Что такое харакири? Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами.

Главная / Измена жены

(яп. 腹切り) является одной из форм ритуального самоубийства и означает «вспарывать живот». Однако слово «харакири» имеет и более символический смысл.

Собственно говоря, Самураи не выдумывали обряд харакири . История его началась значительно раньше, у племен, населявших Японские и Курильские острова. Помните тех самых (アイヌ ?), также называемый Aynu, Айно (アイノ), и в исторических текстах Ezo (虾夷), с которыми самураи долго и ожесточенно воевали? Именно айны и внесли свой скромный вклад в сознание самураев. Еще М. М. Добротворский подробно описал обряд Айнов, заключавшийся в разрезании брюшной полости (Пере) и напоминавший самурайское Харакири. В каком-то смысле у айнов это было ритуальное жертвоприношение. Человеческое жертвоприношение совершали во имя верховных божеств земли и воды. О чем-то подобном сохранились упоминания в древних японских хрониках. Есть там сведения и о погребении людей живыми вокруг могил императоров, в фундаментах мостов, замков, искусственных островов и т. д. Такие жертвы называли «Хито Басира».

Но чем же было для самурая Харакири, столь часто упоминаемое в «Кодексе Бусидо»?

По сути, «Бусидо» являлось не чем иным, как кодексом смерти: каждый буси, а уж тем более идеальный, должен быть готов к трагическому финалу своей жизни. Зарождалось харакири как простой акт самоуничтожения на поле боя: ибо в руки врага попасть живым было еще страшнее. В статье «Джайнизм и Самураи» С. В. Пахомов вполне справедливо подчеркивает: «Да, жизнь великолепна — но она прекрасна лишь в своих мимолетных набросках, эскизах, а не как долговременная и благоустроенная мирная длительность человека. Тогда жизнь Самурая показывает вечное стремление убежать от самого себя в сторону смерти».

Стоит напомнить, что на самурайское сознание в значительной степени повлиял дзен-буддизм. А согласно данному учению, огромное значение приобретает брюшная полость человеческого тела. Самураи Японии все, как один, считали, что все человеческие жизненные силы, распологаются в животе и занимают срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более гармоничному развитию человека.

Вот и возникли в японской речи устойчивые выражения, связанные с «хара», то есть животом. Например, человек, предлагающий другому быть откровенным в разговоре, говорит: «хара о ваттэ ханасимасё», что переводится как «давайте поговорим, разделяя хара», то есть открыв живот. А слово «харагинатай» означает и «грязный живот», и «подлый человек с низкими устремлениями». Тот, кто всегда полон решимости, приведет в спокойное состояние свой Хара (живот), - это называется Хара-О Кимэру. Тот, кто сердится, у того Хара поднимается кверху - «Хара-О Татэру».


Важное место японские отводят «искусству хара», или «харагэй». Под подобным искусством подразумевается процесс общения людей на расстоянии на интуитивном уровне. Сами понимаете, что вскрытие живота, или хара, являлось для самурая открытием своих сокровенных и истинных намерений. Хотя сами они склонны были употреблять слова «сеппуку» или «каппуку», то есть вспарывание живота. Это было символикой духовного свойства, нежели простым самоубийством.

И к символическому этому деянию человека готовили с детства. С самых юных лет ребенка учили не только жизни, но и смерти. Опытные наставники в специальных школах объясняли будущим буси, как надо начинать и доводить до конца сеппуку, сохраняя при этом достоинство до самого последнего момента жизни. Многим известен уникальный случай Харакири одного семилетнего мальчика, сына самурая, который совершил перед наемными убийцами самоубийство, подосланными к его отцу, но по ошибке убившими другого человека. При опознании трупа мальчик, желая спасти жизнь родителя, выхватил меч и молча распорол себе живот. Преступников это вполне устроило, и они сочли свое дело сделанным.

Суть Харакири состояла в демонстрации чистоты и незапятнанности собственных помыслов. Такое отношение к жизни и смерти наиболее ярко продемонстрировано в классическом японском эпосе. В «Повести о Великом мире» описывается не больше и не меньше как 2640 случаев Харакири. Очень характерно для самураев соединить поэзию и смерть: перед сеппуку самурай садится и пишет «песнь смерти». Из жизни следует уйти красиво. Особенно если верный самурай уходит вслед за своим господином.


Известные люди, которые сделали Харакири:

Минамото но Tametomo (1139-1170)
Минамото но Yorimasa (1106-1180)
Минамото но Есицунэ (1159-1189)
Азаи Nagamasa (1545-1573)
Ода Нобунага (1534-1582)
Такеда Katsuyori (1546-1582)
Шибата Katsuie (1522-1583)
Ходзе Ujimasa (1538-1590)
Сен но Рикю (1522-1591)
Тории Mototada (1539-1600)
Сорок семь Ronin (1703)
Ватанабэ Казани (1793-1841)
Танака Shinbei (1832-1863)
Takechi Hanpeita (1829-1865)
Yamanami Кэйсукэ (1833-1865)
Byakkotai (группа 16-17 летних воинов Айдзу-хан в 1868)
Сайго Такамори (1828-1877)
Ноги Maresuke (1849-1912)
Чаджиро Хаяси (林忠次郎) (1879-1940)
Korechika Анами (1887-1945)
Takijirō Ониси (1891-1945)
Юкио Мисима (1925-1970)
Деде Фортин (1962-2000)
Исао Inokuma (1938-2001)

« » говорит:

«Бусидо - это Путь воина - что означает смерть.
Когда встает выбор по какому пути идти, выбирай тот, который неизбежно ведет к смерти.
Не рассуждай! Нацель мысль на свой путь, который ты предпочтешь, и иди!

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются

Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.

Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.

Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи , хотя по сути это практически одно и то же.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Фото сеппуку

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Жанр Самураи

02Дек

Что такое сэппуку (харакири)

Сэппуку (менее формально Харакири ) – это форма ритуального самоубийства, которая практиковалась среди самураев и даймё (элита среди самураев ) в Японии.

Как правило, самоубийство заключалось в разрезании живота коротким мечем, что в свою очередь считалось мгновенным освобождением духа самурая и переход к загробной жизни.

Само слово «сэппуку» происходит от слов «сэцу » — «вырезать » и «фуку » — смысл «живот ».

Харакири или сэппуку? В чем разница?

Сэппуку – это сугубо ритуальное самоубийство, так сказать красивая смерть для элиты. Харакири , это фактически тоже самоубийство, только лишенное различных ритуалов и условностей.

Почему самураи совершали сэппуку (харакири).

Самураи совершали ритуальные самоубийства по целому ряду причин. В соответствии с бусидо, самурайским кодексом поведения, мотивы для самоубийства могут заключать в себе личный стыд из-за трусости в бою, стыд за бесчестный поступок, совершенное предательство или потеря спонсорства от даймё.

Часто самураи, которые потерпели поражение в бою, но остались живы, совершали самоубийство ради восстановления собственной чести.

Стоит отметить, что это влияло не только на репутацию самого самурая, но и на всю его семью и их положение в обществе.

Ритуал сэппуку (харакири).

Самой распространенной формой сэппуку был один горизонтальный разрез живота. После чего, если позволяли обстоятельства. Друг или слуга самурая совершающего сэппуку, избавлял последнего от страшных предсмертных мучений с помощью ритуального отсечения головы. Следует отметить, что даже этот процесс обезглавливания имел определенные значение. Удар мечем, должен был быть проведен мастерским образом, так что бы осеченная голова упала вперед, но все, же осталась висеть на лоскутке кожи (не упала на пол).

Были и более болезненные варианты сэппуку, когда нужно было делать 2 разреза, вертикальный и горизонтальный или в виде буквы «Х».

Сам ритуал и приготовление к нему, это очень тонкая и сложная восточная тематика. Человек, готовящийся к сэппуку, по судебному решению или собственному выбору готовился к смерти очень основательно. Самурай одевался в красивую одежду, после чего садился на специально постеленную ткань. Там он писал стихотворение о смерти, после чего открывал верхнюю часть кимоно и наносил себе смертельный удар в живот.

Обычно, ритуал сэппуку (харакири) проводился перед зрителями, которые становились свидетелями последних моментов жизни самурая и процесса восстановления его чести.

Совершали ли женщины сэппуку?

Да, ритуальное самоубийство не было исключительно мужским «делом». Многие женщины из класса самураев совершали самоубийство в том случаи, если их муж погиб в бою. Так же известны случаи, когда женщины, заканчивали жизнь при помощи сэппуку, находясь в осажденном замке, таким образом, они избавляли себя от участи быть изнасилованной, когда замок падет.

Особенность японского языка такова, что находясь с китайским в разных языковых группах, японский унаследовал китайскую иероглифическую письменность. С течением времени видоизменили ее, подстроили под себя, а в период с VIII по X вв. создали две азбуки: хирагану и катакану. Так, вариантов прочтения иероглифов тоже появилось два: верхний и нижний. Верхнее произношение иероглифа означающего «внутренности» и «вспарывать» - это «сэппуку» («seb-puku»), а нижнее – «харакири» («hara-kiri»). Разумеется, присутствует существенное смысловое различие: харакири – это более общий термин, обозначающий обыкновенное самоубийство, совершенное холодным оружием; это прочтение употребляется также в переносном смысле, например, для обозначения суицида террористов-смертников. Чтение «сэппуку» - это «книжный», высокий стиль, это понятие сугубо ритуальное самоубийство, исполненное с соблюдением всех обрядов в соответствии с многовековыми традициями.

Ритуальное самоубийство практиковалось еще 2000 лет назад на Японских и Курильских островах, а также в Манчжурии и Монголии. Изначально его осуществляли исключительно по своей воле. Спустя несколько столетий начинают практиковать ритуальные самоубийства по приказу. Начиная с XVI века, сэппуку получило широкое распространение среди японской военной аристократии. В Японии не существовало , и было лишь два вида наказания: телесные – за мелкие нарушения, и смертная – за все остальные виды преступлений. Применять телесные наказания к самураям было запрещено, поэтому для них оставалась лишь . И это был единственный способ смыть позор.

Безусловно, представляет интерес, сэппуку осуществляется путем вспарывания . Этот жест символизировал обнажение души. Зачастую самоубийство осуществлялось и в знак протеста, если был несогласен с предъявленными ему обвинениями. Вспоров себе живот, он словно демонстрировал свою невиновность, отсутствие в его душе греха, тайных умыслов. Кроме того, способ лишения себя жизни является наиболее болезненным, а стало быть почетным, поскольку требовал недюжинной храбрости и мужества. Женщины из самурайских семей также должны были знать все тонкости обряда сэппуку, поскольку для них не суметь при необходимости покончить с собой тоже было бы позорным.

Наконец, если говорить об орудиях самоубийства, то применялись, как правило, вакидзаси (малый самурайский меч), специальный нож или деревянный меч. Рана должна была быть точной и неглубокой, чтобы не повредить позвоночник. Совершать сэппуку нужно было, не теряя лица и не издавая ни единого стона. Высшим проявлением самурайского духа было сохранить улыбку на лице. И более того – были известны случаи, когда

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры