Чем нас пугает маркиз де Сад? Переживший забвение.

Главная / Измена жены

Об историях Венсенского замка в Париже я писала в постах и . Когда-то этот замок был королевским дворцом, а потом стал тюрьмой, в которой побывали многие знаменитые персонажи французской истории: будущий король Генрих IV, Дидро, Мирабо. Среди знаменитых узников оказался печально известный маркиз де Сад, прославившийся своими извращенными наклонностями, от его имени и появился термин «садист». Его похождения вызвали ужас даже в галантном обществе 18 века, не отягощенном моральными принципами.

В Венсенский замок маркиз де Сад был заключен дважды. Первый раз за святотатство - заключение было недолгим, через несколько дней он был выпущен на свободу. Второй раз маркиз де Сад оказался в тюрьме Венсена за «отравление проститутки и содомию» , это заключение продлилось несколько лет.


Венсенский замок, ставший тюрьмой развратного маркиза

Первый раз маркиза арестовали, когда ему было 23 года.
Как у большинства аристократов галантного века у де Сада был «маленький домик» для свиданий. Однажды он привел в свою обитель проститутку Жанну Тестар, которую собрался выпоротой розгами. Испуганная женщина попыталась убежать, но маркиз не пустил ее. В обмен на свободу, де Сад приказал жрице любви разбить распятье, висевшее на стене рядом с развратными картинками.

На следующий день Жанна немедля сообщила куда следует о святотатстве маркиза, он был арестован и заключен в замок Венсен. Вскоре де Сада выпустили на свободу благодаря ходатайству тещи – мадам де Монтрей, которая была очень влиятельна при дворе.

«Маленькие домики» были традиционным местом любовных свиданий времен галантного века – эпохи свободных нравов, дамы легко отправлялись на встречи с любовниками в уютные особняки… Но «маленький домик» маркиза де Сада получил зловещую репутацию.

Говорили, что маркиз порол, избивал и резал женщин. Тех, кто умирал, не выдержав пыток, он закапывал в саду. Жертвами становились обычные проститутки, простушки-простолюдинки, малоизвестные актрисы, селянки, которые случайно набрели на обитель злодея.

Рене-Пелажи, супруга маркиза, не догадывалась о своеобразных развлечениях своего мужа в «маленьком домике».
Брак де Сада и Рене-Пелажи де Монтрей был долгожданным союзом двух знатных фамилий Франции, маркиз не любил свое жену. Обычно супруги подобных браков жили раздельно, каждый вел свою личную жизнь. В галантном 18 веке это даже не скрывалось. Как рассуждали выгодно женившиеся мужья – пусть супруга придается любовным утехам с кем угодно, лишь бы не с лакеем.


Маркиз де Сад в молодости

Рене-Пелажи любила маркиза и хотела добиться его благосклонности своим кротким нравом и добродетелью, но только вызывала раздражение и неприязнь мужа. Чем больше она пыталась угодить ему, тем больше он злился.
Напрасно мать пыталась вразумить дочь, советуя ей прекратить угождать неблагодарному супругу.


Добродетельная Рене-Пелажи

Вскоре в 1768 году мадам Монтрей снова пришлось спасать «честь семьи». Маркиз избил до полусмерти горничную Розу Келлер, которую для истязания привязал вверх ногами к кровати. Он выпорол несчастную хлыстом, а на раны лил мазь из воска. Маркиз угрожал Келлер убить ее и закопать в саду. Горничной удалось бежать и пожаловаться на мучителя.

Этот случай обсуждали во всех салонах Франции. Маркиза де Дефан так писала о скандальной истории в письме к Горацию Вальполю:
«Он (маркиз де Сад) провел ее по всем комнатам домика и наконец привел на чердак. Там он заперся с ней и, приставив пистолет к груди, приказал раздеться голой, связал руки и начал жестоко сечь. Когда она была вся в крови, он перевязал ей раны и ушел... Женщина в отчаянии разорвала связывавшие ее бинты и выбросилась в окно, выходящее на улицу. Толпа окружила ее. Начальник полиции был уведомлен. Маркиза де Сада арестовали. Он находится, как говорят, в Сомюрской тюрьме.

Неизвестно, что выйдет из этого дела, быть может, этим наказанием ограничатся. Это весьма возможно, так как он принадлежит к числу людей, имеющих влияние».

В другом письме, написанном на следующий день, маркиза де Дефан продолжает рассказ:
«Со вчерашнего дня я узнала кое-что о маркизе де Саде. Местность, где находится его "маленький домик", называется Аркюэль; он сек и резал несчастную в тот же день (3 апреля), а затем полил бальзамом ее раны и ссадины; он ей развязал руки, обернул ее в несколько простынь и положил на хорошую постель. Как только она осталась одна, она тотчас воспользовалась простынями, чтобы спастись бегством через окно; аркюэльский судья посоветовал ей принести жалобу генеральному прокурору и начальнику полиции. Последний распорядился разыскать маркиза де Сада...»


Вариации биографии маркиза (1960е годы)

Некий де Дюлор в своей статье представил историю де Сада еще страшнее.
«Злодей, после совершения своего гнусного преступления оставив эту женщину (Розу Келлер) умирающей, стал сам копать в саду ей могилу; но несчастная, собрав все свои силы, успела спастись, обнаженная, окровавленная, через окно. Добросердечные люди расспросили ее и вырвали жертву из власти разъяренного тигра».

Мадам Монтрей, спасая честь семьи, откупилась от Келлер, заплатив ей 2 400 ливров. Также маркиз получил помилование лично от короля Людовика XV.

Маркиз де Сад возмущался, почему его развлечения вызвали бурное осуждение и скандал. Он напомнил властям о голоде и разорении в стране. «Выпоротый зад уличной девки вызвал больше сожаления, чем толпы, брошенные на голодную смерть» - писал возмущенный маркиз.

Возмущение де Сада вызывали и местные законы - почему во Франции относятся к проституткам слишком бережно? В других странах продажные женщины могут жаловаться на клиента, только если он не заплатил за услуги. После оплаты клиент получает любую власть над телом женщины и может ее избить, проститутка не имеет права пожаловаться. Де Сад злился, что во Франции истязания публичных девок вызывают осуждения.

А вот следующее «Марсельское дело» привело маркиза к многолетнему заключению в Венсенском замке в 1777 году. Маркиза де Сада обвинили в «отравлении и содомии».

Дело началось в 1772 году, когда де Сад жил с семьей в Марселе. Отправив надоевшую добродетельную жену и детей из города, маркиз решил поразвлечься с особым размахом и устроить бисексуальную оргию вместе со своим слугой-любовником Латуром.

Проститутки, с которыми развлекались маркиз и слуга, подали жалобу, что де Сад пытался отравить их. Маркиз часто угощал дам «шпанской мушкой» - сильно действующим наркотиком, вызывающим возбуждение.

Шпанские мушки называли «конфеты а-ля Ришелье». Говорили, что занятой кардинал, дабы не тратить время на ухаживания и соблазнение дамы, просто угощал ее этими наркотическими конфетами.

У одной "жрицы продажных наслаждений" на следующий день после ночи у де Сада начались боли от передозировки. Сообща с напарницами по ремеслу она пожаловалась в местную полицию, что маркиз хотел их отравить.


Арест маркиза

В Марселе шептались, что «какие-то вооруженные негодяи ворвались в публичный дом, силой заставили несчастных женщин съесть отравленные конфекты, что одна из этих женщин в горячечном припадке выбросилась в окно и сильно разбилась, две другие умерли или умирают».

Решение королевского судьи прозвучало так:
«Маркиз де Сад и его слуга Латур, вызванные в суд по обвинению в отравлении и содомии, на суд не явились и обвиняются заочно. Их приговаривают к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, затем их должны препроводить на площадь Святого Людовика с тем, чтобы отрубить де Саду голову на эшафоте, а помянутого Латура повесить на виселице. Тела де Сада и Латура должны быть сожжены, а прах - развеян по ветру» .

Казнь не состоялась – маркиз и его слуга сбежали в Италию (до решения суда они не были арестованы). Перед побегом де Сад устроил в городе прощальную оргию и соблазнил сестру своей жены Луизу, которая потом бежала вместе с ним. Для раскрепощения приглашенных гостей снова были использованы «шпанские мушки».

По письмам современника:
«Нам пишут из Марселя, что маркиз де Сад, наделавший столько шуму в 1768 году по поводу безумных зверств, проделанных им над девушкой, под предлогом опытов с лекарством, только что устроил здесь зрелище, с одной стороны, довольно забавное, но имевшее ужасные последствия. Он дал бал, на который пригласил много гостей, а на десерт были поданы шоколадные конфекты, такие вкусные, что все приглашенные ели их с удовольствием.
Их было большое количество и хватило всем, но оказалось, что это - засахаренные и облитые шоколадом шпанские мушки.

Известно свойство этого снадобья. Действие его было так сильно, что все те, кто ел эти конфекты, воспылали бесстыдной страстью и стали предаваться с яростью всевозможным любовным излишествам.
Бал превратился в одно из непристойных сборищ времен Римской империи: самые строгие женщины не были в состоянии преодолеть страсть, которая их обуяла.
По имеющимся данным, маркиз де Сад овладел своей свояченицей при помощи этого ужасного возбудительного средства и бежал, чтобы избавиться от грозившего наказания.

Бал закончился трагически. Все залы являли собой сплошное ложе разврата. И эта "афинекая ночь" продолжалась, к немалому удовольствию де Сада, до самого утра, когда изнеможенные страстью гости заснули на коврах в самых смелых позах.
Много лиц умерло от излишеств, к которым их побудила яростная похотливость; другие до сих пор совершенно больны».

Этот поступок лишил маркиза покровительства влиятельной тещи. Мадам Монтрей сама стала настаивать на аресте зятя. Потом она простила непутевую дочь Луизу, которая после расставания с маркизом спряталась от гнева родственников в монастыре.

Надолго затаиться маркизу не удалось, начался новый скандал. Маркиз похитил трех сельских девушек, к счастью, об их исчезновении узнали быстро. О развлечениях де Сада знали все, поиски длились недолго. Девушки были спасены.

Скандала добавила история с отцом служанки Катерины Триле (которая стала прототипом Жюстины, героини романа де Сада). Отец требовал де Сада отпустить дочь, которую маркиз удерживал в своем замке. Маркиз любил «Жюстину», но своей своеобразной любовью мучителя. Де Сад отказался расстаться с любимой служанкой, тогда отец решился на самосуд и попытался застрелить злодея, но промахнулся.

Маркиза арестовали спустя пять лет после вынесения приговора, когда он отправился в Париж. По одной из версий – проститься с умирающей матушкой, по другой – отдохнуть от провинциальной скуки в гостях у любовницы.

Приговор был смягчен, казнь заменили на тюремное заключение. Маркиза привезли в замок Венсен. Аристократ, привыкший к шикарным салонам, оказался в жутких тюремных условиях. Обстановка камеры была более чем скромной - кровать, два деревянных стула, засаленный стол со сломанной кружкой.

Самым протежируемым узникам разрешались бумаги для письма и книги, которые тщательно перелистывались и выдавались по одной. Таким узникам была позволительна прогулка по часу в день в саду замка под присмотром тюремщиков.

Начальником тюрьмы был некий де Ружемон, который не заботился о благе заключенных, даже если они принадлежали к знатным фамилиям. Он неплохо наживался, прикарманивая деньги, полученные из казны на содержание арестантов.


Маркиз в тюрьме

Как утверждали современники: «он кормил заключенных только потому, что смерть их ему невыгодна; кислое вино, тухлая говядина, гнилые овощи и по четвергам пироги, почти всегда недопеченные».

Маркиз тяжело переносил заключение.
«Отчаяние овладевает мною. Временами я не узнаю сам себя. Моя кровь слишком горяча, для того чтобы я мог вынести эту ужасающую пытку» - писал он родственникам.

Теща отвечала ему: «Все идет, как и следует по справедливости».


Вариация приключений маркиза в Стамбуле


И на диком западе

Добродетельная жена помогала арестованному мужу несмотря на запреты матери. Благодаря ее стараниям маркизу дали книги, бумагу для письма и разрешили прогулки.

Из письма жены маркизу:
«Я виделась с мсье де Нуар и буду ему надоедать до тех пор, пока не будет исполнено все то, что ты желаешь. Относительно прогулок он сказал мне, что в настоящее время, ввиду обилия заключенных, нельзя их разрешить тебе чаще четырех раз в неделю. Перевести тебя в твою прежнюю комнату - тоже невозможно, так как она занята.
Будь покоен, мой милый, относительно моего присутствия в Париже. Я не уеду из него никуда, даже в Валери, раз это тебе неприятно. Я обещала эту экскурсию твоим детям, но отложу ее до тех пор, когда у нас будет возможность отправиться вместе с тобой».

Однако благодарности в ответ супруга так и не получила.

«Разве ты недоволен, тем, что я тебе прислала? Разве ты не желал ничего в течение этих двух недель? Твое молчание меня убивает , - писала Рене, - Всевозможные мысли лезут мне в голову...»

«А мне в другое место...» - грубо ответил маркиз.

В одном из писем на упрек жены о своем молчании он грубо ответил:
«Вот наглая ложь! Надо быть явным чудовищем, бессовестной потаскушкой, чтобы придумать такую бесстыдную клевету».

В одном из писем жена шутливо пишет, что боится растолстеть и уподобиться «толстой свинье», на что маркиз грубо отвечает:
«Трудно будет ее поворачивать моему заместителю…»

Да, бедная женщина, лучше бы ей и вправду найти «заместителя» и не тратить себя на неблагодарного мужа.

Маркиз и начал выносить эмоции на бумагу, открыв в себе дар писателя. Все его извращенные фантазии обрели литературную форму.

Труды маркиза, написанные в тюрьме:
1785 - 120 дней Содома, или школа разврата / Les 120 journées de Sodome, ou l"École du libertinage (роман)
1788 - Алина и Валькур, или философский роман / Aline et Valcour, ou le Roman philosophique (роман)
1788 - Короткие истории, новеллы и фаблио / Historiettes, Contes et Fabliaux (сборник рассказов)

Своей вины де Сад не признавал.
«Да, я распутник, и признаюсь в этом; я постиг все, что можно постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца».


Стены тюремного замка

Соседом маркиза по заключению оказался граф Мирабо, который записал впечатления от встречи с де Садом, называя его «чудовищем».

Маркиз набросился на Мирабо с бранью, о чем граф рассказывает в письме другу:
«Господин де Сад привел вчера в смятение всю башню и сделал мне честь, позволив себе, без всякого с моей стороны повода - вы, надеюсь, поверите мне - наговорить бесчисленное множество самых резких дерзостей. По его словам, я любимец Ружемона. Все это вследствие того, что мне разрешили прогулку, которую запретили ему; наконец, он спросил у меня мое имя, чтобы, по его словам, обрезать мне уши, когда он будет на свободе. Терпение мое лопнуло…»

В ответ Мирабо резко парировал нападки де Сада:
«Мое имя - имя честного человека, который никогда не резал и не отравлял женщин, я напишу его вам тростью на спине, если вы не будете казнены раньше».

Хотя Мирабо было неловко, что он поскандалил с сумасшедшим, о чем граф говорит другу:
«Если вы меня будете за это бранить - браните, но он способен вывести из себя. Очень печально жить в доме вместе с таким чудовищем».

Вот так в галантном веке происходили конфликты между знатными заключенными.

Больше маркиз не оскорблял Мирабо «замолчал и не раскрыл больше рта» - как отметил сам граф. Да, маньяки боятся тех, кто может дать им отпор.


Граф Мирабо дал отпор маркизу в тюрьме

В Бастилию де Сад был переведен в 1784 году, в Венсенском замке он провел 7 лет.
Ему разрешили встречи с родственниками. Жена приходила к маркизу на тюремные свидания, и он жестоко избивал ее каждую встречу. Верно говорят, палач находит свою жертву. Когда об этих побоях стало известно, маркиза заключили в сумасшедший дом, а жену отправили в монастырь для успокоения нервов. Рене наконец-то прислушалась к доводам родственников и подала на развод.

Освободили де Сада в годы Французской революции, когда ему было 49 лет. Всего маркиз провел в заключении 13 лет. При новой власти тюремные рукописи де Сада были изданы.


Революционное издание "Жюстины" маркиза де Сада

Маркизу благоволило революционное правительство, одобряя его богохульные произведения. Однако вскоре де Сад стал жертвой революционных репрессий, но ему удалось избежать казни.

В годы правления Наполеона финансовые дела маркиза шли неважно, хотя он умудрялся ставить свои развратные пьесы, принимая в них участие. Так маркиз развлекался до самой смерти. В последние годы жизни он написал и серьезные исторические труды о персонажах эпохи средневековья.


Современная экранизация биографии маркиза

Умер маркиз в 75 лет, оставив завещание: «Когда меня засыплют землей, пусть сверху разбросают желуди, чтобы молодая поросль скрыла место моего захоронения и след моей могилы исчез бы навсегда, как и я сам надеюсь исчезнуть из памяти людей».
Но его просьба не была выполнена.

Труды маркиза де Сада, написанные на свободе:
1795 - Философия в будуаре / La Philosophie dans le boudoir (роман)
1799 - Новая Жюстина, или несчастья добродетели / La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu (роман)
1800 - Окстьерн, или несчастья либертинажа / Le Comte Oxtiern ou les Effets du Libertinage (пьеса)
1800 - Преступления любви, героические и трагические новеллы / Les Crimes de l"amour, Nouvelles héroïques et tragiques (сборник из 12 повестей; опубликовано 11; не вошло вступление «Мысли о романе»)
1801 - Жюльетта, или успехи порока / Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice (роман)
1812 - Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe, исторический роман)
1812 - Маркиза де Ганж / La Marquise de Gange (исторический роман)
1814 - Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции, содержащая редкие, прежде неизвестные, а также давно забытые факты, тщательно собранные автором на основании подлинных рукописей на языках немецком, английском и латинском / Histoire secrète d"Isabelle de Bavière, reine de France, dans laquelle se trouvent des faits rares, inconnus ou restés dans l"oubli jusqu"à ce jour, et soigneusement étayés de manuscrits authentiques allemands, anglais et latins (исторический роман)
«Письма вечного узника» - сборник писем.

Мои другие посты на французскую тему

Великая Французская революция 1789-1794 гг. подобно разбушевавшееся морской стихии вынесла вместе с пеной на поверхность такое число гениев и злодеев, что любознательный современник до сих пор не может разобраться в исторических оценках её деятелей. К числу таких загадочных фигур следует отнести Донасьена Альфанас Франсуа де Сада (фр. Donatiтen Alphonse Fran; ois de Sade; 1740-1814), который вошел в историю как Маркиз де Сад- аристократ, философ, писатель. Это самый скандальный пропагандист абсолютной свободы. Свободы, которая не была бы ограничена ни пуританской моралью, ни христианской нравственностью, ни правом. Главная ценность жизни, считал он,- удовлетворение всех своих стремлений.

Гийом Аполлинер(1880-1918) – французский поэт, открывший де Сада (в 1908 году он опубликовал сборник его произведений), выказался о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о Саде было на руку сюрреалистам. Ему отдали дань А. Бретон, нашедший у него "волю к моральному и социальному освобождению», ПольЭлюар, посвятивший восторженные статьи"апостолу самой абсолютной свободы", Сальватор Дали, придающий, по его собственным словам, "в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком".

Известный немецкий сексолог, знакомый с творчеством маркиза де Сада, Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902) назвал сексуальное удовлетворение, получаемое за счет причинения боли или унижений партнеру «садизмом». Позже слово «садист» стали использовать в более широком смысле.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в состоятельной, известной семье 2 июня1740 года в замке Конде в Париже. Отец полковник легкой кавалерии и дипломат, одно время занимавший пост французского посланника в России, мать была фрейлиной принцессы де Конде. У принца был маленький наследник и мать де Сада Мари Элеонор надеялась, что у ребят завяжутся тесные дружеские отношения и будущее Донасьена при дворе будет обеспечено. Но своенравный Донасьен чуть не подрался с наследником, за что был выслан из дворца в Прованс. В пятилетнем возрасте его отправляют на воспитание к дяде аббату де Эбрей. Здесь его обучением занимается Жак-Франсуа Абле, с которым он возвращается в Париж в 1750 году, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе. В 1754 году Донасьен поступает в кавалерийское училище. Принимает участие в Семилетней войне, но военная карьера не сложилась, хотя воевал он достойно.

В 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии и возвращается в Париж. 17 мая этого же года маркиз де Сад женится на старшей дочери Рене-Пелажи президента налоговой палаты господина де Монтрей с благословения Людовика ХV и королевы. Но уже к осени, имея буйный и неукротимый характер (де Сад не смог усидеть дома и вести себя как приличный семьянин) он приобретает дурную славу распутника - волнодумца. Он оказывается в центре многочисленных светских скандалов в увеселительных заведениях и домах свиданий, за что постоянно попадал в поле зрения полиции. Наконец он был заключен в Венсенский замок. С этого времени начинается череда громких скандалов на сексуальной почве. То, маркиз де Сад открыто предлагает известной актрисе вступить с ним в половую связь за 25 луидоров за ежедневное соитие, то вместе со своим слугой Латуром он замешан в истории с четырьмя молоденькими девушками, с которыми они предавались - активной и пассивной флагелляция, анальному сексу, то, устав от затворнической жизни в своем родовом имении Лакост, изнасиловал трёх молодых девушек и т.д. Эти оргии чередуются публичными слушаниями и осуждению, заточению в тюрьмы и помещением в дома умалишенных.

Но аристократ де Сад умудрялся избегать наказания. Находясь в заточении, он добивается условий для занятий литературой, ставит спектакли. В 1779 году Сад закончил работу над своим первым литературным сборником "Диалог между священником и умирающим". Антиобщественное поведение де Сад чередует то с возвращением в кавалерию, откуда уходит в чине полковника, то принимает участие в заседаниях Конвента во время революции, то назначается народным комиссаром по здравоохранению. Но большую часть времени он стал проводить в тюрьмах и психиатрических лечебницах, откуда периодически сбегал и в которые его вновь возвращали. Жена его бросила и постриглась в монахини, двое сыновей потеряли с ним всякую связь. В 1790 году Маркиз де Сад знакомится с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей до последних дней его жизни. Последним пристанищем де Сада стала лечебница Шарантон, где он и умер 2 декабря 1814 года от болезни легких в нищете и забвении.

Пик литературного творчества маркиза приходится на время пребывания в Венсенской тюрьме и позже в Бастилии. Именно здесь в 70-80х годах он закончил роман «120 дней Содома», написал основную часть «Жюстины..», закончил шедевр новеллистики «Евгению де Франваль», многочисленные пьесы и повести. Книги его пользовались огромной популярностью и расходились мгновенно, хотя были запрещены. При взятии Бастилии камера Сада была разграблена, многие рукописи исчезли или были сожжены. В России произведения маркиза де Сада появились с 1785 года и постоянно публиковались в журналах до первой мировой войны. Некоторые произведения скандального автора были экранизированы. Неоднозначно был воспринят фильм П. П. Пазолини «120 дней Содома» (запрещенный в некоторых странах). Режиссер перенес действие в фашистское общество в 1944 год.

При всей неоднозначности и противоречивости творчества сексуального распутника, которое завоевало не столь значительное число сторонников, философия обогатилась новыми интересными аспектами:

Отрицание деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. УМаркиза де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов,

Де Сад также как и Томас Мальтус считает планету перенаселенной и убийство благом для общества,

Наблюдения за поведением человека, с которого сняты все ограничения от социальных до религиозных,

Полное отрицание самого существования бога. А следовательно принципов поведения человека в обществе. Либертинаж - проповедь нигилистической философии, гедонизм.

Маркиз де Сад


Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740–1814) стал одним из символов нашего времени. Садизм отражает суть тысяч преступлений, совершаемых ежедневно в мире с особой жестокостью и половыми извращениями. Одно уже это заставляет присмотреться к данной личности и обдумать явление, которое она воплощает.

Садизмом принято называть патологическое стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. В более узком смысле - получение сексуального удовлетворения, причиняя боль половому партнёру. Но было бы большим упрощением сводить это явление к психическим или сексуальным патологиям.

Маркиз де Сад занимает далеко не последнее место в истории мировой литературы. По проторённому им творческому пути следуют тысячи писателей, пользующихся популярностью, и несчётное число журналистов, газетчиков. В солидной работе П.С. Таранова „Анатомия мудрости. 120 философов" основоположник садизма как явления культуры представлен и незаурядным мыслителем.

В то же время авторы непритязательной книги „Величайшие в мире злодеи" Б. Джонс и Н. Блендфорд завершили главу „Жажда крови" очерком о де Саде. Там сказано: „Философия Гитлера посвящена политике, теория де Сада - человеческой сексуальности, но обе опасны в равной степени, потому что способны превращать обыкновенных мужчин и женщин в монстров".

Таково чудовищное заблуждение тех, кто полагает, будто все беды людей от идей, которые они вычитывают из книг. Можно подумать, что до Гитлера не было на свете великих и жестоких диктаторов, а до маркиза де Сада - сексуальных патологий. Как будто миллионы людей живут по принципу: прочитал - сделал. В таком случае в мире давно наступила бы тишь, гладь да Божья благодать, ибо книг, взывающих к добру и состраданию, больше, чем пробуждающих зло и садизм.

В определённом смысле мы должны быть благодарны таким писателям, как маркиз де Сад и Адольф Гитлер за откровенный рассказ о том, что в той или иной степени характерно для многих людей. Высказанная прямо и честно идеология или психопатология, какими бы ужасными они ни казались, предоставляют возможность для анализа этих явлений и противодействия им.

Выходит, де Сада следовало бы причислить не к величайшим злодеям, как это сделали упомянутые соавторы, а к исследователям и едва ли не благодетелям человечества. Феномен Гитлера тоже не так прост, как часто его представляют, и весьма поучителен.

Писатель-садист родился в знатной и богатой семье графа де Сада (бывшего некоторое время послом в России) и фрейлины принцессы де Конде. С матерью у него с детства сложились неприязненные отношения. Возможно, виной тому был его сверстник, принц, с которым ему поневоле приходилось играть по настоянию матери, несмотря на его высокомерие.

Учился Франсуа де Сад в привилегированном иезуитском коллеже Людовика Великого. Закончив школу лёгкой кавалерии, в 15 лет стал младшим лейтенантом Королевского пехотного полка. Участвовал в Семилетней войне и дослужился до звания капитана кавалерии. Выйдя в 1763 году в отставку, с благословения короля Людовика XV женился на дочери президента налоговой палаты.

Однако тихая семейная жизнь с тайными интрижками на стороне его не устраивала. Маркиза обуревали жестокие страсти. Почему? Можно предположить, что на его психику наложила тяжёлую печать война. Он столкнулся с жестокостью, убийством людей. Не исключено, что доводилось ему и насиловать женщин. Это половое возбуждение было усилено и извращено целым букетом чувств: своевластия, вины, опасности, близости смерти, сатанинской гордости от попрания нравственного закона…

Подобное сочетание личного наслаждения с унижением и страданием сексуальной жертвы обычно не свойственно „простым натурам", тупым и злобным преступникам. Это - привилегия изощрённых, а то и художественных натур. Поэтому так часто сексуальных маньяков трудно распознать.

Могла сказаться и слабая способность к сексуальному возбуждению, частичная импотенция. Поэтому приходилось прибегать к изощрённым злодейским приёмам.

Так или иначе, а маркиз де Сад не мог удовлетворить свои нездоровые страсти в постели с молодой женой. Не прошло и полгода, как за жестокое обращение с девицей лёгкого поведения в доме свиданий он был на 15 суток заточён в башню тюремного замка. Вскоре он получил место королевского генерального наместника в нескольких провинциях Бургундии, а после смерти отца стал владельцем богатых поместий.

Возможно, де Саду доставляло особое удовольствие святотатство в церковные праздники. Так произошло на Пасху 3 апреля 1768 года. Ранним утром на площади Виктуар в Париже маркиз пригласил в свой фиакр Розу Келлер, девицу неопределённых занятий, отвёз в свою виллу, предложил раздеться и начал избивать плёткой-семихвосткой, чередуя пытку с половыми утехами. Смазав раны женщины мазью, он угостил её завтраком и запер в комнате.

Жертва извращенца-сладострастника выпрыгнула в окно и с криками побежала в полицейский участок. На маркиза завели уголовное дело, суд наказал его штрафом и лишением свободы, но через месяц его помиловал король. В 1770 году де Сад вернулся на военную службу, получил чин полковника и вскоре окончательно вышел в отставку. Теперь он увлёкся литературой и театром, ставя в родовом поместье Лакост собственные пьесы.

В портовом городе Марселе он со слугой Латуром посещал девиц лёгкого поведения, занимаясь сексом вперемежку с бичеванием. Однажды четыре проститутки обратились в полицию с жалобами на рези в желудке, обвиняя в отравлении маркиза де Сада и его слугу, которые, помимо всего прочего, потчевали их „возбуждающими конфетами".

По городу поползли зловещие слухи о маньяке, истязающем и убивающем своих любовниц, выпивающем их кровь и поедающем плоть. Якобы в его поместьях раскопаны кости его многочисленных жертв.

Всё это плохо вязалось с внешностью злодея. Вот как описан он в полицейском протоколе: „Человек прекрасно сложённый, с решительным выражением лица, одетый в серо-голубой фрак, жилет и розовые панталоны, со шпагой, охотничьим ножом и тростью в руке". Позже портрет был дополнен уже парижской полицией: „Рост 5 футов 2 дюйма (156 см), нос средних размеров, рот небольшой, подбородок круглый, волосы пепельные, лицо овальное, глаза светло-голубые".

Не дожидаясь ареста и суда, обвиняемые скрылись. Королевский прокурор Марселя присудил маркиза де Сада и его слугу к публичному покаянию на паперти кафедрального собора. После этого маркизу следовало отрубить голову на эшафоте, а Латура повесить. Пожалуй, необычайная строгость приговора объяснялась заочностью наказания. Было устроено торжественное представление: на глазах многочисленных зрителей казнили, затем сожгли чучела обоих преступников.

И на этот раз смертный приговор был отменён. Но и под угрозой сурового наказания маркиз де Сад продолжал свои преступные чудачества. В феврале 1777 года его вновь заточили в Венсенский замок, а позже перевели в Бастилию. В заточении он написал роман „120 дней Содома, или Школа разврата" (1785), повесть „Несчастная судьба добродетели" (1787), новеллу „Эжени де Франваль" (1788)…

„Революция освобождает де Сада, - пишет литературовед Г.В. Якушева. - В 1791 году он публикует роман „Жюстина, или Несчастная судьба добродетели" (2-я редакция), осенью того же года в „Театре Мольера" ставится его драма „Граф Окстиен, или Последствия распутства", с восторгом встреченная публикой, - ведь речь идёт о развращённости высших слоёв общества, ненавидимых и презираемых революционным народом.

Гражданин Сад (а как же иначе! В духе времени он уже отказался от титула) продолжает выступать с чтением или постановками своих пьес, публикацией повестей, романов, сказок, разоблачающих аморализм аристократов. Самый аморальный из них выступает в роли обличителя! Более того, с конца 1790 года он состоит в якобинской секции Пик (Вандомская площадь), назначается комиссаром по формированию кавалерии, затем - членом административной Больничной ассамблеи, проверяющей состояние медицинских стационаров, пишет политические труды (отчёты, предложения, доклады). Наконец, 13 апреля 1793 года Сад становится присяжным революционного трибунала, а затем председателем секции Пик - и есть свидетельства о том, что ему претила жестокость робеспьеровского террора".

В конце 1793 года он вновь попадает в тюрьму. Ему вернул свободу очередной революционный переворот (термидорианский). Он бедствует, ютясь на мансардах, участвуя за мизерную плату в театральных представлениях. Летом 1800 года издаёт памфлет, осмеивая Наполеона, его жену и окружение. Писателя по приказу императора берут под негласный надзор, а в следующем году арестовывают как автора „самого ужасного из всех непристойных романов".

Из тюрьмы его переводят в клинику для душевнобольных. Здесь он ставил свои пьесы и участвовал в них. А главный врач просил перевести его в тюрьму, называя „циником и пьяницей", „предметом всеобщего презрения" и порочным до глубины души.

Перед смертью в конце 1814 года гражданин Сад раскаялся и завещал закопать своё тело в лесу, чтобы следы могилы затерялись так же, как его имя в памяти людей. Его похоронили на парижском кладбище по католическому обряду, а имя и труды его со временем стали пользоваться скандальной популярностью.

Г.В. Якушева пишет:

„Современный читатель находит в романах, повестях, эссе, трактатах, пьесах Сада прежде всего самую яростную критику просветительских идей… Сад утверждал не только наличие, но и необходимость торжества зла во имя наслаждения жизнью наиболее сильных, прекрасных и безжалостных представителей людской породы… И в результате романы Сада, в которых так тяжеловесно, болезненно, причудливо и неправдоподобно смешались кровь, ужас, эротические фантазии, предсмертные стоны, человеческие экскременты и сладострастие, превратились в своеобразную антиутопию господства „сильных" людей, презирающих условности человеческого общежития, жалость и сострадание…

Трудно не заметить при этом, что все злодеи Сада - люди богатые или властные: денежные мешки, дорогие проститутки, церковные иерархи, вельможи, монархи…

Чудовищно гротескные образы Сада имели, однако, источником не только порочную фантазию их автора, но и вполне реальные, легко узнаваемые и даже изысканные прототипы в аристократическом обществе Франции XVIII столетия".

Если бы Сад был только теоретиком, писателем-философом, обличителем развратного французского общества предреволюционной поры, то его личность была бы более понятной. Но ведь он был обуян порочными (с позиций принятой нравственности) страстями и терпел от этого немало страданий. Даже перед угрозой сурового наказания он не мог отказать себе в садистических удовольствиях.

Странно, что имя Сада вошло в научный обиход и стало звучать в названии одной из психопатологий. Словно он был первооткрывателем и наиболее ярким представителем этой аномалии. За многие века до него тираны и злодеи проявляли свои садистические наклонности в большей степени. Любой деспот, которому доставляет удовольствие то, что перед ним унижаются, склоняются в низких поклонах, падают на колени, уничижаются - безусловный садист, хотя и не обязательно сексуальный. То же относится и к тем, кто радуется мучениям другого человека.

По сравнению со многими злодеями маркиз де Сад - просто жестокий ребёнок, не более того. А в своём воображении, в литературных трудах он давал волю причудливой фантазии, смакуя всё то, что принято считать непристойностями, пороками. До сих пор не вполне понятно, можно ли считать де Сада злодеем, преступником или душевнобольным.

Скажем, судя по сведениям, приведённым в справочнике „Сексопатология" (1990), те „вольности", которые позволял себе маркиз в отношениях с женщинами, можно отнести к элементам „полового тиранизма (садизма)", не переходящим „крайних вариантов нормы". Хотя в отдельных случаях он преступал, по-видимому, этот порог. Но и это понятно: стоит только дать себе волю, начать унижать сексуальных партнёров, как со временем это может обрести болезненный характер. Но в случаях с де Садом до серьёзных увечий и, тем более, убийств дело не доходило.

Психиатры склонны считать наиболее распространённой причиной агрессивного поведения при садизме отсутствие в детстве у ребёнка, лишённого материнской любви, чувства привязанности к матери, кормилице или няньке. К феномену де Сада это явно подходит. Тем более что и от сверстника-принца ему приходилось терпеть унижения. Чувство любви у него было приглушено ещё в детстве.

Не исключено, что желание подчинять, унижать других, ощущать своё превосходство и власть проявлялось в нём ещё и в связи с маленьким ростом и внешней женственностью. Таким людям свойственно активное стремление к самоутверждению, порой любой ценой.

Немецкий психолог и психиатр Эрих Фромм (перешедший от иудаизма к буддизму, но не чуждый вульгарной политологии) в книге „Анатомия человеческой деструктивности" сделал такой вывод:

„Садизм (и мазохизм) как сексуальные извращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где эти явления никак не связаны с сексом. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека или животное) и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. Военнопленные, рабы, побеждённые враги, дети, больные (особенно умалишённые), те, кто сидит в тюрьмах, беззащитные цветные, собаки - все они были предметом физического садизма, часто включая жесточайшие пытки. Начиная от жестоких зрелищ в Риме и до практики современных полицейских команд, пытки всегда применялись под прикрытием осуществления религиозных или политических целей, иногда же - совершенно открыто ради увеселения толпы. Римский Колизей - это на самом деле один из величайших памятников человеческого садизма".

Здесь садизм представлен как синоним жестокости, злодейства. А если уже говорить о начальных формах такого явления, то можно было бы вспомнить библейского царя Давида, применявшего специальные механизмы для массового уничтожения пленных, или распятие Иисуса Христа, когда страдания невинного человека доставляли радость толпе.

Странно даже, что Фромм в данном случае не упомянул о популярных в США, а теперь и в РФ жестоких „боёв без правил" и подобных увеселений почтеннейшей публики. Хотя удовольствие от этих зрелищ вряд ли следовало бы относить к садизму. Ведь зрители являются болельщиками или сделавшими ставки, а вовсе не участниками. А то ведь придётся считать садистами всех многомиллионных телезрителей, которых развлекают кровавыми зрелищами в художественной или документальной форме. Здесь перед нами массовое явление, которое ближе, пожалуй, к сатанизму.

Де Сада следовало бы считать глашатаем так называемой сексуальной революции. Он выставил напоказ пороки, свойственные в половой сфере значительному числу людей, но в потаённом виде. Садизм - проявление крайнего индивидуализма, эгоизма, характерного для буржуазного общества. И не случайно маркиз де Сад жил и творил во времена Великой французской буржуазной революции. Принципы - „преумножайте свои капиталы, подавляйте конкурентов!" - вполне отвечают высказываниям Сада. Вот некоторые из них:

„Делайте только то, что вам нравится и приносит наслаждение, всё прочее ерунда". „Эгоизм является первым законом человеческой природы, и прежде всего ему подчинены все непристойные наслаждения". „Мы должны думать только о себе, но ни о ком другом. Человек никоим образом не связан с другими людьми. Тот, кто хочет быть счастлив в этом мире, должен, не раздумывая, отшвырнуть всё, всё абсолютно, что стоит на его пути, и обязан приветствовать всё, что служит или угождает его страстям".

Страсть к обогащению и власти - одна из наиболее пагубных, разрушающих не только душу человека, но и окружающий мир природы. В этом смысле садизм - в толковании Сада - служит философской основой буржуазного индивидуализма. А его основатель был реалистом и откровенным человеком. Понимал, что в обществе господствуют вовсе не самые добродетельные: „Разве мы не видим ежедневно, как люди, лишённые напрочь и чести, и славы, поживают преспокойно роскошной жизнью, недоступной слабым и глупым, несмотря на их рьяную приверженность добродетели?"

Он отвергал принципы морали, принятой в обществе - преимущественно лицемерно или из боязни наказания. Более того, выступал как воинствующий атеист:

„Только слепой не увидит, что любой бог - это скопище противоречий, нелепостей и несоответствующих действительности атрибутов". И ещё: „Ах, как он добр, этот бог моих оппонентов, который творит зло и допускает, чтобы его творили другие, бог, символ высшей справедливости, с чьего благословения невинные всегда угнетены, совершенный бог, который творит только неправедные дела! Согласитесь, что существование такого бога скорее вредно, нежели полезно для человечества и что самое разумное - устранить его навсегда".

Выступил он и как аморалист. По его словам: „Злодейство - великолепное средство разжигания похоти; и чем невиннее жертва, тем большее наслаждение и даже блаженство оно доставляет". Конечно, таковы слова его, а не дела. Человеку свойственно бравировать смелостью своих высказываний. Тем более, когда писатель стремится шокировать публику. Однако эти мысли выражают нечто более серьёзное, чем браваду. Они являются обоснованием сатанизма, служения низменным чувствам, признания ненависти, жестокости и личной воли проявлением духовного могущества.

Спустя полвека после маркиза де Сада французский поэт Шарль Бодлер вознёс такую молитву:
Славен будь, Сатана, славен будь в вышине
Тех небес, где царил ты, и там, в глубине
Преисподней, где, свергнутый, грезишь в молчанье.
Упокой мою душу под древом познанья,
Близ тебя, когда свежей одето листвой -
Новый Храм - заблистает оно над тобой.

Пожалуй, в таком образе искусителя, предлагающего срывать всё новые плоды с древа познания, сатанизм присутствует в отдельных высказываниях де Сада, раскрывающего глубокую, тёмную преисподнюю, подсознательную основу некоторых человеческих чувств и поступков.

Человек с дурной славой, Маркиз де Сад без зазрений совести выворачивал мир наизнанку. Комбинируя философские рассуждения с порнографией, писатель изображал в своих работах сексуальные фантазии с особым упором на насилие, криминальность и богохульство против католической церкви. Его имя привело к рождению таких слов, как "садизм" и "садист"...


Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в Париже (Paris), в замке Коде, 2 июня 1740-го. Его образованием занимался его дядя и преподаватели иезуитского лицея. Выстраивая военную карьеру, де Сад служил в драгунском полку и участвовал в Семилетней войне. В 1763-м он начал обхаживать дочь богатого магистрата, отец которой выступил против свадьбы, но устроил брак со своей старшей дочкой Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. В 1766-м маркиз отметил открытие частного театра в его замке и пережил кончину отца.

Долгие годы потомки де Сада клеймили его жизнь и работу как ужасное постыдство, нуждающееся в сокрытии. Такое отношение не менялось вплоть до середины 20-го века, пока граф Ксавье де Сад не вернул себе звание маркиза, надолго вышедшее из употребления, на своих визитках. Он же проявил особый интерес к "божественному маркизу", легенды о котором были запретной темой в семье Ксавье. Многие рукописи распутника-вольнодумца находятся в университетах и библиотеках, другие – бесследно исчезли в 18-19 вв. Многие отцовские труды были уничтожены по наущению его сына Донатьена-Клода-Арманда.



Де Сад вел свободное и скандальное существование, неоднократно покупая для жестоких утех проституток и сексуально эксплуатируя своих рабочих, мужчин и женщин, в своем замке в Лакосте (Lacoste). Его обвиняли в богохульстве, тяжком преступлении в то время. Он крутил интрижку с Анной-Проспер, сестрой своей жены, и любовница проживала прямо в его замке. Несколько проституток пожаловались на жестокое обращение со стороны Донасьена, и полиция начала вести наблюдение за аристократом-садистом. Его несколько раз арестовывали на короткие сроки, в том числе держали в замке Сомюр, пока в 1768-м не взяли под стражу в его же замке в Лакосте.

Первый серьезный скандал вспыхнул на Пасху в 1768-м, когда де Сад оплатил сексуальные услуги вдовы-нищенки Розы Келлер, подошедшей к нему за подаянием. Он сорвал с женщины одежду, бросил на софу и связал ей руки и ноги. Маркиз отхлестал свою жертву, излил горячий воск на полученные раны и избил Розу. Процесс повторился по кругу семь-восемь раз, пока бедняжка не смогла ускользнуть от него через окно.

В 1772-м произошел неприятный эпизод в Марселе (Marseille). Де Сад со своим лакеем Латуром поднялись в комнату, где находилось несколько проституток, согласно протоколу, занявшихся с маркизом анальным сексом и флагелляцией. Они не смертельно отравились конфетами со шпанской мушкой (на то время считавшейся вредным для здоровья афродизиаком), как и позднее еще одна девица, которой маркиз предлагал заняться содомией.

Пострадавшие с болью в желудке обратились в полицию, и виновников заочно приговорили к смертной казни. Донасьену должны были отрубить голову, Латура – повесить. Преступникам удалось сбежать, в Италию (Italy), куда маркиз прихватил и сестру своей жены. Мужчин поймали, заключили в тюрьму в крепости Миолан в конце 1772-го, оттуда они совершили побег через четыре месяца.

Впоследствии укрываясь в Лакосте, де Сад воссоединился со своей супругой, ставшей соучастницей его деяний. Он содержал группу молодых рабочих, большинство из которых жаловались на жестокое сексуальное обращение и покидали хозяина. Маркиз был вынужден укрыться в Италии повторно. В период затишья он написал книгу "Voyage d"Italie". В 1776-м, по возращению в Лакост, распутный философ взялся за старое. В 1777-м отец одной из нанятых де Садом сотрудниц отправился в замок с требованиями выдать ему дочь и попытался выстрелить в маркиза в упор. Оружие дало осечку.

В этом же году Донасьен под предлогом навестить свою больную мать, которая на самом деле давно почила, выехал в Париж. Его задержали и заключили в Венсенский замок. Маркиз успешно обжаловал свой смертный приговор в 1778-м, но оставался под стражей, согласно приказу о внесудебном аресте (lettre de cachet). Рецидивист вновь сбежал, и вновь его поймали. Он возобновил писательскую деятельность и познакомился с другим невольником, графом Мирабо, также марающим листы эротической прозой. Несмотря на общий интерес, отношения между мужчинами закончились лютой неприязнью.

В 1784-м Венсенская тюрьма закрылась, и де Сада перевели в Бастилию. 2 июля 1789-го он, как сообщается, выкрикнул толпе на улице из своей камеры "Они убивают здесь заключенных!", чем спровоцировал волнения. Через два дня его доставили в психиатрическую лечебницу в Шарантон (Charenton), недалеко от Парижа. Несколько дней спустя, началось главное событие французской революции – штурм Бастилии.

В 1785-м де Сад буквально за месяц написал роман "120 дней Содома, или Школа разврата", о четырех богачах-развратниках, решивших посредством оргий испытать наивысшее сексуальное блаженство. Аморальный эксперимент заканчивается изощренными пытками и всеобщим убийством. Вольная экранизация романа, "Сало, или 120 дней Содома" 1975-го режиссера Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), переносит в фашистскую республику Сало, в 1944-й.

В 1790-м маркиза выпустили из психушки, после того как новое Учредительное собрание отменило внесудебные аресты. Супруга де Сада получила развод. Пребывая на свободе, Донасьен, начиная с 1790-го, анонимно опубликовал несколько своих книг. Он встретил брошенную мужем Мари Констанс Ренель, бывшую актрису и мать шестилетнего сына, и оставался вместе с ней всю оставшуюся жизнь.

Разъяренная толпа разгромила и разграбила имение де Сада в Лакосте в 1789-м, из-за чего тот переехал в Париж. В 1790-м он был выбран членом Национального конвента, где представлял крайне левый сектор. Донасьен написал несколько брошюр, призывающих к осуществлению прямого голосования. Есть предположения, что он стал жертвой жестокого обращения со стороны своих коллег-революционеров из-за своего аристократического происхождения.

В 1801-м Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) приказал посадить анонимного автора провокационных романов "Жюстина, или Несчастная судьба добродетели" и "Жюльетта, или успехи порока". Де Сада арестовали в офисе его издателя и заключили в тюрьму без суда и следствия. Из первого места заключения, где Донасьен якобы пытался совратить молодых сокамерников, его перевели в суровую крепость Бисетр.

В 1803-м Де Сада объявили сумасшедшим и перевели в приют в Шарантоне. Его бывшая жена и дети согласились оплачивать его содержание. Вместе с ним разрешили проживать Мари Констанс Ренель. Глава приюта позволил маркизу поставить несколько пьес, где актерами стали заключенные, на потеху парижской публике. В 1809-м новым приказом де Сада определили в одиночную камеру и отняли у него пишущие инструменты и бумагу.

Похотливый философ вступил в сексуальные отношения с 14-летней Мадлен Леклерк, дочкой служащего в Шарантоне. Интрижка продлилась около четырех лет, вплоть до самой смерти де Сада в 1814-м. В своем завещании маркиз запретил вскрывать его тело, велел продержать в камере нетронутым 48 часов, а затем поместить в гроб и похоронить. Его череп был извлечен из могилы для френологической экспертизы.

Маркиз де Сад признавал только деление на властителей и господ. Отрицал существование Бога и моральных норм и правил. Признавал убийство лучшим способом разрешения вопросов с перенаселением и нехваткой ресурсов. Наконец, считал жестокие и гнусные желания естественными, базовыми элементами человеческой природы.

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740-1814) принадлежал к французской аристократии. Его отец был наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. До получения этого титула он некоторое время был послом Франции в России. Мать Донасьена была фрейлиной принцессы де Конде. Сам Донасьен в детстве имел честь играть с принцем, получил хорошее образование, окончив в знаменитый колледж д’Аркур. Затем он поступил в военное училище. В 1755 году в звании лейтенанта королевского пехотного полка принял активное участие в разгоревшейся в ту пору Семилетней войне. Сражался храбро, как и подобает дворянину хорошего рода, и в 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии.

Ему оставалось лишь выгодно жениться и провести остаток жизни в светских увеселениях и заботах о благе семьи, чтобы повторить путь большинства родовитых дворян Франции.

Однако, все сложилось совсем иначе.

В дело вмешались две стихии: собственный нрав самого Донасьена Альфонса Франсуа де Сада и Великая Французская революция.

… «Где мы? Здесь только одни окровавленные трупы, дети, вырванные из рук матерей, молодые женщины, которым перерезают горло в заключение оргии, кубки, наполненные кровью и вином, неслыханные пытки, палочные удары, жуткие бичевания» -- так писал о произведениях де Сада литературный критик XIX века Жюль Жанен.

Сын маркиза после его смерти позаботился о том, чтобы его бумаги были сожжены, так ужаснуло его чудовищное содержание текстов, написанных отцом.

О романе де Сада «Жюстина» говорили, что прочитав лишь одну его страницу, ни одна девушка уже не будет так же чиста, как прежде.

Все его романы повествуют об инцестах, совращениях невинных девиц, чудовищных пытках и извращениях.

Это – литература. А что же было в реальной жизни маркиза?

Вся его биография – это череда буйных скандалов и тюремных заключений. Он женился на дочери господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Вскоре после свадьбы де Сад устроил настолько буйную вечеринку в публичном доме, что был на некоторое время выслан из Парижа. После этого были и попытки изнасилования каких-то актрисок или куртизанок, и угощение гостей странными конфетами, содержащими модный в ту пору афродизиак – шпанских мушек. Наглотавшись этого лакомства, гости начинали вести себя весьма вольно, предаваясь разнообразным сладострастным забавам.

Собственно, первый серьезный арест последовал именно по обвинению в содомии, которая тогда была уголовно наказуемым преступлением.

Де Сад бежал и был казнен заочно: на одной из центральных площадей города было сожжено его чучело. Какое-то время де Сад скрывался в родовом замке, ухитрился совратить младшую сестру своей жены, которая некоторое время разделяла с ним его образ жизни. Даже скрываясь от преследований, де Сад все равно время от времени попадал в истории то с попытками изнасилования, то с какими-то девицами, которых он порол плетками.

Наконец, его теща добилась его ареста, и де Сад был помещен сначала в Венсенский замок, а затем переведен в Бастилию. В тюрьме он провел больше десяти лет.

Именно в заключении он и начал писать. Он написал в этот период «Диалог между священником и умирающим», «Евгению де Франваль», «120 дней содома» и другие, не менее замечательные вещи.

По странной иронии судьбы, де Сад оказался едва ли не единственным узником, который томился в Бастилии к моменту начала Французской революции. Когда в городе начались беспорядки, он крикнул из окна, что здесь, в Бастилии, заключенных избивают и мучают, что стало одной из причин штурма замка восставшим народом.

Освободившись, де Сад принимает активное участие в революционном движении, становится членом различных комитетов, публично зачитывает свои воззвания, посвященные мученикам революции, публикует новые романы, в том числе и «Жюстину». Эта страница его жизни завершается арестом и ожиданием казни. Гильотины ему удалось избежать лишь потому, что в Париже случился переворот 9 термидора, и приговор просто не успели привести в исполнение.

Последние годы де Сад провел в нищете и забвении, а дни свои он завершил в лечебнице для душевнобольных. В историю культуры он вошел как писатель и философ, исповедующий отрицание Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. Собственно, итог его жизни – это яркий пример того, к чему приводит подобная мораль.

Чего в его биографии больше – чудовищного или жалкого – судить сложно.

Очевидно одно: Донасьен Альфонс Франсуа де Сад не был садистом в том смысле, в каком это слово может понять человек, прочитавший хотя бы одно из его произведений. Никаких изощренных пыток, жутких умерщвлений и тем более, инцестов и детоубийств на его совести нет. Он, как говорят современные cеkcопатологи, знакомые с его произведениями, безусловно, страдал cekcуальным расстройством, которое сводилось к тому, что в ситуации, когда партнерша не сопротивляется, он оказывался импотентом. Вступить в половой акт он мог лишь насилуя, причиняя, и сам испытывая боль. Стегать плеткой служанок, безусловно, нехорошо, но едва ли в этом смысле де Сад был более жесток, чем многие другие дворяне, которые предавались таким развлечениям, даже не подозревая, что у них вскоре появится медицинское название «садизм».

Собственно, именно своеобразию своих литературных текстов де Сад обязан тем, что вошел в историю, как «первый садист». В этом смысле даже немного обидно за Калигулу, Нерона, Генриха VII Тюдора, испанского короля Фердинанда II и прочих правителей, сладострастная жестокость которых переходила все границы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры