны - аристократ, с другой - грабитель».

На идею «Марко Спада» работали все цеха. Пять смен декораций: пышные вуали, прозрачные тюли, горящие свечи, мраморные колонны, дворцы. Евгения Образцова в партии Анжелики - дочери Марко Спада.

Первоначально Пьер Лакотт сделал эту партию на свою жену, Гэлен Десмар, балерину, тонко чувствующую романтический стиль. Она специально приехала в Москву, чтобы увидеть, как примы Большого будут исполнять партию, в которой когда-то блистала. В которой нужен не только танцевальный, но и актерский дар перевоплощения.

«Героиня в начале аристократична, а в третьем акте видим ее разбойницей - резкая смена характера», - отмечает прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.

В афише Большого уже есть один балет про разбойников - «Корсар». Но конкурентами с «Марко Спада» они вряд ли станут. Слишком разные сюжеты и сами герои. Им придется мирно ужиться на одной сцене - к тому же, Пьер Лакотт подписал эксклюзивный договор с театром, по которому «Марко Спада» будет идти только в Большом.

Новости культуры

"Марко Спада" - б алет в 3-х действиях на музыку Даниэля Франсуа Эспри Обера

В 1857 году Обер переработал оперу "Марко Спада или дочь бандита", написанную в 1852 году, в балет. Автором либретто выступил Эжен Скриб, который до этого написал либретто к одноименной опере.

АКТ 1

Картина 1. Деревня под Римом

Губернатор Рима и его дочь - маркиза Сампитри - присутствуют на свадьбе молодых крестьян. Вся деревня пользуется случаем, чтобы пожаловаться губернатору на кражи, которые совершил Марко Спада. Никто никогда не видел Марко Спада. Никто не может толком описать его. Он с легкостью может затеряться в толпе. А, может, группа бандитов прикрывается под его именем? Приезжает отряд для борьбы с разбойниками под командованием графа Пепинелли. Граф заявляет о своих чувствах к Маркизе. Но она не разделяет их, да и ее отец (губернатор) хочет выдать ее замуж за князя Федеричи.

Появляется Марко Спада со своими сообщниками и начинает с насмешкой читать обвинительные приговоры самому себе, расклеенные по стенам домов. Князь Федеричи успокаивает всех: "Я вооружен". - "Я тоже", - парирует Марко Спада в ответ и продолжает насмехаться. Тем временем брат Борромео собирает пожертвования, якобы на благо прихода. Для Марко Спада это является соблазном, и демонстрируя ловкость рук, он начинает грабить народ, следуя примеру монаха. Крестьяне понимают, что их ограбили. Все пребывают в полной растерянности. Внезапно разражается сильная буря. Губернатор с дочерью ищут место, чтобы укрыться, прежде чем начнется дождь. Брат Борромео остается один. Марко Спада возвращается и обворовывает его, оставляя на память листок, где пишет свое имя: МАРКО СПАДА.

Картина 2. Замок Марко Спада

Губернатор, его дочь и граф Пепинелли заблудились в горах и вышли к замку Марко Спада. Их обнаруживает дочь Спады Анжела (не знающая, чем на самом деле занимается ее отец) и предлагает им комнаты, в которых они могли бы переночевать. Устроив гостей, Анжела открывает окно и слышит звуки гитары, которые раздаются с улицы. Она ловит взгляд Федеричи, который часто пробирается по ночам под ее окна и поет серенады. Анжела не хочет его впускать, но тот настаивает. "Если мой отец узнает, он убьет тебя!" - кричит ему Анжела, на что князь отвечает: "Мне плевать! Пускай твой отец приходит, я хочу встретиться с ним, поговорить, чтобы жениться на тебе!" Вдали слышен стук копыт. "Уходи!"- говорит Анжела и влюбленный неохотно подчиняется. Марко Спада входит в замок через потайную дверь, чтобы дочь его не заметила. На нем элегантный костюм - та одежда, в которой Анжела привыкла видеть своего отца. Огромным сюрпризом становится для него новость о том, кто остановился на ночь в его доме. Его правая рука - дворецкий Геронио, предлагает Спада убить нежданных гостей, на что Марко отвечает отказом - ведь в доме находится его любимая дочь Анжела, и он не хочет, чтобы она об этом узнала. "Позже"- говорит он.

Губернатор благодарит Спада за гостеприимство и знакомит его со своей дочерью и Пепинелли. Он приглашает его с дочерью на прием в своем доме в Риме. Марко Спада отнекивается, но Анжела настаивает, и он дает согласие, принимая во внимание, что теперь Анжелу придеться учить танцевать. Маркиза берется научить ее. Анжела быстро учится. Марко с куражом включается в танец, затем предлагает гостям осмотреть замок.

Пепинелли остается один. Геронио, думая что комната пуста, подает сигнал своим сообщникам. Пепинелли в ужасе прячется за гобеленом, мечтая не попасться на глаза разбойникам. Так же быстро как и появляются, разбойники исчезают через потайные ходы. Появляются солдаты. Пепинелли выбирается из укромного угла, подбегает к окну и призывает их войти. Входит Марко Спада с гостями. Пепинелли пытается рассказать о том, что видел. Утверждает, что дом кишит разбойниками. Но так как он не может пояснить, куда они подевались, губернатор и солдаты не верят ему. Действие заканчивается тем, что над Пепинелли все потешаются, удивляясь его буйной фантазии.

АКТ 2

Картина 1. Дом губернатора

Все готово для великолепного бала. Прибыли Марко Спада с дочерью. Князь Федеричи приветствует их. Отец спрашивает Анжелу кто этот господин. "Он тот, кто хочет на мне жениться", - отвечает Анжела. "В каком страшном сне тебе приснилось, что ты можешь жениться на моей дочери?" - парирует Марко. Отец танцует с дочерью, а Федеричи тем временем готовит речь, чтобы попросить руки Анжелы у ее отца официально. Внезапно входит брат Борромео и начинает рассказывать, как его ограбили, указывая на Марко Спада и утверждая, что точно признал своего грабителя. Марко бледнеет и тянет свою дочь к выходу, но толпа отрезает им пути к отступлению. Наконец зал пустеет. Федеричи смотрит на Анжелу, а Спада все склоняет дочь к бегству. Борромео демонстрирует тот лист бумаги, который вручил ему Марко, когда ограбил - с собственным именем. Спада сзывает своих сообщников, которые схватили и утащили монаха. Анжела понимает, кто ее отец, и отказывается от брака с Федеричи. Тот в отчаянии объявляет гостям о своей помолвке с Маркизой. Пепинелли в шоке от этой новости. Спада уводит рыдающую дочь...

Картина 2. Спальня Маркизы

Пепинелли пытается убедить Маркизу в своей любви. Но она и слушать не хочет, и говорит, что готовится к свадьбе с Федеричи. Внезапно в комнату врываются разбойники. Маркиза с Пепинелли не успевают спрятаться, и разбойники уводят их с собой.

АКТ 3

В лесу на рассвете. В разбойничьей обители сидит Марко Спада и размышляет о своей дочери, пока все в округе пляшут, чтобы его развлечь. Внезапно появляется Анжела в странном наряде и заявляет, что тоже хочет стать разбойницей. Отец отговаривает ее. Толпа подзадоривает Анжелу криками поддержки. Наконец отец, пораженный ее храбростью, обнимает дочь. Появляется Герронио, он тащит Маркизу и Пепинелли. Их заставляют пожениться. Приближается толпа крестьян и разбойники прячутся в укрытие. Входит Федеричи. Он ищет исчезнувшую Анжелу. Разбойники нападают на него в надежде поживиться, но Анжела набрасывается на них с криками, что не позволит это сделать. А если они будут стрелять, то она умрет вместе с Федеричи. Разбойники опускают ружья. Федеричи спрашивает ее, почему она так странно одета и что здесь делает, на что Анжела рекомендует ему поменьше болтать и поскорее бежать отсюда. Федеричи соглашается бежать только с нею вместе.

Раздается шум, разбойники преследуют солдат. В Марко Спада стреляют. Он ранен. Дочь бросается к нему, но он уверяет, что все в порядке. Маркиза сообщает своему отцу, что вышла замуж за Пепинелли. Марко Спада поворачивается к Федеричи и заявляет всем присутствующим: " Я - МАРКО СПАДА, но Анжела не моя дочь. Она из знатной римской фамилии. Пусть выходит замуж за человека, которого любит". Затем он падает на руки Анжеле и умирает. Она с благоговением смотрит на человека, которого считала своим отцом, и благодарит его за последнюю волю, которой он соединил ее с любимым.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры