Что красота спасет мир. Знаменитые афоризмы Достоевского

Главная / Измена жены

Сидорин Иван

Сочинение посвящено теме прекрасного в мире. Автор сочинения рассуждает о прошлых эпохах развития человечества, о прекрасных картинах художников, музыкальных шедеврах известных композиторов и великих литературных произведениях и том, что должны оставить современники в памяти потомков, какие достойные творения, воспевающие красоту мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала понять, что есть красота. Это слова Ф.М. Достоевского из романа "Идиот", которые, как правило, понимаются буквально, вопреки авторскому толкованию понятия "красота".

В романе эти слова произносит восемнадцатилетний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: " Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет красота? Господа, закричал он, громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен, давеча, только, что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином. Князь осматривал его внимательно и не ответил ему".

Ф.М.Достоевский был далек от собственно этических суждений - он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа - создать образ "положительно прекрасного человека". Именно поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина "князь Христос", тем самым говоря нам о том, что князь должен походить на Христа человеколюбием, добротой, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать. Поэтому красота, о которой говорит князь и сам Достоевский - это есть сумма нравственных качеств "положительно прекрасного человека". Такое толкование характерно для писателя. Он считал, что люди могут быть прекрасны и счастливы, что зло не может быть нормальным состоянием души, что каждый в силах от него избавиться. И тогда люди будут направляться лучшим, что есть у них в душе. И мир будет спасен, и спасет его именно такая красота. К сожалению, в одночасье этого не произойдет - нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от зла и обращается к добру, начинает его ценить.

Эммануил Кант, немецкий философ, говорил, что "прекрасное - это символ морального добра". Достоевский развивает эту же мысль. Если в романе "Идиот" он пишет, что красота спасет мир, то в романе "Бесы" заключает, что "некрасивость убьет...", то есть злоба равнодушие, эгоизм растлевает душу. Это одна из моих точек зрения.

Существует, кроме духовной, так же и материальная красота. Этой красотой являются шедевры искусства, деятельности человека: музыка, литературные произведения, изобразительное искусство. Из поколения в поколение улучшается качество исполнения, меняются стили, происходит своеобразная модернизация культуры.

К большому сожалению, в наше время, по крайней мере, у нас в стране, количество ценителей, любителей искусства достаточно мало, относительно "западного мира". Это может быть по нескольким причинам.

Одной из них, на мой взгляд, является недостаточное воспитание с самого детства. В России это довольно распространенный случай, так как после перестройки и других тяжелых времен, родители далеко не всегда задумываются о том, как воспитать из ребенка культурно, образованного человека. Это происходит из-за того, что родители в первую очередь заботятся о возможности прокормить семью, заработать больше денег. Это, конечно же, правильно, но не стоит забывать о том, что может из этого получиться. Ведь без родительского воспитания, ребенок будет воспитываться улицей, а это приводит не к самому лучшему результату.

Возьмем, например, музыку. Я считаю, что в нашей стране довольно не скоро начнет развиваться новая, качественная или просто хорошая музыка, так как в русском менталитете, воспитании уже заложено отрицание всего нового, и чтобы что-то прижилось, нужно очень много времени. Другие же нации открыто и с интересом воспринимают появление на сцене новых музыкантов, стилей, новой инициативы в музыке. В большинстве западных стран ежегодно появляется огромное количество новых артистов, исполнителей, и у них на все это есть спрос. А в России, где не поставь,- "Ласковый май", нигде не ошибешься. Спрос на "Белые розы" был, есть и будет. И такая музыка уродует нашу культуру.

Второй причиной является слабый организационный процесс. Особенно в нашем любимом городе Пенза. На сегодняшний день в нашей стране не приветствуются, не спонсируются, не организовываются никакие мероприятия, связанные с демонстрацией новых течений в музыке, живописи, так как это никому не нужно, кроме исполнителей того или иного вида творческой деятельности. Именно это тормозит культурное развитие.

Очень важным является еще и то, что сейчас даже люди, потратившие долгие годы, на получение творческой специальности, совершенно не ценятся в современном мире, зарабатывают гроши. И, конечно же, многие теряют в этом смысл, так как понимают, что не смогут материально содержать даже себя, не говоря уже о большой семье. Многие профессии, связанные с культурой уже изживают себя. Такие как библиотекари, которые являются проводником высокой литературы в массы, особенно в каких-то отдаленных от большой цивилизации районах. Это в первую очередь происходит из-за того, что наша молодежь превратилась в абсолютно не читающую. Ну и с появлением всемирной паутины надобность ходить в библиотеки пропала.

Или же, например, музыканты. На данный момент у них тоже довольно сложная ситуация, многие талантливые и очень интересные исполнители и группы не могут пробиться на большие площадки и, как следствие, остаются в неизвестности.

Все это очень сильно влияет на людей. Это отбивает у них надобность культурно развиваться, так как подавляющее большинство помешано на деньгах, а получив творческую профессию, обеспечить себе достойную жизнь очень сложно.

Складывается такая картина, в которой материально и экономическое устройство мира подавляет распространение духовной красоты и не дает полной возможности достижения высоких ее идеалов.

Сегодня культура представляет собой маленькое деревце, которое можно закатать в асфальт и ничего не оставить на его месте, или же помочь вырасти ему в большой дуб.

Точно так же цивилизация может сплотиться ради того, чтобы дать шанс всем росткам духовности слиться в единую мощную силу и вывести цивилизацию на высококультурный уровень развития.

Когда мы представляем прошлые эпохи развития человечества, перед нашими глазами встают прекрасные картины художников, музыкальные шедевры известных композиторов и великие литературные произведения. Так же и мы должны оставить в памяти наших потомков достойные творения, воспевающие красоту мира.


Всем известная топ-модель еще 20 лет назад ввела в моду «диету IV». Именно ею пользуются половина красавиц с обложек глянцевых журналов. Суть диеты- 400 калорий в день, что является нормой для пятилетнего ребенка. Подобная диета может привести к сильному истощению организма. А именно это и произошло с моделью. Ее коронная фраза «Меньше чем за десять тысяч долларов я даже с постели не встану» теперь приобрела совершенно другой смысл.

«Лимонадная диета», пожалуй, одна из самых вкусных процедур для похудения и простого очищения организма. Так предпочитают поддерживать себя в форме американские модели.

Но голливудская звезда отдает должное суповой диете.

«Все элементарно: садясь на эту диету, я отказываюсь от других видов пищи в сторону овощного супа, благодаря которому организм насыщается необходимыми витаминами и клетчаткой. Если времени на суп нет, то мне помогает овощной салат, а перед салатом за 20 минут нужно съесть яблоко: оно содержит пектиновые вещества, которые создают ощущение сытости», - советует Джоли.

Красавица - голливудская актриса с русскими корнями признается в любви к морепродуктам.
«Я очень люблю морепродукты, поэтому с удовольствием ем отварную рыбу и морскую капусту».

Всем известно, что морепродукты богаты витаминами и полезны для здорового функционирования организма. И конечно же питаясь морепродуктами вес не набирается, а постепенно будет снижаться.

Неотразимая и всегда молодая выбрала довольно своеобразную и даже немного странную диету на основе гликемического индекса. Как предписывают правила звездной диеты, в рационе Шерон в основном преобладают продукты зеленого цвета, иногда можно перекусить продуктами желтого цвета, а вот красные продукты - очень редкие гости на столе голливудской звезды. Поскольку красный цвет является цветом опасности и он совсем не желателен.

Кое-кто считает, что спорт несравнимо лучше влияет на вес и самочувствие в отличие от диет. Отличный способ похудеть и не изнурять свой организм диетами - спорт. Именно так похудела . Актриса очень известна своими постоянными изменениями в весе для своих ролей. То она играет милую и неуклюжую толстушку, то роковую красавицу. Актриса занималась йогой и постоянно посещала тренажерный зал. Для роли в фильме «Чикаго», Рене регулярно ходила в гимнастический зал.

Какую диету мы бы не выбрали, главное помнить, что важно быть не только красивой, но и здоровой!

По материалам пресс-релиза

Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. 1929 год Государственная Третьяковская галерея / DIOMEDIA

«Красота спасет мир»

«Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра-сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер-ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере-сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

«Идиот» (1868)

Фразу о красоте, которая спасет мир, произносит второстепенный персонаж — чахоточный юноша Ипполит. Он спрашивает, действительно ли так говорил князь Мышкин, и, не получив ответа, начинает развивать этот тезис. А вот главный герой романа в таких формулировках не рассуждает про красо-ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста-вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за-пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж-дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце-нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота», однако, мы находим отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию.

Позже, в романе «Братья Карамазовы», герои снова заговорят о силе красоты. Брат Митя уже не сомневается в ее спасительной силе: он знает и чувствует, что красота способна сделать мир лучше. Но в его же понимании она обладает и разрушительной силой. А мучиться герой будет из-за того, что не понимает, где именно пролегла граница между добром и злом.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Преступление и наказание» (1866)

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал какой-нибудь «Напо-леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо-жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „про-рок“, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожа-щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..» Этот образ Раскольни-ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо-творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9-11). . Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз-ский полко-водец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Марме-ладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми об-стоя-тельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний моно-лог; через сотни и тысячи слов он наконец-то дошел до самой сути. Зна-чи-мость этой фразе при-дает не только хлесткая формулировка, но и то, что даль-ше про-исходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длин-ных ре-чей: Досто- евский оставляет ему только короткие реплики. О внут-ренних пере-живаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с призна-нием на Сен-ную пло-щадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объ-яснений автора. Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал глав-ный вопрос.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

«…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Знала ль ты это, или нет? Ну, а я вот знаю, что я мерзавец, подлец, себялюбец, лен-тяй».

«Записки из подполья» (1864)

Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит пе-ред проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай зву-чит в качестве доказате-льства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как ме-рило достатка впервые появ-ляется у Достоевского в «Бедных лю-дях». Вот как рассказывает о сво-ем материальном положении герой романа Макар Девушкин:

«А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно».

Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:

«Что же; не пив чаю, не умрешь с голода! Проживу как-нибудь! <…> Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений тре-бует по крайней мере 40 р. денег. <…> В эту сумму я не включаю таких по-треб-ностей, как, например: иметь чай, сахар и проч. Это и без того необ-ходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке, или в та-кую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно забо-леть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю».

Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот за-ни--------мал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пош-лин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6-7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что го-до-вое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рас-считать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.

«Если Бога нет, то все позволено»

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри-мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло---действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при-з-нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Братья Карамазовы» (1880)

Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступ-ле-нии и нака-зании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Рас-коль-ни-ков; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Иппо-лит, а род-ствен-ник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обе-щанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравст-вен-ных законов. Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом дру-гие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Раки-тин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все по-зво-лено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате-льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста-вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста-ет в тео-рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого-борче-скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво-лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо-тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

«Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»

Возлю-бить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невоз-можно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стре--мится и по закону природы должен стремиться человек».

Из записной книжки (1864)

Маша, или Мария Дмитриевна, в девичестве Констант, а по первому мужу Исаева, — первая жена Достоевского. Они поженились в 1857 году в сибирском городе Кузнецке, а потом переехали в Центральную Россию. 15 апреля 1864 го-да Мария Дмитриевна умерла от чахотки. В последние годы супруги жили отдельно и мало общались. Мария Дмитриевна — во Владимире, а Федор Ми-хай-лович — в Петербурге. Он был поглощен изданием журналов, где среди про-чего публиковал тексты своей любовницы — начинающей писательницы Апол-линарии Сусловой. Болезнь и смерть супруги сильно поразили его. Спустя несколько часов после ее смерти Достоевский зафиксировал в записной книжке свои мысли о любви, браке и целях развития человечества. Вкратце суть их такова. Идеал, к которому нужно стремиться, — это Христос, единст-венный, кто смог пожертвовать собой ради других. Человек же эгоистичен и не спо-собен возлюбить ближнего своего как самого себя. И тем не менее рай на земле возможен: при должной духовной работе каждое новое поколение будет лучше предыдущего. Достигнув же высшей ступени развития, люди откажутся от бра-ков, потому что они противоречат идеалу Христа. Семейный союз — эгоисти-ческое обособление пары, а в мире, где люди готовы отказыва-ться от своих личных интересов ради других, это не нужно и невозможно. А кроме того, раз идеальное состояние человечества будет достигнуто лишь на последней стадии развития, можно будет перестать размножаться.

«Маша лежит на столе…» — интимная дневниковая запись, а не продуманный писательский манифест. Но именно в этом тексте намечены идеи, которые потом Достоевский будет развивать в своих романах. Эгоистичная привя-занность человека к своему «я» найдет отражение в индивидуалистиче-ской теории Раскольникова, а недостижимость идеала — в князе Мышкине, назы-вавшегося в черновиках «князь Христос», как пример самопо-жертвования и смирения.

«Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш»

«Допетровская Россия была деятельна и крепка, хотя и медленно слага-лась политически; она выработала себе единство и готовилась закре-пить свои окраины; про себя же понимала, что несет внутри себя драго-ценность, которой нет нигде больше, — православие, что она — храни-те-льница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Хри-стова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других на-ро-дах. <…> И не для захвата, не для насилия это единение, не для унич-тожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдох-нуть после их бесчисленных вековых страданий… <…> Само собою и для этой же цели, Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш…»

«Дневник писателя» (июнь 1876 года)

В 1875-1876 годах российскую и иност-ранную прессу наводнили идеи о захвате Константинополя. В это время на территории Порты Оттоманская Порта, или Порта, — другое название Османской империи. одно за другим вспыхи-вали восстания славянских народов, которые турецкие власти жестоко подав-ляли. Дело шло к войне. Все ждали, что Россия выступит в за-щи-ту балканских государств: ей предсказывали победу, а Османской импе-рии — распад. И, ко-нечно, всех волновал вопрос о том, кому в этом случае доста-нется древняя византийская столица. Обсуждались разные варианты: что Константинополь станет международным городом, что его займут греки или что он будет частью Российской империи. Последний вариант совсем не устраивал Европу, зато очень нравился российским консер-ваторам, которые видели в этом в первую очередь политическую выгоду.

Вол-но-вали эти вопросы и Достоевского. Вступив в полемику, он сразу обвинил всех участников спора в неправоте. В «Дневнике писателя» с лета 1876 года и до вес-ны 1877-го он то и дело возвращается к Восточному вопросу. В отличие от кон-сер-ваторов, он считал, что Россия искренне хочет защитить единовер-цев, осво-бодить их от гнета мусульман и поэтому, как православная держава, имеет исключительное право на Константинополь. «Мы, Россия, действите-льно необ-ходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его», — пишет До-стоевский в «Дневнике» за март 1877 года. Писатель был убежден в особой хри-стианской миссии России. Еще раньше он развивал эту мысль в «Бесах». Один из героев этого романа, Шатов, был убежден, что русский народ — это народ-богоносец. Той же идее будет посвящена и знаменитая , опубликованная в «Дневнике писателя» в 1880 году.

В самом понятии красоты кроется некоторая непрактичность. Действительно, в нынешние рациональные времена на первый план нередко выступают более утилитарные ценности: власть, достаток, материальное благополучие. Для красоты порой места совсем не остается. И лишь по-настоящему романтические натуры ищут гармонию в эстетических наслаждениях. Красота вошла в культуру давно, но от эпохи к эпохе содержание этого понятия менялось, отходя от материальных предметов и обретая черты духовности. Археологи до сих пор находят при раскопках древних поселений стилизованные изображения первобытных красавиц, отличающиеся пышностью форм и простотой образов. В эпоху Возрождения стандарты красоты менялись, находя отражение в художественных полотнах именитых живописцев, поражавших воображение современников. Сегодня представления о человеческой красоте формируются под влиянием массовой культуры, насаждающей жесткие каноны прекрасного и безобразного в искусстве. Времена идут, красота призывно смотрит на зрителей с экранов телевизоров и компьютеров, но спасает ли она мир? Иногда складывается впечатление, что в большей степени ставшая привычной глянцевая красота не столько сохраняет мир в гармонии, сколько требует все новых и новых жертв. Когда Федор Михайлович Достоевский вкладывал в уста одного из героев романа «Идиот» слова о том, что мир спасет красота, он, конечно, не имел в виду красоту физическую. Великий русский писатель, по всей видимости, был далек и от отвлеченных эстетических рассуждений о прекрасном, поскольку Достоевского всегда интересовала красота духовная, нравственная составляющая человеческой души. Та красота, которая, по задумке писателя, должна привести мир к спасению, в большей степени относится к религиозным ценностям. Вот и князь Мышкин по своим качествам очень напоминает хрестоматийный образ Христа, полный кротости, человеколюбия и доброты. Героя романа Достоевского никак нельзя упрекнуть в эгоизме, а способность князя сострадать людскому горю нередко переходит границы понимания со стороны простого обывателя. По мнению Достоевского, именно этот образ воплощает в себе ту духовную красоту, которая по сути своей есть совокупность нравственных свойств положительного и прекрасного человека. Нет смысла спорить с автором, поскольку при этом придется ставить под сомнение систему ценностей очень большого числа людей, придерживающихся сходных взглядов на средства спасения мира. Можно лишь добавить, что никакая красота – ни физическая, ни духовная – не в силах преобразовать этот мир, если она не подкреплена реальными делами. Прекраснодушие превращается в добродетель лишь тогда, когда оно деятельно и сопровождается не менее красивыми поступками. Именно такая красота спасает мир.

«...что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Так писал поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Красота спасет мир». А крылатая фраза, вынесенная в название, известна практически каждому человеку. Она наверняка не раз касалась ушек прекрасных женщин и девушек, слетая с уст очарованных их красотою мужчин.

Это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. В своем романе «Идиот» писатель наделяет мыслями и рассуждениями о красоте и о ее сути своего героя - князя Мышкина. В произведении не указано, как сам Мышкин говорит о том, что мир спасет красота. Эти слова принадлежат ему, но звучат они опосредованно: «Правда, князь, — спрашивает Мышкина Ипполит, — что мир спасет "красота"? Господа, — крикнул он громко всем, — князь говорит, что мир спасет красота!» В другом месте романа во время встречи князя с Аглаей та говорит ему, как бы предупреждая: «Слушайте, раз навсегда, если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасет красота", то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно говорю!»

Как понять известное высказывание о красоте?

«Красота спасет мир». Как высказывание? Этот вопрос вам может задать школьник любого возраста, независимо от класса, в котором он обучается. И каждый родитель ответит на этот вопрос совершенно по-своему, абсолютно индивидуально. Потому что красота воспринимается и видится для каждого различным образом.

Всем, наверное, известно высказывание о том, что можно смотреть на предметы вместе, а видеть их совершенно по-разному. После прочтения романа Достоевского внутри образуется чувство некоторой неясности того, что же есть красота. «Красота спасет мир», - Достоевский произнес эти слова от имени героя как свое собственное понимание способа спасения суетливого и бренного мира. Тем не менее, автор дает возможность ответить на этот вопрос каждому читателю самостоятельно. «Красота» в романе представляется как неразгаданная загадка, сотворенная природой, и как сила, способная свести с ума. Простоту красоты и ее утонченное великолепие видит и князь Мышкин, он говорит, что в мире много вещей на каждом шагу столь прекрасных, в которых их великолепие может увидеть даже самый потерявшийся человек. Он просит посмотреть на ребенка, на зарю, на траву, в любящие и смотрящие на вас глаза.... Действительно, сложно представить наш современный мир без загадочных и внезапных природных явлений, без притягивающего как магнит взгляда любимого человека, без любви родителей к детям и детей к родителям.

Чем же тогда стоит жить и в чем черпать свои силы?

Как представить мир без вот этой чарующей красоты каждого жизненного мига? Это просто невозможно. Существование человечества немыслимо без этого. Почти каждый человек, занимаясь повседневным трудом или любым другим обременяющим делом, не раз задумывался, что в привычной жизненной суете, как бы неосторожно, почти не заметив, пропустил что-то очень важное, не успел заметить красоту моментов. Все же красота имеет некое божественное происхождение, она выражает истинную сущность Создателя, давая возможность каждому приобщиться к Нему и быть подобным Ему.

Верующие люди постигают красоту через общение посредством молитв с Господом, через созерцание сотворенного Им мира и через совершенствование своей человеческой сути. Конечно, понимание и видение красоты христианином будет отличаться от привычных представлений людей, исповедующих другую религию. Но где-то между этими идейными противоречиями все же есть та тонкая ниточка, соединяющая всех в одно целое. В таком божественном единстве тоже таится молчаливая красота гармонии.

Толстой о красоте

Красота спасет мир... Толстой Лев Николаевич высказал свое мнение по этому поводу в произведении «Война и мир». Все явления и предметы, присутствующие в окружающем нас мире, писатель мысленно разбивает на две основные категории: это содержание или форма. Деление происходит в зависимости от большего преобладания в природе предметов и явлений этих элементов.

Писатель не отдает предпочтение явлениям и людям с присутствием в них главного в виде формы. Поэтому в своем романе он так отчетливо демонстрирует нелюбовь к высшему свету с его навсегда установленными жизненными нормами и правилами и отсутствие симпатии к Элен Безуховой, которую, согласно тексту произведения, все считали необыкновенно красивой.

Общество и общественное мнение не оказывают никакого влияния на его личное отношение к людям и жизни. Писатель смотрит на содержание. Это важно для его восприятия, и именно это пробуждает в его сердце интерес. Он не признает отсутствия движений и жизни в оболочке роскоши, зато безгранично любуется несовершенством Наташи Ростовой и некрасивостью Марии Болконской. Опираясь на мнение великого писателя, можно ли утверждать, что мир спасет красота?

Лорд Байрон о великолепии красоты

Для другого знаменитого, правда, Лорда Байрона, красота видится как пагубный дар. Он рассматривает ее как способную соблазнить, опьянить и совершить с человеком злодеяние. Но ведь это не совсем так, красота имеет двойственную природу. И нам, людям, лучше замечать не ее пагубность и коварство, а жизнетворящую силу, способную оздоравливать наше сердце, разум и тело. Ведь во многом наше здоровье и правильное восприятие картины мира складывается в результате нашего прямого психического отношения к вещам.

И все же, спасет ли красота мир?

Наш современный мир, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей... Мир, в котором есть богатые и бедные, здоровые и больные, счастливые и несчастные, свободные и зависимые... И что, вопреки всем невзгодам, мир спасет красота? Возможно, и так. Но понимать красоту надо не дословно, не как внешнее выражение яркой природной индивидуальности или ухоженности, а как возможность делать красивые благородные поступки, помогая этим другим людям, и как смотреть не на человека, а на его красивый и богатый по содержанию внутренний мир. Очень часто в своей жизни мы произносим привычные нам слова «красота», «красивый», или же просто «красиво».

Красота как оценочный материал окружающего мира. Как понять: «Красота спасет мир» - в чем смысл высказывания?

Все интерпретации слова «красота», являющегося первоначальным источником для других образованных от него слов, наделяют говорящего необычной способностью практически простейшим образом оценивать явления окружающего нас мира, умением восхищаться произведениями литературы, искусства, музыки; желанием высказывать комплименты другому человеку. Столько приятных моментов, скрытых лишь в одном слове из семи букв!

У каждого свое понятие красоты

Безусловно, красота понимается каждым индивидуумом по-своему, и каждое поколение имеет свои критерии красоты. В этом нет ничего плохого. Всем давно уже известно, что благодаря противоречиям и спорам между людьми, поколениями и нациями, может родиться только истина. Люди по своей природе абсолютно различны в понятиях мироощущения и мировосприятия. Для одного хорошо и красиво, когда он просто опрятно и модно одет, для другого плохо зацикливаться только на внешнем виде, он предпочитает развивать свой и повышать интеллектуальный уровень. Все то, что каким-то образом относится к пониманию красоты, звучит из уст каждого, исходя из его личного восприятия окружающей действительности. Романтические и чувственные натуры чаще всего восторгаются явлениями и предметами, созданными природой. Свежесть воздуха после дождя, осенний лист, упавший с веток, огонь костра и чистый горный ручей - все это красота, которой стоит постоянно наслаждаться. Для более практичных натур, опирающихся на предметы и явления материального мира, красота может заключаться в результате, например, заключенной важной сделки или выполнения определенного ряда строительных работ. Ребенка несказанно порадуют красивые и яркие игрушки, женщина обрадуется красивому ювелирному изделию, а мужчина увидит красоту в новых литых дисках на его машине. Кажется, одно слово, а сколько понятий, сколько различных восприятий!

Глубина простого слова «красота»

Красоту также можно рассматривать и с глубинной точки зрения. «Красота спасет мир» - эссе на эту тему может быть написано каждым абсолютно по-разному. И мнений о красоте жизни будет уйма.

Одни люди действительно считают, что мир держится на красоте, а другие скажут: «Красота спасет мир? Кто сказал вам такую глупость?» Вы ответите: «Как кто? Русский великий писатель Достоевский в своем знаменитом литературном произведении "Идиот"!» А вам в ответ: «Ну и что, может быть, тогда красота и спасала мир, сейчас же главное другое!» И, возможно, даже назовут, что именно для них главное. И все - доказывать свое представление о прекрасном не имеет смысла. Потому что вы можете, видите это, а ваш собеседник в силу своего образования, социального статуса, возраста, пола или другой расовой принадлежности никогда не замечал и не задумывался о наличии красоты в том и или другом предмете или явлении.

В заключение

Мир спасет красота, а мы, в свою очередь, должны суметь спасти ее. Главное - это не разрушить, а сохранить данную Создателем красоту мира, его предметов и явлений. Радуйтесь каждому мгновению и возможности видеть и чувствовать прекрасное так, как будто это ваш последний жизненный миг. И тогда у вас даже не возникнет вопроса: «Почему красота спасет мир?» Ответ будет ясен как само собой разумеющееся.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры