Что значит жить по представлению мцыри. В чём смысл жизни Мцыри? (Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")

Главная / Измена жены

Что значит «жить» для Мцыри. Одна из характерных и важных черт произведений романти­ческой литературы - это тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтический поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рас­сказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Цент­ром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.

Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объе­му частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монасты­рем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное со­держание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена опи­санию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.

Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступле­ние повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монас­тыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни ге­роя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме цент­ральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь де­лится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни. Настоящая жизнь Мцыри прекрати­лась с того самого момента, как он оказался пленником и был за­брошен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его осла­бел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только фи­зическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, про­водит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а мед­ленно умирает.

Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убе­гает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику- монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хо­чешь знать, что делал я на воле? Жил…». Оказывается, что по-на­стоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей. Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней про­сыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказы­вается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из па­мяти Мцыри, и с шести лег он хранит и лелеет их в сердце. Они ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и горных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.

Жизнь для Мцыри - это не простое прозябание, а непрерыв­ное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни, стремление к победе, к достижению мечты.

Для Мцыри «жизнь» - это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего един­ства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть ко­торую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».

Жить для романтического героя - это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое един­ство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять цен­ность И значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.

Фильченкова Наталья

Для написания сочинения ученица использовала дополнительный материал. В сочинении много цитат из текста, по пунктам плана сделаны собственные выводы.Образ Мцыри раскрыт полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение

В чём смысл жизни Мцыри?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

План

I . В чём смысл поэмы «Мцыри»?

II. В чём смысл жизни Мцыри?

1).Жизнь Мцыри в монастыре.

А). Какие взгляды монаха Мцыри отвергает?

Б). К чему стремился Мцыри?

В). Почему он называл монастырь тюрьмой?

2).Жизнь Мцыри на воле.

А).Общение с природой.

Б).Воспоминания Мцыри об отцовском доме.

В). Что значит жить для Мцыри?

Г). Встреча с прекрасной грузинкой.

Д). Борьба за жизнь.

Е). В чём трагедия Мцыри?

Ж). Раскаялся ли Мцыри перед смертью в своих

Стремлениях и поступках?

III. Заключение.

1).В.Г.Белинский о Мцыри.

2).Моё отношение к Мцыри.

Поэма М.Ю Лермонтова «Мцыри» направлена против религиозной морали и монашеской неволи. Смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу, самоотверженность, словом, все те качества, которые присущи герою.

Главный герой поэмы – юноша, проживший свои детские годы в неволе. Зовут его Мцыри. На исповеди он спорит с монахом и говорит ему:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Из этих строчек мы видим, насколько велика любовь Мцыри к жизни. Но далее следует:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Можно сделать вывод: все стремления Мцыри были направлены к одной светлой мечте – к свободе, к той прекрасной мечте, ради которой он отдал жизнь. Он спрашивает у старика:

…ты меня от смерти спас –

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

Мцыри уверяет старого монаха, что никакими силами нельзя подчинить волю и чувства свободолюбивого горца. Никак нельзя заставить его отречься от мира, который влечёт его к себе своими чудными загадками природы. Жизнь раба для маленького кавказца – всё равно что тюрьма. Он не мог смириться с жестоким пленом, разлукой с родиной, и поэтому им руководила страсть по родной земле, но он никогда не помышлял о мести людям, разлучившим его с родной Грузией. Мечтая о родине, он был одинок среди людей, а это самое страшное для человека, тем более для ребёнка.

И вот, когда Мцыри убегает из монастыря и остаётся наедине с природой, ему кажется, что он понимает голоса птиц, угадывает думы тёмных скал, слышит спор между грудою камней и горным потоком, словом, понимает природу, её чувства. Не найдя единомышленников среди людей, он общается с природой. И ему кажется, что она его понимает. Описывая природу, поэт хочет, чтобы читатель представил себе живописные картины Кавказа.

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Наблюдая прекрасные пейзажи, Мцыри услышал неведомый голос, который говорил ему, что в этих краях находится его родной дом. И постепенно перед ним всё яснее проходили картины детских лет. Он представлял то отца в одежде боевой, то юных сестёр, склонившихся над его колыбелью, то живые картины родного аула. И чем подробнее он представлял себе всё это, тем сильнее нарастало его желание вернуться домой.

Жить для Мцыри – это значит быть свободным и независимым. Он признаётся, что его жизнь без этих трёх дней была бы мрачнее бессильной старости монаха.

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри счастлив, потому что он мог познать счастливые минуты соединения с природой. Мцыри очарован красотой прекрасной грузинки. От всех этих неизведанных чувств он теряет сознание. Очнувшись, юноша видит, как девушка удаляется от ручья, и сравнивает её со стройным тополем. И ещё больше ему захотелось в ту неведомую страну.

В борьбе с барсом Мцыри проявляет мужество и самоотверженность. Ведь он боролся не только за свою жизнь, но и за свою свободу, то есть, за свою мечту. Он открывает в себе такие качества, как находчивость, смекалку, необыкновенную силу горца, доставшуюся ему по наследству. Он уверен в том, что, если бы не рука судьбы, он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Победив барса, забыв о боли, он идёт навстречу мечте. Но… опять потрясение. Юноша понимает, что потерял направление и вернулся к монастырю. Неужели ради этого он боролся с барсом, ради этого бродил по колючим зарослям? Неужели после того, когда его мечта была почти исполнена, он должен вернуться в монастырь? Когда он услышал звон колоколов, ему показалось, что этот звон выходит у него из груди, как будто кто-то железом ударяет ему в сердце. И тогда герой понял страшную правду: ему на родину не вернуться никогда. Что может быть страшнее этой мысли для Мцыри?

Юноша сравнивает себя с темничным цветком, который пересадили в соседство роз, где он и умер от дневного света. Но даже перед смертью Мцыри просит похоронить его в саду на том месте, откуда виден Кавказ. Мы видим, что в своих мечтах и стремлениях молодой горец не раскаялся и верен своей мечте. Пройдя такой трудный и непосильный путь, Мцыри не хочет изменить свои взгляды. В этом и есть трагедия свободолюбивого юноши: прожив настоящей жизнью три дня на свободе, он снова попадает в монастырь и …умирает, так как не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы.

В.Г.Белинский, рецензируя поэму «Мцыри», отозвался так о её герое: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Меня Мцыри привлёк своим мужеством, смелостью, упорством. В самые трудные моменты своей жизни он не покоряется судьбе и идёт навстречу мечте.

М. Ю. Лермонтов исповедывался в своих произведениях, рассказывая об изгнанниках, он косвенно писал о себе.

Эпиграф к поэме "Мцыри" ("Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю"), по-моему, означает, что главный герой за всю свою жизнь очень мало жил по-настоящему, то есть так, как представлял он себе жизнь.

Я считаю, что Мцыри под словом "жизнь" понимал, прежде всего, свободу, тревоги, простор, борьбу, постоянное пребывание на грани между жизнью и смертью, правильной и неверной дорогой, между молнией и лучом солнца, между мечтой и реальностью, юностью и вечностью. Но всего этого он испытал настолько мало

("Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог..."), что и могила его "не страшит".

Очень затрагивают воспоминания Мцыри о безмятежном детстве, о семье, играх, рассказах о древних временах. Ясно, что родина по-своему дорога для героя. Но, вдумавшись, понимаешь, что, рано или поздно, он всё равно отказался бы от своего "мирного дома" ради познания ответов на свои вопросы ("...узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы...")

Обретя, наконец, свою трёхдневную свободу, Мцыри наслаждается природой, грозой, с которой ведёт долгожданную игривую борьбу, наслаждается животными, которых видит и которых не боится ("...порой в ущелии шакал кричал и плакал, как дитя, и, гладкой чешуёй блестя, змея скользила меж камней, но страх не сжал души моей: я сам, как зверь был чужд людей и полз, и прятался как змей.")

Мцыри наслаждается мгновеньями, проведёнными в наблюдении за молодой грузинкой, сном, в котором вновь видел её ("...и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь...")

Не совсем понятно мне поведение героя в бою с барсом. Первым, что я отметила в нём - это жестокость, жажда крови, борьбы, жажда победы. Но зверь не был изначально настроен на бой ("Сырую кость он грыз и весело визжал; то взор кровавый устремлял, мотая ласково хвостом, на полный месяц...", "Врага почуял он и вой протяжный, жалобный как стон, раздался вдруг..."). Тем более, Мцыри убивал барса ради самоутверждения, уверенности в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".

Вернувшись в знакомый аул, Мцыри чувствует бессилие, горечь позора жалости монахов ("...и вашей жалости позор...") Всё сильнее ощущая сердцем эту горечь, Мцыри умирает, его "томит предсмертный бред", и, забываясь, он чувствует свободу, покой, любовь и заботу к себе, чувствует то, чего так не хватало ему в жизни. Умирая, герой повести ещё раз подчёркивает, что ему сейчас, как никогда, дорого внимание родных, свобода, уют родного, "мирного дома". Но Мцыри не винит в своей кончине никого. Он просто засыпает ("И с этой мыслью я усну, и никого не прокляну!..").

Ход урока

Слово учителя (часть 1, слайд №1)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании. Она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»

Главная задача нашего урока – ответить на вопросы:

Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(эти проблемные вопросы записаны на доске. Учитель предлагает ученикам записать в тетради дату, тему урока - проблемные вопросы).

Цели урока: (слайд №2)

На уроке мы с вами попытаемся

Ответить на вопросы, записанные на доске;

Познакомиться с историей созданной поэмы;

Закрепит навыки рассуждения на литературную тему;

Повторит основные художественные приемы;

Раскрыть содержание нового литературного понятия «монолог-исповедь».

Начнем наш урок с проверки домашнего задания , которое в основном было дано индивидуально и прозвучит в течение всего урока.

Итак, 1-е задание . Историческая справка. История создания поэмы «Мцыри». (Презентация, слайды № 3-12).

Напоминаю, сюжет поэмы . Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря, неизбежная смерть героя.

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыры, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя о трех днях, проведенных на свободе.

Следующее домашние задание поможет нам понять, как жил Мцыри в монастыре, почему же он так стремился покинуть его стены.

(Реализация домашнего задания «Жизнь Мцыри в монастыре».

Ребята, кому же в поэме непонятен и чужд Мцыри?

Конечно же, монахам.

О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам .

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам главы 2,3,20,26 (слайд №13,14).

Итак, о чем думают монахи и о чем думает Мцыри?

(Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. На экране таблица, открыты только заголовки. Дети заполняют таблицу в тетради, а потом проверяют на экране).

Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем. Почему же все-таки они не стали спасителями?

(Ответы, размышления учащихся)

Обобщение учителя:

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обет», стать монахом, а это значит – отказаться от своих надежд, мечтаний, т.к. монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности. Это служение Богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет. Он мечтает вернуться на родину.

- Какой же предстает в воображении Мцыри, в его «живых снах» родина ? Какие чувства она в нем пробуждает? Обратимся к тексту. К какой главе?

-Выразительное чтение 7 главы (слайд №15)

А сейчас просмотрите видеоролик, который поможет вам еще лучше представить Грузию, куда так рвался герой поэмы.

(Видеоролик «Кавказ»)

Вспомните, у Лермонтова: «Грузия! Она цвела… в тени своих садов».

Такой далекой и желанной предстает родина в воображении Мцыри. Родина - это «чудный край тревог и битв», где люди вольные, как птицы. Здесь не говориться о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов, как и его герой видят Кавказ только с положительной стороны, где все близкое и родное. И что же происходит в жизни Мцыри?

(Он бежит из монастырского плена, совершает побег).

- Какова цель побега Мцыри?

Подтверждаем текстом.

а) Давным-давно задумал я/ Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,/ Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

б) Мою пылающую грудь/ Прижать с тоской к груди другой

Хоть не знакомой, но родной

в) Я мало жил, и жил в плену / Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог, Я променял бы, если смог

г) Я цель одну - /Пройти в родимую страну - /Имел в душе…

(вспомните отличительные черты романтизма в тетрадях. Одна черта:

- Поэма Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (глава 3, стр,328)

Я знал одной лишь думы власть…

В тот чудный мир тревог и битв.

Вывод: Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.

-Что же увидел и узнал Мцыри, вырвавшись на свободу? Об этом мы поговорим после вашей работы в парах. У вас на столах лежат листы с заданиями разного уровня сложности. Вы сами выбираете вариант (их 6). На выполнение задания отводится 5 минут. Кто будет читать, кто ответит на вопрос.

Выслушиваем ответы. Слайды части 2.

    Бегство из монастыря (лайд №1).

    Встреча с грузинкой (слайд №2).

    Бой с барсом (слайд №3).

    Роль пейзажа в поэме (слайд № 4).

    Анализ художественных средств (слайд № 5).

Я хочу обратить ваше внимание на новое для вас слово , которое несколько раз звучало на уроке. Кто был внимателен? Что это за слово? Подсказка: это форма изложения событий (исповедь).

-Запишите определение термина (слайд № 6).

(Она помогает поэту психологически правдоподобно, при этом постепенно раскрыть внутренний мир Мцыри, т.к. позволяет пережить вместе с ним все, что произошло: и монастырскую неволю, и радость свободы, и упоение от боя с барсом, и отчаяние от оттого, что не попал в родную страну).

    Работа со статьей В. Г. Белинского «Стихотворение Лермонтова».

Какой же вывод мы можем сделать, выслушав ребят?

(Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Каким словом объединяет Мцыри все свои переживания? Все это - жизнь!

« Что делал я на воле?» «Жил»

Что значит для героя жить для героя?

(находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать, и главное – испытывать блаженство « вольности святой».

-Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

А теперь я предлагаю обратится к эпиграфу поэмы. Перечитаем (слайд № 7). Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорным», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил запрет. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно уставший, в лесу обмакнул палку в соты медовые. Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Что же значат слова эпиграфа? Как вы его понимаете?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. По Библии нарушивший запрет умрет. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но не смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задает философский уровень исповеди: под медом поэт подразумевает сладость свободы. (вкусив сладость свободы, человек уже не сможет жить иначе)

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в той самый момент, когда это было всего опасней.

Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заточение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. (Что хотел сказать автор?)

Как вы думаете, почему поэма имеет открытый финал?

У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого свое мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

« Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

Тест. Контроль знаний по теме.

Оценки.

Домашнее задание (слайд № 8).

Написать сочинение-эссе на тему: «Кем стал для меня Мцыри?»

Подготовиться к тесту.

Мцыри был вывезен из родного горного поселения русским офицером. Мальчик заболел в дороге, и офицер оставил его в монастыре. Мальчика там вылечили и вырастили. Он жил с монахами. Они думали, что он тоже станет монахом. Но Мцыри вырос и понял, что не может жить в монастыре. Для него жизнь там была слишком спокойной и скучной. Он попытался сбежать, но вернулся. Он рассказывает монаху перед смертью о том, что хотел вернуться к себе домой. Для него жить - это быть свободным от монастыря. Он хочет жить в своей семье, биться с врагами, встречаться с девушкой, жить в горах, дышать горным воздухом. Он родился воином, он хочет вести жизнь воина и сражаться с врагами. Монастырь не мог дать ему всего этого. Он говорит старцу о том, что тот пришел в монастырь взрослым человеком, который уже в полной мере познал мирскую жизнь. Мцыри же почти не помнит мирской жизни. Он не знает, что такое драки, первая любовь, первый враг, первый бой. Он хочет узнать это все. Без этого для него нет жизни.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры